рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Леопольд Олдо

Леопольд Олдо - раздел Философия, Философы дикой природы и природоохраны Олдо Леопольд (1887-1948) - Известный Американский Природоохранник, Ученый-Эк...

Олдо Леопольд (1887-1948) - известный американский природоохранник, ученый-эколог, писатель, президент Экологического общества США, один из основателей Общества дикой природы. Родился в штате Айова, закончил Йельский университет. Всемирную известность получил как создатель экологической этики. Велик его вклад и в развитие природоохранной эстетики, а также идеи дикой природы.

Взгляды Олдо Леопольда опередили жизнь и, как часто бывает, не были поняты современниками. Свой классический труд - сборник эссе под названием "Календарь песчаного графства", где были изложены основные идеи экологической этики (этики земли), при жизни Леопольд так и не смог опубликовать - издатели считали их бесполезными или слишком радикальными.

Жизнь замечательного американского экофилософа и природоохранника оборвалась трагически в 1948 году - он умер от сердечного приступа, сражаясь с лесным пожаром.

Слава, как и в случае с другим выдающимся американским экофилософом - Генри Торо, пришла к Олдо Леопольду после его смерти - лишь в 1960-х годах. Это потом его книга была названа в США "Священным манускриптом американской природоохраны". Хотя первый тираж раскупался едва-едва.

Следует отметить, что в предисловии к прекрасному русскому изданию "Календарь песчаного графства" (Мир, 1980) научный редактор, известный советский официальный природоохранник профессор А.Г. Банников также практически ничего не сказал об экологической этике О. Леопольда. Тогда в СССР это направление этики, как, впрочем, и сейчас в России, Украине и других странах СНГ, было почти неизвестным.

Свою экологическую этику Олдо Леопольд назвал этикой земли. Но, в отличие от Альберта Швейцера, он распространил ее не только на отдельные особи, а на виды и экологические сообщества. Леопольд писал: "Первоначальная этика касалась отношений между индивидами; дальнейшие добавления связаны уже с взаимоотношениями индивида и общества. Но этики, регулирующей взаимоотношения человека с землей, с животными и растениями, обитающими на ней, пока еще не существует. Земля, подобно рабыням Одиссея, все еще остается собственностью и взаимоотношения с ней все еще остаются чисто потребительскими, подразумевающими только права без обязанностей.

Распространение этики на этот третий элемент в окружении человека является - если я правильно толкую все признаки - эволюционной возможностью и экологической необходимостью. Это третий этап непрерывного развития. Первые два уже осуществились. Отдельные мыслители со времен библейских пророков постоянно указывали, что опустошение земли не только вредно, но и дурно" (Леопольд, 1980). Так ученый фундаментально обосновал необходимость существования экологической этики.

Про мнению Леопольда, "этика в экологическом смысле - это ограничение свободы действий в борьбе за существование. Этика в философском смысле - это различие общественного и антиобщественного поведения" (Леопольд, 1980).

Экофилософ вывел и несколько основных принципов своей экологической этики. По его мнению, "вещь правильна, когда у нее есть тенденция сохранять целостность, стабильность и красоту биологического сообщества. Она неправильна, когда имеет обратную тенденцию" (Леопольд, 1980). В соответствии с этикой земли не следует уничтожать или способствовать вымиранию видов; необдуманно смешивать отечественные и экзотические виды; добывать непомерную энергию из почвы и освобождать ее в быту; запруживать или загрязнять реки; следует заботиться о животных.

"Перестаньте, - писал О. Леопольд, - считать бережное обращение с землей чисто экономической проблемой. Рассматривая каждый вопрос, ищите не только то, что экономически выгодно, но и то, что хорошо этически и эстетически" (Леопольд, 1980).

По мнению О. Леопольда, экологическая этика очень важна в современном природоохранном движении, так как изменяет роль человека и превращает его из завоевателя-варвара в равноправного члена гармоничного сообщества природы. Леопольд заявляет, что экологические проблемы являются по своей природе философскими и прежде чем их решать, вначале к ним нужно найти философский подход. Хотя он видел, что философы практически не интересуются охраной природы, он осуждал не их, а экологов, которые не привлекали внимание философов к природоохране.

О. Леопольд вслед за Г. Торо одним из первых стал указывать на необходимость охраны не только самой дикой природы, но и ее свободы. Его афоризм "чего стоят сорок свобод без единого белого пятна на карте?" теперь часто цитируют современные экофилософы (цит. по: Nash, 1982).

Интересно, что О. Леопольд взял много от русского философа П.Д. Успенского, заявлявшего, что все в природе обладает своим собственным разумом. Леопольд пришел к выводу, что наша планета не мертва, а жива, и вполне заслуживает уважения со стороны человека не как источник сырья, а как живое создание.

Позже Леопольд стал призывать людей научиться думать как гора и позволять дикой природе развиваться самой по себе не только на этой горе, но и во всем мире. По его мнению, дикую природу нельзя вырастить, как строевой лес, поскольку она нечто большее, чем деревья. Ученый писал, что сбережение дикой природы должно стать актом национального раскаяния со стороны людей, губивших ее ранее.

О. Леопольд был одним из первых в США, кто создал первую "территорию дикой природы" и дал определение этому термину. Он определил дикую природу как участок, сохраненный в натуральном состоянии, где можно охотиться и рыбачить, с большой площадью в две недели перехода и где нет дорог, искусственных сооружений и других творений человека.

К сожалению, самые радикальные его идеи, касающиеся внутренней ценности нечеловеческих форм жизни (и понятые читателями лишь в 1960-х годах), остались не полно сформулированными. Однако главное экофилософ успел сказать: "Я не представляю себе, что этическое отношение к земле может существовать без любви и уважения к ней, без благоговения перед ее ценностью. Я говорю здесь, разумеется, не об экономической ценности, но ценности в философском смысле" (Леопольд, 1980). Под "ценностью в философском смысле" Леопольд, конечно, имел в виду то, что сейчас называется внутренней или присущей ценностью. Ибо нечто, имеющее внутреннюю ценность, ценно не из-за того, что оно может нам дать.

А что сделал Олдо Леопольд для развития природоохранной эстетики? Он первым подчеркнул важность наличия эстетически заметных животных и растений в ландшафте, придающих ему жизненность и порядок. Для него осенний ландшафт в северных американских лесах - это земля, плюс красный клен, плюс воротничковый рябчик. Уберите рябчика, говорил Леопольд, и все вместе будет мертвым. Воротничковый рябчик для него занимал особую "критическую эстетическую нишу". Такие виды О. Леопольд называл "видами - эстетическими индикаторами". Они представляют собой отличительный знак данного ландшафта. "Если их нет, тогда в ландшафте отсутствует ясный свет совершенного здоровья. Подобно неуловимой пуме или лесному волку, их нет необходимости видеть, чтобы они оживили пейзаж. Достаточно просто знать, что они имеются" (цит. по: Callicott, 1983).

В своей "эстетике земли" Леопольд призывал ценить не только сценические пейзажи и красивые виды, но и признавать красоту пренебрегаемых пейзажей и видов флоры и фауны: красоту болота, маленьких неприметных растений.

Леопольд постоянно подчеркивал, что человечество еще не научилось по достоинству ценить эстетическую ценность дикой природы: "Наша способность воспринимать красоту в природе, как и в искусстве, в начале ограничивается красивостью. Мало-помалу, поднимаясь с одной ступени красоты на другую, мы постигаем высшие ценности, для которых в языке еще нет слов. И красота журавлей, по-моему, заключена именно в этих высших качествах, пока недоступных словам" (Леопольд, 1980). Леопольд говорил, что мы не можем любить журавлей и ненавидеть болота. Само болото теперь превращается из "пустоши", богом забытой комариной глухомани в место дивной красоты.

В одной из своих неопубликованных при жизни работ О. Леопольд излагает специальные критерии для эстетической оценки видов дикой природы. Один из них он обозначает как "художественная ценность", которым определяются такие вещи, которые природа и искусство могут иметь в равной степени. Но этот критерий по его мнению - наименее значимый для эстетической оценки видов дикой природы. Более важным является "характер", который мы ощущаем в видах, а не в индивидуальных зверях - находчивость лисы, изящество оленя. Следующий по Леопольду критерий - "ценность редкости" - как природной редкости, так и редкости, созданной человеком. Затем, чем более диким является животное, чем менее терпимо оно к человеку - тем более животное эстетически ценно. И конечно, "родные" виды всегда должны считаться более ценными, чем экзотические (цит. по: Callicott, 1994).

Идя вслед за Леопольдом, можно заключить, что эстетически значимым есть само неожиданное появление животного, даже возможность его появления имеет эстетическую ценность.

Литература

1. Борейко В.Е., 1999. Введение в природоохранную эстетику, изд. второе, дополненное, Киев: Киевский эколого-культурный центр, 128 стр.

2. Борейко В.Е., 1999. Прорыв в экологическую этику, Киев: Киевский эколого-культурный центр, 128 стр.

3. Леопольд Олдо, 1980. Календарь песчаного графства, М.: Мир, 216 стр.

4. Леопольд А., 1992. Альманах "Сэнд Каунти" // Экологическая антология, М.: Голубка, стр. 47-59.

5. Леопольд О., 1997. Развитие этики // Любовь к природе. Материалы международной школы-семинара "Трибуна-6", Киев: Киевский эколого-культурный центр, стр. 128-129.

6. Callicott B., 1983. Leopold's land aesthetic // Journal of soil and water conservational, v. 38, pp. 329-332.

7. Callicott B., 1987. The philosophical value of wildlife // Economic and social values of wildlife, ed. D. Decker, G. Groff, Boulder, CO: Westview Press, pp. 214-221.

8. Callicott B., 1994. The land aesthetic // Environmental ethics, ed. L. Pojman, Boston-London: Jones and Bartlett Publishers, pp. 148-157.

9. Callicott B., 1994. The conceptual foundational of the land ethic // Planet in peril. Essays in environmental ethics, Harcourt Brace Company, Orlando, pp. 149-173.

10. Leopold A., 1979. Some fundamentals of conservation in the southwest // Environmental ethics, v. 1, pp. 131-141.

11. Leopold A., 1990. Means and ends in wildlife management // Environmental ethics, v. 12, pp. 329-332.

12. Meine C., 1988. Aldo Leopold, his life and work, Madison: University of Wisconsin Press.

13. Meine C., 1992. The utility of preservation and the preservation of utility: Leopold's fine line // The wilderness condition, ed. M. Oelschlaeger, Washington, D.C. Covelo, California, pp. 131-171.

14. Nash R., 1982. Wilderness and the american mind, Yale University Press, New Haven and London, pp. 182-200.

15. Nash R., 1988. The rights of nature. A history of environmental ethics, The University of Wisconsin Press, Madison, 290 p.

16. Oelschlaeger M., 1991. The idea of wilderness, Yale University Press, New Haven and London, pp. 205-243.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Философы дикой природы и природоохраны

На сайте allrefs.net читайте: "Философы дикой природы и природоохраны"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Леопольд Олдо

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Философы дикой природы и природоохраны
Предисловие Бернбаум Эдвин Бородин Иван Парфеньевич Броуэр Дэвид Будда Вордсворт Вильям (Уильям) Грищенко Виталий Николаевич Грэбер Линда Забелин Святослав Игоревич

Бернбаум Эдвин
Эдвин Бернбаум - современный американский природоохранник и культуролог, альпинист, знаток религий и мифологий. Преподает в Горном институте США, университете Калифорнии, является членом совета дир

Бородин Иван Парфеньевич
Иван Парфеньевич Бородин (1847-1930) - известный российский ботаник, академик, пионер охраны природы, один из основателей этико-эстетического подхода в заповедном деле и охране дикой природы. Разви

Броуэр Дэвид
Дэвид Броуэр (1912-2000) - один из выдающихся американских деятелей охраны дикой природы, публицист, руководитель Сьерра-Клуба в 1952-1969 годах. При нём эта влиятельная природоохранная организация

Грищенко Виталий Николаевич
Виталий Николаевич Грищенко - современный украинский орнитолог и деятель заповедного дела. Закончил Киевский университет, кандидат биологических наук, заместитель директора по науке Каневского прир

Грэбер Линда
Линда Грэбер - современный американский географ и экофилософ, широко известна на Западе по книге "Дикая природа как священное пространство", выпущенной в 1976 году Ассоциацией американски

Забелин Святослав Игоревич
Святослав Игоревич Забелин - один из современных лидеров природоохранного движения России, сопредседатель Международного Социально-Экологического Союза. Закончил Московский университет, в 1980-х ра

Калликотт Бэярд
Бэярд Калликотт (р. 1941) - один из наиболее известных и плодовитых современных американских экофилософов. Профессор философии и природных ресурсов в Висконсинском университете и университете Север

Карамзин Николай Михайлович
Николай Михайлович Карамзин (1766-1826) - известный российский историк и писатель, почетный член Петербургской Академии Наук, редактор двух литературных журналов. Карамзина можно назвать &

Карлсон Аллен
Аллен Карлсон (р. 1943) - современный канадский экофилософ, один из ведущих в мире специалистов по природоохранной эстетике. Преподает в должности профессора в университете Альберта в Эдмонтоне, чл

Келлерт Стивен
Стивен Келлерт - известный американский экосоциолог и экофилософ. Профессор социальной экологии Школы лесоводства и природоохранных наук Йельского университета. Ведущий специалист в области природо

Кожевников Григорий Александрович
Григорий Александрович Кожевников (1866-1933) - классик российского заповедного дела, пионер охраны природы России, профессор Московского университета, основоположник этического принципа стремления

Конвенц Гуго
Гуго Конвенц (1855-1922) - немецкий пионер охраны природы, профессор. В начале ХХ века его имя было широко известно во всей Европе. Можно без преувеличения заявить, что в то время он являлся самым

Ла Шапель Долорес
Долорес Ла Шапель - известная современная американская экофеминистка, экотеолог, глубинный эколог, автор популярных книг "Мудрость Земли" (1978) и "Священная земля, священный пол&quo

Маршалл Роберт
Роберт Маршалл (1901-1939) - известный американский природоохранник, один из основателей Общества дикой природы. Родился в Нью-Йорке, в семье преуспевающего адвоката и филантропа. Закончил Гарвард,

Мухаммед
Пророк Мухаммед (Магомед) (570-632) - мифологизированный образ основателя мировой религии - ислама и мусульманского государства. Согласно мусульманской мифологии Мухаммед был смертным, неученым чел

Мюир Джон
Родился Джон Мюир (1838-1914) в Шотландии. В 1849 году он эмигрировал вместе со своей семьей в Соединенные Штаты, позднее поступил на курсы по химии, геологии и ботанике в университет в Висконсине.

Нейс Арне
Арне Нейс - видный современный норвежский экофилософ. Родился в Осло в 1912 году в богатой семье. Как философ изучал труды Спинозы и Ганди. В 27 лет стал самым молодым профессором Норвегии. Почетны

Никольский Александр Александрович
Александр Александрович Никольский - современный российский деятель заповедного дела, доктор биологических наук, профессор Российского университета Дружбы Народов, член Всемирной комиссии по охраня

Нэш Родерик
Родерик Нэш - один из наиболее известных современных американских историков природоохраны. Является профессором истории охраны природы в университете Калифорнии в Санта-Барбаре, автор десяти книг.

Нэш Родерик
Родерик Нэш - один из наиболее известных современных американских историков природоохраны. Является профессором истории охраны природы в университете Калифорнии в Санта-Барбаре, автор десяти книг.

Нэш Родерик
Родерик Нэш - один из наиболее известных современных американских историков природоохраны. Является профессором истории охраны природы в университете Калифорнии в Санта-Барбаре, автор десяти книг.

Нэш Родерик
Родерик Нэш - один из наиболее известных современных американских историков природоохраны. Является профессором истории охраны природы в университете Калифорнии в Санта-Барбаре, автор десяти книг.

Оелшлегер Макс
Макс Оелшлегер - известный современный американский экофилософ, автор и составитель популярных книг "Идея дикой природы" (1991) и "Состояние дикой природы; эссе по экологии и цивилиз

Павликовский Ян
Ян Павликовский (1860-1939) - идеолог польской природоохраны, доктор экономики и права, публицист и общественный деятель. Родился в Галиции, в Медыче под Перемышлем. Преподавал в Земледельческой Ак

Рескин Джон
Джон Рескин (1819-1900) - выдающийся английский философ и культуролог XIX века. Закончил Оксфорд. Преподавал в Кембридже и Оксфорде. Один из первых поднял вопрос об охране красоты участков дикой пр

Риган Том
Том Риган (р. 1938) - известный современный американский экофилософ. Профессор философии, преподает в Северо-Каролинском университете США. Выдающийся защитник прав зверей, плодовитый писатель и изд

Ролстон Холмс III
Холмс Ролстон III (р. 1932) - является одним из наиболее известных американских экофилософов. Он состоит в редакционной коллегии двух наиболее влиятельных экофилософских журналов: американского &qu

Сепанмаа Ирйо
Ирйо Сепанмаа - современный финский экофилософ, преподает в университете города Хельсинки, член редколлегии журнала "Экологическая этика" ("Environmental ethics"), организатор н

Сид Джон
Джон Сид - современный австралийский природоохранник и экотеолог, директор Информационного центра по тропическим лесам в Новом Южном Уэльсе, Австралия, главный редактор журнала "Сообщения по т

Сингер Питер
Питер Сингер (р. 1946) - известный современный австралийский экофилософ. Закончил Оксфорд, где потом читал лекции по философии с 1971 по 1973 год. Сейчас профессор философии, директор Центра Челове

Снайдер Гарри
Гарри Снайдер (род. 1930 год) - известный современный американский экофилософ, писатель, поэт. Преподает в университете Калифорнии. Член редколлегии журнала "Экологическая этика" ("E

Cтегнер Уоллес
Уоллес Стегнер (1909-1993) - известный американский писатель, автор 13 романов, ученый-гуманитарий. Родился в штате Айова, где, закончив местный университет, стал в нем профессором английского язык

Стоун Кристофер
Кристофер Стоун - современный американский юрист и экофилософ. В настоящее время преподает в должности профессора юридической философии в университете Южной Калифорнии, является членом редколлегии

Тейлор Пол
Пол Тейлор - известный современный американский экофилософ, профессор философии в Бруклинском колледже, Городском университете в Нью-Йорке и автор нескольких книг по экологической этике, включая &q

Тернер Джек
Джек Тернер (род. 1943)- современный американский экофилософ, поборник защиты дикой природы. Около 25 лет назад Тернер, будучи профессором философии Корнельского университета, оставил преподаватель

Торо Генри
Генри Торо (1817-1862) - выдающийся идеолог охраны природы, американский философ-трансценденталист. Закончил Гарвард. Его влияние на развитие идеи охраны природы, особенно в США и Канаде, огромно.

Формэн Дейв
Дейв Формэн (р. 1946) - современный американский природоохранник, идеолог радикального движения в защиту дикой природы "Прежде Земля!", организованного им в 1983 году. Редактор журнала &q

Святой Франциск Ассизский
Святой Франциск Ассизский (1182-1226) родился в богатой семье в небольшом городишке Ассизи в Италии. Он являлся основателем Францисканского ордена монахов римско-католической церкви. Канонизирован

Харгроув Юджин
Юджин Харгроув - известный современный американский экофилософ, один из "отцов" экологической этики. Преподает экофилософию в университете Северного Техаса. В 1974 году он практически в о

Швейцер Альберт
Альберт Швейцер (1875-1965) - немецко-французский мыслитель, лауреат Нобелевской премии (1952), создатель этики благоговения перед жизнью. Этот знаменитый врач, организовавший в 1913 году госпиталь

Штильмарк Феликс Робертович
Феликс Робертович Штильмарк - современный российский деятель природоохраны и признанный историограф заповедного дела. Родился в семье писателя, закончил Московский пушно-меховой институт. Научный с

Щербина Николай Федорович
Николай Федорович Щербина (1821-1869) - малоизвестный русский поэт, экофилософ. Родился 2 декабря 1821 года в небольшой дворянской семье под Таганрогом. После окончания таганрогской гимназии жил в

Эбби Эдвард
Эдвард Эбби (1927-1989) - известный американский писатель (автор 21 книги), видный философ, идеолог и практик радикальной природоохраны. Родился в штате Пенсильвания. В 1950-х годах учился в универ

Эмерсон Ралф
Ралф Эмерсон (1803-1882) - известный американский философ-трансценденталист. Оказал огромное влияние на развитие идеи дикой природы, природоохранной философии, учитель таких выдающихся идеологов ам

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги