рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Часть III. Право, культура, цивилизация. Человек в системе традиционного права

Часть III. Право, культура, цивилизация. Человек в системе традиционного права - раздел Философия, Антропология права В Любой Правовой Системе (А История Права Насчитывает Более 40 Тыс. Разновидн...

В любой правовой системе (а история права насчитывает более 40 тыс. разновидностей правовых систем, из них около 4 тыс. — современных) есть переменные и постоянные состав­ляющие. Сопоставительное изучение типов правовых систем, их составляющих (отраслей, институтов, норм) является пред­метом сравнительного правоведения, которое давно уже вы­делило несколько основных правовых семей, каждая из кото­рых включает множество национальных и региональных пра­вовых систем1. За основу такой классификации (не абсолютно бесспорной, но все же операционной) взяты исторические типы права, сложившиеся в недрах мировых и локальных цивилизаций, определившие основные параметры права того или иного народа, государства либо целого региона или кон­тинента. Легко предположить, что каждая правовая семья утверждает собственный правовой статус человека.

В предыдущей теме мы прервали анализ правового бы­тия "человека государственного" утверждением о том, что существуют две основные модели правовой регламентации: государственная, основанная на позитивном праве (законе) и религиозно-этическая, именуемая также традиционной, ко­торая зиждется на освященной традициями ритуально-эти­ческой основе. Нетрудно догадаться, что именно изучение второй модели составляет "изюминку" юридической антропо­логии и дает возможность изучить правовое бытие человека в системе нормативных координат, имеющей иное измерение, чем то, которое зависит от воли законодателя.

Легко предвидеть возражение некоего прагматика-скеп­тика: а зачем современному юристу весь этот "экзотизм"?


Конечно, можно ограничить свой профессиональный круго­зор небольшой библиотечкой кодексов по специальности, уметь применять их — все остальное от лукавого. Позволим себе по этому поводу привести педагогическую тираду Р. Да­вида, коль скоро его замечательная книга оказалась как все­гда под рукой: "В 1948 году немецкий юрист [И. Киршманн] писал: "Три слова законодателя — и целые библиотеки ста­новятся макулатурой". Но это не более чем каламбур. Разу­меется, нормы права изменяются, и юрист-практик не мо­жет относиться с доверием к книгам с устарелыми данными. Однако преподавание права возможно именно потому, что оно есть нечто иное, чем изменяющиеся нормы. Смысл под­готовки юриста не в том, чтобы он выучил наизусть и в дета­лях действующие сегодня нормы. Вряд ли это понадобится ему через десять лет в профессиональной деятельности, для которой большая часть этих норм будет не нужна. Но ему важно понимать структурную взаимосвязь норм и их согла­сования друг с другом. Нормы права могут меняться от рос­черка пера законодателя. Но в них и немало таких элемен­тов, которые не могут быть произвольно изменены, поскольку они теснейшим образом связаны с нашей цивилизацией и нашим образом мыслей. Законодатель не может действовать на эти элементы точно так же, как на наш язык или нашу манеру размышлять"1. Так вот, нам кажется, что даже крат­кий анализ традиционных правовых систем и статуса инди­вида в них — лучшая тренировка ума и воображения любого юриста на предмет осознания цивилизационной многовари­антности правовых способов решения одних и тех же про­блем человеческого существования, не говоря уже о несом­ненной познавательной ценности такого анализа.

В своем анализе традиционого права мы будем исходить прежде всего из тезиса о том, что право есть составная часть цивилизации как "культурно-исторического типа раз­вития", пользуясь терминологией Н. Я. Данилевского, кото­рый впервые (в 1868 г.) ввел это общесоциологическое опре-


 


1 О классификации основных правовых систем современности см., в част­ности: Саидов А. X. Сравнительное правоведение. М., 2000. С. 114—129.


1 Давид Р., Жоффре-Спииози К. Основные правовые системы совре­менности. М., 1997. С. 19—20.


Часть III. Право, культура, цивилизация

деление цивилизации, придав ему иное значение, чем вуль­гарное противопоставление трех стадий развития человече­ства (дикость—варварство—цивилизация)1. Он, кстати, вы­делял 10—12 исторических типов "самобытных цивилизаций" от египетской до романо-германской — подход, заимство­ванный затем О. Шпенглером ("Закат Европы"), А. Тойнби ("Постижение истории"), которые и считаются, как это ча­сто бывает, родоначальниками теории цивилизаций (извеч­ная проблема первенства: кто первым изобрел радио, какая точка Европы самая высокая и т. п.). При всем разнообразии определений понятия цивилизации и выявления особеннос­тей развития ее исторических типов2 отметим одно ее опре­деление, на которое ссылается И. Б. Орлова, а именно опре­деление В. В. Радаева и А. В. Бузгалина, которые определяют цивилизацию как "состояние общества, выделенное в отли­чие от формации не по производственно-экономическим фак­торам, а по всей совокупности элементов материальной и ду­ховной культуры, с акцентом не на общественном богатстве, а на развитии человека"3. И. Б. Орлова приводит еще одно определение цивилизации, данное академиком Н. Н. Моисее­вым в замечательной книге, венчавшей его творческий путь в науке, определение, достойное пера Ж.-Ж. Руссо: цивилиза­ция — это "вся совокупность форм существования человека на Земле, вся совокупность особенностей его активной дея­тельности, его духовного мира, его взаимоотношений с При­родой, с другими людьми", это и "определенная человечес­кая общность, которую можно отождествить с народом, племенем или самостоятельной, более или менее изолиро­ванной группой людей"4. Такие антропологически ориен­тированные определения цивилизации, отвергающие пря-

1 См.: Данилевский Н. Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и поли­
тические отношения славянского мира к романо-германскому. 1-е изд.
Гл. V. "Культурно-исторические типы и некоторые законы их движения
и развития". СПб., 1868 (б-е изд., СПб., 1995).

2 См.: Орлова И. Б. Евразийская цивилизация. М., 1998. С. 21—45.

3 Укажем на первоисточник: Экономика переходного периода / Под
ред. В. В. Радаева и А. В. Бузгалина. М., 1995. С. 26.

1 Моисеев Н. Н. Цивилизация на переломе: Пути России. М., 1996. С. 96.


 

Часть III. Право, культура, цивилизация

мую ассимиляцию цивилизации с уровнем достигнутого материального богатства и житейских благ1, мы и возьмем за основу нашего анализа "цивилизационной составляющей" правового бытия человека, столь наглядно проявляющейся именно в традиционных правовых системах.

Повторим еще раз: для правовых культур, формирую­щих традиционные правовые системы, определяющее зна­чение имеют религиозно-этические нормы. Не меньшее зна­чение имеют и ценностные установки соответствующей куль­туры — на эту закономерность указывает, в частности, В. С. Нерсесянц2.

Несколько слов о религии как факторе правосознания. В последнее время признание в целом позитивного воздей­ствия религии на правовую культуру утверждается и в оте­чественной правовой науке. Так, Е. А. Лукашева отмечает, что "соотношение права и религии имеет глубокие истори­ческие корни", и продолжает: "Оно различно в различных цивилизациях, различных мировых религиях, различных регионах мира. Соотношение религии и права устойчиво и неизменно в традиционных правовых системах. Оно доста­точно подвижно и динамично в европейских странах хрис­тианской религии. По мере исторического развития этих стран право и религия как социальные регуляторы все более обо­собляются друг от друга. Но они при нормальном течении общественных процессов не противостоят друг другу, а в определенных ситуациях осуществляют взаимоподдержку. И это понятно, так как в этих системах социальной регуля­ции выражаются целесообразные формы человеческого об­щения и поведения. Разрушение религиозных основ, где бы оно ни происходило, никогда не приносило пользы праву и правовому порядку, так как в конечном счете право и рели­гия призваны закреплять и утверждать нравственные цен-

1 В резкой форме неприятие "мещанского" идеала цивилизации выра­зил М. Волошин, писавший, что для этого идеала "культура — увели­чение числа потребностей" и что сам идеал — это "благополучие и сытость" (Путями Каина. VIII. Машина).

- См.: Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства. М., 2000. С. 272— 277 ("Правовая культура").



Часть III. Право, культура, цивилизация


Часть III. Право, культура, цивилизация



 


ности, и в этом заложены корни их взаимодействия"1. Эле­ментарная объективность подсказывает: даже будучи убеж­денным атеистом, нельзя не признать, что именно религия является мощным цементирующим элементом традиционных правовых систем, хотя ее воздействие на правовые нормы не абсолютно. Пример индусского права и конфуцианства гово­рит о преобладании в поведении человека не столько религи­озных, сколько философско-этических установок, а также тра­диций и ритуала. Именно они определяют модель правосозна­ния человека2 традиционного общества, а также его правовой статус, понимаемый как система прав и обязанностей человека. Напротив, в мусульманском и иудейском праве основные па­раметры правового регулирования заданы религией.

Морально-этические установки "идеального человека"3 традиционного общества обусловлены религиозным (как ва­риант — мифологическим) сознанием и служат основной опо­рой правопослушного поведения. Именно на этой основе за­рождается этика как учение о моральных ценностях и мораль­ных нормах — проблема, о которую споткнулось общество "развитого социализма" с его мертворожденным "моральным кодексом строителя коммунизма" и о которую спотыкается современное постиндустриальное общество. Ни в коей мере не идеализируя человека традиционного общества, выска­жем все же предположение, что в его морально-этическом облике очевидна определенная целостность, а самой тради­ционной цивилизации присуща внутренняя стабильность, обеспечиваемая и средствами права.

Долгое время считалось, что цивилизационная эволюция человечества определялась нарастанием степени сложности

1 Лукашева Е. В. Право и религия // Проблемы общей теории права и
государства / Под ред. В. С. Нерсесянца. М., 1999. С. 215—216. Рекомен­
дуем также: Берман Г. Дж. Вера и закон: примирение права и религии.
М., 1999. В методологическом плане особый интерес представляет в
этой работе "Антропологическое введение".

2 Мы разделяем определение правосознания, даваемое Н. С. Соколовой:
"Правосознание — это совокупность представлений, взглядов, убежде­
ний, оценок, настроений и чувств людей к праву и государственно-пра­
вовым явлениям"
// Проблемы общей теории права и государства. С. 384.

3 См.: Вейнберг И. П. Человек в культуре древнего Ближнего Востока.
Гл. VIII. "Проблема "идеального" человека в культуре древнего Ближ­
него Востока". М., 1986.


форм бытия, поэтому по традиции, идущей от Гегеля, выс­шей степенью развития "абсолютного духа" во всех областях духовной и материальной культуры являлось развитие ее ев­ропейских (к тому же именно западноевропейских) форм. При этом игнорировалось, что, во-первых, так называемая миро­вая (читай — европейская) цивилизация — это не более чем тончайший слой на толще локальных цивилизаций и культур, во-вторых, культурная эволюция чаще всего шла не по одно­линейному пути совершенствования простых форм и их изме­нения в сторону более сложного состояния, что нередко при­водило к стагнации, регрессу, упадку великих цивилизаций1.

Применительно к праву и правовому измерению человечес­кого бытия с высоты накопленных наукой и практикой знаний можно говорить о нескольких великих современных цивилиза­циях, определявших и продолжающих определять развитие "пра­вовых семей", таких, как европейская, китайско-дальневосточ­ная, мусульманская, индо-буддийская, африканская, не говоря уже о великих цивилизациях прошлого (вавилонско-шумерс-кой, египетской, доколумбовой американской, евразийской ко­чевой...). Для каждой из них характерны свои ценностные уста­новки, усвоенные через традиции, определяющие типы право­вых культур и правового сознания, а также предполагающие различные уровни самоопределения личности.

Ниже мы постараемся показать, как каждая из великих цивилизаций строит собственную парадигму "человека юри­дического". А пока сделаем еще одно, с нашей точки зрения, методологически важное замечание. Обычно принято проти­вопоставлять цивилизации и право Востока и Запада (знаме­нитая затертая формула Р. Киплинга о том, что Восток есть Восток, Запад есть Запад и вместе им не сойтись). Отвергая "европоцентризм" как полурасистское видение мира2, мы,

1 См. на эту тему: Илюгиечкин В. П. Теория стадийного развития общества. М., 1997; Классен X. Дж. М. Проблемы, парадоксы и перспективы эволюци­онизма // Альтернативные пути к цивилизации. М., 2000. С. 6—23.

"Умозрительный расизм" -— элегантная формулировка Ванды Капел-лер в ее блестящем вступительном очерке к книге "Введение в неза­падные правовые культуры" (см.: Capeller W. Droits infligcs // Une introduction aux cultures juridiques non occidentales. Autour de Masaji Chiba. Bruxelles, 1998. P. 15).



Часть III. Право, культура, цивилизация


Глава 5. Индусское право и конфуцианство



 


 


тем не менее, считаем более плодотворным подход к осмыс­лению исторического процесса и места в нем человека, обосно­ванный известным украинским исследователем Ю. В. Павлен­ко, на работы которого мы неоднократно ссылались. В своей недавней работе "Происхождение цивилизации: альтернатив­ные пути" он предлагает применять принцип многолинейности исторического процесса как к Востоку, так и к Западу. Для антрополога-юриста важно его замечание о том, что нельзя игнорировать роль "духовных, прежде всего морально-регу­лятивных ценностей, базирующихся на определенных миро­воззренческих конструкциях, носящих в огромном большин­стве случаев религиозный характер"1. Так, религии индийс­ких корней (индуизм и буддизм), признавая перевоплощение душ и отрицая идею Бога как личности и творца зримого мира, дают установку на отход от активной предметной деятельнос­ти, ориентируют на созерцание и достижение морально-эти­ческого абсолюта (дао, дхарма). Так называемые "авраамитс-кие" религии — иудаизм, христианство и ислам, напротив, индивидуализируют жизнь, дают установку на активное от­ношение к внешнему миру и в своих правовых системах уде­ляют важнейшее место статусу личности. В свете такого подхода противопоставление восточного и западного типов развития обществ выступает уже не таким бесспорным. Итак, начнем с индуизма и конфуцианства.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Антропология права

Институт государства и права РАН Академический правовой университет... А И Ковлер... Антропология права...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Часть III. Право, культура, цивилизация. Человек в системе традиционного права

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Сведения об авторе
Ковлер Анатолий Иванович,доктор юридических наук, профес­сор, заслуженный юрист РФ, до 1999 г. руководитель Центра сравнитель­ного правоведения Института государства и права РАН и

От автора
Книга, которую держит в руках уважаемый Читатель, — выполнение обещания, данного мною студентам Академичес­кого правового университета при Институте государства и права РАН, которым в течение неско

Перепроизводство права или его недостаток?
Чем больше будут издавать законов и распоряжений, тем больше будет в стране воров и разбойников. Лао-цзы, VI в. до н. э. Вынесенное в эпиграф изречение древнекитайского муд

Предмет антропологии права
Проблемы, поставленные выше (возможно, в намеренно заостренной форме), подводят нас к осознанию необходимости развивать в рамках общей юриспруденции особую отрасль, об­ращенную непосредственно к че

Методологические основы антропологии права
На неизбежное различие методологий юридической эт­нологии и юридической антропологии указывает Н. Рулан1. Он справедливо исходит из объективной ситуации: этнолог по необходимости чаще вс

Quot;Отцы-основатели" юридической антропологии
Подходя к истокам антропологической традиции в юрис­пруденции, испытываешь искушение дойти до ее самых глу­бинных корней. Хочется начать, скажем, с эллинистической естественно-правовой идеи либо с

XX века и его последств!^* -я
Довоенные годы прошли под знаком по«:в орота обществен­ных наук к человеку, когда основным воп jidосом философии, социологии, других наук стало: что есть ч еловек? Прогресс техники

Юридическая антропология в России
Следовало бы выделить этот сюжет в отдельную тему, но автор принципиально не желает этого делать, поскольку считает, что юридическая антропология в России, как и в случае с социологией, кибернетико

Quot;первичного") права
Нередко студенты, ориентированные в своем большин­стве на извлечение из лекционного и курсового материала непосредственной практической пользы, с недоумением (а не­которые и с раздражением) спрашив

Табу как прототип правового запрета
Уже на стадии становления человеческого общества важ­нейшим фактором биологической эволюции человека высту­пает групповой отбор. В современной антропологии все чаще находит обоснование идея о том,

Общинная модель публичной власти и место человека в ней
В словах К. Маркса о привязанности первобытного че-. ловека к своей общине подобно привязанности пчелы к улью нет большого преувеличения: действительно, условием вы­живания человека была его полная

Возрастные группы, мужские (женские) союзы, тайные общества: зарождение личного статуса
Выше уже отмечалось, что обособление групповых и лич­ных интересов подрывало традиционные структуры общинно-племенного самоуправления. Начавшийся процесс выделения публичной власти, ее кристаллизац

Вождества: конфликт личного и коллективного интересов
Период разложения общинно-родового строя, обычно опре­деляемый (с разными нюансами) как период вождеств, -- это период свертывания традиций родовой и общинной демократии или сведения их к малознача

Quot;Право государства" и человек
Даже не восходя на высокие ступени научной абстрак­ции, оставляя эту привилегию специалистам по философии права, со студентами мы часто задаемся вопросом: а како-  

Homo juridicus индусской общины
При определениях индусского права необходимо прово­дить различие между правом Индии, независимого государ­ства, образованного в 1947 г. на значительной части бывшей 1 Павленк

Мир "ли" и "фа" китайца
1 Кочетов А. Н. Буддизм. М., 1968. С. 169. Сравним с: Категории буддий­ ской культуры. Раздел "Человеческая деятельность в пространстве буд­ дийской культуры&q

Преамбула
Считая, что вековое стремление людей к более справед­ливому мировому порядку, когда народы могли бы жить, раз­виваться и процветать в атмосфере, где нет страха, угне­тения, эксплуатации и лишени

Статья 17
Так как собственность есть право неприкосновенное и свя­щенное, никто не может быть лишен ее иначе, как в случае установленной законом явной общественной необходимости и при условии справедливог

Правовая традиция России: где человек?
Уже наиболее ранние письменные источники русского права — тексты договоров Руси с Византией 911, 944, 971 гг. содержат ссылки на некий "закон русский". Что подразуме­валось под этим загад

Личность в социалистическом праве
В свое время Н. А. Бердяев отмечал "внутреннюю экзи­стенциальную диалектику", в силу которой гуманизм пере­ходит в антигуманизм, а самоутверждение человека приво­дит к отрицанию человека.

Декларация прав и свобод человека
Высшая ценность нашего общества — свобода человека, его честь и достоинство. Каждому обеспечивается реализа­ция его способности к труду и творческого потенциала, ак­тивное участие в общественной

Часть V. Международно-правовое измерение правового бытия человека
Сразу оговоримся: данный раздел отнюдь не претендует на полноту охвата всех проблем международно-правового ста­туса личности (на эту тему написаны сотни монографий), а служит неким ориентиром для ю

Правосубъектности индивида
Оригинальную трактовку международного права дает Майкл Баркан в своей работе "Закон без санкций". "Между­народное право, — пишет он, —- это не что иное, как перво­бытное право в миро

Часть VI. Антропология права и вызовы современной цивилизации
Современная цивилизация ставит перед антропологией права множество проблем: от "виртуальных" способов бытия, обусловленных всепроникающей информатизацией, до про­блем генной инженерии. Мы

Может ли человек распоряжаться своим телом?
В современной медицине широко используется транс­плантация органов и тканей: изъятие трансплантантов из тела живого человека или трупа и пересадка их в лечебных целях другому человеку. Помимо согла

Правда ли, что в Нидерландах врачи за эвтаназию более не преследуются?
Эвтаназия или окончание жизни по просьбе или помощь при самоубийстве по-прежнему наказуемы, если врач не уведомил о том, что он осуществил эвтаназию или оказал помощь при самоубийстве, или если он

Какие требования должной тщательности должны при этом выполняться?
Когда к врачу обращаются с просьбой об эвтаназии, он должен принимать во внимание критерии надлежащей тща­тельности. Врач должен: а) быть убежденным в том, что речь идет о сделанной по

Удовлетворяются ли в Нидерландах все просьбы о при­менении эвтаназии?
Нет. Из числа всех просьб об эвтаназии, с которыми обра­щаются к (участковым) врачам, две трети не удовлетворяют­ся. Часто выход все же находится в лечении, а в некоторых случаях пациент умирает до

Обязан ли врач удовлетворять просьбу о применении эв­таназии?
Нет. Врачи могут отказывать в сотрудничестве при осуще­ствлении эвтаназии. Младший и средний медицинский персо­нал также могут отказываться принимать участие в подго­товке эвтаназии. Ни врачи, ни м

Как организована процедура регистрации случаев при­менения эвтаназии?
  Глава 15. Эвтаназия Врач обязан ставить в известность муниципального пато­логоанатома о каждом случае неестественной смерти.

Каким образом производится запрос мнения независи­мого врача?
454 Часть VI. Антропология права и современная цивилизация Перед тем как принять решение об удовлетворении просьбы об эвтаназии, врач обязан запросить мнение не зависящего от н

Как работают и из кого состоят региональные конт­рольные комиссии?
В Нидерландах существует пять региональных контрольных комиссий, которые проверяют выполнение требований долж­ной тщательности в случае применения эвтаназии. Каждая комиссия состоит из нечетного чи

Признаются ли наряду с письменными также и устные волеизъявления?
Согласно закону признается как устное, так и письменное волеизъявление. Обе формы волеизъявления могут рассмат­риваться врачом как легитимная просьба о применении эвта­назии. Признание легитимности

Каким образом устанавливается, что речь идет о неизле­чимых и невыносимых страданиях?
Неизлечимость страданий определяется в соответствии с действующими медицинскими нормами. Экспертной медицин­ской оценкой должно быть установлено, что улучшение в положении пациента невозможно.

Включает ли понятие "невыносимые страдания" также и психические страдания?
Трудно объективно оценить, обращается ли пациент с просьбой о применении эвтаназии действительно по собствен­ной воле и хорошо ее взвесив, когда речь идет о психичес­ки больном пациенте, чьи страда

Может ли пациент из другой страны приезжать для осу­ществления эвтаназии в Нидерланды?
Это невозможно в силу необходимости наличия довери­тельных отношений между лечащим врачом и пациентом. Про­цедура регистрации и проверки каждого случая применения эвтаназии требует того, чтобы прос

Может ли с просьбой об эвтаназии обращаться несовер­шеннолетний?
В законе содержится положение относительно обращения несовершеннолетних с просьбой о применении эвтаназии или 458 Часть VI. Антропология права и современная цивилизация

Противоречит ли нидерландский закон об эвтаназии меж­дународным договорам об охране права на жизнь?
Нидерландские власти придерживаются того мнения, что этот закон не противоречит международно-правовому обяза­тельству охранять право на жизнь от посягательств на это право со стороны властей или гр

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги