Реферат Курсовая Конспект
Мокша - высшая ступень нравственного совершенства души, окончательное спасение души, единственный путь освобождения от бесконечных перерождений. - раздел Философия, Тема 1. Философия, круг её проблем и роль в обществе 4. Ахимса – Это Единство Всех Форм Жизни На Земле, Ненасилие И Неприч...
|
4. Ахимса – это единство всех форм жизни на Земле, ненасилие и непричинение зла всему окружающему.
Особенностью индийской философии является её интеллектуальная терпимость. Со времён раннего Средневековья сложилась традиция делить все философские учения Древней индии Дарманы на 2 группы:
1.Ортодоксальная, то есть признающие авторитет вед: Веданта (IV- II вв. до н.э.), Миманса (VI в. до н.э.), Санкхья (VI в. до н. э.), Ньяя (III в. до н. э.), Йога (II в. до н. э.), Вайшешика (VI – V вв. до н. э.).
2. Неортодоксальные чарвака - локаята, джайнизм (IV в. до н. э.), буддизм (VII – VI вв. до н.э.).
Тема 14. Древнекитайская философия.
Возникла в I тыс.до н. э. Человек в этот период отождествляет с природой и космосом. В происхождении Вселенной наблюдаются зачатки натурфилософии, но несмотря на это в философии проявились мифологические воззрения, которые были связаны с духами или божествами, и это прежде всего относится к духам Ян – активная мужская сила, Инь – пассивная женская сила. Эти космогонические идеи были изложены в Древнекитайском тексте. («Книга перемен»). В период V – III вв. до н. э. возникают 100 философских школ: Даосизм, Конфуцианство, школа Маоистов, Легизм - школа законников.
Основателем школы Даосизма является Лао-цзы. Основная идея Дао - путь. Основные изменения человека - следование Дао. Основной принцип даосизма – это теория недеяния.
Основоположником конфуцианства является Конфуций. Основные проблемы философии Конфуция:
1. Система этических норм,
2. Политические вопросы,
3. Поведение личности,
4. Общественное управление.
Жэнь (человеколюбие) и Ли (церемония, ритуал) - это категории конфуцианской этики. Принцип жэньгласит: «Чего не желаешь себе, то не делай другим».Лирегулирует отношения между людьми, управителями и их подданными и является фундаментом, на котором строится социальная структура китайского общества.
Центральной идеей является человек как венец природы, наделённый сознанием и волей. Основная формула конфуцианства: «управлять - значит поступать правильно», и это является нормой поведения.
Основоположником Маоизма был Мо – цзы (Мо Ди). Со II в. до н. э. школа перестала существовать.
Основоположником Легизма был Шан – Ян разработал теорию «деспотичного государства» и сформировал основную концепцию легизма «об управлении обществом и государством».
Выступая против конфуцианства, легизм утверждал, что человеколюбие причина всех проступков, что политика не совместима с нравственностью.
В развитие Китая, его государственности значительную роль сыграли легизм и конфуцианство.
Тема 15. Философия Нового времени.
Возникла в XVI – XVIII вв. в Европейских странах.
Основная задача методология познания. Чертами философии нового времени является механицизм, то есть абсолютизация законов механики, перенесение их на все виды движения, и деизм признание бога первопричиной развития природы и общества. Эти черты характерны для антологии.
Основные представители: Галилей, Геплер, Ньютон.
Основные философы: Ф. Бэкон (Англия), Р.Декарт, Паскаль (Франция), Б.Спиноза (Голландия), Лейбниц (Германия) XVII в. – «век гениев», так как в этот период происходит взлёт философской и научной мысли.
Для этого периода характерно 2 направления:
1.Эмпиризм (Бэкон) основные произведения: «Новый Органон» (в честь Органона Аристотеля). Его считают основателем эмпиризма, потому что он придавал главное значение опытным наукам, наблюдению и экспериментам. Критерий значения лежит в опыте. Афоризм: «Значение сила, так как сила стимулирует человека к действию. Основным методом науки Бэкон считал индукцию – это движение от единичному к общему. Критиковал схоластику, так же считал, что его новый метод требует освобождение человеческого разума от всякого рода предвзятых идей, которые он называет «идолами».Дедукция – метод мышления при котором новое положение выводится логическим путём из предшествующих.
2. Рационализм (Декарт, Картезия). Основные произведения «Рассуждение о методе», «Начало философии». Главная роль в процессе познания принадлежит дедукции. Основное изречение: «Мыслю, следственно существую». Основным критерием познания является разум. Универсальный метод познания носит название «Универсальная математика». В разработке этого метода Декарт основываемая на понимании мира как машины, совокупности различных агрегатов. Субстанция является дуализм. Субстанция – это объективная реальность. Материальная субстанция отождествляется с природой, которая обладает протяжностью, а духовная субстанция- это мышление.
Б. Спиноза: разработал монистическое «Учение о мире как единой субстанции». Основная идея: отождествление бога с природой, т.е. он определял субстанцию как causa sua, то есть причиной самой себя. Он отличал субстанцию от мира отдельных конечных вещей, то есть модусов – это видоизменение субстанции. Основные произведения: «Богословско-политический трактат», «Этика». Высшим видом интеллектуального знания считал умственную интуицию.
Лейбниц: «Учение о множественности субстанций». В его философии сочетаются идеи эмпиризма и рационализма. Субстанциями по Лейбницу является монады. Основное произведение: «Монадология». Монада называется душой, когда в ней чувства, и духом когда в ней есть разум. Самой высшей монадой считается бог.
В XVII в. формируется механистическая картина мира, которая просуществовала в естество знании и философии до XIX в.
Тема 16. Немецкая классическая философия.
Большое влияние на формирование немецкой классической философии оказали философы просвещения Лейбниц, Вольф, Декарт, Спиноза, Гердер и другие. Период существования 2 пол. XVIII в. – сер. XIX в. Основные представители: Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель.
Для немецкой классической философии характерно формирование типа философии, выступающее как теоретическое самосознание культуры. Впервые немецкие философы осознают, что человек живёт не в мире природы, а в мире культуры.
В постклассический период гносеологический и онтологический вектор в большой степени перемещается на проблему сущности и бытийностей человека. Особую значимость приобретает духовно практическая активность человека. Акцент делается на целенаправленное освоение действительности индивида. Для неё также характерно соединение идеализма и диалектики (Гегель).
Главными созидательными силами человека является разум, нравственность, общение и труд. Развивается учение о практике, то есть ключевой роли в освоении внешнего и внутреннего мира. Растёт могущество человека, его свобода и ответственность (Фихте, Гегель). Изучаются различные способности души, в том числе в сфере бессознательного (Кант, Шеллинг).
Утверждается достоинство личности (святость человека в лице каждого) (Кант). Провозглашается гуманистический идеал: свободное развитие каждого как условие свободного развития всех (Кант).
Основателем немецкой классической философии является Иммануил Кант (1724-1804). Кант в философии совершил «коперниканский» переворот: от метафизики абсолютных первоначал он перешёл к человеческому субъекту. Если Коперник считал, что не звёзды находятся в движении, а сам наблюдатель, то Кант утвердждал что не субъект вращается вокруг объекта, а объект вокруг субъекта.
В сфере познание деятельность протекает по своим законам. Главные произведения: «Критика чистого разума», (теория познания); «Критика практического разума» (этическое учение); «Критика способностей суждения» (эстетика). В его творчестве выдают 2 периода: Докритический (1746-1770 гг), Критический (1770-1804 гг.)
Главным в V периоде является космологическая проблематика, то есть вопросы происхождения и развития Вселенной. В своей работе «Всеобщая естественная теотория и теория неба». Кант рассматривает идею самообразования Вселенной из первоначальной туманности. Опираясь на законы Ньютона, Кант объясняет вознесение солнечной системы. Его космогоническую идею в дальнейшем развил Лаплас, которая вошла в историю Канта – Лапласа. Второй важной особенностью деятельности Канта является переход от онтологической, космогонической проблемы к вопросам гносеологического и этического порядка. Этот период называется критическим, так как вышли две его важнейшие работы: (2), в которой он подверг познавательные возможности человека, 4 (1). В этих работах Кант ставит основные вопросы:
1) что я могу знать?
2) что я должен делать?
3) на что я могу надеяться?
В ответах на эти вопросы раскрывается сущность его философской системы.
В работе Кант даёт определение метафизике как науке об абсолютности, но в границах человеческого разума. Знания по Канту основаны на опыте и чувственном восприятии. Человек пытается проникнуть в сущность вещей, но сущность не познаваема и называется Кантом «вещью в себе».
Теория познания Канта основывается на существовании доопытного, априорного знания, является врождённым. Пространство и время рассматриваются как чистые формы созерцания. От чувств процесс познания переходит к рассудку, а от него к разуму. Способность к сверхчувственному познанию Кант называется трансцендентальной апперцепцией, это значит, что человеку уже при рождении дана способность ориентироваться в пространстве и во времени.
Философская система Канта называется критическим (трансцендентальным) идеализмом.
Трансценденталии – это доопытные сверхчувственные понятия, которые познаются только интуитивно. На этапе познания мира через практический разум человек использует знания, полученные с помощью чистого или теоретического разума.
Практический разум ориентирует человека на его поведение в обществе. Основой поведения субъекта является автономная воля и правила или максимы, которые побуждают человека к поступкам. Самым существенным регулятором поведения, ограничивающим его волю, является моральный закон, категорический императив. Поведение человека основывается на 3 максимумах:
1. Поступай согласно правилам, которые могут стать всеобщим законом.
2. В поступках исходи из того, что человек – это наивысшая ценность.
3. Все поступки должны делаться на благо обществу.
Категорический императив-правило, требующее обязательного исполнения.
Этическое учение Канта ориентирует человека и общество на моральные ценности. Поэтому вся мораль в обществе должна основываться на соблюдении чувства долга.
Опираясь на категорический императив, Кант пытался изменить жизнь людей и создать новый общественный строй, этический.
Творчество Канта продолжил Фихте, так как только в обществе, в котором поведение людей регулируется добровольным исполнением моральных законов и прежде всего категорического императива, могут дать истинную свободу человека и сформулированный Кантом моральный закон категорический императив: «поступай так, чтобы твоё поведение могло стать всеобщим правилом».
Основные концепции Фихте называется «наукаучения». Он считал, что философия – это основополагающая наука, помогающая выработать единый метод познания. Главное в его познании – это интеллектуальная интуиция. В процессе познания объект и субъект взаимодействуют между собой.
Процесс познания имеет 3 этапа:
1. Я утверждает себя само и создаёт само себя.
2. Я противопоставляет себя не - Я, или объекту.
3. Я и не - Я, ограничивая друг друга, образует синтез.
Гегель: философия Гегеля считается вершиной Западно - философской мысли. Основные произведения: «Феноменология духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук».
Соответственно его философская система состоит из 3 частей:
1. Философия Духа
2. Логика.
3. Философия Природы.
Логика – это важнейшая часть его системы – это область чистой мысли, существующая до субъекта и объекта. Логика предшествует истории и природе, она их творит. Логика состоит из 3 частей: учение о бытии, сущности и понятиях. Субъективная логика – учение о человеческом мышлении зависима от объективной логики учение о диалектическом саморазвитии абсолютной идеи, которая предшествует ей.
Главная философская идея Гегеля – это постижение мира при помощи понятий. Для Гегеля характерно открытие основных законов диалектики.
Причиной движения является противоречие, он вывел учение о диалектическом развитии как качественном изменении, переходе от высших форм к низшим.
Последователь Гегеля, которое взяли на вооружение его диалектический метод, называется владогегельянцами. Они желали изменение государственного строя, желали государственных реформ.
В противоположность им стали старогегельянцы – это сторонники старой формы жизни, оправдывали разумностью действительность феодально-сословного государства.
Фейербах – это представитель владогегельянцев, материалист, но в проблемах общества он был сенсуалистом. В тории познания был сенсуалистом, разработал основные принципы гуманизма и считал, что человек часть природы.
Он является родоначальником антропологического материализма. Он считал, что исторические эпохи различаются в религиозном сознании.
Любовь к богу выражается и в любви к человеку, так как бог есть отчуждённая сущность человека.
Через религию человек выражает, своё чувство любовь нравственное перерождение людей становится двигателем общественного развития. Его философия завершила классический этап народной философии и заложила основы немецкого материализма.
Тема 17. Общество как процесс.
Даже поверхностный взгляд на историю человечества позволяет отметить тот факт, что общество не находится в неизменном состоянии, а постоянно изменяется. Откуда мы и куда идем, чего ждать от настоящего и будущего – вот вечные темы размышлений философов об обществе и его истории.
Диалектика рассматривает общество в состоянии изменения, т.е. изучает его как процесс. Процесс (от лат. processum – продвижение) -это последовательное изменение состояния объекта. Социальная философия осмысляет общественно-исторический процесс.
Общественно-исторический процесс – это последовательное изменение состояний общества.
Процесс развития общества осуществляется в 3-х парадигмах формационных, цивилизационных, культурологических.
Если общественные события выстраиваются в необратимый ряд причин и следствий и имеют направленность, то можно говорить о развитии общества. Общественное развитие многосторонне, на каждом этапе реализуются различные варианты событий. Социальная философия использует понятия прогресса и регресса для характеристики направленности развития.
Процесс – это последовательное изменение состояния субъекта. Изменение могут осуществляться как прогрессивно так и регрессивно.
Прогресс – это поступательное, восходящее развитие общества, представляющее собой переход к более совершенным формам.
Регресс – это нисходящее развитие, представляющее собой возращение к прежним обычным формам.
Представители прогресса - французские просветители Вольтер, Дидро защищали идею прогрессивного, а Жан-Жак Руссо – регрессивного развития европейского общества.
Дискуссия о направленности общественного развития (прогрессивном или регрессивном варианте) с необходимостью привела к обсуждению проблемы критериев (от греч. criterion – мерило) общественного развития.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Основной вопрос философии и различные варианты его решения... Под основными вопросами философии подразумевается те от реализации которых... Субстанциальный субстанция это основа сущность или сущее чувственно воспринимаемого мира это есть вопрос...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Мокша - высшая ступень нравственного совершенства души, окончательное спасение души, единственный путь освобождения от бесконечных перерождений.
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов