Реферат Курсовая Конспект
Субъект и объект познания - раздел Философия, Философия, ее предмет и метод Познавательная Деятельность, Взятая В Целом, Представляет Собой Субъектно...
|
Познавательная деятельность, взятая в целом, представляет собой субъектно-объектное отношение, где субъектом выступает человек (человечество, общество, личность) в конкретных социально-исторических условиях своего существования, которыми определяется основное направление познавательной деятельности. Объект познания — это то, на что направлена познавательная деятельность. При этом в качестве общих условий, определяющих конкретный исторический характер взаимодействия субъекта и объекта в процессе познания, относят: 1) исторические формы и методы познавательной деятельности; 2) наличные средства познания.
Чувственная и рациональная ступень познания
Существует определенная последовательность движения познания. В этой последовательности обычно выделяют две ступени: чувственную и рациональную.
Основными формами чувственного познания являются ощущение, восприятие и представление. Основными формами рационального (логического) познания являются понятие, суждение и умозаключение.
Чувственное познание выступает как первое, исходное, непосредственно данное, а рациональное (или логическое) — как опосредованное, полученное в результате процесса переработки чувственных данных. Можно говорит об относительной самостоятельности и даже раздельном существовании этих ступеней и их форм, хотя в действительности они тесно взаимосвязаны, проникают и обусловливаются друг другом.
Формы чувственного познания (например, ощущение, восприятие и представление), включаются в содержание знаний благодаря наличию логических форм (прежде всего – понятий). Однако содержание чувственного образа не зависит от того, насколько оно осмыслено, охвачено системой категорий мышления. В нем всегда больше информации, чем мы мысленно сознаем. Это значит, что чувственная сторона не полностью охватывается рациональным мышлением. Однако чувственное познание не дает и по природе своей не способно выразить сущность вещей и явлений. Это достигается на рациональной ступени познания.
На ступени рационального познания сущность предмета выражается в системе соответствующих понятий. Понятие есть мысль, посредством которой отражается предмет в форме непосредственного единства присущих ему существенных признаков предмета. Признак есть все то, в чем предметы сходны между собой или чем они отличаются друг от друга. Например: Стол отличается от стены (стол есть плоскость горизонтальная, а стена – плоскость вертикальная). Человек отличается от камня (человек есть существо живое и разумное, камень – не есть живое существо и он не разумен).Общим называется признак, присущий многим предметам, явлениям, отношениям. Например: Все деревья имеют ряд общих признаков – корень, ствол, ветви, листья, почки и т.п.Существенные признаки - это такие особенности предмета, его связей и отношений, которые необходимо присущи ему и от него неотделимы. Ими определяется необходимость существования данного предмета как такового. Утратив их, всякая вещь, предмет, явление и т.д. перестают быть самими собой. Например: Разум и сознающая самое себя воля – необходимо присущие и неотделимые от человека признаки, т.е. то, что входит в понятие «человек» и составляет его содержание. Несущественные признаки не определяют необходимости существования данного предмета (явления, отношения) как такового. Поэтому они суть некоторое случайное или привходящее содержание, которым предмет может обладать здесь и сейчас и не обладать там и тогда, может их приобретать и утрачивать. При этом сам предмет остается таким, каков он есть в своей сущности. Примеры: Человек может обладать голубыми глазами или карими, у него могут быть волосы или он может быть без волос, он может быть музыкантом или поэтом и т.д. и т.п. Но не эти качества делают человека человеком, т.е. являются существенными (необходимо присущими) признаками человеческого существа.
Эмпирический и теоретический уровни познания
Поскольку понятие образуется в результате мысленного абстрагирования (выделения и фиксации) существенных признаков предмета, постольку теоретическийуровень познания тем отличается от эмпирического, что понятийная фиксация и описание любого предмета является отображением его сущности (т.е. всеобщего и необходимо присущего), тогда как эмпирическое описание касается только внешних, преимущественно чувственно-воспринимаемых, произвольно выбранных, случайных (изменчивых и преходящих), а, следовательно, несущественных сторон предмета, его качеств и свойств.
В содержательном смысле эмпирический и теоретический уровни совпадают с проведенным выше разделением познания на чувственную и рациональную ступени. Однако они совпадают не целиком и полностью.
Разграничение эмпирического и теоретического уровней познания относится к научному познанию, тогда как различие чувственной и рациональной ступени касается познания вообще. Чувственная и рациональная (логическая) ступени познания являются хотя и качественно различными формами отражения, но, тем не менее, они свойственны и осуществляемы каждым отдельным человеком, не имеющим прямого отношения к научной деятельности. Научным познание является в той мере, в какой ему присуще стремление к объективной истине. В каждой данной сфере научной деятельности (будь то физика, химия, биология и т. д.) оно осуществляется специальными средствами и ведется на основе применяемых здесь общенаучных методов познания таких, как наблюдение, измерение, эксперимент, анализ и синтез, индукция и дедукция и др. Подобный характер научного познания неизбежно отражается на его результатах, т.е. конкретных научных знаниях.
Необходимо иметь в виду, что это различие эмпирического и теоретического уровней не есть только гносеологическое разделение, но что оно исходит из более глубоких онтологических оснований. Это различие фиксирует и выражает различные возможности на эмпирическом и теоретическом уровнях. Так, теоретическое познание дает знание сущности предмета в ее целостности и всеобщности, выражаемой в законах, тогда как на эмпирическом уровне познание сущности невозможно. Поскольку характерное для эмпирической ступени преимущественное использование таких познавательных форм, как ощущение, восприятие и представление (чувственное познание) позволяет в лучшем случае раскрыть лишь отдельные стороны, связи и отношения предмета. Именно это различие возможностей, обусловленное различием в средствах познания, делает необходимым разграничение эмпирического и теоретического уровней познания.
45. Философское учение об истине: объективность, абсолютность, относительность истины.
Вопрос о том, существует ли истина, выступал в истории философии как проблема. Уже Аристотель приводит сложившиеся в его время различные позиции в решении этого важного вопроса.
Одни философы утверждали, что истины не существует во
обще и в этом смысле ничто не истинно. Обоснование: истина есть то, чему присуще прочное бытие, в действительности же ничто не существует как нечто прочное, неизменное. Следовательно, все ложно, все существующее лишено реальности.
Другие полагали, что все, что существует, существует как истинное, поскольку истина есть то, чему присуще бытие. Следовательно, все существующее истинно.
Здесь следует иметь в виду, что истина не тождественна самому бытию вещей. Она есть свойство знания. Само же знание — результат размышления. Совпадение (тождество) содержания мысли (идеи, понятия, суждения) и содержания предмета есть истина. Таким образом, в самом общем и простом понимании истина — это соответствие (адекватность, тождество) знания о предмете самому предмету.
В вопросе о том, что такое истина, разграничивают две стороны.
1. Существует ли объективная истина, т.е. может ли в человеческих представлениях быть такое содержание, соответствие которого объекту не зависит от субъекта? Последовательный материализм на этот вопрос отвечает положительно.
2. Могут ли человеческие представления, выражающие объективную истину, выражать ее сразу, целиком, безусловно, абсолютно или же только приблизительно, условно, относительно? Этот вопрос есть вопрос о соотношении истины абсолютной и относительной. Современный материализм признает существование абсолютной и относительной истины.
С точки зрения современного (диалектического) материализма истина существует, она единосущна, т.е. – объективна, абсолютна и относительна.
Критерии истины
В истории развития философской мысли вопрос о критерии истины решался по-разному. Выдвигались различные критерии истины:
• чувственное восприятие;
• ясность и отчетливость представления;
• внутренняя согласованность и непротиворечивость знания;
• простота (экономность);
• ценность;
• полезность;
• общезначимость и общепризнанность;
• практика (материальная чувственно-предметная деятельность, эксперимент в науке).
Современный материализм (диалектический материализм) рассматривает практику как основу познания и объективный критерий истинности знания, поскольку она обладает не только достоинством всеобщности, но и непосредственной действительности. В естественных науках аналогичным практике критерием считается эксперимент (или экспериментальная деятельность).
Абсолютность практики как критерия истины заключается в том, что помимо практики не существует никакого другого окончательного критерия истинности.
Относительность практики как критерия истинности состоит в том, что: 1) посредством отдельного единичного акта практического испытания и проверки нельзя доказать полностью, раз и навсегда (окончательно) истинность или неистинность какой-либо теории, научного положения, представления, идеи; 2) всякий данный единичный результат практической проверки, доказательства и опровержения может быть понят и истолкован по-разному, исходя из предпосылок той или иной теории, причем каждая из этих теорий хотя бы частично подтверждается или опровергается практикой, данным конкретным экспериментом и поэтому является относительно истинной.
Объективность истины
Объективная истина — это такое содержание знаний, соответствие которого объективной действительности (предмету) не зависит от субъекта. Однако объективность истины несколько иного рода, чем объективность материального мира. Материя находится вне сознания, тогда как истина существует в сознании, но по своему содержанию не зависит от человека. Например: не зависит от нас то, что некоторое содержание наших представлений о предмете соответствует этому предмету. Земля, говорим мы, вращается вокруг солнца, вода состоит из атомов водорода и кислорода и т.п. Эти утверждения объективно истинны, так как их содержание обнаруживает свое тождество с действительностью, независимо от того, как мы сами оцениваем это содержание, т.е. считаем ли мы сами его определенно истинным или определенно ложным. Независимо от этой нашей оценки оно либо соответствует, либо не соответствует действительности. Например, наше познание отношения Земли и Солнца выразилось в формулировке двух противоположных утверждений: «Земля вращается вокруг Солнца» и «Солнце вращается вокруг Земли». Ясно, что только первое из данных утверждений (даже если мы ошибочно отстаиваем нечто противоположное) оказывается объективно (т.е. независимо от нас) соответствующим действительности, т.е. объективно истинным.
Абсолютность и относительность истины
Абсолютность и относительность истины характеризует степень точности и полноты знаний.
Абсолютная истина представляет собой полное тождество (совпадение) содержания наших представлений о предмете и содержания самого предмета. Например: Земля вращается вокруг Солнца, я существую, Наполеон умер и т.п. Она есть исчерпывающее, точное и верное отражение самого предмета иди отдельных его качеств, свойств, связей и отношений в сознании человека.
Относительная истина характеризует неполное тождество (совпадение) содержания наших представлений о предмете и самого предмета (действительности). Относительная истина — это относительно точное для данных условий, для данного субъекта познания, относительно полное и относительно верное отражение действительности. Например: сейчас день, материя есть вещество, состоящее из атомов и т. п.
Чем определяется неизбежная неполнота, ограниченность и неточность наших знаний?
Во-первых, самим объектом, природа которого может быть бесконечно сложна и многообразна;
Во-вторых, изменением (развитием) объекта, соответственно должны изменяться (развиваться) и уточняться наши знания;
В-третьих, условиями и средствами познания: сегодня мы пользуемся одними, менее совершенными приборами, средствами познания, а завтра — другими более совершенными (например, лист, его строение при рассмотрении невооруженным глазом и под микроскопом);
В-четвертых, субъектом познания (человек развивается соответственно тому, как он научается воздействовать на природу, изменяя ее, он изменяется сам, а именно — растут его знания, совершенствуются познавательные способности, например, слово «любовь» в устах ребенка и взрослого человека — разные понятия).
Согласно диалектике, абсолютная истина складывается из суммы относительных истин, подобно тому, как, например, разбитый на части предмет можно аккуратно сложить, соединив похожие и совместимые его части, тем самым дать полную, точную, верную картину целого предмета. При этом, разумеется, каждая отдельная часть целого (относительная истина) отображает, но не полно, частично, фрагментарно и т.д. целый предмет (абсолютная истина).
Следовательно, можно заключить, что исторически условна (конечна, изменчива и преходяща) форма, в которой выражено знание, а не сам факт соответствия знания объекту, его объективное содержание.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Источники... Источниками основных идей философии Древнего Китая являются две книги Шу Цзин... Основные идеи и школы Идея космического дуализма и взаимодействия...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Субъект и объект познания
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов