рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Общая характеристика философии Средневековья

Общая характеристика философии Средневековья - Лекция, раздел Философия, Предпосылки происхождения философии. Природа философского   Средневековая Философия Представляет Собой Тот, Достаточно Дл...

 

Средневековая философия представляет собой тот, достаточно длительный отрезок в истории европейской философии, который непосредственно связан с христианской религией. Лишь те философы, которые разделяли религиозные и светские позиции христианства, могли рассчитывать на известность и признание. Этим средневековая философия отличается от предшествующей античной и последующей философии Ренессанса.

Первый этап формирования христианской философии относится еще к древним векам, к периоду, когда становящиеся христианское вероучение сталкивается и переплетается с философскими системами периода распада античного мира. Процесс отвержения и принятия античной философии проходит по всей истории христианской философии, имеет различные фазы и формы.

Его первоначальная фаза реализуется в период так называемой патристики, которую можно разделить на два этапа.

На первом были заложены основы христианских догматов. Этот этап связан также с образованием единой и сильной церкви и завершается в 325г., когда состоялся Никейский собор.

Содержанием второго этапа патристики является разработка догматики и философии, что наиболее ярко прослеживается в творчестве Августина.

Философию патристики, по той роли, которую она играет в обществе, можно разделить на апологетическую и систематическую.

С точки зрения места возникновения - на философию Запада и Востока, на греческую и латинскую. На Востоке преобладала систематика, на Западе - апологетика.

Фаза собственно средневековой философии длится примерно от VШ до ХIV - ХV веков. Этот период обычно называют эпохой схоластики, когда и происходит систематическая разработка христианской философии.

В самой схоластике различаются три периода: ранняя схоластика – по ХII в., период расцвета - ХIII в. и поздняя схоластика – ХIV-ХV вв.

Как мы уже отмечали, всякое развитие мысли вообще и философской, в частности, в средние века происходит в религиозно-теологических рамках.

Центром, ядром, вокруг которого вращается философская мысль Средневековья, является Библия. В переводе с греческого «biblia» означает «книги», или «собрание собраний» книг, так как некоторые из них в свою очередь содержат серию книг.

Книги Библии делятся на две группы: а) Ветхий Завет – составлен от 1300 до 100г. до н.э. Его первые книги имеют древнейшую устную традицию; б) Новый Завет, книги которого восходят к I-му веку н.э. и посвящены новому посланию Христа.

Ветхий Завет состоит из 46 книг, Новый Завет - из 27-ми.

Завет – это «договор», «союз» между Человеком и Богом.

Библия предстает как священная, боговдохновенная книга, «слово Бога», и как таковое, она - объект Веры. Ее нельзя читать взглядом Ученого, взглядом Разума. Она открывает совсем иное пространство - пространство Веры. Таким образом, в философии появляется новая позиция - это «Философствование в Вере», сформулированная Августином.

К чему или к кому же обращена вера средних веков?

Это Бог, Бог Метафизический, Личностный, Непостижимый. К нему, через Библию, приковано философское сознание средневековья.

Греческая философия также пришла к пониманию божественного единства как такого целого, что приемлет и впитывает в себя множество сущностей, сил и проявлений, различных ступеней и уровней иерархии.

Еще Платон и Аристотель называли «божественными» звезды, Платон называл космос «видимым Богом», а в «Законах» дал повод называть такую религию «астральной». Но Библия подрывает любую форму политеизма и идолопоклонства, отказываясь от компромиссов с ними: «И когда обратишь глаза свои к небу и увидишь солнце, луну, звезды, и все что ни есть на небе, не дай завлечь себя не делай культа из этого».

С таким пониманием уникальности Бога («Да не будет у тебя иного Бога, кроме Меня»), бесконечного в возможности, отличного от всего прочего, родилось и новое понимание акта «творения» («креационизм»). Мир и человек сотворены, трансцендентным Богом. Таков ответ на вопрос о первопричинах, первоначалах всех вещей.

При этом, все сотворено «из ничего». Нет ничего предшествующего. Бог творит свободно, дает начало всему своим чистым актом воли, волением блага. Всему дается жизнь, как бескорыстный дар. Следовательно, созидание позитивно, ибо обязано благой воле.

Креационизм особым образом решает проблему античной философии: как и почему из единого рождается многое, а из бесконечного - конечное. В определенном смысле, как ключевые могут быть интерпретированы слова: «Я есть тот, кто я есть», сказанные Богом Моисею. Бог есть по своей сути Бытие. Творение - это участие в бытии: Бог есть несотворенное бытие, но все сотворенное, тварное, есть не само бытие, но лишь обладающее бытием, получившее бытие через участие в бытии.

Существенные особенности в средневековой философии, в отличие от периода античности, имеет понимание человека и его роли.

В античности Человек и Космос никогда не противопоставлялись, напротив, всегда соотносились друг с другом, т.к. космос понимался как одушевленный, живой, подобный человеку. И как бы ни были высоко ценимы заслуги и величие людей, они всегда органично вписывались в горизонт космоцентричной картины мира. Реальностью, превышающей космос, человек никогда не был.

В Библии, человек - не просто момент космоса, вещь среди вещей, а, напротив, существо привилегированное, созданное Богом по образу и подобию самого себя. И, следовательно, человек - господин и повелитель всего, что создано для него.

И коль скоро создан человек по образу и подобию Божию, то и должен он изо всех сил и уподобляться ему.

Приблизиться к Богу - значит исполнить его Волю. Именно такая способность свободно принять волю бога как свою собственную и возносит человека выше небес, выше всего тварного мира.

Грек воспринимал моральный закон, как закон физиса, самой природы, как некий закон, что предписан и богу, и человеку. Бог же библейский, напротив, дает человеку закон в виде «повеления» или заповеди. Соответственно, добродетелью, высшим моральным благом, становится повиновение заповедям Господа, и это совпадает с идеалом «святости». Грехом, тягчайшим из зол, становится неповиновение Богу.

Моральный закон - «желать Бога», хотеть того, что желает Он, - вот добродетель человека.

Благая воля, чистое сердце становится новым обретением человека. Отсюда понятен смысл «первородного греха». Он в неповиновении, точнее, в неподчинении изначальному повелению не трогать плодов с дерева познания добра и зла. Корень такого непослушания в высокомерии, самонадеянности человека, в нетерпимости к любого рода ограничениям, в нежелании нести груз ответственности, более того, в желании быть Богом. И как следствие - грехопадение. В ответ же на падение Адама и Евы, поддавшихся искушению, нарушивших Божественный запрет, как наказание, последовало изгнание из земного рая. Они вошли в мир зла, страданий и смерти, отдалившись от Бога. В лице Адама все человечество согрешило, с Адамом грех вошел в человеческую историю, потянув за собой шлейф последствий: «делом одного лишь человека грех вошел в мир и через грех смерть; так смерть шествует через судьбы людские, ибо все грешат…» (Апостол Павел).

И только явление Христа, его искупительная жертва - «Новый Завет», новый союз открыли человеку Врата к спасению, дорогу к Богу. Поэтому в Новом Завете высшая цель жизни - любовь к Богу. Она означает исполнение воли Бога, следование Христу, который сам есть актуализация и совершенствование этой воли.

Иным в средневековой философии предстает и понимание Любви. Греческая философия среди своих достижений числит восхитительную теорию эроса Платона. Но Эрос это не Бог, это - желание совершенствования, связующая тяга восхождения от чувственного к сверхчувственному, сила притяжения божественного. Греческий Эрос - это недостаточность в обладании, некое динамическое начало, сила завоевательная и возвышающаяся.

Совсем другой природы новое библейское понятие «агапэ», любви. Прежде всего, любовь - это не восхождение человека, но «сошествие» Бога к людям. Она не завоевание, но дар. Дар бескорыстный. «Агапэ» - это любовь , как процесс нисхождения Бога к людям.

Теологическая философия Средневековья предлагала и переоценку ценностей, сложившихся в античности. Греческими добродетелями были - Мудрость, Отвага, Умеренность, Справедливость.

Исходя из учения христианства, философия средних веков доносит до нас иные верховные ценности, это - Вера, Надежда и Любовь.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Предпосылки происхождения философии. Природа философского

Введение... Лекция Философия в системе культуры... Предпосылки происхождения философии Природа философского...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Общая характеристика философии Средневековья

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Лекция VI: Идеи иррационализма в западной философии
конца ХIХ – начала ХХ вв…………………………..128-136 1. Философия А. Шопенгауэра…………………………………………...128-131 2. «Философия жизни» Ф.Ницше………………………………

Предмет философской антропологии. Типология антропологических
учений. 2. Религиозно-идеалистическая антропология. З. Натуралистическая антропология. 4. Социальная антропология. 5. Экзистенциальная антропология. Лек

Взаимосвязь языка и мышления. Типы мышления и сущность языка.
  Лекция XIII-XIV: Введение в социальную философию...……………..201-246 1. Социальная философия: предмет и основные проблемы. 1. Общество как система.

Предпосылки возникновения философии. Природа философского знания.
«Философия» - слово греческого происхождения и в переводе означает «любовь к мудрости». Вопрос о предпосылках ее происхождения и даже месте возникновения философии не имеет однозначного решения.

Предмет и структура философского знания.
Предметом философии является всеобщее. Поэтому философию можно рассматривать как науку о всеобщих свойствах мира в целом: природы, общества, человека.

Функции философии
Специфика философии раскрывается также и в ее функциях. Количество функций философии и порядок их перечисления у разных авторов различаются. Одни философы ставят во главу угла мировоззренч

Место философии в системе культуры.
Вопрос о месте философии в системе культуры связан, прежде всего, с определением понятия «культура». В современной философской и культурологической литературе имеется множество определени

Возникновение античной философии, ее особенности и основные этапы развития.
  Философия - одна из самых древних областей человеческого знания. Она возникла, как уже отмечалось, в V1 веке до нашей эры практически одновременно в Индии и Китае, двух очагах древн

Проблемы бытия: бытие и сущее, единое и многое, движение и покой, рождение диалектики.
«Начала философии» были заложены Милетской школой древнегреческих натурфилософов, основателем которой был математик и путешественник, изобретатель и мыс

Разум как основной источник познания. Разум и чувства. Истина и мнение.
Как мы видели, первое, о чем размышляли «ранние» греческие философы, была природа. Но к середине V века до нашей эры происходит изменение предмета философских размышлений, своего рода «антропологич

Период патристики: Аврелий Августин
Аврелий Августин (354 - 430гг.) был крупнейшим христианским мыслителем периода патристики и наиболее выдающимся из «отцов церкви». «Ты нас создал

Период схоластики: философские взгляды Фомы Аквинского.
Фома Аквинский (1225 - 1274), несомненно, был крупнейшим мыслителем Средневековья. Его главными трудами считаются «Сумма теологии» и «Сумма против язычников». В «Сумме тео

Философия сомнения» П. Абеляра и «вечность мира» Аверроэса.
Если Ансельм д'Аоста - символ XI века, то наиболее представительная фигура XII века - Пьер Абеляр (1079-1142 гг.). Его до сих пор называют «неведомым склоном Средневековья».

Еврейская традиция в философии Средневековья.
Не только арабы оказали влияние на западную мысль, но и евреи. Еврейская религия, в основе своей совсем не чуждая арабской, испытывала влияние богатой арабской культуры, находящейся в фазе расцвета

Механицизм и натурализм философии Нового времени и эпохи Просвещения.
Характеризуя этот период развития философии, нельзя не отметить того богатства имен, выдвинутых новых оригинальных идей и теорий, охватывающих практически весь спектр философской проблематики – онт

Проблема субстанции (Р. Декарт, Б. Спиноза, Дж. Беркли, Д. Юм).
Особое место, среди онтологических проблем философии всегда (и это подтверждается всей историей развития философского знания) занимала проблема субстанции. Но в Новое время,

Дилемма эмпиризма и рационализма в новоевропейской философии. Проблема метода познания (Ф. Бэкон, Р. Декарт).
  Помимо проблемы субстанции, не менее важными, в том числе для развития представлений о мире, становятся гносеологические проблемы. Как правильно поз

Теория естественного права и общественного договора (Т. Гоббс, Д. Локк).
Философская «палитра» Нового времени и эпохи Просвещения была бы неполной и однообразной без анализа проблем политического устройства «нового», зарождающегося буржуазного об

Природа человека» и его свобода, вопросы воспитания (Локк, Гольбах, Гельвеций, Руссо).
Особое значение придавалось решению этих проблем в философии французских философов эпохи Просвещения – Клода-Адриана Гельвеция (1715-1771), Поля Гольбаха (1723-178

Философские взгляды Гегеля
Великая заслуга Георга Вильгельма Фридриха Гегеля(1770-1831) состоит в том, что он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, то есть в беспрерывном движении, и

Новая философия» Л.Фейербаха
Попытки преодолеть «спекулятивный характер» идеалистической философии, механицизм философии Просвещения были предприняты в «новой философии» Людвига Фейербаха(1804-1872).

Философия А. Шопенгауэра
  Философия Артура Шопенгауэра(1786-1861) представляет из себя иррационализм, который стал антитезой классическому рационализму немецкой философии. С точки з

Философия жизни. Ф.Ницше
Философия жизнисформировалась во второй половине ХIХ века в Германии и во Франции. Родоначальником философии жизни является Фридрих Ницше (1844-1900). К дан

Своеобразие философской мысли в России.
Вопрос о своеобразии русской философии имеет более чем вековую историю. Примерно с 40-х годов прошлого века начали обсуждать: можно ли говорить о русской философии как самобытном и оригинальном явл

Основные направления и идеи русской философии.
Рассматривая основные идеи и направления русской философии необходимо иметь в виду уже перечисленные нами ее особенности. Русские философы, несомненно занимались и проблемами субстанции, и

Основные предпосылки и особенности философии ХХ века.
Современная западная философия – философия ХХ века - отличается от классической философии - философии, которая сложилась в предшествующие века. Классическая философия основной задачей деят

Философия и проблемы языка: позитивизм, неопозитивизм и герменевтика.
Особую роль в развитии философии ХХ века сыграл позитивизм – философское направление, основанное на принципе, что «положительное» и истинное знание может быть получен

Прагматизм и педагогика
Еще одно направление философии ХХ века, прагматизм, возникло в 70-е года XIX века в США и получило широкое распространение в ХХ веке. Впервые идеи прагматизма были высказаны

Предмет философской антропологии. Типология антропологических учений.
Философская антропология как область философского знания сформировалась в ХУ111 веке, прежде всего благодаря антропологическому повороту, совершенному И. Кантом(1724-1804). Но своего расцвета эта о

Религиозно-идеалистическая антропология.
Религиозно-идеалистическая антропология рассматривает человека как продукт божественного творения. При этом человек изначально обладает двойственной природой, он пр

Натуралистическая антропология
Бурное развитие натуралистической антропологии в рамках философии начинается с середины Х1Х века. Большое влияние на ее формирование и развитие оказали успехи естествознания этого периода и, в перв

Социальная антропология
Социальная антропология предлагает свое видение человека, который рассматривается как продукт общества, как существо социальное, только в обществе способное стать человеком.

Многообразие видов знания. Основные признаки научного знания. Методы и формы научного познания.
Человек осваивает мир в различных формах, приближаясь к раскрытию сущности бытия. При этом в зависимости от степени приближения к бытию, которое само по себе разнообразно, можн

Проблема истины и ее критериев в философии.
Среди огромнейшего массива знаний особо выделяются знания ре­зультативные, обоснованные и надежные, ведущие к достижению по­ставленной цели. Такие знания, как правило, являются истинными. И

Практика действительно может рассматриваться как абсолютный и относи­тельный критерий истинности знания.
Его абсолютность выра­жается в том, что он дает наиболее достоверную и надежную гарантию истинности знаний, служит основой преодоления аг­ностицизма. Его относительность в то

Общество и природа. Проблемы социально-природного взаимодействия.
Развитие общества как системы непосредственно «выделено» в развитии природы как системы. Эта связь настолько сильна, что можно рассматривать общество как своеобразный природно-социальный организм.

Основные сферы жизнедеятельности общества
Предыдущие рассуждения дают основание рассматривать общество как выделившуюся из природы и надстроенную над ней искусственную реальность («вторую природу»), в которой происходит жизнеобеспечивающая

Единство и многообразие исторического процесса и его основные детерминанты.
История общества – это сложный, разнообразный процесс деятельности людей. Не менее сложным представляется, поэтому, и процесс познания этой деятельности. Здесь, на что мы уже обращали вним

Общественный прогресс и его критерии.
Анализируя обыденные, «расхожие» представления об общественном прогрессе, нельзя не заметить, что большинство людей понимают его как некую, положительно оцениваемую, линию магистрального движения ч

Глобальные проблемы и будущее человечества.
Вопрос о глобальных проблемах и будущем человечества – это вопрос о том, каким образом философией осуществляется ее прогностическая функция. И здесь мы вновь сталкиваемся с особенностями о

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги