Реферат Курсовая Конспект
Работа сделанна в 2000 году
Социально-правовой строй - Курсовая Работа, раздел Право, - 2000 год - Законодательный процесс в Древних Афинах Социально-Правовой Строй. В Социальном Отношении Греческая Демократия Основыв...
|
Социально-правовой строй. В социальном отношении греческая демократия основывалась на глубинном неравенстве населения, и полисный строй не только допускал, но и прямо предполагал наличие сословных разграничений между отдельными слоями жителей. Право в разной мере обязывало своими требованиями сословия, становясь для одних правом-привилегией, для других формой закрепления социальной униженности.
Афинское общество периода расцвета демократии распадалось на минимум четыре категории населения, различавшиеся по своей правоспособности и правовым возможностям в имущественной и бытовой сфере. Наиболее полной правоспособностью обладали афинские граждане аналогичная категория гражданства была и во всех других полисах Эллады. По закону 451 года до н.э. гражданином мог считаться афинянин, рожденный от состоявших в законном браке родителей, каждый из которых был афинским гражданином.
По наступлении совершеннолетия в 18 лет для юношей производилась запись нового гражданина во фратрию и в филу согласно демовым спискам и по желанию некоторые особо почетные фратрии и филы были закрытыми, то есть только для собственных детей. После этого наступала возможность пользоваться предусмотренными законами правами. Юноши в течение двух лет с 18 до 20 обязаны были пройти военную службу. Только после службы граждане имели право присутствовать в народно собрании.
Гражданские списки велись органами самоуправления демотами общий контроль осуществлял булэ. За каждым оставалось право оспорить неправильную, с его точки зрения, запись о гражданстве. При Солоне вошло в практику предоставление гражданства путем натурализации обживания выходцам из других греческих полисов, но достаточно быстро это прекратилось. Афинский полис стал замкнутым, гражданство в нем врожденной привилегией. Права гражданства проявлялись прежде всего в политической сфере, то есть в возможности участвовать в деятельности органов власти, управления и суда. В коммерческом обороте, в сделках оно почти не давало преимуществ.
Гражданин имел право на место в общественном театре, на религиозных церемониях, право на выдачи в особых случаях из общественных фондов. Помимо воинского, афинские граждане несли натуральные и денежные налоговые обязательства перед полисом. В рамках полисной организации афинские граждане были практически равными.
Имущественные цензы, установленные Солоном для исторических категорий свободного населения, имели значение для записи в тот или иной род воинской службы и для доступа в число магистратов. Самая низшая имущественная категория феты находилась вместе с тем в политически приниженном положении они не могли назначаться в должностные лица хотя с V в. до н.э. их число составляло от 23 до всего населения полиса. Даже после демократических реформ сохранилось привилегированное положение родовой аристократии патриархальная власть в отношении членов фратрий, только они могли совершать жертвоприношения.
Вхождение афинянина в число граждан было обставлено особой правовой процедурой епитимией. За совершенные против полиса преступления, религиозные или семейные проступки граждане могли подвергнуться и пожизненной атимии лишению прав гражданства без изгнания. Наиболее часто атимия была следствием проявленной в бою трусости, лжесвидетельства, растраты общественных средств, подкупа в отношении должностных лиц. Атимия выражалась в лишении прав доступа на рынок, в святилище, конечно же, в органы власти.
Кроме полной, могла быть и частичная атимия лишение части прав например, вчинять иски. Категорией свободного, но неполноправного населения были метойки метэки. Обычно это были натурализовавшиеся выходцы из других полисов, их потомки. Метойки также вписывались в демовые списки, это служило основанием для государственного их налогообложения. Однако прав самоуправления они в полной мере не получали по-видимому, их интересы выражали покровителя из числа родовой знати.
В отличие от полноправных граждан метойки не имели прав на получение земель из общественных фондов, не приписывались к клерухиям что давало право на землю в новоприобретенных областях или завоеванных. Они не могли вступать в полноценный, с точки зрения закона, брак даже с афинянами. В филы и фратрии они не записывались, не принимали участия в полисных праздниках и театральных представлениях, не могли участвовать в спортивных состязаниях Олимпиадах.
Очень редко они призывались свидетелями в суды. Сами метойки были подсудны не обычным судам, а должностному лицу архонту-полемарху. Хотя метойки и обладали правом на полную охрану законом их личности и имущества, преступления в отношении их расценивались как менее важные так, за убийство метойка полагалась не смертная казнь, а каторжные работы. Особую категорию населения Афин составляли иностранцы, те, кто жили постоянно в полисе, но не были приписаны к демам.
Они имели все права в коммерческом обороте, пользовались защитой властей и права, но не несли никаких гражданских обязанностей кроме уплаты торговых сборов и налогов и тем более не имели политических прав. Иностранцы могли получать индивидуальные привилегии за оказанные услуги полису, из уважения к богатству или известности право владеть землей, но в меньшем, чем афиняне, размере, доступом в театр и т.п. Значительная часть населения полиса была на положении рабов.
Рабами становились 1 по рождению, 2 по приговору суда в отношении неблагодарного метойка или вольноотпущенника, 3 захваченные в плен. Рабы могли принадлежать как полису, так и частным лицам к IV в. до н.э. большинство афинских граждан обладало 3-4 рабами. Использовались рабы, как правило, в домашнем хозяйстве или как специалисты в земледельческом или ремесленном производстве их практически не было раб в Афинах был достаточно дорог цена доходила до размеров годовой платы ремесленника.
Хозяин не имел права распоряжаться жизнью или смертью раба, перепродажа в чужие руки также не была совершенно свободной. Раба можно было наказывать, однако ни в коем случае не злоупотребляя этим в ограниченной степени раб сохранял право даже на защиту своей личной чести. В суде раб мог представать только по требованию гелиэйи при рассмотрении обвинений в политических преступлениях, показания в этих случаях брались обязательно под пыткой. Публичные государственные рабы были главным образом заняты на общественных ремесленных работах эргатаи, на полицейской службе тохотаи, в качестве помощников писцов и администраторов в разных конторах гипетаи.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Их новизна была связана с глубокими особенностями общественно-юридического быта и всего социально-культурного уклада европейских народов. Античное общество, по крайней мере в период своего расцвета, было обществом… Основанные на этих особенностях исторического развития Европы черты политического быта и правовой культуры также были…
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Социально-правовой строй
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов