рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Многозначность против однозначности.

Многозначность против однозначности. - раздел Медицина, Поисковая активность, здоровье и психонейроиммунология. 12 Неосознаваемость Творческого Процесса Может Быть Объяснена И Иначе. ...

Неосознаваемость творческого процесса может быть объяснена и иначе.

Наше сознание неразрывно связано с речью, в которой выражается и закрепляется знание о собственном знании объективной реальности. И сознание и речь возникли на определенном уровне общественного развития для однозначного, недвусмысленного взаимопонимания между людьми. Без такого взаимопонимания был бы невозможен коллективный труд и связанный с ним человеческий прогресс. Поэтому сознание контролирует однозначную, внутренне непротиворечивую модель мира. Из всего неисчерпаемого богатства реальных связей между предметами и явлениями внешнего мира "вычерпываются» только некоторые, определенные. Это создает удобство для общения. Но действительный мир значительно богаче, чем его отражение в нашем сознании.

За рамками построенной модели остается все, что в нее не вписывается, что не может быть логически организовано и представлено в таком однозначном виде. Для того чтобы отразить все многообразие связей между явлениями и между самими людьми, нужен принципиально иной способ мышления. В отличие от словесно-логического, составляющего фундамент сознания, это мышление образное.

Каждый тип мышления может использовать и слова, и образы, но совершенно по-разному. Словесно-логическое мышление выделяет из всего обилия реальных связей между предметами и явлениями лишь немногие определенные и тем самым обеспечивает восприятие этих связей как однозначных. Образцом продукта такого мышления является хорошо написанный учебник или научная статья, где определения даны четко и недвусмысленно, а выводы логически следуют из предпосылок.

Но аналогичного эффекта можно достичь и при помощи образов. Например, в кинематографе известен "эффект Кулешова". Он состоит в том, что смысловое восприятие кадров зависит от их монтажной взаимосвязи: один и тот же кадр при определенном чередовании с другими воспринимается по-разному, но всегда строго однозначно соответствуя заданному контексту.

"Сцепление" образов здесь жестко детерминировано, и для такого "сцепления» выбираются только отдельные и вполне определенные свойства образа, вызывающие у зрителей одинаковые однозначные ассоциации. Так, чередуя одно и то же изображение человеческого лица со сценами погребения или со сценами пиршества, можно навязать зрителю впечатление, будто это не меняющееся лицо в первом случае выражает горе, а во втором — чувство голода.

Каждому знакомы произведения живописи или фильмы, сюжет которых пересказать легко. Но после такого пересказа никакого эстетического впечатления не остается. Так случается, когда произведения искусства создаются по законам словесно-логического мышления.

В отличие от этого основной особенностью образного мышления является одномоментное "схватывание" всех возможных связей между предметами и явлениями.

Из-за практической неисчерпаемости и разноплановости реальных внутренних и внешних связей явления мира приобретают свойство многозначности. Благодаря чему? Сам по себе образ, то есть непосредственное психическое отражение реальности, определенен и однозначен, так сказать, "равен самому себе". Он более однозначен, чем даже самое конкретное слово, ибо, как бы ни было конкретно слово, если оно находится вне уточняющего контекста, оно все же обладает свойством обобщения и не способно к тому полному и единственному соответствию, какое характерно для образа.

В то же время любой образ, как слепок реальности, неисчерпаемо богат и многогранен. Специфика образного контекста как раз в том, что все бесчисленные свойства, грани образа вступают во взаимосвязь со столь же многочисленными свойствами другого образа (или даже многих других), причем все эти связи завязываются одномоментно. При таком богатстве взаимодействий анализ невозможен. Совершенно очевидно, что такой контекст в противоположность логико-знаковому определяет многозначность всех составляющих его компонентов.

Попробуйте-ка связно объяснить ваши отношения со значимым для вас человеком, который одновременно вызывает у вас и чувство восхищения, и чувство зависти, и протест против этих обоих чувств, и притяжение, и отталкивание. Только рецепт приготовления кисло-сладкого мяса можно изложить исчерпывающе и ясно, а природу кисло-сладкого эмоционального отношения одного человека к другому невозможно объяснить на словах без серьезных потерь (разве что в стихах поэта масштаба Пастернака, но ведь это все равно не объяснение). И происходит это потому, что в основе таких сложных эмоциональных отношений, принципиально неоднозначных, лежат пересекающиеся и отрицающие друг друга связи. Естественным примером такой контекстуальной связи является связь образов в сновидении.

Когда мы видим сон, мы часто не сомневаемся в его важности и значимости и обычно целиком вовлечены в переживания, которые, как нам кажется, связаны с сюжетом сновидения. Но вот мы пересказываем сон достаточно подробно и с удивлением обнаруживаем, что ни у слушателей, ни даже у нас самих он не вызывает того чувства всепоглощенности, какое мы испытывали. При рассказе исчезло нечто важное, что не определяется сюжетом, причем самое замечательное, что мы еще какое-то время продолжаем переживать это "нечто", но передать это переживание в связном рассказе не удается. Это происходит потому, что многозначность, привнесенная образным мышлением, не только затрудняет выражение уловленных связей и зависимостей в логически упорядоченной словесной форме, но даже препятствует их сознанию. Создается очень своеобразная ситуация: мы владеем знанием, о котором ничего не знаем и которое, следовательно, не осознаем. Между тем способность "схватывать" действительно во всей ее сложности, многогранности и многозначности, во всем богатстве ее взаимосвязей — необходимое условие творчества.

В этом контексте небезынтересны многочисленные наблюдения о том, что творческая одаренность в разных видах деятельности коррелирует с чувством юмора. В удачной шутке, парадоксе, анекдоте всегда есть совмещение двух, иногда взаимоисключающих значений.

Эти теоретические рассуждения хорошо иллюстрируются анализом психологических методов, нацеленных на выявление творческих способностей.

Самый из них известный — тест Гилфорда. Тест этот состоит в следующем: человеку дают список названий (или рисунки) целого ряда предметов обихода, таких как утюг, плечики для одежды, сковородка и т.п., и его просят указать все мыслимые способы использования этих предметов не только по их прямому назначению. Чем больше вариантов предлагает испытуемый, чем больше среди них нестандартных и необычных, тем выше оцениваются его творческие способности. В жизни иногда спонтанно происходит выполнение теста Гилфорда. Рассказывают, что один российский командировочный в Париже, не имея возможности ходить в кафе и не имея денег даже на покупку сковородки, ухитрялся жарить яичницу на электрическом утюге, разбивая яйца над этой импровизированной сковородой, включенной в сеть.

Но что по существу выявляет этот тест? Он выявляет способность человека освободиться от стереотипа, от однозначного контекста ("утюг — прибор для глажения белья", "сковорода нужна для поджаривания пищи"), от единственности связи, соединяющей два предмета, — и перейти к множественности связей данного предмета со многими другими, т.е. к созданию многозначного контекста. Однажды В. Л. Райков проводил исследование теста Гилфорда у испытуемых, которым в состоянии гипноза внушили, что они выдающиеся, ярко одаренные личности. До гипноза они обычно выполняли этот тест на весьма среднем уровне, называя 2-3 способа использования каждого предмета. В состоянии же гипноза не только увеличивалось общее число предложений, но они менялись качественно: испытуемый не включал в свои ответы те предложения по использованию предметов, которые давал до гипноза. На вопрос экспериментатора, почему ему не приходит в голову, например, такой простой способ, который был назван первым до гипноза, испытуемый отвечал: "Но это же банальность!

Зачем я буду давать вам очевидные, банальные ответы?".

Эксперимент этот не только подтверждает, что в состоянии гипноза расширяются возможности правополушарного стиля мышления, но и показывает, что при внушении творческой личности у человека меняется самооценка, самовосприятие. Восприятие себя как человека творческого является важнейшим компонентом творческого акта. Это вовсе не означает отсутствия критики к результатам собственной деятельности. Напротив, по-настоящему творчески одаренные люди весьма критичны к результатам собственного творчества. Но есть одно важное условие — эта критичность проявляется только после "инсайта", после озарения, когда новое уже создано, а не в процессе его зарождения. Критическое отношение — свойство левого полушария мозга, достояние сознания. В момент же зарождения нового (идеи или образа) правое полушарие должно быть свободно от безжалостного критиканства приземленного и ограниченного сознания. Оно должно иметь право на полет, на бесчисленные пересечения и столкновения образов в планетарном пространстве правого полушария, ибо только из этих столкновений может быть высечена искра озарения.

Такую свободу от критики сознания человек может приобрести либо в особых состояниях сознания (гипноз, медитация), либо благодаря исключительному доверию к собственной интуиции, к творческому началу в себе. Вера в собственную незаурядность — исходное условие творчества.

Поэтому лишены всякого смысла ханжеские разговоры о высокой моральной ценности скромности — идея эта рождена ничтожествами, стремящимися уровнять с собой людей выдающихся. Скромный талант — это бенгальский огонь, он не зажигает. Без ощущения в себе сил, превосходящих обычные, человек не способен к тому упорному поиску, не считающемуся с потерями и поражениями, без которого творчество немыслимо. Без ощущения творческого всемогущества человек не рискнет провозгласить то, что еще не понятно и не принято современниками. Однако это чувство никак не связано со стремлением продемонстрировать свое превосходство перед другими людьми, с тенденцией уничтожать их и третировать. Совсем напротив — безвкусное противопоставление себя другим и стремление утвердиться за счет других всегда является следствием глубоко скрытого мучительного комплекса неполно ценности, который человек стремится преодолеть, унижая других. Тот, кто знает себе цену и высоко себя ставит, не унизится до демонстрации превосходства — ему вполне хватает его самоощущения. Более того, это самоощущение нередко способствует доброжелательности и приветливости, которые так естественно вытекают из внутренней гармонии.

Впрочем, это вовсе не значит, что человек творческий всегда доволен плодами своих трудов. Он счастлив ощущением внутренней силы, а результаты ее проявления в конкретном виде деятельности, напротив, нередко вызывают разочарование. Оно бывает порой настолько сильным, что есть стремление перечеркнуть дело собственных рук, и восторги других лишь в очень слабой степени способны смягчить это разочарование. В чем же его причина?

Как бы замечателен ни был продукт творчества (научная идея, воплощенная в статью, музыкальная композиция, картина или поэтический шедевр), это всегда только бледная копия — нет, не замысла, а того живого образа идеального воплощения, который сформировался в пространстве образного, правополушарного мышления. Перевести его без потерь на нотную линейку, бумагу или холст не удается никому и никогда, уже потому хотя бы, что этот образ соткан из слишком большого числа пересекающихся связей, слишком многомерен и многозначен, чтобы быть зафиксированным и "пришпиленным", как бабочка, к своему "материальному носителю". Чем-то приходится жертвовать, и это всегда жертва качества. От этой жертвы в выигрыше оказывается культура и человечество (иначе ни один образ так и не превратился бы из "вещи в себе" в "вещь для нас"), но нередко в проигрыше остается сам творец: есть ложная надежда, что он еще более приблизится к идеальному образцу, более полному и гармоничному и имеющему лишь один недостаток — он существует только для самого творца, да и то в невыразимой форме. А когда уже произошло отторжение образа от духовной жизни творца, он может убедиться, сколь несовершенен этот слепок. И ничья похвала не перевешивает этого трагичного внутреннего видения, хотя похвала и необходима для притупления боли от несовпадения.

Но продукт подлинного качества — это бледный слепок с идеала только для автора. Для других — это озарение и прорыв в новое пространство.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Поисковая активность, здоровье и психонейроиммунология. 12

Сновидения гипноз и деятельность мозга... Оглавление... Об авторе...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Многозначность против однозначности.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Об авторе.
В. С. Ротенберг получил медицинское образование и специализировался в области психиатрии. Принимал участие в разработке концепций психологической защиты; изучал измененные состояния сознания, в час

Поисковая активность, сон и устойчивость организма.
Пришлю вам сборник. Вы подождите. Пришлю нескоро, не обессудьте. Но вы с собой его не носите, В нагрудный карман его не суйте. А вы поставьте его на пол

Поисковая активность, здоровье и психонейроиммунология.
Закон равновесия мною нарушен, За полное счастье возмездия жду. Но долго душа не имела отдушин, Теперь на нее не накинешь узду. Так жаждущий тащит ведро из колод

Самовосприятие и поисковое поведение.
Художник умолкает в первый раз, Когда, не одолев душевной лени, Он обесценит золотой запас Не впечатлений — жажды впечатлений. Пусть равнодушие продлится час —

Поисковая активность и социальная патология.
Ничтожества непогрешимы. Я спорить с ними не берусь. Их карликовые вершины Намного выше, чем Эльбрус. Они спокойны и упрямы, И добродетельна их месть.

Философия иллюзий, или надо ли смотреть правде в глаза.
Мы живем, точно редкие птицы, В позолоченной клетке, красивой и прочной, Построенной нами нарочно, чтоб ею гордиться. И нам в ней уютно, пока Неловкая чья-то рук

Поисковая активность и проблемы обучения и воспитания.
Я решил доиграть. До последнего хода. До мата. Без постыдной надежды на чей-то случайный зевок. Отнестись бы к игре, как меня обучали когда-то — Чтоб с

Поведение и расщепленный мозг.
Застывший мир, застывший страх. А где-то у его границы Другой, расколотый в горах, Взлететь готовый и разбиться. Два мира разделил провал, Два — друг бе

Разные формы отношений между сознательным и бессознательным.
Мои доводы убедительны. Аргументы многим знакомы. Чуть надменно, чуть снисходительно Утверждаю я аксиомы. Удивительны только тем они, Что уже через пять

Мозг и две стратегии мышления: парадоксы и гипотезы.
Мы могли уйти по-английски, По английски невозмутимы, От друзей наших — самых близких, И от женщин — самых любимых. Мы умели всех бесшабашней Разрушать

Межполушарная асимметрия мозга и проблема интеграции культур.
Обычный день, обычный лес, И в отдаленьи — гор громада. Каких здесь ожидать чудес? Во что здесь вглядываться надо? Но — обособлен каждый ствол И каждая

Стратегия мышления и функциональная асимметрия мозга.
После первых исследований Р. Сперри и его коллег, проведенных на лицах с расщепленным мозгом, стало общепризнанным, что логико-знаковое мышление тесно связано с механизмами левого полушария, а обра

Два типа мышления и особенности культуры.
Конкретные соотношения двух типов мышления у индивида (относительное доминирование того или иного) во многом определяются культурными особенностями и традициями среды, и среда закрепляет их по меха

Уровень активации и степень латерализации функций.
И все, что найдено во тьме наощупь — Грудь женщины и тон случайной фразы, И слово, приходящее так сразу — Все кажется вещественней и проще. И то, что мы от мрака

Межполушарная асимметрия и сновидения.
Сны распадаются утром, Как серебро под лучом. Это устроено мудро, И солнечный свет не причем. Смутных чудес очевидцы. Были бы мы смущены, Если

Особенности образного мышления.
Как ослепительно светло! И ощущение такое, Что это вовсе не стекло, А неба глубь над головою. Жизнь опьяняюще легка, Нет начинаний безнадежных

Функциональная асимметрия мозга и речь.
Слова скучны, как дождь за окнами. Я чувствую их холод гладкий. И чудится — червями мокрыми Сползают капли вдоль лопатки. Зануда — дождь, хоть горло режь ему,

Два полушария и память.
Только то и остается, что рассеяно, Что рассыпано повсюду и нигде, Что вам губы увлажнит в тумане северном, А не в ливневом тропическом дожде. Только то и остает

Творчество.
Неясную печаль рождает в нас Моне. Печаль, что нам не жить внутри его картины. Что мы свой странный путь прошли до половины, От Монжероновского сада в стороне. Т

Восприятие как сотворчество.
Многозначимость мышления свойственна, однако, отнюдь не только высокотворческим личностям — в той или иной степени такую способность обнаруживают все в процессе восприятия произведений большого иск

Единство противоположностей.
Было бы, однако, грубым упрощением только противопоставлять творческий процесс сознанию. Между тем именно такие воззрения довольно широко распространены среди тех представителей психологии и искусс

Парадоксы творчества.
Что легче — создавать новое или двигаться проторенными путями? Что утомляет больше — рутина или творческая активность? Поскольку творчество всегда встречалось неизмеримо реже и ценилось намного выш

Мозг и мышление: "Я" защищает "Я" (о психологической защите).
А может быть, никто не умирал... Под занавес, на гаснущем экране, Он явится, чтоб изменить финал, И вспыхнет свет, а мы вздохнем и встанем. Ведь это только выдум

Психологические проблемы психотерапии.
Ты не прав, ты совсем не прав. Взрослым тоже сказка нужна. Есть у каждого свой удав, Уместивший в себе слона. И у каждого — свой цветок, И в пустыне вод

Слабость образного мышления: проявления и последствия.
Вы видели в толпе слепых? Их к небу поднятые лица? Как будто от забот земных Им удалось освободиться. Чтоб вверх глядеть, на облака, И не споткнуться о

Восстановление образного мышления.
Серьезный разговор смягчить веселой шуткой С терпеньем слушать тех, чьи рассуждения злят, И уловить душой, к чужой улыбке чуткой, Где нужен парадокс, а где — лукавый взгл

Гипноз — мост к непознанному.
Очерчен круг магический пред Вием, Звучат заклятья, и, хоть ночь глуха, Опять неуязвимыми живые Продержатся до пенья петуха. Но — все не так. Бледна, ка

Самовосприятие ("образ Я") и психологические механизмы зависимых отношений.
Я все понимаю, Но Вам это лучше не знать. Почти как немая Вы силитесь что-то сказать. Нельзя мне помочь Вам Уж лучше я буду жесток, Чтоб зыбкая

Шизофрения — психобиологическая проблема.
В поисках вечных истин, В поисках новой сказки, Художники брали кисти, В цвета превращали краски. Мозг — это их белила. Кровь — это их кармин.

Две стороны мозга и парапсихология.
Мы не кричим и не шепчем. Мы голосом, чуть глухим, Как о давно прошедшем, О будущем говорим. И тоном совсем обыденным — Ведь удивлять не надо нам —

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги