рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Познание

Познание - раздел Философия, Философия. Лекции   Что Такое Познание? Познание Есть Деятельность По По...

 

Что такое познание?

Познание есть деятельность по получению, хранению, переработке и систематизации полученной информации.

 

Что интересует философию?

1. Сущность процесса познания и познавательных отношений.

2. Возможность познания окружающего мира.

3. Формы и закономерности перехода от поверхностного постижения явлений действительности к их сущности.

4. Истина и её критерии.

5. Роль познания в жизни каждого человека.

 

Сущность познания

История развития философской мысли свидетельствует о том, что понимание сущности познания связано с решением вопроса о познаваемости мира. При обсуждении этого вопроса сформировались различные подходы.

Две крайние точки зрения: агностицизм и гносеологический оптимизм.

 

Агностицизм

Агностицизм и скептицизм (форма агностицизма) отрицательно оценивали возможность познания. Речь достаточно часто шла не об абсолютной недостоверности наших знаний, а лишь о невозможности достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества, в то время как возможность познания феноменологической стороны мира, данной в ощущениях или рассудке человека, не отрицалась.

 

Формы агностицизма

Софисты – 5 в.д.н.э. (Протогор, Горгий, Гиппий) были убеждены в недостижимости достоверного общезначимого знания, поскольку, как говорил Протагор, человек является мерой всех вещей, то, следовательно, как оно кажется, так оно и есть.

Античные скептики – 4-1 в.д.н.э. (Пиррон, Тимон, Секст-Эмпирик, Энесидем) считали достоверными лишь чувственные восприятия и полагали, что каждому утверждению о сущности предметов всегда можно противопоставить противоречащее ему, а потому лучше воздержаться от окончательных суждений.

Пиррон сомневался даже в своем собственном существовании.

 

10 тропов (способов) обоснования скептицизма

1 способ основывается на разнообразии живых существ, которые по-своему воспринимают мир. А собака мало, чем уступает человеку.

2 способ основан на различии между людьми, когда одно и тоже оказывает на разных людей разное воздействие.

3 способ основывается на различном устройстве органов чувств, вследствие чего один и тот же предмет воспринимается различно разными органами. Мед на вид неприятен, на вкус же приятен.

4 способ основан на различии в условиях восприятия одно и того же предмета одним и тем же органом чувств. Например, влюбленному в урода, урод представляется прекрасным.

5 способ основывается на разнице в положениях, расстояниях и местах. Шея голубя меняет свой цвет в зависимости от ее наклона. Корабль вдали мал, а вблизи велик.

6 способ основывается на роли примесей к предмету, так как ничто не существует изолированно, к тому же при восприятии субъекта примешивается его разум.

7 способ основан на соотношениях вещей и устройствах предметов. Песок и мягок в целом и жесток в своих песчинках. В малых количествах одно полезно, а в большом вредно. Яд, например.

8 способ основан на том, относительно чего, ведь все существует в отношении к чему-нибудь. Трудно сказать, что представляет из себя каждая вещь в чистом виде.

9 способ основан на постоянной или редкой встречаемости, когда одни вещи кажутся ценными, поскольку редко встречаются.

10 способ основывается на различиях в обычаях, законах, верованиях, догматических предложениях.

 

Первые четыре тропа называются тропами «от судящего», так как связаны с различиями в самом субъекте. 7 и 10 тропы относятся «от подлежащего суждению», «от того и другого» – 5, 6, 8, 9.

 

Агностицизм в Новое время

Д.Юм (1711-1776) утверждал, что невозможно доказать существование причинно-следственных связей, есть лишь субъективная причинность – наша привычка, ожидание связи одного явления с другим.

 

И. Кант (1724-1804) не сомневался в существовании вне сознания “вещей самих по себе”, но считал познаваемыми лишь их явления, то есть представления, которые они производят, воздействуя на наши органы чувств.

 

Агностицизм на рубеже XIX-XX веков

С усилением роли научных понятий возникает конвенционализм. Согласно конвенционализму, научные теории, понятия являются не отражением объективного мира, а продуктом соглашения между учеными. Такова позиция известного математика А.Пуанкаре (1854-1912).

В XX веке с конвенционалистскими установками выступили К.Поппер (1902-1994), И.Лакатос (1922-1974), П.Фейерабенд (1924-1994) и многие другие ученые.

 

 

Гносеологический оптимизм

Познанию доступно всё.

Познание есть отражение, субъективный образ объективной деятельности. Поэтому в ходе познавательной деятельности человек формирует объективно-истинное знание.

Аристотель, французский материализм XVIII века, марксистская философия.

 

Ограничения теории отражения

Однако только одного указания на отражающий характер познания недостаточно. Недопустимо игнорирование активности субъекта, роли практики в познании. То есть познание не есть просто отражение действительности, это – активное отражение, в ходе которого осуществляется воспроизведение объекта в его собственной определенности, так как он существует сам по себе.

 

Цель познания и понятие объективности

Главная цель познавательных действий, осуществляемых в ходе отражения, сводится к достижению объективно-истинного знания. Требования объективности включают в себя два существенных момента:

воспроизведение предмета в его собственных объективных формах, то есть, так как он существует сам по себе независимо от субъекта;

постижение его в тех формах, которые он приобретает, будучи включен в отношение к человеку, обществу, деятельности людей, их отношениям, то есть в форме ценностно-смыслового бытия.

 

Специфика познавательной деятельности

Познание осуществляется через совместную деятельность людей. Даже, если в качестве субъекта выступает индивидуум, то и он, будучи включен в социо-культурную реальность, познает не в одиночку, а опирается на знание других субъектов, соглашаясь с одними и оспаривая других. В ходе коллективного освоения объекта в познании важная роль принадлежит обмену идеями. Формой такого обмена является диалог. Через диалог, взаимное обсуждение, утверждение – отрицание осуществляется движение к истине.

 

Формы и методы познания

Цель познания – все более глубокое и полное познание мира, получение нового знания, построение новых теорий. Это достигается посредством форм чувственного и рационального познания, которые внутренне взаимосвязаны, взаимопроникают в друг друга. Однако значение каждой из названных ступеней познания часто оценивается неоднозначно. Свое выражение противоположные оценки нашли в эмпиризме и рационализме – важнейших тенденциях развития философской мысли.

 

Эмпиризм

Сущность эмпиризма сводится к утверждению решающей роли чувственного опыта как источника познания. Эмпиризм тесно связан с сенсуализмом, подчеркивающим роль органов чувств, через деятельность которых формируется чувственный опыт. Исторически эмпиризм возник в древней философии, его элементы имели место в средневековой философии. Расцвет эмпиризма пришелся на XVII-XVIII вв. Основоположником и крупнейшим представителем эмпиризма стал Ф.Бэкон, эмпиризм развивался Дж.Локком, а также многими представителями философии Нового времени и Просвещения. Широкое распространение эмпиризм получил и в середине XIX века, выступив в качестве гносеологической основы позитивизма.

 

Рационализм

Сторонники рационализма противопоставляли абстрактное мышление способности к чувственному познанию, считали чувственное знание вероятностным, приблизительным, недостоверным. Именно в XVII-XVIII вв. рационализм в философии Р. Декарта, Б.Спинозы, Г. Лейбница был систематизирован и привел к возникновению нового понятия науки и научного метода. Рационализм эпохи Просвещения отличался оптимизмом, верой в неограниченную силу человеческого познания. В последующие века европейский рационализм получает дальнейшее развитие в трудах И.Канта, Г.Гегеля, марксистской философии.

 

Иррационализм

В качестве критиков рационализма, абсолютизирующего роль логического, понятийного мышления в познавательном процессе, выступили в XIX-XX вв. философы ряда направлений: романтизма, философии жизни, экзистенциализма и др. В данных концепциях мы имеем предельное противостояние рационализму – иррационализм. Иррационализм ограничивает возможности рационального познания и противопоставляет ему определенным образом интерпретируемые созерцание, интуицию и озарение, чувства и инстинкты, веру, волю и т.д.

 

Чувственное познание

Чувственное познание возникает при непосредственном взаимодействии субъекта с объектом, с внешним миром и внутренним духовным миром самого человека. Оно включает в себя ощущения, восприятия, представления.

Ощущения – отражают отдельные свойства объектов – красное, сладкое, твердое и т.д. Восприятие – образ предмета в целом. Мы, например, видим не только его отдельные свойства, но и целостные характеристики – форму, величину, объем, то есть воспроизводим предмет в единстве его свойств, как целое.

 

Представление – это чувственный образ предмета, с которым субъект непосредственно не взаимодействует, но который частично или полностью воспринимался ранее.

На основе полученных впечатлений формируются новые чувственные образы, которые ранее вообще не воспринимались, или для которых отсутствуют реальные прототипы. Это – воображение.

 

Рациональное познание

Однако чувства позволяют отразить лишь внешние свойства предмета, не проникая в глубь явлений. Это по силам абстрактному мышлению, оперирующему понятиями.

Понятие – знание, отражающее в обобщенной форме предметы и явления действительности и связи между ними.

Все понятия образуются путем обобщения.

 

Существуют различные способы обобщения, результатом которых является преобразование понятий, имеющих различный гносеологический статус. Одни из них строятся на основе выделения общих признаков, при отвлечении от различий. Сопоставим понятия «овчарка», «собака», «животное». Они различаются по степени обобщенности. Понятие «собака» шире, чем понятие «овчарка», а понятие «животное» шире, чем «собака». Возрастание обобщенности понятий происходит за счет того, что признаки, отличающие предметы друг от друга, все более отбрасываются. Такого рода понятия принято называть абстракциями. Они важны в познании, позволяя классифицировать предметы по определенным группам, сравнивать, отождествлять и различать их.

Возможны понятия и другого рода, называемые конкретными. Будучи абстракциями, такие понятия отражают явления не односторонне, а многосторонне. Их особенность состоит в том, что здесь наряду с выделяемым общим сохраняется и особенное, и даже единичное. Так, если в виду имеется понятие производства в виде конкретного понятия, то предполагается, что в нем указывается не только абстрактно общее, но и выделяются особые признаки конкретных видов производства (первобытно-общинный, рабовладельческий, феодальный и т.д.) Под особым и единичным в таких понятиях имеются в виду не чувственно-наглядные, а существенные признаки конкретных видов производства.

Эвристическая роль конкретных понятий исключительно велика. Они позволяют осуществлять познание объекта с учетом конкретных условий его существования, в многообразии его связей. Такое мышление носит название конкретного, отличающегося от абстрактного, в котором отвлекаются от конкретной ситуации. Пример противоположности абстрактного и конкретного мышления дает Гегель в своей работе «Кто мыслит абстрактно».

Абстрактное и конкретное мышление есть проявление двух уровней рационального познания – рассудка и разума. Рассудок и разум как познавательные способности, уровни самого мышления различались уже в древней философии. Большое внимание их роли в познании уделяли представители немецкой классической философии. И.Кант отмечал, что «всякое познание начинается с чувств, переходит затем к рассудку и заканчивается в разуме, выше которого нет в нас ничего для обработки материала созерцания и для подведения его под высшее единство мышления»

Рассудок – исходный уровень мышления, его дискурсивная форма. Оперирование понятиями здесь подчиняется строгим правилам, законам, схемам. Мышление невозможно без рассудка. Без рассудка нельзя обойтись и в повседневной жизни, где приходится решать утилитарные задачи, правильно ориентироваться в устойчивых жизненных условиях и приспосабливаться к их изменениям (повседневное житейское мышление нередко называют здравым смыслом). Рассудочное мышление играет чрезвычайно важную роль и в науке. Наука не может развиваться без соблюдения строгих логических правил, четких высказываний и доказательств.

Разум – высший уровень мышления, для которого характерна творческая деятельность с понятиями. Разум и рассудок тесно связаны, но в отличии от рассудка разум способен выходить за пределы уже имеющегося знания, порождать новые понятия, способен формулировать принципы (законы), объединяющие правила рассудка, выдвигать новые функциональные идеи и ценности. Разум схватывает сущность вещей, законы их развития, диалектическое единство противоположностей. С его помощью субъект формулирует цели познания, выявляет реальное значение предметов в составе комплекса явлений, придает смысловое содержание понятиям.

В мышлении понятия не выступают разрозненно, они определенным образом связаны между собой. Формой связи понятий друг с другом является суждение. Суждение есть высказывание о предметах или явлениях, состоящее в утверждении или отрицании чего-нибудь. Например, утверждения «золото – металл», «все металлы электропроводны», «человек не бессмертен» – примеры суждений. Мыслить – значит высказывать суждения. С помощью суждений мысль получает свое развитие. Это, например, выражается в том, что, начав с частного определения, мысль переходит к более общему положению, а от него даже к закону.

Суждение в свою очередь связано с умозаключением. Умозаключение представляет собой рассуждение, в ходе которого из одного или нескольких суждений (посылок) выводится новое суждение (заключение), логически вытекающее из посылок. С помощью умозаключений человек проникает в такие сферы действительности, которые скрыты от непосредственного усмотрения. Имеются два типа умозаключения – индуктивное и дедуктивное.

Индукция состоит в переходе от частных суждений к общим. Например, в течение определенного исторического периода выясняется, что отдельные представители того или иного коллектива смертны. Можно сформулировать вывод: все люди смертны. Индукция, таким образом, обобщает результаты эмпирического исследования, раскрывает движение от единичных предметов того или иного вида к характеристике вида в целом. Индукция может быть полной или неполной. На практике и в познании в ходе приобретения новых знаний чаще используют неполную индукцию.

Обратное движение мысли – дедукция. Это – движение от общего к частному. Все люди смертны, поэтому я, вы, они когда-нибудь умрем.

Имея общее положение и положение, которое относит данное частное событие к этому общему положению, каждый человек может сформулировать вывод независимо от своего наглядного опыта. Дедуктивное умозаключение – источник получения нового знания.

Дедуктивная посылка может быть принята в качестве гипотезы, которая выдвигается ради решения поставленной проблемы. Проверка гипотезы совершается посредством проверки выведенных заключений. В итоге гипотеза может в чем-то изменяться или даже заменяться другой, более достоверной. Однако не сама проверка делает гипотезу истинной или ложной. Если гипотеза соответствует предмету, то она истинна, а, если – нет, то ложна. Следует иметь в виду, что почти всякая теория в начале является гипотезой. Развитие любой науки в том и состоит, что в ней постоянно ставятся новые проблемы, для решения которых выдвигаются новые теории, гипотезы.

В науке дедукция проявляется и в аксиоматическом методе, сущность которого состоит в том, что теория строится из совокупности некоторых исходных положений, аксиом.

Индукция и дедукция неразрывно связаны, являются двумя сторонами одного познавательного процесса. Так, дедукция опирается на результаты индукции. В свою очередь, если индукция была неполной, то дедуктивные выводы из нее позволяют объяснять и неисследованные стороны предмета. Идя от общего, приходят к пониманию отдельных явлений.

В познании важную роль играют операции анализа и синтеза. Анализ – способ познания, основанный на расчленении целого на составные части. Напротив, синтез заключается в соединении отдельных частей в единое целое.

Анализ и синтез сформировались в ходе предметной деятельности, которая определяет, с какого уровня, какие признаки, стороны объекта будут выделяться в абстракции. Это важно потому, что любой предмет обладает бесконечным количеством составляющих его элементов, и если бы анализ преследовал задачу разложения на все составные части, а синтез – сбор всего имеющегося материала, то цель оказалась бы не выполнимой. Например, если мы исследуем человеческое тело, то на уровне атома мало, что понятно о взаимодействии различных органов. Поэтому задачи познания нацеливают нас на выделение нужного уровня исследования.

 

Эмпирический и теоретический уровни научного познания

Различие эмпирического и теоретического иное, чем чувственного и рационального. Нельзя согласиться с мнением, согласно которому термины «чувственное» и «рациональное», с одной стороны, «эмпирическое» и «теоретическое» – с другой, употребляются соответственно как синонимы. Необходимо видеть различие чувственного и эмпирического, рационального и теоретического. Однако вместе с тем следует видеть и их внутреннее единство. Чувственное и рациональное включены в состав эмпирического и теоретического, составляя тот «материал», из которого они образованы. При этом, если значимость чувственного опыта большая в эмпирическом познании, то в теоретическом преобладающее значение имеет рациональное.

 

Эмпирическое и чувственное знание

Было бы ошибкой видеть в эмпирическом знании непосредственное описание объективной действительности. Например, когда ученый смотрит на показания амперметра и записывает в отчете: «Сила тока равна 5 ампер», он вовсе не имеет в виде описание непосредственного наблюдения «черная стрелка прибора остановилась около цифры 5». Результатом его протокольной записи является именно определенная интерпретация непосредственного наблюдения, предполагающая знание некоторой теории, на основе которой был создан данный прибор.

 

Эмпирический и теоретический уровни научного познания

Знание, содержание которого может быть выражено терминами и предложениями, относящимися непосредственно к наблюдаемым явлениям или опытным данным представляет собой эмпирический уровень познания; это процесс непосредственного взаимодействия субъекта и объекта познания;

знание, содержание которого не имеет непосредственного чувственного носителя – коррелята - теоретический уровень.

 

Эмпирический и теоретический уровни научного познания

Эмпирическое и теоретическое должны рассматриваться в диалектическом единстве как взаимообусловливающие формы единой познавательной деятельности. Обращение к реальной исследовательской деятельности убеждает в том, что разделение эмпирического и теоретического во многом условно, относительно. Ни одно описание факта, ни один анализ источников не осуществляется без привлечения теоретического арсенала знания. Даже при самом элементарном наблюдении и фиксации опытных данных мы пользуемся теоретическими понятиями.

 

Методы эмпирического познания:

Наблюдение есть вид восприятия, характеризующийся особой целесообразностью и, тем самым, отличающийся от эстетического восприятия.

В отличие от наблюдения, только фиксирующего свойства предметов, научный эксперимент есть наблюдение предмета, который изменяется или ставится в специально созданные условия. Эксперимент тем самым позволяет исследовать явление в максимально очищенном виде.

 

Методы эмпирического познания:

Измерение – процедура сравнения двух величин, в результате которой экспериментально устанавливаются отношения между искомой величиной и другой, принятой за единицу (эталон).

Сравнение – процедура, устанавливающая тождество (сходство) или различие исследуемых пар объектов, явлений по какому-либо признаку, свойству, отношению.

Наглядное моделирование – создание с помощью изобразительных средств неких условных моделей.

Наглядное моделирование применяется как при исследовании макрообъектов, так и микроявлений при познании природных и социальных явлений. Так, особые задачи возникают в познании чувственно ненаблюдаемых квантово-механических объектов, которые обладают еще и странностью, имея противоречивые квантово-волновые функции. Некоторые ученые, имея в виду «странности» элементарных частиц, вообще, предложили оказаться от принципа наглядности при построении физических теорий. Но этот путь оказался неприемлемым для развития науки, нуждающейся в опоре на чувственный опыт. Ученые использовали метод моделирования, создавая условные модели элементарных частиц, где в качестве изобразительных средств преобладают корпускулярные (телесные, корпускула – это частица) характеристики. Так, атом представляется в виде миниатюрной солнечной системы.

 

Эмпирический и теоретический уровни научного познания

Эмпирическое исследование само по себе не дает необходимого и всеобщего знания, не может достаточным образом доказать необходимость явлений, выразить их в процессе диалектического развития. Только теория дает всеобъемлющий, всесторонний анализ действительности, рассматривая совокупность всех противоречивых тенденций, вскрывая сущность вещей, их внутреннюю необходимость и закономерность. Теория не есть просто суммирование эмпирических данных, ибо она формируется в процессе диалектического перехода от явления к сущности, от абстрактного к конкретному, от единичного к всеобщему, от случайного к необходимому.

 

Творческое преобразование знаний делает невозможным простое сведение теоретического к эмпирическому, которое считается само собой разумеющимся в рамках гносеологии неопозитивизма. Это принципиально неверно, ибо теоретическая деятельность связана с продуцированием новых знаний иного качества, иных измерений. В этом состоит важнейшее проявление творческой природы научного познания.

Итак, теоретическое познание отражает наиболее глубокую сущность объекта на определенной стадии развития познания. Тем самым оно позволяет дать наиболее полное и адекватное объяснение тех или иных явлений.

 

Методы теоретического познания:

Идеализация, формализация, генетический метод, экспликация и экстраполяция, системный подход, метод восхождения от абстрактного к конкретному, исторический и логический метод, диалектический метод.

Идеализация – процедура, целью и результатом которой является создание (конструирование) особого типа предметов – так называемых идеальных объектов.

Генетический метод – изучение происхождения предмета, в том числе причин, приведших к его возникновению, механизм становления.

Формализация – совокупность познавательных операций, обеспечивающих отвлечение от значения понятий теории с целью исследования ее логического строения или для эффективного получения логически выводимых результатов.

Экспликация – явное определение или уточнение значения и смысла отдельных, широко используемых в науке терминов, как правило, имеющих не одно, а несколько значений (например, вероятность, детерминизм, закон, формализация, вывод).

Экстраполяция – экстенсивное приращение знания путем распространения следствий какого-либо тезиса или теории с одной сферы описываемых явлений на другие сферы (предметные области).

Восхождением от абстрактного к конкретному – состоит в движении мысли от абстрактных, бедных по содержанию понятий к целостному воспроизведению предмета.

Абстрактное – сторона, аспект, часть целого, фрагмент действительности, нечто неразвитое, обособленное. Человек.

Конкретное – это понятия, которые воплощают в себе богатство индивидуального, особенного, отдельного.

Конкретное выступает в двух формах: чувственно-конкретное, с которого начинается познание, и мысленно-конкретное, завершающего исследование на основе синтезирования ранее выделенных абстракций. В процессе восхождения от абстрактного к конкретному осуществляется изложение уже имеющегося знания. Однако это не значит, что для этапа первоначального исследования характерно только движение от предметно-конкретного к абстрактному, а для изложения научного знания используется лишь восхождение от абстрактного к теоретически конкретному; оба эти процесса едины и взаимопереплетены. Восхождение от абстрактного к конкретному есть не только метод научного изложения, но и предполагает выявление новых связей и сторон действительности, углубленного познания сущности, а также отражение развития самого предмета.

Важными методами теоретического познания являются историческое и логическое, помогающие проникнуть в сущность предмета, определить его состав и структуру, выявить новые функции, особенности развития и т.д.

Исторический метод познания заключается в воспроизведении той последовательности, в которой определенные формы предмета играли решающую роль в процессе развития и, кроме того, показывает переходы от одной формы к другой.

При логическом исследовании предмет изучается тогда, когда система отношений сформировалась, и ее элементы находятся во внутреннем единстве с другими элементами, при этом исследование объекта производится в статике. Соотношение исторического и логического можно рассматривать как соотношение результатов процесса познания с историческим развитием самого познания.

Диалектический метод познания объектов заключает в себе требование нахождения их основных внутренних противоречий, а также их внешних противоречий с окружающей средой, требование учета целостности системы и взаимосвязи всех ее сторон, возможных скачкообразных изменений ее состояний, связи этих изменений с теоретическими и практическими интересами исследователя и общественных структур.

Системный метод – взгляд на предмет научного изучения как на некоторую систему. Моделируя объект как систему, исследователь должен разложить его на определенное множество элементов, а также сформулировать определенное множество отношений между ними. При этом предполагается, что системная модель объекта А способна объяснить все его существенные свойства и отношения, а также интегральное поведение объекта А в целом, хорошо согласуясь при этом с эмпирическими данными о нем, полученными путем систематического наблюдения и эксперимента. Другим следствием системного подхода является допущение о его целостности, что означает принятие гипотезы о наличии интегральных законов его поведения, не сводимых к сумме законов функционирования его отдельных элементов.

 

Заключение

1.Выражением различия теоретического и эмпирического способов познания является глубина отражения объективной реальности, а также степень обобщенности явлений. С этим связаны и познавательные функции 2 уровней. Важнейшие функции науки – описание, объяснение, предвидение. При этом, описание – это функция, преимущественно относящаяся к эмпирическому уровню, в то время как объяснение и предвидение есть функции лишь теоретического знания.

2.Важнейшей чертой, разделяющей эмпирическое и теоретическое, является характер их связи с практикой и предметным миром. Эмпирическое знание непосредственно вырастает из практики, теоретическое же связано с ней опосредованно.

 

 

Тема 6.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Философия. Лекции

Тема Предмет философии Общее... Бытие...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Познание

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Предмет философии
План •Общее понимание философии •Возникновение и особенности развития философии •Определение философии •Специфика философского знания •Структура философ

Материя
  Определение материи Материя – одна из чрезвычайно широких философских категорий. В отечественной философии сложилось ее понимание как объективной реальности, данной нам в о

Понимание сознания у неоплатоников
Соединив положения Аристотеля об уме и теорию идей Платона, представители неоплатонизма рассматривают Ум как само себя мыслящее мышление. Ум имеет две стороны: та, которая обращена к Единому – един

Сознание в древнеиндийской философии
В состоянии бодрствования познается внешний мир и происходит взаимодействие с ним. Атман наиболее далек от истины о том, что он есть Брахман, так как наименее свободен от грубой материи. Это состоя

Иррационализм о сознании
В иррационализме, характерном для многих философских концепций второй половины ХIХ и начала ХХ веков, сознание часто отождествляется с волей, интуицией, воображением, аффектами. Так, философия жизн

Марксизм о сознании
Для марксизма характерно выделение, прежде всего, предметной стороны сознания. Поэтому он оперирует такими понятиями как идеологическое сознание, общественная психология, надстройка и массой других

Отечественная философия советского периода о сознании
Для классификации историко-философского материала по проблеме сознания использовался так называемый основной вопрос философии. Позиция, занимаемая философами по вопросу о взаимоотношениях материи и

Русская дореволюционная философия о сознании
Для русской философии присуща размытость границ между сознанием и бессознательным, поскольку последнее лежит ближе к поверхности сознания, не так проработано сознанием, как в западной мысли. Поэтом

Заключительные предположения о сознании
На начальных этапах развития философии в период философского синкретизма многоаспектность рассмотрения сознания обогащала его содержание и способствовала продвижению вперед. В настоящее время сущес

Самосознание и самопознание
Понятие «самосознание» шире понятия «самопознание», поскольку помимо познания себя, самосознание предполагает также эмоционально-ценностное и деятельностно регулятивное отношение к себе. &

Механизмы формирования самосознание в истории философии
У Р.Декарта самосознание опирается на принцип непосредственной данности психического, согласно которому внутреннему взору человека его духовная жизнь открывается такой, какой она является на самом

Сознание и бессознательное
    Определение Бессознательное – это психическое состояние, процессы, операции, их совокупность, которые не осознаются субъектом, но в то же время оказывают де

Социальная структура общества
  Определение общества Общество, в широком смысле слова, представляет собой результат взаимодействия людей в целом, комплекс сложных отношений человека с природой, всю совоку

Смысл Жизни
Актуальность проблемы Современная кризисная ситуация и беспомощность экономического, философского и любого другого знания в плане влияния на нее в благоприятном направлении вновь заставляю

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги