рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

РОССИЯ В XVII в.

РОССИЯ В XVII в. - раздел Право, Под.ред.И.Я.Фроянова. История России от древнейших времен до начала XX в. Вопросы Общественной Жизни, Затянутые Тугими Узлами В Xviв., Перешли В Xvii В. О...

Вопросы общественной жизни, затянутые тугими узлами в XVIв., перешли в XVII в. Опричнина породила не только Смутуего начала, как это принято считать, но и последующиесоциальные движения его середины и второй половины.Пожалуй, в русской истории до XVII в. не было такоговремени, насыщенного столь острыми и драматическимиобщественными противоречиями. "Бунташными" были не толькопериоды непосредственных народных взрывов, но и времямежду ними с "тишайшими" царями Романовыми - МихаиломФедоровичем (1613-1645) и Алскссем Михайловичем(1645-1676). Это было не случайно, ибо в XVII в. восновных чертах определился дальнейший путь России: вместосословно-представительной монархии наметилось движение кмонархии абсолютной, вместо самоуправления с избираемойместной администрацией вводится практика назначенияцарских воевод, кроме того окончательно закрепощаетсяосновная производительная сила общества - крестьянство,хотя и появляются первые признаки новых производственныхотношений - капиталистических, Накануне Смуты В конце XVI в. в стране резко обострились социальныепротиворечия. Тяжелый хозяйственный кризис, порожденныйопричниной и войнами, привел к новому виткузакрепостительных мер. В 1581 г. были введены "заповедныегоды", т.е. годы, в которые запрещались крестьянскиепереходы; в 1597 г. принимаются указы об "урочных летах"(в течение 5 лет возможен сыск беглых крестьян) и усилениизависимости холопов. Однако эти меры означали еще тольконачало крепостничества: крестьяне прикреплялись к земле, ане к землевладельцу. Положение усугубил династическийкризис, вызванный смертью последнего представителядинастии Рюриковичей Федора Иоанновича (1584-1598) ивоцарением Бориса Годунова (1598-1605). Впрочем, он ещепри Федоре выступал фактическим правителем государства. Вэто время успешно велась внешняя политика: результатомвойны со Швецией (1590-1593) стало возвращение поТявзинскому миру (1595) земель, захваченных в Ливонскуювойну (были возвращены Ивангород, Ям, Копорье и Корела). Важным мероприятием было учреждение в 1581 г.патриаршества. Первым патриархом Руси стал Иов. Однакопродолжение закрепостительной политики и особеннонеурожайные годы в начале XVII в. привели к новомукризису. Рядом принимаемых в срочном порядке мер БорисГодунов "пытался вытащить страну из пропасти"(В.Б.Кобрин). Но в 1603-1604 гг. на западных рубежахвспыхнуло восстание Хлопка. Оно явилось прологом кпоследующим событиям. Смутное время Термин "Смутное время" был принят историками XVIII-XIX вв.В советский период историки отвергли его как"дворянско-буржуазный", предложив взамен "крестьянскуювойну и иностранную интервенцию", что, безусловно, несоответствует полностью определению этого периода. Сейчаспонятие "Смуты" возвращается, и одновремено предлагаетсяназывать события начала XVII в. в России гражданскойвойной, ибо в них были задействованы практически всесоциальные группы и слои. Скрытая интервенция Кризисной обстановкой начала XVII в. в Россиивоспользовалась Речь Посполитая (объединенные поЛюблинской унии 1569 г. Литва и Польша). Бежавший изкремлевского Чудова монастыря в Польшу и объявивший себяцарем Дмитрием (на самом деле погибшим в 1591 г. в Угличе)Григорий Отрепьев был поддержан польскими магнатами, спомощью которых он во главе 4-тысячного войска в 1604 г.предпринимает поход на Москву. На его сторону сталипереходить крестьяне и посадские люди порубежных западныхземель, а после неожиданной смерти Годунова и бояре. Виюне 1605 г. Лжедмитрий I вступил в Москву и былпровозглашен царем. Однако проводимая им политика неудовлетворяла ни правящую верхушку, ни народные массы.Чашу терпения переполнила его свадьба с католичкой МаринойМнишек. 17 мая 1606 г. он был убит. Царем стал ВасилийШуйский, правивший прежде всего исходя из интересов бояр иодновременно усиливший закрепостительные меры. Крестьянское восстание Продолжением предыдущих выступлений явилось крестьянскоевосстание под предводительством Ивана Болотникова(1606-1607). Поход также начался из западных русскихземель (Комарицкая волость). Войско было разнородным посоциальному составу: казаки, крестьяне, холопы, посадскиелюди, служилые люди всех рангов. Восстание имелоцаристскую направленность: сам Болотников выступал каквоевода царя Дмитрия Ивановича. Проведя ряд успешныхсражений с правительственными поисками, болотниковцыподошли к Москве. После двухмесячной осады из-запредательства дворян они были вынуждены отступить кКалуге, а затем и Туле, где и капитулировали перед царскимвойском. Причинами поражения являлись стихийность, плохаявооруженность, пестрота социального состава восставших,нечеткость программы. Переход к открытой интервенции Еще когда Василий Шуйский вел осаду Тулы, в Польшепоявился новый самозванец - Лжедмитрий II, который вотличие от Лжедмитрпя I, выдвинутого внутренними силами, ссамого начала был ставленником польского короля СигизмундаIII. В его войско входили польские отряды, казаки, а такжеостатки болотниковцев. Разбив в нескольких столкновенияхвойска Шуйского, в июне 1608 г. самозванец подошел кМоскве и остановился в местечке Тушино. ОбразовалсяТушинский лагерь. Были сформированы приказы и Боярекаядума, "наречен" патриарх (им стал Филарет, в миру бояринФолор Никитович Романов). Таким образом тушинцыпротивостояли царской власти и правительству ВасилияШуйского. Их власть распространилась на значительную частьтерритории страны (север и северо-запад). Осажденнойоказалась мощная крепость - Троице-Сергиев монастырь. Воспользовавшись тем, что московское правительство вфеврале 1609 г. заключило союз со Швецией, Польша,состоявшая с ней в войне, перешла к открытой интервенции вРоссии. В сентябре началась осада Смоленска СигизмундомIII. Дальнейшей задачей являлось непосредственноезавоевание русских земель, а польский король сталпретендовать на царский престол. Летом 1610 г. польскиеотряды двинулись к Москве. В этих условиях бояре и дворяне в июле 1610 г. произвелипереворот: свергли Шуйского, Образовалось переходноеправительство из семи бояр - "семибоярщина" (1610-1612).Бояре, задумав посадить на русский престол польскогокоролевича Владислава, впустили в Кремль польские войскаво главе с гетманом Гонсевским, который стал самовластнораспоряжаться в стране. А на севере к оккупации перешлишведы. Россия оказалась перед прямой угрозой утратынезависимости. Первое и второе народные ополчения Теперь только опираясь на народные массы можно былоотвоевать и сохранить независимость Русского государства.В стране созревает идея всенародного ополчения. Кфевралю-марту 1611 г. сформировалось первое ополчение. Еговождем стал рязанский воевода Прокопий Ляпунов. Вскореополченцы осадили Москву, и 19 марта произошел решающийбой, в котором приняли участие восставшие москвичи.Освободить город не удалось. Оставшись у городских стен,ополчение создало высший орган власти - Совет всея земли.30 июня 1611 г. принимается "Приговор всей земли",предусматривавший будущее устройство России, но ущемлявшийправа казачества и имевший к тому же крепостническийхарактер. После убийства казаками Ляпунова, первоеополчение распалось. К этому времени шведы захватилиНовгород, а поляки после многомесячной осады овладелиСмоленском. Второе ополчение стало создаваться в одном из крупнейшихгородов страны - Нижнем Новгороде. Возглавили егонижегородский староста Кузьма Минин и князь ДмитрийПожарский. С помощью населения многих городов были собраныматериальные средства. Весной 1612 г. ополчение двинулоськ Ярославлю, где создаются правительство и приказы. Вавгусте ополченцы вошли в Москву. После ликвидации попытокпольского отряда Ходкевича проникнуть в Кремль для помощинаходившемуся там польскому гарнизону, он сдался. 26октября 1612 г. Москва была освобождена. "Вопреки всемпоследствиям опричнины, - замечает современный, историкН.Н.Покровский, - подтвердилась в общегосударственноммасштабе значимость земщины, спасшей отечество отиноземного разбоя". Окончание Смуты После победы ополчения встал вопрос об организации власти- предстояло выбрать нового царя. В январе 1613 г. вМоскве собрался Земский собор, в котором приняли участиепредставители всех сословий, в том числе и черносошныхкрестьян. Собор принял решение об избрании на трон МихаилаРоманова (1613-1645), сына Филарета, который послевозвращения из плена (1619) был избран патриархом и сталфактическим правителем государства. Перед новой властьюстояли труднейшие задачи: ликвидации последствийинтервенции. Они были решены в последующие годы. В 1617 г.заключается Столбовский мир со Швецией, по которому к нейвновь отошло побережье Финского залива с городами Ям,Ивангород, Копорье, а после неудачного похода королевичаВладислава на Москву в 1618 г. подписывается Деулинскоеперемирие с Речью Посполитой, лишившее Россию Смоленска ичернигово-северских земель. Таким образом, важнейшим итогом этого трудного периодаявилось восстановление политической независимости и, восновном, территориального единства России. Проблема генезиса капиталистических отношений в России По этому вопросу нс существует единой точки зрения. Вцентре дискуссий последних десятилетий находитсяопределение начала зарождения капиталистических отношений.Одна группа историков - сторонников ранней датировки -считала возможным отнести генезис капитализма к XVI в.Основным их аргументом являлся рост товарного производствав деревне. Другие специалисты относят начало капитализма к XVII в.,связывая его с определенными изменениями в развитиисоциально-экономических отношений: расширением в этотпериод товарно-денежных отношений в связи с ростомвнутреннего рынка и выходом на внешний; продолжениемпроцесса имущественной и социальной дифференциации вгороде и деревне; развитием предпринимательства имануфактуры. Однако эти новые процессы протекали в рамкахдокапиталистических (феодальных) отношений, так какнаблюдался одновременно рост крупного землевладения,расширение и углубление докапиталистических формэксплуатации, законодательное оформление крепостногоправа, а также возобновление традиций древнерусскогоуправления при проявлениях социальной борьбы в городах. Третья точка зрения соотносит начало процесса генезисакапитализма с концом XVIII-началом XIX в. Согласно ей вXVIII в. лишь происходит дальнейшее развитие феодальныхотношений; поскольку отдельные признаки (развитиетоварно-денежных, рыночных отношений, увеличение числамануфактур), по их мнению, не могут служитьдоказательством капиталистических отношений. Изменения в социальной и экономической жизни К середине XVII в. разруха и разорение "смутного времени"были в основном преодолены. Вместе с тем, "вся историяМосковского государства в XVII столетии развивалась впрямой зависимости от того, что произошло в смутную эпоху"(С.Ф.Платонов). В XVII в. происходит дальнейший рост крупной земельнойсобственности, преимущественно развивающейся теперь вформе поместного землевладения. Новым явлением в развитииземлевладельческого хозяйства стало усиление его связи срынком. Наряду с этим наблюдается в значительно большеммасштабе выделение из крестьянской среды зажиточнойверхушки - "капиталистых мужиков". В целом же происходитдальнейшее углубление специализации сельского хозяйства. Вэто же время идет повсеместное перерастание ремесла(изготовление на заказ) в мелкотоварное производство(изготовление на рынок); в соответствии сприродно-географическими условиями складываются районы.ремесленного производства; увеличивается количествомануфактур. Растет число городов - к концу века онодостигает 300. Указанные факторы дали широкий простор для развитиярыночных связей. Значительно расширился обмен товарамимежду отдельными районами страны, что свидетельствовало оскладывании национального всероссийского рынка. Началосьслияние земель в единую экономическую систему, укреплявшуюи политическое единство страны. Однако необходимо иметь ввиду, что появлявшиеся в более широком, чем ранее,масштабе элементы капиталистических отношений находилисьпод сильным воздействием со стороны крепостническойсистемы. Соборное Уложение 1649 г. и политический строй Процессы, происходящие в обществе, отразили принятоеЗемским собором Уложение царя Алексея Михайловича - сводгосударственных законов (кстати, остававшийся действующимдо 1832 г). Важнейшей нормой явилось введение бессрочногосыска беглых крестьян - тем самым отменялись "урочныелета". Подтверждался и запрет перехода крестьян в "Юрьевдень". Эти меры означали юридическое оформлениекрепостного права. Ряд статей регламентировал развитиекрупного землевладения. В частности, еще в большей степенинаметилась тенденция сближения вотчинного и поместногоземлевладения, а также дальнейшее ограничение церковного. Первые главы Соборного Уложения содержали статьи опрестиже царской власти и преступлениях против нее. Властьмонарха усиливалась, что означало движение по путиустановления в России абсолютной монархии. Окрепшеесамодержавие перестало теперь нуждаться в поддержке состороны сословно-представительного органа - Земскогособора (последний собор полного состава был проведен в1654 г.). Однако царь еще был вынужден считаться сБоярской думой, вместе с тем пополнившейся дворянами ипредставителями приказной бюрократии. Исполнительнаявласть принадлежала приказам, переживающим в XVII в. свойрасцвет. В общей сложности в это время функционировало до80 приказов. Важнейшими выступали Посольский, Поместный.Тайных дел, Стрелецкий, финансовыми делами ведали приказыБольшого прихода, Большой казны, Счетный. Имелась системаДворцовых и Патриарших приказов, а также ведавшихнекоторыми районами страны. Значительно вырослачисленность бюрократии - до более 4,5 тыс. человек.Изменения произошли и в организации местного управления:власть в уездах сосредоточилась в руках назначаемых изцентра воевод. Однако в Поморье сохранялось земскоеуправление. Предпринимаются попытки реорганизации армии:создаются полки "нового строя", куда набирались "даточныелюди" (сто крестьянских дворов давали на пожизненнуюслужбу одного солдата), проходившие военное обучение подначалом офицеров-иностранцев. Довольно верно политический строй России XVII в. определялМ.М.Богословский, писавший, что Московское государствосередины XVI - середины XVII в. было самодержавно-земским,а далее оно стало превращаться всамодержавно-бюрократическое. Государство и церковь в XVII в. Раскол В событиях Смутного времени церковь играла видную роль.Еще более ее авторитет повысился в 20-е годы XVII в.,когда вернувшийся из плена Филарет фактически соединил всвоих руках прерогативы светской и церковной власти. Своейдеятельностью он подготовлял почву для, по сути,превращения России в теократическое государство. Несмотряна то, что Соборное Уложение 1649 г. ограничивало ростцерковного землевладения (что не удалось сделать ИвануГрозному) и урезало иммунитетные права монастырей,экономическое могущество церкви оставалось попрежнемувелико. Вместе с тем, церковь не представляла собой единую силу.Истоки расхождений в церковной среде восходят к 40-м годамXVII в., когда в Москве сложился Кружок ревнителейдревнего благочестия. Его возглавлял царский духовникСтефан Вонифатьев, а входили и Никон, и Аввакум, и другиесветские и церковные деятели. Их стремления сводились кназревшему "исправлению" церковных служб, поднятиюнравственности духовников и противодействию проникновениюсветских начал в духовную жизнь населения. Их поддержал ицарь. Однако несогласие начиналось, когда речь заходила овыборе образцов, по которым надлежало производитьисправления. Одни считали, что за основу нужно положитьдревнерусские рукописные книги (Аввакум), другие -греческие оригиналы (Никон). Несмотря на своюнепримиримость, споры вначале не выходили за рамкибогословских рассуждений узкого круга лиц. Такпродолжалось до тех пор, пока Никон не стал в 1652 г.патриархом. Он сразу же начал проводить церковную реформу.Наиболее существенные изменения коснулись церковныхобрядов. Никон заменил обычай креститься двумя пальцамитроеперстием, в богослужебные книги вписывали слова, посути равнозначные, но по форме другие, произошла замена идругих ритуалов. Из Москвы были высланы "ровнители"(Аввакум - в Сибирь). Одновременно Никон, некогда бывший личным другом царяАлексея Михайловича, поставленный патриархом при егосодействии, стал претендовать на государственную власть.Он демонстративно подчеркивал превосходство духовнойвласти над светской: "Яко же месяц емлет себе свет отсолнца... токожде и царь поемлет посвящение, помазание ивенчание от архиерея". По сути он становится соправителемцаря, а во время отсутствия Алексея Михайловича занималего место. В приговорах Боярской думы появилась такаяформулировка: "светлейший патриарх указал и бояреприговорили". Но Никон переоценил свои силы и возможности:приоритет светской власти был уже определяющим в политикестраны. Тем не менее борьба продолжалась восемь лет. И толькоцерковный собор 1666 г. вынес приговор о низложении Никонаи ссылке его простым монахом в северный Ферапонтовмонастырь. Вместе с тем, церковный собор объявил проклятиевсем противникам реформы. После этого раскол в России разгорелся с гораздо большейсилой. Чисто религиозное вначале движение приобретаетсоциальную окраску. Однако силы споривших между собойреформатов и старообрядцев были неравны: на стороне первыхнаходилась церковь и государство, вторые защищались толькословами. Движение старообрядчества было сложным по составуучастников. В него входили горожане и крестьяне (приток"низов" - после "разинщины"), стрельцы, представителичерного и белого духовенства, наконец бояре (яркий ихрестоматийный пример - боярыня Морозова). Общим ихлозунгом был возврат к "старине", хотя каждая из этихгрупп понимала его по-своему. Трагическая судьба выпала надолю старообрядцев уже в XVII в. Подвижнической смертьюпогиб неистовый Аввакум: после многолетнего "сидения" вземляной яме он был в 1682 г. сожжен. А последняя четвертьэтого столетия озарена кострами массовых "гарей"(самосожжений). Преследования вынудили старообрядцев уйтив глухие места - на север, в Заволжье, где их не коснуласьцивилизация ни в XVIII, ни в XIX, ни даже, иной раз в XXв. Вместе с тем, старообрядцы, благодаря своейудаленности, остались хранителями многих древнихрукописей. История и историки благодарны им. Что касается официальной церкви, то она пошла накомпромисс со светской властью. Собор 1667 г. подтвердилнезависимость духовной власти от светской. По решениюэтого же собора был упразднен Монастырский приказ, а такжеотменялась практика суда светского учреждения наддуховенством. Социальные движения Середина - вторая половина XVII в. была наполненасоциальными взрывами. Социальные движения этого временисвидетельствовалп о том, что еще оставалась возможностьразвития сословно-представительной монархии, опирающейсяна земские учреждения. Однако тенденция к абсолютизмуоказалась сильнее. Восстания XVII в. по своей организациии структуре достаточно сложны: они включают и элементывечевых порядков, и элементы городского и казацкогосамоуправления. Первым в этой цепочке явилось восстание в Москве в 1648г., известное под названием Соляной бунт. Истоки егонеобходимо искать в финансовой реформе главы правительствабоярина Б.И.Морозова, оказывавшего большое влияние на царяи, к тому же, породнившегося с ним путем брака с сестройего супруги. Пустующую государственную казну он решилпополнить заменой прямых налогов (чрезвычайноразорительных) косвенными. В 1646 г. было решено обложитьдополнительной пошлиной соль. Это вызвало резкоесокращение потребления соли и недовольство прежде всегорядового посадского населения. Тогда в 1647 г солянойналог был отменен, но образовавшуюся недоимку стали вновьвзыскивать обычным путем - прямыми налогами. В городах этоособенно ударило по жителям "черных слобод", которые вотличие от "белослободчиков", освобожденных от платежей,несли в полной мере государево тягло. "Чернослободчики"требовали ликвидации "белых слобод" и уравнения ихнаселения в правах и обязанностях со всем остальнымпосадом. Недовольство выражало и дворянство. К лету 1648 г. в столице складывается напряженнаяобстановка. 1 июня возвращающемуся с богомолья АлексеюМихайловичу москвичи хотели подать челобитную, но былиразогнаны стрельцами. Тогда на следующий день горожаневорвались в Кремль и вновь попытались вручить царючелобитную. Морозов приказал стрельцам изгнать толпу, ноони отказались. Начались погромы дворов бояр и другихпредставителей знати. Восставшие потребовали выдачиособенно ненавистных - Морозова, окольничего Траханиотова,начальника Земского приказа Плещеева. Царю удалось спастилишь Морозова, срочно выслав его в отдаленный монастырь. Входе восстания сложился союз посадских людей, дворян истрельцов. Они потребовали созыва Земского собора длярассмотрения их дел. По Уложению 1649 г., которое утвердилсобранный Земский собор, предусматривалось так называемоепосадское строение, упорядочившее организацию посада. Эхо московских событий прокатилось и по другим городамРоссийского государства; движущими силами выступали насевере посадские люди, а на юге - мелкий служилый люд. Посадское движение продолжалось в 1650 г. в Новгороде иПскове. Поводом послужило резкое повышение цен на хлеб,вызванное поставками зерна Швеции в счет компенсации залюдей, ушедших с захваченных ею территорий. В обоихгородах было заменено административное управление. ВПскове, после отстранения от должности воеводы Собакина вмарте 1650 г., власть от приказной избы перешла к органуземского самоуправления - "всегородной избе". В мае -августе к власти пришли представители демократическихслоев посада во главе с хлебником Гаврилой Демидовым.Горожане завладели городскими ключами и печатью. В составпсковского правительства входили делегаты разных сословий,и том иисле и дворяне. Окончательные решения принимал сходпсковичей, созываемый звоном колокола. "Сходы не былипростым воспроизведением древнего веча, - пишетА.А.Преображенский, - но некоторые традиции вечевыхсобраний, по-видимому, возродились в новых условиях". Сорганизованностью и решимостью псковичей вынуждено былосчитаться московское правительство. Царские грамотыпосылались "к всегородным земским старостам и стрельцам, иказакам, и посадцким и всяким жилецким людем". В конечномитоге, правительство приняло условия переговоров и сняловоенную блокаду города. Прощение было дано всем участникамсопротивления, в том числе и пятерым "заводчикам". В марте - апреле 1650 г. восстание произошло в Новгороде.Его ход был во многом схож с событиями во Пскове. Здесьтакже власть оказалась в земской избе. однако не нашлосьстоль решительных и последовательных руководителей. Следующее выступление произошло в 1662 г. в Москве. Оноизвестно как Медный бунт. Восстание было связано срусско-польской войной, которая вызвала большие финансовыезатруднения. В поисках выхода московское правительствовзамен серебряной монеты стало чеканить равнозначнуюмедную, которая со временем обесценилась, а налогисобирались по-прежнему серебром, в то время как жалованиевыплачивалось медью. Вследствие этого посадское населениеоказалось неплатежеспособным. В июле 1662 г. по набатному колоколу посадские люди,стрельцы и солдаты двинулись в резиденцию царя - селоКоломенское и потребовали выдачи бояр и купцов, причастныхк денежной реформе. Вступив с ними в переговоры, царьАлексей Михайлович одновременно вызвал верные емустрелецкие полки, которые жестоко расправились свосставшими. Однако чеканка медных денег была прекращена. Восстание под предводительством Степана Разина В начале 70-х годов XVII в. крупное восстание произошло вюжных районах России, где земли по Дону были заселеныказаками. Особенности их положения (оборона пограничныхземель от крымцев и ногайцев) обусловливали их отношения сцентром, который обеспечивал их хлебным жалованьем, атакже не требовал выдачи беглых крестьян. Нередко казакамдля пополнения своего имущественного положения приходилосьсобирать походы "за зипунами". Однако в 60-х годахправительство стало противодействовать им, тогда началисьволнения. Во главе восставших стоял домовитый донской казак СтепанРазин. Первые его походы "за зипунами" через Каспийскоеморе на Волгу и Яик в 1667 г., а затем в пределы Персии(1668-1669) ничем не отличались от прочих, целью которыхбыли грабежи казенных и купеческих караванов и иранскихвладений. Новый поход Разина, начавшийся в 1670 г.,превратился в крестьянскую войну, в которой наряду сказаками и русскими крестьянами участвовали народыПоволжья; мордва, татары, чуваши и др. Весной отрядывосставших овладели Царицыном, а в начале лета -Астраханью. Затем было принято решение продвигаться насевер - вверх по Волге. Восстание охватило значительнуютерритопию Поволжья. Но после неудачной осады в сентябре1670 г. Симбирска, повстанцы были разбитыправительственными войсками. Разин ушел на Дон, где вфеврале 1671 г. был схвачен зажиточными казаками и выданправительству. После его казни (июнь) восстание пошло наубыль. Причинами поражения были стихийность и слабаяорганизованность движения, отсутствие четких целей борьбыи его царистский характер. Предпосылки и движущие силы освободительной войныукраинского народа 1648-1654 гг. Одним из условий Люблинской унии 1569 г. - одного изключевых событий истории Восточной Европы XVI-XVII вв.было присоединение украинских земель непосредственно кПольше. На плодородные земли Украины хлынули польскиефеодалы, как грибы стали расти фольварки - барские имения.Неуклонно развивался процесс закрепощения крестьянства,постепенно приобретавший на территории Украины особенноизощренные и жесткие формы. Землевладельцы получили правосудить и карать крестьян, вплоть до лишения жизни, акрестьянина, фактически, лишили даже права жаловаться насвоего пана. Видавшие виды иностранные путешественники непереставали изумляться тяжести положения и бесправностиукраинского "хлопства". Положение крестьянства отягощалосьи религиозным гнетом. После унии 1569 г. усилился натисккатолической церкви, которая сама получала обширныеземельные владения на Украине. В землях Украины иБелоруссии появляются представители ордена иезуитов,способствовавшие распространению католичества. Внедрениюкатоличества способствовала и униатская церковь -созданная на соборе в г.Бресте в октябре 1596 г. Все этосоздавало весьма своеобразную ситуацию: паны, принадлежалик одной вере, а "хлопы" к другой. Излишне говорить о том,сколь тяжелые последствия это имело для последних. Ясно,что "хлопство" могло стать одной из движущих сил будущейосвободительной войны против польских панов. В весьма тяжелом положении оказались и жители городов -мещане. С середины XVI в. наблюдается определенный подъемгородской жизни, развиваются старые города, появляютсяновые. Бурно развивалось ремесло, приобретавшее цеховыеформы. Преградой на пути городской жизни становилисьпольские феодалы. В землях Украины и Белоруссиисуществовало явление, неизвестное Московскому государству:наряду с государственными городами, которые являлисьадминистративными центрами и чаще всего управлялись наоснове магдебургского права, было много городов, которыепринадлежали магнатам. Но развитию городов препятствовалоне только это, но и наличие многочисленных "юридик" -земельных владений светских и духовных феодалов натерритории королевских городов. Они не подчинялисьгородским судам и администрации, вносили разброд исумятицу в жизнь городов. Горожане начинают борьбу сзасилием польских "можновладцев", объединяются вокругправославных соборов, создают "братства" - объединенияправославного населения. Первоначально эти организацииставили перед собой просветительские задачи, стремилисьсохранить и поддержать православие. Было много поводов для недовольства и у православнойшляхты, той, которая не ополячилась и не принялакатоличество. Поляки оттесняли ее от занятия "урядов"(государственных чинов), подвергали гонениям заправославие. В аналогичном положении оказалось и православноедуховенство. Православные священники изгонялись из храмов,им запрещалось вести службу на родном языке. Не случайноименно из рядов духовенства вышло много руководителейборьбы с поляками. Все слои населения Украины готовы были сплотиться в борьбеза свою свободу. Была и сила, способная возглавитьдвижение в военном отношении. Такой силой сталоказачество. С давних времен в необозримых плавнях устьеврек Днепра, Днестра и Буга бродил какой-то люд, включавшийв себя разноэтничные элементы, испытывавший на себе мощноевлияние соседней тюркоязычной степи (не случайно и самоназвание "казак" произошло из тюркского языка). По мереразвития социальных антагонизмов, усиления иноземногогнета количество таких людей постоянно увеличивалось. Вконце XV в. на зиму они группировались вокруг южныхгородов: Винницы, Черкасс и др., а летом отправлялись насвой "промысел". За знаменитыми днепровскими порогамиказаки создают свои укрепления - со временем возникаетЗапорожская Сечь - казацкая республика, унаследовавшаядемократические традиции еще времен Киевской Руси. Главныморганом власти здесь был казачий круг - рада, избиравшаястаршину во главе с кошевым атаманом. Положение казачьейреспублики, ее отношения с Польшей были весьмасвоеобразными. Польское правительство не без основанийвидело в Сечи угрозу, но нуждалось в казаках, посколькуони заслоняли от крымских татар, за спиной которых маячиламогущественная Османская империя. Вот почему довольно ранопольское правительство пыталось переманить к себе наслужбу часть казачества, включить его в так называемыйреестр (то есть список). Занесенные в список казакиполучали жалованье и таким образом приобретали как быофициальный статус. Но значительно увеличивать количествореестровых правительство опасалось. Именно казачество и вело своего рода военную подготовкуосвободительной войны середины XVII в. Конец XVI - началоXVII столетий ознамензвались многочисленными казацкимивосстаниями. Из среды казачества выдвигались талантливыевожди (Криштоф Косинский, Северин Наливайко). Восстанияпродолжались и в 20-30-х годах. Павел Бут, Тетеря - вотимена казацких вождей этого времени. Казачество, правда, вэто время выдвигало "экономические" требования: увеличениежалованья, включение в реестр значительно большегоколичества казаков и т.д. Но важно отметить, что в ходевосстаний налаживались связи запорожского казачества справительством Русского государства и казаки все большеначинали видеть в нем опору для себя в борьбе. Связи с русским правительством со временем начинаютустанавливать и "братства". Следует различать сознаниеукраинским и белорусским населением единства судеб своихземель с Великороссией и непосредственные политическиеконтакты с русским правительством, которые начинаютустанавливаться лишь в первой четверти XVII столетия."Братства" ведут своего рода идеологическую подготовкуосвободительной войны. Из среды братских авторов выходиттак называемая "полемическая" литература, которая быланаправлена против католиков-иезуитов, где просвещенныеавторы обращались к истории и культуре восточнославянскихнародов, доказывали общность их судеб, необходимостьсовместной борьбы с завоевателями. Начало освободительной войны В 1638 г. поляки подавили последнее народное восстание инаступило "золотое десятилетие", как его прозвалишляхтичи. Но это было затишье перед бурей. В 1648 г.началось восстание. Его возглавил Богдан МихайловичХмельницкий. Биография этого человека, к сожалению,содержит много белых пятен. По одним данным он родился вЧигирине, по другим - в Переяславле, получил неплохое потем временам образование и закалку в войнах. УХмельницкого были и личные счеты с поляками: польскийшляхтич разграбил фамильный хутор Субботов и засекнасмерть малолетнего сына будущего вождя освободительнойвойны. Отчаявшись бороться за свои права легальнымисредствами, Хмельницкий бежит в низовья Днепра. Здесь онорганизовал отряд казаков и, опираясь на него, изгналполяков из Запорожской Сечи. Богдан сразу зарекомендовалсебя опытным дипломатом: в сложившейся ситуации он нашелединственно правильное решение - заключил союз с крымскимханом, который дал ему в помощь орду перекопского мурзыТугай-бея. Но Богдан, как оказалось, был не толькоталантливым дипломатом, но и полководцем. В мае 1648 г. вдвух битвах (у урочища Желтые воды и у Корсуни) восставшиенаголову разгромили армию коренного гетмана Потоцкого.Летом 1648 г. восстание переросло в освободительную войну. Очередное поражение повстанческая армия нанесла полякомпод Пилявцами и двинулась ко Львову. Взяв большуюконтрибуцию с этого города, народная армия двинулись ккрепости Замостье и осадила ее. Отсюда открывалась дорогана Варшаву. Но из-за неблагоприятных природных условий иизменения политической ситуации осада была снята.Хмельницкого торжественно встречали в Киеве. От Зборова до Переяславля Летом 1649 г. произошла Зборовская битва, складывавшаясяблагоприятно для восставших. Однако из-за измены крымскогохана Хмельницкий был вынужден заключить так называемыйЗборовскнй трактат, который устанавливал реестр в 40 тыс.человек, содержал и некоторые другие статьи, выгодныевосставшим. Однако в целом этот документ можнорассматрипать как сугубо паллиативный, не решивший техзадач, которые стояли перед восставшими. Летом 1650 г. повстанческля армия в союзе с татарамисовершила поход в Молдавию, которая могла стать вдальнейшем плацдармом наступления поляков на Украину.Результатом похода было подписание договора с Молдавией.Хмельницкий также всячески поддерживал народное движениена территории Белоруссии, прекрасно понимая, что ононадежно сковывает военные силы литовских панов. Уже летом 1648 г. казацкая старшина обращается за помощьюк Москве. Однако ни в этом, ни в следующем, ни даже в 1650г. Россия не могла откликнуться на просьбу казачества.Причины тому были и объективные и субъективные. Сложнойбыла обстановка в самой России и российское правительствобоялось новой войны с Польшей; не было веры в силывосставших, убежденности в том, что это не обычноеказацкое восстание, каких много было и прежде, авсенародная освободительная война. В феврале 1651 г.состоялся земский собор, участники которого единодушновысказались за необходимость поддержать Украину в ееосвободительной борьбе. Однако конкретной помощи тогдаоказано не было. В июне 1651 г. в сражении под Берестечком снова изменилтатарский хан, который к тому же еще и увел самогоХмельницкого с поля боя, что привело к поражениювосставших. В итоге Белоцерковский договор, заключенный всентябре 1651 г. ограничил казацкий реестр 20 тыс.человек. Положение Украины укрепила победа в битве подБатогом весной 1652 г., однако изменнический договор междуполяками и крымским ханом привел к поражению повстанцев вокрестностях Жванца. Для России пришла пора решительных действий. В октябре1653 г. Земский собор в Москве принял решение овоссоединении Украины с Россией. На Украину былоотправлено посольство во главе с боярином Бутурлиным. Радав Переяславле 8 января 1654 г. высказалась за вхождениеУкраины в состав России. Результаты войны Так закончилась освободительная война 1648-1654 гг. -произошел исторический акт воссоединения двух братскихнародов. С тех пор эти события неоднократно были объектомвсякого рода спекуляций, неумеренного славословия илинаоборот сплошного очернительства. Для того чтобы датьобъективную оценку этим событиям, надо посмотреть, что жепроизошло дальше. Прежде всего отметим, что в составРоссии вошла лишь Левобережная Украина - земли Киевская,Черниговская и Брацлавская. Правобережная Украина,оставалась в составе Речи Посполитой вплоть до разделовПольши в конце XVIII в. В ходе освободительной войны натерритории Левобережной Украины возникло достаточно длятого времени своеобразное государство - Гетманство,впитавшее в себя лучшие традиции казацкой демократии,восходившей в свою очередь ко временам еще Древней Руси.Половодьем народной войны польское шляхетскоеземлевладение было смыто и развитие крупного землевладенияначинается как бы заново, с нуля. Большое распространениеполучает свободная заимка земли, благоприятная ситуацияскладывается для жизнедеятельности сельской и городскойобщины. Администрация гетманства, генетически восходя кказацкой, основным своим звеном имела народное собрание -казацкий круг, который избирал старшину и контролировал еедеятельность. Будучи включенным в состав России, гдецентрализаторские, монархические тенденции все болееусиливались, Гетманство оказалось в достаточно сложномположении. Отношения с Россией оформлялись в виде такназываемых "статей" (Мартовские 1654 г., Переяславские1659, Московские 1665 г., Глуховские 1669 г.) и с каждымновым договором политические права Гетманства ущемлялись,самоуправление на Украине ограничивалось. В следующемстолетии украинское крестьянство попало подзакрепостительный пресс русского царизма и в 1783 г.государыня Екатерина одним росчерком пера закрепостилаостававшееся до той поры еще свободным украинскоекрестьянство. Но уже в начале XVIII в. русские вельможиполучили на территории Левобережной Украины огромныелатифундии (от них, впрочем, не отставали и быстрорастущие местные землевладельцы). Без учета всех этихмоментов трудно было бы понять так называемую "Руину", -деятельность гетманской верхушки после смерти в 1657 г.Богдана Хмельницкого. Обычно пропольскую ориентацию ИванаВыговского (следующего после Богдана гетмана, заключившегос поляками Гадячский договор, который фактически отменялпостановление Переяславской рады) и польские симпатии ЮрияХмельницкого (ставшего гетманом после Выговского)объясняют существованием магнатско-шляхетского своеволия,что открывало широкий простор для гетманского произвола иобогащения. Но не учитывать и достаточно жесткой политикиРоссии было бы совершенно неправомерно. Итак, получается следующая картина. Для ЛевобережнойУкраины в сложившейся ситуации не было иного выхода, какприсоединиться к России. Это имело положительное значениедля населения Левобережной Украины: было уничтоженочужеземное порабощение, украинцы объединились с близким покультуре, вере, поистине братским народом. Но оказавшись сэтим братским народом в одной государственнйй иполитической системе, население Левобережной Украинывынесло на своих плечах все те тяготы, что и русский народ- от ликвидации демократических традиций в конце XVII -начале XVIII в до насильственной "коллективизации" в XXстолетии. Россия в конце XVII в. После смерти царя Алексея Михайловича на престол былвозведен 14-летний Федор Алексеевич (1676-1682) - его сынот первой жены - М.М.Милославской, происходившей изстаринного боярского рода. Кроме Федора у них был еще сынИван и шесть дочерей, старшей из которых являлась Софья.От второго брака с Н.К.Нарышкиной, царь имел сына Петра идочь. В 70-80-е годы между придворными группировкамиМилославских и Нарышкиных происходит беспрерывная борьбаза власть. Во главе первых стояла энергичная ивластолюбивая царевна Софья, вторых возглавляла мать Петрацарица Наталья Кирилловна. В связи со смертью бездетного Федора встал вопрос о егопреемнике. Юридически наследовать должен был Иван, но онбыл по болезни неспособен к правлению. Тогда выбор пал наПетра. Он не устроил Милославских, и они, воспользовавшисьнедовольством стрельцов, подняли их против Нарышкиных. Вовремя восстания 15-17 мая 1682 г. стрельцы убили ряд ихсторонников - Л.К.Нарышкина, А.С.Матвеева и др. - ипотребовали провозглашения царями и Ивана, и Петра, а поих молодости управление страной отдавалось в руки царевныСофьи. Она же первым делом подавила стрелецкий мятеж, казнивруководителя стрелецкого войска Хованского. Фактическимправителем при Софье становится князь В.В.Голицын,способный дипломат, но неудачливый полководец. Между тем, отношения между Софьей и взрослеющим Петромобострялись. В этих условиях любая искра могла вызватьвзрыв вооруженной борьбы. Это и произошло в августе 1689г., когда по ложному слуху о якобы готовящемся стрелецкомперевороте в пользу Софьи перепуганный Петр скрылся застенами Троице-Сергиевого монастыря. Поддержанный своими"потешными" полками и даже стрельцами, Петр добилсязаключения оставшейся без военной силы Софьи в Новодевичиймонастырь. Осенью 1689 г. к власти в лице Петра приходятНарышкины. Внешняя политика К середине XVII в. основными задачами внешней политикиРоссии становятся: на западе и северо-западе - возвращениепотерянных в Смутное время земель, а на юге - достижениебезопасности от набегов крымских ханов (вассалов Османскойимперии), уводивших в плен тысячи русских и украинцев. К 30-м годам складывается благоприятная международнаяобстановка (обострение польско-турецких отношении иТридцатилетняя война в Европе) для борьбы с РечьюПосполитой за возвращение Смоленска, тем более что с весны1632 г. в Польше начинается период бескоролевья. В декабреэтого же года Смоленск был осажден русскими войсками,которыми командовал боярин М.Б.Шеин. Осада натянулась навосемь месяцев и закончилась неудачно. Подоспевший новыйпольский король Владислав IV (неудачливый претендент нарусский престол) в свою очередь блокировал армию Шеина. Виюне 1634 г. был заключен Поляновский мирный договор.Полякам возвращались все города, захваченные в началевоенных действий, за ними оставался и Смоленск. Владиславже окончательно отказался от претензий на московскийпрестол. В целом, результаты Смоленской войны былипризнаны неудачными, и виновники - Шеин и Измайлов - быликазнены. Новые военные столкновения между Речью Посполитой иРоссией начались в 1654 г. Вначале война протекала успешнодля России: в первую кампанию был взят Смоленск и еще 33голода в Восточной Белоруссии (Полоцк, Витебск, Могилев идр. В это же время в пределы Польши вторглись шведы изаняли ее большую территорию. Тогда в октябре 1656 г.Россия заключает перемирие с Речью Посполитой, а еще в маеэтого же года начинает войну со Швецией на территорииПрибалтики. Овладев рядом крепостей, русские подошли кРиге, но осада была неудачной. Война шла и в земляхПриневья, где, в частности, был взят имевший большоестратегическое и торговое значение шведский городНиеншанц, построенный шведами около устья Невы привпадении в нее речки Охты. Тем временем возобновилавоенные действия Польша. Поэтому вначале со Швециейзаключается перемирие, а затем в 1661 г. - Кардисский мир(в местечке Кардиса около Тарту), по которому всеБалтийское побережье оставалось за Швецией. Война с Польшей, в ходе которой враждующие стороны имелипеременный успех, была длительной и закончиласьподписанием в 1667 г. Андрусовского перемирия на 13,5 лет,согласно которому России возвращался Смоленск и все землик востоку от Днепра, а затем заключением в 1686 г."Вечного мира", закрепившего за Россией на вечные временаКиев. Окончание войны с Речью Посполитой позволило Россииактивно противостоять агрессивным намерениям Османскойимперии и ее подданному - крымскому хану. Еще в 1637 г.донские казаки овладели турецкой крепостью Азовом, но, неподдержанные московскими войсками, вынуждены были в 1642г. его оставить, Б 1677-1681 гг. веласьрусско-османо-крымская война. В августе 1677 г. и июле1678 гг. османы предпринимают попытки взять крепость наПравобережной Украине - Чигирин. Во второй раз им этоудалось, русские покинули Чигирин. В январе 1681 г. былоподписано Бахчисарайское перемирие на 20 лет. Османыпризнали право России на Киев, земли между Днепром и Бугомобъявлялись нейтральными. Заключив "Вечный мир" с Речью Посполитой (1686), Россияодновременно принимала обязательства в союзе с Польшей,Австрией и Венецией выступить против Крыма и Османскойимперии (Турции), что, впрочем, было важно и для самойРоссии, так как обеспечивало выход к Черному морю.Следствием этого были два Крымских похода В.Голицына. Вовремя первого (в 1687 г.) татары подожгли степь, и вусловиях недостатка воды, продовольствия и фуража русскоевойско вынуждено было вернуться. Второй поход позволил100-тысячной русской армии достичь Перекопа, нообессиленные зноем и беспрерывными стычками с татарамивойска в пределы Крыма вступить не решились.Внешнеполитические задачи, таким образом, оставалосьпрежними - в будущем предстояла борьба за выход к морям. Культура Культурная жизнь XVII в., как, впрочем, и вся общественнаяжизнь этого времени, находилась как бы на перепутье,когда, по словам современников, "старина и новизнаперемешалися". Исследооателп приходят к выводу, что в этовремя происходит культурный переворот, означающий переходот древнерусской культуры к культуре "нового времени".Определяющим в происходящем культурном перевороте сталообращение к личностному началу, к человеку. Современный исследователь русской культуры А.М.Панченко напримере развития литературы показывает истоки этогокультурного феномена XVII столетия. В Смуту "словесность -была практически свободна от внелитературных запретов, отправительственного и церковного контроля", а русскийписатель "пользовался "свободой слова" и правомидеологического выбора. В оценке персонажей он не зависелот их положения на лестнице социальной, церковной,государственной иерархии, даже если они занимали самыеверхние ступени... Это способствовало "открытию характера"в искусстве в целом - открытии, которое стало необратимымзавоеванием". Просвещение и научные знания В XVII в. возрастает количество грамотных (умевших читатьи писать) людей. Так, среди посадского населения было 40%грамотных, среди купцов - 96%, среди помещиков - 65%. Значительно расширяется деловая письменность, причемквалифицированное делопроизводство велось не только вцентральных приказах, но и в земских учреждениях, и даже ввотчинах. По-прежнему большое распространение имели рукописныекниги. А с 1621 г. для царя стала изготовляться рукописнаягазета "Куранты", состоящая в основном из переводныхиностранных известий. Наряду с рукописными изданиями все более в обиход входилапечатная продукция, изготовлявшаяся на московском Печатномдворе. Уже в первой половине XVII в. было выпущено около200 книг различных названий. Частными лицами сталисобираться библиотеки. В 1672 г. в Москве открылась перваякнижная лавка. Книгопечатание позволило издавать массовымитиражами пособия по грамматике и арифметике. Букварь("Азбука") Василия Бурцева, опубликованный в 1634 г.,впоследствии несколько раз переиздавался. В конце векапоявился иллюстрированный букварь Кариона Истомина, в 1882г. - печатная таблица умножения. Для "учебных целей"выпускались также "Псалтыри" и "Часословы". Грамоте обычно обучали либо в семьях, либо духовные лица,дьячки и подьячие. Однако все более насущной становиласьпотребность организованного обучения. Уже в 40-х годах поинициативе одного из видных государственных деятелейФ.М.Ртищева была организована школа в московскомАндреевском монастыре. В 1665 г. школа для обученияподьячих открывается в Заиконоспасском монастыре, в 1680г. - основывается школа при Печатном дворе. Первые школы подготовили открытие в 1687 г.Славяно-греко-латинской академии (первоначально - училища)во главе с греками братьями Иоанникием и СофрониемЛихудами. Академия ставила своей целью обучение "отграмматики, пиитики, риторики, диалектики, философии... добогословия" людей "всякого чина, сана и возраста".Обучение было рассчитано для подготовки высшегодуховенства и чиновников государственной службы. Что касается научного знания, то развиваласьпреимущественно его практическая сторона и почти незатрагивалась его теоретическая основа. Например,математические знания связывались с практикой описанияземель, торговым и военным делом. Так, "Устав ратных,пушечных и других дел, касающихся до воинской науки"(1621) давал практические сведения по геометрии, механике,физике, химии. Медицинские знания основывались на народных традицияхлечения, а также на опыте переводимых иностранныхлечебников и "травников". В Аптекарском приказе былисосредоточены специалисты, умевшие изготавливатьлекарства; здесь же производилось обучение фармацевтов иврачей. В 1654 г. в приказе обучались 30 стрельцов,отправленных затем в полки "для лечбы" ратных людей. Накапливаются и развиваются знания об окружающей природе имире: астрономические и географические. В середине XVII в.в Россию проникают сочинения, знакомившие сгелиоцентрической системой Коперника. Еще в первой половине века составляются географическиекарты. Например, в 1627 г. в Разрядном приказеизготавливается "Книга Большому чертежу", в Новгородесоздается "Чертеж... городам русским и шведским доВаряжского моря". Расширению географических представлений способствовалиматериалы экспедиций по освоению Сибири (Стадухина,Пояркова, Дежнева, Хабарова, Атласова). После 1683 г.возникло "Описание новые земли, сиречь Сибирскогоцарства". Оно и предыдущие описания и чертежи подготовилитруд С.У.Ремизова "Чертежная книга Сибири". Литература и фольклор Литература первой половины XVII в. в центре своеговнимания имела события Смутного времени. В основном этобыли публицистические произведений. Так, в конце 1610 -начале 1311 гг. в Москве стала распространяться "Новаяповесть о преславном Российском царстве и великомгосударстве Московском". Она была проникнута страстнымпатриотическим призывом к борьбе с иноземцами, осуждалапособников интервентов. Анонимный автор обращается ко"всяких чинов людям" подняться с оружием на врага. Глубокоскорбит о судьбе, постигшей Отечество, автор другогопроизведения: "Плача о пленении и о конечном разорениипревысокого и пресветлейшего Московского государства впользу и наказание слушающим" (1612). Неизвестныелитераторы того времени обращались и к изображению героевсмуты - положительных и отрицательных. Одному изпредводителей сопротивления М.В.Скопину-Шуйскому посвящено"Писание о преставлении и погребении князя МихаилаВасильевича, рекомого Скопина", а Лжедмитрию I -"Сказание... о Гришке Отрепьеве и о похождении его". Первыми попытками объяснить причины и события Смутноговремени стали "Временник" дьяка Ивана Тимофеева и"Сказание" келаря Тронце-Сергиева монастыря АвраамияПалицына, а также так называемое "Иное сказание" исочинения князя И.А.Хворостинина и князяП.М.Катыревя-Ростовского. Около 1630 г. создастся "Новыйлетописец", в котором излагались события от смерти ИванаГрозного до возвращения из пленя патриарха Филарета. "Новый летописец" был одной кз последних русскихлетописей, в которых на разнообразные сюжеты обязательнонакладывалась временная сетка. Так называемые Сибирскиелетописи ("Есиповская летопись" и другие) представляютсобой уже литературно-повествовательные произведения. Общественно-политическая жизнь России XVII в. отразилась ив произведениях, написанных во второй половине века.Защита самодержавия звучит со страниц трактата ЮрияКрижанича "Политика" и сочинений Симеона Полоцкого.Выдающимся памятником русской литературы стало "Житиепротопопа Аввакума, им самим написанное". "Житие" -остросюжетное произведение, в котором автор на примереполной страданий и драматических коллизий собственнойжизни повествует о преданности идеалам древней русскойжизни и неприятии "латинской" новизны. Его рассказ написанпростым языком, повествование ведется динамично иэмоционально. Своеобразным литературным памятником является сочинениебежавшего в Швецию в 1664 г. подьячего Посольского приказаГригория Котошихина, в котором деловым языком даетсяподробное (но не всегда объективное) описание русскогогосударстоеппого аппарата. Новым литературным жанром явилась бытовая реалистическаяповесть. В бытовых повестях происходит отход отсредневековых представлений о "предопределенной" свышечеловеческой судьбе. В них жизнь героя зависит во многомот его личных качеств, таких, например, как ловкость иделовитость. Таким образом, наблюдается поворот косвещению личной жизни людей, более того, возрастаетинтерес к внутреннему миру человека. Вместе с тем, вцентре повествований уже не исторические литературныеперсонажи, а вымышленные, отсюда - создание чистолитературных образов. Бытовая повесть XVII в. обращается к судьбам людей разныхсоциальных сред, прежде всего купечества и дворянства.Наиболее значительными произведениями являются "Повесть оФроле Скобееве", "Повесть о Савве Грудцыне", "Повесть оГоре-Злочастии", "Повесть об Улиании Осорьиной". Другим новым жанром литературы XVII в. стали сатирическиеповести. Большинство из них - "Сказание о куре и лисице","Калязинская челобитная", "Повесть о Карпе Сутулове","Повесть о бражнике" - своим острием нацелены на быт инравы церковников. Едко высмеиваются лицемерие истяжательство духовенства, пьянство и распутство монахов.Объектом сатиры становится и неправый суд с его продажнымисудьями и беспринципными решениями. Из произведений этогожанра выделяются "Повесть о Шемякином суде" и "Повесть оЕрше Ершовиче". С именем белорусского просветителя Симеона (Самуила)Полоцкого, приглашенного в 1661 г. в Москву для обученияцарских детей, связано возникновение силлабическогостихосложения. В 1678-1679 гг. появляются два сборника егостихотворений: "Вертоград многоцветный" и "Рифмологион". Втворчестве С.Полоцкого воплотился так называемый "стильбарокко": стихи его хотя тяжеловесны, но помпезны инарядны, в них звучат панегирические тона,идеализировавшие самодержавное правление. Продолжили этопоэтическое направление в конце века Сильвестр Медведев иКарион Истомин. Среди популярных переводных повестей необходимо отметить"Повесть о Бове королевиче" и "Повесть о ЕрусланеЛазаревиче". Обе они испытали сильнейшее влияние русскогофольклора, в связи с чем приобрели сказочный характер. Б широких массах по-прежнему бытовали произведения устногонародного творчества. Одним из любимых героев становитсяСтепан Разин, вокруг имени которого складываются легенды,песни, сказания. Интересно, что в переработанных древнихбылинах народный вождь оказывался в одном кругу былинныхгероев вместе с Ильей Муромцем, а в некоторых вариантахпоследний становился есаулом на корабле Разина. Строительство и архитектура В зодчестве на протяжении XVII в. произошли большиеизменения. Хотя основным строительным материалом осталлосьдерево, но по сравнению с предыдущим временем значительнобольшее развитие получило каменное (кирпичное)строительство. Широко стали применяться новые видыстроительных материалов: многоцветные изразцы, фигурныйкирпич, белокаменные детали. Многие постройки возводилисьмастерами Приказа каменных дел (образован в конце XVI в.). К выдаюшимся произведениям деревянного зодчества относитсяцарский дворец в подмосковном селе Коломенское,построенный в 1667-1678 гг. Это был целый городок сбашенками, чешуйчатыми крышами, гульбищами, крылечками свитыми "колоннами". Различные постройки - хоромы,выполненные в индивидуальной манере, не похожие друг надруга, связывались между собой переходами и насчитывали270 комнат и 3000 окон. Современники называли его "восьмымчудом света". В деревянном церковном зодчестве преобладали шатровыездания. Строили также ярусные церкви. В целом деревянноезодчество испытывало обратное влияние каменнойархитектуры. Несмотря на попытку патриарха Никона запретитьстроительство каменных шатровых храмов, этот тип сталпреобладающим в церковной архитектуре. В Москве возводятсяцерковь Рождества в Путинках, церковь Троицы в Никитниках,в Алексеевском монастыре в Угличе - "дивная" Успенскаяцерковь, имеющая три шатра, в Троице-Сергиевом монастыре -церковь Зосимы и Савватия, а также храмы в Вязьме, в селеОстров (под Москвой), в Муроме и Устюге. Все ониотличались, как правило, богатым архитектурным убранствоми орнаментикой, придающим зданиям нарядность. Вместе с тем, под влиянием Никона в середине - второйполовине XVII в. осуществляется строительство рядамонументальных построек, выполненных в традиционном стилепредыдущих периодов и имеющих цель показать силу церкви.Таков величественный Воскресенский собор московскогоНово-Иерусалимского монастыря, для постройки которого былииспользованы модель храма над "гробом господнем" вИерусалиме - главной христианской святыни. Еще ранеевозводятся здания Валдайского Иверского монастыря. В70-80-х годах строится ансамбль построек ростовскогомитрополичьего двора - Ростовский кремль. Жилой комплексздесь сочетался с храмовым. Все постройки окружалимассивные стены с башнями. Заказчиками церквей выступали не только "властьпредержащие", но и прихожане - жители посадов и сел.Поэтому говорят даже о посадском направлении в зодчестве.Характерным здесь является культовое строительство вЯрославле, одном из крупных ремесленноторгопых центров.Примеры этого: храмы Ильи Пророка, Иоанна Златоуста,Николы "Мокрого", грандиозная церковь Иоанна Предтечи вТолчкове. Примечательны церковные постройки и в другихгородах: Костроме, Романове-Борисоглебске. В конце XVII в. в храмовой архитектуре возникает новыйстиль - нарышкинское (московское) барокко. Самымзначительным памятником его является московская церковьПокрова в Филях, отличающаяся изяществом, безукоризненнымипропорциями, применением во внешней отделке такихдекоративных украшений, как колонны, капители, раковины, атакже своим "двуцветием"; использованием только красного ибелого цветов. Наряду с церковными в XVII в. строятся значительныегражданские сооружения. Существенной перестройкеподвергается Московский Кремль. Надстраиваются Кремлевскиебашни, Спасская возводится (в ее теперешнем виде),создавая парадный въезд в Кремль. На всех башняхпоявляются шатровые навершия вместо прежних четырехскатныхкрыш. Все это придает Московскому Кремлю новый вид:оборонно-крепостной его облик уступает местоторжественному ансамблю. Впрочем, изменениям подвергается и внутреннее пространствоКремля. Выдающимся светским сооружением является Теремнойдворец (1635-1636). Он представлял собой трехэтажное навысоких подклетях здание, заканчивающееся высоким"теремком". Здание было богато украшено: золотая кровля,два пояса изразцовых карнизов, каменная резьба.Декоративным убранством отличается золотое крыльцо. Наформы отделки непосредственно оказало влияние деревянноезодчество. В ином стиле возводятся там же Патриаршиепалаты с Крестовым залом, здание Земского приказа.Примером поисков нового оформления зданий общественногоназначения стала построенная Михаилом Чоглоковым Сухаревабашня. Над массивным первым ярусом (подклетом)располагались два яруса подклетного строения, увенчанногобашней с государственным гербом наверху. Ко второму ярусушла широкая парадная лестница. В XVII в. получает дальнейшее развитие торговопромышленноестроительство. Так, гостиные дворы сооружаются вКитай-городе в Москве и в Архангельске. Архангельскийгостиный двор, вытянувшийся вдоль Северной Двины на 400 м,окружали высокие каменные стены с боевыми башнями. Внутриего размещалось более двухсот торговых помещений. Живопись В живописи в большей степени сохранились установившиесятрадиции письма. Церковный собор 1667 г. строгорегламентировал темы и образы, того же требовалапридерживаться грамота царя Алексея Михайловича. Рьяноосуждал всякие отклонения от канонов в изображении святыхидеолог старообрядцев Аввакум. Деятельностью живописцев руководила Оружейная палатаКремля, ставшая в XVII в. художественным центром страны,куда привлекались лучшие мастера. В течение 30 летживописное дело возглавлял Симон Ушаков (1626-1686).Характерной чертой его творчества был пристальный интереск изображению человеческого лица. Под его рукойаскетические лица приобретали живые черты. Такова икона"Спас нерукотворный". Широко известно другое егопроизведение - "Насаждение древа государстваВсероссийского". На фоне Успенского собора помещены фигурыИвана Калиты и митрополита Петра, поливающих большоедрево, на ветвях которого укреплены медальоны с портретамикнязей и царей. С левой стороны на картине стоит АлексейМихайлович, с правой - его супруга с детьми. Всеизображения портретны. Кисти Ушакова принадлежит такжеикона "Троица", на которой появляются реалистическиедетали. Симон Ушаков оказал большое влияние на развитиерусской живописи. Замечательным явлением в русском искусстве XVII в. сталашкола ярославских мастеров. Традиционныецерковно-библейские сюжеты на их фресках начинаютизображаться в образах привычной русской жизни. Чудесасвятых отходят на второй план перед обыденными явлениями.Особенно характерна композиция "Жатва" в церкви ИльиПророка, а также фресковые изображения в церкви ИоаннаПредтечи. Ярославские живописцы являлись также одними из"пионеров" в разработке пейзажа. Другим примером светского жанра, отразившим интерес кчеловеческой личности, стало распространение "парсунного"письма - портретных изображений. Если в первой половиневека "парсуны" выполнялись еще в сугубо иконописнойтрадиции (изображения Ивана IV, М.Скопина-Шуйского), то вовторой они стали принимать более реалистический характер("парсуны" царей Алексея Михайловича, Федора Алексеевича,стольника Г.П.Годунова). Театр Большой популярностью в народе, как и прежде, пользовалисьпредставления скоморохов - бродячих артистов. Скоромошьи"игрища" продолжали во многом еще языческие традиции, хотяв них часто звучало социальное обличение. Против нихвласти боролись. В 1648 г. царская грамота запретила эти"позорища" (зрелища), "хари" (маски) и "бесовские гудебныесосуды" предписывалось ломать и жечь. За ослушание веденобыло бить батогами. Однако по-прежнему находились люди,которые "приказывают медведчикам и скоморохам на улицах,торжищах и распутиях сатанинские игры творить, в бубныреветь, в ладоши бить и плясать". Новым явлением стало возникновение первого придворноготеатра в 1672 г. Первоначально труппа театра набиралась изжителей Немецкой слободы, в последующее время появляютсярусские актеры - из мещан и подьячих. Все роли исполнялимужчины. Разыгрывались в основном пьесы налегендарно-исторические ("Артаксерксово действо") ибиблейские ("Юдифь") сюжеты. Появляются и светские"комедии": "Комедия о Тамерлане и Баязете", "Комедия оБахусе с Венусом". Ставились также балетные спектакли.После смерти Алексея Михайловича театр прекратил своесуществование.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Под.ред.И.Я.Фроянова. История России от древнейших времен до начала XX в.

На сайте allrefs.net читайте: "Под.ред.И.Я.Фроянова. История России от древнейших времен до начала XX в."

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: РОССИЯ В XVII в.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ОТ РЕДАКТОРА
Настоящая книга, предназначенная для абитуриентов, неявляется учебником по истории России. Она служит учебнымпособием, облегчающим подготовку к вступительному экзаменув высшую школу по соответствующем

I. ПЕРВОБЫТНООБЩИННЫЙ СТРОЙ. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В ДРЕВНОСТИ
Каменный век: от палеолита к неолиту История славян уходит своими корнями в глубокую древность,в тот самый длительный период развития человеческогообщества, который называется первобытнообщинным строе

От племенного союза к союзу союзов племен
Дальнейшее развитие общественных отношений у восточныхславян приводило к формированию новых социальныхорганизмов: союз образовывали племена, которые сами ужевходили в племенной союз. Политическая орга

III. БОРЬБА РУСИ ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ В XIII в.
XIII в. стал временем тяжких испытаний для русского народаи его нарождающейся государственности. Географическирасположенная на стыке Европы и Азии, Русь оказаласьодновременно меж двух огней. С севера

IV. ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКИЕ ЗЕМЛИ И ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕСТВО ЛИТОВСКОЕ В XIII-XVI ВВ.
Возникновение и развитие Великого кляжсства Литовского(ВКЛ) "Дранг нах Остен" ("Натиск на Восток") - страшнаяопасность, которая угрожала в XIII в. Руси, дамокловыммечом нависла и н

СТАНОВЛЕНИЕ РУССКОГО ГОСУДАРСТВА В XIV - НАЧАЛЕ XVI в.
Формирование Русского государства было объективным изакономерным процессом дальнейшего развитиягосударственных форм на территории Восточно-Европейскойравнины. На основе предгосударственных структур во

РОССИЯ В XVI в.
Правление Елены Глинской н бояр В декабре 1533 г. неожиданно скончался Василий III, вправлении которого А.А.Зимин усматривает многие чертыбудущих преобразований XVI в. При малолетнем наследникепрестол

РОССИЯ В XVIII в.
Существует давняя традиция выделения XVIII в. какотдельного, целостного в экономическом, общественном икультурном отношениях. Мы говорим: культура Древней РусиIX-XVII вв., по мы никогда не включим сюд

РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В КОНЦЕ XVIII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIXв.
Социально-вкономическое развитие России в первой половинеXIX в. Важнейшей особенностью социально-экономического развитияРоссии в первой половине XIX в. (или, как принятоговорить, в предреформенные год

РОССИЯ В ЭПОХУ КАПИТАЛИЗМА
Революционнаа ситуация в России на рубеже 50-60-х годовXIX в. Падение крепостного права В конце 50-х годов XIX в. кризис феодализма в Россиидостиг своей кульминации. Крепостничество сдерживалоразвитие

РОССИЯ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX в.
Три модели (эшелона) мирового капиталистического развития.Капиталистическая эволюция России в конце XIX - начале XXв. (проблемы и противоречия) Конец XIX - начало XX в. стали переломным периодом вотеч

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги