рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Подходы в осмыслении ценностей

Подходы в осмыслении ценностей - раздел Философия, Моя философия   Прагматический: Ценности Должны Быть Пол...

 

Прагматический: ценности должны быть полезными, целесообразными, инструментальными.

Трансцендентальный: ценность – идеал, это: истина (логическая ценность), добро (этическая ценность), красота (эстетическая ценность); наука, правопорядок, искусство – необходимые условия существования человечества.

Персоналистический: человек – носитель ценностей, у людей – различные ценности: чувственные, гражданские, культурные, религиозные.

Социокультурный: ценности – изменчивый феномен, соответствующий определенным социокультурным факторам.

 

4. Нигилистическая скука:

человек не идентифицирует себя с высшими ценностями, провал смысла, бесцельность, бесплодность; время остановилось, нет ожиданий, целей в будущем;

выход видится в консумизме — потребительстве, потреблении ради потребления («заедание уныния», шопоголизм), ради забвения скуки;

 

 

 

 

человеку необходимо гармоничное сочетание метафизических (больших) и экзистенциально-личностных (малых) смыслов.

Скука, по Н.А. Бердяеву, отличается от тоски: скука – это когда человеку не нравится то, что есть, но он ничего не делает, чтобы это изменить; тоска – когда человеку не нравится то, что есть, но он не мирится с этим.

 

5. Проблема добра и зла

А) что относят к добру и злу

Обычно к добру относят честность, терпение, прощение, совесть, стыд, милосердие, жалость, помощь, сострадание, миролюбие, уважение, щедрость, благодарность, скромность, альтруизм. К добру относится всё то, что способствует благополучию человека, общества, человечества в целом. Ко злу чаще относят равнодушие, зависть, агрессию, обман, унижение, ненависть, ревность, корысть, любопытство, предательство, эгоизм, мстительность, лицемерие, злопамятство, злорадство, уныние, жадность, тщеславие, скупость, лживость, агрессивность, раздор. Но почти по каждому из этих качеств можно привести какую-то конкретную ситуацию, когда оно будет выглядеть не так однозначно, а возможно, и сменит свой «знак» на противоположный. А Б. Спиноза вообще считал зло иллюзией, ибо человек, из-за конечности своего разума, рассматривает как зло то, что на деле не является ни добром, ни злом.

 

Б) три основных подхода к определению зла:

1) зло заключено в самой природе человека, заложено в нём от рождения;

2) зло не зависит от человека и общества, оно заключено в мироздании и сущность его недоступна разуму;

3) зло порождено общественными отношениями людей, условиями социальной жизни.

 

В) моральное, мировое и социальное зло

 

Моральное зло коренится в человеческой субъективности, связано с индивидуальной свободой и ответственностью. Оно заключается в способности человека направить сознание и волю на разрушение человека и очеловеченного мира. Как мировое зло определяются разрушительные силы вселенского характера, отрицательно воздействующие на жизнь человека (к этим силам относятся обычно землетрясения, цунами, наводнения а также смерть, ставящая предел земному существованию человека). Борьба хаоса и порядка, присущая эволюции вселенной, на социальном уровне предстаёт в виде борьбы добра и зла. К социальному злу относятся силы и процессы, разрушающие внешний и внутренний мир человека (терроризм, революции, войны).

Г) существует ли определённость, устойчивость в восприятии доброго и злого?

С религиозной точки зрения, соблюдение заповедей (в христианстве – заповедей Ветхого и Нового Заветов: веруй во единого Бога, не произноси Имя Его всуе, помни день субботний, не сотвори себе кумира, не убий, не кради, не лжесвидетельствуй, не прелюбодействуй, не желай ничего, что у ближнего твоего, уважай отца и мать; возлюби Бога больше, чем себя; возлюби ближнего как самого себя; возлюби врага своего; не гневайся, не искушай, не отвечай злом на зло; не суди, да не судим будешь; блаженны нищие духом, блаженны плачущие, блаженны кроткие, блаженны миротворцы, блаженны жаждущие правды, блаженны милостивые, блаженны гонимые за правду, блаженны чистые сердцем, блаженны гонимые и поносимые за Бога) есть добро, их нарушение – зло.

Но и здесь не так всё просто и однозначно, если применять данные заповеди к той или иной конкретной ситуации. Эти заповеди, нередко, оцениваются как слишком завышенные, максималистские, оторванные от нашего противоречивого, грешного мира и потому – маловыполнимые. Именно поэтому Л. Н. Толстой (в статье «Царство Божие внутри нас») разделил приведённые заповеди на минимум (выполнимый обычным человеком здесь-и-сейчас) и максимум (выполнимый лишь праведниками и святыми, к чему, тем не менее, необходимо стремиться каждому). Так, например, возлюбить врага почти невозможно; но, по крайней мере, не надо отвечать злом на зло (что по силам, практически, каждому), чтобы не приумножать его в мире. Дело ещё осложняется тем, что существует множество религиозных учений (разделяющихся, кроме того, на различные школы и направления), заповеди которых далеко не всегда совпадают. Поэтому, в той или иной степени, не только идеологии и нравственные ценности, но и религии разделяют (а нередко и противопоставляют) людей друг другу.

 

Д) что может обусловить сходство в представлениях людей о добре и зле?

 

То, что есть у них общего, что их объединяет, в чём они все заинтересованы. Альберт Швейцер (в книге «Культура и этика»), в качестве такого общечеловеческого понимания добра, называет «благоговение перед жизнью»: все здравомыслящие люди (клинические случаи мы здесь не рассматриваем) – богатые и бедные, старые и молодые, белые и чёрные – заинтересованы в сохранении феномена жизни на Земле (заметим: не в сохранении жизни какого-то отдельного человека, живого организма, а в сохранении жизни вообще, разумной жизни в частности). Если жизнь на Земле (как исходное условие для всего остального) не будет сохранена, то все иные устремления, интересы теряют смысл.

 

Е) биолого-гедонистическое представление о добре и зле

 

В силу доминанты материальной системы ценностей, распространено представление, что добро есть здоровье, долгожительство, самосохранение, обзаведение потомством, телесный комфорт, отсутствие страданий. И, наоборот, зло – это болезни, бесплодие, плохое питание и плохие условия жизни, страх, чувство незащищённости, ранняя смерть. Именно на достижение этого представления о добре и зле ориентирована современная технократическая цивилизация; ведь экономика «работает» прежде всего и главным образом не на душу, а на тело, на удовлетворение материальных физиологических потребностей. Для очень многих людей самосохранение (и самовоспроизводство) выше самовыражения (они «живут, чтобы есть, а не едят, чтобы жить»). Но есть и такие люди, для которых самовыражение выше самосохранения (в терминологии Л. Н. Гумилёва(«Этногенез и биосфера земли»), это – «пассионарии»); для них добро – это актуализация душевных интенций, осуществление своего надбиологического предназначения – даже, если понадобится, и ценою жизни.

 

Ж) категория «меры» при определении добра и зла, отдифференциации их друг от друга

 

Добро остаётся добром, если не выходит за свои определённые «родные» пределы. Так, доброта может превратиться в «добренькость», потакание всем капризам ребёнка, формируя в нём болезненное себялюбие; любовь может превратиться в ненависть (до которой «всего один шаг»); щедрость – в расточительство; альтруизм – в самоуничижение; уважение – в низкопоклонство и т. п. Мудрость и заключается в умеренности, верном понимании своих возможностей и пределов, в рамках которых сохраняется телесное и душевное здоровье «моё» и окружающих меня людей.

 

 

З) смысл зла

 

Наиболее адекватным является не прямолинейно-всецело-осуждающее, не бескомпромиссно-зряшно-отрицающее, а более сложное отношение к злу. Если добро есть положительная система ценностей (показывающая то, к чему надо стремиться), то зло – отрицательная система ценностей (показывающая то, от чего надо бежать). Зло способно разрушать человека и мир, но, зная это, человек отдаляется от зла, сберегает себя и мир. Парадоксально, но факт: не только добро, но и зло «по-своему» оберегает человеческое в человеке, играя тем самым некую позитивную «конструктивную» роль. Наличие зла обусловливает не только самосохранение человека, но и его самосовершенствование. Ведь бытие зла требует не пассивного, а активного отношения к нему (пассивное, равнодушное отношение к злу – свойство, скорее, амёбы; и в мире человеческом благом быть признано не может).

Неоднородность, неоднозначность, противоречивость, драматизм, непрерывная изменчивость мира, в котором мы живём, требует непрерывного его оценивания, то есть, постоянной внутренней работы, и обусловливающей эволюцию человеческого разума и души. Не случайно, Люцифер в «Фаусте» В. Гёте говорит: «Я – часть той силы, что призвана, чтоб делать зло, но вечно совершает благо». В этом смысле зло есть добро (точнее, его помощник, «работающий» на благо в конечном счёте; или, более диалектично, зло – внутренний момент добра). Получается, что мы живём в «лучшем из миров», в благом мире. Это ещё и потому, что зло относительно добра – вторично; зло – это отрицание добра; но чтобы было возможно добро отрицать, оно должно существовать раньше зла; зло – это «тень» добра, это добро, потерявшее те или иные степени своего совершенства; зло – это несовершенство, дисгармония, которая и может существовать лишь потому, что есть совершенство и гармония добра. Поэтому зло никогда не сможет восторжествовать над злом, победить его.

 

И) почему Бог не уничтожает зло (проблема теодицеи)

 

Если человек будет создавать зло, а Бог – его уничтожать, то человек будет продуцировать зло и далее, без конца и без края. Проблема заключается в том, чтобы зло преодолевал именно тот, кто его создал – человек, а для этого он должен преодолеть, превозмочь себя, сам стать своим судией, преобразиться, что невозможно без совершенствования человека, без его духовной эволюции. Только тогда зла в мире и человеке станет меньше.

К) есть ли абсолютное добро

 

Абсолютное благо есть Бог. Отсюда обрести преставление об абсолютном благе можно, лишь обретя Бога. Но так как единого представления о Боге для всех людей нет, то нет и представления об абсолютном добре. То есть абсолютное добро – понятие метафизическое. Пребывая в рамках физической реальности, обрести представление о нём невозможно. Мы живём преимущественно в мире относительном, несовершенном, разделённом, материальном; в этом мире может быть достигнуто единство лишь на материальном уровне (экономика, финансы, политика). Но абсолютное добро не из этого ряда, а из высших планов метафизического мира, куда мы не очень-то «попадаем». Вне Бога добро – относительно; лишь обретение Бога позволяет обрести абсолютное добро.

Возможно и другое объяснение неоднозначности представления о добре и зле. Относительность идей добра и зла в нашем мире требует от человека быть непрерывно избирающим существом. Готовых (=абсолютных) ответов на важнейшие вопросы человеческого бытия нет. Каждая конкретная ситуация требует своей конкретной оценки. Всю жизнь человек несёт крест непрерывного выбора, свободы воли. Если бы человеку было изначально дано абсолютное добро, то свобода воли была бы не нужна. Всё это требует непрерывной внутренней работы, непрерывной оценки, готовых рецептов на все случаи жизни нет. Только за счёт этой непрерывной внутренней работы и происходит совершенствование человека. Человек несёт крест постоянного нравственного выбора, что и делает его существом нравственно эволюционизирующим. Причём эта эволюция непрямолинейна: возможны тупики, сомнения, иллюзии, заблуждения, отступления, и лишь через преодоление всего этого – продвижение вперёд. Человек – это существо выбирающее и тем самым выбирающееся из физического мира в метафизический.

 

Л) добро пассивное и активное

 

Понимание зла, не делание зла и не противостояние злу ещё не ведут сами по себе к добру: недостаточно изучить дорогу в ад, чтобы попасть в рай. Действительное зло возможно как добродетель, то есть как практическое и деятельное выполнение человеком долга (вменяемых ему моральных требований). Опыт зла может быть плодотворным лишь как условие пробуждения духовной силы сопротивления злу, однако пробование зла «на вкус» может обернуться и пороком. Согласно, например, зороастрийской традиции, добро и зло являются однопорядковыми началами мира, находящимися в постоянном единоборстве. С точки зрения христианства, действительным абсолютным мировым началом является Божественное Добро, или всеблагой Бог, а зло – результат ошибочных или порочных решений человека (пусть даже спровоцированных диаволом) свободного в своём выборе.

Таким образом, добро и зло не относятся к сфере природно-физических явлений, а являются принадлежностью душевно-духовного мира человека, представая для него нравственной системой координат. Источник зла лежит в самом человеке, в его способности противостоять соблазнам и одухотворять свои душевные устремления. Зло заключено не в самой человеческой природе как таковой, а в неумении и постыдном нежелании самодисциплины, в предании себя стихии страстей, в недостаточном устремлении (или вообще в отсутствии оного) к духовному возвышению и нравственному совершенствованию. Содержательно добро выражается в преодолении обособленности, разобщённости и отчуждённости между людьми, утверждении взаимопонимания и морального равенства, развитии милосердия, гуманности и любви. В конечном счёте добро есть милосердная любовь, а зло – бездуховная вражда.

По своему генезису зло, относительно добра, – вторично; зло, отсюда – это добро, потерявшее степени своего совершенства. Получается, что борьба со злом заключается, по существу, не в борьбе (слишком часто удваивающей зло),а в созидании добра. Чем «больше» будет добра, тем будет «меньше» зла, тем оно будет себя неуютно и неуместно чувствовать. Зло, как дисгармония, не может не саморазрушаться, не разъедаться собственной эрозией, не «злиться» против самого себя.

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Моя философия

Ф И Л О С О Ф И Я... Кемерово...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Подходы в осмыслении ценностей

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Предмет философии
  Предметом любой науки называется круг проблем или сумма событий, которые она изучает. Предмет философии — «океанический», охватывающий всю существующую реальность, и место человека

Вечные вопросы философии
– всегда сохраняющие свое значение и актуальность: что есть «я»? что есть истина? что есть человек? что есть душа? что есть мир? что есть жизнь? «Проклятые вопрос

Объясните цитаты и афоризмы
«Философия – культура ума, наука об исцелении души» (Цицерон) «Кто говорит, что заниматься философией еще рано или уже поздно, подобен тому, кто говорит, что бы

Заполните таблицы
«Предмет философии»     Философия мифология религия наука искусство

Понятие бытия
Бытие — вся существующая реальность. Категория «бытие» относится к числу самых широких философских категорий. Противоположное бытию понятие — «небытие

Проблема развития и самоорганизации бытия
Основные концепции развития: диалектика и синергетика. 1) Диалектика (с греческого — искусство спорить) — учение о всеобщем

Неосновные законы диалектики
Неосновными законами диалектики называются взаимосвязи парных категорий. Целое («то, у чего не отсутствует ни одна из частей» (Аристотель) и часть

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
Антропология — учение о человеке. Философская антропология отвечает на вопрос о сущности человека, его происхождении, будущем, смысле жизни. Центральный воп

Человек — существо развивающееся.
Человек — биологически слаб, у него нет ни острых клыков и когтей, ни мощной физической силы, ни сверхбыстроты и ловкости. Биологически он проигрывает крупным млекопитающим. Человек — «биологически

А) Эволюционная теория
Человек возник в результате эволюции жизни путём естественного отбора. Доказательства: наличие переходных состояний между обезьяной и человеком (австралопитек, неандерталец,

Б) Внеземная
Разумная жизнь — результат космических палеовизитов внеземных развитых цивилизаций. Доказательства: загадочные рисунки (рисунки в пустыне Насха), находки (древнейшие карты з

В) Религиозная
Человек сотворён Богом. Доказательства: прежде всего, это предмет веры; у человека есть ряд качеств, которых нет в природе, и которые есть только у Бога (свобода выбор

Объясните цитаты и афоризмы
«Человек – политическое животное» (Аристотель) «Я намерен посвятить всю оставшуюся жизнь выяснению одного вопроса – почему люди, зная, как поступать хорошо, во благо, поступают

С О З Н А Н И Е
1. Сознание (с лат. – «совокупное знание») —(этимологически) всё то, что осмысливается. Сознание (как оппозиция

Структура сознания
1) чувственно-эмпирический и абстрактно-теоретический уровни Чувственно-эмпирический уровень включает в себя два подуровня: социально

Проблема познаваемости мира
  Есть достаточные основания считать, что мир познаваем (пусть, в каждый момент, и в определённых пределах). На обыденном уровне это следу

Виды истины
Абсолютная –полное, всестороннее, исчерпывающее знание об объекте. Относительная –неполное, неточное, приблизительное знание. Конкретная —

Составляющие процесса познания
Субъект — носитель познавательного действия, объект — совокупность событий или проблем, на которые направлено познание, предмет

Уровни познания
А) Чувственное познание осуществляется посредством зрения, слуха, обоняния, осязания, тактильности. Его основные формы: ощущение, восприятие и представление.

Объясните цитаты и афоризмы
«Самое трудное – познать самого себя, самое лёгкое – давать советы другим» (Фалес) «Утром познав истину, вечером можно умереть» (Конфуций) «Спрашивать о причине в

А) Философия науки
— раздел философии, изучающий понятие, границы и методологию науки. 1. Наука – деятельность по продуцированию, хранению и распространению новых знаний, способах

Отрасли науки
  Наука разделяется на множество отраслей (частных наук). По предмету и методу познания можно выделить науки о природе (естествознание), обществе

В) третья научная революция (кон. XIX — сер. XX в.)
Материя — и как вещество и как электромагнитное поле. Ламарк — целостная концепция эволюции живой природы. Теория клетки, единство происхождения и развития всего живого. Дарвин: причины эволюции —

Объясните цитаты и афоризмы
«То, что принято без доказательств, может быть отвернуто без доказательств» (Эвклид) «Если бы геометрические аксиомы задевали интересы людей, они бы опровергались» (Т. Гоббс)

Потребности, интересы, ценности
Потребности – состояние неудовлетворённости, нужды, которое человек стремится преодолеть. Является движущей силой активности человека, связи с внешним миром, служит основой сущ

Проблема смысла жизни
А. Камю: для человека есть только один фундаментальный вопрос: стоит или не стоит жизнь того, чтобы её прожить?  

Проблема смысла любви
а) любовь – сущностная характеристика жизни, её пиковое состояние По существу, любовь и жизнь (подлинная) – синонимы. Если я никого не люблю, то доказать, что я ест

Проблема смысла смерти
а) зачем человеку открыто знание о смерти Животное не знает, что живёт, не знает, что умрёт… «Человек начинается с плача об умершем»(М. Мамардашвили

Ответьте на вопросы
1. Приведите примеры «вечных» и временных (исторических) ценностей, ценностей общечеловеческих и национальных, корпоративных, семейных, индивидуальных. Каковы сходство и различие между ними?

Заполните таблицу
«Добро и зло» Добро Зло     Напишите, что (какие поступки, отношения, выск

Объясните цитаты и афоризмы
«Зло всегда будет в мире, пока в мире есть свобода. Зло – от свободы человеческой. Человек не хочет счастья, особенно, если оно принудительно, он хочет свободы, своеволия» (Ф.М. Достоевский)

С О Ц И А Л Ь Н А Я Ф И Л О С О Ф И Я
  1. Социальная философия —   раздел философии, призванный ответить на вопрос, что есть общество (как оно возникло, ка

Закрытое и открытое общество
  — понятия, введённые К. Поппером («Открытое общество и его враги») для описания культурно-исторических и политических систем, характерных для различны

Теории прогресса и регресса
1) Теория поступательного развития общества (исторического прогресса): Морган: дикость, варварство, цивилизация; история по Г. Гегелю, формационная теория К.Маркса Французский просв

Моноисторизм и плюраисторизм
От Гесиода до Г.Гегеля и К. Маркса доминировало представление о единой линии истории всего человечества. Европоцентризм этого представления был очевиден уже К. Марксу, который для Востока предложил

Культура и цивилизация
  Культура –совокупность исторически выработанных материальных и духовных ценностей общества, обеспечивающих его воспроизводство и развитие. "Нат

Современное общество
Бесспорно ключевой вопрос любого цивилизованного общества — вопрос его организации. Современное общество организовано исключительно на капитале, что дает ему право называться капиталистическим.

Попытки решения
§ Демографический переход — естественный конец демографического взрыва 1960-х § Ядерное разоружение § Энергосбережение § Монреальский протокол (1989) — борьба с озоновыми

Заполните таблицы
«Общество и природа»   Общество Природа Различия       С

Объясните цитаты и афоризмы
«Человек – общественное животное» (Аристотель) «Человек вне общества — или бог, или зверь» (Аристотель) «Две вещи делают человека богоподобным: жизнь для блага об

Предфилософия
Все первые человеческие сообщества обладали мифологическим (позже, религиозным) мировосприятием. Мифология – мировоззрение, основанное не на теоретически

ВОСТОЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Восточная культура, во многом, в противоположность Западной, являет собой воплощение спокойствия, непротивления. Боясь разрушить хрупкую

ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
— одна из самых древних философий в мире, зарождение её относят к X-IX вв. до н. э., а наиболее древние тексты содержатся в Ведах (до1500 г. до н.э.) Основные черты

Основополагающий текст
«Трипитака» (Три корзины») Буддизм (от слова «будда» – просветлённый, постигший истину) — «атеистическая религия», «океаническое» религиозно-философское учение,

Четыре Благородные Истины буддизма
1. Жизнь есть страдание ( преимущественно материальный земной мир (сансара) стремится подчинить нематериальную душу себе, загоняя её в «тюрьму», «могилу»; 2.

Дзен (чань) буддизм
дзен (санскр. — «сосредоточенное созерцание», медитация, отстранённость) — «сердце Будды» (любовь и великое сострадание) — одна из самых популярных школ буддизма. Осно

Основатели наиболее известных учений
Патанджали (II в. до н. э.) — основатель Йоги, автор «Йога-сутры». Проповедовал необходимость благочестивых упражнений дл

Объясните цитаты и афоризмы
«Нет счастья, равного спокойствию» (Гаутама Сиддхартха) «Никто нас не спасает, кроме нас самих, никто не вправе и никому не по силам сделать это. Мы сами должны пройти по пути, но слова Бу

Особенности китайской философии
  1. Базисная идея – органическое единство человека и мира. 2. Понимание вещей как подвижных, текучих образований. 3. Всё сущее – единство противоположных начал — «Я

Шесть основных философских школ
(«золотой век» китайской философии – 6-3 века до н.э.) Школа Основная проблематика Школа Инь-Ян философия природы

Конфуций (Кун Фу-цзы)
(«Почтенный Учитель»)   Книга: «Четверокнижие» («Лунь-юй» («Суждения и беседы Конфуция»), «Мэн-цзы», «Уч

Система воспитания
  Хотя конфуцианство часто называют религией, в нём нет института церкви, и для него не важны вопросы теологии. Конфуцианская этика не религиозна. Идеалом конфуцианства является созда

Философия.
1. Глядя на море хаоса, в которое превратился Китай, Конфуций увидел в нём лишь один островок стабильности. Всё рассыпалось, осталась лишь семья. Вывод: семья – самая прочная форма отношений между

Основополагающий текст
«Даодэцзин» («Учение о пути к Дао»)   Главные идеи:   1) человек рождён Дао, 2) в ходе своей истории потерял связи с н

Ответьте на вопросы
1) Почему Конфуций ставит на первую ступень воспитания поэзию, на второе – этикет? Какая ошибка была бы допущена, если бы поменять их местами? 2) Есть ли сходство между конфуцианским и рос

Объясните афоризмы
«Глупец жалуется, что люди плохо знают его, а мудрец – наоборот, что он не знает людей» (Конфуций) «Не надо искать чёрную кошку в тёмной комнате, тенм более, если там е

ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ
    Западная культура — представляет собой культуру, ориентированную на динамический образ жизни, ценности технологическо

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
    (Древняя Греция и Рим) (6 век до н.э. – 6 век н. э.) Культурный расцвет — Афины, 5 век до н.э. («Золотой век» Перикла). Наивысшее

Гуманность
Первые греческие философы — досократиаки Первая философская школа – Милетская (6 в. до н.э.) (Фалес, Анаксимен, Анакси

Афоризмы и высказывания
«Этот космос, тот же самый для всех, не создал никто ни из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами разгорающимся и мерами погасающим»

Философия
1. Идея освобождение души путём нравственного и физического очищения с помощью тайного учения (мистическое учение о круговороте переселений души). По Пифагору, вечная душа переселяется с небес в бр

Афоризмы
«Не гоняйся за счастьем, оно всегда находится в тебе самом» «Не суди о своём величии по своей тени при заходе солнца» «Трудно идти по жизни нескольк

Атомисты
(5-4 – 1 в. до н.э.) материалистическая философская школа (Демокрит, Левкипп, Эпикур, Л. Кар)   – считали микроскопиче

Преодоление страха
Аргументы для преодоления страха смерти: а) «Если смерть есть, меня нет, если я есть — смерти нет» (Всё, что человек знает о смерти — знание о чужой смерти. О своей смерти о

Афоризмы
«Пусты слова того философа, которыми не лечится никакое страдание человека. Как от медицины нет никакой пользы, если она не изгоняет болезни из тела, так и от философии, если она не изгоняет болезн

Софисты
(«учителя мудрости») (V – IV в.в. до н.э.) (Протагор, Горгий, Гиппий)   1) нет ничего раз и навсегда данного; отрицание старых традиций, привы

Скептики
( сомнение как принцип мышления, особенно, в надёжности истины) (4 в. до н.э.) (Пиррон, Секст Эмпирик)   1) никогда не может быть рацио­нального осно

Философия
1. Плюрализм – существует множественность архэ, четыре стихии (огонь, воздух, вода и земля) – «корни» вещей; заполняя всё пространство, находясь в постоянном движении, перем

Философия
1. «Человек есть душа» (душа – разум и нравственное ориентированное поведение). Высшая задача – научить человека взращиванию души. “...не о теле вашем должны вы з

Философия
1.Высший вечный совершенный «реальный мир» – «мир идей» (эйдосов), чистых бестелесных истин, полных божественного смысла. Идеи — основа всего мира; целевые причины, заряженн

Афоризмы
«Бедность заключается не в уменьшении имущества, а в увеличении ненасытности» «Бесстыдство – терпеливость души к бесчестью во имя выгоды» «Бог в нас самих»

Основатель Лицея
(«перипатетики» — прогуливающиеся во время философствования)   Личность. Родился в Стагире (отсюда, прозвище Стагирит), отец — Ни

Энциклопедист,
систематизировал всю сумму имеющегося к тому времени знания, написав книги по всем его отраслям: 1) Логика (Органон) («Категории», «Риторика») 2) Ф

Афоризмы
«Друг всем – ничей друг» «Толпа достойна умереть прежде, чем она родилась» «Жить, значит делать вещи, а не приобретать их» «Человек вне общества – или бог, или зверь»

Культура европейского средневековия
  1) Главным мировоззрением, вместо античной мифологии, утверждается христианство 2) Происходит открытие божественной красоты души 3) Тело уходит в тень, растворяетс

Особенности философии
1) Тесная связь с христианством 2) Теологизм и теоцентризм (в отличие от античного антропоцентризма) 3) Ретроспективность (обращение к прошлому), традиционализм (при

Этапы развития средневековой философии
    1) патристика (от лат. Pater – отец) — период «отцов церкви»(2-8 века), рационально обосновывающих фундаментальные основы христианства

Картина мира по Оригену (II-III вв.)
(первая теологическая система христианства)   3) систематическая патристика (IV-V в.в.) – систематизация церковной доктрины, спор о природе Христ

Св. Августин Блаженный
«отец церкви» («самый святой из всех грешников, и самый грешный из всех святых») Главные сочинения: «Исповедь», «О Граде Божием»»

Иоанн Скот Эриугена св. Ансельм Кентерберийский
Иоанн Скот Эриугена, «первый отец схоластики» (тосковавший по эллинской духовности, любящий одинокую, самоцельную игру ума, идеи его осуждены церковью,

Иоанн Росцеллин
«отец номинализма» 1) универсалии – просто слова, или сотрясения воздуха, реально существуют только единичные вещи, нет никаких универсальных реальностей, соответствующих нашим общи

Неотомизм
Главные сочинения: «Сумма теологии», «Сумма философии», «Сумма против язычников» Пять доказательств бытия Бога:

Вера и знание
В идеале, вера (истинная) и знание (истинное) должны сойтись. Ведь это — разные (нерациональный и рациональный) способы познания одного и того же мира. Если же они расходятся, то выбор нужно делать

Признаки красоты
1) Красота — целостна, не частична, не ущербна (если у человека красив только нос, его нельзя считать красивым) 2) В красоте есть соразмерность, г

Ответьте на вопросы
1) Чем отличается, по выражению Б. Паскаля, «Бог философов» от «Бога веры»? 2) В чём сходство и отличия научного и религиозного (христианского) представлений о рождении мира и человека?

Николай Кузанский Н. Коперник
  Николай Кузанский (1401-1464) кардинал католической церкви. Метод ученого незнания. Ученое незнание, есть осознание диспропорции между к

Мишель Монтень
(1533-1592) Франция скептицизм   «Опыты»: 1. Человек – не центр вселенной, не венец творения, не любимец Бога, он –

ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
(XYII – XYIII века)   Общая характеристика: 1) обоснование экспериментального метода в науке (Ф. Бэкон, И. Ньютон);

Томас Гоббс
(1588-1679 гг.) материализм, эмпиризм, теория общественного договора     «Левиафан», «О теле»:

Джон Локк
(1632 — 1704) Англия сенсуализм «Опыт о человеческом разумении»:   1.Материальный мир, ограниченный по про

Рене Декарт
(1596-1650) «отец западного рационализма» (от фамилии Карт – «картезианство», «картезианской» называют западную рациональную философию)   Родом из не

Я сомневаюсь, значит я мыслю.
4. Я мыслю, следовательно я существую (контртезисы: «Я чувствую, следовательно я существую» (Дж, Локк); «Я стыжусь, следовательно я существую» (В. Со

Блез Паскаль
(1623-1662) «Мысли»:   1. Человек — «мыслящий тростник», поразительное сочетание слабости, хрупкости – и величия ума

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.
Говорите как все, но думайте по-своему. Люди безумны, и это столь общее правило, что не быть безумцем было бы тоже своего рода безумием. Красноречие — это живопись м

Бенедикт Спиноза
(1632-1677) Нидерланды монизм, пантеизм Родился в семье купца, после смерти отца возглавил его дело. За вольномыслие был отлучён от церкви и подв

Свобода — это познанная необходимость.
Чтобы достичь большей степени свободы, считает Спиноза, человеку необходимо: максимально познать необходимость в виде субстанции (Природы-Бога) — внешней причины всего

Готфрид Лейбниц
(1646-1716) Германия идеализм, плюрализм В 20 лет закончил Лейпцигский университет, но из-за юного возраста не получил степень доктора (вскоре защити диссертацию). Был би

Джордж Беркли
(1685-1753) Ирландия субъективный идеализм «Быть – значит быть в восприятии или воспринимать» Родился в семье дворянина.

Жан-Жак Руссо
(1712-1778)   Рано потерял мать, воспитывался отцом. Работал подмастерьем гравёра. Богатая покровительница помогла ему заняться самообразованием. Получил премию Академии за «

Дени Дидро
(1713-1784) Франция материалист-просветитель Родился в семье ремесленника-ножовщика, закончил иезуитском колледж, получил звание магистра искусств. Жил впро

Вольтер
(1694-1778) «Философские письма», «Карманный философский словарь», «Бог и люди»: 1. Критика идеализма, антиклерикализм (о церкви: «раздавите гадину»), сенс

Жульен Ламетри
(1709-1751) механистический материализм, сенсуализм Занимался богословием и медициной. На основе наблюдений за своей болезнью пришёл к выводу, что духовная деятел

Фридрих Ницше
(1844-1900) «философия жизни» Родился в семье лютеранского пастора, был одарён гениальными способностями, музыкален, дружил с Р. Вагнером, поклонник философии А. Шопенгауэр

Людвиг Фейербах
(1804-1872) антропологический материализм   «Сущность христианства»:   1. Не Бог создал человека, а человек соз

Артур Шопенгауэр
(1788-1860) иррационализм, пессимизм   «Мир как воля и представление»:   1. Мир — Хаос, подчиняющийс

Георг Гегель
(1770-1831) объективный идеализм   «Феноменология духа», «Наука логики», «Философия истории»:   1. Философия может быть тольк

Русская философия
Особенности: 1) религиозность, 2) нерациональность (Д. Фонвизин «Недоросль»: «ум, коли он только ум, — сущая безделица»), несистемность (женственность русс

Расцвет — середина 19- первая половина 20 вв.
Славянофилы (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, Ю.Ф. Самарин, К.С. Аксаков) и западники(А.Н. Герцен, П.Я. Чаадаев, К.Д. Кавелин, В.Г. Белинский) (40-50 гг. Х1Х

Д.С. Мережковский
(1866-1941) религиозный философ, один из основателей русского символизма, выдвигался на Нобелевскую премию, муж поэтессы З. Гиппиус  

П.А. Флоренский
(1882-1937) «Новый Леонардо да Винчи», окончил Московский университет, духовную академию, энциклопедически образован, полиглот, разносторонне талантлив (от искусства, лингвис

Н. А. Бердяев
(1874—1948) христианский экзистенциализм персонализм   Увлекался марксизмом, участвовал в социал-демократическом движении, был арестован, искл

Особенности современной философии
1) Цели исследования смещаются с метафизической проблематики на субъекта. При этом сам «субъект» определяется по-новому – как конкретный, «живущий», чувствующий человек. Таким образом, центральной

Экзистенциализм
(к. 19 — 20 вв.) «философия существования»       А. Камю, Ж.-П. Сартр, К. Ясперс («Смысл и назначение истории»),

Страх — наивысшее достижение человека, только в нем открывается истинное существование
3. Способы отношения к абсурду: образ Дон-Кихота (уход в собственный внутренний мир), образ Дон-Жуана (бег от самого себя), образ Сизифа (умении н

Жан-Поль Сартр
(1905-1980) Франция атеистический (секулярный) экзистенциализм Нобелевский лауреат по литературе (1964) (отказался от премии)  

Философская антропология
«Положение человека в космосе», Х. Плеснер «Ступени органического и человек», А. Гелен «Человек. Его природа и положение в мире», Э. Кассирер «Философия символичес

Персонализм
(от лат. persona — личность) к. 19-20 вв. (Россия, США, Франция) — экзистенциально-теистическое направление в философии, признающее л

Неотомизм
(кон.19- наст. время) современная версия томизма, учения Фомы Аквинского официальная философия католицизма,     Жак Маритен

Марксизм и неомарксизм
(втор. пол. 19 – 20 вв.) диалектический материализм, исторический материализм   Карл Маркс (1818-1883)

Неомарксизм
школа праксиса, фрейдомарксизм, Фра́нкфуртская шко́ла (Т. Адорно, М. Хоркхаймер, Г. Маркузе, Э. Фромм, Ю. Хабермас)

Зигмунд Фрейд
(1856-1939) Австрия   «Психология бессознательного», «Я и Оно»: 1. Новая антропологическая революция, разворачивающая

Карл Юнг
(1875 — 1961) Швейцария «Отношения между Я и бессознательным», «Человек и его символы»: 1. Наряду с личным бессознательным (откры

Эрих Фромм
(1900-1980) неофрейдизм (фрейдо-марксизм), Франкфуртская школа   «Бегство от свободы», «Быть или иметь», «Искусство любви»:

Позитивизм
(19 – 20 вв.) возник во Франции Огюст Конт (1798-1857) Четыре этапа развития позитивизма: 1) Классический 1830-185

Герменевтика
(19-20 века) Германия Ф. Шлейермахер, Х.-Г. Гадамер: 1) понимание – фундаментальный способ человеческого существования; осуществляется в ра

Эдмунд Гуссерль
Германия (1859-1938) «Логические исследования», «Идеи к чистой феноменологии»:   1) Феномены – по

Постмодернизм
(кон. 20 века) Франция ("постмодернизм" — то, что следует за современной эпохой, за модернизмом, то есть, за рациональным, системным мышлением Нового Вр

Мишель Фуко
(1926-1984) Родился в состоятельной семье, отец — успешный хирург. В школе не отличался большими успехами. Получил прозвище Полишинель. Преподавал во Франции, Т

Новое время
человек - сложная машина человек - порождение природы человек разумен человек изменяет мир с помощью знаний человек революционным образом ме

Нарисуйте свою модель мира.
уточните: 1) имеет ли она сходство с христианским, буддистским, платоновским, гегелевским, марксистским, соловьёвским или иным представлением? 2) из каких частей

Постарайтесь убедительно аргументировать все свои доводы.
Так что же я извлёк из курса философии? 1. 2. 3. 4……………………………………………………………………………… Так зачем же я живу? 1. Для

Список иллюстраций
На обложке – центральный фрагмент фрески Рафаэля Санти «Афинская школа». Образы спорящих Платона (указывающего перстом вверх) и Аристотеля (показывающего рукой вниз), символизирующих две осн

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги