рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

КОНЦЕПЦИЯ ИДЕАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО УСТРОЙСТВА В ДИАЛОГЕ ПЛАТОНА ГОСУДАРСТВО

Работа сделанна в 2000 году

КОНЦЕПЦИЯ ИДЕАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО УСТРОЙСТВА В ДИАЛОГЕ ПЛАТОНА ГОСУДАРСТВО - Дипломная Работа, раздел Право, - 2000 год - Учение Платона о государстве и законах Концепция Идеального Политического Устройства В Диалоге Платона Государство. ...

КОНЦЕПЦИЯ ИДЕАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО УСТРОЙСТВА В ДИАЛОГЕ ПЛАТОНА ГОСУДАРСТВО. Учение Платона о государстве в общих чертах впервые изложено им в известном диалоге - Политик. Этот диалог относится к раннему периоду деятельности Платона и представляет собой несовершенное развитие тех же мыслей, которые впоследствии легли в основание знаменитого диалога Платона - Государство. Этот последний принадлежит к более зрелой эпохе Платона и заключает в себе учение о государстве в его самой совершенной форме.

В мировоззрении Платона важное место принадлежит его воззрениям на общество и государство.

Его чрезвычайно занимал вопрос о том, каким должно быть совершенное общежитие и каким воспитанием люди должны быть подготовлены к устройству и сохранению такого общежития Кондрашова Е.А. Теория и практика античной демократии методические указания Новосибирск, 1994 С. 13 2.1. Характеристика сословийРяд авторов 1, 8, 60, 72 считают, что причиной возникновения совместной общественной жизни и государства Платон считает наличие у людей врожденных социальных потребностей, которые каждый отдельный индивид не может удовлетворить собственными усилиями и поэтому нуждается в помощи со стороны других индивидов. Таким образом, каждый человек привлекает то одного, то другого для удовлетворения той или иной потребности.

Испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь такое совместное поселение и получает у нас название государства Хрестоматия по истории политических и правовых учений под ред. Л.М. Волосниковой - Тюмень, 1996 Ч. 1 С. 6 Помимо этого, государство создается для того, чтобы обеспечить его членам благополучие и безопасность.

Разнообразию человеческих потребностей в государстве должна соответствовать специализация труда, ибо только на её основе можно обеспечить высокое качество и производительность Васильева П.В. Путь к Платону.

Любовь к мудрости или мудрость любви - М. Логос Прогресс - традиция, 1999 С. 71 К.Маркс указывал, что в республике Платона разделение труда является основным принципом строения государства, она представляет собою лишь афинскую идеализацию египетского кастового строя К. Маркс Капитал - М. Госполитиздат, 1949 Т. 1 С. 375 Целые сословия людей осуществляют в государстве жизненно необходимые для общества функции этому способствуют навыки ремесла, изощренные профессиональным обучением и опытом, умноженные наследственной передачей, усвоением их с детства в собственной семье и ближайшей среде Васильева П.В. Путь к Платону Любовь к мудрости или мудрость любви - М. Логос Прогресс - традиция, 1999 С. 72 Поэтому город должен состоять из землевладельцев, ремесленников, купцов, мореходов, рабочих, поэтов, актеров, поваров, учителей, врачей, и т.д. Платон уверен, что лучше работает тот, кто владеет одним делом, к которому более способен, и занимается только им. Поэтому можно делать все в большом количестве, лучше и легче, если выполнять одну какую-нибудь работу соответственно своим природным задаткам, и притом вовремя, не отвлекаясь на другие работы Платон Собрание сочинений в 4 т М. Мысль, 1990 Т. 3 С. 146 Все способности человека принадлежат государству, которое вольно распоряжается ими по своему усмотрению.

По убеждению Платона, государство должно также выполнять и нравственные функции - воспитывать граждан в верности установленным порядкам и религии отцов Соколов В.В. Античная философия - М. Знание, 1958 С. 34 В диалоге Государство Платон рассматривает идеальный государственный строй по аналогии с человеческой душой.

Трем началам человеческой души - разумному, яростному и вожделеющему - аналогичны три основных начала государства так как между государством и человеком существует взаимное подобие - совещательное, защитное и деловое.

Последним же соответствуют три сословия - правителей-философов, воинов стражей и производителей ремесленников и землевладельцев Кондрашова Е.А. Теория и практика античной демократии методические указания - Новосибирск, 1994 С. 13-14 Сословное деление общества Платон объявляет условием прочности государства.

Самовольный переход из низшего сословия в высшие является величайшим преступлением, ибо каждый человек должен заниматься тем делом, которому он предназначен от природы Заниматься своим делом и не вмешиваться в чужие - это и есть справедливость Там же. С. 14 Так как вышеуказанные сословия вполне соответствуют трём сторонам человеческой души, то и добродетели, свойственные последним, переносятся у Платона равным образом на первые.

Так, мудрость, есть добродетель правителей мужество свойственно более всего сословию воинов, ограждающих общественную безопасность и благоденствие рассудительность усматривается в подчинении народной толпы воле правителей и во взаимном согласии граждан а справедливость - в том, что не только согласны между собой граждане, но и целые сословия их строго исполняют свои обязанности и, таким образом, каждое из них всё более утверждается в свойственной себе добродетели Сочинения Платона под редакцией профессора Карпова - С Пб 1863. -Ч. 3 С. 18 Для обоснования вводимой иерархии сословий Платон большое значение придавал распространению среди населения идеального государства благородного вымысла о том, что хотя все они - братья, но бог, который их вылепил, в тех из них, кто способен править, примешал при рождении золота, в их помощников - серебра, а в землевладельцев и ремесленников - железа и меди. Лишь в тех случаях, когда от золота родится серебряное потомство, а от серебра - золотое и т.д возможны переходы членов одного сословия в другое.

Миф заканчивается предостережением, что государство погибнет, когда охранять его будет железный или медный страж.

По мнению В.С.Нерсесянц, вышеуказанный миф имеет своей целью обосновать послушание, единомыслие и братство граждан и одновременно их неравенство в структуре идеального государства Нерсесянц В.С. Платон - М. Юридическая литература, 1989 С. 39 В Государстве Платона третье сословие землевладельцев и ремесленников является низшим, едва достойным названия граждан оно погружено в материальную работу и назначено к удовлетворению низших потребностей человека.

Третье сословие должно произведениями своих занятий - земледелием, промыслами и торговлею, доставлять средства к содержанию прочих сословий Обозрение философской деятельности Платона и Сократа по Целлеру под ред. А. Клеванова - М 1861 С. 227 В. Виндельбанд считает, что крестьяне, ремесленники и торговцы являются для Платона гражданами низшего разряда для государственной цели они не более чем средства и играют почти такую же роль, как рабы в античном обществе, именно роль трудящейся массы Виндельбанд В. Избранное.

Дух и история - М. Юрист, 1995 С. 479 Третье сословье, формально имеющее свою долю в процветании, лишено добродетели в собственном смысле этого слова, поскольку мудрость и мужество соотносятся с двумя внешними классами, в то время как низшему достается лишь система общих предписаний, требующих от него безоговорочного повиновения Гуторов В.А. Античная социальная утопия.

Вопросы истории и теории - Ленинград Ленинградский университет, 1989 С. 161 Образ жизни третьего сословия Платон освещает под углом зрения многообразия общественных потребностей и разделения труда.

Гражданам третьего сословия разрешалось иметь частную собственность, деньги, торговать на рынках и т.п. Производственную деятельность землевладельцев и ремесленников предполагалось поддерживать на уровне, который позволил бы обеспечить средний достаток для всех членов общества и в то же время исключить возможность возвышения богатых над стражами История политических и правовых учений Домарксистский период под ред. О.Э. Лейста - М. Юридическая литература, 1991 С. 66 Вопросы регламентации брака, быта, собственности, труда, да и всей жизни людей третьего сословия Платон оставляет на усмотрение властей идеального государства. В политическом отношении третьему сословию не предоставлено никаких прав иметь же вредное нравственное влияние на высшие сословия Платон не допускает, строго разграничивая взаимные отношения сословий Обозрение философской деятельности Платона и Сократа по Целлеру под ред. А. Кеванова - М. 1861 С. 231 Сословию правителей Платон уделяет значительно больше внимания, чем двум другим сословиям. Во главе государства, утверждал Платон, необходимо поставить философов, причастных к вечному благу и способных воплотить небесный мир идей в земной жизни.

Пока в государстве не будут царствовать философы либо так называемые нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать, до тех пор государство не избавится от зол Платон.

Государство соч. в 3 Т М. 1971 Т. 3 - С. 275 Но правители должны быть истинными философами, являющимися, по мнению Платона, теми, которые, взирая на вечные образцы явлений, познают самую истину - созерцая красоту добродетели, не только удивляются ей, но и всеми силами следуют за нею, и воплощают её в себе своими делами, которые богаты сколько знанием вечной истины, столько же и опытностью в употреблении вещей Сочинения Платона под ред. проф. Карпова - С-Пб 1863 Ч.3 С. 17 Нужны особенные качества и особенное воспитание, чтобы сделать человека способным к истинному управлению.

Философ должен был обладать следующими качествами мужество, разумность, рассудительность, великодушие, память, справедливость.

Все эти качества Платон называет одним словом - добродетель.

Кроме того, необходимо также способность охранять законы и обычаи государства Платон. Государство соч. в 3 Т М. 1971 - Т.3 - С. 289 см. Сафонов В.Н. Политические взгляды взгляда Платона Социально-политический журнал - 1998 - 3 - С. 197-198 Созерцая вечно тождественное и упорядоченное, он подражает божественному образцу и сам становится упорядоченным и божественным, уподобляясь ему насколько это возможно для человека.

Наконец, он достигает совершенства в самом важном и наиболее нужном философу знании - знании идеи бога. Таким образом, идеальному государству соответствует и идеальный человек, олицетворением которого у Платона выступает философ Щербаков А.И. Древнегреческая философия эпохи классики учебное пособие Ч. II Краснодар 1994 С. 38 Граждан, способных к государственному управлению, совсем немного и способности их зависят от природных данных.

Детей со способностями отделяют от других и готовят к будущей государственной деятельности Платон предлагает занести их в особый список. Когда им исполнится двадцать лет, необходимо выделить в особую, почетную группу и продолжить образование, в виде общего обзора, раскрывающего внутреннюю связь наук между собой и с природой бытия. На данной ступени обнаруживается, имеются ли природные данные для занятия диалектикой. Когда молодым людям исполнится тридцать лет, из них отбираются те, кто умеет, не обращая внимания на ощущения, подняться до истинного бытия.

Проявивших указанную способность следует окружить еще большим почетом и после пятилетнего обучения диалектике отправить на службу для приобретения опыта практического управления государством в течение 15 лет их испытывают на военном и гражданском поприще. Тех, кто не выдержал испытаний практического управления, переводили в жрецы. А когда им исполнится пятьдесят лет, тех из них, кто остался в живых и отличился в государственных делах и в познании, пора будет привести к окончательной цели заставить устремить свой умственный взор в идеальную сферу, увидеть там благо само по себе и по его образцу упорядочить все государство, всех составляющих его граждан, в том числе и самих себя. Оставшуюся жизнь эти мужи будут проводить в философствовании, в трудах над гражданским устройством, в отправлении, когда наступит черед, государственной службы.

Они будут воспитывать граждан подобно им самим, ставить их вместо себя стражами государства, а потом отойдут на Острова блаженных Сафонов В.Н. Политические взгляды Платона Социально - политический журнал - 1998 - 3 - С.197 Щербаков А.И. Древнегреческая философия эпохи классики учебное пособие - Краснодар, 1994 Ч. 2 С. 45-46 Философам вверяется неограниченная власть в государстве, которым они правят, охраняя законы и следя за гражданами от самого рождения до смерти. Власть философов в государстве не подвержена ни каким-либо ограничениям, ни контролю.

Они не должны стесняться писаными законами и в каждом отдельном случае руководствуются своим непосредственным усмотрением.

Прежде всего, внимание их обращается на вновь возникающие поколения. Несмотря на общность жен, половое сожительство не предоставляется случайности, а ставится под надзор философов. Последние заботятся о том, чтобы всегда были дети в нужном количестве, и чтобы сохранялась порода, способная поддерживать государство. Для этого соединяются преимущественно мужчины и женщины с отличными качествами, а дети с дурным сложением удаляются или уничтожаются.

Философы заведуют и воспитанием граждан они же, кроме прочего, назначают каждому подобающее ему место и занятие в государстве, разбирая душевные свойства детей и распределяя их по сословиям в связи с тем, что каждый имеет свои свойства и свое призвание Чичерин Б.Н. Политические мыслители Древнего и Нового мира М 1897 С.9-10 Правителями должны быть старшие и притом лучшие.

Лучшими правителями будут те, которые лучше всех знают дела государственного управления. Для этого надо, чтобы они были мудры и вместе с тем выше всего ставили общественное благо. Для обеспечения служения правителей общему благу государства, а не своим личным интересам, Платон считает необходимым поставить правителей и остальных стражей, служащих им помощниками, в такое положение, чтобы у них не могло быть личных интересов Коркунов Н.М. История философии права С-Пб 1898 С. 31 Стражи государства - раздражительная сторона человеческой души, назначенная для защиты прав и выполнения распоряжений природы разумной, должны получать такое воспитание и быть в такой степени образованным, чтобы, повинуясь мудрым внушениям правительства, легко могли охранять благоденствие общества и мужественно предотвращать в нем как внешние, так и внутренние опасности Сочинения Платона Под ред. Карпова С-Пб 1863 С. 16 Стражами государства должны быть люди одновременно и образованные, и опытные.

Кроме того, хорошие стражи должны отличаться теми же свойствами, что и собаки тонкое чутье, быстрота и проворство, сила, храбрость, гневливость.

Но, будучи гневливы в отношении к врагу, воины должны быть кротки к согражданам. Такого сочетания можно достигнуть только тщательным воспитанием и особенным образом жизни. Военное сословие должно состоять из лучших граждан, не имеющих никаких других обязанностей, кроме обязанности охранять государство от всякой грозящей ему опасности.

Поэтому, избранные для этого люди должны быть вооружены и обучены борьбе не только против внешних врагов они должны охранять родину также и от внутренних раздоров, поддерживать в ней порядок и повиновение законам. Граждане, предстоящие войти в сословие, должны отличаться телесными и душевными достоинствами. Со всеми качествами искусного воина они должны сочетать понимание государственных целей и внутренних отношений общественной жизни См. Виндельбанд В. Избранное. Дух и история М. Юрист, 1995 С. 474 Единственным критерием подбора и воспитания стражей является наибольшая пригодность для охраны государства, требующая таких нравственных качеств, которыми обладают лишь немногие Гуторов В.А. Античная социальная утопия.

Вопросы истории и теории Ленинград Ленинградский университет, 1989 С. 162 Идеальное государство не может существовать без должной подготовки молодого поколения. Для Платона правильная организация воспитания означает систематическое развитие природных задатков.

Философ полагает, что у кого они есть, то те благодаря хорошему воспитанию становятся еще лучше. Платона интересует прежде всего военное сословие и поэтому он создал целую теорию воспитания воинов-стражей. Военное дело требует мастерства и большого усердия. Воспитание должно, по-видимому, прежде всего, развивать у детей такие качества, как серьезность, соблюдение внешних приличий и мужество Рассел Б. История западной философии М. Миф, 1993 С. 129 Сам Платон по этому поводу говорит так безупречный страж государства будет у нас по своей природе обладать и стремлением к мудрости и стремлением познавать, а также будет проворным и сильным 11, 376с. По Платону, образование делится на две категории - музыку и гимнастику.

И та и другая имеют у Платона более широкий смысл, чем в настоящее время музыка означает все, что входит в область муз, гимнастика означает все, что связано с физической тренировкой и подготовкой Там же. С. 129 Будущим воинам нужно дать двоякое воспитание - мусическое и гимнастическое. Первое - для души, второе - для тела. При этом воспитание души следует начинать раньше воспитания тела Щербаков А.И. Древнегреческая философия эпохи классики учебное пособие Краснодар, 1994 Ч. II С. 41 Мусическое воспитание Платон рекомендует начинать с мифов.

Имея дело с детьми, мы к мифам прибегаем раньше, чем к гимнастическим упражнениям II, 377 . Но не всякие мифы и не все в них приемлемо для развития души будущего стража и формирования ее добродетелей.

Подходящими для воспитания философ признает лишь значительные мифы - всего более надо добиваться, чтобы первые мифы, услышанные детьми, самым заботливым образом были направлены к добродетели II, 378 Е . От поэтических искусств Платон требует нравственной истинности и правдивости, отсутствия в них лжи. В поэзии он считает недопустимым все то, что может вызывать, и уже не только у детей, но и у взрослых, сильные душевные потрясения. Таким образом, из поэзии необходимо исключить сетования, вопли и плачи, предоставив их несерьезным женщинам да никчемным мужчинам.

Так же недопустимо все, что понижает мужественный тонус души, изнеживает и расслабляет ее и в музыке. Для людей воинственных, считает философ, подходящим может быть тот музыкальных лад, который подражает голосу и напеву человека мужественного, умеющего переносить все трудности, тяготы и несчастья. Платон запрещает в своем государстве и драматическое искусство, комедии и трагедии, последние есть искусство перевоплощения, подражания.

Идеальный строй требует и идеальных условий воспитания, исключения всех помех и отвлекающих факторов, каковыми являются драма, комедия и трагедия. Мусическое воспитание тесно связано у Платона с гимнастическим. Гимнастика должны сопровождать стража в течение всей его жизни См. Щербаков А.И. Древнегреческая философия эпохи классики учебное пособие Краснодар, 1994 Ч.II С. 41-43 Гимнастика и музыка, действуя вместе, должны были привести к гармонии человека с самим собою.

Они должны были сделать так, чтобы развитие сил телесных и духовных шли рука об руку, а в душе произошло соединение силы и мягкости характера, мужества и доброй нравственности. Гимнастика должны были приучить человека к простому и строгому образу жизни. Музыка же должна развить в человеке чувство прекрасного и любовь к нему, а также нравственную зрелость и условить то нормальное состояние духа, которое в человеке должно предшествовать всякому научному образованию Обозрение философской деятельности Платона и Сократа по Целлеру Под ред. Клеванова А М 1861 С. 233 Платон не ограничивает такое воспитание граждан их юностью, так как распространяет его и на самый зрелый возраст.

В.Виндельбанд считает, что сословие стражей должно состоять из юношей, еще получающих образование, которые по приказу старших выступают против врага и поддерживают порядок внутри страны, и из зрелых мужей, достигших высшего познания и сообразно с ним управляющих государством Виндельбанд В. Дух и история М. Юрист, 1995 С. 474 Так отличаются правители философы от помощников или чиновников.

Помимо мусического и гимнастического воспитания стражам с детства нужно преподавать арифметику, геометрию, астрономию. Указанные науки, утверждает Платон, развивают философскую мысль, влекут душу к истине, к познанию подлинного бытия Щербаков А.И. Древнегреческая философия эпохи классики учебное пособие Краснодар, 1994 Ч.II С. 45 До определенного возраста молодежь не должна видеть неприятных вещей или порока.

Но в соответствующий момент их следует подвергнуть обольщениям, как в виде ужасов, которые не должны пугать, так и в виде дурных удовольствий, которые не должны соблазнять. Когда же они выдержат эти испытания, их будут считать годными стать стражами См. Рассел Б. История западной философии в 2-х т М. Миф, 1993 Т. 1 С. 130 Сословие стражей не должно преследовать никаких частных, сословных, семейных или имущественных интересов. Вся их жизнь и быт организуются на началах солидарности, общности, равенства и коллективизма.

Жизнь стражей складывается из множества ограничений и лишений. Воспитанные таким образом, воины живут в полном коммунизме Чичерин Б.Н. Политические мыслители Древнего и Нового мира М 1897 С. 9 Подобно Платонову идеальному государству и Утопия Мора построена на началах коммунистических она не знает принципа частной собственности. Государство Платона не имеет в виду земного благополучия граждан оно хочет осуществить небесную идею в человеческих отношениях и преследует цель загробную.

Платон хочет уничтожить частную собственность, так как видит в ней эгоистический принцип, который приковывает человека к земле, отвлекая его от служения загробным идеалам. Коммунизм Т.Мора, напротив, имеет в виду исключительно земную цель. Он хочет сделать людей счастливыми и довольными на земле. В Государстве Платона коммунизм распространяется только на два высших класса. У Мора же коммунизм задается целью устранения социальных неравенств, он хочет всех уравнять в общем счастье и, особенно, горячо принимает к сердцу интересы обездоленных классов Трубецкой Е.Н. История философии права Киев, 1901 С. 22-23 Коммунистические идеи Платона в Государстве критиковал Аристотель, аргументируя это тем, что общение имуществ может вести лишь к беспрерывным ссорам, вследствие неравного распределения пользования и труда См. Чичерин Б.Н. Политические мыслители Древнего и Нового мира М 1897 С. 24 Устроители наилучшего государства правители-философы должны не только позаботиться о правильном воспитании воинов-стражей.

Они, кроме того, должны установить порядок, при котором самое устройство жилищ и самые права на имущественные блага не могли бы быть помехой ни для высокой нравственности воинов, ни для исполнения ими службы, ни для надлежащего отношения их к людям своего и других классов общества Асмус В.Ф. История античной философии М. Высшая школа, 1965 С. 185 Основные черты этого порядка - лишение воинов права на собственное имущество.

Воины могут пользоваться лишь тем, что им минимально необходимо для жизни, для здоровья и для выполнения своих функций в государстве.

У них не может быть ни лично им принадлежащего жилища, ни мест для хранения имущества или драгоценностей. Все необходимое воинам для исполнения их обязанностей, последние должны получать от изготавливающих продукты, вещи и орудия работников производительного труда и притом в количестве, ни слишком малом, ни слишком большом. В противном случае стражи станут независимы от кормильцев и плательщиков и перестанут охранять общество.

Ведь человеку, который заботиться только о своем богатстве, безразличны радости и печали сограждан Ципко А. Справедливое государство Платона Молодой коммунист, 1972 9 С.71-72 Питание воинов происходит исключительно в общих столовых. Весь распорядок и рамки жизни стражей направлены на ограждение их от губительного влияния личной собственности и в первую очередь от тлетворного, дурного влияния денег, золота и других драгоценностей.

Если бы воины-стражи пустились в стяжательство, в приобретение денег и драгоценностей, они не могли бы уже выполнять свой долг защиты членов общества они превратились бы в хозяев и землевладельцев, враждебных остальным гражданам См. Асмус В.Ф. История античной философии М. Высшая школа, 1965 С. 186 Сам Платон о сказанном выше быте стражей говорит следующим образом Прежде всего, никто не должен обладать никакой честной собственностью, если в том нет крайней необходимости.

Затем, ни у кого не должно быть такого жилища или кладовой, куда не имел бы доступа всякий желающий. Припасы, необходимые для рассудительных и мужественных знатоков военного дела, они должны получать от остальных граждан в уплату за то, что их охраняют. Количества припасов должно хватать стражам на год, но без излишка. Столуясь все вместе, как во время военных походов, они и жить будут сообща. А насчет золота и серебра надо сказать им, что божественное золото - то, что от богов они всегда имеют в своей душе, так что ничуть не нуждаются в золоте человеческом Хрестоматия по истории политических и правовых учений Под ред. Волосникова Л.М Тюмень, 1996 С. 12 Проект идеального государства предусматривает введение для стражей общности жен и детей.

Женщины и мужчины в Государстве Платона уравнены в их правах и возможностях. Не пол, а способности, как и у мужчин, определяет социально- психологическое место женщины в структуре общественной жизни. Между мужчинами и женщинами имеются различия, но они не имеют отношения к политике.

Некоторые женщины склонны к философии и годятся в качестве стражей, некоторые из женщин воинственны и могли бы быть хорошими воинами Рассел Б. История западной философии. М. Миф, 1993 Ч. 1 С. 131 Отобранные в сословие стражей лица женского пола получают то же воспитание, что и мужчины, кроме того, женщины должны наравне с мужчинами проходить всю необходимую подготовку. Силы природы равно разлиты в обоих живых существах по природе всем делам причастна и женщина, всем и мужчина но женщина во всем слабее мужчины V, 455Д . Однако в ее слабости нельзя видеть основание для того, чтобы все предписывать мужчинам, а женщине ничего.

V, 455 Е . Таким образом, в отношении к охране государства, природа женщины и мужчины - одна и та же, кроме того лишь, что первая слабее, а вторая сильнее V, 456А . Наилучшими женами для мужчин-стражей по Платону будут именно женщины-стражи. В качестве же закона он предписывает Все жены этих мужей должны быть общими, а отдельно пусть ни одни ни с кем не сожительствует.

И дети тоже должны быть общими, и пусть отец не знает, какой ребенок его, а ребенок - кто его отец V 457Д . Имея общие жилища, посещая совместные трапезы, постоянно встречаясь в гимназиях и получая одинаковое воспитание, стражи мужского и женского пола начинают испытывать взаимное влечение. Это вовсе не означает допущения беспорядочных контактов. Наоборот, связь мужчины и женщины, именуемая Платоном браком, находится под присмотром правителей.

Правители определяют брачный возраст, регулируя количество брачных союзов и заботясь о подборе наиболее подходящих друг другу пар. Только отличившиеся на войне юноши получают более широкую возможность сходиться с женщинами. Ради пользы подвластных и государства в целом, правители прибегают ко лжи и обману жеребьевка, в ходе которой формируются в дни определенных празднеств разовые брачные пары, подстраивается так, чтобы лучшие соединялись с лучшими, а худшие - с худшими См. Нерсесянц В.С. Платон М. Юридическая литература, 1989 С. 40 По поводу качества браков Платон говорит, что наше небольшое стадо должно быть самым отборным, а касаясь количества, требует, чтобы государство у нас по возможности не увеличивалось и не уменьшалось V 459Е-460 . Сохранению и дальнейшему воспитанию подлежат лишь дети, родившиеся от лучших родителей этих детей отрывают от родителей и относят в общие ясли к кормилицам.

Родившихся от худших родителей или обладающих какими-либо телесными недостатками детей укрывают в тайном месте и по достижении ими определенного возраста переводят в сословия производителей. Детей, родившихся от союзов, не санкционированных государством, следует считать незаконными.

Матери должны быть в возрасте от двадцати до сорока лет, отцы - от двадцати пяти до пятидесяти лет. Вне этого возраста общение между полами должно быть свободным, но принудительными являются аборт или детоубийство. Против браков, устраиваемых государством, заинтересованные стороны не имеют права возражать, они должны руководствоваться мыслью о своем долге перед государством, а не какими-либо заурядными чувствами, которые обычно прославляли изгнанные поэты Рассел Б. История западной философии М. Миф, 1993 С. 132 Родители и дети не должны знать друг друга уже для первого питания дети равномерно распределяются между всеми кормящими матерями, и так растут они и дальше все вместе под попечением государства.

Поэтому каждый молодой человек должен чтить в старшем поколении своих родителей, а каждый старший человек должен видеть в младшем поколении своих детей, любить и воспитывать их. Уничтожение всей частной жизни, всех личных интересов, конечно, лишает человека многих удовольствий но хорошо воспитанные воины, говорит Платон, находят свое счастье не в материальных наслаждениях, а в исполнении своего назначения Чичерин Б.Н. Политические мыслители Древнего и Нового мира М 1897 С. 9 Уничтожив частную собственность, Платон упраздняет и семью, чтобы всецело заменить и семейные интересы общегосударственными. Только при условии общности жен и детей достигается совершенное единство граждан, единство интересов.

Тяжбы и взаимные обвинения разве не исчезнут у них, попросту говоря, потому, что у них не будет никакой собственности, кроме своего тела? Все остальное у них общее.

Поэтому они не будут склонны к распрям, которые так часто возникают у людей из-за имущества или по поводу детей и родственников 464 Д-Е . Платон не излагает подробных законов, которые руководствовали бы поступками граждан его государства, считая это излишним.

Хороши они будут, сами будут знать, что справедливо а если дурны, то никакие самые лучшие законы ничего не помогут Обозрение философской деятельности Платона и Сократа по Целлеру Под ред. А.Клеванова М 1861 С. 235 Имея в виду благо целого, а не одного какого-либо сословия, закон добивается социальной гармонии, при помощи убеждения и принуждения, используя философов для того, чтобы связать гражданский коллектив воедино Гуторов В.А. Античная социальная утопия.

Вопросы истории и теории Ленинград, 1989 С. 163 2.2.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Учение Платона о государстве и законах

Влияние платонизма прослеживается не только в аристотелевском учении и в новой Академии, но в доктрине неоплатоников Плотика, Прокла и др в… Многие положения о государстве и праве, высказанные Платоном в его учении,… Изучению жизни, творчества и учения Платона о государстве и праве посвящено большое количество литературы начало было…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: КОНЦЕПЦИЯ ИДЕАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО УСТРОЙСТВА В ДИАЛОГЕ ПЛАТОНА ГОСУДАРСТВО

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ПЛАТОН. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО
ПЛАТОН. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО. Платон - древнегреческий философ, родоначальник одного из главных направлений в античной философии. Родился в 88-ю олимпиаду, седьмого фаргелиона в Афинах между 4

Учение о совершенных и несовершенных формах государства
Учение о совершенных и несовершенных формах государства. Наилучшее государство, по Платону, должно во-первых, обладать силой собственной реорганизации и средствами ее защиты, достаточными для сдерж

ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В ДИАЛОГЕ ПЛАТОНА ЗАКОНЫ
ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В ДИАЛОГЕ ПЛАТОНА ЗАКОНЫ. Платон на склоне своих лет, где-то на протяжении 360-350 гг. до н.э в Законах 1 Платон. Законы, IV, 704а-705е Соч. В 3т. Т.3.4.2. С. 175

Учение о смешанной форме государства
Учение о смешанной форме государства. Создание утопического государства в Законах мыслится как реальный процесс основания города и его социально-политического организма. Платон даже стремитс

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги