рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Декоративно-прикладное искусство средних веков

Декоративно-прикладное искусство средних веков - раздел Философия, КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ ИСКУССТВ 1. Раннее Средневековье...

1. Раннее средневековье (500-1000 гг.)

· Основная область развития – декоративно-прикладное искусство.

Вотивные короны (Рецисвинт) 7 в., золото, драг камни, Париж, музей Клюни и Мадрид.

Корона Оттона 1, Германия, 961 г.

- приоритет массы над изяществом

- любовь к ярким цветовым сочетаниям.

· Изображение человека – редкость. Преобладает орнамент: плетенный или абстрактный звериный.

 

Несколько центров искусства:

- Италия – остготы, лонгбарды – ощутимы отзвуки античных художественных традиций.

- Англия и Скандинавия – кельты, англосаксы – стихия варварского народного искусства. После христианизации главная сфера художественного творчества – миниатюра.

- Галлия и северо-западная Германия – франки - классическое раннесредневековое искусство, в котором органично переплелись варварское и античное художественное мировоззрение.

- Испания – вестготы.

Искусство остготов и лангобардов в Италии

Гробница Теодориха, 526-530, Равенна – заимствование античной формы и ее упрощение.

Лонгбарды предпочитали возводить базилики с криптами – характерные формы зодчества раннего средневековья.

 

Искусство франков

· Меровинги

· Каролингское возрождение(посл. четв. 8 – перв. пол 9 в.)

Капелла в Аахене, 795-805, Эйд из Меца – по подобию церкви Сан-Витале в Равенне (6 век):

- центрическое сооружение

- куполообразный свод на барабане

- хоры

- аркада на колоннах.

Конная статуэтка Карла Великого, перв. пол. 9 в., литье из бронзы – идеал мужества и непоколебимой мощи.

Врата монастыря в Лорше, 8-9 вв – сочетание классических и варварских архитектурных элементов.

 

2. Искусство Западной Европы эпохи романики

Термин «романский стиль» появился в начале 19 века.

Периодизация

· раннероманский период (сер. 10 - сер. 11 вв.);

· зрелый романский период (сер. 11 - сер. 12 вв.).

В Германии и Италии романское искусство развивается на всем протяжении 13 века.

Храм – ведущий тип – базилика.

Самые крупные романские базилики имели сложную структуру.

План Третьей церкви, Клюни, 1088-1107, Франция

- 5 нефов,

- 2 трансепта,

- нартекс с 2 башнями,

- деамбулаторий с капеллами-абсидиолами

- башня над средокрестием.

Вся внутренняя структура храма полностью отражена в его внешнем облике - Собор в Вормсе, 1171-1234, Германия – храмы напоминает крепости. Основа художественного образа – стена, толщина и прочность которой были главными критериями красоты.

- крипты

Главный признак романской архитектуры – использование каменных сводов. Самый распространенный свод – цилиндрический, который укреплялся подпружными арками и контрфорсами.

Архитектура Франции

1.Бургундская школа

Центр – Клюни.

Третья церковь, Клюни, 1088-1107

Церковь в Паре-ле-Мониаль, нач. 12 в.

Особенности архитектуры:

- центральный неф значительно выше боковых

- чрезвычайно развитый трансепт

- башни (на фасаде и средокрестии)

- широкий нартекс

- отсутствие эмпор

- перекрытие центрального нефа коробовым сводом

Церковь Нотр-Дам в паре-ле-Мониаль, нач. 12 в.

Собор Сен Лазар в Отене, перв. пол. 12 в.:

· поддерживают и укрепляют свод подпружные арки

· стены среднего нефа делятся на три яруса.

2.Школа Оверни:

- зальные церкви

- 3 нефа

- эмпоры.

Церковь Нотр-Дам дю Пор в Клермон-Ферране, сер 12 в.

Церковь Сен-Нектер, ок. 1080 г.

ЦерковьСен Мишель д’Эгиль, близ Пюи, 12 в. – живописно расположена на вершине островерхого пика.

3.Школа Пуату

- зальные церкви

- без эмпор

-богатый декор западного фасада.

Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье, 11-12 вв.

4.Школа Периге

- влияние Византии → купола.

Церковь Сен Фрон в Перигё, 1120-1179

Собор Сен Пьер в Ангулеме, ок. 1128

 

Архитектура Германии

1. Раннероманский период – Оттоновскоевозрождение – время правления саксонскойдинастии (919-1024)

Ведущая архитектурная школа - саксонская

Церковь св. Михаила в Гильдесгейме, 1010-1033

Церковь св. Кириака, Гернрод

- двухсторонняя ориентация

- 4 башни на фасадах

- чередование опор в интерьере

- деревянные перекрытия центрального нефа

- эмпоры

- крайняя скупость наружного декора.

2.Зрелая романика

Ведущая архитектурная школа – рейнская.

Имперские соборыШпейере, Майнце, Вормсе) – на основе саксонских традиций, но

- трансепт выделен слабее

- нет эмпор

- крестовые своды

- «связанная система»

- архитектурный декор: слепые ниши и карликовые галереи.

Кельнская школа– церкви с «трехлепестковым» планом.

Церковь Апостолов в Кельне, 12-13 вв. – сочный архитектурный декор.

Архитектура Англии:

· в основе – традиции французской архитектуры

· четкой границы между романским и готическим стилем не просматривается.

Храмы отличались:

- большими размерами

- равной протяженностью нефов и хора

- отсутствием апсид

- разнообразными комбинациями башенных объемов

- обильный декор фасадов.

Собор в Или, 1083-1190

В английской архитектуре рано появились конструктивные элементы готики – Собор в Дареме (Дерхеме), 1096-1133 - стрельчатый свод на нервюрах.

 

Архитектура Италии

· сильнее выражены светские тенденции

· преемственность с античными традициями

· ансамблевое построение: церковь, баптистерий и колокольня

Соборная площадь Пизы, 1063-1350.

· использование атриумов

Собор Сант Амброджо в Милане, западный фасад, 12 в.

Основные школы:

1.Ломбардия – классические формы романики.

Собор Сант Амброджо в Милане, 12 в.

- прямая связь с раннехристианскими базиликами

- крестовые своды

- плоский фасад со щипцовым завершением

Собор Сан Микеле в Павии, 12 в.

Собор Сан Дзено в Вероне, 12 в. – крыльцо-балдахин

 

2.Юг и Сицилия – влияние Византии

Собор Сан Джованни дельи Эримити,Палермо, 12 в. – купольная базилика.

Собор св. Марка, Венеция, 11-17 вв.:

- крестовокупольный храм в форме греческого креста

- 5 куполов.

3.Тоскана – проторенессансные тенденции.

2 основных центра:

· Пиза

Соборная площадь в Пизе – архитектурный ансамбль, объединенный единым мотивом ярусных аркад:

- Собор в Пизе, 11-12 вв., архитекторы Бускето и Райнальдо

- Баптистерий, 12в., Диотисальви

- Пизанская кампанила,12-14 вв., Вильгельм и Боннано.

· Флоренция – архитектура «инкрустационного» стиля

Собор Сан Миньято аль Монте, кон. 11- нач. 13 вв. – двухярусный фасад, облицованный разноцветным мрамором.

Скульптура эпохи романики

Расцвет романской скульптуры – втор. пол. 11 – 12 века.

Наибольшего развития достиг рельеф. Основное место сосредоточения – капители колонн (капители церкви Сен-Поль, Иссуар, овернская школа, сер 12 в.) и фасады зданий.

Франция – центр скульптурного декора на фасаде - портал. Основной материал – камень.

· Бургундия - тимпан С. Сен Лазар, Отен,мастерЖильбер (Гислебертус), 1130-1140 – изображение Страшного суда. Ева, собор в Отене, мастерЖильбер (Гислебертус), после 1125 – редкий пример лирической трактовки образа.

· Лангедок – более эмоциональная и драматическая трактовка образов. Портал церкви Сен Пьер, Муассак,перв. пол. 12 в. – сцена Апокалипсиса. Апостол Петр, портал Ц. Сен Пьер, Муассак, 1130-1135 – неистовый динамизм изображения.

· Прованс – влияние античных традиций. Фасад церкви Сен Жиль дю Гар, Прованс, сер. – посл. треть 12 в.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ ИСКУССТВ

Белорусский государственный университет... Исторический факультет...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Декоративно-прикладное искусство средних веков

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

I. Понятие искусства и его социальные функции. Виды и жанры.
Искусство – важнейший элемент человеческой культуры; одна из форм общественного сознания. Как и другие формы общественного сознания (наука, религия, политика, право и т.д.) искусство не только осмы

II. Общая характеристика искусства Древнего Египта, периодизация
1. Сакральность. 2. Консервативность. Каноничное искусство (от слова «канон») – ориентированное не на новацию, а на воспроизведение освященного образца. 3. Установка на фиксацию в

IV. Изобразительное искусство Древнего Египта
Первые памятники изобразительного искусства – палетки. Палетка с изображением охоты на львов, додинастический Египет, 4 тыс до н. э., Британский музей -

I. Общая характеристика античного искусства. Периодизация
Особенности искусства античности: · стремительный характер развития · гармоническое мироощущение · антропоморфизм Ведущий образ – образ свободного, полити

Искусство острова Крит
Первооткрыватель цивилизации – А. Эванс (1851-1941). Центры критского искусства – Кносс, Фест, Малия, Агиа Триада, Като Закро. Периодизация 1. Раннеминойский перио

Искусство материковой Греции
Отличалось: · большей суровостью, архаичностью; · имела ярко выраженный военныйхарактер. Основные виды архитектурных построек: · оборонительные сооружения

Скульптура
· главный предмет изображения – человек; · господствуют имперсональные образы (не индивидуализированные, психологически слабо разработанные); · тело и психика осознаются в неразры

Искусство Этрурии
Архитектура 1. Гробницы (тумулусы – образ «мировой горы»). Гробница Риголини-Галасси, некрополь близ г. Цере (Червертери), 7 в. до н. э. – дром

Свод и его виды
· цилиндрический · крестовый Триумфальные арки · однопролетные - Арка Цезаря, Гланон, 1 в. до н. э. Арка Тита,81 г., Ри

Римский скульптурный портрет
Особенности римского скульптурного портрета · происхождение связано с обычаем почитания умерших предков – Статуя римлянина с масками предков, мрамор, 1 в.

Общая характеристика византийского искусства. Периодизация
Периодизация 1. Искусство 4-5 вв. 313 год - Миланский эдикт признает христианство официальной религией Римской империи. · Н

Особенности византийского искусства
1. Внерациональный подход к миру Приоритет мистического, иррационального, потустороннего, духовного начала. Ведущий вид изобразительного искусства - живопись. Из скульптуры

Живопись Древней Руси
1. Общая характеристика искусства Древней Руси. Периодизация Особенности древнерусского художественного мировоззрения: · сильные народные начала (с примесь

Архитектура Древней Руси
Традиционный строительный материал – дерево. Каменное строительство - с 10 века. Храмы великокняжеского периода: · большие размеры · многоглавие

Живопись Древней Руси
В Древней Руси развивались следующие виды живописи: - монументальная - иконопись - миниатюра. Мозаика была популярна только до 12 века. Главный центр – Ки

Германия
· Скульптура сосредотачивалась во внутренних помещениях храмов. · Основной материал – бронза, дерево. · Главные завоевания – в области изображения отдельной фигуры.

Декоративно-прикладное искусство средних веков
Особенности средневекового ДПИ: - культовый характер - полихромия - влияние архитектуры на формы и декор произведений ДПИ – Кадило, Верхний Рейн, нач. 15 в., с

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги