Краткая история формирования основных этических учений в медицине и биомедицинской этики
Краткая история формирования основных этических учений в медицине и биомедицинской этики - раздел Медицина, БИОМЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА 1 Этап - Догиппократовский. В Догиппократовский Период Форми...
1 этап - Догиппократовский. В догиппократовский период формируются общие требования к подготовке и деятельности врача, к его личности, внутреннему и внешнему облику. Так в др. индийском трактате «Аюрведа» (наука жизни) 4 век до н.э., а также в учении др. индийского врача Сушруты содержатся наставления и требования к врачу. Вот некоторые из них: врач должен обладать высокими моральными и физическими качествами, проявлять к своим больным сострадание, быть терпеливым и спокойным, никогда не терять самообладание: «Идя к пациенту, успокой свои мысли и чувства, будь добр и человечен и не ищи в своем труде выгоды. Пусть гуманность станет твоей религией» (Сушрута). Большое внимание уделялось отбору будущих врачей. При этом учитывалось возраст, состояние здоровья, память и необходимые нравственные качества: скромность, благочестие, целомудрие. Желавший стать врачом должен был избавиться от всякого рода страстей: ненависти, корыстолюбия, хитрости и т.д. Важным считалось соблюдение врачебной тайны. В Др. Индии врачи давали клятву еще в 1500 г. до н.э. В отличие от норм характерных для европейской этики индийская клятва запрещала врачу лечить врагов своего правителя, злодеев и женщин с которыми нет сопровождающих лиц. Гуманистическое понимание роли медицины в укреплении здоровья человека отражено в памятнике др. китайской медицины – книге Хуан ди Ней-дзиня «О природе и человеке». В этой книге предпринята попытка определить основные правила, которыми должен руководствоваться каждый врач в своей практической деятельности, одно из них – внушить больному уверенность в выздоровлении. О глубоком понимании мер профилактики в медицине свидетельствует следующее наставление – «Медицина не может спасти от смерти, но в состоянии продлить жизнь и укрепить государство и народы своими наставлениями». Однако гуманизм догиппократовского периода носил ограниченный характер, т.к. предполагал избирательное отношение к больным различных социальных групп. Необеспеченным, а также безнадежным больным врачи вообще отказывались оказывать помощь.
2 этап - Врачебная этика Гиппократа. Для европейской медицины непреходящее значение по сей день, имеют наставления древнегреческого врача Гиппократа (около 460-370 г.г. до н.э.), и в особенности его знаменитая «Клятва».
Этические воззрения, требования и запреты великого медика изложены в книгах «Корпуса Гиппократа»: «Клятва», «Закон», «О враче», «О благоприличном поведении», «Наставление», «Об искусстве», «Афоризмы» и др. Что касается взаимоотношений врача и пациента, этика Гиппократа – это, прежде всего этика гуманности, человеколюбия, милосердия. В ее основе лежит идея уважения к больному человеку, пациенту, обязательности и требования, чтобы всякое лечение не причиняло ему вреда: « Я…воздержусь от причинения всякого вреда…"- говорится в «Клятве». Современная медицина обладает огромным арсеналом средств и методов, нерациональное и неосторожное применение которых может стать причиной серьезного ущерба здоровью (ятрогенная патология) и вообще благополучию пациента.
Идеи гуманности и уважения человеческого достоинства пациента конкретизируется во многих наставлениях «Корпуса Гиппократа», в частности касающихся семейной жизни больного. Особо следует подчеркнуть этический запрет интимных связей врача и больного. В «Клятве» говорится: «В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами».
Известнейшей заповедью этики Гиппократа является его запрет разглашать врачебную тайну. Это этическое требование содержится в «Клятве»: «Чтобы при лечении – а также и без лечения – я ни увидел или не услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной».
Несомненный интерес представляет трактовка Гиппократом темы информирования больных: «Все…должно делать спокойно, и умело, скрывая от больного того, что наступит или наступило, ибо многие больные по этой именно
причине, т.е. через изложение предсказаний о том, что наступает или после случится, доведены будут до крайнего состояния».
Неотъемлемую часть этики Гиппократа составляют моральные предписания, касающиеся взаимоотношений врачей друг с другом: «Нет ничего постыдного, если врач, затрудненный в каком-либо случае у больного…просит пригласить других врачей». Вместе с тем «врачи, вместе осматривающие больного, не должны строиться между собою и высмеивать друг друга». Врачам не к лицу уподобляться «соседям по ремеслу на площади», «никогда суждение врача не должно возбуждать зависти другого». Столкнувшись же с ошибкой коллеги, необходимо, по крайней мере, иметь в виду, что ты тоже человек, и ты тоже можешь ошибаться, «ибо во всяком изобилии лежит недостаток».
Тема отношения врача к профессии проходит через этические сочинения «Корпуса Гиппократа» красной нитью. Забота об авторитете медицинской профессии накладывает у Гиппократа своеобразный отпечаток не на педагогику врачебного дела, а направляет все усилия по воспитанию и самовоспитанию врача. Вот начало книги «О враче»: «Врачу сообщает авторитет, если он хорошего цвета и хорошо упитан, соответственно своей природе, ибо те, которые сами не имеют хорошего вида в своем теле, у толпы считаются не могущими иметь правильную заботу о других». Далее молодому врачу даются советы: «держать себя чисто, иметь хорошую одежду», которая должна быть «приличной и простой» и одеваемой «не для излишнего хвастовства». Лицо врача не должно быть суровым, но и противоположной крайности также следует избегать: «Тот врач, который изливается в смехе и сверх весел, считается тяжелым».
Мы подошли к исключительно важной проблеме – врачевания и вознаграждения за него. Труд врача оплачивался в Древней Греции высоко (лучше, например, чем труд зодчих). Основная масса врачей жила за счет гонораров, получаемых от пациентов. Автор «Наставлений» советует своему ученику: «Если ты поведешь сначала дело о вознаграждении,- ведь и это имеет отношение ко всему нашему делу, - то, конечно, наведешь больного на мысль, что,
если не будет сделано договора, ты оставишь его или будешь небрежно относиться к нему, и не дашь ему в настоящий момент совета. Об установлении вознаграждения не следует заботиться, так как мы считаем, что обращать на это внимание вредно для больного, в особенности при остром заболевании: быстрота болезни, не дающая случая к промедлению, заставляет хорошего врача искать выгоды, а скорее приобретения славы. Лучше упрекать спасенных, чем наперед обирать находящихся в опасности».
Здесь сделана попытка разрешить извечную дилемму: с одной стороны, труд врача должен быть справедливо оплачен, а с другой, - гуманная природа медицинской профессии выхолащивается, если свести отношения врача и пациента исключительно к денежным. Отношения врача и пациента не могут характеризоваться в одних лишь экономических категориях уже потому, что пациенту очень трудно оценить качество предлагаемого ему «товара». Врач – это не та профессия, где обогащение может быть единственной мотивацией профессиональной деятельности.
Итак, этика Гиппократа – это система морально-этических заповедей, требований, запретов, регулирующих практику врачевания, определяющих отношение врача к пациенту, отношение врача к другим врачам, а так же к своей профессии в целом и отношении врача к обществу. Она оказала огромное влияние на моральное сознание медиков Древней Греции и Рима.
3 этап - эпоха Средневековья.В эпоху средневековья немалый вклад в становлении мед. этики внесли такие ученые Востока как Авиценна (980-1037 г.г.) и его труд «Канон врачебной науки» и Маймонид (1135-1204 г.г.). Маймонид известен как автор произведения «Молитва врача» – это своего рода способ обретения врачом той душевной крепости, моральной силы, без которой невозможно выполнение им своего благородного дела. Вот некоторые изречения из него: «Не допусти чтобы жажда к наживе, погоня за славой и почестями примешивались к моему призванию… Укрепи силу сердца моего, чтобы оно всегда было одинаково готово служить бедному и богатому, другу и врагу, доброму и злому… Внуши моим больным доверие ко мне и моему искусству… Отгони от одра их, всех шарлатанов… Даруй мне кротость и терпение с капризными и своенравными больными; даруй мне умеренность во всем – но только не в знании; в нем же дай мне быть ненасытным, и да будет далека от меня мысль, что я все знаю, все могу». Маймонид – представитель двух культур (еврейской и арабской), в своем труде «Учитель заблудших» утверждал смелое для Востока правило: «ради тяжелого больного, родильницы можно нарушить все предписания Субботы и считать ее обычным днем».
4 этап - эпоха Возрождения. В эпоху возрождения в центе внимания оказывается вопрос о том, какими моральными качествами должен обладать врач. Споры шли вокруг того, достигаются ли качества, необходимые хорошему врачу, в процессе академического обучения, либо они даются путем озарения, через интуицию и опыт, приходят, что называется, от Бога.
Последней точки зрения придерживался величайший врач эпохи Возрождения Парацельс (1493-1541). Знаменитый практический врач-целитель, смелый реформатор господствующих подходов к лечению (отвергший изнуряющие больных массивные кровопускания и слабительные), основоположник ятрохимии (он первым объяснял жизнедеятельность как, в сущности, химические процессы), непримиримый враг профессионального чванства, «врачебного истеблишмента». Парацельс отстаивал ценности такого мировоззрения: «Из сердца растет врач, из Бога происходит он, и высшей степенью врачевания является любовь».
В следующем столетии идея опытного изучения природы станет самым авторитетным философским руководством всей европейской науки Нового времени. Ярким представителем этого периода можно назвать Ф.Бэкон (1561-1626), автора фундаментальной работы «Этика или наука о морали». Его работа интересна по следующим причинам, во-первых, Бэкон четко и ясно говорит о необходимости и допустимости экспериментов на животных: в исследовательской деятельности врача одинаково важны и соображения пользы и требования гуманности, но для этого «нет необходимости совершенно отказываться от вивисекций…, если, разумеется, при этом делать правильные выводы».
Во-вторых, Бэкон обсуждает этические вопросы отношения к неизлечимым, умирающим больным.
Сильный импульс к своему дальнейшему развитию врачебная этика получила в эпоху Просвещения. В это время происходит переосмысление миссии медицины в обществе – целью медицины теперь становиться не только индивидуальное, но и общественное здоровье. Врачебная этика оформляется как система развернутых конкретных моральных обязанностей врача, регулирующих его профессиональную деятельность.
В 1803 г. Т. Персиваль опубликовал трактат «Медицинская этика», идеи которого во многом предопределили последующее развитие этой области знания в англоязычных странах. В трактате были выдвинуты такие моральные стандарты поведения врача, которые резко контрастировали с атмосферой взаимных нападок, ссор и свар, характерных для взаимоотношений врачей того времени.
Опираясь в целом на гиппократовскую традицию, Т. Персиваль уделял особое внимание требованиям этикета во взаимоотношениях между врачами: «Медики любого, благотворительного учреждения являются в какой-то степени … хранителями чести друг друга. Поэтому ни один врач или хирург не должен, открыто говорить о происшествиях в больнице, что может нанести вред репутации кого-нибудь из его коллег… Следует избегать непрошенного вмешательства в лечение больного, находящегося на попечении другого врача. Не следует задавать никаких назойливых вопросов относительно пациента…, нельзя вести себя эгоистично, стараясь прямо или косвенно уронить доверие пациента к другому врачу или хирургу». Следует отметить, что этический кодекс Т. Персиваля был обращен не только к собственно врачам, но и к фармацевтам, больничному персоналу. Таким образом, прежде всего с именем Персиваля следует связывать расширение предмета врачебной этики и ее превращение в медицинскую этику.
Что касается отношения к пациентам, то врач у Персиваля выступает как филантроп, несущий им благо и получающий от них соответствующую признательность. Врач должен вести себя с пациентами «деликатно, уравновешенно, снисходительно и авторитетно». Персиваль был первым, кто начал признавать обязательство врача по отношению не только к пациентам, но и к обществу.
Медицинская этика. История медицинской этики.
I. Цель занятия:
1. Освоить понятия: этика, медицинская этика, биоэтика.
2. Изучить историю развития этики и формирование основных принципов.
3. Ознакоми
Происхождение профессиональной этики.
Выяснить происхождение профессиональной этики - это проследить взаимосвязь моральных требований с разделением общественного труда и возникновением профессии. На эти вопросы, много лет назад обращал
Профессионализм как нравственная черта личности.
Профессиональная этика - это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу. Нравственные отношения людей в трудовой сфере регулирует профес
Виды профессионально этики.
Каждому роду человеческой деятельности (научной, педагогической, художественной и т.д.) соответствуют определенные виды профессиональной этики. Профессиональные виды этики - это те специфические ос
Краткая история медицинской этики в России.
В России развитие медицинской этики происходило, конечно, под влиянием тех представлений, которые были в Европе, однако с некоторыми особенностями. Переводы отдельных произведений Гиппократа на рус
Основные этические теории.
Для того чтобы понять, какие морально-этические и ценностно-правовые принципы лежат в основе современной биоэтики, следует охарактеризовать так называемые модели и принципы врачевания.
В н
Модели моральной медицины в эпоху революционных изменений.
Большая часть моральных проблем возникает в медицинской практике там, где ни состояние здоровья больного, ни назначаемые ему процедуры сами по себе их не порождают. В повседневных контактах с пацие
Модель технического типа.
Одно из следствий биологической революции — возникновение врача-ученого. Нередко врач ведет себя как ученый-прикладник. Научная традиция заключается в том, что ученый должен быть «беспристрастным».
Модель сакрального типа.
Моральное отвращение к модели, в которой врач превращается в водопроводчика, полностью лишенного собственных моральных установок, приводит к тому, что впадают в другую крайность, превращая врача в
Модель коллегиального типа.
В модели технического типа врач превращается в водопроводчика, лишенного каких-либо моральных качеств. В модели сакрального типа моральный авторитет врача оказывает такое влияние на пациента, что п
Модель контрактного типа или договорная модель.
Модель социальных отношений, которая соответствует реальным условиям, — это модель, основанная на контракте или соглашении. В понятие контракта не следует вкладывать юридического смысла. Его следуе
Правило конфиденциальности (врачебная тайна).
Если правило правдивости обеспечивает открытость при взаимодействии врача и пациента, то правило конфиденциальности призвано предохранить систему врач-пациент от несанкционированного проникновения
Определение понятия врачебная ошибка и ее виды.
В медицинской и юридической литературе высказано несколько мнений по поводу определения понятия врачебная ошибка. Согласно одному из них врачебная ошибка – это небрежное, недобросовестное, невежест
III. Этика бизнеса и деловых отношений.
Особым проявлением профессиональной этики выступает экономическая этика ("деловая этика", "этика бизнеса"). Этой проблеме сейчас уделяется много внимания. Экономическая этика -
II. Мотивационная характеристика темы.
Внимание к исследованиям на человеке со стороны специалистов биоэтики объясняется тем, что риск, сопутствующий их проведению, особенный – это риск для здоровья человека, его физического и психическ
История биомедицинских экспериментов на человеке и животных.
Древнеримский врач и ученый Цельс (I век до н.э.) специально обсуждал вопрос: допустимо ли экспериментирование на человеке и вообще на живых существах? Ответ его был таков: из чисто научных соображ
II. Мотивационная характеристика темы.
Смерть человека имеет не только социально-психологическую и правовую, но исключительно культурную значимость. Далеко не случайно культурологи рассматривают отношение к смерти определяющий характер
Правовые аспекты эвтаназии.
В соответствии с Конституцией РФ каждому человеку принадлежит неотъемлемое право на жизнь, один из аспектов которого предполагает возможность самостоятельно распоряжаться ею, решать вопрос о прекра
Моральные проблемы трансплантологии.
Трансплантология, безусловно, является одной из самых перспективных областей медицинской науки и практики: она аккумулирует новейшие достижения современной хирургии, реаниматологии, анестезиологии,
Морально-этические проблемы искусственного аборта.
Абортом называется всякое прерывание беременности. Основные моральные проблемы связаны с искусственно вызванным абортом. О них и пойдет речь.
Для верного понимания моральных аспектов этого
Этико-правовые проблемы новых репродуктивных технологий.
К уникальным особенностям последних десятилетий XX века относится то, что рождение человека, зачатие, бесплодие, материнство, отцовство стали не только объектом экспериментальных исследований биоло
Этико-правовые проблемы новых репродуктивных технологий.
К числу наиболее обсуждаемых тем современной биоэтики относится применение новых репродуктивных технологий. Среди таких технологий выделяют:
- искусственную инсеминацию спе
СУРРОГАТНОЕ МАТЕРИНСТВО.
Чрезвычайно бурные споры ведутся вокруг так называемого «суррогатного материнства». В этом случае яйцеклетка одной женщины оплодотворяется In VItro, а затем эмбрион переносится в матку другой женщи
МОРАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕДИЦИНСКОЙ ГЕНЕТИКИ.
МЕДИКО-ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ: МОРАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЛУЧЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ.
Медицинская генетика использует многочисленные методы, но в связи с обсуждаемыми проблемами н
Программа «Геном человека».
Молекулярную основу генома человека составляет молекула ДНК — знаменитая «нить жизни», двуспиральная модель структуры, которой была гениально предсказана и обоснована в работе нобелевских лауреатов
Этические, правовые и социальные аспекты проекта «Геном Человека».
По мере все более полной «генетизации» жизни человека, т.е. проникновения генетики не только во все разделы медицины, но и далеко за ее пределы, в том числе в социальные сферы, нарастает заинтересо
ЭТИКА В ПСИХИАТРИИ И ПСИХОТЕРАПИИ.
I. Цель занятия:
1. Разобрать понятие «проблемной ситуации» в психиатрии.
2. История формирования правовой защиты душевнобольных.
3. Ознакомиться с основ
НЕДОБРОВОЛЬНАЯ ГОСПИТАЛИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ БОЛЬНЫХ
Наибольшим морально-этическим напряжением при оказании психиатрической помощи характеризуются ситуации, когда врач-психиатр принимает решение о применении мер медицинского характера в недобровольно
ПРИНЦИП «НЕ НАВРЕДИ» В ПСИХИАТРИИ.
Требование «наименее ограничительной альтернативы» в психиатрии является, как уже говорилось, конкретным выражением одного из принципов биоэтики – принципа « не навреди». Применение этого принципа
О ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯХ В ПСИХИАТРИИ.
С особой остротой при рассмотрении этического принципа «не навреди» в психиатрии встает вопрос о злоупотреблениях врачей и медперсонала. Основным нормативным актом медицинской этики по поводу злоуп
ЗАЩИТА КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ ПСИХИЧЕСКИ БОЛЬНЫХ.
Применение нормы конфиденциальности в психиатрии тоже имеет немало особенностей.
Ст. 9 закона РФ «О психиатрической помощи», определяя объект врачебной тайны, называет свед
СПИД: МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
I. Цель занятия:
1. Разобрать основные профилактические и противоэпидемические мероприятия в отношении ВИЧ-инфекции.
2. Ознакомиться с правом чело
СПИДОФОБИЯ» И ТРЕБОВАНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ
«Спидофобия» - социально – психологический феномен. Неизбежной реакцией большинства людей на слово «СПИД» является страх. Страх перед заражением, перед умиранием, смертью, бессилием медицины и обще
ПРОБЛЕМЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ РЕСУРСОВ НА МИКРОУРОВНЕ.
Самый простой прием распределения – очередь. Но она не вполне справедлива. Те, кто находился ближе к очереди, быстрее встанут в нее. Те, у кого болезнь развивается медленнее, оказываются в более вы
ПРОБЛЕМЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ РЕСУРСОВ НА МАКРОУРОВНЕ.
Инфекционные заболевания привлекали все меньше средств до эпидемии СПИД. После второй мировой войны на инфекционные заболевания в развитых странах тратили все меньше потому, что инфекционных заболе
Преамбула
Государства-члены Совета Европы, прочие государства и Европейское сообщество, подписавшие настоящую Конвенцию, принимая во внимание Всеобщую декларацию прав человека, провозглашенную Генеральной Ас
КОДЕКС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ ПСИХИАТРА
Принят на Пленуме Правления Российского общества психиатров
19 апреля 1994 года
С давних пор и до наших дней этика была и остается органической частью медицины. П
НЮРНБЕРСКИЙ КОДЕКС
Тяжесть свидетельских показаний, лежащих перед нами, заставляет, сделать вывод, что некоторые виды медицинских экспериментов на человеке отвечают - этическим нормам медицинской профессии в целом ли
Гавайская декларация
(пересмотр 1983 года).
С незапамятных времен этические принципы культуры являлись неотъемлемой частью медицины. И в современном обществе, как никогда, в силу особенно деликатных вза
Хельсинская декларация
Хельсинки, 1964г.
- Обязанность врача в ходе медицинских исследований – защита жизни, здоровья, права на конфиденциальность и достоинства испытуемых.
- Медицинские исследов
I. ВРАЧ И ОБЩЕСТВО
1. Предметом особой заботы государства и общества являются обеспечение, сохранение жизни и здоровья граждан. Полноценная охрана здоровья народа и обеспечение условий, позволяющих ему достойно сущес
II. ВРАЧ И ПАЦИЕНТ
1. Врач отвечает за качество оказываемой пациентам медицинской помощи. В своей работе он обязан руководствоваться законами Российской Федерации, действующими нормативными документами для врачебной
III. КОЛЛЕГИАЛЬНОСТЬ ВРАЧЕЙ
1. В течение всей жизни врач обязан сохранять уважение и чувство благодарности к тому, кто научил его искусству врачевания.
2. Врач обязан охранять честь и благородные традиции медицинског
IV. ВРАЧЕБНАЯ ТАЙНА
1. Каждый пациент имеет право на сохранение личной тайны, и врач, равно как и другие лица, участвующие в оказании медицинской помощи, обязан сохранять врачебную тайну даже после смерти пациента, ка
V. НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И БИОМЕДИЦИНСКИЕ ИСПЫТАНИЯ
1. Перед началом биомедицинских исследований, в том числе апробации новых лекарственных средств, биологически активных добавок, способов обследования и методов лечения врач должен получить согласие
VI. ПОМОЩЬ БОЛЬНЫМ В ТЕРМИНАЛЬНОМ СОСТОЯНИИ
1. Врач должен приложить все усилия к тому, чтобы обеспечить больному необходимую медицинскую помощь в экстремальных условиях.
2. Врач не должен прибегать к эвтаназии, равно как и привлека
VIII. ИНФОРМАЦИЯ И РЕКЛАМА
1. Врач не должен участвовать в рекламировании средств и методов профилактики, диагностики, лечения и особенно лекарственных препаратов, не разрешенных к применению федеральными органами здравоохра
IX. ВРАЧЕБНЫЕ СПРАВКИ
1. Врачебные справки врач может выдать только в соответствии с действующими законодательными, нормативно-методическими и инструктивными документами.
Настоящий кодекс действует на всей терр
СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ.
1. Согласны ли вы с тем мнением, что жизнь человека есть абсолютная ценность с момента ее возникновения и до момента смерти, независимо от того, в каком качестве она проживается? Обоснуйте свою точ
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов