рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Понятие общества

Понятие общества - раздел Философия, Философия, ее предмет и метод Всякое Общество Состоит Из Живых Человеческих Индивидов. Это Значит, Что Опре...

Всякое общество состоит из живых человеческих индивидов. Это значит, что определенная совокупность индивидов является предпосылкой существования общества. Однако, как бы это ни казалось важным, любая сколь угодно большая совокупность людей, если они взяты в их изолированности друг от друга, не создает общества. Для того чтобы эта совокупность индивидов образовала общество необходимо, чтобы люди вступили в общение и чтобы само это общение носило устойчивый характер.

Таким образом, первым (исходным) признаком общества будет определенная форма общения (взаимодействия) людей.

Возникает вопрос: почему люди, составляющие общество вступают в общение?

Прежде всего, потому, что это обусловлено их первичными социальными потребностями: потребность в совместном труде и сотрудничестве, потребность в производстве и/или воспроизводстве необходимых условий и средств существования; потребность во взаимной защите и поддержке друг друга в борьбе с силами природа и т.д. Именно в силу этих потребностей и возникает общество и общественная жизнь.

Всякое общество характеризуется:

1. Определенной формой совместного проживания и освоения территории;

2. Способом производства (и воспроизводства) действительной жизни: производства средств к существованию и воспроизводства человеческой жизни путем деторождения;

3. Наличием устойчивых (прочных) связей и отношений, закрепленных определенной системой социальных норм и ценностей, соответствующим им распределением социальных статусов и ролей;

4. Сознанием своего единства как целого, своей самостоятельности и уникальности, выражающегося в определенных представлениях и идеях, ценностях жизни, мировоззрении, культуре.

Таким образом, общество - это демографическая, производственная, социальная и духовная общность составляющих его индивидов.

Общество следует отличать от государства. Государство – исторически определенная форма организации общественной жизни, средоточием которой является центральная власть. Государство – это, прежде всего, территориальная и политическая общность. Оно характеризуется общностью территории, организацией политической власти и ее суверенитетом, правовой регуляцией отношений.

Сущность общества

С точки зрения своей сущности всякое общество есть система общественных отношений и законов.

Что такое общественные отношения? Общественные отношения – это необходимые формы взаимодействия людей (их объединений, социальных групп и т.п.). Формирующим фактором общественных отношений, по мнению некоторых социологов, является общественное разделение труда. Общественные отношения как формы межсубъектного взаимодействия носят в большей или меньшей мере осознанный (нормативный, регламентируемый и регулируемый) характер. Именно поэтому осознанность и нормативность является отличительными характеристиками общественных отношений. Этим они отличаются от природных связей и отношений. Наличие в обществе социальных ценностей и норм и связанных с ними традиций является важным показателем существования общественных отношений в их развитой форме.

Можно классифицировать все общественные отношения на материальные и духовные. Среди материальных отношений выделяют, прежде всего, экономические, или производственные отношения. В рамках материалистического понимания общества и его развития именно материальные отношения рассматриваются как фундамент всей обще­ственной системы. В таком случае с изменением материальных (прежде всего экономических) отношений связывают возможное изменение и всего общества. Для идеалистического понимания общества и его развития характерно признание того, что фундаментом общественной системы являются духовные отношения. С изменением духовных начал социальности связываются и все наиболее значительные общественные перемены.

Люди сами создают формы своей общественной жизни, сами делают свою историю, но делают они это не так, как им вздумается (т.е. произвольно), а исходя из условий, в соответствии с объективными законами, которые ставят границы их творческой деятельности, т.е. границы возможного и невозможного для данных условий и данного времени.

Социальный закон можно определить как общую, существенную (внутреннюю, повторяющуюся), необходимую связь движущих мотивов совместной деятельности (взаимодействия) людей и материальных условий их жизни. Несмотря на то, что в обществе в отличие от природы, действуют люди, наделенные сознанием и волей, поступающие обдуманно, общественные связи и выражающие их социальные законы, так же как и законы природы, объективны, т.е. не зависят от воли и желания людей. Но они познаются людьми и принимаются во внимание в их деятельности.

Все общественные системы, существовавшие в истории и существующие в настоящее время, можно классифицировать в зависимости от того, какие общественные отношения рассматриваются в качестве основных и, тем самым, определяющих само их существование.

 

 


  1. Философия, ее предмет и метод.

  2. Вопрос о природе абсолютного и его значение для философии.

  3. Основной вопрос философии и две его стороны.

  4. Понятие метода в философии: диалектика и метафизика.

  5. Философия Древней Индии: основные философские идеи и школы.

  6. Философия Древнего Китая: основные философские идеи и школы. 

  7. Учение о дао, дэ и у вэй Лао Цзы. 

  8. Античная философия: особенности развития и основные школы.

  9. Гераклит: учение о бытии и диалектика. 

10. Элейская школа: учение о бытии и проблема движения. Апории Зенона их философский смысл и значение. 

11. Философское учение Демокрита.

12. Философское учение Платона.

13. Философия Аристотеля: дуализм материи и формы. 

14. Античный скептицизм.

15. Философия Эпикура.  

16. Средневековая философия: основные черты мировоззрения и философские проблемы.

17. Реализм и номинализм в средневековой философии.

18. Философия Возрождения: пантеизм и диалектика.

19. Особенности материализма XVII-XVIII веков: учение о материи и движении.

20. Проблема метода в философии Нового времени: эмпиризм и рационализм.

21. Проблема субстанции в философии Нового времени.

22. Субъективный идеализм Дж. Беркли. 

23. Философское учение И.Канта.

24. Философия Г.Гегеля: система и метод.

25. Формирование и развитие марксистской философии.

26. Традиции и особенности русской философии XIX-XX века.

27. Философское учение о бытии. Формы бытия.

28. Учение о материи в современной философии.

29. Философское учение о движении.

30. Пространство и время.

31. Философское учение о сознании.

32. Диалектика и её альтернативы. Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии. 

33. Понятие закона. Законы диалектики.

34. Единичное, особенное и всеобщее.

35. Содержание и форма. Элементы и структура. 

36. Часть и целое.

37. Сущность и явление. 

38. Причина и следствие. Закон причинности.

39. Необходимость и случайность.

40. Возможность и действительность. Вероятность.

41. Закон противоречия.

42. Закон меры.

43. Закон отрицания отрицания.

44. Познание как отражение действительности. Практика как основа познания и критерий истинности знания. Виды практики.

45. Философское учение об истине: объективность, абсолютность, относительность истины.

46. Конкретность истины. Критика релятивизма и догматизма в познании. 

47. Научное познание, его уровни, методы и формы.

48. Человек как философская проблема. Проблема смысла человеческого бытия.

49. Индивид, индивидуальность, личность.

50. Общество как исторически развивающаяся система.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Философия, ее предмет и метод

Источники... Источниками основных идей философии Древнего Китая являются две книги Шу Цзин... Основные идеи и школы Идея космического дуализма и взаимодействия...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Понятие общества

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Философия, ее предмет и метод.
Термин философия по преданию древних ввел Пифагор (VII в. до н. э.). Слово образовано путем сочетания двух греческих слов (филиа) – любовь, (софия) – мудрость. Т.е. философия е

Вопрос о природе абсолютного и его значение для философии.
Исторический анализ показывает, что философия возникает как предельно общее теоретическое мировоззрение, центральным вопросом которого является вопрос о природе Абсолютного и отношении к

Основной вопрос философии и две его стороны.
Основной вопрос философии. Основной вопрос философии является конкретизацией более фундаментального вопроса, а имен­но: вопроса о природе всего, что существует, т.е. о природе

Общая характеристика
Древнеиндийская философия представляет собой исторически первую форму философского мировоззрения Востока. Термином «древнеиндийская философия» принято обозначать философские воззрения арий

Основные философские идеи Вед
Как полагают исследователи, в содержании Вед неизменно присутствуют три главные темы и, соответственно, три ряда взаимосвязанных представлений: 1) относящееся к абсолютному («обожес

Основные идеи и школы
Наиболее значительными идеями древнекитайской философии являются: 1. Идея космического дуализма и взаимодействия противоположных начал Инь-Янь (школа Инь-Янь

Даосизм
Основоположником даосизма является китайский мудрец Лао Цзы (примерно VI в. до н. э.). С его именем связывают авторство известного трактата «Дао дэ цзын», в котором нашли свое первое выражение осно

Особенности философского мировоззрения Древнего Запада
1. Основная ориентация - направленность на объект. Западная философия обращена больше к внешнему (т.е. видимому) миру. То, что дано как объект оказывается здесь более значимым.

Основные этапы развития, течения и школы
Выделяют три основных этапа развития античной философии: I. Ранний (или досократический). II. Классический (или период расцвета). III. Период эллинизма.

Философские учения и школы
· Пифагорейская школа · Милетская школа · Школа античной диалектики · Диалектика Гераклита ·

Философские учения и школы
· Эмпедокл и Анаксагор: плюрализм начал бытия Школа античных софистов(Протагор (481-411 гг. до н.э.), Горгий (ок. 483-373 гг. до н. э.). Основное полож

Диалектика Гераклита
Философия Гераклита(540-480 гг. до Р. X.) связанна с пифагорейцами и милетской школой. Основные положения: все произошло из огня, который един и не создан никем и

Элейская школа
Основателем этой школы является Парменид (540-470 гг. до н. э.), современник Гераклита. Основные положения: мыслить и быть — одно и то же, поэтому – лишь бытие существует, а небытия вовсе не

Философское учение Демокрита.
Философское учение Демокрита. Демокрит (460-370 гг. до н.э.) является основоположником атомизма как философского мировоззрения, которое в значительной мере повлияло не только н

Философское учение Платона.
Философия Платона В лице Платона (427-347 гг. до н.э.) идеализм впервые выступает в форме мировоззрения, которое прямо противопоставляет себя материализму.

Скептицизм
Скептицизм, как явление культуры, выражает определенное умонастроение. Суть этого умонастроения в том, чтобы выработать правильное отношение к вещам и к жизни, исходя из того, что мы не знае

Философия Эпикура.
По свидетельству Диогена Лаэртского Эпикур обратился к философии в 14 лет, пока ему не попались книги Демокрита. Эти книги, полагают, и обратили его к философии. Философию стал преподавать в 32 год

Отличительные черты философии средневековья
Западноевропейская средневековая философия характеризуется следующими основными особенностями. 1. С точки зрения своего содержания философское мировоззрение средневековья представляет собо

Реализм и номинализм в средневековой философии.
Немаловажной проблемой философии средневековья был вопрос о природе общих понятий («универсалий»), или, в более широком контексте, – проблема соотношения общего и единичного (отдельного).

Особенности философского мировоззрения
Существует точка зрения, что в эпоху Возрождения никакой особой философии не было, что философия Возрождения это всего лишь поздняя средневековая философия. Следовательно, она лишена

Возрождение ценностей античной культуры
В философии это нашло выражение в переоценке значения философских идей античности и восстановлении былого значения некоторых форм его философского мировоззрения. В это время получили распространени

Пантеизм
Натурфилософия Возрождения характеризуется тем, что ее главной тенденцией является пантеизм: Бог сближается и в дальнейшем отождествляется с природой, а природа обожествляется. По сущ

Учение о материи
В философии Нового времени мы встречаем модифицированный вариант субстратного понимания материи, продолжающий традицию античных атомистов. Материя с этой точки зрения есть субстр

Учение о движении
Решение проблемы движения в философии Нового времени определялось уровнем достижений естественных наук XVII–XVIII вв. Законами механики устанавливалось, что для приведения покоящегося тела

Проблема субстанции в философии Нового времени.
Согласно Р. Декарту, субстанция есть то, что существует независимо от чего бы то ни было («вещь, которая существует, совершенно не нуждаясь для своего бытия в другой вещи»). В дальнейшем гол

Субъективный идеализм Дж. Беркли
Философия Дж. Беркли (1685–1753 гг.) имеет своим исходным пунктом критику непоследовательности сенсуализма Дж. Локка. В частности, его концепцию первичных и вторичных качеств.

Философское учение И.Канта.
Основоположником классической немецкой философии является И.Кант (1724-1804) Общий характер философии Канта вытекает из триединой задачи, которую Кант сам определил в виде следующих основн

Формирование и развитие марксистской философии.
Марксистская философия возникает как прямое продолжение традиции материалистической философии XVIII–XIX вв. и положительной диалектики, идейно связанной с философией Г. Гегеля. Основоположниками эт

Традиции и особенности русской философии XIX-XX века.
Общая характеристика Русская философия обладает историческим и идейным своеобразием. Становление русской философии тесно связано с принятием христианства. Именно христианское вер

Онтологизм
Онтологизм русской философии понимают не как первичность материального бытия над познанием, а как «включенность познания в наше отношение к миру, в наше "действование" в нем» Поскольку на

Идея синтеза знания, чувства и воли
Представление о том, что истинное знание есть знание целостное, или, точнее, единоцелокупное, исходит из того, что истина одна. Поэтому присущее философии и естественным наукам «стремление к

Антропологизм
Проблема человека занимает центральное место в русской философии. Славянофилы (И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин) и западники (П.Я. Чаадаев, Н.В. Станкевич, В.Г. Белинский,

Философское учение о бытии. Формы бытия.
Категория бытия и мышления, материи и сознания – ключевые философские понятия. От того, какой смысл в них вкладывают, зависит общая мировоззренческая ориентация того или иного философа, школы и цел

Учение о материи в современной философии.
Материя – первое, исходное и основное понятие материалистического мировоззрения, в котором наиболее отчетливо фиксируется материалистическое (если это философский материализм) решение вопрос

Философское учение о движении.
Для того чтобы правильно понять существо современного философского подхода к осмыслению проблемы движения необходимо дать ответ на три вопроса: 1. Какова связь материи и движения? (или бол

Пространство и время.
С пространством и временем связано наше понимание природы и материи. Что такое пространство и время? Реальны ли они сами по себе или они всего лишь свойства материальных вещей? Можно

Пространство
Пространство есть, прежде всего, протяженность, которая рассматривается как его всеобщее свойство (атрибут). Нет протяженности, нет и пространства. Протяженность пространства имеет свою р

Философское учение о сознании.
С точки зрения современных представлений сущность сознания раскрывается в четырех его различных отношениях. Первое отношение. Это отношение сознания вообще (во всех его форма

Философское учение о связи
Весь чувственно воспринимаемый мир представляет собой некоторую совокупную, единую и универсальную связь вещей явлений и процессов. Все вещи и явления воздействуют друг на друга и тем самым находят

Философское учение о развитии
Диалектика определяется также и как учение о разви­тии в его всеобщих и необходимых формах. Что такое развитие? Какой философский смысл заключает в себе понятие «разви­тие»? Прежде

Понятие закона. Законы диалектики.
Категория - это наиболее общее понятие, в котором фиксируются, отражаются наиболее общие и существенные свойства, связи отношения природы, общества и мышления. Категория диалектики - наибо

Единичное, особенное и всеобщее.
Все, существующие в мире вещи, явления, процессы, существуют как нечто относительно самостоятельное, пространственно разделенное и обособленное, имеющее определенные временн

Часть и целое.
Содержание, взятое в единстве всех своих сторон, в единстве своих элементов и структуры выступает как нечто в самом себе завершенное, т.е. как целое. Оно является таковым по отношению

Сущность и явление.
Категории сущности и явления отражают устойчивость основного содержания предмета в различных формах его существования через диалектику внутреннего и внешнего в развитии предмета. Су

Причина и следствие. Закон причинности.
Категории причины и следствия отражают сущностные отношения между явлениями, необходимую форму которых выражает закон причинности. Причина есть сущность в качестве действу

Необходимость и случайность.
В истории философии (начиная с Демокрита) встречается сведение необходимости к причинной обусловленности явлений, т.е. простому непосредственному отношению явлений, из которых одно – причина, а дру

Возможность и действительность. Вероятность.
Раскрытие внутренней природы (содержания) и закономерностей процесса развития требует исследования различных тенденций, путей и форм его реализации. Реализация того или

Закон противоречия.
Закон противоречия занимает центральное место в системе законов диалектики. Это место закона и его значение обусловлены, во-первых, тем, что он выражает основное содержание (сущность)

Закон меры.
Каждое явление, предмет, процесс и т.д. имеют свою качественную и количественную стороны, которые нахо­дятся в единстве. Качество можно охарактеризовать как такую опреде­ленность ве

Закон отрицания отрицания.
Место закона отрицания, или двойного отрицания («отрицания отрицания»), как его еще называют, в си­стеме законов диалектики определяется: 1) отношением отрицания к качественной определенности; 2) о

Познание как отражение действительности. Практика как основа познания и критерий истинности знания. Виды практики.
Основной вопрос гносеологии — это вопрос об источ­нике познания, а именно: каково происхождение наших знаний, и насколько они достоверны? Поэтому первая посылка современной материалистическо

Субъект и объект познания
Познавательная деятельность, взятая в целом, пред­ставляет собой субъектно-объектное отношение, где субъектом выступает человек (человечество, общество, личность) в конкретных социаль

Конкретность истины. Критика релятивизма и догматизма в познании.
Истина и заблуждение. Критика догматизма и релятивизма в познании Истине, как конкретному выражению имеющегося тождества знания и действительности, противополож

Научное познание, его уровни, методы и формы.
Метод познания — это способ исследования, который естественно определяется характером и особенностями самого исследуемого предмета. Поэтому в пределах каж­дой науки соответственно различию и

Человек как философская проблема. Проблема смысла человеческого бытия.
Понятие «человек» Человек рассматривается в философии как существо, наделенное разумом и свободной волей. Это то, чем по преимуществу отличается каждый ч

Индивид
Человек как отдельный представитель человеческого рода есть индивид. Индивид – материальная основа личности. Человеческий индивид характеризуется следующими особенностями:

Индивидуальность
  Каждый человек обладает не только всеобщими (разум, воля, чувства, способность к труду), но и индивидуальными, только ему присущими (личностными) социальными ка

Личность
Если в понятии “индивид” отражаются все (не только социальные, но и биологические – антропологические, физиологические и т.п.) особенности данного конкретного человека, то понятие личност

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги