рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Выступление и возврат

Выступление и возврат - Лекция, раздел Иностранные языки, Перевод Е. Писаревой с четвёртого английского издания Знание Того Факта, Что Эволюция Человечества Идет По Двум Линиям, По Пути Выс...

Знание того факта, что эволюция человечества идет по двум линиям, по Пути Выступления и по Пути Возврата, может очень помочь вам в усилии изменить природу ваших желании.

На Пути Выступления — правритти марга — на котором находится огромное большинство человечества, желания не только полезны, но и необходимы. Чем больше желаний у человека на этом пути, тем полезнее это для его эволюции. Они представляют собой те мотивы, которые толкают человека к деятельности. Где они отсутствуют, там возникает застой, человек становится инертным. И не потому ли Господь (Ишвара) наполнил миры привлекательными предметами, чтобы желание соответствовало эволюции? Он поступает с человечеством как разумная мать со своим ребенком. Она не рассуждает с ним о значении процесса передвижения; она берет блестящую игрушку, протягивает её ребенку и говорит: "Иди ко мне, возьми её". Она пробуждает в нём желание, и ребенок делает усилие, ползет к игрушке и постепенно учится ходить. Так же и Ишвара окружает нас игрушками, которые вне нашего достижения, и как бы говорит нам: "Идите и берите их. Вот страсть, деньги, слава, общественное признание; подходите, сделайте усилие, берите их". И мы, подобно детям, делаем усилие, вступаем в борьбу, чтобы схватить их. Но когда мы сделали усилие и схватили соблазнительную игрушку, она быстро ломается в наших руках и теряет свое значение. С какой энергией борются и трудятся люди, чтобы приобрести богатство, а когда они делаются мультимиллионерами, они спрашивают себя: "Как лучше всего растратить это богатство?" Я недавно читала о миллионере в Америке, который кончил тем, что стал переходить из города в город пешком для того, чтобы раздать огромное богатство, накопленное им. Он выучил свой урок, И в будущих жизнях его уже не соблазнит эта игрушка. И жажда славы, жажда власти служат также стимулом для постоянных усилий; но когда человек достигает желаемого, результатом бывает усталость, пресыщение. Возьмем могущественного государственного человека, вождя нации, перед которым преклоняются миллионы и последуйте за ним в его домашнюю жизнь; там вы увидите всю усталость от добытой власти, все пресыщение, погасившее жажду славы. Можно ли сделать из этого вывод, что Бог забавляет себя, привлекая нас этими игрушками? Нет. Они нужны для нас, чтобы пробудить силы нашего "Я", чтобы развить способности, скрытые в человеке, чтобы раскрылся Бог, пребывающий в нас. В этом цель игры (Лила) божественного Отца со своими детьми.

Но бывает так, что желание внешних объектов теряется слишком рано, и урок остается только наполовину выученными. Такой случай можно наблюдать в современной Индии. В Индии имеется могучая духовная философия, которая служила естественным выражением для душ, рожденных много столетий тому назад. Они были готовы отказаться от плодов своих действий и трудиться для Высшего начала, чтобы выполнять Волю Господа.

Но для современной Индии очередной урок состоит в том, чтобы пробудились в них желания. Можно подумать, что это шаг назад, но в действительности — это движение вперед. Философия дает истину, но она под силу тем более зрелым душам, которые были готовы для нее, тогда как более молодые души, воплощающиеся в Индии, для нее еще не готовы. Они повторяют её по рутине, они ей гипнотизированы и потому, не имея достаточно сильного желания, которое побуждало бы их к действиям, они погрузились в инерцию и нация, в общем, регрессирует. Древний урок, выраженный в кастовой системе, которая ставит различные объекты достижения перед душами разного возраста, забыт, и в настоящее время все без разбора ставят перед собой идеал совершенства, который достижим только тогда, когда с успехом пройдены все предварительные ступени. Произошло то же, что и с "Нагорной Проповедью" в христианских странах; но там практический здравый смысл людей, преклоняясь перед её высотой, игнорирует ее. Ни одна нация не пробует жить по заветам Нагорной Проповеди. Она предназначена не для обыкновенных людей, а для святых; для обыкновенных людей, идущих по Пути Выступления, желание необходимо для прогресса.

что же представляет собой путь нивритти? Это Путь Возврата. На пути возврата желание прекращается; вместо него возникает самоопределяющаяся воля. Последнее желание человека, вступившего на Путь Возврата, — это работать в согласии с Волей Всевышнего. Он приводит свою волю в гармонию с Верховной Волей, отказывается от всех личных, отдельных желаний и таким образом содействует вращению колеса жизни до тех пор, пока это требуется законом Жизни.

Желание на Пути Выступления становится Волей на Пути Возврата; душа в гармонии с Божественным действует согласно с законом. Мысль на Пути Выступления — в постоянном движении, она непостоянна и изменчива; на Пути Возврата она становится разумом; ярмо разума одевается на шею низшего ума, и Разум начинает править работающим волом. Труд, деятельность на Пути Выступления является беспрерывным действием, которое связывает человека; на Пути Возврата деятельность становится жертвой, и благодаря этому ее связывающая сила уничтожается.

Вот те проявления, выраженные в трех аспектах, которые выступают на Путях Выступления и Возврата:

• Блаженство, проявленное как Желание, превращается в Волю.
• Мудрость, проявленная как Мысль, превращается в Разум.
• Деятельность, проявленная как Труд, превращается в Жертву.

Нередко приходится слышать вопрос: "Почему воля в человеке ставится в соотношение с Блаженством Бога?" Три великие Божественные свойства суть: Чит, или сознание, Ананда, или блаженство; Сат, или существование. Из этого явствует, что сознание отражено в интеллекте человека, — это тоже свойство, только в уменьшенном размере. Также ясно, что Сат (существование) и деятельное начало соответствуют одно другому; вы не можете существовать, не действуя. Но почему третье свойство, блаженство, соответствует воле человека? Чтобы ответить на это, нужно взять в соображение желание и объекты желания, и тогда "почему" перестанет быть загадочным. Природа "Я" есть блаженство. Погрузите эту природу в материю и спросите себя: в чем выразится природа блаженства? В желании счастья, искании желанных объектов, которые — как она воображает — могут дать ей то счастье, которое составляет её собственную истинную суть и которое она постоянно стремится осуществить среди всех препятствий земного мира. Вот это её естественное желание счастья и должно быть преобразовано в волю. Все эти соотношения имеют глубокое значение, и эта всеобщая непобедимая "воля к жизни" есть выражение жажды счастья, которое вы встретите в каждом человеке, в каждом сознательном существе. Не поразило ли вас в ваших собственных переживаниях то, в какой степени вы принимаете счастье как ваше право и как негодуете на посещающее вас несчастье, спрашивая: "За что? Чем я это заслужил?" Вы не задаете такого вопроса, когда на вашу долю выпадает счастье, потому что оно — естественный результат вашей истинной природы, оно не требует объяснения, тогда как страдание противно природе "Я", которое есть блаженство. Рассматривая явления с этой точки зрения, мы увидим, что и желание, и воля стремятся одинаково к достижению счастья. Но тогда как желание инстинктивно и вызывается внешними объектами, воля, исходя из самосознания возникает и направляется изнутри. Но по существу природа их одна и та же. Отсюда — желание на Пути Выступления становится волей на Пути Возврата.

Когда желание, мысль и деятельность преобразуются в волю, в разум и в самопожертвование, тогда человек вступил на Путь Возврата, начал жить отречением.

И когда это отречение истинно, тогда с человеком происходит странная перемена. На Пути Выступления он должен завоевывать все, в чем он нуждается; на Пути Возврата природа сама выбрасывает свои сокровища к его ногам. Когда человек перестал желать для себя, все приходит к нему само собой, ибо он стал проводником, благодаря которому все добрые дары изливаются на тех, кто окружает его. Будьте добры, откажитесь от захвата, и тогда все будет вашим. Перестаньте желать, чтобы ваш собственный малый резервуар был постоянно наполнен водой, и тогда вы сделаетесь тем живым каналом, соединенным с вечным источником живой воды, который никогда не пересыхает, всегда свеж и обилен. Отречение означает силу непрестанно трудиться для блага всех, достигая всегда своей цели, ибо этот труд производится Верховным деятелем через своего верного слугу.

Если случается, что человек участвует в деле истинного милосердия, но не обладает нужными средствами, что это означает? Это означает, что он еще не владеет истинным отречением, что он еще привязан к плодам своих действий, еще ждет награды для себя.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Перевод Е. Писаревой с четвёртого английского издания

ВВЕДЕНИЕ В ЙОГУ... Перевод Е Писаревой с четв ртого английского издания г... Лекция I...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Выступление и возврат

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Назначение вселенной
Прежде всего, давайте, глядя на окружающий нас мир, зададимся вопросом: в чём заключается суть мировой истории? Когда мы читаем историю, о чём она повествует нам? Она напоминает нам панораму движущ

Раскрытие сознания
Одна из тех исполненных глубоко смысла и значения идей, которые так щедро распространяет теософия, заключается в том, что одна и та же схема повторяется вновь и вновь, одна и та же последовательнос

Ускорение процесса самораскрытия
Вы уже образованные и мыслящие люди и уже высоко поднялись по тем ступеням, которые отделяют нынешнюю форму Божества в вас от его формы в пылинке. Проявленное Божество спит в минерале и в камне. Он

Йога есть наука
Йога есть наука. Это старая истина, которой нужно овладеть. Йога — не смутное, мечтательное блуждание воображения, она наука в применении, систематический подбор законов, примененный для достижения

Человек двойственен
Некоторые из терминов, употребляемых в науке йоги, необходимо запомнить. Ибо йога изучает человека с определенной целью и поэтому имеет в виду только две области в человеке, его душу (разум) и его

Состояние сознания
Рассмотрим вопрос подробнее. Существуют четыре состояния сознания — бодрствующее, или джаграт; сознание спящего человека, или свапна; сознание "глубокого сна", или сушупти; и, наконец, со

Самадхи
Несколько других названий, встречающихся время от времени в Йога Сутрах и не имеющих однозвучных английских слов, должны быть также поняты, и потому они требуют пояснения. Встречается такое выражен

Некоторые определения
Существует в литературе несколько слов, постоянно повторяющихся, которые требуют определения, иначе возникает неясность. Эти слова: раскрытие, эволюция, духовность, психизм, йога и мистицизм. "

Бог вне и Бог внутри нас
Следующий вопрос, который мы должны рассмотреть, это отношение Бога внутри к Богу вне нас. Для йога, этого истинного представителя индийской мысли, не существует определенного доказательства сущест

Изменение сознания и вибрации материи
А теперь необходимо перейти к исследованию того сознания, которое и есть ваше "Я", и той материи, в которую оно облечено и которую "Я" так часто отождествляет с самим собой. Гла

Ступени разума
В человеческом уме различаются пять ступеней, по учению Патанджали, а Вьяса поясняет, что "эти ступени повторяются на всех планах Вселенной". Первая из них та, когда ум человека

Сознание, обращенное внутрь и обращенное наружу
Самадхи бывает двух видов: обращенное наружу и обращенное внутрь. Начинается всегда с первого. Вы переходите в состояние самадхи, при котором бодрствующее сознание обращено наружу, когда вы в состо

Лекция II
СИСТЕМЫ МЫСЛИ* Каждый изучающий психологию и знакомый с санскритом должен знать, в какой степени ясность и точность этого языка облегчает научное исследование. "Санск

Йога и её отношение к индийской философии
Теперь мне хотелось бы обратить ваше внимание на то место, которое йога занимает по отношению к обеим великим школам индийской философской мысли. Не только жители Запада, но и не знающие санскрита

Ментальное тело
Теперь мы должны обратить наше внимание на ментальное тело, которое ради практических целей принимается как равнозначащее разуму. Первое, что человеку предстоит в йоге, — это отделить себя от мента

ЙОГА КАК НАУКА
Сегодня мы будем иметь дело с двумя методами йоги, с тем, который относится к "Я" и с тем, который касается "Не-Я". И имейте в виду, что мы будем рассматривать на этот раз йогу

Методы йоги
Рассматривая то, что я назвала двумя великими методами йоги, мы находим, что один из них следует по пути познавания посредством чистого разума (буддхи), а другой — по пути познавания посредством ко

Йога и нравственность
Следующее, на чем я хотела бы остановить ваше внимание, — это психологический характер йоги. Йога не есть наука этики, хотя этика представляет собой ее основу. Психология и этика не одно и то же. Н

Состав состояния сознания
Перейдем теперь к "состоянию ума". Слово, употребляемое Патанджали для состояния ума, есть вритти. Санскрит, этот превосходно построенный язык, дает вам в этом слове полноту значения: &qu

Удовольствие и страдание
Перейдем теперь к другому утверждению, сделанному этим великим учителем йоги: "Пентады бывают двух родов: тягостные и не тягостные". Почему он не сказал: "тягостные и радост

ЙОГА КАК СРЕДСТВО ДЛЯ РАСКРЫТИЯ ВНУТРЕННИХ СИЛ
В последней нашей беседе я обратила ваше внимание на различные состояния ума и указала, что согласно санскритскому слову вритти эти состояния являют собой способы проявления ума; иными словами, упо

Поглощение переменных состояний ума
Существует только два способа для такого поглощения. Они были даны Шри Кришной в Бхагавад-гите в ответ на жалобы Арджуны, что "ум воистину беспокойный, упорный и непокорный, и его так же трудн

Медитация с семенем и без семени
Следующий шаг в нашем исследовании касается метода медитации. Что следует понимать под медитацией? Медитация не может быть одна и та же для всех. Хотя основа ее — устойчивое состояние ума — и неизм

Употребление мантр
Начну с того, что обращу ваше внимание на факт, который представляет собой великую помощь для начинающего. Ваши проводники никогда не остаются в покое. Каждая из вибраций производит соотве

Внимание
Рассмотрим теперь сущность сосредоточения. Вы спрашиваете кого-нибудь: может ли он сосредоточиться, и он сразу же отвечает: "О, это очень трудно. Я часто пробовал, и мне не удавалось". Но

Препятствия на пути йоги
Прежде чем мы перейдем к рассмотрению свойств, необходимых для упражнения в йоге, остановимся на препятствиях, мешающих этим упражнениям. В изложении Патанджали первым препятствием являетс

Качества, содействующие йоге
Может ли каждый человек упражняться в йоге? Нет. Но каждый хорошо воспитанный, культурный человек может готовить для себя эту возможность в будущем. Для быстрого успеха необходимо обладать особыми

Очищение тел
Раскрытие в человеке внутренних сил принадлежит к области сознания; очищение тел принадлежит к области материи. Вы должны очищать каждое из ваших трех действующих тел: ментальное, астральное и физи

Стражи порога
Они бывают различных видов. Во-первых, элементалы. Они стараются оградить астральный план от вторжения человека. И это вполне естественно: они имеют дело с построением низших царств природы, с элем

Подготовка к йоге
Говорят, что я поднимаю идеал ученичества на такую высоту, которая отнимает у всех надежду стать когда-нибудь Учеником. Но я никогда не говорила, что никто не может стать Учеником, если он не вполн

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги