рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Учение о совершенных и несовершенных формах государства

Работа сделанна в 2000 году

Учение о совершенных и несовершенных формах государства - Дипломная Работа, раздел Право, - 2000 год - Учение Платона о государстве и законах Учение О Совершенных И Несовершенных Формах Государства. Наилучшее Государств...

Учение о совершенных и несовершенных формах государства. Наилучшее государство, по Платону, должно во-первых, обладать силой собственной реорганизации и средствами ее защиты, достаточными для сдерживания и отражения врагов во-вторых, осуществить систематическое и достаточное снабжение всех членов общества необходимыми для них материальными благами в-третьих, контролировать и направлять развитие духовной деятельности и творчества См. Кондрашова Е.А. Теория и практика античной демократии методические указания Новосибирск, 1994 С. 14 По Платону, государственное устройство зависит от нравов людей, их душевного склада или характера.

Государство является таковым, каковы составляющие его люди. Между складом характера и формой государственного устройства он усматривает прямое соответствие Щербаков А.И. Древнегреческая философия эпохи классики Краснодар, 1994 Ч.II С. 46 Философ считает, что устройство совершенного государства может быть только одно. Все возможное же различие сводится лишь к числу правящих мудрецов философов если мудрец один - это царство.

Если несколько - аристократия. Но это различие в действительности не имеет никакого значения, ведь, если правят на самом деле мудрейшие, то сколько бы их не было, они все равно будут править совершенно одинаково Коркунов Н.М, История философии права С-Пб 1898 С. 34-35 Идеальному типу Платон противопоставлял отрицательный тип общественного устройства, в котором главным двигателем поведения людей оказываются материальные заботы и стимулы.

Платон считает, что все существующие государства принадлежат к отрицательному типу Каково бы ни было государство, в нем всегда есть два государства, враждебные друг другу одно - государство богатых, другое - бедных IV423Е . Отрицательный тип государства выступает, по мнению Платона, в четырех возможных формах как тимократия, олигархия, демократия и тирания.

По сравнению с идеальным государством, каждая из указанных выше форм есть последовательное ухудшение или извращение формы идеальной. В отрицательных формах государства вместо единомыслия налицо раздор, вместо справедливого распределения обязанностей - насилие и насильственное принуждение, вместо стремления правителей и воинов-стражей к высшим целям общежития - стремление к власти ради низких целей, вместо отречения от материальных интересов - алчность, погоня за деньгами Асмус В.Ф. История античной философии М. Высшая школа, 1965 С. 174 Аристократическому государственному устройству т.е. идеальному государству как правильному и хорошему виду Платон противопоставляет четыре ошибочных и порочных вида, характеризуя последние в восьмой книге Государства в порядке их прогрессирующей порче и очередности перехода от одного к другому.

Платон, освещая весь этот цикл деградации, совмещает в своем изложении разнообразную аргументацию философскую, историческую, политическую, психологическую, мифологическую, мистическую и т.д. и создает цельную динамическую картину политической жизни и смены ее форм Нерсесянц В.С. Политические учения Древней Греции М. Наука, 1989 С. 150-151 Первая форма, ближайшая к идеальному образцу, есть тимократия, то есть власть, основанная на господстве честолюбцев.

Это - правление, сходное со спартанским. Оно образуется из аристократии или совершенной формы, когда от невнимания правителей и вследствие упадка, неизбежно постигающего все человеческое, распределение граждан по сословиям не совершается уже сообразно с их природою, но золото и серебро перемешиваются с медью и железом.

Тогда нарушается гармония и возникает вражда между сословиями См. Чичерин Б.М. Политические мыслители Древнего и Нового мира М 1897 С.12-13 В тимократии первоначально сохранялись черты совершенного строя здесь правители пользуются почетом, воины свободны от земледельческого и ремесленных работ и от всех забот материальных, трапезы - общие, процветают упражнения в военном искусстве и в гимнастике Асмус В.Ф. История античной философии М. Высшая школа, 1965 С. 174 Она является самой близкой к совершенной из несовершенных форм правления, потому что в ней правят, хотя и не мудрейшие, но все-таки стражи государства.

После долгих смут сильнейшие и храбрейшие подчиняют себе остальных, выделяют себе земли и обращают сограждан в работников и рабов. В таком государстве господствует сила и храбрость яростных дух здесь военные качества преобладают над другими, развивается честолюбие, а за стремлением к власти, рождается и стремление к богатству.

Последнее же ведет тимократию к гибели. Накопление имущества в руках немногих производит чрезмерное обогащение одних, рядом с обеднением других. Деньги становятся мерилом почестей и влияния на общественные дела бедные исключатся из участия в политических правах, вводится ценз, и правление из тимократии превращается в олигархию, где властвуют богатые VIII, 546-548Д См. Чичерин Б.М. Политические мыслители Древнего и Нового мира М 1897 С.13 Олигархия - государственное устройство, преисполненное множества зол Щербаков А.И. Древнегреческая философия эпохи классики Краснодар, 1994 Ч.II С. 46 Данное правление основывается на переписи и на оценке имущества, так что в нем властвуют богатые, а бедные не имеют участия в правлении VIII, 550С . В подобном городе был бы по необходимости не один город, а два один из людей бедных, а другой - из богатых, и оба они, живя в том же самом месте, злоумышляли бы друг против друга III, 550 Д . В олигархическом государстве расточители - богачи, подобно трутням в пчелином улье, превращаются в конце концов в бедняков, но в отличие от пчелиных трутней с телом преступники, злодеи, воры, обрезыватели кошельков, святотатцы, мастера всяческих злых дел Асмус В.Ф. История античной философии М. Высшая школа, 1965 С. 175 В олигархическом государстве не выполняется основной закон жизни общества, который, по Платону, состоит в том, чтобы каждый член общества делал свое ипритом, только свое. Наоборот, в олигархии, во-первых, часть членов общества занимаются каждый самыми различными делами - и земледелием, и ремеслами, и войском во-вторых, право человека на полную распродажу накопленного им самим имущества приводит к тому, что такой человек превращается в совершенно бесполезного члена общества не составляя части государства, он в нем лишь бедняк и беспомощный человек Там же. С. 175 В олигархии господствуют уже низкие стремления человека алчность проявляется всюду.

Но существует еще некоторая умеренность, поскольку правители заботятся о сохранении приобретенного и воздерживают низких от своеволия.

Однако правление вручается людям не по достоинству, а по богатству поэтому оно всегда дурно См. Чичерин Б.М. Политические мыслители Древнего и Нового мира М 1897 С.13 Олигархия держится на запугивании и применении вооруженной силы. При общем стремлении к стяжению, каждый получает право распоряжаться свои имуществом, как ему угодно а вследствие этого развивается пролетариат с целым роем праздных честолюбцев, которые хотят поживиться за общий счет Там же. С. 13 Борьба партий - богатых и бедных, враждующих межу собой, ведет олигархию к падению.

Бедные, будучи многочисленнее своих соперников, одолевают, и вместо олигархии устанавливается демократия.

Демократия - это власть и правление большинства, но правление в обществе, в котором противоположность между богатыми и бедными обостряется сильнее, чем при предшествовавшем ей строе.

Развитие роскошного образа жизни в олигархии, неудержимая и неукротимая потребность в деньгах приводит молодых людей к ростовщикам, а быстрое разорение и превращение богатых в бедняков способствует возникновению зависти, злобы бедных против богатых и злоумышленных действий против всего государственного строя, гарантирующего богатым господство над бедными.

Имущественная противоположность, неуклонно развиваясь, становится заметной даже по внешности тех и других.

С другой стороны, сами условия общественной жизни делают неизбежными не только частые встречи бедных с богатыми, но даже их совместные действия в играх, в состязаниях, на войне. Рост возмущения бедных против богатых приводит к восстанию Асмус В.Ф. История античной философии М. Высшая школа, 1965 С. 175 Демократия, на мой взгляд пишет Платон осуществляется тогда, когда бедняки, одержав победу, некоторых из своих противников уничтожат, иных изгонят, а остальных уравняют в гражданских правах и в замещении государственных должностей, что при демократическом строе происходит большей частью по жребию 557 . В демократии, как и в идеальном государстве, все граждане делятся на три класса, которые находятся между собою во вражде.

Первый класс составляют ораторы и демагоги, лжеучители мудрости, которых Платон называет трутнями с жалом. Второй класс - богачи, представители ложной умеренности это трутни без жала. Третий класс - бедняки рабочие, постоянно враждующие под влиянием первого класса со вторым, которых Платон уподобляет рабочим пчелам.

В демократии, по Платону, из-за господства присущих толпе ложных мнений происходит потеря нравственных ориентиров и переоценка ценностей наглость они будут называть просвещенностью, разнузданность - свободою, распутство - великолепием, бесстыдство - мужеством 561 . Платон правдиво и красочно описывает демократический строй Здесь господствует уже неограниченная свобода. Каждый считает себя все позволенным в государстве водворяется полная безурядица.

Сдержанные прежде страсти и желания выступают во всей своей необузданности наглость, анархия, распутство, бесстыдство владычествуют в обществе. В правление возводятся люди, которые льстят толпе исчезает уважение к власти и закону дети равняют себя родителям, ученики наставникам, рабы господам. Наконец. Самый избыток свободы подрывает ее основы, ибо одна крайность вызывает другую. Народ преследует всякого, кто возвышается над толпою богатством, знатностью или способностями. Отсюда новые, беспрерывные раздоры.

Богатые составляют заговоры, чтобы защитить свое достояние, а народ ищет себе вождя. Последний мало-помалу забирает в свои руки он окружает себя наемными телохранителями и, наконец, уничтожает все народные права и становится тираном VIII, 557-562 . Демократия опьяняется свободой в неразбавленном виде и из нее вырастает ее продолжение и противоположность - тирания VIII, 522d. Чрезмерная свобода обращается в чрезмерное рабство это власть одного над всеми в обществе.

Возникает эта власть, подобно предыдущим формам, как вырождение предшествующей ей демократической формы правления. Тиран добивается власти как ставленник народа VIII, 565Д . В первые дни и в первое время он улыбается и обнимает всех, с кем встречается, не называет себя тираном, обещает многое в частном и общем, освобождает от долгов, народу и близким к себе раздает земли и претворяется милостивым и кротким в отношении ко всем VIII, 566Д-Е . Он ищет опоры в рабах и в людях самого низкого свойства, потому что лишь в себе подобных он находит преданность.

Тирания - наихудший вид государственного устройства, где царят беззаконие, уничтожение более или менее выдающихся людей - потенциальных противников, постоянное инспирирование нужды в предводителе войны, нехватка и т.п подозрения в вольных мыслях и многочисленные казни под надуманным предлогом предательств, очищение государства от всех тех, кто мужествен, великодушен, разумен или богат Нерсесянц В.С. Политические учения Древней Греции М. Наука, 1989 С. 152 Таковым является далеко не полный перечень злодеяний тирании, приводимый в конце восьмой книги Государства, где содержится критика Платоном тиранического правления, которая, по мнению В.С.Нерсесянц, является возможно, самая выразительная во всей мировой литературе Там же. С. 152 Для людей, живущих в условиях порочного государственного строя, характерны, по мнению Платона, ошибочный выбор ценностей, ненасытное стремление к ложно понятому и неверно осуществляемому благу в тимократии - безудержная страсть к военным успехам, в олигархии - к богатству, в демократии 1 к безграничной свободе, в тирании - к чрезмерному рабству. Именно это, согласно Платону, и губит данный строй. Таким образом, каждая форма государства гибнет из-за внутренних противоречий, присущих ее собственному принципу, и злоупотреблений последним Нерсесянц В.С. Платон М. Юрид. лит-ра, 1989 С. 49-50 Выход из порочных состояний общества Платон видит в возврате к изначальному строю - правлению мудрых.

Можно полностью согласиться с В.Н. Сафоновым, делающим следующие выводы из диалога Платона Государство 1.Государство у Платона стоит над гражданином и именно так он понимает справедливость, то есть то, что хорошо для государства, то хорошо и для гражданина. 2.Чрезмерная свобода в государстве так же опасна, как и чрезмерное подчинение граждан одному правителю.

Первое ведет к анархии, а второе - к тирании, причем анархия чревата тиранией, так как всякая крайность оборачивается своей противоположностью. 3.Очень важно, чтобы в государстве было единство, которое Платон понимал трояко а закону подчиняются все без исключения граждане б не должно быть контраста между самыми бедными и самыми богатыми в нельзя допускать разногласий между теми, кто осуществляет управление государством. 4.Сословная кастовая структура общества лучше всего соответствует интересам государства и граждан, так как всем гарантирует порядок, достаток, безопасность и процветание. 5.Двум высшим сословиям - правителям и воинам - запрещается иметь любую частную собственность, чтобы они все свои силы и время отдавали служению государству, которое обеспечивает их всем необходимым. 6.Платон был за полное равноправие женщин и за общественное воспитание детей. 7.Платоновская демократия - это не иное, как анархия недостатки олигархии, замеченные Платоном, актуальны до сих пор, лучшие формы правления - это монархия и аристократия, а самая худшая - это тирания. 8.Исходными формами правления, из которых произошли все другие, являются монархия и демократия, элементы которых должны присутствовать в каждом государстве См. Сафонов В.Н. Политические взгляды Платона Социально-политический журнал, 1998 3 С. 206 Субъектом свободы и высшего совершенства оказывается у Платона не отдельная личность и даже не класс, а все общество, все государство в целом.

Платон приносит в жертву своему государству человека, его счастье, его свободу и моральное совершенство. И прав был Гегель, указав, что в Государстве Платона все стороны, в которых утверждает себя единичность как таковая, растворяются во всеобщем все признаются лишь как всеобщие люди Гегель Г. Соч Т. 10. Лекции по истории философии.

Книга вторая М 1932 С. 217 Начертанный проект наилучшей организации государства и общества философ считает осуществимым только для греков для других народов он неприменим в силу их будто бы полной неспособности к устройству разумного общественного порядка.

Более того, с течением времени Платон и сам охладевает к своей модели идеального государства после неудачной попытки реализовать ее на практике См. Кондрашова Е.А. Теория и практика античной демократии методические указания Новосибирск, 1994 С. 16 3.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Учение Платона о государстве и законах

Влияние платонизма прослеживается не только в аристотелевском учении и в новой Академии, но в доктрине неоплатоников Плотика, Прокла и др в… Многие положения о государстве и праве, высказанные Платоном в его учении,… Изучению жизни, творчества и учения Платона о государстве и праве посвящено большое количество литературы начало было…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Учение о совершенных и несовершенных формах государства

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ПЛАТОН. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО
ПЛАТОН. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО. Платон - древнегреческий философ, родоначальник одного из главных направлений в античной философии. Родился в 88-ю олимпиаду, седьмого фаргелиона в Афинах между 4

КОНЦЕПЦИЯ ИДЕАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО УСТРОЙСТВА В ДИАЛОГЕ ПЛАТОНА ГОСУДАРСТВО
КОНЦЕПЦИЯ ИДЕАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО УСТРОЙСТВА В ДИАЛОГЕ ПЛАТОНА ГОСУДАРСТВО. Учение Платона о государстве в общих чертах впервые изложено им в известном диалоге - Политик. Этот диалог относится к р

ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В ДИАЛОГЕ ПЛАТОНА ЗАКОНЫ
ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В ДИАЛОГЕ ПЛАТОНА ЗАКОНЫ. Платон на склоне своих лет, где-то на протяжении 360-350 гг. до н.э в Законах 1 Платон. Законы, IV, 704а-705е Соч. В 3т. Т.3.4.2. С. 175

Учение о смешанной форме государства
Учение о смешанной форме государства. Создание утопического государства в Законах мыслится как реальный процесс основания города и его социально-политического организма. Платон даже стремитс

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги