рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Философия иллюзий, или надо ли смотреть правде в глаза.

Философия иллюзий, или надо ли смотреть правде в глаза. - раздел Медицина, Поисковая активность, здоровье и психонейроиммунология. 12 Мы Живем, Точно Редкие Птицы, В Позолоченной Клетке, Красивой И Проч...

Мы живем, точно редкие птицы,

В позолоченной клетке, красивой и прочной,

Построенной нами нарочно, чтоб ею гордиться.

И нам в ней уютно, пока

Неловкая чья-то рука не высыпет мимо любимые спелые зерна.

Тогда мы нередко

Ломаем клетку

И строим другую,

Такую,

В которой просторно, чтоб зерна в нее попадали как в самом начале.

Принципы Ж. Преверу

"Предположим тебе удалось пробить головой стену. Что ты будешь делать в соседней камере?"

Станислав Ежи Лец

Я давно люблю и цитирую этот едкий, мудрый, скептичный и такой еврейский афоризм пана Станислава. Мне всегда казалось, что ясное понимание неизбежного наличия "соседней камеры" свидетельствует о трезвости взгляда на мир, об умении "смотреть правде в глаза" и ничем не обольщаться. И лишь недавно я ясно и с удивлением осознал, что все эти высоко ценимые мною качества никогда не мешали мне упорно биться головой в стенку, испытывая прочность того и другого. Более того, я всегда высоко ценил в других эту готовность к бессмысленному, казалось бы, пробиванию стен, и меня удручало, когда мои друзья делали слишком уж прагматичные выводы из цитированного афоризма и предпочитали довольствоваться той камерой, в которой уже сидели, оберегая собственную голову и чужую стену.

Как совместить мое безоговорочное согласие с позицией Ежи Леца и мою полную неспособность принять эту позицию как руководство к действию?

Мешает ли мне принять ее мой еврейский иррациональный темперамент, не желающий считаться с реальностью, или есть на то другие, менее субъективные и более основательные причины?

За очевидной непоследовательностью моего поведения стоят некоторые фундаментальные психологические законы, которые делают достойной обсуждения частную подробность моей биографии. Прежде всего опишем один психологический эксперимент. Группе здоровых испытуемых и группе больных депрессией предлагалось выполнить серию не очень сложных технических задач. Особенность эксперимента состояла в том, что результативность испытуемого при выполнении этих задач зависела не только от его усилий и умения, но и от скрытого вмешательства экспериментатора, который мог способствовать успеху или, напротив, неудаче. Таким образом, ситуация не полностью контролировалась испытуемым, и он был предупрежден, что возможно вмешательство внешних факторов, влияющих на решение, но не знал, как часто эти факторы будут вмешиваться. Именно это и предлагалось ему оценить по завершении эксперимента. Иными словами, ему предлагалось определить, в какой степени он сам контролировал ситуацию, а в какой степени ситуация была под контролем внешних сил. Предполагалось, что здоровые испытуемые оценят ситуацию более адекватно, чем депрессивные больные; ожидалось, что больные в силу их пассивности и низкой самооценки, будут чаще приписывать себе ответственность за неудачи, тогда как успех будут воспринимать как следствие внешних воздействий.

Результат эксперимента опроверг это предположение и вызвал изумление экспериментаторов. Оказалось, что депрессивные больные значительно точнее оценивают степень своего контроля над ситуацией, причем не только при неудачах, но и в случае успеха. Здоровые же испытуемые продемонстрировали явно выраженную тенденцию переоценивать собственный вклад в успех и считали, что это они контролируют ситуацию и добиваются удач, хотя на самом деле экспериментатор им подыгрывал. Таким образом, здоровые люди оказались склонны к необоснованному оптимизму и завышению своих возможностей, тогда как депрессивные больные проявили неожиданную точность в своих оценках и самооценках.

Этот эксперимент поставил психологов перед очень серьезной проблемой.

Рассматривая способность к объективному восприятию реальности как высшую самостоятельную ценность, известный американский психолог проф. Селигман пришел к выводу, что депрессия имеет положительную сторону: она позволяет объективнее воспринимать реальность, освобождает от необоснованного оптимизма, искажающего восприятие. Селигман даже предположил, что из-за этого ценного качества умеренная депрессия имеет важное приспособительное значение и именно поэтому не исчезла в процессе эволюции. Подразумевается, что всем нам не худо быть немного депрессивными и благодаря этому — более реалистичными.

Однако врачу-психиатру очень трудно согласиться с такой позицией.

Прежде всего, депрессия, даже умеренно выраженная, сопряжена с душевным страданием и уже по одному этому не может быть "рекомендована" человеку.

Во-вторых, известно, что депрессия снижает сопротивляемость организма ко всем вредным воздействиям, способствует возникновению соматических заболеваний, вплоть до самых тяжелых, снижает адаптивные способности организма и в силу всех этих причин не может играть никакой положительной, приспособительной роли в эволюции. В-третьих, если даже депрессия способствует более объективному взгляду на себя и на мир, этот взгляд не имеет практического значения, ибо депрессия одновременно блокирует активное поведение, так что никакой, самый трезвый подход к действительности не может реализоваться в поведении и привести к изменению ситуации в желательном направлении. А зачем в таком случае "видеть все, как есть" — право же, это только способствует дополнительным мучениям, что характерно для депрессии.

Но в таком случае остается предположить нечто противоположное: неспособность к строго объективному восприятию реальности, оптимистический взгляд на вещи и на самого себя, завышенное представление о собственных возможностях и о способности контролировать ситуацию — все эти особенности присущи здоровому человеку потому, что позволяют ему активнее бороться с трудностями и бросать миру вызов вопреки отсутствию твердых, гарантированных шансов на выигрыш. В самом деле — ни одна задача, требующая нестандартного, творческого подхода, и впрямь ведь не имеет очевидных решений и "объективно" выглядит неразрешимой, поскольку ни разу не была решена в прошлом. И почти любой риск, без которого невозможно ни одно серьезное начинание, представляется неоправданным с точки зрения холодной логики и подсчета всех "за" и "против" — до тех пор, пока его не оправдает вовсе негарантированный вначале успех. Это значит, что реальность нельзя оценивать как статичную, то есть по тем ее признакам, которые она проявляет на данный момент, — в ее оценку должен имплицитно входить также и учет предполагаемой активности человека по изменению реальности, и этот параметр остается субъективным и сомнительным до тех пор, пока не реализуется. Его нельзя учесть вполне объективно — но, с другой стороны, его нельзя и не учитывать. А для того, чтобы ничто не помешало этому потенциалу реализоваться, человек должен сохранять оптимистический взгляд на свои возможности.

Вера в собственные возможности, оптимизм, пусть даже несколько избыточный с позиции трезвого наблюдателя, необходимы для проявления поискового поведения. Между тем, даже в тех случаях, когда эта активность не приводит к успешному решению реальных задач, один бесспорный выигрыш она гарантирует — выигрыш в здоровье, ибо сам процесс поиска как таковой повышает сопротивляемость организма к любым вредным факторам ("не догоню, так хоть согреюсь"). Так что же, в конечном счете, предпочтительней: объективно оценить задачу как неразрешимую, а свои возможности как недостаточные, отказаться от поиска решения и в результате утратить не только шанс на решение задачи, но и ухудшить собственное здоровье — или подойти к проблеме с неоправданным оптимизмом, включиться в активное ее решение и по крайней мере выиграть такую непреходящую ценность, как здоровье, а там, глядишь, и создать своей активностью неучтенные, да и не существовавшие ранее шансы на выигрыш? Ответ представляется однозначным, и именно поэтому здоровые люди, в отличие от больных депрессией, видят мир в более розовых тонах, чем он объективно того заслуживает. Есть правда объективного, компьютерного учета всех статичных факторов реальности — и есть более высокая истина динамичного поиска, который эту реальность преобразует.

Для предельного обострения проблемы приведем следующий пример. Каждый человек смертен, и перед неизбежностью собственного исчезновения любая активность может считаться бессмысленной. Это — объективная реальность, и депрессивные больные нередко ее осознают. Но здоровые люди наделены способностью игнорировать эту реальность и продолжать активное поведение, руководствуясь иллюзией бессмертия, воспринимая неминуемую смерть как абстракцию. Если бы не эта иллюзия, не этот необоснованный оптимизм, смерть каждого из нас наступила бы раньше, из-за отчаяния и депрессии. Но еще важнее, что остановилось бы все развитие человечества, имеющее гораздо большее значение, чем судьба каждого из нас в отдельности, ибо все общество превратилось бы в большую палату депрессивных больных.

Следовательно, тот факт, что за стеной находится соседняя камера, отнюдь не означает, будто биться головой о стену совершенно нелепо — глядишь, в результате и камера расширится. Так действует этот закон на уровне индивидуальной психологии. Так же действует он и на уровне социальной психологии больших групп, одним из ярких примеров чего является создание государства Израиль — разве объявление независимости в реальных условиях 1948 года не было проявлением необоснованного оптимизма по отношению к реальности? Однако само объявление независимости изменило эту реальность — по меньшей мере, изменило психологический климат, и это оказалось решающим. "Тот, кто не верит в чудо, не может считаться в Израиле реалистом", — сказал Бен-Гурион, и в этом парадоксе заключена глубокая психологическая правда, ибо вера в чудо (т.е. "необоснованный оптимизм"), определяя человеческую активность, способна эту реальность изменить. И поэтому другим названием этой главы могло бы быть:

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Поисковая активность, здоровье и психонейроиммунология. 12

Сновидения гипноз и деятельность мозга... Оглавление... Об авторе...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Философия иллюзий, или надо ли смотреть правде в глаза.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Об авторе.
В. С. Ротенберг получил медицинское образование и специализировался в области психиатрии. Принимал участие в разработке концепций психологической защиты; изучал измененные состояния сознания, в час

Поисковая активность, сон и устойчивость организма.
Пришлю вам сборник. Вы подождите. Пришлю нескоро, не обессудьте. Но вы с собой его не носите, В нагрудный карман его не суйте. А вы поставьте его на пол

Поисковая активность, здоровье и психонейроиммунология.
Закон равновесия мною нарушен, За полное счастье возмездия жду. Но долго душа не имела отдушин, Теперь на нее не накинешь узду. Так жаждущий тащит ведро из колод

Самовосприятие и поисковое поведение.
Художник умолкает в первый раз, Когда, не одолев душевной лени, Он обесценит золотой запас Не впечатлений — жажды впечатлений. Пусть равнодушие продлится час —

Поисковая активность и социальная патология.
Ничтожества непогрешимы. Я спорить с ними не берусь. Их карликовые вершины Намного выше, чем Эльбрус. Они спокойны и упрямы, И добродетельна их месть.

Поисковая активность и проблемы обучения и воспитания.
Я решил доиграть. До последнего хода. До мата. Без постыдной надежды на чей-то случайный зевок. Отнестись бы к игре, как меня обучали когда-то — Чтоб с

Поведение и расщепленный мозг.
Застывший мир, застывший страх. А где-то у его границы Другой, расколотый в горах, Взлететь готовый и разбиться. Два мира разделил провал, Два — друг бе

Разные формы отношений между сознательным и бессознательным.
Мои доводы убедительны. Аргументы многим знакомы. Чуть надменно, чуть снисходительно Утверждаю я аксиомы. Удивительны только тем они, Что уже через пять

Мозг и две стратегии мышления: парадоксы и гипотезы.
Мы могли уйти по-английски, По английски невозмутимы, От друзей наших — самых близких, И от женщин — самых любимых. Мы умели всех бесшабашней Разрушать

Межполушарная асимметрия мозга и проблема интеграции культур.
Обычный день, обычный лес, И в отдаленьи — гор громада. Каких здесь ожидать чудес? Во что здесь вглядываться надо? Но — обособлен каждый ствол И каждая

Стратегия мышления и функциональная асимметрия мозга.
После первых исследований Р. Сперри и его коллег, проведенных на лицах с расщепленным мозгом, стало общепризнанным, что логико-знаковое мышление тесно связано с механизмами левого полушария, а обра

Два типа мышления и особенности культуры.
Конкретные соотношения двух типов мышления у индивида (относительное доминирование того или иного) во многом определяются культурными особенностями и традициями среды, и среда закрепляет их по меха

Уровень активации и степень латерализации функций.
И все, что найдено во тьме наощупь — Грудь женщины и тон случайной фразы, И слово, приходящее так сразу — Все кажется вещественней и проще. И то, что мы от мрака

Межполушарная асимметрия и сновидения.
Сны распадаются утром, Как серебро под лучом. Это устроено мудро, И солнечный свет не причем. Смутных чудес очевидцы. Были бы мы смущены, Если

Особенности образного мышления.
Как ослепительно светло! И ощущение такое, Что это вовсе не стекло, А неба глубь над головою. Жизнь опьяняюще легка, Нет начинаний безнадежных

Функциональная асимметрия мозга и речь.
Слова скучны, как дождь за окнами. Я чувствую их холод гладкий. И чудится — червями мокрыми Сползают капли вдоль лопатки. Зануда — дождь, хоть горло режь ему,

Два полушария и память.
Только то и остается, что рассеяно, Что рассыпано повсюду и нигде, Что вам губы увлажнит в тумане северном, А не в ливневом тропическом дожде. Только то и остает

Творчество.
Неясную печаль рождает в нас Моне. Печаль, что нам не жить внутри его картины. Что мы свой странный путь прошли до половины, От Монжероновского сада в стороне. Т

Многозначность против однозначности.
Неосознаваемость творческого процесса может быть объяснена и иначе. Наше сознание неразрывно связано с речью, в которой выражается и закрепляется знание о собственном знании объективной ре

Восприятие как сотворчество.
Многозначимость мышления свойственна, однако, отнюдь не только высокотворческим личностям — в той или иной степени такую способность обнаруживают все в процессе восприятия произведений большого иск

Единство противоположностей.
Было бы, однако, грубым упрощением только противопоставлять творческий процесс сознанию. Между тем именно такие воззрения довольно широко распространены среди тех представителей психологии и искусс

Парадоксы творчества.
Что легче — создавать новое или двигаться проторенными путями? Что утомляет больше — рутина или творческая активность? Поскольку творчество всегда встречалось неизмеримо реже и ценилось намного выш

Мозг и мышление: "Я" защищает "Я" (о психологической защите).
А может быть, никто не умирал... Под занавес, на гаснущем экране, Он явится, чтоб изменить финал, И вспыхнет свет, а мы вздохнем и встанем. Ведь это только выдум

Психологические проблемы психотерапии.
Ты не прав, ты совсем не прав. Взрослым тоже сказка нужна. Есть у каждого свой удав, Уместивший в себе слона. И у каждого — свой цветок, И в пустыне вод

Слабость образного мышления: проявления и последствия.
Вы видели в толпе слепых? Их к небу поднятые лица? Как будто от забот земных Им удалось освободиться. Чтоб вверх глядеть, на облака, И не споткнуться о

Восстановление образного мышления.
Серьезный разговор смягчить веселой шуткой С терпеньем слушать тех, чьи рассуждения злят, И уловить душой, к чужой улыбке чуткой, Где нужен парадокс, а где — лукавый взгл

Гипноз — мост к непознанному.
Очерчен круг магический пред Вием, Звучат заклятья, и, хоть ночь глуха, Опять неуязвимыми живые Продержатся до пенья петуха. Но — все не так. Бледна, ка

Самовосприятие ("образ Я") и психологические механизмы зависимых отношений.
Я все понимаю, Но Вам это лучше не знать. Почти как немая Вы силитесь что-то сказать. Нельзя мне помочь Вам Уж лучше я буду жесток, Чтоб зыбкая

Шизофрения — психобиологическая проблема.
В поисках вечных истин, В поисках новой сказки, Художники брали кисти, В цвета превращали краски. Мозг — это их белила. Кровь — это их кармин.

Две стороны мозга и парапсихология.
Мы не кричим и не шепчем. Мы голосом, чуть глухим, Как о давно прошедшем, О будущем говорим. И тоном совсем обыденным — Ведь удивлять не надо нам —

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги