рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Медитация с семенем и без семени

Медитация с семенем и без семени - Лекция, раздел Иностранные языки, Перевод Е. Писаревой с четвёртого английского издания Следующий Шаг В Нашем Исследовании Касается Метода Медитации. Что Следует Пон...

Следующий шаг в нашем исследовании касается метода медитации. Что следует понимать под медитацией? Медитация не может быть одна и та же для всех. Хотя основа ее — устойчивое состояние ума — и неизменна, но метод меняется в соответствии с темпераментом медитирующего. Предположим, что вы обладаете сильным интеллектом, склонным к рассуждениям. Предположим, что создание связующих звеньев между мыслями и аргументами было единственным упражнением вашего ума. Пользуйтесь этим. Не думайте, что вы можете остановить тревогу вашего ума единым простым усилием. Следуйте за логической цепью рассуждения, шаг за шагом, звено за звеном, и не позволяйте своему уму отступать даже на волосок от намеченного предмета. Держите его строго на одной определенной линии, и вы добьетесь его устойчивости. А затем, дойдя до высшей точки вашего рассуждения, до последнего звена в цепи ваших аргументов, далее которых ваш ум не способен вести вас, — остановитесь. Дойдя до этой высшей точки мышления, держитесь крепко за последнее звено цепи и на нем остановите ваш ум, сохраняя его устойчивым и спокойным, и ждите последствий. После некоторого времени, вы будете в состоянии удерживать его в этом состоянии в течение требуемого времени.

Для тех же, в ком воображение сильнее способности рассуждения, метод преданности, самозабвенной любви, ревностного служения приведет скорее к цели. Пусть он пользуется своим воображением. Путь нарисует перед собой сцену, в которой объект его поклонения составит центральную фигуру, и пусть он воспроизводит её по частям, как художник пишет свою картину, действуя воображением, как художник действует своей кистью. В начале его работа пойдет медленно, но через некоторое время картина начнет появляться по его желанию. Снова и снова должен он возобновлять воображаемую сцену, останавливаясь все меньше на окружающих объектах и все больше на центральной фигуре, которая представляет объект его сердечного поклонения. Приведение ума таким способом к одной точке делает его устойчивым и постепенно, путем подобной работы воображения, приведет его к послушанию. Объект поклонения будет соответствовать религии медитирующего. Предположим, что это будет Шри Кришна; возникнет картина из его земной жизни, возможно битва на Курукшетре; представятся две противостоящие армии, готовые к битве; предстанет Арджуна в глубине колесницы, отчаявшийся, в тоске; затем внимание сосредоточится на фигуре Шри Кришны, Возничего, Друга и Учителя. Устремив на него свою мысль, медитирующий принесет ему в дар свое сердце. Поклоняясь ему в сосредоточенной тишине, он, как и в первом случае, должен остановиться в состоянии ожидания.

Такая медитация называется "медитацией с семенем". Центральный образ или последнее звено размышления — это и есть "семя". Вы можете, благодаря такому приему, привести беспокойный и подвижный ум к покою и постоянству, сосредоточив его на центральной фигуре или на центральной мысли и на них, остановив его. А затем отбросьте и это. Отбросьте центральный образ, мысль, идею, семя медитации. Устраните всё. Но сохраните ум в достигнутом состоянии, на высшей доступной для него точке, бодрым и деятельным. Это — следующая фаза медитации: "медитация без семени". Остановитесь в уравновешенном покое и ждите в тишине и пустоте; "облако", упомянутое в первой беседе, спустится на вас; оно начнет утончаться, вы переживете вступление на высшие планы. Затем — последнее облако, скрывающее Святая Святых, видение Единого "Я". Тогда внезапно произойдет перемена, перемена несомненная и в то же время невероятная, изумительная. В этой тишине, как уже сказано, прозвучит Голос. В этой пустоте возникнет Форма. В этом опустошенном небе взойдет Солнце, и в сиянии этого Солнца вы почувствуете свое тождество с ним и узнаете, что представляющееся пустотой для плотского зрения есть полнота для очей Духа, что кажется безмолвием для плотского слуха, звучит музыкой для духовного слуха.

Идя таким путем, вы научитесь владеть своим умом, дисциплинировать ваши бродячие мысли и под конец достигнете просветления. Но здесь необходимо предостережение. Ваша "медитация с семенем" не достигнет цели, если вы не способны держаться крепко за избранный образ или за конечное звено вашего размышления, удерживая при этом в течение продолжительного времени настороженное внимание. Необходима опустошенность настороженного ожидания, а не пустота сонливости. Если ваш ум не способен достигнуть требуемого условия, его простое опустошение представит опасность. Оно может повести к медиумизму, к одержимости. Вы можете безопасно достигать опустошения вашего ума, только если вы сумели дисциплинировать его настолько, чтобы он мог удерживаться в течение более или менее продолжительного времени на одной и той же точке и оставаться при этом бодрым и настороженным и тогда, когда эта точка исчезнет из поля зрения.

Иногда ставится вопрос: "предположим, что я достиг состояния, когда перестаешь сознавать свое тело; предположим, что я поднялся в высшую область; но могу ли я быть уверенным, что вернусь в свое тело?" Эта мысль о возможности не вернуться делает человека нервным. Мысль потерять точку опоры, представляемую физическим телом, вызывает страх, и благодаря этому страху поднявшийся человек, после всех сделанных усилий, снова спускается на земной план. Но страх этот напрасен. Есть нечто, что вернет вас назад: это следы вашего прошлого, которые сохраняются при всех условиях.

С этим вопросом связан другой вопрос: "Почему пралайа (непроявленное состояние мира) всегда приходит к концу и возникает новая манвантара (проявленное состояние мира)?" С точки зрения индусской психологии, ответ получится однородный. Потому что, если вы уничтожите даже самое семя мысли, вы не можете уничтожить следы, оставленные этой мыслью; эти следы представляют собой тот зародыш, которому свойственно притягивать к себе материю, чтобы снова проявить себя. Эти следы носят название самскара. Как бы вас высоко не подняла ваша мысль, эти следы, сохраняющиеся в самой основе вашего мышления, потянут вас неизбежно назад. Вы не можете разорвать с вашим прошлым, пока не завершился ваш жизненный период, самскара вернет вас назад. И та же самскара возвращает человека в конце его небесного периода в его новое земное воплощение. В этом выражается закон мирового ритма. В знакомом вам оккультном трактате "Свет на Пути" по этому поводу сказано: "Из недр Безмолвия, которое есть мир, зазвучит голос. И голос этот возвестит: да совершится правда, ты пожал, теперь ты должен сеять. И зная, что голос этот — само Безмолвие, ты будешь повиноваться".

Что означают эти слова: "Ты пожал, отныне ты должен сеять?" Они относятся к великому закону ритма, которому подчинены все, даже Логосы, Ишвары, — закону Могучего Дыхания, выдыхания и вдыхания, который дает направление каждой, временно отделившейся частице. Логос может покинуть свою вселенную, и она исчезнет, когда он обратит свой взор внутрь себя, ибо это он придавал своей вселенной реальность.

Он может погрузиться в беспредельные глубины Бытия, но даже и там сохраняется самскара прежней вселенной, смутная скрытая память, зародыш майи, которой он не может избежать. Избежать её означало бы перестать быть Ишварой, сделаться Ниргуна Брахманом. Не может быть Ишвары без майи, и не может быть майи без Ишвары. Даже в Пралайе приходит срок, когда отдых кончается и внутренняя Жизнь снова требует проявления. И тогда начинается устремление наружу, и — возникает новая вселенная. Таков закон покоя и деятельности; так вращается бесконечное колесо Вселенной и человеческих жизней. Ибо в том, что мы называем Время, оба — покой и деятельность — присутствуют всегда, и только в нашем представлении, которое мы называем временем, они следуют одна за другим, хотя во Времени они пребывают вечно и одновременно.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Перевод Е. Писаревой с четвёртого английского издания

ВВЕДЕНИЕ В ЙОГУ... Перевод Е Писаревой с четв ртого английского издания г... Лекция I...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Медитация с семенем и без семени

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Назначение вселенной
Прежде всего, давайте, глядя на окружающий нас мир, зададимся вопросом: в чём заключается суть мировой истории? Когда мы читаем историю, о чём она повествует нам? Она напоминает нам панораму движущ

Раскрытие сознания
Одна из тех исполненных глубоко смысла и значения идей, которые так щедро распространяет теософия, заключается в том, что одна и та же схема повторяется вновь и вновь, одна и та же последовательнос

Ускорение процесса самораскрытия
Вы уже образованные и мыслящие люди и уже высоко поднялись по тем ступеням, которые отделяют нынешнюю форму Божества в вас от его формы в пылинке. Проявленное Божество спит в минерале и в камне. Он

Йога есть наука
Йога есть наука. Это старая истина, которой нужно овладеть. Йога — не смутное, мечтательное блуждание воображения, она наука в применении, систематический подбор законов, примененный для достижения

Человек двойственен
Некоторые из терминов, употребляемых в науке йоги, необходимо запомнить. Ибо йога изучает человека с определенной целью и поэтому имеет в виду только две области в человеке, его душу (разум) и его

Состояние сознания
Рассмотрим вопрос подробнее. Существуют четыре состояния сознания — бодрствующее, или джаграт; сознание спящего человека, или свапна; сознание "глубокого сна", или сушупти; и, наконец, со

Самадхи
Несколько других названий, встречающихся время от времени в Йога Сутрах и не имеющих однозвучных английских слов, должны быть также поняты, и потому они требуют пояснения. Встречается такое выражен

Некоторые определения
Существует в литературе несколько слов, постоянно повторяющихся, которые требуют определения, иначе возникает неясность. Эти слова: раскрытие, эволюция, духовность, психизм, йога и мистицизм. "

Бог вне и Бог внутри нас
Следующий вопрос, который мы должны рассмотреть, это отношение Бога внутри к Богу вне нас. Для йога, этого истинного представителя индийской мысли, не существует определенного доказательства сущест

Изменение сознания и вибрации материи
А теперь необходимо перейти к исследованию того сознания, которое и есть ваше "Я", и той материи, в которую оно облечено и которую "Я" так часто отождествляет с самим собой. Гла

Ступени разума
В человеческом уме различаются пять ступеней, по учению Патанджали, а Вьяса поясняет, что "эти ступени повторяются на всех планах Вселенной". Первая из них та, когда ум человека

Сознание, обращенное внутрь и обращенное наружу
Самадхи бывает двух видов: обращенное наружу и обращенное внутрь. Начинается всегда с первого. Вы переходите в состояние самадхи, при котором бодрствующее сознание обращено наружу, когда вы в состо

Лекция II
СИСТЕМЫ МЫСЛИ* Каждый изучающий психологию и знакомый с санскритом должен знать, в какой степени ясность и точность этого языка облегчает научное исследование. "Санск

Йога и её отношение к индийской философии
Теперь мне хотелось бы обратить ваше внимание на то место, которое йога занимает по отношению к обеим великим школам индийской философской мысли. Не только жители Запада, но и не знающие санскрита

Ментальное тело
Теперь мы должны обратить наше внимание на ментальное тело, которое ради практических целей принимается как равнозначащее разуму. Первое, что человеку предстоит в йоге, — это отделить себя от мента

ЙОГА КАК НАУКА
Сегодня мы будем иметь дело с двумя методами йоги, с тем, который относится к "Я" и с тем, который касается "Не-Я". И имейте в виду, что мы будем рассматривать на этот раз йогу

Методы йоги
Рассматривая то, что я назвала двумя великими методами йоги, мы находим, что один из них следует по пути познавания посредством чистого разума (буддхи), а другой — по пути познавания посредством ко

Йога и нравственность
Следующее, на чем я хотела бы остановить ваше внимание, — это психологический характер йоги. Йога не есть наука этики, хотя этика представляет собой ее основу. Психология и этика не одно и то же. Н

Состав состояния сознания
Перейдем теперь к "состоянию ума". Слово, употребляемое Патанджали для состояния ума, есть вритти. Санскрит, этот превосходно построенный язык, дает вам в этом слове полноту значения: &qu

Удовольствие и страдание
Перейдем теперь к другому утверждению, сделанному этим великим учителем йоги: "Пентады бывают двух родов: тягостные и не тягостные". Почему он не сказал: "тягостные и радост

ЙОГА КАК СРЕДСТВО ДЛЯ РАСКРЫТИЯ ВНУТРЕННИХ СИЛ
В последней нашей беседе я обратила ваше внимание на различные состояния ума и указала, что согласно санскритскому слову вритти эти состояния являют собой способы проявления ума; иными словами, упо

Поглощение переменных состояний ума
Существует только два способа для такого поглощения. Они были даны Шри Кришной в Бхагавад-гите в ответ на жалобы Арджуны, что "ум воистину беспокойный, упорный и непокорный, и его так же трудн

Употребление мантр
Начну с того, что обращу ваше внимание на факт, который представляет собой великую помощь для начинающего. Ваши проводники никогда не остаются в покое. Каждая из вибраций производит соотве

Внимание
Рассмотрим теперь сущность сосредоточения. Вы спрашиваете кого-нибудь: может ли он сосредоточиться, и он сразу же отвечает: "О, это очень трудно. Я часто пробовал, и мне не удавалось". Но

Препятствия на пути йоги
Прежде чем мы перейдем к рассмотрению свойств, необходимых для упражнения в йоге, остановимся на препятствиях, мешающих этим упражнениям. В изложении Патанджали первым препятствием являетс

Качества, содействующие йоге
Может ли каждый человек упражняться в йоге? Нет. Но каждый хорошо воспитанный, культурный человек может готовить для себя эту возможность в будущем. Для быстрого успеха необходимо обладать особыми

Выступление и возврат
Знание того факта, что эволюция человечества идет по двум линиям, по Пути Выступления и по Пути Возврата, может очень помочь вам в усилии изменить природу ваших желании. На Пути Выступлени

Очищение тел
Раскрытие в человеке внутренних сил принадлежит к области сознания; очищение тел принадлежит к области материи. Вы должны очищать каждое из ваших трех действующих тел: ментальное, астральное и физи

Стражи порога
Они бывают различных видов. Во-первых, элементалы. Они стараются оградить астральный план от вторжения человека. И это вполне естественно: они имеют дело с построением низших царств природы, с элем

Подготовка к йоге
Говорят, что я поднимаю идеал ученичества на такую высоту, которая отнимает у всех надежду стать когда-нибудь Учеником. Но я никогда не говорила, что никто не может стать Учеником, если он не вполн

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги