Апология сумасшедшего - раздел Философия, ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ Через Год После Первого «Философического Письма», Получившего Огромную И Отча...
Через год после первого «Философического письма», получившего огромную и отчасти скандальную известность, Чаадаев написал «Апологию сумасшедшего», в которой попытался прояснить некоторые свои мысли и дать отпор тем «патриотам», которые обвиняли его в нелюбви к России. Чаадаев писал, что пора бы бросить ясный взгляд на наше прошлое, – не затем, чтобы извлечь оттуда старые идеи, а чтобы узнать, как мы должны относиться к нашему прошлому. Несомненно, соглашался он, в «Философическом письме» даны чересчур резкие оценки нашей истории, но основное мое чувство не было враждебным отечеству. Это было глубокое чувство наших немощей, выраженное с болью и горестью. Больше, чем кто-нибудь из вас, писал Чаадаев, обращаясь к «патриотам», я люблю свою страну, желаю ей славы, умею ценить высокие качества моего народа. Но я не научился любить свою родину с закрытыми глазами, с преклоненной головой, запертыми устами. Человек, по мнению Чаадаева, может быть полезен своей стране только в том случае, если ясно видит ее.
Прошло время слепых влюбленностей, надо с открытыми глазами искать истину. Я люблю свой народ, говорил Чаадаев, как Петр Великий научил меня любить его. Но мне чужд блаженный патриотизм лени, который все пытается видеть в розовом свете и носится со своими иллюзиями, навязывая их дельным умам. Чаадаев сожалел, что многие увидели в его письме предсказание России скудного будущего. Да и вина русского народа, в конечном счете, сводилась к тому, что он был заброшен на крайнюю грань всех цивилизаций мира, вдали от стран, где естественно должно было бы накопляться просвещение, вдали от очагов, откуда оно сияло в течение стольких веков.
Мы с изумительной быстротой, отмечал Чаадаев, достигли известного уровня цивилизации, которому справедливо удивляется Европа. Наше могущество держит в трепете мир, наша держава занимает пятую часть земного шара. Но все это было достигнуто лишь по воле наших государей, которой содействовали физические условия страны. Истинное же развитие всего народа, его умственных сил, понимание его настоящей роли – еще впереди. Чаадаев как бы положил начало двум концепциям русской истории – славянофильской (которая без оговорок признавала величие России и ее особый путь в истории) и западнической (западники полагали, что все европейские страны идут единой дорогой, и чем быстрее Россия вступит на нее, тем лучше). Славянофилы и западники о судьбах России Спор славянофилов и западников был спором о главном – о судьбе России. Прежде всего, русская философия истории должна была решить вопрос о смысле и значении реформы Петра, которая как бы разрезала историю страны на две части.
Западники целиком приняли реформу и видели будущее России в том, что она шла западным путем. Славянофилы верили в особый тип культуры, возникающей на духовной почве православия. Они считали, что реформы Петра и европеизация были изменой России. Как отмечал Н. Бердяев, в оценке петровских реформ ошибались и славянофилы, и западники. Славянофилы не поняли неизбежности реформ, без которых России недостало бы сил исполнить свою миссию в мире, не хотели признать, что лишь после Петра стали возможны в России мысль и слово, философия и великая литература. Западники не поняли своеобразия России, не хотели замечать болезненности реформ Петра. Как западники, так и славянофилы любили свободу и одинаково не видели ее в окружающей действительности. Славянофилы, в отличие от западников, считали, что золотой век России далеко позади, абсолютизировали патриархальное управление, сельскую общину и стремились возродить в настоящем черты этого славного прошлого. Самым ярким представителем славянофильства был А.С. Хомяков. Все его статьи, все работы об одном: о призвании России.
Хомяков, в отличие от своих единомышленников, никогда не абсолютизировал прошлую русскую историю. Иногда он писал гораздо критичнее Чаадаева. Например, сильно сомневался в том, что можно найти в русской истории какое-нибудь счастье и добро прежде царствия Романовых – там только опричнина Грозного, нелепая смута, монгольское иго, уделы, междоусобия, униженная продажа России варварам, море грязи и крови. Алексей Степанович Хомяков (1804-1860 гг.) – философ, богослов, поэт, художник, изобретатель – был блестяще образованным человеком. Бердяев называл его Ильей Муромцем русского православия. Крупный помещик, он, как и Чаадаев, довольно рано оставил военную службу и чем только ни занимался: писал об освобождении крестьян и даже входил в комиссию по выработке решения об отмене крепостного права; предлагал американскому правительству свой план границ между штатами; читал наизусть на языке оригинала Шекспира и Гете; знал буддийскую космологию; изобрел сеялку, которая на сельскохозяйственной выставке в Англии получила золотую медаль; делал витражи в Шартрском соборе и получил признание как художник; сочинял стихи, которые высоко оценил Пушкин. И, главное, писал богословские и философские труды. Ничего доброго, ничего благородного, ничего достойного уважения и подражания не было в России, писал Хомяков.
Везде и всегда были безграмотность, не правосудие, разбой, угнетение, бедность, неустройство, дикость и разврат. Взгляд не останавливается ни на одной светлой минуте в жизни народа, ни на одной утешительной эпохе. И, тем не менее, есть в русском народе истинное и доброе начало, связанное с сельской общиной, с близостью к земле, чувство корней, идущих из глубины веков – из Греции через Византию – и позволяющее сохранить в чистоте заветы Христа, сохранить истинное православие. В неоконченных «Заметках о всемирной истории» Хомяков пишет о двух направлениях мировой истории. Первое идет с глубокой древности через буддизм, Древний Рим, Западную Европу – эта линия знаменует собой власть вещей над человеком, господство бездушного рационализма, духа предпринимательства и т.п. Второе направление через Грецию и Византию тянется в Россию. Русскому народу удалось сохранить подлинную духовность. На Западе – дух воинственной дружины, военно-монашеские ордена, власть церкви над человеком. В России – дух мирной общины, мистическое братство людей в любви. Хомяков был монархистом, но считал, что истинная власть царя должна быть властью отца, а не властью главного начальника всех бюрократов. Он обличал бюрократический произвол в стихах, обращенных к России:
В судах полна неправдой черной,
И игом рабства клеймена,
Безбожной лести,
Лжи тлетворной
И лени мертвой и позорной,
И всякой мерзости полна.
Из-за эти стихов Хомякову грозили большие неприятности – помогло заступничество царицы, которая благоволила к его жене.
Что творится на Руси?
Видным представителем западнйчества, по крайней мере, в свои молодые годы, был А.И. Герцен. Герцен считал, что Россия должна обязательно дотянуться до западной культуры, что Пётр I очень много сделал для ее соединения с Западом. И в то же время сделал очень мало, потому что взял из западных стран чисто внешнее, формальное устройство, но не те формы жизни, которые сделали возможными свободу личности, демократию – то, что составляет суть западной культурной истории. Александр Иванович Герцен (1812-1870 гг.) – писатель, публицист, философ, революционер. Сын богатого помещика, родился в Москве во время пожара, когда там стояли наполеоновские войска. По словам Бердяева, если и не самый глубокий, то самый блестящий из людей 1840-х годов. Первый представитель революционной эмиграции. Журналы «Полярная звезда» и «Колокол», издававшиеся Герценом на Западе, оказывали огромное влияние на русскую демократическую мысль. Основные произведения – «Былое и думы», «С другого берега», «Письма об изучении природы» и др. В 1960-х годах было издано собрание сочинений в 30-ти томах. В статье «С другого берега» Герцен писал, что в России личность всегда была подавлена, поглощена коллективом и не стремилась даже протестовать. Свободное слово всегда считали за дерзость, самобытность – за крамолу. Человек пропадал в государстве.
Переворот Петра заменил устаревшее помещичье управление европейским канцелярским порядком. Все, что можно было переписать из шведских и немецких законодательств, было списано. Но исписанное, нравственно обуздывающее власть, инстинктивное признание прав личности, прав мысли, истины не могло перейти и не перешло к нам от Запада. Рабство у нас, писал Герцен, увеличилось с образованием, государство росло, улучшалось, но личность от этого ничего не выигрывала Чем сильнее становилось государство, тем слабее – личность. Европейские формы администрации и суда, военного и гражданского устройства развились в какой-то чудовищный безвыходный деспотизм.
Если бы не беспорядочность власти, считал Герцен, то можно было бы сказать, что в России нельзя жить ни одному человеку, осознающему собственное достоинство. И еще Герцен сказал знаменитую фразу, которую потом кому только ни приписывали: «Если бы можно было одним словом выразить все, что творится на Руси, то надо было бы сказать: Воруют!» (Иногда эту фразу приписывают Карамзину). К сожалению, спустя сто пятьдесят лет в этом отношении мало что изменилось. Будучи правоверным западником, Герцен сильно разочаровался, попав на Запад. Он увидел в Европе ослабление и даже исчезновение личности. Средневекового рыцаря заменил лавочник. Рыцарская доблесть, изящество аристократических нравов, гордая независимость англичан, строгая чинность протестантов, роскошная жизнь итальянских художников, искрящийся ум энциклопедистов – все это переплавилось и переродилось в совокупность мещанских нравов. И тогда Герцен вновь обращался к России, к русскому мужику, к сельской общине как здоровому началу общества. Можно сказать, что он становился славянофилом, хотя только теоретическим, поскольку всю жизнь был сторонником западной демократии, западных свобод, которые как воздух необходимы России.
Все темы данного раздела:
Гузнищева А. В.
Г93 Основы философии. Учебно-методический комплекс. –
Княгинино: НГИЭИ, 2011. – 136 с.
В учебно-методическом комплексе представлены программа дисци
Общие положения
Философия относится к циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин и нацелена на развитие у студентов мышления и навыков овладения культурным наследием человечества, на выработку у
Требования Госстандарта и реализация их
в разделах курса «Основы философии»
Содержание требования
Госстандарта
Реализация в разделах, темах курса
Предмет фил
При изучении дисциплины
Основным видом аудиторных занятий по изучению дисциплины «Основы философии» являются лекции. Их назначение заключается в раскрытии сути философского знания, функций философии, выявления специфики ф
Контроль знаний по дисциплине
Контроль знаний по основам философии предполагает самоконтроль, промежуточную и итоговую аттестацию. Самоконтроль предусматривает
· узнавание философских понятий, явлений и фактов, упомяну
Тематический план
специальностей: 080110 «Экономика и бухгалтерский учет»;
110301 «Механизация сельского хозяйства»;
230103 «Автоматизированные системы обработки информации и управ
Основные идеи мировой философии
Тема 1.1. Философия античного мира, средневековья и эпохи Возрождения (занятия № 2-7)
Античная философия (от мифа к Логосу, Гераклит и Парменид). Сократ, Платон, Аристотель, Демокри
Духовная жизнь человека
Тема 3.1. Философия и научная картина мира (занятия 24-25)
Объективный мир и его картина. Мир Аристотеля и мир Галилея. Основные категории научной картины мира: вещь, пространство,
Социальная жизнь
Тема 4.1. Философия и история (занятие № 28)
Философские концепции исторического развития: концепции однолинейного прогрессивного развития (Г.В.Ф.Гегель, К.Маркс), концепции многоли
Выберите один правильный ответ
1. Специфику философии наиболее ярко отражают вопросы: Что я могу знать? что я должен делать? на что я могу надеяться? что такое человек?, которые сформулировал
а) Фома Аквинский
Дополните
1. Форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на посюсторонний и потусторонний, называется ___________.
2. Главную роль в кризисе мифологического сознан
Установите соответствия
1. Красноречие
А) Экзистенция
2. Умение вести спор
Б) Агностицизм
3. Повивальное искусство
В) П
Проанализируйте высказывание
1. «Совесть – это и есть показатель человечности» (И.Кант)
2. Первый моральный закон Канта: «Поступай так, чтобы максима твоей воли была основой всеобщего законодательства!»
3. Вт
Самостоятельная работа по теме
«Человек как главная философская проблема»
При ответе на вопросы можно пользоваться материалами учебника (Губин В.Д. Основы философии. учебное пособие. – М.: ФОРУМ:
Методические рекомендации
Целью аудиторных занятий является рассмотрение наиболее важных и сложных вопросов курса основ философии, а также проверка усвоения студентами предлагаемого им материала лекций, учебников и других у
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ обсуждения
(философские тексты)
Парменид «О природе»
Сохранились и дошли до наших времен довольно большие отрывки философской поэмы Парменида «О природе». В
Б. Паскаль. Рассуждение о любовной страсти
«Иные люди потому и влюбляются, что они наслышаны о любви. Постоянство в любви – это вечное непостоянство, побуждающее нас увлекаться по очереди всеми качествами любимого человека, отдавая предпочт
М. Монтень. О смерти
«Конечная точка нашего жизненного пути – это смерть, предел наших стремлений, и если она вселяет в нас ужас, то можно ли сделать хотя бы один-единственный шаг, не дрожа при этом, как в лихорадке? Л
Подобный внутренней музыке
«Чистая длительность (психологическое время – В.Г.) есть форма, которую принимает последовательность наших состояний сознания, когда наше «я» просто живет, когда оно не устанавливает различия между
В. Распутин. Созерцание как исток творчества
«Зароды они, в конце концов, поставят и увезут, коровы к весне до последней травинки их приберут, всю работу, а вот эти песни после работы, когда будто и не они, не люди, будто души их пели, соедин
Н. А. Бердяев. Творчество и его реализация
«В творчестве есть две стороны и два смысла. Есть внутренний творческий акт и есть творческий продукт, обнаружение творческого акта вовне. <...> Первичный творческий акт есть взлет вверх, к и
Н. А. Бердяев об истории
«Человек вкладывает в историю свою творческую силу и делает это с энтузиазмом. История же не хочет знать человека, пользуется им как материалом для нечеловеческого строительства, имеет свою нечелов
Б. Паскаль. Человек и Вселенная
«Итак, пусть человек объемлет взором всю природу в ее высоком и совершенном величии, пусть он отведет взгляд от низких предметов, его окружающих. Пусть посмотрит на это ослепительное сияние, зажжен
О структуре мира
«...Атомистическая гипотеза (Левкиппа и Демокрита – В.Г.) делает большой шаг в нужном направлении. Все многообразие различных явлений, множество наблюдаемых свойств материального мира можно свести
О стольности и чашности
Платон, как все, наверное, знают, считается у нас родоначальником идеализма. И вот рассказывал он как-то про то, что существует стольность и чашность, а, дескать, все столы и чаши - только отражени
Об ощипанном петухе
Диоген Платона не любил. И решил он его подловить на неточностях. А у Платона была одна "неточность"... Дело в том, что одним из главных свойств идей великий ученик Сократа считал умонепо
Анекдоты о Диогене из Синопа
* * *
Диоген говорил, что когда он видит правителей, врачей или философов, то ему кажется, будто человек - самое разумное из живых существ, но когда он встречает снотолкователей, прорицате
Диалектика, логика и философия
Петька спрашивает Чапаева:
– Василий Иванович, что такое диалектика, логика и философия?
– Ну как тебе объяснить? Вот видишь двух мужчин. Один грязный, другой чистый. Кто из них в
Притча А. Шопенгауэра о дикобразах
Стадо дикобразов легло в один холодный зимний день тесною кучей, чтобы, согреваясь взаимной теплотою, не замерзнуть. Однако вскоре они почувствовали уколы от игл друг друга, что заставило их лечь п
Античность
Досократики
Объединить многочисленные древнегреческие школы и направления, существовавшие до Сократа, позволяют их единая натурфилософская направленность, синкретичность сознания,
Гераклит
Гераклитсчитал основой, первоначалом всего мира огонь. Огонь как основа мироздания вечен, в то время как космос не вечен. Гераклит с полным основанием может считаться основоположником гносе
Парменид
Что же такое бытие для Парменида? Важнейшее определение бытия - постижимость его разумом: то, что можно познать только разумом6и есть бытие, чувствам же бытие недоступно. Поэтому "одно и тоже
Эпикуреизм
VI – I вв. до н.э.
Эпикур и Лукреций Кар
Эпикур развивал идеи атомизма. По Эпикуру во вселенной существуют только тела, находящиеся в пространстве. Они непосредствен
Неоплатонизм
III – VI вв. н.э.
Плотин, Прокл, Порфирий
Неоплатонизм систематизировал основные идеи Платона с учетом идей Аристотеля. Личностной спецификой неоплатонизма является
Скептицизм
IV – III вв. до н.э.
Пиррон
Теперь философов интересовал вопрос о том, как надо жить в этом мире, чтобы избежать, угрожающих со всех сторон бедствий. Мудрецом следуе
Средневековье
Патристика. Средневековье принципиально переменило ситуацию в философии. Этому способствовали два глобальных изменения в жизни Европы – фактическая утрата античной культ
Эпоха Возрождения (Ренессанс)
Эпоха Возрождения – новое явление не только европейской, но и мировой философии. Прежде всего это новая система ценностей, где на первом месте стоят человек и природа, а религия отходит на второй п
Философия Нового времени
Период Нового времени часто называют эпохой научной революции. Он знаменуется значительными открытиями в различных областях естественных наук, главенствующее место при этом занимае
Рене Декарт
Выдающийся французский философ Рене Декарт считается основателем нововременной философии. Рассмотрим его философию.
Философское знание должно удовлетворять требованиям истинности, его след
Эпоха Просвещения
Эпоха Просвещения – еще одно мировое явление, еще один взлет человечества. Ей, так же как и Ренессансу, соответствует становление капиталистических отношений в ряде стран, в которы
Романтизм
Романтизм обычно принято было считать явлением искусства, и не удивительно: основные его представители, как правило, занимались художественным творчеством. Однако сегодня пора перес
Философия XX века
Философия XX в. – это множество самых различных направлений философствования, многие из которых пришли из прошлого столетия и продолжают жить и развиваться в соответствии с современ
Жан Лиотар
Жан Лиотар (1924-1998) после опубликования им книги «Состояние постмодерна» (1979, русское издание 1998 г.) стал многими характеризоваться как основатель постмодернизма. Лиотар считает, что во втор
Жизнь, философия жизни и биофилософия
Конец XX и начало XXI века отмечены ростом интереса к натурализму как способу научной интерпретации всех важнейших проблем и реальностей, составляющих предмет философского исследования, в том числе
Мышление, его истоки и сущность
Можно ли человека чему-нибудь научить?
Еще одним серьезным аргументом в пользу существования большого сознания служит теория воспоминания Платона. Платон утверждал, что че
Два понимания мышления
В связи с возрастающим местом естественных и технических наук в современном мире мышление сплошь и рядом понимается как представление, как совокупность наглядных картинок мира. Современная наука го
Мышление и язык
Во всей классической философии от древности до середины XX века считалось, что язык – просто инструмент для выражения наших мыслей, что слова и предложения нейтральны по отношении к тому содержанию
Учение о познании
Во все времена в философии было два подхода к вопросу о том, как человек познает окружающий мир: одни философы считали, что мы познаем мир чувствами, другие – разумом. Первых иногда
О картине мира
В человеческой истории различаются эпохи обустроенности и эпохи бездомности. Либо человек чувствует, что живет в мире, как в своем доме, – обустроенном, налаженном, гармоничном, занимая в нем свое
Времени опять не хватает
Время – важнейший фактор существования мира и человека. Время многообразно: есть время психологическое и биологическое, время истории, время культуры, физическое и даже космическое время. В каждом
Пространство и душа
Пространство так же многообразно, как и время: есть биологическое, психологическое пространство, пространство культуры, физическое, географическое и историческое пространство. Биологическое простра
Числа правят миром
Галилей утверждал, что природа говорит на языке математики. Числу, математическим закономерностям придавалось огромное значение во все века. Есть такой шутливый тест, когда предлагается назвать неч
Свет, цвет и ритм
Человеческую жизнь и культуру определяют не только пространство и время, не только движение, но такие феномены, как свет, цвет и ритм. Свет – не только физическое явление, но и глубочайший символ ч
Философия истории
Помимо общества, культуры, природы философия изучает еще историю, и этот раздел называется философией истории. Здесь рассматриваются следующие вопросы: Что заставляет развиваться человеческое общес
Неотвратимая поступь мирового духа
Представители первой группы – Г.В.Ф. Гегель, К. Маркс и некоторые другие – считали, что история человечества едина, все народы – кто раньше, кто позже – идут к единой цели. Только цели каждым мысли
Стадии роста
Книга американского экономиста и социолога У. Ростоу «Стадии экономического роста» вышла более тридцати лет назад и с тех пор десятки раз переиздавалась. Она имеет характерный подзаголовок «Некомму
Циклические концепции истории.
О. Шпенглер: три души истории
О. Шпенглер – один из первых мыслителей, предложивших совершенно новую схему интерпретации истории. С его точки зрения, никакой единой истори
Аполлоновская и фаустовская душа
В книге Шпенглер наиболее подробно анализирует три души: аполлоновскую, фаустовскую и магическую. Аполлоновская душа – это душа античного времени. Для древнего грека и мир, и он сам, и боги, и даже
Магическая душа
В отличие от фаустовского чистого пространства и античного тела, в византийско-арабской культуре главным элементом является Пещера, пространство Пещеры. Это особое магическое, «заколдованное» прост
Закат Европы
Каждая культура, по Шпенглеру, зарождается в тот момент, когда из детского, первобытного состояния человечества пробуждается великая душа – фаустовская, магическая или какая-нибудь еще. Каждая кльт
Рост цивилизации.
Каждая цивилизация проходит, согласно Тойнби, пять стадий: рождение, рост, надлом, распад и гибель. Эскимосы, кочевники относятся у Тойнби к застывшим цивилизациям, они максимально приспособились к
Надлом и распад.
Все проходит в истории: и слава, и богатство, и известность. Афины после победы над персами, после колоссальных успехов в развитии хозяйства, после взлета в философии, искусстве, политике постепенн
Мировые культуры Питирима Сорокина
П. Сорокин в своем многотомном исследовании «Социокультурная динамика» выделял три культуры, последовательно сменяющие друг друга в человеческой (в египетской, вавилонской, греко-римской, индуистск
Главная проблема нашего времени
Сегодня, считал Сорокин, наступил жесточайший кризис. Это не просто экономические или политические неурядицы – кризис затрагивает почти всю западную культуру и общество, все их главные институты. Э
Н. Бердяев об исторической самобытности России
Н. Бердяев назвал русский народ в высшей степени поляризованным народом, в котором совмещаются совершенно несовместимые противоположности. Противоречивость и сложность русской души связана с тем, ч
Ответ Пушкина
В своем письме П. Чаадаеву от 19 октября 1836 г. А.С. Пушкин сообщил автору «Философического письма», что далеко не во всем согласен с ним. Конечно, разделение церквей (у нас православная церковь,
В. Розанов о русском призвании
В. Розанов в своей статье «Возле «русской идеи» вспоминает интересное событие. В XIX в. Бисмарк был отправлен послом в Россию, и там с ним случилось неприятное происшествие: заблудился на медвежьей
Вопросы к экзамену
1. Предмет философии. Отрасли философского знания
2. Специфика философского знания. Типы философствования
3. Характерные черты истории философии
4. Характерные черты анти
Глоссарий
Новейший философский словарь/ Сост. А.А.Грицанова. – Минск, 1998 – 896 с.
АНТИНОМИЯ (греч. antinomia – противоречие в законе) – форма существо
Дополнительная
1. Алексеев П. В. Философия: учеб./ П. В. Алексеев, А. В. Панин. – 4–е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд–во Проспект, 2008. – 592 с. (стр. 33–42).
2. Введение в философию: учебник
Новости и инфо для студентов