Реферат Курсовая Конспект
Перевод Е. Писаревой с четвёртого английского издания - Лекция, раздел Иностранные языки, Анни Безант ...
|
Анни Безант
ВВЕДЕНИЕ В ЙОГУ
Перевод Е. Писаревой с четвёртого английского издания
1912 г
Лекция I
ПРИРОДА ЙОГИ
В первой беседе мы постараемся получить общее представление о предмете Йоги и понять её место в природе, её суть и её значение для человеческой эволюции.
Литература, относящаяся к йоге
К сожалению, для незнакомых с санскритом эта литература мало доступна в Англии. Общие учения о йоге находятся в Упанишадах и в Бхагавад-Гите; они в многочисленных переводах доступны для вас. Но они дают лишь основные принципы, но не разъясняют методы в подробностях. Даже и в Бхагавад-Гите, хотя там и говорится о принесении жертв, о равнодушии к преходящему и т.д., но это все указания нравственного порядка, хотя и абсолютно необходимые, но не говорящие вам как достигнуть поставленных вам условий. Специальная литература о йоге заключена, прежде всего, во многих из Малых Упанишад, в "Ста восьми", как они называются.
Затем имеется огромная литература, называемая тантрической. Эти книги получили дурную репутацию среди англичан, что не совсем справедливо. Тантры — очень полезные книги, дающие много знания: вся оккультная наука заключается в них. Но их можно разделить на три разряда: на те, которые имеют дело с белой магией, на те, предметом которых служит черная магия, и на те, которые излагают то, что можно назвать серой магией, смешение первой и второй. Под магией следует понимать все методы, посредством которых актом воли производятся сверхнормальные физические явления.
Сильное нервное напряжение, вызванное тревогой или болезнью, ведет к истеричности, эмоциональной и неразумной. Подобное же высокое напряжение нервной системы, вызванное разумной волей, делает человека восприимчивым к сверхфизическим вибрациям. Обыкновенное погружение в сон не имеет значения, но погружение в самадхи представляет собой неоценимую силу. Сам процесс приблизительно тот же самый, но один вызывается обыкновенными условиями, а другой — действием тренированной воли. Йогом можно считать того человека, который изучил могущество воли и знает, каким образом её силой можно достигать предвиденных и предрешенных результатов. Это знание называлось во все времена магией; этим именем обозначалась Великая Наука, единственная, к которой в прошедшие времена прилагалось определение "великой". Тантры дают эту науку: оккультную сторону в человеке и природе, средства для её раскрытия, указания, благодаря которым человек может воссоздать себя, — всё это можно найти в Тантрах. Их отрицательная сторона заключается в том, что без учителя они становятся опасными, и без опытного руководителя человек, практикующий эти методы, наносит себе всегда большой вред. Вот почему Тантры получили такую дурную репутацию, как на Западе, так и в Индии. Большинство американских "оккультных" книг, имеющихся в продаже, не что иное, как отрывки из Тантр, переведенные на современные языки. Поводом к отрицательному отношению к Тантрам служит то, что в них даются названия физических органов, тогда как речь идет об астральных и ментальных центрах; указания эти вполне верны в том смысле, что центры физические, астральные и ментальные в тесной связи между собой, но ни один достойный доверия учитель не позволит своему ученику воздействовать на свои физические органы до тех пор, пока последний не приобретет известного контроля над своими высшими центрами и не очистит тщательно свое физическое тело. Если же вы, не имея руководителя, читаете названия физического плана, не зная к чему это физическое слово применимо, тогда вы будете действовать наугад и можете сильно повредить себе. Например, в одной из Сутр сказано, что если вы будете медитировать (сосредоточиваться в медитации) на известной части вашего языка, вы достигнете астрального зрения. Это значит, что если вы будете медитировать на гипофиз, который расположен как раз над этой частью языка, у вас откроется астральное зрение. Название, относящееся к физическому телу, нередко употребляется для обозначения астрального центра без предупреждения, что речь идет не о физическом органе; это — то, что называется "покров" и употребляется этот прием для того, чтобы удержать людей от опасных экспериментов; человек может медитировать над этой частью своего языка всю жизнь и ничего из этого не выйдет; но если он будет сосредоточивать свою мысль на соответствующем центре астрального тела, то может причинить себе большой вред. Говорится также "медитировать над пупком". Под этим подразумевается солнечное сплетение, так как имеется тесная связь между тем и другим. Но это действие ведет к серьезному нервному расстройству, не поддающемуся излечению.
Все, знающие как много людей в Индии страдают благодаря таким плохо понятым упражнениям, признают, что не следует предаваться им, не имея сведущего руководителя.
Другая часть литературы, относящейся к йоге, заключена в небольшую книгу, называемую Сутры Патанджали. Эта книга доступна всем, но боюсь, что очень немногие смогут сами понять её. Прежде всего, чтобы разъяснить эти Сутры, которые не более как заглавия, существует много комментариев на санскритском языке, одна лишь часть которых переведена. И даже эти комментарии, вместо того, чтобы объяснить наиболее трудные места, ограничиваются повторением их, так что изучающий выигрывает немного от них.
Разум
Что представляет собой разум? С точки зрения йоги, это ни что иное, как индивидуализированное сознание, вся полнота его, включая и вашу деятельность, которую западная психология выделяет из области разума. Лишь на основе восточной психологии возможна йога.
Как же определить это индивидуализированное сознание? Прежде всего, оно познаёт вещи. А познав их, оно их желает. Желая их, оно старается их достигнуть. И, таким образом, мы имеем все три аспекта сознания — разум, желание, деятельность. На физическом плане преобладает деятельность, хотя налицо и мысль, и желание. На астральном плане преобладает желание, и как мысль, так и деятельность подчинены желанию. На ментальном плане разум дает директивы, а желание и деятельность в подчинении у него. Если же перейти на буддхический план, преобладать будет чистый разум и то же повторится и далее. Каждое качество сохраняется все время, только одно из них преобладает.
То же самое и с материей. Соединения и элементы в материи ваших тел разделяются на ритмические, активные и устойчивые; и соответственно тому, какие из них преобладают в нашем теле, таковы будут и его наклонности. Чтобы упражняться в йоге, вы должны строить ваши тела из ритмических соединений, в которых раджас и инерция менее проявлены. У йога телесная оболочка должна соответствовать его умственным свойствам.
Облако
Этот термин — "дхарма-мегха", буквально: "облако праведности, или религии" — объясняется комментаторами очень неудовлетворительно. В сущности, единственное объяснение, даваемое ими, ограничивается тем, что вся добрая карма прошлого данного человека собирается над ним и изливает на него поток благословения. Посмотрим, нельзя ли найти нечто большее, чем это смутное толкование.
Термин "облако" часто употребляется в мистической литературе Запада: "Облако на Горе", "Облако в Святилище", "Облако над обителью Милосердия", — всё это выражения, знакомые религиозным людям Запада. И те переживания, которые ими обозначаются, известны всем мистикам в низших фазах мистического опыта, а некоторым — во всей полноте. Низшей фазой этого переживания является как раз то, что мы только что пояснили, когда удаление сознания в более тонкую оболочку, ещё не признанную им за таковую, сопровождается возникающей деятельностью этой оболочки; первым проявлением этого пробуждения к деятельности является смутное ощущение внешнего мира. Вы чувствуете себя как бы окруженным густым туманом, вы сознаете, что вы не одни, но вы еще не в состоянии видеть. И тогда единственное, что нужно, — это внутренняя тишина и терпеливое ожидание. Старайтесь, чтобы ваше сознание оставалось в положении пассивном, чтобы его обычная деятельность остановилась. Кончится тем, что облако станет все прозрачнее и, сперва в кратких прозрениях, а потом и в полной красоте, видение высшего плана раскроется перед вашим восхищенным взором.
Это вступление на высший план начинает повторяться всё чаще и чаще, пока ваше сознание не покинет и эту тончайшую оболочку, и тогда всё великолепие, раскрывшееся перед вами, исчезнет, и вы окажетесь в настоящем облаке, покрывающем Святое Святых, в облаке, которое скрывает видение "Я". И тогда настанет момент невыразимого одиночества: кажется, что сам источник жизни иссяк, что не осталось ни единой точки опоры, что висишь в беспредельной пустоте; и тогда душу охватывает ужас беспросветной темноты, невыразимой покинутости. Остается одно: терпеть, терпеть. "Ничто, кроме Вечного, не может помочь тебе". Бог проявляется лишь в тишине; как сказано в еврейском Писании: "Умолкни и познай, что Я есмь Бог". И в этом безмолвии раздается Голос, голос "Я". В этой тишине почувствуется Жизнь, жизнь "Я". В этой пустоте обнаружится Пустота, пустота "Я". В этой темноте засияет Свет, слава "Я". Облако исчезнет, и Сияние "Я" станет проявленным. То, что было лишь мимолетным прозрением недосягаемого величия, станет вечным осуществлением, и, познав "Я" и ваше единство с ним, вы войдете в полноту того Мира, который принадлежит лишь Единому "Я".
Разум
"Йога есть прекращение функций ума", — говорит Патанджали. Функции ума должны быть на время прекращаемы, но, чтобы верно понять истинное значение этого положения, следует ближе познакомиться с тем, что индийские философы понимают под словом "ум".
Разум, в широком значении слова, имеет три главные свойства, или качества: способность познавания, желание, или волю, и деятельность. Но йога не имеет непосредственного соприкосновения со всеми тремя, но лишь с одним свойством "познавания", что соответствует "субъекту" Санкхья. Но вы не можете вполне отделить познавание от других двух свойств, ибо сознание представляет собой нечто единое, и хотя мы имеем дело лишь с той частью сознания, которую называем "познавание", мы не можем иметь её в чистом виде. Поэтому индийский психолог, исследуя познавание, делит его на три, или, если следовать Веданте, на четыре части. Последнее, при всем уважении к Веданте, является неправильным. Если вы читаете в литературе Веданты о разуме, вы встретите для него особое выражение, которое в переводе означает "внутренний орган". Это слово ("антахкарана") употребляется всегда в смысле европейского слова "разум"; но всегда лишь в смысле познавания, а не в смысле желания или деятельности. Ведантисты делят его на четыре части: манас, буддхи, ахамкара и читта. Но мы знаем, что такое манас, что есть буддхи, а также и ахамкара, — но что такое читта? Спросите кого угодно, и вы получите всегда самый неопределенный ответ. Попробуем рассмотреть этот вопрос сами и посмотрим, не поможет ли нам теософическое понятие троичности, заключенной в четвертое, которое не есть самостоятельное четвертое, а лишь соединение данных трех. Манас, буддхи и ахамкара представляют собой три стороны треугольника, который носит название читта. Так, читта не является четвертым, а лишь суммой трех: манаса, буддхи и ахамкара. Это древняя идея Троицы в единстве. Е.П. Блаватская постоянно прибавляет это число как четвертое к своим триадам, так как она следует древним методам. Четвертое представляет лишь сумму трех, образует единство из кажущегося различия. Попробуем применить это к антахкаране.
Возьмем познавание. Хотя этот аспект и преобладает, но он не может существовать в нашем "Я" без остальных двух, они — хотя и в подчиненном виде — всё же там, и деятельность и воля продолжают быть неотделимы от способности познавания. Представить себе познавание в наиболее чистом его виде, обращенным на себя, и тогда мы получим буддхи, чистый разум, самую суть познавания. Этот его чистый аспект имеет своим представителем Вишну, мудрость, поддерживающую вселенную. А теперь представим себе познавание, обращенное наружу, отражающееся в деятельности, и тогда мы получим соединение познавания и воли; это манас, деятельный разум в человеке, и творческий Разум, Брахман, во вселенной. Когда же познавание отражается в аспекте воли, тогда оно становится ахамкара, "Я есмь Я" в человеке, а во вселенной его представителем является Махадэва. Таким образом, мы нашли в области познавания тройное разделение, образующий внутренний орган, или антахкарана,* — манас плюс буддхи, плюс ахамкара — и мы не можем найти четвертого. Что же такое читта? Это сумма трех, три, взятые вместе, — полнота троицы. Потому что по древнему способу перечисления антахкарана делится на четыре.
__________
* Антахкарана — этот термин имеет различные значения, разнящиеся у каждой философской школы и секты. Так, Шанкарачарья переводит это слово как "постижение", другие — как "внутренний инструмент, Душа, образованная мыслящим принципом и эгоизмом"; в то время как оккультисты толкуют его как тропу или мост между высшим и низшим манасом, между божественным "Эго" и личной душой человека. Антахкарана служит связующим посредником между обоими и передает от низшего к высшему Я все те личные впечатления и мысли человека, которые могут быть, по своей природе, ассимилированы и накоплены неумирающей Сущностью и, таким образом, стать бессмертными вместе с нею; это единственные элементы преходящей личности, переживающие смерть и время. Отсюда явно следует, что в человеке лишь то, что благородно, духовно и божественно, может подтвердить в Вечности то, что он существовал. (Е. П. Блаватская)
Лекция III
Лекция IV
– Конец работы –
Используемые теги: перевод, Писаревой, четвёртого, английского, издания0.086
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Перевод Е. Писаревой с четвёртого английского издания
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов