рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Правосубъектности индивида

Правосубъектности индивида - раздел Философия, Антропология права Оригинальную Трактовку Международного Права Дает Майкл Баркан В Своей Работе ...

Оригинальную трактовку международного права дает Майкл Баркан в своей работе "Закон без санкций". "Между­народное право, — пишет он, —- это не что иное, как перво­бытное право в мировом масштабе, система взаимопомощи, где правила возникают из договоренностей или обычаев"2. Если отбросить режущий чей-то слух пассаж о первобытном пра­ве в мировом масштабе (хотя именно в этом "изюминка" всей трактовки), то в любом случае следует признать, что миро­вой кодекс прав человека возник из договоренностей и обыча­ев, скажем, обычаев ведения войны, из которых выросло со­временное гуманитарное право.

Кстати, именно с формирования международного гума­нитарного права как прав человека, находящегося в зоне во­оруженного конфликта, началось формирование современ­ного международного кодекса прав человека (мы вернемся к этому вопросу, когда будем говорить о международном гу­манитарном праве). И это естественно, ибо уже на заре ци­вилизации человечество столкнулось с проблемой прав (точ­нее: бесправия) пленников и населения занятых неприяте-

1 Михеев В. В. Хомо-Интернэшнл: Теория общественного развития и
международной безопасности в свете потребностей и интересов лично­
сти. М., 1999. С. ПО.

2 Barkan M. Law Without Sanctions: Order in Primitive Societies and the
World Community. L., 1968. P. 32.


Глава 10. Международные стандарты прав человека

лем территорий, когда возникла коллизия "своего" и "чужо­го" права человека. В упоминавшейся в одной из первых тем работе Гуго Греция "О праве войны и мира" (1625) эта про­блема встает уже в полный рост.

Первые попытки подвести международно-договорную ос­нову под обеспечение широкого спектра прав человека были предприняты после Первой мировой войны в рамках Лиги Наций. Это были соглашения по борьбе с рабством и рабо­торговлей, по пресечению торговли женщинами и детьми (как здесь обойти аналогии с Древним миром?!), затем были разработаны соглашения (в частности, с восьмью европей­скими государствами и Турцией) о правовых мерах по за­щите религиозных, этнических и языковых меньшинств. В самом же Уставе Лиги Наций было лишь обязательство государств-участников прилагать усилия по обеспечению "справедливых и гуманных условий труда" (ст. 23)1. Особен­ностью этих документов было то, что права человека отно­сились пока исключительно к внутренней юрисдикции го­сударств и подлежали регулированию внутренним законо­дательством в соответствии с обязательствами, взятыми на себя государствами по международным соглашениям (уро­вень правопонимания, на котором "застряли" некоторые со­временные международники).

Еще в разгар Второй мировой войны выявляется насто­ятельная необходимость создания нового мирового правопо­рядка на основе "сохранения человеческих прав и справед­ливости" (Декларация Объединенных Наций, 1 января 1942 г.). Работа над Уставом новой международной организации шла поначалу в русле разработки Международного билля по пра­вам человека как составной части учредительных докумен­тов ООН, затем ввиду принципиальных разногласий госу­дарств по его концепции в 1946 г. была учреждена Комиссия по правам человека, результатом деятельности которой был текст Всеобщей декларации прав человека, день принятия

1 См. подробнее: Ключников Ю., Сабанин А. Международная политика новейшего времени в договорах, нотах и декларациях. Ч. П. М., 1926.

13 «Антропология права»


378_______ Часть V. Международно-правовой статус личности

которой, 10 декабря 1948 г., отныне ежегодно отмечается как Всемирный день прав человека1.

До 1988 г. в нашей стране День прав человека отмечался более чем скромно, скорее не отмечался вовсе, не считая нескольких официозных публикаций "по случаю". Напомним, советская делегация воздержалась при голосовании Деклара­ции. Еще бы, в ней были такие крамольные по тем временам положения, которые вошли только в Декларацию прав и сво­бод человека, принятую 5 сентября 1991 г. Съездом народных депутатов СССР, а затем в Конституцию РФ 1993 г.: право свободы передвижения и выбора места жительства, право покидать и возвращаться в свою страну (ст. 13); право на политическое убежище в других странах (ст. 14); запрет про­извольного лишения гражданства (ст. 15); право на достой­ный жизненный уровень (ст. 25) и т. д.2

Отметим следующее важнейшее положение Декларации, подчеркивающее универсальный (т. е. без территориального изъятия) характер прав человека:

"Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности" (ст. б).

Оно будет иметь для нас значение при рассмотрении вопроса о международной правосубъектности индивида.

Значение Всеобщей декларации трудно переоценить: впервые в истории составной частью правового статуса лич-

1 См. подробнее: Карташкин В. А. Всеобщая декларация и права чело­
века в современном мире // Советский ежегодник международного
права. 1988. М., 1989. С. 39—50; Крылов С. Б. История создания Органи­
зации Объединенных Наций. М.( 1960 (2-е изд.); Мовчан А. П. Между­
народная защита прав человека. М., 1958; Островский Я. А. ООН и
права человека. М., 1965. Мы не приводим здесь текста Декларации
ввиду ее широкой доступности. См., например: Международные акты
о правах человека: Сб. документов. М., 1998. С. 39—43.

2 Выступая на Генеральной Ассамблее ООН накануне принятия Всеоб­
щей декларации, А. Я. Вышинский демагогически опровергал такие ес­
тественно-правовые "излишества": "Все эти фразы и формулы эпохи
французской революции, эпохи американской революции и английской
революции XVII в. сейчас уже поблекли, потому что живая жизнь пока­
зала, что за этими звонкими формулировками скрывается жесткая дей­
ствительность, разрушающая фетиши и иллюзии" (цит. по: Общая тео­
рия прав человека. М., 1996. С. 431). Что имел в виду Великий Инквизи­
тор под "жесткой действительностью", остается только догадываться.


Глава 10. Международные стандарты прав человека

ности становились международно признанные права и сво­боды. Всеобщая декларация содержит минимальный каталог элементарных прав и свобод человека, ставший стандартом, к достижению которого, как говорится в Преамбуле, долж­ны стремиться все народы и все государства.

Можно спорить о том, какие права, закрепленные во Всеобщей декларации, являются правами jus cogens, т. е. им­перативными и не подлежащими ограничениям, а какие — обычными, основными (фундаментальными). В ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров (1969 г., всту­пила в силу в 1980 г.) указывается, что "императивная норма общего международного права является нормой, которая при­нимается и признается международным сообществом госу­дарств в целом как норма, отклонение от которой недопус­тимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящего такой же характер"1. Несомненно, что ядро jus cogens составляют та­кие права, как право на жизнь (ст. 3), право не содержаться в рабстве или подневольном состоянии (ст. 4), право не под­вергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижа­ющим достоинство обращению и наказанию (ст. 5), право на неприменимость ретроактивности (обратной силы закона) при уголовном преследовании (ст. 11, ч. 2). Европейская конвен­ция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.) вклю­чила в этот перечень правило поп bis in idem — право не быть судимым или наказанным дважды (ст. 4 Протокола № 7). Принятые впоследствии Американская конвенция о правах человека (1969 г.) и Африканская хартия прав человека и народов (1981 г.) расширили этот перечень. Посягательство на эти нормы рассматривается как посягательство на основы ми­рового правопорядка. Следовательно, логично сделать вывод: основу современного мирового правопорядка составляют им­перативные, ненарушимые права человека.

Для того чтобы наше представление о международных стандартах прав человека было полным, забегая вперед, сде-

1 Текст и комментарии к Венской конвенции см.: Венская конвенция о праве международных договоров: Комментарий. М., 1997.


380_______ Часть V. Международно-правовой статус личности

лаем попытку представить более или менее упорядоченную номенклатуру этих стандартов1.

Гражданские и политические права:

— право на жизнь;

- запрещение пыток и жестокого, бесчеловечного и уни­
жающего достоинство обращения и наказания;

— запрещение рабства и подневольного состояния;

— наказание исключительно на основании закона;

— право на свободу и личную безопасность;

— право на свободу передвижения;

— право на справедливое судебное разбирательство;

- право на уважение частной и семейной жизни, жи­
лища и корреспонденции;

— право на вступление в брак;

— свобода мысли, совести и вероисповедания;

- свобода выражения мнений;

— свобода собраний и объединений;

— право на доступ к начальному образованию;

— право на собственность;

— право на эффективное средство правовой защиты;

— равенство перед законом;

— другие сопутствующие права (право выступать в ка­
честве физического или юридического лица, право на фа­
милию и имя, право на гражданство и гарантии прав в слу­
чае отсутствия гражданства и т. д.).

Экономические, социальные и культурные права:

— право на труд;

— право на справедливые и благоприятные условия труда;

 

- профсоюзные права;

- право на достойный (достаточный) уровень жизни;

— право на здоровье и социальную защиту;

1 Использована классификация, предложенная Д. Руже: Rouget D. Le guide de la protection internationale des droits de I'homme. Ch. II. "Les droits proteges". Lyon, 2000. P. 55—98. О понятии "стандартов" см.: Колосов Ю. М. Меж­дународные стандарты в сфере прав человека и проблемы российско­го законодательства // Правовые проблемы евроазиатского сотруд­ничества: Глобальное и региональное измерения. Екатеринбург, 1993. С. 42—46.


Глава 10. Международные стандарты прав человека

— защита семьи, материнства и детства;

- право на получение среднего и высшего образова­
ния;

— право на пользование достижениями культуры;

— защита наиболее незащищенных категорий населения.
Коллективные права:

— право на мир;

— запрет геноцида и апартеида;

— право народов на самоопределение;

- права национальных меньшинств;

— право на развитие;

- право на благоприятную окружающую среду.

Мы уже не раз оговаривались, что любая классифика­ция условна, но может служить полезным инструментарием при анализе сложных правовых массивов. Текст Всеобщей декларации дает лишь примерный перечень стандартов прав человека, но этот перечень — основа для дальнейшего про­гресса в этом направлении.

Но любая декларация на то и декларация, что не со­держит конкретных обязательств государств, она задает как бы общие направления будущих обязательных правовых норм. Такие нормы содержатся в двух вытекающих из Всеобщей декларации пактах — Международном пакте об экономичес­ких, социальных и культурных правах и Международном пакте о гражданских и политических правах, принятых Ге­неральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г. и открытых для подписания, ратификации и присоединения государства­ми-участниками, для которых исполнение положений этих пактов отныне становится обязательным1. Камнем преткно­вения стала имплементация положений пактов, соотнесение их положений с национальным законодательством, из чего вытекало право отдельных граждан направлять жалобы на нарушения их прав в международный орган по контролю за обязательствами государств по пактам. В конце концов был найден компромисс — придуман Первый Факультативный

1 Вступили в силу соответственно 3 января 1976 г. и 23 марта 1976 г. Тексты см.: Международные акты о правах человека: Сб. документов. С. 44—76.


382_______ Часть V. Международно-правовой статус личности

протокол к Международному пакту о гражданских и полити­ческих правах, согласно которому только государства—участ­ники Протокола признавали компетенцию Комитета по пра­вам человека, учреждаемого на основании части IV Пакта, принимать и рассматривать сообщения от находящихся под юрисдикцией этого государства лиц, утверждающих, что являются жертвами нарушения данным государством-участ­ником какого-либо из прав, закрепленных в Пакте. (Для справ­ки: СССР ратифицировал Пакт в 1973 г., а Первый Факуль­тативный протокол — лишь в октябре 1991 г.)

В этой связи возникает острый вопрос о международной правосубъектности индивида, по которому у юристов-меж­дународников, особенно в нашем Отечестве, нет единства. Казалось бы, международно-правовое признание правового статуса личности должно повлечь за собой и признание его международно-правовой субъектности. Более того, общеиз­вестное положение теории права о том, что основу понятия субъекта права составляет обладание правами и обязаннос­тями участника общественных отношений1, применимо и к международному праву, коль скоро в нем существуют име­ющие специфические формы правоотношения. Видоизменя­ется, конечно, качество правосубъектности, но это не сни­мает вопроса о самой субъектности2.

Логика противников международной правосубъектности индивида примерно такова: коль скоро субъект права должен обладать не только правами, но и обязанностями, то инди­вид в международном праве — неполноценный "субъект", так как не несет практически никаких обязанностей, обладая при этом возом и маленькой тележкой прав; к тому же он не не-

"Право превращает участника общественных отношений в субъекта правоотношений" (Ввнгеров А. Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. М., 1998. С. 469).

"...Качества субъекта права (правосубъектности) различаются для различных групп отраслей права как по условиям их возникновения (например, в зависимости от возраста человека), так и по своему со­держанию — возможностям правообладания, например, правами иму­щественными, личными или властными правами руководства", — пи­шет А. В. Мицкевич (см.: Проблемы общей теории права и государства. М., 1999. С. 373).


Глава 10. Международные стандарты прав человека

сет никакой (?) ответственности за нарушение норм и принци­пов международного права — что с него взять? Наиболее радикальным выразителем подобной точки зрения стал извест­ный отечественный юрист-международник С. В. Черниченко: "Индивиды ни при каких условиях не являются и не могут быть субъектами международного права"1 (эту позицию в це­лом разделяют и такие известные юристы, как Н. А. Ушаков и Ю. С. Решетов). Сказано, как отрезано. Но это было при тоталитаризме, на который можно многое списать: государ­ство ревниво оберегало свое "право на гражданина", и лю­бые попытки напомнить ему о праве гражданина оспорить его действия в международных инстанциях рассматривалось как посягательство на святая святых — суверенитет государ­ства. Но прошло немало лет и вновь: индивид "не обладает и не может обладать ни одним из элементов международной пра­восубъектности"2. И вот, наконец, авторский двухтомник тео­рии международного права 1999 г. издания:

"Если придерживаться дуалистической концепции соотно­шения международного и внутригосударственного права, не­избежен вывод о том, что права человека и основные свобо­ды предоставляются отдельным лицам и их группам (коллек­тивам) государствами только посредством их внутреннего права. Иными словами, прямо от международного сообще­ства индивиды и их группы никаких прав не получают"3. На наш взгляд, позиция ученого достойна уважения, так как принципиальна ("на том стоим"!), не подвержена по­литической конъюнктуре и веяниям времени, к тому же это личная позиция, высказанная в индивидуальных монографиях. Но вот позиция изданного в 1999 г. учебника международ­ного права, обучающего международно-правовую элиту (учеб­ник предназначен прежде всего для студентов МГИМО и слу­шателей Дипломатической академии), вызывает по меньшей мере удивление, столь сильное, что приведем небольшой параграф учебника целиком, дабы в смятении чувств чего-то не исказить:

1 Черниченко С. В. Личность и международное право. М., 1974. С. 149. - Черниченко С. В. Международное право: Современные теоретические проблемы. М., 1993. С. 99.

:) Черниченко С. В. Теория международного права. Т. П. "Старые и но­вые теоретические проблемы". М., 1999. С. 384.



Часть V. Международно-правовой статус личности


Глава 10. Международные стандарты прав человека



 


"В доктрине существуют различные мнения о том, может ли индивид быть субъектом международного права. В принци­пе, они зависят от взглядов того или иного автора на проблему соотношения международного и внутригосударственного пра­ва. Широко распространена точка зрения, согласно которой в международном праве нет запретов наделять индивидов меж­дународной правосубъектностью, и решение этого вопроса оп­ределяется намерением договаривающихся государств. Обыч­но наличие у индивидов международной правосубъектности связывают с предоставлением им возможности прямого досту­па в международные органы в качестве петиционеров, ист­цов, ответчиков и т. д.

В отечественной доктрине серьезных последователей имеет и другая точка зрения, суть которой сводится к тому, что инди­виды объективно не могут быть участниками межвластных меж­государственных отношений и тем самым субъектами междуна­родного права. Наблюдающаяся в настоящее время тенденция к расширению прямого доступа индивидов в международные орга­ны связана с растущим стремлением к защите прав человека с помощью международных механизмов. Сам по себе такой дос­туп не превращает их в субъектов международного права, а означает лишь то, что участники соответствующего договора берут на себя взаимное обязательство обеспечить этот доступ имеющимися в их распоряжении правовыми и организационны­ми средствами"1. "Срединную" точку зрения высказал В. А. Карташкин:

"Тенденции развития международного права состоят не только в регулировании многообразных отношений между го­сударствами, но в усилении роли человека, который стал одним из участников международных отношений и субъектом международного права. При этом надо иметь в виду, что пер­воначальные субъекты международного права - - государ­ства — не только обладают правами и обязанностями по меж­дународному праву, но и в отличие от индивидов создают его нормы и принципы. Поэтому следует прийти к выводу, что индивид является субъектом международного права с ограниченной правосубъектностью.Однако по мере разви­тия международного права и межгосударственных отноше-

1 Международное право: Учебник / Отв. ред. Ю. М. Колосов, В. И. Кузне­цов. М., 1999. С. 63—64.


ний объем прав и обязанностей индивида будет увеличивать­ся, а его роль на международной арене — возрастать"1. Три года спустя В. А. Карташкин пойдет несколько дальше: "Развитие сотрудничества государств в области прав че­ловека на универсальном и региональном уровнях с каждым годом расширяет объем прав, предоставляемых индивиду раз­личными международными соглашениями. Этот процесс привел к тому, что индивид стал непосредственным субъектом меж­дународного права"2. Правда, чуть ниже оговорка:

"Однако в отличие от первоначальных субъектов между­народного права — государств — индивид не создает его нор­мы и принципы. Поэтому следует прийти к выводу, что инди­вид обладает ограниченной правосубъектностью"3.В 80-е гг. энергичными сторонниками международной правосубъектности индивида выступили такие ученые, как Р. А. Мюллерсон4, Н. В. Захарова5 и др. Последовательную позицию в этом занимает и Г. В. Игнатенко, профессор Уральской государственной юридической академии. Это не означает, что позиции Г. В. Игнатенко совсем не претерпе­вали изменений. Так, в середине 80-х гг. им была предложе­на концепция "совмещенного предмета (объекта) регулиро­вания применительно к определенным внутригосударствен­ным и международно-правовым нормам", но затем по мере расширения международно-правовой юрисдикции в сфере прав и свобод человека и, что самое существенное, изме­нения конституционной доктрины, внедрившей в правовую систему России международные договоры и признанные международно-правовые принципы и нормы, он корректи­рует свою позицию".

1 Общая теория прав человека. М., 1996. С. 493.

2 Права человека: Учебник для вузов. М., 1999. С. 527.
< Там же. С. 530.

1 См.: Курс международного права. М., 1989. Т. 1. С. 181.

' См.: Захарова Н. В. Индивид — субъект международного права //

Советское государство и право. 1989. № 11. С. 112—118.

" См.: Игнатенко Г. В. Международное и советское право: Проблемы

взаимодействия правовых систем // Советское государство и право.

1985. № 1; Международное право: Учебник / Под ред. Г. В. Игнатенко.

М., 1995. С. 118—119.


386_________ Часть V. Международно-правовой статус личности

Г. В. Игнатенко исходит в логике своих рассуждений не только из смысла норм международного права, но и из кон­ституционного и гражданского права современной России:

"Кажется аксиоматичным предположение о логической и юридической связи предписаний ч. 1 ст. 15 и ч. 1 ст. 17 Кон­ституции РФ. Если мы констатируем, что формула ч. 4 ст. 15 есть юридическая основа последующих норм, прежде всего ч. 3 ст. 5 Федерального закона о международных договорах РФ и ч. 2 ст. 7 Гражданского кодекса РФ, относительно не­посредственного действия, непосредственного применения в сфере внутригосударственных отношений положений меж­дународных договоров РФ, то вполне закономерно рожда­ется суждение о самостоятельной ценности прав и свобод, закрепленных в международно-правовых актах".Автор убежден, что права и свободы, которые не на­званы в Конституции, но сформулированы в международных пактах или в Европейской конвенции, "имеют юридическое значение в качестве субъективных прав человека наряду и во взаимосвязи с конституционными правами"1. Он резко воз­ражает против того, что определение правового положения "традиционно" является суверенным правом государств и что международное сотрудничество не должно, упаси Бог, "пе­реступать ту черту, за которой начинается внутренняя юрис­дикция государств" (Ю. С. Решетов). Мы согласны с автором в том, что подобное мнение дает неадекватное толкование формулировок ч. 4 ст. 15 и ч. 1 ст. 17 Конституции РФ2 и ряда российских законов, предусматривающих непосредственное применение прав и свобод граждан, не только предусмот­ренных Конституцией, но и закрепленных в международ-

1 Игнатенко Г. В. Международно признанные права и свободы как ком­
поненты правового статуса личности // Правоведение. 2001. № 1. С. 87.

2 Напомним эти формулировки: "Общепризнанные принципы и нормы
международного права и международные договоры Российской Федера­
ции являются составной частью ее правовой системы. Если междуна­
родным договором Российской Федерации установлены иные правила,
чем предусмотренные законом, то применяются правила международ­
ного договора"
(ч. 4 ст. 15); "В Российской Федерации признаются и
гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно обще­
признанным принципам и нормам международного права и в соответ­
ствии с настоящей Конституцией"
(ч. 1 ст. 17).


 

Глава 10. Международные стандарты прав человека

ных договорах Российской Федерации или относящихся к нормам обычного международного права. Председатель Кон­ституционного Суда Российской Федерации М. В. Баглай так­же занимает в этом вопросе недвусмысленную позицию, когда пишет, что общепризнанные принципы и нормы междуна­родного права в области прав человека в свете ч. 1 ст. 17 Конституции имеют в России прямое действие и не требуют механизма имплементации, т. е. закрепления через внутри­государственное законодательство1.

В учебнике международного публичного права автор гла­вы о субъектах международного права К. А. Бекяшев, при­знавая, что в любой области права ее субъекты обладают "неадекватными правами и обязанностями" (действительно, международная договорная правоспособность в полном объ­еме признана только суверенным государством, напоминает автор), делает все же однозначный вывод: "Индивиды облада­ют международными правами и обязанностями, а также спо­собностью обеспечивать (например, через международные су­дебные органы) выполнение субъектами международного пра­ва международно-правовых норм. Этого вполне достаточно для признания у индивида качеств субъекта международного пра­ва"2. Энергичным сторонником признания международной пра­восубъектности индивида является и П. А. Лаптев, Уполно­моченный Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека'5.

Спор о международной правосубъектности индивида сво­дится, на наш взгляд, к проблеме: отделять или нет междуна­родные стандарты от личностного статуса, предусмотренно­го внутренним правом. Допуская такое отделение оговорками об обязательном претворении в жизнь международно-право­вых норм о правах человека через внутреннее законодатель­ство, мы сознательно умалили бы юридическое значение

1 Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. М., 1998. С. 163.

2 Международное публичное право: Учебник / Под ред. К. А. Бекяше-
ва.
Гл. V. "Субъекты международного права. К вопросу о международ­
ной правосубъектности индивида". М., 2000. С. 120.

:' См.: Лаптев П. А. О правосубъектности индивида в свете междуна­родно-правовой защиты прав человека // Журнал российского права. 1999. № 2.



Часть V. Международно-правовой статус личности


Глава 11. Международное гуманитарное право



 


"международно-правовой нормы воплощения прав человека" (Г. В. Игнатенко). Творцы международного гуманитарного права были в этом отношении образцом прозорливости.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Антропология права

Институт государства и права РАН Академический правовой университет... А И Ковлер... Антропология права...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Правосубъектности индивида

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Сведения об авторе
Ковлер Анатолий Иванович,доктор юридических наук, профес­сор, заслуженный юрист РФ, до 1999 г. руководитель Центра сравнитель­ного правоведения Института государства и права РАН и

От автора
Книга, которую держит в руках уважаемый Читатель, — выполнение обещания, данного мною студентам Академичес­кого правового университета при Институте государства и права РАН, которым в течение неско

Перепроизводство права или его недостаток?
Чем больше будут издавать законов и распоряжений, тем больше будет в стране воров и разбойников. Лао-цзы, VI в. до н. э. Вынесенное в эпиграф изречение древнекитайского муд

Предмет антропологии права
Проблемы, поставленные выше (возможно, в намеренно заостренной форме), подводят нас к осознанию необходимости развивать в рамках общей юриспруденции особую отрасль, об­ращенную непосредственно к че

Методологические основы антропологии права
На неизбежное различие методологий юридической эт­нологии и юридической антропологии указывает Н. Рулан1. Он справедливо исходит из объективной ситуации: этнолог по необходимости чаще вс

Quot;Отцы-основатели" юридической антропологии
Подходя к истокам антропологической традиции в юрис­пруденции, испытываешь искушение дойти до ее самых глу­бинных корней. Хочется начать, скажем, с эллинистической естественно-правовой идеи либо с

XX века и его последств!^* -я
Довоенные годы прошли под знаком по«:в орота обществен­ных наук к человеку, когда основным воп jidосом философии, социологии, других наук стало: что есть ч еловек? Прогресс техники

Юридическая антропология в России
Следовало бы выделить этот сюжет в отдельную тему, но автор принципиально не желает этого делать, поскольку считает, что юридическая антропология в России, как и в случае с социологией, кибернетико

Quot;первичного") права
Нередко студенты, ориентированные в своем большин­стве на извлечение из лекционного и курсового материала непосредственной практической пользы, с недоумением (а не­которые и с раздражением) спрашив

Табу как прототип правового запрета
Уже на стадии становления человеческого общества важ­нейшим фактором биологической эволюции человека высту­пает групповой отбор. В современной антропологии все чаще находит обоснование идея о том,

Общинная модель публичной власти и место человека в ней
В словах К. Маркса о привязанности первобытного че-. ловека к своей общине подобно привязанности пчелы к улью нет большого преувеличения: действительно, условием вы­живания человека была его полная

Возрастные группы, мужские (женские) союзы, тайные общества: зарождение личного статуса
Выше уже отмечалось, что обособление групповых и лич­ных интересов подрывало традиционные структуры общинно-племенного самоуправления. Начавшийся процесс выделения публичной власти, ее кристаллизац

Вождества: конфликт личного и коллективного интересов
Период разложения общинно-родового строя, обычно опре­деляемый (с разными нюансами) как период вождеств, -- это период свертывания традиций родовой и общинной демократии или сведения их к малознача

Quot;Право государства" и человек
Даже не восходя на высокие ступени научной абстрак­ции, оставляя эту привилегию специалистам по философии права, со студентами мы часто задаемся вопросом: а како-  

Часть III. Право, культура, цивилизация. Человек в системе традиционного права
В любой правовой системе (а история права насчитывает более 40 тыс. разновидностей правовых систем, из них около 4 тыс. — современных) есть переменные и постоянные состав­ляющие. Сопоставительное и

Homo juridicus индусской общины
При определениях индусского права необходимо прово­дить различие между правом Индии, независимого государ­ства, образованного в 1947 г. на значительной части бывшей 1 Павленк

Мир "ли" и "фа" китайца
1 Кочетов А. Н. Буддизм. М., 1968. С. 169. Сравним с: Категории буддий­ ской культуры. Раздел "Человеческая деятельность в пространстве буд­ дийской культуры&q

Преамбула
Считая, что вековое стремление людей к более справед­ливому мировому порядку, когда народы могли бы жить, раз­виваться и процветать в атмосфере, где нет страха, угне­тения, эксплуатации и лишени

Статья 17
Так как собственность есть право неприкосновенное и свя­щенное, никто не может быть лишен ее иначе, как в случае установленной законом явной общественной необходимости и при условии справедливог

Правовая традиция России: где человек?
Уже наиболее ранние письменные источники русского права — тексты договоров Руси с Византией 911, 944, 971 гг. содержат ссылки на некий "закон русский". Что подразуме­валось под этим загад

Личность в социалистическом праве
В свое время Н. А. Бердяев отмечал "внутреннюю экзи­стенциальную диалектику", в силу которой гуманизм пере­ходит в антигуманизм, а самоутверждение человека приво­дит к отрицанию человека.

Декларация прав и свобод человека
Высшая ценность нашего общества — свобода человека, его честь и достоинство. Каждому обеспечивается реализа­ция его способности к труду и творческого потенциала, ак­тивное участие в общественной

Часть V. Международно-правовое измерение правового бытия человека
Сразу оговоримся: данный раздел отнюдь не претендует на полноту охвата всех проблем международно-правового ста­туса личности (на эту тему написаны сотни монографий), а служит неким ориентиром для ю

Часть VI. Антропология права и вызовы современной цивилизации
Современная цивилизация ставит перед антропологией права множество проблем: от "виртуальных" способов бытия, обусловленных всепроникающей информатизацией, до про­блем генной инженерии. Мы

Может ли человек распоряжаться своим телом?
В современной медицине широко используется транс­плантация органов и тканей: изъятие трансплантантов из тела живого человека или трупа и пересадка их в лечебных целях другому человеку. Помимо согла

Правда ли, что в Нидерландах врачи за эвтаназию более не преследуются?
Эвтаназия или окончание жизни по просьбе или помощь при самоубийстве по-прежнему наказуемы, если врач не уведомил о том, что он осуществил эвтаназию или оказал помощь при самоубийстве, или если он

Какие требования должной тщательности должны при этом выполняться?
Когда к врачу обращаются с просьбой об эвтаназии, он должен принимать во внимание критерии надлежащей тща­тельности. Врач должен: а) быть убежденным в том, что речь идет о сделанной по

Удовлетворяются ли в Нидерландах все просьбы о при­менении эвтаназии?
Нет. Из числа всех просьб об эвтаназии, с которыми обра­щаются к (участковым) врачам, две трети не удовлетворяют­ся. Часто выход все же находится в лечении, а в некоторых случаях пациент умирает до

Обязан ли врач удовлетворять просьбу о применении эв­таназии?
Нет. Врачи могут отказывать в сотрудничестве при осуще­ствлении эвтаназии. Младший и средний медицинский персо­нал также могут отказываться принимать участие в подго­товке эвтаназии. Ни врачи, ни м

Как организована процедура регистрации случаев при­менения эвтаназии?
  Глава 15. Эвтаназия Врач обязан ставить в известность муниципального пато­логоанатома о каждом случае неестественной смерти.

Каким образом производится запрос мнения независи­мого врача?
454 Часть VI. Антропология права и современная цивилизация Перед тем как принять решение об удовлетворении просьбы об эвтаназии, врач обязан запросить мнение не зависящего от н

Как работают и из кого состоят региональные конт­рольные комиссии?
В Нидерландах существует пять региональных контрольных комиссий, которые проверяют выполнение требований долж­ной тщательности в случае применения эвтаназии. Каждая комиссия состоит из нечетного чи

Признаются ли наряду с письменными также и устные волеизъявления?
Согласно закону признается как устное, так и письменное волеизъявление. Обе формы волеизъявления могут рассмат­риваться врачом как легитимная просьба о применении эвта­назии. Признание легитимности

Каким образом устанавливается, что речь идет о неизле­чимых и невыносимых страданиях?
Неизлечимость страданий определяется в соответствии с действующими медицинскими нормами. Экспертной медицин­ской оценкой должно быть установлено, что улучшение в положении пациента невозможно.

Включает ли понятие "невыносимые страдания" также и психические страдания?
Трудно объективно оценить, обращается ли пациент с просьбой о применении эвтаназии действительно по собствен­ной воле и хорошо ее взвесив, когда речь идет о психичес­ки больном пациенте, чьи страда

Может ли пациент из другой страны приезжать для осу­ществления эвтаназии в Нидерланды?
Это невозможно в силу необходимости наличия довери­тельных отношений между лечащим врачом и пациентом. Про­цедура регистрации и проверки каждого случая применения эвтаназии требует того, чтобы прос

Может ли с просьбой об эвтаназии обращаться несовер­шеннолетний?
В законе содержится положение относительно обращения несовершеннолетних с просьбой о применении эвтаназии или 458 Часть VI. Антропология права и современная цивилизация

Противоречит ли нидерландский закон об эвтаназии меж­дународным договорам об охране права на жизнь?
Нидерландские власти придерживаются того мнения, что этот закон не противоречит международно-правовому обяза­тельству охранять право на жизнь от посягательств на это право со стороны властей или гр

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги