рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Глоссарий

Глоссарий - раздел Философия, ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ   Новейший Философский Словарь/ Сост. А.а.грицанова. – Минск...

 

Новейший философский словарь/ Сост. А.А.Грицанова. – Минск, 1998 896 с.

 

АНТИНОМИЯ (греч. antinomia – противоречие в законе) – форма существования и развития противоречия в познании: противоречие, образуемое двумя суждениями (умозаключениями, законами), каждое из которых признается истинным.

АПОРИЯ (греч. а – отрицательная частица, poros – выход, aporia – безвыходное положение, затруднение, недоумение) – термин, с помощью которого античные философы фиксировали непостижимые для них противоречия в осмыслении движения, времени и пространства; между данными наблюдения, опыта и их мысленным анализом; любые непреодолимые логические затруднения.

АПРИОРИ (лат. a priori, букв. – из предшествующего) – философский термин, который означает знание, полученное независимо от опыта, присущее сознанию изначально.

АРХЕТИП (греч. arche – начало и typos – образ; первообраз, проформа) – универсальная модель бессознательной психической активности, спонтанно определяющая человеческое мышление и поведение.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ (бессознательное психическое) – в наиболее распространенных значениях: 1) Совокупность активных психических образований, состояний, процессов, механизмов, операций и действий человека, неосознаваемых им без применения специальных методов; 2) Самая обширная и наиболее содержательная часть (система, сфера, область, инстанция и т.д.) психики человека; 3) Форма психического отражения, образование, содержание и функционирование которой не являются предметом специальной вненаучной рефлексии; 4) Состояние человека, характеризующееся отсутствием сознания.

БОГ – сакральная персонификация Абсолюта в религиях теистского типа: верховная личность, атрибутированная тождеством сущности и существования, высшим разумом, сверхъестественным могуществом и абсолютным совершенством.

БЫТИЕ – категория, фиксирующая основу существования (для мира в целом или для любой разновидности существующего); в структуре философского знания выступает предметом онтологии (см. Онтология); в теории познания рассматривается как базисная для любой возможной картины мира и для всех прочих категорий.

ВОСПРИЯТИЕ – процесс целостного отражения предметов или предметных ситуаций, возникающий при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные зоны органов чувств.

ГОСУДАРСТВО – основной институт политической системы, наделенный высшей законодательной властью, т.е. правом устанавливать и регламентировать социальные нормы и правила общественной жизни в пределах определенной территориальной целостности и использовать легитимные методы принуждения для их соблюдения по отношению ко всем членам общества.

ДИСКУРС (франц. discour – речь) – в широком смысле слова представляет собой сложное единство языковой практики и экстралингвистических факторов (значимое поведение, манифестирующееся в доступных чувственному восприятию формах), необходимых для понимания текста, т.е. дающих представление об участниках коммуникации, их установках и целях, условиях производства и восприятия сообщения.

ДОБРО и ЗЛО – категории этики и понятия морального сознания, в предельно общей форме показывающие разграничение нравственного и безнравственного, должного и предосудительного в мотивации деятельности и поступках, моральных качествах и отношениях человека, социальных явлениях.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО – обоснование истинности какого–либо положения.

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ – обозначение традиционной совокупности наук о природе, ориентированной на исследование пространственно–временной структуры природных объектов, закономерностей их бытия и развития.

ЗНАНИЕ – селективная (1), упорядоченная (2), определенным способом (методом) полученная (3), в соответствии с какими–либо критериями (нормами) оформленная (4) информация, имеющая социальное значение (5) и признаваемая в качестве именно 3. определенными социальными субъектами и обществом в целом (6).

ИДЕЯ – понятие, широко используемое в различных философских системах для обозначения наиболее развитых форм духа (позднее – знания).

ИНФОРМАЦИЯ (лат. informatio – разъяснение, изложение, осведомленность) – одно из наиболее общих понятий науки, обозначающее некоторые сведения, совокупность каких–либо данных, знаний и т.п.

КОСМИЗМ (греч. kosmos – организованный мир, kosma – украшение) – философское мировоззрение, в основе которого располагается знание о Космосе и представление о человеке как «гражданине Мира» (киники, стоики, Кант, Мамар–дашвили), а также о микрокосмосе, подобном Макрокосмосу.

КУЛЬТУРА (лат. cultura – возделывание, воспитание, образование) – система исторически развивающихся надбио–логических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и изменения социальной жизни во всех ее основных проявлениях.

КУЛЬТУРОЛОГИЯ – гуманитарная дисциплина, изучающая культуру в совокупности ее цельных исторических форм. К., в отличие от философии культуры, не ставит перед собой задачи раскрыть сущностные основания и универсальные принципы культуры как таковой. Цель К. – реконструкция культурного универсума ("картины мира"), определяющего целостное мировосприятие человека конкретной исторической эпохи.

ЛОГИКА (греч. logos – слово, рассуждение, понятие, разум) – наука о формах, законах и методах познавательной деятельности; способность правильно (логически) мыслить.

ЛОГОС (греч. logos) – философский термин, фиксирующий единство понятия, слова и смысла, причем слово понимается в данном случае не столько в фонетическом, сколько в семантическом плане, а понятие – как выраженное вер–бально. В значении данного термина имеется также не столь явно выраженный, но важный оттенок рефлексивности: «отдавать себе отчет».

ЛЮБОВЬ – универсалия культуры субъектного ряда, фиксирующая в своем содержании глубокое индивидуально–избирательное интимное чувство, векторно направленное на свой предмет и объективирующееся в самодостаточном стремлении к нему. Л. называют также субъект–субъектное отношение, посредством которого реализуется данное чувство. Для носителя Л. она выступает в качестве максимальной ценности и важнейшей детерминанты жизненной стратегии, задавая специфическую сферу автономии: нельзя произвольно ни вызвать, ни прекратить Л., ни переадресовать ее на другой предмет. Атрибутивным аспектом Л. является особый эмоциональный ореол ее носителя, выражающийся в душевном подъеме и радостной окрашенности мировосприятия. Л. является сложным комплексным феноменом, поскольку возникает в пространстве соприкосновения противоположных начал: индивидуального и общесоциального, телесного и духовного, сугубо интимного и универсально значимого. Такой пограничный характер феномена Л. породил в истории культуры многочисленные типологии ее форм, построенные на основании различных критериев.

МЕТАФИЗИКА (греч. meta ta physica – буквально: после физики) – философское учение о первичных основах всякого бытия или о сущности мира.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ – система взглядов на мир и место человека в этом мире, во многом определяющая отношение человека к этому миру, другим людям, себе самому и формирующая его личностные структуры. М. возникает как сложный результат практического взаимодействия психически нормального человека с окружающей действительностью – природой и обществом. М. определяет социальное самочувствие, самосознание личности, ее ценностные ориентации, оценки и поведение. М. – относительно автономная и устойчивая система внутренних детерминант жизнедеятельности человека.

МИФ – форма целостного массового переживания и истолкования действительности при помощи чувственно–наглядных образов, считающихся самостоятельными явлениями реальности.

МЫШЛЕНИЕ – категория, обозначающая процессуальность функционирования сознания (познавательную деятельность) – традиционный предмет философствования, присутствующий в его структуре с момента возникновения философии как таковой.

НАУКА – особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Взаимодействует с другими видами познавательной деятельности: обыденным, художественным, религиозным, мифологическим, философским постижением мира. Н. ставит своей целью выявить законы, в соответствии с которыми объекты могут преобразовываться в человеческой деятельности.

НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА – особая форма теоретического знания, репрезентирующая предмет исследования науки соответственно определенному этапу ее исторического развития, посредством которой интегрируются и систематизируются конкретные знания, полученные в различных областях научного поиска.

ОТРАЖЕНИЕ – категория гносеологии, которая характеризует способность материальных объектов в процессе взаимодействия с другими объектами воспроизводить в своих изменениях некоторые особенности и черты воздействующих на них явлений.

ОЩУЩЕНИЕ – простейший аналитико–синтетический акт сенсорного познания. О. возникает в результате воздействия на органы чувств вещей или явлений объективного мира и состоит в отражении отдельных свойств этих вещей и явлений. Анатомо–физиологической основой О. выступают анализаторы – нервные структуры, состоящие из рецепторов, проводящих афферентных нервных путей и нервного центра.

ПОЗНАНИЕ – творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире.

ПРОСТРАНСТВО и ВРЕМЯ – философские категории, посредством которых обозначаются формы бытия вещей и явлений, которые отражают, с одной стороны, их событие, сосуществование (в П.), с другой – процессы смены их друг другом (во В.), продолжительность их существования.

РЕЛИГИЯ (лат. religio – благочестие, набожность, святыня) – мировоззрение, миропонимание, мироощущение, а также сопряженное с ними поведение людей, определяемое верой в существование сверхъестественной сферы, артикулируемой в зрелых формах Р. в качестве Бога, божества. Р. предполагает доминирование в душе человека чувства зависимости и долженствования по отношению к дающей опору и достойной поклонения трансцендентной и тайной силе.

РЕФЛЕКСИЯ – принцип философского мышления, направленный на осмысление и обоснование собственных предпосылок, требующий обращения сознания на себя. В философии Р. является фундаментальной основой как собственно философствования, так и обязательным условием попыток конструктивного его преодоления.

СВОБОДА – универсалия культуры субъектного ряда, фиксирующая возможность деятельности и поведения в условиях отсутствия внешнего целеполагания.

СМЕРТЬ – в науке – естественное и необратимое прекращение жизнедеятельности биологической системы. В философии смертность человека рассматривается не столько как природный, сколько как социальный феномен, требующий рационального восприятия и осмысления.

СОЗНАНИЕ – одно из фундаментальных понятий философии, психологии, социологии, которое характеризует важнейший системный компонент человеческой психики. Функционирование С. обеспечивает человеку возможность вырабатывать обобщенные знания о связях, отношениях, закономерностях объективного мира, ставить цели и разрабатывать планы, предваряющие его деятельность в природной и социальной среде, регулировать и контролировать эмоциональные, рациональные и предметно–практические отношения с действительностью, определять ценностные ориентиры своего бытия и творчески преобразовывать условия своего существования. С. представляет собой внутренний мир чувств, мыслей, идей и других духовных феноменов, которые непосредственно не воспринимаются органами чувств и принципиально не могут стать объектами предметно–практической деятельности ни самого сознающего субъекта, ни других людей.

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ – раздел философии, определенным образом описывающий качественное своеобразие общества, его законы, социальные идеалы, генезис и развитие, судьбы и перспективы, логику социальных процессов. Доминантной характеристикой С.Ф. как совокупности социально–нормативных учений можно считать установление норм общественной жизни, а не рассмотрение ее в конкретной действительности.

СТРУКТУРАЛИЗМ – обозначение в целом неоднородной сферы гуманитарных исследований, избирающих своим предметом совокупность инвариантных отношений (структур) в динамике различных систем.

СУБКУЛЬТУРА – система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества. С. (подкультура) – понятие, характеризующее культуру группы или класса, которая отличается от господствующей культуры или же является враждебной этой культуре (контркультура). Современное общество, базирующееся на разделении труда и социальной стратификации, представляет собой систему многообразных групп и С, находящихся в весьма различном отношении друг к другу (например, молодежная С, различные профессиональные С. и др.).

СУБСТАНЦИЯ (лат. substantia – сущность, нечто, лежащее в основе) – философское понятие для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм ее саморазвития. С. неизменна в отличие от перманентно меняющихся свойств и состояний: она есть то, что существует в себе самом и благодаря самому себе, а не в другом и не благодаря другому.

СУДЬБА – представление о предопределенности и неотвратимости событий и поступков в жизни каждого человека.

СУЖДЕНИЕ – продукт и результат мыслительного процесса, предполагающего, что субъект, констатируя некоторое положение дел, выражает свое отношение к содержанию высказанной мысли в форме знания, убеждения, сомнения, веры.

ТВОРЧЕСТВО – конструктивная деятельность по созданию нового.

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ – форма мышления, посредством которой получают новое суждение на основе одного или более уже принятых суждений. Исходные суждения, на основании которых получается новое суждение, называются посылками У., а новое суждение, полученное в результате сопоставления посылок, – заключением.

УНИВЕРСАЛИИ (лат. universalis – общий) – общие понятия.

ФИЛОСОФИЯ (греч. phileo – люблю, sophia – мудрость; любовь к мудрости) – особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех ее основных проявлениях.

ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ – концепция в составе философского знания, нацеленная на осмысление исторического процесса в целом и анализ методологических проблем исторического познания.

ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ – одно из значимых проблемных полей современной западный философии, основанное на комплексном системном анализе техники как социального феномена в историко–цивилизационном контексте.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ (лат. civilis – государственный, гражданский) – 1) одно из разнокачественных состояний общества в его изменении в реальном историческом времени; 2) этап в эволюции человеческого общества, пришедший на смену "первобытному варварству" (Морган); 3) совокупность организационных средств (программ деятельности), посредством которых люди стремятся достичь тех общественных целей, которые заданы существующими универсалиями культуры и фундаментальными символами последней.

ЧЕЛОВЕК – фундаментальная категория философии, являющаяся смысловым центром практически любой философской системы. Сложность философского определения Ч. состоит в невозможности однозначного подведения его под какое–либо более широкое родовое понятие (например, природа, Бог или общество), поскольку Ч. – это всегда одновременно микрокосм, микротеос и микросоциум. Тем самым философское постижение Ч. всегда разворачивается не просто через реконструкцию его сущностных характеристик, но через осмысление его бытия в мире, человеческого мира, где "Ч. – это в известном смысле все" (Шелер).

ЭКСПЕРИМЕНТ (лат. experimentum – проба, опыт) – метод эмпирического познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях (зачастую специально конструируемых) получают знание относительно связей (чаще всего причинных) между явлениями и объектами или обнаруживают новые свойства объектов или явлений.

ЭМАНАЦИЯ (позднелат. emanatio – истечение) – термин неоплатонизма, фиксирующий онтологический вектор перехода от семантически и аксиологически высшей сферы универсума к менее совершенным.

ЭТИКА (греч. ethos – нрав, обычай, привычка) – проблемная сфера философии (философская дисциплина), объектом изучения которой является мораль, нравственность. Содержательные и формальные особенности Э. заданы тремя константами: сущностью морали как объекта исследования; способами ее теоретического осмысления и описания в социокультурном контексте, основными парадигмами философствования (восточной, западной, русской).

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

Государственное образовательное учреждение... высшего профессионального образования Нижегородский государственный инженерно...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Глоссарий

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Гузнищева А. В.
Г93 Основы философии. Учебно-методический комплекс. – Княгинино: НГИЭИ, 2011. – 136 с.     В учебно-методическом комплексе представлены программа дисци

Общие положения
Философия относится к циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин и нацелена на развитие у студентов мышления и навыков овладения культурным наследием человечества, на выработку у

Требования Госстандарта и реализация их
в разделах курса «Основы философии» Содержание требования Госстандарта Реализация в разделах, темах курса Предмет фил

При изучении дисциплины
Основным видом аудиторных занятий по изучению дисциплины «Основы философии» являются лекции. Их назначение заключается в раскрытии сути философского знания, функций философии, выявления специфики ф

Контроль знаний по дисциплине
Контроль знаний по основам философии предполагает самоконтроль, промежуточную и итоговую аттестацию. Самоконтроль предусматривает · узнавание философских понятий, явлений и фактов, упомяну

Тематический план
специальностей: 080110 «Экономика и бухгалтерский учет»; 110301 «Механизация сельского хозяйства»; 230103 «Автоматизированные системы обработки информации и управ

Основные идеи мировой философии
Тема 1.1. Философия античного мира, средневековья и эпохи Возрождения (занятия № 2-7) Античная философия (от мифа к Логосу, Гераклит и Парменид). Сократ, Платон, Аристотель, Демокри

Духовная жизнь человека
Тема 3.1. Философия и научная картина мира (занятия 24-25) Объективный мир и его картина. Мир Аристотеля и мир Галилея. Основные категории научной картины мира: вещь, пространство,

Социальная жизнь
Тема 4.1. Философия и история (занятие № 28) Философские концепции исторического развития: концепции однолинейного прогрессивного развития (Г.В.Ф.Гегель, К.Маркс), концепции многоли

Выберите один правильный ответ
1. Специфику философии наиболее ярко отражают вопросы: Что я могу знать? что я должен делать? на что я могу надеяться? что такое человек?, которые сформулировал а) Фома Аквинский

Дополните
1. Форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на посюсторонний и потусторонний, называется ___________. 2. Главную роль в кризисе мифологического сознан

Установите соответствия
1. Красноречие А) Экзистенция 2. Умение вести спор Б) Агностицизм 3. Повивальное искусство В) П

Проанализируйте высказывание
1. «Совесть – это и есть показатель человечности» (И.Кант) 2. Первый моральный закон Канта: «Поступай так, чтобы максима твоей воли была основой всеобщего законодательства!» 3. Вт

Самостоятельная работа по теме
«Человек как главная философская проблема» При ответе на вопросы можно пользоваться материалами учебника (Губин В.Д. Основы философии. учебное пособие. – М.: ФОРУМ:

Методические рекомендации
Целью аудиторных занятий является рассмотрение наиболее важных и сложных вопросов курса основ философии, а также проверка усвоения студентами предлагаемого им материала лекций, учебников и других у

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ обсуждения
(философские тексты) Парменид «О природе» Сохранились и дошли до наших времен довольно большие отрывки философской поэмы Парменида «О природе». В

Б. Паскаль. Рассуждение о любовной страсти
«Иные люди потому и влюбляются, что они наслышаны о любви. Постоянство в любви – это вечное непостоянство, побуждающее нас увлекаться по очереди всеми качествами любимого человека, отдавая предпочт

М. Монтень. О смерти
«Конечная точка нашего жизненного пути – это смерть, предел наших стремлений, и если она вселяет в нас ужас, то можно ли сделать хотя бы один-единственный шаг, не дрожа при этом, как в лихорадке? Л

Подобный внутренней музыке
«Чистая длительность (психологическое время – В.Г.) есть форма, которую принимает последовательность наших состояний сознания, когда наше «я» просто живет, когда оно не устанавливает различия между

В. Распутин. Созерцание как исток творчества
«Зароды они, в конце концов, поставят и увезут, коровы к весне до последней травинки их приберут, всю работу, а вот эти песни после работы, когда будто и не они, не люди, будто души их пели, соедин

Н. А. Бердяев. Творчество и его реализация
«В творчестве есть две стороны и два смысла. Есть внутренний творческий акт и есть творческий продукт, обнаружение творческого акта вовне. <...> Первичный творческий акт есть взлет вверх, к и

Н. А. Бердяев об истории
«Человек вкладывает в историю свою творческую силу и делает это с энтузиазмом. История же не хочет знать человека, пользуется им как материалом для нечеловеческого строительства, имеет свою нечелов

Б. Паскаль. Человек и Вселенная
«Итак, пусть человек объемлет взором всю природу в ее высоком и совершенном величии, пусть он отведет взгляд от низких предметов, его окружающих. Пусть посмотрит на это ослепительное сияние, зажжен

О структуре мира
«...Атомистическая гипотеза (Левкиппа и Демокрита – В.Г.) делает большой шаг в нужном направлении. Все многообразие различных явлений, множество наблюдаемых свойств материального мира можно свести

О стольности и чашности
Платон, как все, наверное, знают, считается у нас родоначальником идеализма. И вот рассказывал он как-то про то, что существует стольность и чашность, а, дескать, все столы и чаши - только отражени

Об ощипанном петухе
Диоген Платона не любил. И решил он его подловить на неточностях. А у Платона была одна "неточность"... Дело в том, что одним из главных свойств идей великий ученик Сократа считал умонепо

Анекдоты о Диогене из Синопа
* * * Диоген говорил, что когда он видит правителей, врачей или философов, то ему кажется, будто человек - самое разумное из живых существ, но когда он встречает снотолкователей, прорицате

Диалектика, логика и философия
Петька спрашивает Чапаева: – Василий Иванович, что такое диалектика, логика и философия? – Ну как тебе объяснить? Вот видишь двух мужчин. Один грязный, другой чистый. Кто из них в

Притча А. Шопенгауэра о дикобразах
Стадо дикобразов легло в один холодный зимний день тесною кучей, чтобы, согреваясь взаимной теплотою, не замерзнуть. Однако вскоре они почувствовали уколы от игл друг друга, что заставило их лечь п

Античность
Досократики Объединить многочисленные древнегреческие школы и направле­ния, существовавшие до Сократа, позволяют их единая натурфило­софская направленность, синкретичность сознания,

Гераклит
Гераклитсчитал основой, первоначалом всего мира огонь. Огонь как основа мироздания вечен, в то время как космос не вечен. Гераклит с полным основанием может считаться основоположником гносе

Парменид
Что же такое бытие для Парменида? Важнейшее определение бытия - постижимость его разумом: то, что можно познать только разумом6и есть бытие, чувствам же бытие недоступно. Поэтому "одно и тоже

Эпикуреизм
VI – I вв. до н.э. Эпикур и Лукреций Кар Эпикур развивал идеи атомизма. По Эпикуру во вселенной существуют только тела, находящиеся в пространстве. Они непосредствен

Неоплатонизм
III – VI вв. н.э. Плотин, Прокл, Порфирий Неоплатонизм систематизировал основные идеи Платона с учетом идей Аристотеля. Личностной спецификой неоплатонизма является

Скептицизм
IV – III вв. до н.э. Пиррон Теперь философов интересовал вопрос о том, как надо жить в этом мире, чтобы избежать, угрожающих со всех сторон бедствий. Мудрецом следуе

Средневековье
Патристика. Средневековье принципиально переменило ситуацию в философии. Этому способствовали два глобальных изменения в жизни Европы – фактическая утрата античной культ

Эпоха Возрождения (Ренессанс)
Эпоха Возрождения – новое явление не только европейской, но и мировой философии. Прежде всего это новая система ценностей, где на первом месте стоят человек и природа, а религия отходит на второй п

Философия Нового времени
  Период Нового времени часто называют эпохой научной револю­ции. Он знаменуется значительными открытиями в различных областях естественных наук, главенствующее место при этом занимае

Рене Декарт
Выдающийся французский философ Рене Декарт считается основателем нововременной философии. Рассмотрим его философию. Философское знание должно удовлетворять требованиям истинности, его след

Эпоха Просвещения
  Эпоха Просвещения – еще одно мировое явление, еще один взлет человечества. Ей, так же как и Ренессансу, соответствует становле­ние капиталистических отношений в ряде стран, в которы

Романтизм
  Романтизм обычно принято было считать явлением искусства, и не удивительно: основные его представители, как правило, занимались художественным творчеством. Однако сегодня пора перес

Философия XX века
  Философия XX в. – это множество самых различных направлений философствования, многие из которых пришли из прошлого столетия и продолжают жить и развиваться в соответствии с современ

Жан Лиотар
Жан Лиотар (1924-1998) после опубликования им книги «Состояние постмодерна» (1979, русское издание 1998 г.) стал многими характеризоваться как основатель постмодернизма. Лиотар считает, что во втор

Жизнь, философия жизни и биофилософия
Конец XX и начало XXI века отмечены ростом интереса к натурализму как способу научной интерпретации всех важнейших проблем и реальностей, составляющих предмет философского исследования, в том числе

Мышление, его истоки и сущность
Можно ли человека чему-нибудь научить? Еще одним серьезным аргументом в пользу существования большого сознания служит теория воспоминания Платона. Платон утверждал, что че

Два понимания мышления
В связи с возрастающим местом естественных и технических наук в современном мире мышление сплошь и рядом понимается как представление, как совокупность наглядных картинок мира. Современная наука го

Мышление и язык
Во всей классической философии от древности до середины XX века считалось, что язык – просто инструмент для выражения наших мыслей, что слова и предложения нейтральны по отношении к тому содержанию

Учение о познании
  Во все времена в философии было два подхода к вопросу о том, как человек познает окружающий мир: одни философы считали, что мы познаем мир чувствами, другие – разумом. Первых иногда

О картине мира
В человеческой истории различаются эпохи обустроенности и эпохи бездомности. Либо человек чувствует, что живет в мире, как в своем доме, – обустроенном, налаженном, гармоничном, занимая в нем свое

Времени опять не хватает
Время – важнейший фактор существования мира и человека. Время многообразно: есть время психологическое и биологическое, время истории, время культуры, физическое и даже космическое время. В каждом

Пространство и душа
Пространство так же многообразно, как и время: есть биологическое, психологическое пространство, пространство культуры, физическое, географическое и историческое пространство. Биологическое простра

Числа правят миром
Галилей утверждал, что природа говорит на языке математики. Числу, математическим закономерностям придавалось огромное значение во все века. Есть такой шутливый тест, когда предлагается назвать неч

Свет, цвет и ритм
Человеческую жизнь и культуру определяют не только пространство и время, не только движение, но такие феномены, как свет, цвет и ритм. Свет – не только физическое явление, но и глубочайший символ ч

Философия истории
Помимо общества, культуры, природы философия изучает еще историю, и этот раздел называется философией истории. Здесь рассматриваются следующие вопросы: Что заставляет развиваться человеческое общес

Неотвратимая поступь мирового духа
Представители первой группы – Г.В.Ф. Гегель, К. Маркс и некоторые другие – считали, что история человечества едина, все народы – кто раньше, кто позже – идут к единой цели. Только цели каждым мысли

Стадии роста
Книга американского экономиста и социолога У. Ростоу «Стадии экономического роста» вышла более тридцати лет назад и с тех пор десятки раз переиздавалась. Она имеет характерный подзаголовок «Некомму

Циклические концепции истории.
О. Шпенглер: три души истории О. Шпенглер – один из первых мыслителей, предложивших совершенно новую схему интерпретации истории. С его точки зрения, никакой единой истори

Аполлоновская и фаустовская душа
В книге Шпенглер наиболее подробно анализирует три души: аполлоновскую, фаустовскую и магическую. Аполлоновская душа – это душа античного времени. Для древнего грека и мир, и он сам, и боги, и даже

Магическая душа
В отличие от фаустовского чистого пространства и античного тела, в византийско-арабской культуре главным элементом является Пещера, пространство Пещеры. Это особое магическое, «заколдованное» прост

Закат Европы
Каждая культура, по Шпенглеру, зарождается в тот момент, когда из детского, первобытного состояния человечества пробуждается великая душа – фаустовская, магическая или какая-нибудь еще. Каждая кльт

Рост цивилизации.
Каждая цивилизация проходит, согласно Тойнби, пять стадий: рождение, рост, надлом, распад и гибель. Эскимосы, кочевники относятся у Тойнби к застывшим цивилизациям, они максимально приспособились к

Надлом и распад.
Все проходит в истории: и слава, и богатство, и известность. Афины после победы над персами, после колоссальных успехов в развитии хозяйства, после взлета в философии, искусстве, политике постепенн

Мировые культуры Питирима Сорокина
П. Сорокин в своем многотомном исследовании «Социокультурная динамика» выделял три культуры, последовательно сменяющие друг друга в человеческой (в египетской, вавилонской, греко-римской, индуистск

Главная проблема нашего времени
Сегодня, считал Сорокин, наступил жесточайший кризис. Это не просто экономические или политические неурядицы – кризис затрагивает почти всю западную культуру и общество, все их главные институты. Э

Н. Бердяев об исторической самобытности России
Н. Бердяев назвал русский народ в высшей степени поляризованным народом, в котором совмещаются совершенно несовместимые противоположности. Противоречивость и сложность русской души связана с тем, ч

Ответ Пушкина
В своем письме П. Чаадаеву от 19 октября 1836 г. А.С. Пушкин сообщил автору «Философического письма», что далеко не во всем согласен с ним. Конечно, разделение церквей (у нас православная церковь,

Апология сумасшедшего
Через год после первого «Философического письма», получившего огромную и отчасти скандальную известность, Чаадаев написал «Апологию сумасшедшего», в которой попытался прояснить некоторые свои мысли

В. Розанов о русском призвании
В. Розанов в своей статье «Возле «русской идеи» вспоминает интересное событие. В XIX в. Бисмарк был отправлен послом в Россию, и там с ним случилось неприятное происшествие: заблудился на медвежьей

Вопросы к экзамену
1. Предмет философии. Отрасли философского знания 2. Специфика философского знания. Типы философствования 3. Характерные черты истории философии 4. Характерные черты анти

Дополнительная
1. Алексеев П. В. Философия: учеб./ П. В. Алексеев, А. В. Панин. – 4–е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд–во Проспект, 2008. – 592 с. (стр. 33–42). 2. Введение в философию: учебник

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги