рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Восприятие как сотворчество.

Восприятие как сотворчество. - раздел Медицина, Поисковая активность, здоровье и психонейроиммунология. 12 Многозначимость Мышления Свойственна, Однако, Отнюдь Не Только Высокотворческ...

Многозначимость мышления свойственна, однако, отнюдь не только высокотворческим личностям — в той или иной степени такую способность обнаруживают все в процессе восприятия произведений большого искусства.

В том же кинематографе мы постоянно сталкиваемся с явлением, прямо противоположным "эффекту Кулешова", когда, казалось бы, вполне определенные образы монтируются и взаимодействуют так, что создаются почти невыразимые, но вместе с тем очень сильные впечатления. Ту же функцию выполняют в поэзии метафоры и художественные сравнения. Между двумя сопоставляемыми образами бессознательно для читателя устанавливается множество связей, обогащая каждый образ и выводя его за пределы привычного представления. Благодаря этому образы приобретают свойство многозначности.

Сказанное в полной мере относится к живописи. Сказать, что на картине Рембрандта "Ассур, Аман и Эсфирь" изображено разоблачение в присутствии царя коварных замыслов министра, значит не только ничего не сказать о картине, но даже сказать неправду. Впечатление, производимое картиной, связано с улавливанием тонких и сложных отношений между всеми героями.

Достаточно сказать, что разоблачение дается Эсфири совсем не легко — это не ее роль, и она вынуждена переступить через всю свою естественную женственность и тем самым удивить и, может быть, даже насторожить царя, которого любит. Это далеко не простая победа и для самой Эсфири, может быть, даже не совсем победа, как и любая победа над собой. Нежная красота, без которой был бы невозможен успех, находится в неразрешимом противоречии с самой необходимостью разоблачения.

А разве не так обстоит дело с образами великой литературы? На альтернативный вопрос Гамлета "Быть или не быть?" нет однозначного ответа — недаром до сих пор не исчерпаны самые противоречивые трактовки этого образа.

Вот почему для восприятия произведений искусства характерна диссоциация между очень сильным и сложным впечатлением, с одной стороны, и невозможностью целиком выразить это впечатление в словах — с другой.

Может возникнуть вопрос: не являются ли основной причиной такой диссоциации просто ограниченные возможности нашей речи? Раз мы знаем, что наши впечатления богаче того, что мы высказали, правомочно ли говорить о недостаточном осознании впечатления, произведенного сновидением, картиной?

Может быть, следует говорить всего лишь о неумении, неспособности выразить вполне осознанное впечатление? Опыт искусствоведения показывает, что это не так. Когда мы знакомимся с выдающимися работами искусствоведов и литературоведов, посвященными крупным художественным произведениям, мы испытываем острое наслаждение неожиданного, удивленного узнавания. В хорошо, казалось бы, известном нам произведении мы с удивлением обнаруживаем новые грани и качества. Оно поворачивается к нам неожиданной стороной. Это новое в хорошо известном должно было бы вызывать сомнение, настороженность и сопротивление. И если анализ вопреки своей новизне и неожиданности оказывается для нас убедительным, то это значит, что мы уже были готовы его принять, что подспудно в нас жило это знание, хотя мы и не осознавали его. Убедительность новых научных теорий отчасти обусловлена, вероятно, теми же самыми закономерностями.

Думаю, именно это чувство имеют в виду представители точных наук, когда говорят о красоте новой идеи. Ее восприятие как гармоничное тесно связано с чувством изумленного узнавания — именно гармония и узнается.

Никакая самая искусная имитация творчества ни в науке, ни в искусстве это чувство не вызовет — будет впечатление нового, удивительного, необычного — но чуждого.

Для чувства изумленного узнавания нужно совпадение образа произведения с подспудно сформировавшимся образом в мозгу воспринимающего — и величайшей заслугой творца является способность вывести этот образ на свет из мрака бессознательного.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Поисковая активность, здоровье и психонейроиммунология. 12

Сновидения гипноз и деятельность мозга... Оглавление... Об авторе...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Восприятие как сотворчество.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Об авторе.
В. С. Ротенберг получил медицинское образование и специализировался в области психиатрии. Принимал участие в разработке концепций психологической защиты; изучал измененные состояния сознания, в час

Поисковая активность, сон и устойчивость организма.
Пришлю вам сборник. Вы подождите. Пришлю нескоро, не обессудьте. Но вы с собой его не носите, В нагрудный карман его не суйте. А вы поставьте его на пол

Поисковая активность, здоровье и психонейроиммунология.
Закон равновесия мною нарушен, За полное счастье возмездия жду. Но долго душа не имела отдушин, Теперь на нее не накинешь узду. Так жаждущий тащит ведро из колод

Самовосприятие и поисковое поведение.
Художник умолкает в первый раз, Когда, не одолев душевной лени, Он обесценит золотой запас Не впечатлений — жажды впечатлений. Пусть равнодушие продлится час —

Поисковая активность и социальная патология.
Ничтожества непогрешимы. Я спорить с ними не берусь. Их карликовые вершины Намного выше, чем Эльбрус. Они спокойны и упрямы, И добродетельна их месть.

Философия иллюзий, или надо ли смотреть правде в глаза.
Мы живем, точно редкие птицы, В позолоченной клетке, красивой и прочной, Построенной нами нарочно, чтоб ею гордиться. И нам в ней уютно, пока Неловкая чья-то рук

Поисковая активность и проблемы обучения и воспитания.
Я решил доиграть. До последнего хода. До мата. Без постыдной надежды на чей-то случайный зевок. Отнестись бы к игре, как меня обучали когда-то — Чтоб с

Поведение и расщепленный мозг.
Застывший мир, застывший страх. А где-то у его границы Другой, расколотый в горах, Взлететь готовый и разбиться. Два мира разделил провал, Два — друг бе

Разные формы отношений между сознательным и бессознательным.
Мои доводы убедительны. Аргументы многим знакомы. Чуть надменно, чуть снисходительно Утверждаю я аксиомы. Удивительны только тем они, Что уже через пять

Мозг и две стратегии мышления: парадоксы и гипотезы.
Мы могли уйти по-английски, По английски невозмутимы, От друзей наших — самых близких, И от женщин — самых любимых. Мы умели всех бесшабашней Разрушать

Межполушарная асимметрия мозга и проблема интеграции культур.
Обычный день, обычный лес, И в отдаленьи — гор громада. Каких здесь ожидать чудес? Во что здесь вглядываться надо? Но — обособлен каждый ствол И каждая

Стратегия мышления и функциональная асимметрия мозга.
После первых исследований Р. Сперри и его коллег, проведенных на лицах с расщепленным мозгом, стало общепризнанным, что логико-знаковое мышление тесно связано с механизмами левого полушария, а обра

Два типа мышления и особенности культуры.
Конкретные соотношения двух типов мышления у индивида (относительное доминирование того или иного) во многом определяются культурными особенностями и традициями среды, и среда закрепляет их по меха

Уровень активации и степень латерализации функций.
И все, что найдено во тьме наощупь — Грудь женщины и тон случайной фразы, И слово, приходящее так сразу — Все кажется вещественней и проще. И то, что мы от мрака

Межполушарная асимметрия и сновидения.
Сны распадаются утром, Как серебро под лучом. Это устроено мудро, И солнечный свет не причем. Смутных чудес очевидцы. Были бы мы смущены, Если

Особенности образного мышления.
Как ослепительно светло! И ощущение такое, Что это вовсе не стекло, А неба глубь над головою. Жизнь опьяняюще легка, Нет начинаний безнадежных

Функциональная асимметрия мозга и речь.
Слова скучны, как дождь за окнами. Я чувствую их холод гладкий. И чудится — червями мокрыми Сползают капли вдоль лопатки. Зануда — дождь, хоть горло режь ему,

Два полушария и память.
Только то и остается, что рассеяно, Что рассыпано повсюду и нигде, Что вам губы увлажнит в тумане северном, А не в ливневом тропическом дожде. Только то и остает

Творчество.
Неясную печаль рождает в нас Моне. Печаль, что нам не жить внутри его картины. Что мы свой странный путь прошли до половины, От Монжероновского сада в стороне. Т

Многозначность против однозначности.
Неосознаваемость творческого процесса может быть объяснена и иначе. Наше сознание неразрывно связано с речью, в которой выражается и закрепляется знание о собственном знании объективной ре

Единство противоположностей.
Было бы, однако, грубым упрощением только противопоставлять творческий процесс сознанию. Между тем именно такие воззрения довольно широко распространены среди тех представителей психологии и искусс

Парадоксы творчества.
Что легче — создавать новое или двигаться проторенными путями? Что утомляет больше — рутина или творческая активность? Поскольку творчество всегда встречалось неизмеримо реже и ценилось намного выш

Мозг и мышление: "Я" защищает "Я" (о психологической защите).
А может быть, никто не умирал... Под занавес, на гаснущем экране, Он явится, чтоб изменить финал, И вспыхнет свет, а мы вздохнем и встанем. Ведь это только выдум

Психологические проблемы психотерапии.
Ты не прав, ты совсем не прав. Взрослым тоже сказка нужна. Есть у каждого свой удав, Уместивший в себе слона. И у каждого — свой цветок, И в пустыне вод

Слабость образного мышления: проявления и последствия.
Вы видели в толпе слепых? Их к небу поднятые лица? Как будто от забот земных Им удалось освободиться. Чтоб вверх глядеть, на облака, И не споткнуться о

Восстановление образного мышления.
Серьезный разговор смягчить веселой шуткой С терпеньем слушать тех, чьи рассуждения злят, И уловить душой, к чужой улыбке чуткой, Где нужен парадокс, а где — лукавый взгл

Гипноз — мост к непознанному.
Очерчен круг магический пред Вием, Звучат заклятья, и, хоть ночь глуха, Опять неуязвимыми живые Продержатся до пенья петуха. Но — все не так. Бледна, ка

Самовосприятие ("образ Я") и психологические механизмы зависимых отношений.
Я все понимаю, Но Вам это лучше не знать. Почти как немая Вы силитесь что-то сказать. Нельзя мне помочь Вам Уж лучше я буду жесток, Чтоб зыбкая

Шизофрения — психобиологическая проблема.
В поисках вечных истин, В поисках новой сказки, Художники брали кисти, В цвета превращали краски. Мозг — это их белила. Кровь — это их кармин.

Две стороны мозга и парапсихология.
Мы не кричим и не шепчем. Мы голосом, чуть глухим, Как о давно прошедшем, О будущем говорим. И тоном совсем обыденным — Ведь удивлять не надо нам —

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги