Закат Европы - раздел Философия, ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ Каждая Культура, По Шпенглеру, Зарождается В Тот Момент, Когда Из Детского, П...
Каждая культура, по Шпенглеру, зарождается в тот момент, когда из детского, первобытного состояния человечества пробуждается великая душа – фаустовская, магическая или какая-нибудь еще. Каждая кльтура расцветает на почве строго ограниченной местности, к которой привязана наподобие растения. Культура умирает после того, как осуществит все свои возможности в виде языков, народов, религий, искусств, государств, наук. Когда цель достигнута и вся сумма возможностей реализована, культура вдруг застывает, отмирает, ее кровь свертывается, силы ее надламываются – она становится цивилизацией. И она, как огромное дерево в первобытном лесу, еще многие столетия может топорщить свои гнилые сучья, пока не рухнет окончательно. Всякая культура, как и человек, переживает разные возрасты. У каждой имеется свое детство, юность, возмужалость и старость. Старость – это переход культуры в цивилизацию. Это закат, близящаяся смерть культуры. Если культура – это организм, органическое естественное состояние, то цивилизация – это состояние искусственное. Цивилизация – это судьба культуры, неизбежный ее конец. Культура – это рожденный почвой организм, а цивилизация – образовавшийся из организма при его застывании механизм. Так, Древняя Греция – это культура, а Древний Рим – это цивилизация. Древние римляне в сравнении с греками были варварами, считал Шпенглер. Бездушные, чуждые философии и искусства, ценившие одни материальные успехи, они стояли между эллинами и полным обвалом, концом античной культуры. Переход от культуры к цивилизации протекает в античности в IV столетии, на Западе – в XIX в.
Основные признаки цивилизации: 1. Появление мировых городов. В эпоху цивилизации ареной больших духовных решений становится не вся страна, а три – четыре мировых города. Так, в России это Москва, Петербург, Киев. Все остальное – провинция. Сейчас даже Петербург кажется провинцией. Вся страна персонифицируется в Москве. В западных газетах так и пишут: «Москва решила», «рука Москвы дотянулась» и т.д.; 2. Появление городской массы. Народом теперь считается городское население, неорганическая масса, нечто текучее. Человек массы, «чернь» в том смысле, как мы говорили выше. Это новый кочевник, паразит, житель большого города, абсолютно лишенный традиций, человек фактов, без религии, интеллигентный, бесплодный, полный глубокого отвращения к крестьянству; 3. Деньги в качестве неорганического абстрактного фактора. Дух денег проникает во все сферы существования народов, главной становится имущественная обеспеченность; 4. Мировые войны за передел мира, особо свойственные нашему времени, европейской цивилизации; 5. Каждой цивилизации свойственны специфические религии, религии искусственные, свидетельствующие об увядании культуры. В Индии это буддизм, в Древней Греции – стоицизм, в Европе – социализм.
Хотя книга Шпенглера и называется «Закат Европы», в ней он попытался проследить судьбу любой культуры. Любая культура, переходя в цивилизацию, начинает неизбежно свертываться, умирать. Это особенно наглядно видно на примере рождаемости. В эпоху затухания культуры рождаемость резко падает. Так падала она в Древнем Риме, там издавались даже императорские указы, которые разрешали брать бесплатно пустующие земли, разводить там хозяйство, растить семью. Ничего не помогало: ко второму захвату варварами Рима его население сократилось настолько, что могло все вместиться в сам город Рим. Варвары лишь ускорили смерть, которая сама уже почти настигла римлян. Когда Кортес со своим отрядом высадился в Мексике, народ майя уже вымирал, его культура угасала, население было так малочисленно, что Кортес с небольшим отрядом быстро завоевал всю страну. В Европе с самого начала XX века идет неуклонное падение рождаемости, причем именно в высокоразвитых странах. Люди не хотят иметь детей не потому, что они бедные и им трудно прокормить ребенка, но потому, что подсознательно всеми владеют, как считал Шпенглер, усталость, душевный надлом и безотчетный страх перед будущим.
А. Тойнби: мировые цивилизации
А. Тойнби был не только продолжателем идей О. Шпенглера. Он в значительной степени развил концепцию циклического развития истории, подкрепив ее еще большим историческим материалом, исследовав еще больше стран, народов, цивилизаций – как древних, так и современных. В огромной двенадцатитомной работе «Постижение истории» Тойнби насчитывал 37 цивилизаций. Арнольд Джозеф Тойнби (1889-1975 гг.) – знаменитый английский историк. Свою главную работу «Постижение истории» писал почти тридцать лет. Для Тойнби характерен огромный профессиональный опыт, широчайшая эрудиция во всех областях исторической науки. Но история всегда интересовала его с философской точки зрения, он – настоящий философ истории, оказавший огромное влияние на все последующие попытки найти цель и смысл в человеческой истории. Прежде всего, Тойнби делил все цивилизации на три вида:
I. Расцветшие
II. Неразвившиеся
III. Застывшие
I. Расцветшие цивилизации делятся на два отряда:
А. Независимые цивилизации
Б. Цивилизации-спутники
А. Независимые цивилизации делятся на:
а) обособленные
1. майянская
2. мексиканская (мезоамериканская)
3. андская
б) независимые необособленные
4. шумеро-аккадская (шумерская, хеттская и вавилонская)
5. египетская
6. эгейская
7. индская
8. китайская
в) сыновнеродственные, первая группа
9. сирийская (происходит от шумеро-аккадской, египетской, эгейской цивилизаций)
10. эллинская (от эгейской)
11. индийская (от индской)
г) сыновнеродственные, вторая группа
12. православная христианская (все три происходят
13. западная от сирийской
14. исламская и эллинской цивилизаций)
Б. Цивилизации-спутники:
15. миссисипская (связана с мезоамериканской)
16. «юго-западная» (доколумбовая цивилизация на юго-западе США, связана тоже с мезоамериканской)
17. северная андская (доколумбовая на территории Колумбии и Эквадора)
18. южная андская (доколумбовые культуры в северной Чили и Северной Аргентине – обе связаны с андской)
19. эламская 20. хеттская
21. урартская
22. иранская
23. корейская
24. японская (все три от китайской)
25. вьетнамская
26. италийская
27. юго-восточно-азиатская
28. тибетская, включая монголов и калмыков (связана с индийской)
II. Неразвившиеся цивилизации:
29. первая сирийская...
33. космос средневекового города-государства (поглощена западной)
III. Застывшие цивилизации:
34. эскимосская
35. кочевая
36. оттоманская
37. спартанская
Столь всеохватный подход, конечно, впечатляет. Тойнби анализировал не только древние цивилизации, но и цивилизации, которые являлись их истоками. Например, индскую, породившую индийскую цивилизацию, андскую, породившую древние цивилизации Северной и Южной Америки и т.д. Вызов и ответ Каждая цивилизация начинается с ответа на вызов – сначала природной, а потом и человеческой среды.
Для иллюстрации этого положения Тойнби рассматривал происхождение египетской цивилизации. Много тысяч лет назад сильное потепление в Северной Африке, в афразийской саванне привело к иссушению земель, появилась пустыня Сахара. Общины охотников и собирателей афразийской саванны, не изменив в ответ на вызов ни местопребывания, ни образа жизни, погибли. Но были общины, которые ответили на вызов засухи изменением родины и образа жизни. Они, вдохновляемые храбростью или отчаянием, шагнули в гиблые болота вокруг реки Нил и превратили их в благодатные земли Египта. Возможно, со слабой надеждой на успех, потому что саванна еще не превратилась полностью в пустыню, а нильские болота казались неприступной и непроходимой глушью. Но результат превзошел самые оптимистические надежды первопроходцев.
Строптивость природы была покорена трудом человека. Болота были дренажированы, ограждены дамбами и превращены в поля. Подобное было и в Древней Греции. Некогда древние греки, жившие в Аттике, занимались скотоводством. Но когда пастбища Аттики высохли, а угодья истощились, народ перешел от животноводства и земледелия к возделыванию оливковых плантаций. Это удивительное дерево способно не только выжить на голом камне, но еще и обильно плодоносить. Однако одним маслом жив не будешь, и афиняне стали менять его на скифское зерно. Масло наливали в глиняные кувшины и транспортировали по морю, а это стимулировало гончарное производство и развивало искусство мореплавания. Греки начали разрабатывать и серебряные рудники, потому что торговля требовала денег. Таким образом, афиняне во сто крат приумножили свои богатства. С росписи кувшинов началась греческая живопись, а когда почти не осталось деревьев, греческие скульпторы начали работать в камне, в результате появились удивительные скульптуры, Парфенон.
Тойнби приводит много примеров неспособности людей ответить на вызов. Такова судьба цивилизации майя. В отличие от дамб и дренажей Египта, которые до сих пор в рабочем состоянии, материальные плоды неустанных трудов древних майя практически пропали. Единственными уцелевшими памятниками их цивилизации остались руины грандиозных построек. Тропический лес поглотил их в буквальном смысле слова, точно удав. Контраст между современной Мексикой – довольно бедной страной – и древним уровнем цивилизации майя не поддается человеческому воображению. Эти огромные пирамиды когда-то были свидетельством победы человека над природой. Но даже с высоты своих дворцов и пирамид майя не смогли увидеть подкрадывающегося врага. Человек не смог предотвратить наступление леса, который поглотил возделываемые поля, площади и дома, а потом добрался до дворцов и храмов. Но часто вызов приходит и от общества. В 480-479 гг. до нашей эры на Афины напал персидский царь Ксеркс.
Персы захватили всю Аттику, включая Афины, и даже святая святых – Акрополь. Все население Аттики, бросив свои дома, устремилось в поисках спасения на Пелопоннес. Именно в этой ситуации афинский флот начал и выиграл битву при Саламине. Именно этот удар со стороны вызвал мощный подъем духа афинского народа и стал началом высочайших достижений в его истории, возможно, неповторимых в истории человечества. Подобное было и в истории России. В конце XVI в. Польша и Швеция нанесли России мощные удары. Поляки в 1582 г. оккупировали Смоленск, ас 1610 по 1612 гг. удерживали Москву. По договору 1617 г. Россия лишалась доступа к Балтийскому морю. Все это, согласно Тойнби, глубоко травмировало русских, и этот внутренний шок подтолкнул их к практическим действиям, что выразилось в новой агрессивной политике Петра I, в его модернизации страны, привело к новым завоеваниям. Часто вызов, остающийся без ответа, повторяется вновь и вновь. Неспособность того или иного общества в силу утраты творческих начал ответить на вызов лишает это общество жизнеспособности, приводит к гибели. Наша современная цивилизация, можно сказать, все современное человечество стоит сейчас перед вызовом: гибнет природа, растут силы агрессии и насилия. Тойнби считал, что еще есть надежда, что человечество сумеет найти достойный ответ на этот вызов.
Исторические циклы:
Все темы данного раздела:
Гузнищева А. В.
Г93 Основы философии. Учебно-методический комплекс. –
Княгинино: НГИЭИ, 2011. – 136 с.
В учебно-методическом комплексе представлены программа дисци
Общие положения
Философия относится к циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин и нацелена на развитие у студентов мышления и навыков овладения культурным наследием человечества, на выработку у
Требования Госстандарта и реализация их
в разделах курса «Основы философии»
Содержание требования
Госстандарта
Реализация в разделах, темах курса
Предмет фил
При изучении дисциплины
Основным видом аудиторных занятий по изучению дисциплины «Основы философии» являются лекции. Их назначение заключается в раскрытии сути философского знания, функций философии, выявления специфики ф
Контроль знаний по дисциплине
Контроль знаний по основам философии предполагает самоконтроль, промежуточную и итоговую аттестацию. Самоконтроль предусматривает
· узнавание философских понятий, явлений и фактов, упомяну
Тематический план
специальностей: 080110 «Экономика и бухгалтерский учет»;
110301 «Механизация сельского хозяйства»;
230103 «Автоматизированные системы обработки информации и управ
Основные идеи мировой философии
Тема 1.1. Философия античного мира, средневековья и эпохи Возрождения (занятия № 2-7)
Античная философия (от мифа к Логосу, Гераклит и Парменид). Сократ, Платон, Аристотель, Демокри
Духовная жизнь человека
Тема 3.1. Философия и научная картина мира (занятия 24-25)
Объективный мир и его картина. Мир Аристотеля и мир Галилея. Основные категории научной картины мира: вещь, пространство,
Социальная жизнь
Тема 4.1. Философия и история (занятие № 28)
Философские концепции исторического развития: концепции однолинейного прогрессивного развития (Г.В.Ф.Гегель, К.Маркс), концепции многоли
Выберите один правильный ответ
1. Специфику философии наиболее ярко отражают вопросы: Что я могу знать? что я должен делать? на что я могу надеяться? что такое человек?, которые сформулировал
а) Фома Аквинский
Дополните
1. Форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на посюсторонний и потусторонний, называется ___________.
2. Главную роль в кризисе мифологического сознан
Установите соответствия
1. Красноречие
А) Экзистенция
2. Умение вести спор
Б) Агностицизм
3. Повивальное искусство
В) П
Проанализируйте высказывание
1. «Совесть – это и есть показатель человечности» (И.Кант)
2. Первый моральный закон Канта: «Поступай так, чтобы максима твоей воли была основой всеобщего законодательства!»
3. Вт
Самостоятельная работа по теме
«Человек как главная философская проблема»
При ответе на вопросы можно пользоваться материалами учебника (Губин В.Д. Основы философии. учебное пособие. – М.: ФОРУМ:
Методические рекомендации
Целью аудиторных занятий является рассмотрение наиболее важных и сложных вопросов курса основ философии, а также проверка усвоения студентами предлагаемого им материала лекций, учебников и других у
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ обсуждения
(философские тексты)
Парменид «О природе»
Сохранились и дошли до наших времен довольно большие отрывки философской поэмы Парменида «О природе». В
Б. Паскаль. Рассуждение о любовной страсти
«Иные люди потому и влюбляются, что они наслышаны о любви. Постоянство в любви – это вечное непостоянство, побуждающее нас увлекаться по очереди всеми качествами любимого человека, отдавая предпочт
М. Монтень. О смерти
«Конечная точка нашего жизненного пути – это смерть, предел наших стремлений, и если она вселяет в нас ужас, то можно ли сделать хотя бы один-единственный шаг, не дрожа при этом, как в лихорадке? Л
Подобный внутренней музыке
«Чистая длительность (психологическое время – В.Г.) есть форма, которую принимает последовательность наших состояний сознания, когда наше «я» просто живет, когда оно не устанавливает различия между
В. Распутин. Созерцание как исток творчества
«Зароды они, в конце концов, поставят и увезут, коровы к весне до последней травинки их приберут, всю работу, а вот эти песни после работы, когда будто и не они, не люди, будто души их пели, соедин
Н. А. Бердяев. Творчество и его реализация
«В творчестве есть две стороны и два смысла. Есть внутренний творческий акт и есть творческий продукт, обнаружение творческого акта вовне. <...> Первичный творческий акт есть взлет вверх, к и
Н. А. Бердяев об истории
«Человек вкладывает в историю свою творческую силу и делает это с энтузиазмом. История же не хочет знать человека, пользуется им как материалом для нечеловеческого строительства, имеет свою нечелов
Б. Паскаль. Человек и Вселенная
«Итак, пусть человек объемлет взором всю природу в ее высоком и совершенном величии, пусть он отведет взгляд от низких предметов, его окружающих. Пусть посмотрит на это ослепительное сияние, зажжен
О структуре мира
«...Атомистическая гипотеза (Левкиппа и Демокрита – В.Г.) делает большой шаг в нужном направлении. Все многообразие различных явлений, множество наблюдаемых свойств материального мира можно свести
О стольности и чашности
Платон, как все, наверное, знают, считается у нас родоначальником идеализма. И вот рассказывал он как-то про то, что существует стольность и чашность, а, дескать, все столы и чаши - только отражени
Об ощипанном петухе
Диоген Платона не любил. И решил он его подловить на неточностях. А у Платона была одна "неточность"... Дело в том, что одним из главных свойств идей великий ученик Сократа считал умонепо
Анекдоты о Диогене из Синопа
* * *
Диоген говорил, что когда он видит правителей, врачей или философов, то ему кажется, будто человек - самое разумное из живых существ, но когда он встречает снотолкователей, прорицате
Диалектика, логика и философия
Петька спрашивает Чапаева:
– Василий Иванович, что такое диалектика, логика и философия?
– Ну как тебе объяснить? Вот видишь двух мужчин. Один грязный, другой чистый. Кто из них в
Притча А. Шопенгауэра о дикобразах
Стадо дикобразов легло в один холодный зимний день тесною кучей, чтобы, согреваясь взаимной теплотою, не замерзнуть. Однако вскоре они почувствовали уколы от игл друг друга, что заставило их лечь п
Античность
Досократики
Объединить многочисленные древнегреческие школы и направления, существовавшие до Сократа, позволяют их единая натурфилософская направленность, синкретичность сознания,
Гераклит
Гераклитсчитал основой, первоначалом всего мира огонь. Огонь как основа мироздания вечен, в то время как космос не вечен. Гераклит с полным основанием может считаться основоположником гносе
Парменид
Что же такое бытие для Парменида? Важнейшее определение бытия - постижимость его разумом: то, что можно познать только разумом6и есть бытие, чувствам же бытие недоступно. Поэтому "одно и тоже
Эпикуреизм
VI – I вв. до н.э.
Эпикур и Лукреций Кар
Эпикур развивал идеи атомизма. По Эпикуру во вселенной существуют только тела, находящиеся в пространстве. Они непосредствен
Неоплатонизм
III – VI вв. н.э.
Плотин, Прокл, Порфирий
Неоплатонизм систематизировал основные идеи Платона с учетом идей Аристотеля. Личностной спецификой неоплатонизма является
Скептицизм
IV – III вв. до н.э.
Пиррон
Теперь философов интересовал вопрос о том, как надо жить в этом мире, чтобы избежать, угрожающих со всех сторон бедствий. Мудрецом следуе
Средневековье
Патристика. Средневековье принципиально переменило ситуацию в философии. Этому способствовали два глобальных изменения в жизни Европы – фактическая утрата античной культ
Эпоха Возрождения (Ренессанс)
Эпоха Возрождения – новое явление не только европейской, но и мировой философии. Прежде всего это новая система ценностей, где на первом месте стоят человек и природа, а религия отходит на второй п
Философия Нового времени
Период Нового времени часто называют эпохой научной революции. Он знаменуется значительными открытиями в различных областях естественных наук, главенствующее место при этом занимае
Рене Декарт
Выдающийся французский философ Рене Декарт считается основателем нововременной философии. Рассмотрим его философию.
Философское знание должно удовлетворять требованиям истинности, его след
Эпоха Просвещения
Эпоха Просвещения – еще одно мировое явление, еще один взлет человечества. Ей, так же как и Ренессансу, соответствует становление капиталистических отношений в ряде стран, в которы
Романтизм
Романтизм обычно принято было считать явлением искусства, и не удивительно: основные его представители, как правило, занимались художественным творчеством. Однако сегодня пора перес
Философия XX века
Философия XX в. – это множество самых различных направлений философствования, многие из которых пришли из прошлого столетия и продолжают жить и развиваться в соответствии с современ
Жан Лиотар
Жан Лиотар (1924-1998) после опубликования им книги «Состояние постмодерна» (1979, русское издание 1998 г.) стал многими характеризоваться как основатель постмодернизма. Лиотар считает, что во втор
Жизнь, философия жизни и биофилософия
Конец XX и начало XXI века отмечены ростом интереса к натурализму как способу научной интерпретации всех важнейших проблем и реальностей, составляющих предмет философского исследования, в том числе
Мышление, его истоки и сущность
Можно ли человека чему-нибудь научить?
Еще одним серьезным аргументом в пользу существования большого сознания служит теория воспоминания Платона. Платон утверждал, что че
Два понимания мышления
В связи с возрастающим местом естественных и технических наук в современном мире мышление сплошь и рядом понимается как представление, как совокупность наглядных картинок мира. Современная наука го
Мышление и язык
Во всей классической философии от древности до середины XX века считалось, что язык – просто инструмент для выражения наших мыслей, что слова и предложения нейтральны по отношении к тому содержанию
Учение о познании
Во все времена в философии было два подхода к вопросу о том, как человек познает окружающий мир: одни философы считали, что мы познаем мир чувствами, другие – разумом. Первых иногда
О картине мира
В человеческой истории различаются эпохи обустроенности и эпохи бездомности. Либо человек чувствует, что живет в мире, как в своем доме, – обустроенном, налаженном, гармоничном, занимая в нем свое
Времени опять не хватает
Время – важнейший фактор существования мира и человека. Время многообразно: есть время психологическое и биологическое, время истории, время культуры, физическое и даже космическое время. В каждом
Пространство и душа
Пространство так же многообразно, как и время: есть биологическое, психологическое пространство, пространство культуры, физическое, географическое и историческое пространство. Биологическое простра
Числа правят миром
Галилей утверждал, что природа говорит на языке математики. Числу, математическим закономерностям придавалось огромное значение во все века. Есть такой шутливый тест, когда предлагается назвать неч
Свет, цвет и ритм
Человеческую жизнь и культуру определяют не только пространство и время, не только движение, но такие феномены, как свет, цвет и ритм. Свет – не только физическое явление, но и глубочайший символ ч
Философия истории
Помимо общества, культуры, природы философия изучает еще историю, и этот раздел называется философией истории. Здесь рассматриваются следующие вопросы: Что заставляет развиваться человеческое общес
Неотвратимая поступь мирового духа
Представители первой группы – Г.В.Ф. Гегель, К. Маркс и некоторые другие – считали, что история человечества едина, все народы – кто раньше, кто позже – идут к единой цели. Только цели каждым мысли
Стадии роста
Книга американского экономиста и социолога У. Ростоу «Стадии экономического роста» вышла более тридцати лет назад и с тех пор десятки раз переиздавалась. Она имеет характерный подзаголовок «Некомму
Циклические концепции истории.
О. Шпенглер: три души истории
О. Шпенглер – один из первых мыслителей, предложивших совершенно новую схему интерпретации истории. С его точки зрения, никакой единой истори
Аполлоновская и фаустовская душа
В книге Шпенглер наиболее подробно анализирует три души: аполлоновскую, фаустовскую и магическую. Аполлоновская душа – это душа античного времени. Для древнего грека и мир, и он сам, и боги, и даже
Магическая душа
В отличие от фаустовского чистого пространства и античного тела, в византийско-арабской культуре главным элементом является Пещера, пространство Пещеры. Это особое магическое, «заколдованное» прост
Рост цивилизации.
Каждая цивилизация проходит, согласно Тойнби, пять стадий: рождение, рост, надлом, распад и гибель. Эскимосы, кочевники относятся у Тойнби к застывшим цивилизациям, они максимально приспособились к
Надлом и распад.
Все проходит в истории: и слава, и богатство, и известность. Афины после победы над персами, после колоссальных успехов в развитии хозяйства, после взлета в философии, искусстве, политике постепенн
Мировые культуры Питирима Сорокина
П. Сорокин в своем многотомном исследовании «Социокультурная динамика» выделял три культуры, последовательно сменяющие друг друга в человеческой (в египетской, вавилонской, греко-римской, индуистск
Главная проблема нашего времени
Сегодня, считал Сорокин, наступил жесточайший кризис. Это не просто экономические или политические неурядицы – кризис затрагивает почти всю западную культуру и общество, все их главные институты. Э
Н. Бердяев об исторической самобытности России
Н. Бердяев назвал русский народ в высшей степени поляризованным народом, в котором совмещаются совершенно несовместимые противоположности. Противоречивость и сложность русской души связана с тем, ч
Ответ Пушкина
В своем письме П. Чаадаеву от 19 октября 1836 г. А.С. Пушкин сообщил автору «Философического письма», что далеко не во всем согласен с ним. Конечно, разделение церквей (у нас православная церковь,
Апология сумасшедшего
Через год после первого «Философического письма», получившего огромную и отчасти скандальную известность, Чаадаев написал «Апологию сумасшедшего», в которой попытался прояснить некоторые свои мысли
В. Розанов о русском призвании
В. Розанов в своей статье «Возле «русской идеи» вспоминает интересное событие. В XIX в. Бисмарк был отправлен послом в Россию, и там с ним случилось неприятное происшествие: заблудился на медвежьей
Вопросы к экзамену
1. Предмет философии. Отрасли философского знания
2. Специфика философского знания. Типы философствования
3. Характерные черты истории философии
4. Характерные черты анти
Глоссарий
Новейший философский словарь/ Сост. А.А.Грицанова. – Минск, 1998 – 896 с.
АНТИНОМИЯ (греч. antinomia – противоречие в законе) – форма существо
Дополнительная
1. Алексеев П. В. Философия: учеб./ П. В. Алексеев, А. В. Панин. – 4–е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд–во Проспект, 2008. – 592 с. (стр. 33–42).
2. Введение в философию: учебник
Новости и инфо для студентов