рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Поглощение переменных состояний ума

Поглощение переменных состояний ума - Лекция, раздел Иностранные языки, Перевод Е. Писаревой с четвёртого английского издания Существует Только Два Способа Для Такого Поглощения. Они Были Даны Шри Кришно...

Существует только два способа для такого поглощения. Они были даны Шри Кришной в Бхагавад-гите в ответ на жалобы Арджуны, что "ум воистину беспокойный, упорный и непокорный, и его так же трудно держать, как ветер". Ответ Шри Кришны был вполне определенный: "Без сомнения, о мощно-вооруженный, ум беспокоен, и его трудно обуздать; но его можно покорить постоянным упражнением (абхьяса) и бесстрастием (вайрагья),

Это — единственные два способа, благодаря которым этот бурный, беспокойный ум может быть приведен к миру и покою. Вайрагья и абхьяса — вот единственные способы, но раз они применяются с постоянством, они неизбежно достигают желаемого результата.

Рассмотрим теперь, что означают эти два знакомых выражения. Главная идея вайрагьи состоит в том, чтобы освободиться от всякого влечения к объектам чувств, от всякой связи, которую желание создает между человеком и объектами. Рага — это страсть, порабощение себя, то, что привязывает человека к вещам. Приставка "ви", переходящая в санскрите в "вай", означает "без" или "в противодействии к". Отсюда "вайрагья" есть "бесстрастие, отсутствие страсти", зависимости от всех внешних вещей. Помня, что мышление есть процесс, устанавливающий соотношения, мы увидим, что, освобождаясь от взаимоотношений с внешними объектами, мы принуждаем наш ум к успокоению, к тишине, которая и есть йога. Рага всех видов должна быть исключена. Мы должны отделиться от нее. Мы должны достигнуть противоположного состояния, когда всякое влечение к внешним объектам прекращено. "Когда все связи сердца разорваны, тогда человек достигает бессмертия". Как же достигнуть подобного бесстрастия? Для этого существует только один верный путь. Медленно и постепенно отдалять себя от всех внешних предметов силой более могучего влечения к Высшему "Я". Только благодаря такому влечению могут наши проводники освободиться от влечения к окружающим нас привлекательным предметам и перестать отвращаться от вещей отталкивающих нас. Свободное от всякой страсти, не создающее более соотношения с объектами окружающего мира, отдельное "Я" чувствует себя освобожденным, и соединение с Единым "Я" становится единственным предметом его желаний. Но подобное бесстрастие, отличающее человека на пути йоги, не может быть достигнуто мгновенно, единым могучим усилием. Он должен упражняться в бесстрастии постоянно и упорно. "Упражнение" не означает одну лишь медитацию, хотя обыкновенно путь йоги соединяется с медитацией; оно означает сознательное, непрерывное сохранение бесстрастия среди всевозможных предметов, способных привлекать.

Чтобы достигнуть бесстрастия, вы должны развивать его в ежедневных явлениях жизни. Я уже упоминала, что многие ограничивают идею абхьяса одной медитацией. И вот почему так мало людей достигают состояния йога. Другая ошибка состоит в ожидании какого-либо значительного случая для проявления бесстрастия. Нередко люди готовятся к великому самопожертвованию и забывают, что ничтожные вещи ежедневной жизни опутывают нашу душу мириадами тончайших нитей. Эти вещи, благодаря их незначительности, не привлекают к себе внимания, и в ожидании крупных вещей, которые могут и не прийти, люди пропускают возможность ежедневно упражняться в бесстрастии. Держа в постоянном повиновении все наши желания, мы становимся равнодушны к предметам, окружающим нас. Постоянно в течение всего дня не переставать упражняться — вот что требуется от стремящегося стать йогом, потому что только при этом условии возможен успех; а между тем, как раз эта напряженность непрерывного усилия и является главным препятствием для большинства, вступающего на путь йоги.

Но здесь я должна предупредить вас о большой опасности. Правда, существует грубый прием, способный быстро повести к бесстрастию. Если вам скажут: "Убей в себе всякую любовь и привязанность; закали свое сердце; охладей ко всему окружающему; покинь жену и детей, отца и мать и скройся в пустыню или в джунгли; построй стену между собой и всеми предметами желания, и тогда ты приобретешь бесстрастие". Таким путем приобрести бесстрастие сравнительно легко. Но при этом вы убиваете нечто большее, чем желание. Вы ожесточаете себя вместо того, чтобы полюбить этих других; вы убиваете не только желание, но и любовь, забывая, что любовь исходит из "Я" и ищет другое "Я", тогда как желание ищет оболочки, в которое облекается "Я". Любовь есть желание отдельного "Я" соединиться со всеми остальными "Я". Бесстрастие — это нечто совсем другое, это отсутствие влечения к материи. Вы должны беречь любовь, ибо она есть самая суть вашего истинного "Я". Желая приобрести бесстрастие, смотрите, чтобы не убить любовь. Любовь — это сама жизнь в каждом из нас, в каждом отделившемся "Я". Она притягивает каждое отделившееся "Я" к другому "Я". Каждый из нас есть часть одного могучего Целого. В нашем трудном восхождении гораздо лучше пострадать от любви, чем отвергнуть её и отвернуть наше сердце от всех привязанностей. Смотрите только, чтобы привязанности относились не к внешней форме, а к заключенной в ней жизни. Любите, если даже любовь принесет вам страдание. Страдание пройдет, а любовь будет продолжать расти, и в единении с другими "Я" вы откроете, что Любовь — это та притягивающая сила, которая создает единство всего существующего. Многие стремящиеся убить любовь стали менее человечны, а не сверхчеловечны, как они надеялись, вступая на этот неверный путь. Только путем влечения и взаимной любви может раскрыться в вас Высшее "Я". Про Учителей говорится, что каждый из них любит человечество так, как мать любит своего первенца. Их любовь не есть охлажденная любовь, а любовь, выросшая до высшего напряжения личной любви, которая загорается в обыкновенной человеческой душе. Не верьте тому учителю, который скажет вам, что нужно убивать любовь, быть равнодушным к человеческим привязанностям; такой учитель поведет вас по левому пути.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Перевод Е. Писаревой с четвёртого английского издания

ВВЕДЕНИЕ В ЙОГУ... Перевод Е Писаревой с четв ртого английского издания г... Лекция I...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Поглощение переменных состояний ума

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Назначение вселенной
Прежде всего, давайте, глядя на окружающий нас мир, зададимся вопросом: в чём заключается суть мировой истории? Когда мы читаем историю, о чём она повествует нам? Она напоминает нам панораму движущ

Раскрытие сознания
Одна из тех исполненных глубоко смысла и значения идей, которые так щедро распространяет теософия, заключается в том, что одна и та же схема повторяется вновь и вновь, одна и та же последовательнос

Ускорение процесса самораскрытия
Вы уже образованные и мыслящие люди и уже высоко поднялись по тем ступеням, которые отделяют нынешнюю форму Божества в вас от его формы в пылинке. Проявленное Божество спит в минерале и в камне. Он

Йога есть наука
Йога есть наука. Это старая истина, которой нужно овладеть. Йога — не смутное, мечтательное блуждание воображения, она наука в применении, систематический подбор законов, примененный для достижения

Человек двойственен
Некоторые из терминов, употребляемых в науке йоги, необходимо запомнить. Ибо йога изучает человека с определенной целью и поэтому имеет в виду только две области в человеке, его душу (разум) и его

Состояние сознания
Рассмотрим вопрос подробнее. Существуют четыре состояния сознания — бодрствующее, или джаграт; сознание спящего человека, или свапна; сознание "глубокого сна", или сушупти; и, наконец, со

Самадхи
Несколько других названий, встречающихся время от времени в Йога Сутрах и не имеющих однозвучных английских слов, должны быть также поняты, и потому они требуют пояснения. Встречается такое выражен

Некоторые определения
Существует в литературе несколько слов, постоянно повторяющихся, которые требуют определения, иначе возникает неясность. Эти слова: раскрытие, эволюция, духовность, психизм, йога и мистицизм. "

Бог вне и Бог внутри нас
Следующий вопрос, который мы должны рассмотреть, это отношение Бога внутри к Богу вне нас. Для йога, этого истинного представителя индийской мысли, не существует определенного доказательства сущест

Изменение сознания и вибрации материи
А теперь необходимо перейти к исследованию того сознания, которое и есть ваше "Я", и той материи, в которую оно облечено и которую "Я" так часто отождествляет с самим собой. Гла

Ступени разума
В человеческом уме различаются пять ступеней, по учению Патанджали, а Вьяса поясняет, что "эти ступени повторяются на всех планах Вселенной". Первая из них та, когда ум человека

Сознание, обращенное внутрь и обращенное наружу
Самадхи бывает двух видов: обращенное наружу и обращенное внутрь. Начинается всегда с первого. Вы переходите в состояние самадхи, при котором бодрствующее сознание обращено наружу, когда вы в состо

Лекция II
СИСТЕМЫ МЫСЛИ* Каждый изучающий психологию и знакомый с санскритом должен знать, в какой степени ясность и точность этого языка облегчает научное исследование. "Санск

Йога и её отношение к индийской философии
Теперь мне хотелось бы обратить ваше внимание на то место, которое йога занимает по отношению к обеим великим школам индийской философской мысли. Не только жители Запада, но и не знающие санскрита

Ментальное тело
Теперь мы должны обратить наше внимание на ментальное тело, которое ради практических целей принимается как равнозначащее разуму. Первое, что человеку предстоит в йоге, — это отделить себя от мента

ЙОГА КАК НАУКА
Сегодня мы будем иметь дело с двумя методами йоги, с тем, который относится к "Я" и с тем, который касается "Не-Я". И имейте в виду, что мы будем рассматривать на этот раз йогу

Методы йоги
Рассматривая то, что я назвала двумя великими методами йоги, мы находим, что один из них следует по пути познавания посредством чистого разума (буддхи), а другой — по пути познавания посредством ко

Йога и нравственность
Следующее, на чем я хотела бы остановить ваше внимание, — это психологический характер йоги. Йога не есть наука этики, хотя этика представляет собой ее основу. Психология и этика не одно и то же. Н

Состав состояния сознания
Перейдем теперь к "состоянию ума". Слово, употребляемое Патанджали для состояния ума, есть вритти. Санскрит, этот превосходно построенный язык, дает вам в этом слове полноту значения: &qu

Удовольствие и страдание
Перейдем теперь к другому утверждению, сделанному этим великим учителем йоги: "Пентады бывают двух родов: тягостные и не тягостные". Почему он не сказал: "тягостные и радост

ЙОГА КАК СРЕДСТВО ДЛЯ РАСКРЫТИЯ ВНУТРЕННИХ СИЛ
В последней нашей беседе я обратила ваше внимание на различные состояния ума и указала, что согласно санскритскому слову вритти эти состояния являют собой способы проявления ума; иными словами, упо

Медитация с семенем и без семени
Следующий шаг в нашем исследовании касается метода медитации. Что следует понимать под медитацией? Медитация не может быть одна и та же для всех. Хотя основа ее — устойчивое состояние ума — и неизм

Употребление мантр
Начну с того, что обращу ваше внимание на факт, который представляет собой великую помощь для начинающего. Ваши проводники никогда не остаются в покое. Каждая из вибраций производит соотве

Внимание
Рассмотрим теперь сущность сосредоточения. Вы спрашиваете кого-нибудь: может ли он сосредоточиться, и он сразу же отвечает: "О, это очень трудно. Я часто пробовал, и мне не удавалось". Но

Препятствия на пути йоги
Прежде чем мы перейдем к рассмотрению свойств, необходимых для упражнения в йоге, остановимся на препятствиях, мешающих этим упражнениям. В изложении Патанджали первым препятствием являетс

Качества, содействующие йоге
Может ли каждый человек упражняться в йоге? Нет. Но каждый хорошо воспитанный, культурный человек может готовить для себя эту возможность в будущем. Для быстрого успеха необходимо обладать особыми

Выступление и возврат
Знание того факта, что эволюция человечества идет по двум линиям, по Пути Выступления и по Пути Возврата, может очень помочь вам в усилии изменить природу ваших желании. На Пути Выступлени

Очищение тел
Раскрытие в человеке внутренних сил принадлежит к области сознания; очищение тел принадлежит к области материи. Вы должны очищать каждое из ваших трех действующих тел: ментальное, астральное и физи

Стражи порога
Они бывают различных видов. Во-первых, элементалы. Они стараются оградить астральный план от вторжения человека. И это вполне естественно: они имеют дело с построением низших царств природы, с элем

Подготовка к йоге
Говорят, что я поднимаю идеал ученичества на такую высоту, которая отнимает у всех надежду стать когда-нибудь Учеником. Но я никогда не говорила, что никто не может стать Учеником, если он не вполн

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги