рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

К МЕТОДОЛОГИИ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

К МЕТОДОЛОГИИ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК - раздел Философия, ТЕМА 4 ИСКУССТВО И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ Исходным Материалом Для Этих Заметок Послужил Небольшой Текст, Набросанный Ав...

Исходным материалом для этих заметок послужил небольшой текст, набросанный автором в конце 30-х или начале 40-х гг. и назван­ный им «К философским основам гуманитарных наук». Отправляясь от этого текста, автор составил в начале 1974 г. настоящие заметки; это была последняя написанная М. Бахтиным работа. Специально подготовленная В. В. Кожиновым для публикации редакция заметок была одобрена автором, но напечатана (под заглавием «К методологии литературоведения») уже после его кончины (см.: Контекст-1974. М., 1975, с. 203—212). Полный состав заметок в их авторской композиции публикуется впервые.

Приводим с некоторыми сокращениями текст «К философским основам гуманитарных наук»: «Познание вещи и познание личности. Их необходимо охарактеризовать как пределы: чистая мертвая вещь, имеющая только внешность, существующая только для другого и могущая быть раскрытой вся сплошь и до конца односторонним актом этого другого (познающего). Такая вещь, лишенная собственного неотчуждаемого и непотребляемого нутра, может быть только пред­метом практической заинтересованности. Второй предел — <...> диалог, вопрошание, молитва. Здесь необходимо свободное самооткро­вение личности. Здесь есть внутреннее ядро, которое нельзя поглотить, потребить, где сохраняется всегда дистанция, в отношении которого возможно только чистое бескорыстие; открываясь для другого, оно всегда остается и для себя. Вопрос задается здесь познающим не себе самому и не третьему в присутствии мертвой вещи, а самому познаваемому. Критерий здесь не точность познания, а глубина про­никновения. Познание здесь направлено на индивидуальное. Это об­ласть открытий, откровений, узнаний, сообщений. Здесь важна и тайна и ложь (а не ошибка). Здесь важна нескромность и оскорбление. Мертвая вещь в пределе не существует, это абстрактный элемент (условный); всякое целое (природа и все ее явления, отнесенные к целому) в какой-то мере личностно.

Сложность двустороннего акта познания-проникновения. Актив­ность познающего и активность открывающегося (диалогичность).

Умение познать и умение выразить себя. Мы имеем здесь дело с вы­ражением и познанием (пониманием) выражения. Сложная диалек­тика внешнего и внутреннего. Личность имеет не только среду и окру­жение, но и собственный кругозор. Взаимодействие кругозора позна­ющего с кругозором познаваемого. Элементы выражения (тело не как мертвая вещь, лицо, глаза и т. п.), в них скрещиваются и соче­таются два сознания (я и другого); здесь я существую для другого и с помощью другого. История конкретного самосознания и роль в ней другого (любящего). Отражение себя в другом. Смерть для себя и смерть для другого. Память.

Конкретные проблемы литературоведения и искусствоведения, связанные с взаимоотношением окружения и кругозора, я и другого; проблема зон; театральное выражение. Проникновение в другого (слияние с ним) и сохранение дистанции (своего места), обеспечи­вающее избыток познания. Выражение личности и выражение коллек­тивов, народов, эпох, самой истории с их кругозорами и окружением. Дело не в индивидуальной сознательности выражения и понимания. Самооткровение и формы его выражения народов, истории, природы.

Предмет гуманитарных наук — выразительное и говорящее бытие. Это бытие никогда не совпадает с самим собою и потому неисчерпа­емо в своем смысле и значении. Маска, рампа, сцена, идеальное пространство и т. п. как разные формы выражения представительственности бытия (а не единичности и вещности) и бескорыстия отно­шения к нему. Точность, ее значение и границы. Точность предпо­лагает совпадение вещи с самой собой. Точность нужна для практи­ческого овладения. Самораскрывающееся бытие не может быть вынуж­дено и связано. Оно свободно и потому не предоставляет никаких гарантий. Поэтому здесь познание ничего не может нам подарить и гарантировать, например, бессмертия как точно установленного факта, имеющего практическое значение для нашей жизни. «Верь тому, что сердце скажет, нет залогов от небес». Бытие целого, бытие чело­веческой души, раскрывающееся свободно для нашего акта познания, не может быть связано этим актом ни в одном существенном моменте. Нельзя переносить на них категории вещного познания (грех мета­физики). <...> Становление бытия — свободное становление. Этой свободе можно приобщиться, но связать ее актом познания (вещного) нельзя. Конкретные проблемы различных литературных форм: авто­биографии, памятника (самоотражение в сознании врагов и в созна­нии потомков) и проч. <...>

Философские и этические различия между внутренним самосозер­цанием (я-для-себя) и созерцанием себя в зеркале (я-для-другого, с точки зрения другого). Можно ли созерцать и понимать свою на­ружность с чистой точки зрения я-для-себя?

Нельзя изменить фактическую вещную сторону прошлого, но смысловая, выразительная, говорящая сторона может быть изменена, ибо она незавершима и не совпадает сама с собой (она свободна). Роль памяти в этом вечном преображении прошлого. Познание-по­нимание прошлого в его незавершимости (в его несовпадении с самим собою). Момент бесстрашия в познании. Страх и устрашение в вы­ражении (серьезность), в самораскрытии, в откровении, в слове. Корреспондирующий момент смирения познающего; благоговение. <...>

Выражение как осмысленная материя или материализованный смысл, элемент свободы, пронизавший необходимость. Внешняя и внутренняя плоть для милования. Различные пласты души в разной степени поддаются овнешнению. Неовнешняемое художественно ядро души (я-для-себя). Встречная активность познаваемого предмета.

Философия выражения. Выражение как поле встречи двух со­знаний. <...>

Оболочка души лишена самоценности и отдана на милость и милование другого. Несказанное ядро души может быть отражено только в зеркале абсолютного сочувствия».

 

1 Из стихотворения Б. Пастернака «Август».

2 Аверинцев С. С. Символ.— КЛЭ, т. 7. М., 1972, стб. 827.

3 Тема «далеких контекстов» была среди замыслов Бахтина в последние годы жизни.

4 КЛЭ, т. 7, стб. 828.

5 См. примеч. 15 к публикации «Из записей 1970—1971 годов».

6 См. примеч. 10 к публикации «Из записей 1970—1971 годов».

7 Об идее «истории искусства без имен» в западноевропейском искусствознании конца XIX — начала XX в. (в том его направлении, которое охарактеризовано Бахтиным в работе об авторе и герое как «импрессивная эстетика») см.: Медведев П., Н. Формальный метод в литературоведении, с. 71—73.

8 Ремизов А. Подстриженными глазами. Книга узлов и закрут памяти. Париж, 1951. Главы из этой книги вошли в советское издание: Ремизов А. М. Избранное. М., 1978. О роли рисунков см. в главах «Краски», «Натура», «Слепец» (с. 435—445, 451—456 последнего издания).

9 См. анализ этих форм в ранней работе об авторе и герое (глава «Смысловое целое героя»).

10 Ср. мысли о Шекспире, высказанные автором в написанной весной 1970 г. внутренней рецензии на рукопись книги Л. Е. Пин­ского «Шекспир» (М., 1971): «Л. Е. Пинский прекрасно раскрывает всемирность (в смысле символического охвата действием всего мира) и, так сказать, всевременность (в смысле охвата всего времени чело­веческого рода) трагедий Шекспира (особенно ярко при анализе «Короля Лира»). Сцена шекспировского театра — весь мир (Theatrum Mundi). Это придает ту особую значительность, часто величествен­ность каждому образу, каждому действию, каждому слову в трагедиях Шекспира, которые никогда уже более не возвращались в европей­скую драму (после Шекспира все измельчало в драме). С этим свя­зана и особая космичность (и микрокосмичность) образов Шекспира. Космические тела и силы — солнце, звезды, воды, ветры, огонь — или прямо участвуют в действии, или постоянно фигурируют, притом именно в своем космическом значении, в речах действующих лиц. Если мы рассмотрим эти же явления в драмах нового времени, в особенности XIX века (кроме Вагнера), то легко убедимся, что из космических тел и сил они превратились в элементы пейзажа (с лег­ким символическим оттенком). Это превращение космического в пей­зажное совершалось на протяжении XVII и XVIII веков (космический аспект этих явлений почти полностью отошел к научному мышлению).

Эта особенность Шекспира (она только в очень ослабленной форме есть у испанцев) является прямым наследием средневекового театра и народно-зрелищных форм. Живое ощущение сцены как мира, определенная ценностно-космическая окраска верха и низа — все это унаследовано шекспировским театром у средневековья, даже рудименты внешнего устройства сцены (например, балкон на задней части сцены — бывшее небо). Но главное — восприятие (точнее, живое ощущение, не сопровождавшееся отчетливым осознанием) всего театрального действия как некоего по-особому символического обряда. Общеизвестно, даже стало трюизмом, что античная трагедия и сред­невековые театральные действа произошли и развились из древних религиозных обрядов. Это происхождение их довольно хорошо изучено и освещено в специальных трудах. Но их дальнейшее развитие и превращение в светскую драму далеко не так ясно. Но важно в этом развитии следующее: отпадение религиозного осмысления и религи­озного догматизма сделало возможным свободное художественное творчество в драме, но обрядовость как совокупность определенных формальных особенностей сохранилась и на светском этапе развития. Эти черты обрядовости — всемирность, всевременность, символизм особого рода, космичность — получили художественно-жанровое зна­чение. На этом этапе развития обряда в жанр дошла до нас древне­греческая трагедия. На этом же этапе создавались и трагедии Шекспира».

11 Ср. аналогичные мысли в ранней работе автора: «Нет ничего пагубнее для эстетики, как игнорирование самостоятельной роли слу­шателя. Существует мнение, очень распространенное, что слушателя должно рассматривать как равного автору за вычетом техники, что позиция компетентного слушателя должна быть простым воспроиз­ведением позиции автора. На самом деле это не так. Скорее, можно выставить обратное положение: слушатель никогда не равен автору. У него свое, незаместимое место в событии художественного творчества; он должен занимать особую, притом двустороннюю позицию в нем: по отношению к автору и по отношению к герою,— и эта позиция определяет стиль высказывания» (Волошинов В. Н. Слово в жизни и слово в поэзии.— «Звезда», 1926, № 6, с. 263).

12 См.: Аверинцев С. С. Символ,— КЛЭ, т. 7, стб. 827.

13 Платон. Федр. В переводе А. Н. Егунова: «Извини меня, добрый друг, я ведь любознателен, а местности и деревья ничему не хотят меня научить, не то что люди в городе» (Платон. Соч. в 4-х т., т. 2. М., 1970, с. 163).

14 Блок М. Апология истории, или ремесло историка. М.. 1973.

15 Гумбольдт В. О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человеческого рода.— В кн.: Звегинцев В. А. История языкознания XIX—XX веков в очерках и извлече­ниях, Ч. I. М., 1964, с. 85—87.

16 Кожинов В. Не соперничество, а сотворчество.— «Лит. газ.», 1973, 31 окт.

17 «Проблема содержания, материала и формы в словесном худо­жественном творчестве» (см.: Бахтин М. Вопросы литературы и эс­тетики, с. 6—71).

18 См. примеч. 1 к публикации «Из записей 1970 1971 годов».

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ТЕМА 4 ИСКУССТВО И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

На сайте allrefs.net читайте: "ТЕМА 4 ИСКУССТВО И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: К МЕТОДОЛОГИИ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

АВТОР И ГЕРОЙ В ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Публикуемая работа сохранилась в архиве М. Бахтина не полно­стью: отсутствует начало работы (сохранилась лишь часть первой главы), неизвестно авторское заглавие работы (в настоящем издании она оза­

РОМАН ВОСПИТАНИЯ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В ИСТОРИИ РЕАЛИЗМА
К 1936 — 1938 гг. относится работа Бахтина над книгой «Роман вос­питания и его значение в истории реализма». Книга была написана и сда­на в издательство, но до начала войны не успела выйти; в после

ПРОБЛЕМА РЕЧЕВЫХ ЖАНРОВ
Работа написана в 1952—1953 гг. в Саранске; фрагменты опублико­ваны в журнале «Литературная учеба» (1978, № 1, с. 200—219). Явление речевых жанров было исследовано Бахтиным еще в работах в

ОПЫТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА
Заметки 1959—1961 гг.; впервые опубликованы под заглавием «Проблема текста» в «Вопросах литературы» (1976, № 10; публикация В. В. Кожинова). «Проблема текста...» — характерные в особенност

К ПЕРЕРАБОТКЕ КНИГИ О ДОСТОЕВСКОМ
Основательной доработкой своей книги 1929 г. о Достоевском для нового издания (Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1963) Бахтин занимался во второй половине 1961-го — первой поло­ви

ИЗ ЗАПИСЕЙ 1970—1971 ГОДОВ
Извлечения из записей, которые вел автор, живя с мая 1970-го до декабря 1971 г. в подмосковном городе Климовске. Некоторые записи — заготовки к задуманным работам (о чужом слове как предме­те гуман

ВЯЧЕСЛАВ ИВАНОВ
В 20-е гг. Бахтин много выступал с публичными лекциями на лите­ратурные и философские темы в различных аудиториях Витебска и Ленинграда, а также читал разнообразные циклы лекций по истории философи

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги