Конспект лекций
Ст. пр. Гудзенко Лариса Геннадьевна
Кафедра психологии и педагогики, 420 ауд.
Литература:
1. Ермолаева-Томина, Л.Б. Психология художественного творчества: учеб. пособ. – М.: Академ. Проект, 2003. – 304 с.
2. Дранков, В.Л. Психология художественного творчества. – СПб.,1991.
3. Петрушин, В.И. Психология и педагогика художественного творчества: Учеб. Пособие для вузов. – М.: Академический Проект, Гаудеамус, 2006. – 490 с.
4. Рождественская, Н.В. Психология художественного творчества. – Спб., 1995.
5. Психология художественного творчества: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. – Мн.: Харвест, 1999. – 752 с.
Задание для самостоятельной работы: подобрать иллюстрации к предложенному материалу.
Тема 1: Феноменология художественного ТВОРЧЕСТВА
1. Предмет и задачи психологии художественного творчества
2. История психологии творчества
3. Понятие творчества
Психология искусства – это отрасль психологической науки, предметом которой являются свойства и состояния личности, обуславливающие создание и восприятие художественных ценностей и влияние этих ценностей не ее жизнедеятельность.
Психология творчества – область психологических исследований творческой деятельности людей в науке, литературе, музыке, изобразительном и сценическом искусстве, в изобретательстве и рационализаторстве.
В психологии художественной деятельности объединяются оба эти предмета. Итак,
Психология художественного творчества изучает закономерности художественной деятельности, особенности художественного мышления, психологические механизмы создания художественного образа и его восприятия, психические состояния в процессе творчества, личность художника и его способности.
Исторически первые дискуссии в науке начались о психологии искусства, но оказалось, что психологические закономерности его исследованы совершенно недостаточно. Единственная отечественная работа в этой области "Психология искусства" Л.С. Выготского – исследование не завершенное. Б.Г. Ананьев: «…нужна психология искусств, а затем психология искусства (конкретного)».
Гипотезы Б.Г. Ананьева, требующие научного решения:
Ø Природа искусства и художественной одаренности
Ø Наличие биологических предпосылок художественной одаренности
Ø Эмоциональная сфера личности художника
Ø Динамика формирования и развития творческих способностей
Методы исследования:
n Методы общей психологии: наблюдение, опрос, тестирование
N Проективные методики
N Анализ сопутствующих основной работе материалов
N Изучение черновиков писателей, писем, дневниковых записей, самоотчетов, эскизов картин
N Естественный эксперимент (игры)
N Психофизиологические методы
N Моделирование
N Социальная и личная значимость и прогрессивность, т.е. она вносит вклад в развитие общества и личности
N Наличие объективных предпосылок, условий для творчества (социальных, материальных)
n Наличие субъективных предпосылок для творчества (личностных качеств – знаний, умений, положительной мотивации, творческих способностей личности)
N Новизна и оригинальность процесса или результата
Дискуссии о признаке «прогрессивности»
Сущность творчества несовместима с деятельностью, враждебной человеку. При анализе творчества наряду с признаками «новизна» и «социальная значимость» необходимо выделять признак «прогрессивность». Иначе мы получим «антитворчество» или варварство, антигуманное в своей основе.
Творчество может быть направлено не только на благие дела, не только на созидание, но и на разрушение, находить выход в озорстве, хулиганстве и преступлении. Сколько изобретательности и таланта проявляют преступники!
Отличия творчества от предметной деятельности
V Предметная деятельность относится к адаптивным формам поведения, а творческий процесс относится к преобразованию как форме внешней активности;
v Основной признак деятельности – соответствие результата деятельности ее цели, а творческий акт характеризуется рассогласованием цели и результата;
Фаза постановки проблемы
Активно сознание
Фаза созревания или инкубации
Активно подсознание
Гипотезы: 1) позволяет человеку оправиться от усталости; 2) позволяет забыть несоответствующие подходы к задаче, старые и безуспешные способы решения; 3) продолжаем работать над задачей бессознательно.
Фаза озарение (или инсайта)
Решение неожиданно и целиком появляется в сознании
Фаза контроля
Прямая включенность сознания
Общей для любого творческого процесса является также его структура.
Состояния сознания в процессе творчества
Знание особенностей протекания потоковых состояний сознания помогает:
N осмыслить психологию и феноменологию пиковых творческих состояний сознания,
N определить условия продуктивности активного творчества,
Н.В.Рождественская
1. Готовность к работе.
Предпосылки творческой деятельности появляются тогда, когда возникает потребность эмоционального отклика на какие-то явления действительности.
2. Появление замысла.
Часто толчком к появлению замысла служит нечто, необычно притягивающее внимание и потому мобилизующее и концентрирующее силы на одной задаче. Рождение замысла субъективно воспринимается как большое событие.
3. Разработка замысла.
«Стратегия творчества» с одной стороны, определяется художественным методом, а с другой — индивидуальным стилем деятельности.
Вопросы к экзамену
1. Предмет, задачи и методы психологии художественного творчества.
2. История становления психологии художественного творчества.
3. Проблема психологического здоровья и творчества в истории психологии художественного творчества.
4. Понятие творчества. Виды, типы и признаки творчества.
5. Признаки и структура творческого акта.
6. Структурно-уровневая модель механизма творчества.
7. Место интуиции в процессе творчества.
8. Особенности измененного состояния сознания в процессе творчества.
9. Психические состояния в процессе творчества.
10. Этапы процесса художественного творчества.
11. Творческий процесс и законы высшей нервной деятельности.
12. Связь творческих способностей с особенностями строения мозговых структур.
13. Индивидуальные различия нейрофизиологических задатков в процессе творчества.
14. Мотивация фантазирования. Дискуссии о сублимации как ведущем мотиве фантазии.
15. Теория творчества как разновидности поисковой активности.
16. Индивидуально-психологические черты творческой личности.
17. Структура и характер творческой личности.
18. Факторы формирования личности художника.
19. Возрастная динамика творческой продуктивности.
20. Подходы к пониманию креативности.
21. Структура креативности.
22. Теоретические подходы к соотношению понятий креативности и интеллекта.
23. Проблема развития креативности.
24. Понятие и виды одаренности.
25. Методы диагностики и способы выявления «скрытой» одаренности.
26. Соотношение общей и художественной одаренности как основа профессионального прогнозирования.
27. Обучение и воспитание детей с разным типом одаренности. Роль личности педагога в этом процессе.
28. Творческие способности: их уровни и развитие.
29. Формы художественного познания. Роль памяти в художественном познании.
30. Особенности творческого мышления.
31. Творческое воображение: стадии развития, внутренние механизмы и приемы создания образов воображения.
32. Свойства и закономерности восприятия в художественном творчестве.
33. Особенности и механизмы художественного восприятия.
34. Условия и этапы восприятия художественного образа.
35. Художественное творчество как специфическая форма социального общения.
36. Психологические закономерности формирования и развития творческого коллектива.
37. Требования, предъявляемые к руководителю художественного коллектива.
38. Виды творчества: индивидуальное, коллективное, сотворчество.
39. Понятие арт-терапии; ее формы и виды.
40. Психотерапевтические возможности творчества.
Примечание. На экзамен выносятся три вопроса: два в билете из перечисленных выше, а третий должен быть подготовлен студентом заранее самостоятельно и должен представлять собой психологический анализ какого либо факта из сферы художественного творчества.
Например:
- анализ использования какого-либо вида творчества для саморегуляции (эмоционального состояния, самооценки, страхов, развития определенных личностных качеств и прочее);
- иллюстрация явления переноса стиля деятельности из художественной сферы в иные виды деятельности (социальную, интеллектуальную, и др.);
- анализ фактов измененных состояний сознания из биографий творческих личностей;
- анализ личности Художника (по всем указанным в курсе параметрам);
- анализ креативности творческой личности с вычленением структуры этой креативности;
- анализ этапов развития художественных способностей творческой личности с указанием факторов, повлиявших на нее;
- анализ конфликта (конкретного) в творческом коллективе и роли руководителя в его создании или разрешении;
- иллюстрация возможностей искусства как средства общения;
- анализ факта работы интуиции с выделением и объяснением каждой составляющей;
- анализ нерофизиологических особенностей личности Художника и их влияние на творческий метод;
- анализ индивидуальных особенностей творческой и сотворческой (коллективной) деятельности и их взаимовлияние на личность и становление творческости одаренного ребенка;
- анализ мотивационной сферы творческой личности с указанием доминантных мотивов;
- анализ личности успешного педагога, работающего с одаренными детьми;
- анализ условий, механизмов, этапов и проч., необходимых для сотворческого восприятия вашего вида искусства зрителями (слушателями, читателями…);
- другое.
Вопросы к зачету
1. Предмет, задачи и методы психологии художественного творчества.
2. История становления психологии художественного творчества.
3. Проблема психологического здоровья и творчества в истории психологии художественного творчества.
4. Понятие творчества. Виды, типы, признаки и структура творчества.
5. Структурно-уровневая модель механизма творчества.
6. Место интуиции в процессе творчества.
7. Особенности измененного состояния сознания в процессе творчества.
8. Этапы процесса художественного творчества.
9. Творческий процесс и законы высшей нервной деятельности.
10. Связь творческих способностей с особенностями строения мозговых структур.
11. Индивидуальные различия нейрофизиологических задатков в процессе творчества.
12. Мотивация фантазирования. Дискуссии о сублимации как ведущем мотиве фантазии.
13. Теория творчества как разновидности поисковой активности.
14. Индивидуально-психологические черты творческой личности.
15. Структура и характер творческой личности.
16. Возрастная динамика творческой продуктивности.
17. Подходы к пониманию креативности.
18. Структура креативности.
19. Теоретические подходы к соотношению понятий креативности и интеллекта.
20. Понятие и виды одаренности. Методы диагностики и способы выявления «скрытой» одаренности.
21. Обучение и воспитание детей с разным типом одаренности. Роль личности педагога в этом процессе.
22. Формы художественного познания. Роль памяти в художественном познании.
23. Особенности творческого мышления.
24. Творческое воображение: стадии развития, внутренние механизмы и приемы создания образов воображения.
25. Свойства и закономерности восприятия в художественном творчестве. Особенности и механизмы художественного восприятия.
26. Условия и этапы восприятия художественного образа.
27. Художественное творчество как специфическая форма социального общения.
28. Психологические закономерности формирования и развития творческого коллектива.
29. Виды творчества: индивидуальное, коллективное, сотворчество.
30. Психотерапевтические возможности творчества.
Примечание. На зачет выносятся два вопроса: один из перечисленных выше, а второй должен быть подготовлен студентом заранее самостоятельно и должен представлять собой психологический анализ какого либо факта из сферы художественного творчества.
Например: (смотри в вопросах к экзамену)