Философия Нового времени - раздел Философия, ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
Период Нового Времени Часто Называют Эпохой Научной Революци...
Период Нового времени часто называют эпохой научной революции. Он знаменуется значительными открытиями в различных областях естественных наук, главенствующее место при этом занимает механика. Философия Нового времени обязана своими достижениями отчасти углубленному изучению природы, отчасти все более усиливающемуся соединению математики с естествознанием. Отвечая на потребности научного познания, философия этого периода поставила в центр осмысления проблему метода познания, исходя из того, что знаний бесконечно много, а метод их достижения должен быть единым, применимым к любым наукам, в том числе и к философии. Представления о таком универсальном методе и разделило философов Нового времени на ряд различных направлений.
Рационализм. Рационалисты фактически предлагали дедуктивный метод познания (от общего к частному). Для этого им приходилось признать существование врожденных идей. Из этих идей можно вывести любое знание, вплоть до знания о существовании Бога. Идеи существуют до ощущений и независимо от них. Понятно, что сведения о природе мы получаем из ощущений. Мышление использует опыт и эксперимент, но оно прилагается к их результатам и служит единственным критерием истины. Образцом 'для методов всех наук и философии служат математические методы, данные вне опыта и исходящие из априорных аксиом, на основании которых делаются математические выводы.
Эмпирики (сенсуалисты). Основной метод, предлагаемый сенсуалистами, индукция. Единственным источником знания они считали опыт, данный нам в ощущениях, восприятиях, представлениях. Априорные врожденные знания полностью отрицаются. Душа человека – tabula rasa (чистая доска), на которую природа наносит свои письмена. Эмпирики признавали возможную обманчивость ощущений, но считали, что для их верификации следует использовать эксперимент. На основе верифицированных знаний, добытых из опыта, мы можем строить теории. Свой метод они, как и реалисты, считали универсальным для всех наук.
Субъективный идеализм. Вряд ли кто будет оспаривать тезис, что в нашем уме существуют различные виды понятий – об отдельных предметах, их признаках, их объединениях, свойствах. Однако имеются понятия, которым не соответствуют никакие ощущения и восприятия нашего ума. Субъективные идеалисты считают, что за такими понятиями нет никакой реальности, т.е. они суть фикции. Исходя из основного постулата субъективного идеализма, выдвинутого его главным представителем Дж. Беркли, «существовать – значит быть воспринимаемым», какая-либо объективная реальность, выражаемая этими понятиями-фикциями, не существует.
Но к таким понятиям, которые субъективные идеалисты считали фикциями, относятся основные категории философии – материя, субстанция и т.п. Поскольку они лежат в основе всех наук, являются их категориями, на которых строится все здание познания, субъективные идеалисты считали науку в принципе невозможной, так как она изначально строится на ложных основаниях.
Кроме того, мы воспринимаем не сами вещи, а лишь их свойства, а потому в принципе не можем «ухватить» самой сути любой вещи. Человеческие же ощущения – это лишь феномены психики. Это означает, что мы познаем не объективные вещи и явления, а их субъективные образы, возникающие в нашем восприятии. Другими словами, в познании мы имеем дело лишь с совокупностью наших ощущений. Зерно истины в этих рассуждениях заключается в том, что восприятия человека действительно относительны и зависят от его субъективного состояния.
Агностицизм. Основы позиции агностиков в противоречии: знание может быть только логическим, а предметы исследования могут быть взяты только из опыта, который не поддается логическому анализу. Опыт есть поток впечатлений, причины которых непостижимы. Причинно-следственные связи формируются имманентно в нашем уме и не соответствуют реальным, по крайней мере о степени соответствия мы ничего не можем знать. Поэтому даже на вопрос «существует ли внешний мир?» Юм отвечал: «Не знаю».
Отрицая объективную причинность, агностики признавали причинность субъективную в виде порождения идеи чувственными впечатлениями. Источником знаний для них может служить только вера (типа уверенности в восходе солнца). Наука и философия возможны лишь как опытные исследования, не претендующие на выведение теоретических законов.
Скептицизм и позитивизм агностиков сказались на мировоззрении И. Канта, который зачитывался произведениями Д. Юма.
Все темы данного раздела:
Гузнищева А. В.
Г93 Основы философии. Учебно-методический комплекс. –
Княгинино: НГИЭИ, 2011. – 136 с.
В учебно-методическом комплексе представлены программа дисци
Общие положения
Философия относится к циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин и нацелена на развитие у студентов мышления и навыков овладения культурным наследием человечества, на выработку у
Требования Госстандарта и реализация их
в разделах курса «Основы философии»
Содержание требования
Госстандарта
Реализация в разделах, темах курса
Предмет фил
При изучении дисциплины
Основным видом аудиторных занятий по изучению дисциплины «Основы философии» являются лекции. Их назначение заключается в раскрытии сути философского знания, функций философии, выявления специфики ф
Контроль знаний по дисциплине
Контроль знаний по основам философии предполагает самоконтроль, промежуточную и итоговую аттестацию. Самоконтроль предусматривает
· узнавание философских понятий, явлений и фактов, упомяну
Тематический план
специальностей: 080110 «Экономика и бухгалтерский учет»;
110301 «Механизация сельского хозяйства»;
230103 «Автоматизированные системы обработки информации и управ
Основные идеи мировой философии
Тема 1.1. Философия античного мира, средневековья и эпохи Возрождения (занятия № 2-7)
Античная философия (от мифа к Логосу, Гераклит и Парменид). Сократ, Платон, Аристотель, Демокри
Духовная жизнь человека
Тема 3.1. Философия и научная картина мира (занятия 24-25)
Объективный мир и его картина. Мир Аристотеля и мир Галилея. Основные категории научной картины мира: вещь, пространство,
Социальная жизнь
Тема 4.1. Философия и история (занятие № 28)
Философские концепции исторического развития: концепции однолинейного прогрессивного развития (Г.В.Ф.Гегель, К.Маркс), концепции многоли
Выберите один правильный ответ
1. Специфику философии наиболее ярко отражают вопросы: Что я могу знать? что я должен делать? на что я могу надеяться? что такое человек?, которые сформулировал
а) Фома Аквинский
Дополните
1. Форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на посюсторонний и потусторонний, называется ___________.
2. Главную роль в кризисе мифологического сознан
Установите соответствия
1. Красноречие
А) Экзистенция
2. Умение вести спор
Б) Агностицизм
3. Повивальное искусство
В) П
Проанализируйте высказывание
1. «Совесть – это и есть показатель человечности» (И.Кант)
2. Первый моральный закон Канта: «Поступай так, чтобы максима твоей воли была основой всеобщего законодательства!»
3. Вт
Самостоятельная работа по теме
«Человек как главная философская проблема»
При ответе на вопросы можно пользоваться материалами учебника (Губин В.Д. Основы философии. учебное пособие. – М.: ФОРУМ:
Методические рекомендации
Целью аудиторных занятий является рассмотрение наиболее важных и сложных вопросов курса основ философии, а также проверка усвоения студентами предлагаемого им материала лекций, учебников и других у
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ обсуждения
(философские тексты)
Парменид «О природе»
Сохранились и дошли до наших времен довольно большие отрывки философской поэмы Парменида «О природе». В
Б. Паскаль. Рассуждение о любовной страсти
«Иные люди потому и влюбляются, что они наслышаны о любви. Постоянство в любви – это вечное непостоянство, побуждающее нас увлекаться по очереди всеми качествами любимого человека, отдавая предпочт
М. Монтень. О смерти
«Конечная точка нашего жизненного пути – это смерть, предел наших стремлений, и если она вселяет в нас ужас, то можно ли сделать хотя бы один-единственный шаг, не дрожа при этом, как в лихорадке? Л
Подобный внутренней музыке
«Чистая длительность (психологическое время – В.Г.) есть форма, которую принимает последовательность наших состояний сознания, когда наше «я» просто живет, когда оно не устанавливает различия между
В. Распутин. Созерцание как исток творчества
«Зароды они, в конце концов, поставят и увезут, коровы к весне до последней травинки их приберут, всю работу, а вот эти песни после работы, когда будто и не они, не люди, будто души их пели, соедин
Н. А. Бердяев. Творчество и его реализация
«В творчестве есть две стороны и два смысла. Есть внутренний творческий акт и есть творческий продукт, обнаружение творческого акта вовне. <...> Первичный творческий акт есть взлет вверх, к и
Н. А. Бердяев об истории
«Человек вкладывает в историю свою творческую силу и делает это с энтузиазмом. История же не хочет знать человека, пользуется им как материалом для нечеловеческого строительства, имеет свою нечелов
Б. Паскаль. Человек и Вселенная
«Итак, пусть человек объемлет взором всю природу в ее высоком и совершенном величии, пусть он отведет взгляд от низких предметов, его окружающих. Пусть посмотрит на это ослепительное сияние, зажжен
О структуре мира
«...Атомистическая гипотеза (Левкиппа и Демокрита – В.Г.) делает большой шаг в нужном направлении. Все многообразие различных явлений, множество наблюдаемых свойств материального мира можно свести
О стольности и чашности
Платон, как все, наверное, знают, считается у нас родоначальником идеализма. И вот рассказывал он как-то про то, что существует стольность и чашность, а, дескать, все столы и чаши - только отражени
Об ощипанном петухе
Диоген Платона не любил. И решил он его подловить на неточностях. А у Платона была одна "неточность"... Дело в том, что одним из главных свойств идей великий ученик Сократа считал умонепо
Анекдоты о Диогене из Синопа
* * *
Диоген говорил, что когда он видит правителей, врачей или философов, то ему кажется, будто человек - самое разумное из живых существ, но когда он встречает снотолкователей, прорицате
Диалектика, логика и философия
Петька спрашивает Чапаева:
– Василий Иванович, что такое диалектика, логика и философия?
– Ну как тебе объяснить? Вот видишь двух мужчин. Один грязный, другой чистый. Кто из них в
Притча А. Шопенгауэра о дикобразах
Стадо дикобразов легло в один холодный зимний день тесною кучей, чтобы, согреваясь взаимной теплотою, не замерзнуть. Однако вскоре они почувствовали уколы от игл друг друга, что заставило их лечь п
Античность
Досократики
Объединить многочисленные древнегреческие школы и направления, существовавшие до Сократа, позволяют их единая натурфилософская направленность, синкретичность сознания,
Гераклит
Гераклитсчитал основой, первоначалом всего мира огонь. Огонь как основа мироздания вечен, в то время как космос не вечен. Гераклит с полным основанием может считаться основоположником гносе
Парменид
Что же такое бытие для Парменида? Важнейшее определение бытия - постижимость его разумом: то, что можно познать только разумом6и есть бытие, чувствам же бытие недоступно. Поэтому "одно и тоже
Эпикуреизм
VI – I вв. до н.э.
Эпикур и Лукреций Кар
Эпикур развивал идеи атомизма. По Эпикуру во вселенной существуют только тела, находящиеся в пространстве. Они непосредствен
Неоплатонизм
III – VI вв. н.э.
Плотин, Прокл, Порфирий
Неоплатонизм систематизировал основные идеи Платона с учетом идей Аристотеля. Личностной спецификой неоплатонизма является
Скептицизм
IV – III вв. до н.э.
Пиррон
Теперь философов интересовал вопрос о том, как надо жить в этом мире, чтобы избежать, угрожающих со всех сторон бедствий. Мудрецом следуе
Средневековье
Патристика. Средневековье принципиально переменило ситуацию в философии. Этому способствовали два глобальных изменения в жизни Европы – фактическая утрата античной культ
Эпоха Возрождения (Ренессанс)
Эпоха Возрождения – новое явление не только европейской, но и мировой философии. Прежде всего это новая система ценностей, где на первом месте стоят человек и природа, а религия отходит на второй п
Рене Декарт
Выдающийся французский философ Рене Декарт считается основателем нововременной философии. Рассмотрим его философию.
Философское знание должно удовлетворять требованиям истинности, его след
Эпоха Просвещения
Эпоха Просвещения – еще одно мировое явление, еще один взлет человечества. Ей, так же как и Ренессансу, соответствует становление капиталистических отношений в ряде стран, в которы
Романтизм
Романтизм обычно принято было считать явлением искусства, и не удивительно: основные его представители, как правило, занимались художественным творчеством. Однако сегодня пора перес
Философия XX века
Философия XX в. – это множество самых различных направлений философствования, многие из которых пришли из прошлого столетия и продолжают жить и развиваться в соответствии с современ
Жан Лиотар
Жан Лиотар (1924-1998) после опубликования им книги «Состояние постмодерна» (1979, русское издание 1998 г.) стал многими характеризоваться как основатель постмодернизма. Лиотар считает, что во втор
Жизнь, философия жизни и биофилософия
Конец XX и начало XXI века отмечены ростом интереса к натурализму как способу научной интерпретации всех важнейших проблем и реальностей, составляющих предмет философского исследования, в том числе
Мышление, его истоки и сущность
Можно ли человека чему-нибудь научить?
Еще одним серьезным аргументом в пользу существования большого сознания служит теория воспоминания Платона. Платон утверждал, что че
Два понимания мышления
В связи с возрастающим местом естественных и технических наук в современном мире мышление сплошь и рядом понимается как представление, как совокупность наглядных картинок мира. Современная наука го
Мышление и язык
Во всей классической философии от древности до середины XX века считалось, что язык – просто инструмент для выражения наших мыслей, что слова и предложения нейтральны по отношении к тому содержанию
Учение о познании
Во все времена в философии было два подхода к вопросу о том, как человек познает окружающий мир: одни философы считали, что мы познаем мир чувствами, другие – разумом. Первых иногда
О картине мира
В человеческой истории различаются эпохи обустроенности и эпохи бездомности. Либо человек чувствует, что живет в мире, как в своем доме, – обустроенном, налаженном, гармоничном, занимая в нем свое
Времени опять не хватает
Время – важнейший фактор существования мира и человека. Время многообразно: есть время психологическое и биологическое, время истории, время культуры, физическое и даже космическое время. В каждом
Пространство и душа
Пространство так же многообразно, как и время: есть биологическое, психологическое пространство, пространство культуры, физическое, географическое и историческое пространство. Биологическое простра
Числа правят миром
Галилей утверждал, что природа говорит на языке математики. Числу, математическим закономерностям придавалось огромное значение во все века. Есть такой шутливый тест, когда предлагается назвать неч
Свет, цвет и ритм
Человеческую жизнь и культуру определяют не только пространство и время, не только движение, но такие феномены, как свет, цвет и ритм. Свет – не только физическое явление, но и глубочайший символ ч
Философия истории
Помимо общества, культуры, природы философия изучает еще историю, и этот раздел называется философией истории. Здесь рассматриваются следующие вопросы: Что заставляет развиваться человеческое общес
Неотвратимая поступь мирового духа
Представители первой группы – Г.В.Ф. Гегель, К. Маркс и некоторые другие – считали, что история человечества едина, все народы – кто раньше, кто позже – идут к единой цели. Только цели каждым мысли
Стадии роста
Книга американского экономиста и социолога У. Ростоу «Стадии экономического роста» вышла более тридцати лет назад и с тех пор десятки раз переиздавалась. Она имеет характерный подзаголовок «Некомму
Циклические концепции истории.
О. Шпенглер: три души истории
О. Шпенглер – один из первых мыслителей, предложивших совершенно новую схему интерпретации истории. С его точки зрения, никакой единой истори
Аполлоновская и фаустовская душа
В книге Шпенглер наиболее подробно анализирует три души: аполлоновскую, фаустовскую и магическую. Аполлоновская душа – это душа античного времени. Для древнего грека и мир, и он сам, и боги, и даже
Магическая душа
В отличие от фаустовского чистого пространства и античного тела, в византийско-арабской культуре главным элементом является Пещера, пространство Пещеры. Это особое магическое, «заколдованное» прост
Закат Европы
Каждая культура, по Шпенглеру, зарождается в тот момент, когда из детского, первобытного состояния человечества пробуждается великая душа – фаустовская, магическая или какая-нибудь еще. Каждая кльт
Рост цивилизации.
Каждая цивилизация проходит, согласно Тойнби, пять стадий: рождение, рост, надлом, распад и гибель. Эскимосы, кочевники относятся у Тойнби к застывшим цивилизациям, они максимально приспособились к
Надлом и распад.
Все проходит в истории: и слава, и богатство, и известность. Афины после победы над персами, после колоссальных успехов в развитии хозяйства, после взлета в философии, искусстве, политике постепенн
Мировые культуры Питирима Сорокина
П. Сорокин в своем многотомном исследовании «Социокультурная динамика» выделял три культуры, последовательно сменяющие друг друга в человеческой (в египетской, вавилонской, греко-римской, индуистск
Главная проблема нашего времени
Сегодня, считал Сорокин, наступил жесточайший кризис. Это не просто экономические или политические неурядицы – кризис затрагивает почти всю западную культуру и общество, все их главные институты. Э
Н. Бердяев об исторической самобытности России
Н. Бердяев назвал русский народ в высшей степени поляризованным народом, в котором совмещаются совершенно несовместимые противоположности. Противоречивость и сложность русской души связана с тем, ч
Ответ Пушкина
В своем письме П. Чаадаеву от 19 октября 1836 г. А.С. Пушкин сообщил автору «Философического письма», что далеко не во всем согласен с ним. Конечно, разделение церквей (у нас православная церковь,
Апология сумасшедшего
Через год после первого «Философического письма», получившего огромную и отчасти скандальную известность, Чаадаев написал «Апологию сумасшедшего», в которой попытался прояснить некоторые свои мысли
В. Розанов о русском призвании
В. Розанов в своей статье «Возле «русской идеи» вспоминает интересное событие. В XIX в. Бисмарк был отправлен послом в Россию, и там с ним случилось неприятное происшествие: заблудился на медвежьей
Вопросы к экзамену
1. Предмет философии. Отрасли философского знания
2. Специфика философского знания. Типы философствования
3. Характерные черты истории философии
4. Характерные черты анти
Глоссарий
Новейший философский словарь/ Сост. А.А.Грицанова. – Минск, 1998 – 896 с.
АНТИНОМИЯ (греч. antinomia – противоречие в законе) – форма существо
Дополнительная
1. Алексеев П. В. Философия: учеб./ П. В. Алексеев, А. В. Панин. – 4–е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд–во Проспект, 2008. – 592 с. (стр. 33–42).
2. Введение в философию: учебник
Новости и инфо для студентов