Коджаспирова Г.М.
История образования и педагогической мысли: Таблицы, схемы, опорные конспекты: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — 224 с.
.
В пособии в сжатом и наглядном виде в соответствии с требованиями Государствен-ного образовательного стандарта изложен основной материал курса "История образо-ваня и педагогической мысли». В книгу также включены вопросы для самоконтро-
ля справочный раздел, разнообразные игровые задания и обширный список литературы по всемизучаемым разделам.
ББК74.03я73
СОДЕРЖАНИЕ
Введение........................................................................................................... 4
Программа.......................................................................................................6
Темырефератов.............................................................................................. 9
Габлицы,конспекты и схемы..................................................................... 13
Воспитаниеи обучение в Древнейших цивилизациях............................. 14
Педагогика Западной цивилизации в античную эпоху............................ 18
Школа и педагогическая мысль средневековых цивилизаций................ 32
Воспитание и система образования в эпоху Возрождения....................... 46
Просвещение и обучение на Руси с древности по XVII в........................ 56
Школа и педагогическая мысль Нового времени
в Западной Европе......................................................................................... 65
Школа и педагогика России в Новое время............................................... 98
Западная педагогическая мысль и школа в Новейшее время................. 141
Философско- и религиозно-антропологические течения
в русской педагогике конца XIX — начала XX в.................................... 150
Советская педагогика и школа................................................................... 161
Вместо заключения...................................................................................... 169
Вопросы для самоконтроля......................................................................... 173
Игровой материал........................................................................................ 175
Чайнворды................................................................................................ 175
Кроссворды.............................................................................................. 178
Филворд.................................................................................................... 193
Головоломки............................................................................................ 195
Викторины, игры, тесты......................................................................... 196
Справочный отдел........................................................................................ 202
Список литературы по основным разделам курса................................... 210
Ответы на игровой материал...................................................................... 221
© КоджаспироваГ.М., 2003
© ♦ Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС», 2003
© Серийное оформление обложки.
«ИздательствоВЛАДОС-ПРЕСС», 2003
«Воспитание есть украшение в счастье и убежище в несчастье».
«Воспитание детей — рискованное дело: ибо в случае удачи последствия приобретены ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи горе несравнимо ни с каким другим».
Демокрит
ВВЕДЕНИЕ
В основу программы курса по истории образования и педагогической мысли положены основные принципы анализа всемирного историко-педагогического процесса: цивилизационный, антропологический, культурологический, форма-ционный, конкретно-исторический, принцип целостности.
Задачи курса:
• способствовать формированию у студентов системы историко-педагогических
знаний с позиций цивилизационно-антропологического полхода;
• познакомить с выдающимися мыслителями, занимавшимися вопросами вос
питания, и педагогами различных исторических эпох и народов;
• рассмотреть в историко-сопоставительном аспекте ряд ведущих педагогичес
ких проблем;
• пробудить интерес к историко-педагогическому наследию и потребность в его
изучении и усвоении;
• выработать первоначальные умения работы с историко-педагогической лите
ратурой;
• способствовать формированию целостного педагогического сознания и лично
стной самостоятельной оценки историко-педагогических идей.
Основные формы организации учебного процесса: лекции, семинары, само
стоятельная работа студентов, занятия по методикам активного обучения.
На лекциях излагается материал, построенный на цивилизационном подходе, раскрывающем закономерный процесс развития педагогической мысли и образования в разных цивилизациях в различные исторические периоды, дается характеристика различных этапов становления и развития отечественной педагогики и просвещения.
На семинарах обсуждаются темы конкретно-информационного плана, позволяющие более детально изучить педагогические системы, взгляды и деятельность наиболее значительных для того или иного периода мыслителей и педагогов; объективнее, полнее представить состояние образования. Могут проводиться диспуты между сторонниками разных культур и педагогических систем.
Для рефератов студентам предлагаются темы по недостаточно представленным в учебниках авторам, историческим периодам или «сквозным» проблемам в историческом развитии. Студентам можно предложить написание рефератов, дающих сравнительную характеристику педагогических взглядов двух или более педагогов по следующим вопросам: понимание цели воспитания, содержание воспита-
ния и образования, методы и средства воспитания и обучения, отношение к физическим наказаниям, формы воспитания и обучения; место, где надо учить и воспитывать детей; отношение к религиозному воспитанию и образованию женщины, позиция личности воспитуемого.
В процессе изучения курса студенты сами придумывают занимательный материал (кроссворды, сканворды, ребусы, тесты и т. п.), составляют сравнительные таблицы по системам образования или педагогическим взглядам различных педагогов, знакомятся с первоисточниками.
На экзамене студентам целесообразно предлагать три типа вопросов:
1. Педагогическая мысль и школа в определенной цивилизации в тот или иной историчес
кий период или какая-либо проблема в ее историческом развитии.
2. Персоналия и источник.
3. Беседа по реферату.
Для углубленного знакомства с отдельными источниками и обучения работе с ними студентам можно дать задание: представить подробный конспект одной из значительных работ известного педагога по следующей схеме:
1. Полное библиографическое описание источника и его структура.
2. Аннотация.
3. Краткая историческая справка: когда, в связи с чем, с какой целью была
написана данная работа.
4. Сложный план источника.
5. Краткий анализ каждой крупной части (главы, раздела) источника с определе
нием своего отношения к высказываемым автором идеям.
6. Заключительный обобщающий вывод:
а) какие из идей данной работы впоследствии были подвергнуты автором
переосмыслению;
б) какие идеи из педагогической системы автора не вошли в анализируемую
работу.
Следующий раздел пособия — таблицы, схемы и конспекты, в которых в предельно сжатой форме отражены основные идеи целого ряда авторов; представлены отдельные интересные проблемы в их историческом решении и системы образования ряда стран в те или иные исторические периоды. Большое место уделено системе образования России, которая во все времена была достаточно сложной.
Игровой материал пособия можно использовать как контрольный — для проверки знаний, как занимательный — для повышения интереса к изучаемому курсу.
Для многих студентов представляет большой интерес разработка занимательных заданий. Такие задания имеют и профессиональное значение, т. к. подобные материалы будущий учитель может разрабатывать по любому учебному предмету.
Данное пособие не является учебником. Его целесообразно использовать после знакомства с текстовым учебником для более сознательного осмысления и восприятия материала, который представлен в более лаконичной и схематичной форме. В пособии сделан акцент на персоналиях, в отличие от современных учебников по истории педагогики, представлены схемы систем образования. Полезно использовать пособие при проверке готовности студентов к контрольным работам, к зачетам или экзаменам.
ПРОГРАММА
Школы
Для высшей касты брахманов (жрецов)
(от6— 12 до 22—24 лет)
религиозное образование (изучение Вед).
КИТАЙ Доконфуцианский период
(с IV тыс. до н. э. до середины I тыс. до н. э.) Привилегированные сословия: жрецы и аристократия.
Аристократы обучались:шести видам письма, чтению, девяти видам счета, навыкам устной речи, декламации стихов, изучали летописи. Военно-физическое воспитание: 5 видов стрельбы из лука, 5 видов езды на колеснице, владение щитом и копьем.
Жреческие школы:космогония, магия, музыка, танцы, общеобразовательные предметы.
Мудростью
«благородные
мужи», благодаря
Учению пришедшие
II
СПАРТА
(воспитание осуществляет государство)
Девочки
Мальчики
1
физическое | умственное и | |
и военное | нравственное | |
воспитание: | воспитание: | |
бег, метание | пение, чтение, | |
копья и диска, | счет, письмо | |
прыжки |
До 7 лет — воспитание в семье
с 7 до 18 лет — воспитание
в агеллах. Руководитель
агеллы — педоном
! |
I
Физическое | Военно-гимнас- | Нравственное и | ||
воспитание: | тические упраж- | политическое | ||
[закалка, привычка | нения: | воспитание: | ||
к лишениям | бег, прыжки, | Беседы полит. | ||
■ (голод, холод, | метание диска и | деятелей с | ||
жажда), умение | копья, борьба, | молодежью. | ||
переносить любую | рукопашный бой, | Развитие лаконич- | ||
боль | пение воен.песен | ной речи |
I
с 18—20 лет — перевод в группу эфебов и несение военной службы
Цель воспитания— подготовка воинов.
АФИНЫ
Мальчики
Девочки
Школа грамматиста чтение(буквослагательное заучи вание букв по названию) письмо(навощеные таблицы) счет(с помощью пальцев, камеш • ков и счетной доски (абак) |
До 7 лет — домашнее воспитание.
С7до 13—14лет — обучение в школах грамматиста
и кифариста.
Обучение осуществляет
учитель — дидаскал.
Г
С 13—14 лет — переход в палестру(школа борьбы) Пятиборье: бег, прыжки, борьба, метание диска и копья, плавание
До 7 лет и далее воспитываются дома.
После 7 лет приучаются вести домашнее хозяйство
Школа кифариста
литературное образование, эстетическое воспитание: музыка, пение, декламация
Гимнасий
(для наиболее обеспеченной молодежи)
— философия
— политика
— литература
— гимнастика
С 18—20 — переход в эфебию.Зоенное и политическое воспитание: строительство укреплений, управление военными машинами, -есение службы в городских гарнизонах и др.
Цель воспитания —
всестороннее гармоническое формирование личности
СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ В РИМСКОЙ ИМПЕРИИ (I в. до н. э. - V в. до н. э.)
Римско-италийское воспитание:основа — греческая и эллинистическая педагогика, т. е. основа заимствована. Открытие школ — монополия государства. Цель — воспитание верноподданной массы и чиновников.
Домашнеевоспитание.
До 7 лет. Начальная ступень (тривиальная школа)— массовая. Небольшая плата. Частные школы. Программ не было. Основная цель — обучение грамоте и началам арифметики, которые требовались в повседневной жизни широким слоям населения, включая некоторые категории рабов. Допускались девочки. Применялись физические наказания плетью и палкой.
С 7лет. Срок — 2 года. Средняя ступень (грамматические школы).Довольно высокая плата. После домашней подготовки. Развернутая программа, включающая 5 дисциплин: латинская литература, основы римского права, начальные знания по философии, греческий язык, ознакомление с греческой литературой и математика с основами астрономии. Небольшие группы учеников. Основное внимание уделялось работе с каждым учеником,..В школах не обучали ни музыке, ни танцам.
С 12лет. Срок— 4 года. Школа повышенного типа.Школа ритора. Плата очень высокая. Школа элитарная. Насыщенная программа: кроме 5 предметов, которые
повторялись на более высоком уровне, изучались ораторское искусство и музыка. Использовался эффективный метод диспутов на заданную тему. Окончивший
школу получал гуманитарное образование, включающее свободное знание греческого языка, греческой и римской литературы, римского права, греческого ораторского искусства, философию. Выпускник был хорошо подготовлен для практической государственной деятельности.
С 16 лет. Срок — 3—4 года. Военную подготовку юноши проходили в воинских формированиях — легионах. Учителя назначались от имени императора, контроль за деятельностью школ осуществляло государство. Обучение носило религиозный характер.
Для молодых аристократов:1—2 года пребывания в одном из крупных культурных центров империи, таких как Афины (философия), Родос (ораторское искусство), Александрия и Антиохия.
В I—II вв.появляются медицинские и юридические школы.Юридические — двух направлений (по именам их основателей): прокуленского и сибианского. Медицинские учебные заведения возникали вокруг практикующих врачей, ипреподавание велось по индивидуальным программам.
Система образования обеспечивала воспроизводство определенного типа личности, распространение начальной грамотности среди широких масс, фундаментальную подготовку средних и высших слоев римского общества, обеспечивающих нужды государственного управления и развития средиземноморской культуры. Но в отличие от греческой системы образования римская мало уделяла внимания физической культуре и музыкальному воспитанию, отличаясь большим прагматизмом, хотя и ее основная цель состояла в том, чтобы молодежь овладела дисциплинами гуманитарного цикла.
26
ВЫДАЮЩИЕСЯ ПРЕДСТАВИТЕЛИ ДРЕВНЕРИМСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ | ||
Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. дон. э.) | Луций Анней Сенека (ок. 4 г. до н. э. — 65 г. н. э.) | |
Выдающийся политический деятель, оратор, писатель. Изучал арифметику, законы двенадцати таблиц, греческую и римскую литературу, брал уроки красноречия и философии у знаменитых ораторов, посещал форум. Страстный поклонник греческой культуры, почитатель Гомера. Высшего развития достигает тот, кто стремится слить воедино национальное благонравие и высшую греческую культуру. Педагогическая проблема — формирование оратора. | Римский политический деятель, философ и писатель. Начальное образование получил в семье, риторическое и философское — в Риме. Проповедовал стоицизм и анархизм.Был воспитателем Нерона. Критиковал школу за формализм и пренебрежение нравственным воспитанием. Полученное в школе знаниедолжно использоваться для выработки собственной точки зрения,а не превращаться в комментарий к чужим идеям. Педагогикадолжна пребывать в теснейшем объединении с этикойи ставить своей целью «направление учащегося по пути морального совершенствования в согласии с основными целями стоического мировоззрения». Основатель эмпирического направления в образовании. «Мы лучше всего научаемся сами, обучая других». «Результат достигается скорее примером, чем наставлением». Как и Сократ, считал, что познание человеком самого себя есть путь самосовершенствования. | |
Воспитание оратора
Учение о природе человека
ВАСИЛИЙ КЕСАРИЙСКИЙ (330-379)
О том, как молодые люди могут извлечь пользу из языческих книг.
• Предлагал воспитывать положительное отношение к традициям греко-
римской образованности, необходимой для пребывания в бренном мире.
• Вершиной образования признавал уход от мирской жизни, молитву и пост.
ИОАНН ЗЛАТОУСТ (около 347-407)
ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ СРЕДНЕВЕКОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
ВОСТОК
Обучение
Воспитание
Аль- Фараби
ВИЗАНТИЯ
ДЕКАНЫ
Педагогические взгляды исходят из представления о природе как образце для воспитания. Автор первого в истории педагогики трактата о воспитании женщины.
Выступает против схоластического обучения. В ученике необходимо развивать способность наблюдать явления природы и окружающей жизни и размышлять о них. Придавал большое значение естественным наукам, древним языкам, классической литературе и истории. Ценными являются мысли о психологическом подходе к детям и его понимание психологии. Говорил о гигиенических требованиях к школьному зданию и его местоположении.
Учитель, поего мнению, должен быть примером нравственности и дисциплины, трудолюбивым, доброжелательным, тщательно подготовленным к занятиям, сторонником мягкой дисциплины.
Биография.
Основные
Труды
Цель этой системы — создание сети учебных заведений и воспитание юношества из привилегированных слоев в католическом духе.
СИСТЕМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Иезуитские коллегии
Семинарии
ПРОСВЕЩЕНИЕ И ОБУЧЕНИЕ НА РУСИ С ДРЕВНОСТИ ПО XVII В.
Содержание
Приходская
Монастырская
Сословная
Групповая
OS
СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ (1626-1680), крупнейший общественный деятель и просветитель XVII в.
Биография
Педагогические воззрения
Взгляды
Труды
Родился в г. Полоцке. Две седмицы (14 лет) обучался в Киевской братской коллегии, окончил в 1651 г.Возвращение в Полоцк (1656 г.). Принял монашество. Несколько лет работал учителем в Полоцкой братской школе.
В 1664г. переехал в Москву, где в Заиконоспасском монастыре обучал подьячих из тайного приказа латинскому языку. Организовал ученое братство, в которое вошли Михаил Родоставлев, Флор Герасимов, Сильвестр Медведев, Василий Репский, Симеон и Илья Казанцевы.
Сначала поддержал патриарха Никона, позднее способствовал его осуждению (1666 г.).
Стал учителем детей царя Алексея Михайловича: Алексея, Федора и Софьи, с1679г. наблюдал за воспитанием Петра I. Особое положение при царском дворе помогло печатать свои произведения, минуя церковную цензуру.
Пед. идеи формировались под влиянием
народной педагогики (практической работы
братских школ) и западноевропейской
педагогики.
Основную роль в формировании взглядов и
привычек ребенка играют воспитание и
среда, родители и учителя.
Вся будущая жизнь человека и его поведение зависят от воспитания, полученного в детстве.
Высоко ценил привычки, выработанные у ребенка в первые годы его жизни.
Пытался ответить на вопрос, почему у хороших родителей бывают плохие дети: причина
— чрезмерная любовь.
В воспитании человека выделял три периода:
1)от рождения до 7 лет — период нравственного воспитания,
2)от 7 до 14 — период практического обучения,
3)от 14 до 21 —период умственного развития и гражданского воспитания.
Был сторонником принципаприродосооб-разности.
Ребенка легко склонить к доброму или злому... с помощью слов... Придавал огромное значение словам. Обучение детей рекомендовал начинать как можно раньше: то, что с пеленок,
— закладывается на всю жизнь.
Призывал к расширению просвещения через школы при монастырях и церквях. Только
просвещение искоренит суеверия и предрассудки.
Выступал за создание в Москве высшего учебного заведения, составил его учебный план, куда включил языки, вт. ч. латинский, философию, богословие и др.дисциплины.
Более 200 проповедей, составившие сборники: Вечеря душевная и Обед душевный( 107 поучений, изданных после смерти автора).
В 1678 г. составил Вертоград многоцветный — сборник стихотворений, многие из которых посвящены вопросам воспитания и обучения.
Автор Букв языка славенска (1679 г.) и сборника Рифмологио-на, куда вошли две школьные пьесы: Комедия-притча о блудном сыне и О Навуходоносоре-царе.
Свои педагогические мысли выразил в ряде произведений: Книжице вопросов и ответов, иже в юности сущим зело потребны суть, в сборниках Обед душевный и Вечеря душевная.
ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ НОВОГО ВРЕМЕНИ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ
РЕНЕ ДЕКАРТ (1596-1650)
Основные
Общенаучные
Тезисы
Выводы в применении к педагогике
ON 66
ВОЛЬФГАНГРАТКЕ (РАТИХИЙ) (1571 -1635), немецкий педагог, сенсуалист
Биографические сведения и основные работы | Общие педагогические идеи | Дидактические принципы |
Родился в городке Вильстер недалеко от Гамбурга, где окончил гимназию. Закончил лютеранский университет в Ростоке, где изучал теологию и философию. Занимался вопросами совершенствования методов обучения иностранным языкам. Разрабатывал общие вопросы организации школьного дела и дидактики. Франкфуртский мемориал, пособие для учителей, которое не было опубликовано, автор методических работ и учебников. | Дидактические идеи носили в целом материалистическийхарактер. Считал, что разум ребенка — чистая доска,на которой можно написать то, что необходимо. Процесс познания, по его мнению, состоит из двух ступеней: восприятия предметов и явлений внешнего мира и умственной переработки этих явлений. В обучении необходимо опираться на индукциюи опыт. Подчеркивалнеобходимость педагогических знаний для каждого человека как условие счастливого существования. Был поборником звукового методаобучения грамоте на родном языке. Стремился к распространению школ для народа.Ратовал за начальное обучение на родном языке. Основа обучения — религия,но выступал против монопольного права церкви открывать школы. Много внимания уделял методическойи дидактическойподготовке учителей. Учителямдолжно быть обеспечено хорошеематериальное и общественное положение.Государство и родители обязаны заботиться о поддержании авторитета учителей. | Сенсуализм гносеологических воззрений определил разработанные им дидактические принципы: 1)принцип природосооб-разности — обучение должно протекать в соответствии с ходом природы, не нарушая его; 2) обучение должно быть последовательным, нельзя одновременно изучать разные вещи; 3)следует постоянно использовать повторение; 4) обучение должно вестись без принуждения; 5)заучиватьученики должны только то, ими понято; 6) в обучении следует идти от частного к общему. |
ЯН АМОС КОМЕНСКИЙ (1592-1670),чешский педагог- гуманист, общественный деятель, педагог-философ, увидевший в воспитании подрастающего поколения предпосылку дальнейшего прогресса человечества.
Истоки формирования мировоззрения
Цель воспитания
Где осуществляется воспитание?
Чему учить детей в школах?
Как учить?
Учение Фрэнсиса Бэкона. Античная философия и литература. Ф.Рабле. Борьба чешского народа за независимость.
Был членом общины «Чешские братья»; ученик, позже учитель «братской» школы, священник, епископ. Много ездил по Европе.
Пансофия — учение о мире и человеческом обществе — легла в основу пед. учения Коменского.
Познание себяи окружающего мира, управление собой, стремление к соединению с Богом, но и подготовка к деятельности в земной жизни. В школах:общешкольный план + классно-урочная организация + учеба с 6 лет + запрет пропускать уроки + проверки знаний (поурочные, дневные, недельные и т. д.); экзамены + учебники для каждого класса.
Учить надо всему, но «все, подлежащее изучению, должно быть распределено сообразно ступеням возраста»:
1 ступень— «материнская школа» — должна развивать внешние чувства;
2 ступень— «школа родного языка» (с 6 до 12 лет) — внутренние чувства
(воображение, память, речь и ручную активность);
3 ступень— «латинская школа» (от 12 до 18 лет) с ее склонностью к умствен
ному труду: учит понимать причинные связи и развивает способность к суж
дениям;
4 ступень— «академия» — воспитывает волю. Три факультета в академии: 1)
богословский; 2) юридический; 3) медицинский.
Великая дидактика + Видимый мир в картинах — сперва вещь, потом слово. Новейшая метода языков — сначала родной язык, потом латынь.
Золотое правило дидактики: «Все, что только можно, предоставлять для восприятия чувствами».
«Считай несчастным тот день, в котором ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию».
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ Я.А.КОМЕНСКОГО
Основные | Основные идеи | Нравственное | Умствен- | Значение |
произве- | воспитание | ное воспи- | ||
дения | тание | |||
Открытая | Всеобщее обучение— в школах родного языка дол- | 4 добродетели | Умствен- | 1. Оказал огром- |
дверь язы- | жны учиться все: и знатные и незнатные, богатые и | нравственного | ное воспи- | ное влияние на |
ков всех | бедные, мальчики и девочки во всех городах и селах. | воспитания: | тание— | развитие педаго- |
наук; | Классно-урочная система. | 1) мудрость, | это позна- | гической мысли и |
Идеи дисциплины,без которой не может быть хо- | 2) умеренность, | ние себя и | школы во всем | |
Великая | рошо организованной школы. | 3) мужество, | окружаю- | мире. |
дидактика; | Понятие школьного года,введение четвертей, ка- | 4) справедливость. | щего мира. | |
Всеобщий | никул, организация учебных занятий, четкое распре- | Во всем со- | 2- Написал | |
совет об | деление содержания всех видов школьной работы | Мудрость является | образуется | большое количе- |
исправле- | по годам, месяцам и дням обучения, классы с по- | руководительницей | с приро | ство учебников, |
нии | стоянным составом учеников, учебный год со стро- | добродетельной | дой | явившихся |
человечес- | го фиксированным началом и концом. | жизни. Нужно разви- | Обязатель | образцом для |
ких дел; | Дидактические принципы: | вать: скромность, | создания учебни- | |
1. Правильное воспитание должно сообразовывать- | послушание, благо- | ное изучение | ков во всем мире. | |
Мир | ся с природой — природосообразность. | желательность к | ||
чувственно | 2. Последовательность преподавания предметов. | другим людям, | • грамма- | 3. Выдвинул много |
восприни- | 3. Наглядность — обучение начинать с вещей, явле- | опрятность, аккурат- | тики, | прогрессивных |
маемых | ний, примеров. | ность, вежливость, | дидактических | |
вещей в | 4. Систематичность обучения — не делать скачков в | почтительность к | • физики, | идей,принципов и |
картинках; | обучении. 5. Сознательность учения — не предлагать для па- | старикам, трудолюбие. | • МаТеМа- | правил организации учебной |
Материнс- | мяти того, что не понято рассудком. | тики , | работы. | |
кая школа; | 6. Посильность — учитывать возможности учащихся. | Средства нрав- | • ЭТИКИ, | |
Законы | 7. Прочность обучения — не спешить, а медленно идти вперед. | ственного воспитания: | • диалекти- | 4.Разработал тео-ретические |
хорошо организо- ванной | Учитель: должность учителя «настолько превосходна, как ни- | 1) пример родителей, учителей,товари- | ки, • риторики. | основы классно-урочной системы |
школы | какая другая под солнцем»; должен «увлекать уче- | щей; | и организации | |
ШКОЛЫ. | ников благим примером», быть честным, деятель- | 2) наставления, | школы. | |
ным, настойчивым, высоконравственным, безгранич- | беседы; | 5. Разработал | ||
но любить свое дело, быть отцом учащимся, учитывать и будить интерес детей к учению. | 3) упражнения в нравственном поведении. | теорию дошкольного воспитания. |
ВЕЛИКАЯ ДИДАКТИКА
Основные главы книги
Великая дидактика
Содержание
обучения:чтение, письмо, профессиональное обучение с 4 лет;
воспитания:добродетель, подчинение воле Бога, трудолюбие, дисциплинированность
ВОЗРАСТНЫЕ ГРУППЫ
ребенок -> подросток -^ юноша —> брак (поощрение вступления) -> старение
-^ после 60 (или за заслуги)
уменьшение
назначение работы на один час
надзирателем
i Концепция воспитания основана на принципе «Не трудящийся да не ест!»
73
Социально-политические и философские взгляды
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ И ШКОЛА В ПЕРИОД ФРАНЦУЗСКОЙ БУРЖУАЗНОЙ РЕВОЛЮЦИИ XVIII В.
Педагогические идеи, выраженные в приведенных проектах, оказали большое влияние на развитие прогрессивной педагогической мысли, но после своей победы буржуазия во многом отказалась от того передового, что содержали эти проекты.
ЛУИ ЛЕПЕТЕЛЬЕ (1760-1793), якобинец
Решительная демократизация, доступность образования.
«Дома национального воспитания» — до 600 детей. Мальчики и девочки5—12 лет.
Содержание на средства государства, на подоходный налог.
Изоляция от общества, физическое воспитание, производительный труд. Письмо, счет, элементы географии, основы с/х, домоводства, истории.
ГРАКХ БАБЕФ (1760-1797), коммунист-утопист
Недооценивал значение промышленных городов и науки в развитии общества.
Воспитание— основа социального равенства, интернациональное, всеобщее, равное, организованное государством.
Основная задача— развитие патриотизма и любви к революционному отечеству.
Умственное и физическоеразвитие.
В сельской местности — «Воспитательные коммуны», изоляция от порочного общества, воспитание коммунистов.
ЖАН КОНДОРСЕ (1743-1794), жирондист
«Образование народа — это обязанность государства по отношению ко всем без исключения гражданам; обучение должно быть всеобщим и бесплатным на всех школьных ступенях, равным для молодежи обоего пола; преподавание религии должно быть отменено».
Предлагал следующую систему образования:
О
Учебное заведение | Срок обучения | Сословный ценз | Возраст | Программа | Доп. дисциплины | Образование | Вывод |
Первичная школа:вместе мальчики и девочки; в местах с населением 400 чел. | 4года. | Нет. | Начальный школьный. | Чтение, письмо, грамматика, арифметика, начала геометрии, с/х, ремесло, знакомство с общим состоянием производства в стране. | Основы общественного строя и морали. | Начальное; дает право на поступление в школу 2-й ступени. | Школы общего образования — широкая программа и трудовое обучение. |
Школа 2-й ступени: в городе или округе с населением 4000 чел. | 3 года. | Нет. | После окончания первичной школы. | Математика, естествознание, торговля, принципы морали, обществоведение. | Библиотека, ка-би-нет с моделями машин, коллекции по естествознанию, наборы ремесленных инструментов, приборы метеонаблюдений. | Начальное: дает право на поступление в институт. | Школа дает реальное образование, связывает знания с жизнью. |
Институты: 110 на всю страну. | 5 лет. | Фактически недоступны народу. | После окончания вторичной школы. | Все, что полезно знать человеку». | Определенные проф. знания по с/х, механике, военному делу, медицине. | Среднее: дает право на поступление в вуз, лицей. | Молодежь получает проф. подготовку для непосредственного участия в жизни. |
Лицеи: 11 на всю страну. | 5 лет. | Для избранных. | После окончания института. | Исключена религия. Физ-.мат. науки, обществоведение, основы права и морали. Проф. обучение. | Высшее. | Высшее образование получали избранные. Примечание: Все учебные заведения имеют административную и программную взаимосвязь. | |
Нац. институт наук и искусств | Административный и исследовательский центр. |
Воспитание,образование
КЛОД АНРИ СЕН-СИМОН ДЕ РУВРУА (1760-1825), французский социалист-утопист
Биография
Педагогические взгляды
Система 4-х образовательных ступеней (обязателен дух коллективизма)
Школа
Дневная школа
Вечерняя школа
Немецкий ученый, философ, филолог,
Государственный деятель и дипломат. Друг Гете, Шиллера
Биографические сведения
Система педагогических взглядов
Родился
22 июня 1767 г.
Учился в
университетах
Франкфурта-на-
Одере и Геттинге-
на.
Г.-
дирекгор Департамента исповеданий и просвещения в Министерстве внутренних дел.
Г.-
министр внутренних дел.
Работы:
Идеи к опыту, Язык и философия культуры.
Основа философских воззрений — неогуманизм. Основные идеи:
• Разработал общие принципы организации общественного воспитания.
• Рассмотрел взаимоотношения между системой общественного воспитания, государ
ством и церковью, предлагал передать управление школами государству.
• Ввел обязательный экзамен на право преподавания в средних учебных заведениях, что
ограничило доступ в школу теологам.
Реформирование образования:
• Инициатор открытия университета в Берлине (1810). Цель высшего образования -
совершенствование личности, реализация цели - в объединении учебной и исследова
тельской деятельности в университете.
• Реформировал гимназическое образование в Пруссии: расширил преподавание истории
за счет увеличения времени на изучение античности, усилил изучение математики и есте
ствознания, ограничил изучение религии, изъял гимназии из ведения церкви.
• Содействовал введению в нач. школе методов обучения И.Г. Песталоцци.
• Высказал прогрессивную мысль о создании единой школьной системы: элементарная
школа, городская школа и гимназия (идея не была воплощена из-за ее неприятия прусским
правительством).
Разработка вопросов языкознания:
• Видел в языке средство непроизвольного выражения и определения истины.
• Подчеркивал основополагающее образовательное и воспитательное значение языка.
86
ГЕГЕЛЬ ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ (1770-1831)
«Наука есть самотворчество разума».
Основные работы:Феноменология духа, Система нравственности, Философская пропедевтика, Энциклопедия философских наук.
Отстаивалидеал целостного формирования индивида в контексте культуры человечества.
Развивал системный и исторический подходк проблемам воспитания и обучения.
Стремилсяк формированию образованного гражданина как свободного члена общества.
Противостоялэлитарным концепциям образования.
Человек не обладает инстинктивно тем, чем он должен быть, ему надлежит это обрести.
Цель воспитания— «сделать человека самостоятельным существом, т. е. существом со свободной волей», пробудить к жизни самостоятельный разум учеников и их нравственность. Это возможно, если связывать обучение и воспитание с приобретением личного опыта.
Главная идея— о самопорождении человека в процессе его собственной деятельности.
Среди культивируемых воспитанием способностейдве наиболее важные — нравственность и разум.
Выделял две сторонывоспитания: обучение и дисциплина.Если не воспитывать в детях чувство подчинения, вызывающее стремление стать взрослыми, в них развивается дерзость и нескромность. Послушание есть начало мудрости. При этом дисциплина не должна подавлять «Я» ребенка, ее назначение — развивать способность ребенка к рефлексии. Надо формировать чувство собственного достоинства у детей.
Предлагал законы воспитания:бодрость как необходимый фон воспитания; профилактика чувства несовершенства; тренировка этического; согласованность формируемых нравственных навыков и убеждений с обычаями окружающих людей; поддержка воспитателем доверия воспитанника к самому себе, веры в себя; самостоятельное «открытие» индивидом этических законов и полное их уяснение для себя.
МИХАЙЛО ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ (1711 -1765),
Первый русский ученый-естествоиспытатель, поэт,
За разумом закреплена ведущая роль в воспитании характера и гражданских добродетелей.
104
ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ
ШКОЛ (при Петре I)
1. Государственность школ.
2. Сочетание профессионализма с энциклопедичностью.
3. Преобладание в учебных планах математики, навига
ционных и морских наук.
4. Принудительность обучения и суровый режим.
СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
1. Университеты.Было 9 университетов, где чаще всего был такой на
бор факультетов: богословский, историко-филологический, физико-ма
тематический, юридический, медицинский, восточно-языковедческий.
Техническое образование.
Высшеедавалось в технологических (технических, политехнических) институтах в Петербурге, Москве, Харькове, Риге, Томске.
Низшие ремесленные школы, отделения и классы для обучения ремеслам.
Педагогическое образование.
Историко-филологические институты(Петербург, Нежин) — закрытые государственные учебные заведения. Готовили преподавателей для гимназий.
Учительские семинарии — открытые учебные заведения с 3-летним сроком обучения. Выпускали учителей низших школ.
Сельскохозяйственные и лесные учебные заведения.
Высшееобразование. Сельскохозяйственный институт близ Москвы, Лесной институт в Петербурге, высшие винодельческие курсы в Крыму.
Среднее образование. Сельскохозяйственные или земледельческие училища с 6-летним сроком обучения.
Низшие сельскохозяйственные школы I и II разряда, срок обучения — 4 и 2 года (таких школ 105 в стране, из них 4 — женские).
Коммерческие учебные заведения.
Среднее образование — коммерческие училища с 7- и 3-летним сроком обучения.
Низшие учебные заведения — торговые школы, классы и коммерческие курсы.
Военное образование.
Высшее— академии (курс обучения 2—3 года, принимались по экзамену только прослужившие несколько лет в строю офицеры), военные училища (8 в стране, срок обучения 2—3 года).
Среднее — кадетский корпус (обучение 7 лет).
Низшее — всякого рода школы (свыше 10 тыс.). В некоторые из них принимали женщин.
Морские учебные заведения.
Высшееобразование — Морская академия и Кронштадское морское инженерное училище.
Среднее — офицерские классы.
Низшее — начальные школы для детей матросов.
10. Духовные учебные заведения.Духовные академии, семинарии и учи
лища. Такие учебные заведения были не только у православной церкви,
но и у других конфессий.
Межевые и топографические учебные заведения.
Высшееобразование — Константиновский межевой институт. Среднее — землемерные училища.
Учебные заведения для изучения восточных языков.
Высшееобразование — факультет восточных языков в университете Петербурга и Лазаревский институт восточных языков в Москве. Для поступления в институт требовалось окончание курса в одном из средних учебных заведений.
13. Художественное и музыкальное образование.Не имело систематичес
кой организации. Были высшие, средние и низшие учебные заведения:
училища, школы, курсы.
Начальная народная
Школа
Церковно-приходс-кая начальная школа
ПЕТР ФЕДОРОВИЧ КАПТЕРЕВ (1849-1922), педагог, историк педагогики, психолог
Биографические сведения. Основные труды
ЗАПАДНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ И ШКОЛА В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ
Переработка
Процесс воспитания.
ТЕЧЕНИЕ НЕОФРЕБЕЛИЗМА
ДЖОН ДЬЮИ (1859-1952)
ОВИД ДЕКРОЛИ (1871-1932)
Бельгийский педагог, психолог и врач.
Родился 23 июля 1871 г. в городе Рене в Бельгии. 1901 г. — закончил институт в окрестностях Брюсселя. Открыл «Институт для умственно отсталых детей». 1907 г. — создал для нормальных детей «Школу жизни через жизнь». Сторонник «нового воспитания».
1914 г. — становится профессором.
Школа — вне политики — надклассовая.
Основная цель воспитания — к жизни, для жизни, через жизнь.
«Воспитание должно быть умственным, нравственным и физическим,но, кроме того, оно должно быть приспособлено к склонностям каждого ребенка, должно также содействовать приспособлению к зрелой жизни».
Центр педагогического процесса— ребенок, его внутренний мир, потребности, интересы, способности. Ребенку важнее всего знать самого себя, как у него все устроено, как работают его органы, каково их название... почему он чувствует голод, жажду, холод, сонливость, почему он боится или сердится, какие у него недостатки и качества. Отсюда — принцип концентрации программы школы вокруг центров интересов:«Ребенок и его организм», «Ребенок и Вселенная» и т. д. Логической осью его обучения является ребенок, его внутренний мир.
Педагог в ролипомощника иконсультанта.
Декроли создал систему дидактических игр, обеспечивающих сенсорное развитие детей. Игра, по Декроли, — радостная творческая деятельность.
Для развития мышленияпредложил систему классификации и коллекционирования.
Выступал против:
— формализма в обучении и воспитании;
— оторванности школы от жизни;
— зубрежки;
— игнорирования интересов детей.
Труды:
Психология рисования; Несколько соображений о психологии и гигиене чтения; Школа и воспитание.
Я имею целью создать связь между науками, заставить их сойтись в ■ одном центре. Этот центр — ребенок, к которому все сходится, от | которого все расходится.
145
Педагогические идеи и принципы
Произведения
Основные этапы воспитания
Принципы воспитания
IX
ФИЛОСОФСКО-
Философия воспитания
Воспитание и образование для Розанова были слитны и неразделимы.
Сообразуясь с общечеловеческими идеалами, искал пути нравственного и духовного оздоровления всегорусского общества.
Обосновал идею необходимости научной разработки философии образования и воспитания.
Человекв процессе развития и воспитания пытается постичь три антагонистических культа:античной цивилизации, христианского спиритуализма и точных внешних познаний человека о себе и о природе.
Воспитание надо передать в руки людей,частью с особым ярким призванием к воспитанию, частъютем, кто с великим интересом и любовью относится к одному из перечисленных культов.
Розанов одним из первых вскрыл причины застоя русской школы:несамостоятельность, подражательность Западу, непомерное давление на нее российских государственных указов.
Раньше западных ученых попытался ввести в психологию термин «понимание»,имевший значение подсознательного проникновения в себя — самонаблюдение, и в чужой мир — вживание, сопереживание».
154
ХРИСТИАНСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В РУССКОЙ ПЕДАГОГИКЕ
В философско-пед. концепции русских религиозных философов можно выделить ряд основополагающих принципов: церковность, самоценность и суверенность личности, целостность и духовная свобода.
ЧЕЛОВЕК И ВОСПИТАНИЕ В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТЕЙ Н. И Е. РЕРИХОВ
Синтетическое гуманистическое учение Агни-йога (др. название Живая этика, Учение жизни). Ориентировано на духовное развитие, культуру и знание.
L61
Педагог | Основные труды | Педагогические взгляды |
Павел Петрович Блонс-кий (1884-1941) | Свыше 200 работ по психологии, педагогике, философии, втом числе: Трудовая школа, Педагогика, Основы педагогики, Задачи и методы народной школы, Очерки детской сексуальности. | Выступал с критикой старой школыи обосновал основы построения новой школы. Значительная часть психологических трудов имеет педагогическую направленность. Разрабатывал вопросы подготовки учителя,методики преподавания педагогики. Выступал за новую школу с трудом и самообразованием.Большую роль отводил умственному труду, эстетическому, нравственному и атеистическому воспитанию. |
Университеты (5 лет) институты (4 года)
Школа II ступени (4 года)
Школа I ступени (5 лет)
ПОЛОЖЕНИЕ
О единой трудовой школе
Российской Социалистической
Федеративной Советской Республики
Декрет ВЦИК 16 октября 1918 года
Принципы трудовой школы
1. Бесплатность обучения.
2. Совместное обучение маль
чиков и девочек.
3. Всеобщность и обязатель
ность обучения.
4. Светский характер обучения.
(Церковь отделена от школы и государства Декретом Совнаркома РСФСР от 21 января 1918 г.)
Дошкольные учреждения (с 6 до 8 лет)
УЧРЕЖДЕНИЯ
СОЦИАЛЬНОГО
На основе Постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 16 мая 1934 года
Обязательная общеобразовательная восьмилетняя трудовая политехническая школа
должна давать учащимся прочные основы общеобразовательных и политехнических знаний, воспитывать любовь к труду и готовность к общественно полезной деятельности, осуществлять нравственное, физическое и эстетическое воспитание детей.
Начальная школа (4 года)
(до 7 лет) Дошкольные учреждения (детский сад, ясли, ясли-сад).
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕЧЕНИЯ XX В. НА ЗАПАДЕ И В РОССИИ
Принимая во внимание то, как те или иные педагогические направления решают антропологические проблемы, в мировой педагогике выделяют несколько наиболее значимых течений в теории и практике образования.
Социологическое течение
Сужали теоретический фундамент педагогики, ориентируясь исключительно на социально-историческое знание как на ее источник.