рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Что нужно для благоуспешности молитвы?

Что нужно для благоуспешности молитвы? - Конспект, раздел Философия, Конспект По Нравственному Богословию Итак, Только Та Молитва Приносит Плод, В Которой Участвуют Ум И Сердце. Рассе...

Итак, только та молитва приносит плод, в которой участвуют ум и сердце. Рассеянная молитва не приносит должного плода духовного.

Для благоуспешности молитвы нужно, чтобы она была соединена с обдуманным, крайним смирением и благоговением пред Богом по сознанию своего ничтожества, своих недостатков и немощей, своей греховности, а с другой стороны, по сознанию беспредельного величества Божия, высочайшей святости Божией, пред которой благоговеют херувимы и серафимы.

Св. Исаак Сирин говорит, что “кто не почитает себя грешником, того молитва не приемлется Господом” (св. Исаак Сирин. Подвижнические слова. Изд. 3, Серг. Пос., 1911. Слово 55, стр. 257). “Очи Господни только на смиренных сердцем и уши Его в молитву их” (Пс. 33:16). Молитва смиренномудрого как бы прямо из уст в уши (его же. Слово 58, стр. 315-316). Сила молитвы — дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно. Бог с благоволением взирает только на смиренного, с сокрушенным сердцем и благоговеющего пред Его словом (Пс. 50:19; Пс. 66:2). Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (1 Петр. 5:5; Притч. 3:34).

“Нечувствие сердцем истины слов на молитве, — пишет прот. И. Сергиев, — происходит от сердечного неверия и нечувствия своей греховности, а это, в свою очередь, проистекает от тайного чувства гордости. По мере своих чувств на молитве человек узнает: горд он или смирен; чем чувствительнее, пламеннее молитва, тем он смиренное; чем бесчувственнее — тем гордее.”

“Смирение разрушает все козни вражии” (прот. Иоанн Сергиев. Моя жизнь во Христе, СПБ. 1911, стр. 827, 249. Сравн. преп. Иоанн Лествичник. Слово 23, §13; слово 28, §12). Смиренная от всего сердца молитва имеет огромную силу. “Как велика сила молитвы даже и грешного человека, — говорит преп. Серафим Саровский, — когда она от всей души (и со смирением) возносится, судите по следующему примеру Писания. Когда по просьбе матери, лишившейся единственного сына, похищенного смертью, жена блудница, попавшаяся ей на пути и даже еще от только что бывшего греха не очистившаяся, тронутая отчаянной просьбой матери, возопила к Богу: “не мене ради грешницы окаянной, но слез ради матери скорбящей о своем сыне, и твердо уверенной в милосердии и всемогуществе Твоем, Христе Боже, воскреси, Господи, сына ее.” И воскресил его Господь” (Ж. “Христианин,” 1910, январь, стр. 190).

Молитва должна быть соединена с воздержанием, постом, целомудрием, спокойствием духа и другими добродетелями. Воздержание и пост, будучи основанием и ограждением всякой добродетели, предшествуя всем добрым делам, подготовляют дух наш к молитве. Только при воздержании и посте молитва бывает искренняя, горячая, действенная. “Род сей (т. е. бесы) изгоняется только молитвою и постом” — сказал Господь (Мф. 17:21). Сам Господь Спаситель и после Него апостолы, и все святые угодники Божии всегда соединяли молитву с постом. И ничто так не угашает в нас духа веры и молитвы, как невоздержание, пресыщение и рассеянная, разгульная жизнь. Молиться благоугодной молитвой весьма препятствует всякая чувственная непобежденная страсть.

Когда человек покорен похотью и страстью, он не способен молиться. Сердце же чистое зрит Бога и руки чистые легко возносятся к Нему. Поэтому, чтобы молиться чистою молитвою, нужно очистить сердце от чувственной страсти и памятозлобия (кротость подает дерзновение в молитве; целомудрие и слезы окрыляют молитву,” — говорит преп. Иоанн Лествичник (Слово 24, §5). Сравн. Слово 28, §3-5; 14, 25).

“Если хочешь, — говорит митр. Филарет Московский, — чтобы молитва твоя долетела к Богу, то дай ей два крыла: пост и милостыню. Молитва без любви не бывает услышана.” “За дверьми, — говорит св. Ефрем Сирин, — остаются (не доходят до Бога, не бывают услышаны) те молитвы, которые, возносясь к Богу, не имеют в себе любви, потому что одна любовь отверзает двери молитве.” По словам преп. аввы Исаии, “тщетны молитвы человека, желающего мщения (цитаты взяты из “Цветника духовного,” ч. 1, стр. 92), враждующего на ближнего, жестокого и немилосердного с ближними.”

Особенно важны для молитвы главные христианские добродетели — вера, надежда и любовь. Вера, надежда и любовь суть корни молитвы. Если корни эти в силе, то молитва сама собою возбуждается внутри и раскрывается вовне: потому что как свежие корни, питаемые теплотою и влагою, сами естественно дают росток, так и душа, увлажняемая и возгреваемая этими добродетелями, необходимо молится.

Молитва домашняя и церковная угодна только тогда Богу, когда мы после нее делаемся лучше, возвышаемся в благочестии, получаем врачевство против своих страстей (И. Златоуст). “Если смиренномудрие и любовь, простота и благость, — говорит преп. Макарий Египетский, — не будут в нас тесно соединены с молитвой, то сама молитва, лучше же сказать, эта личина молитвы, весьма мало может принести нам пользы. И сие утверждаем не об одной молитве, но и о всяком подвиге и труде, совершаемом ради добродетели. Если не увидим в себе плодов любви, мира, радости, кротости, присовокуплю еще, смиренномудрия, простоты, искренности, веры, сколько должно, великодушия, дружелюбия: то трудились мы без пользы... Ибо не получили плодов любви” (преп. Макарий Египетский. Беседы, послания и слова. Изд. 4, Слово 3, гл. 4, стр. 374-375. Сравн. Послание его же. Стр. 340).

Молитва должна быть усердна с сознанием нужды в том, о чем просим, неутомимо-неотступно, смиренно-терпелива, подобно как евангельская вдовица умоляла судью защитить ее от соперника (Лк. 18:1-3; сравн. Колос. 4:2).

Смиренное терпение, неутомимость и неотступность в молении преклоняют на милость Господа. И если неправедный судья, по евангельской притче, склонился на прошение вдовы по причине ее неотступности, то как не склонится на наши моления Бог, Который есть сущая благость, если неотступно умолять Его? Ведь Он, всеблагий Господь и чуждый пременения Вседержитель, Сам обетовал: “Все, что ни попросите в молитве с верою, получите” (Мф. 21:22). “Просите и дано будет вам, ищите и найдете, стучите и отворят вам” (Мф. 7:7-11).

Надо, чтобы сердце в молитве не было холодно, лукаво, маловерно и двоедушно. Иначе что пользы от нашей молитвы?

В молитве главное, о чем нужно прежде всего позаботиться, -это живая, теплая, ясновидящая вера в Господа, вера, что Бог все подаст просимое. И когда мы желаем испросить себе какого-либо блага у Бога, то прежде самой молитвы должны приготовить себя к несомненной, крепкой вере, и принять заблаговременно меры против сомнения и неверия. Худо, если сердце во время молитвы изнеможет в вере и не устоит в ней, сомневаясь, что Господь подаст просимое. “Да просит с верою каждый человек, — говорит ап. Иаков, — нимало не сомневаясь. Пусть не думает сомневающийся получить что-нибудь от Господа” (Мак. 1:6-8). Сердце, сомневающееся в том, что Бог может даровать просимое, наказывается за сомнение. “Помни, — пишет прот. И. Сергиев, — что Бог во время твоего прошения ожидает утвердительного ответа на вопрос внутренне Им тебе предлагаемый: “Веруеши ли, что могу сие сотворити?” Да, ты должен из глубины сердца ответить: “верую, Господи!” (Ср. Мф. 9:28). И тогда будет тебе по вере твоей” (прот. И. Сергиев. Моя жизнь во Христе. Стр. 8; 15-16; 24, 25, 265).

“Когда просишь о чем Господа, сейчас же созерцай подающую тебе свои дары благостную и прещедрую Его десницу, которая от преизбытка Божия всем все подала и подает, и сомневаться в том, получишь или нет просимое, считай безумием, подобно тому, о котором пророк сказал, что он сердцем своим рече: “несть Бог” (Пс. 13:1).

Молясь Богу, нужно стяжать такую твердую, непоколебимую вору, чтобы сомнение в чем-либо было делом трудным, даже невозможным, а для этого иметь в сердце как бы начертанными слова “вся возможна суть у Бога” (Мк. 10:27). Нужно еще иметь живую уверенность, что Господь все исполняет, — что существо Его есть любовь и благость, что Его дело и как бы существом творить, давать, миловать, ущедрять, исполнять наши прошения. “И вся, елика аще просите в молитве, веруйте яко приимите, и будет вам” (Мф. 21:22; сравн. Мк. 11:24). Еще надо крепко внимать своему сердцу, чтобы оно не лгало, чтобы каждое слово выходило из глубины его, как сказано: “Из глубины воззвах к Тебе, Господи” (Пс. 129:1)!

Т. е., надо крайне заботиться об истине молитвы, о той искренности, которая делает своими все слова молитвы, составленные другим, почитает истинным каждое слово молитвы.

Когда во время молитвы усомнишься в возможности исполнения какого-либо твоего прошения, то вспомни, что со стороны Бога “вся возможна суть” даровать тебе, кроме прямого зла, которое свойственно только диаволу, — что самое слово или самое твое прошение о чем-либо есть уже верное ручательство с твоей стороны, что исполнение его возможно: ибо если я могу помыслить только о чем-либо, возможно ли оно для меня или невозможно, то это “что-либо” — непременно возможно для Господа, для Которого одна мысль есть уже дело, если Он благоволит осуществить ее.

Молясь, нужно так веровать в силу слов молитвы, чтобы не отделять самых слов от самого дела, выражаемого ими, нужно веровать, что за словом, как тень за телом, следует и дело, так как у Господа слово и дело нераздельны: ибо “Той рече и быша, Той повеле, и создашася” (Пс. 148:5). И ты также веруй, что ты сказал на молитве, о чем попросил, то и будет. Ты славословил, и Бог принял славословие, поблагодарил Господа — и Бог принял твое благодарение в воню благоухания духовного. То и беда, что мы маловерны и отделяем слова от дела и бываем на молитве, как в жизни — “телесни, духа не имуще” (Иуд. 1:19), оттого-то и бесплодны наши молитвы” (прот. Иоанн Сергиев. Моя жизнь во Христе, стр. 159, 659, 189).

Таким образом, надо твердо верить в осуществимость всякого слова, произнесенного пред всё видящим, всё слышащим Господом во время молитвы, — твердо верить, что ни одно слово даром не пропадет в молитве, если от сердца говорится: каждое слово Господь слышит и каждое слово и каждая мысль могут, и несомненно могут быть у Него бытием и делом. “Не изнеможет у Бога всяк глагол” (Лк. 1:37). Значит, и наше слово не изнеможет. Нужно помнить, что Господь на молитве принимает и отвечает на каждое желание сердца, выраженное в словах или не выраженное (его же. Цитир. соч., стр. 129, 262-263, 292-293).

Но при всем этом надо, чтобы прошения наши были достойны Бога и Его славы и не противны были воле Божией (преп. Исаак Сирин, Подвижнические слова. Изд. 3. Серг. Пос., 1911. Слово 5, стр. 26-27. Сравн. св. Иоанн Златоуст. Сборник о молитве и трезвении, изд. 2. М., 1889, стр. 99-106, §§79-96. О чем и как молиться. См. также преп. Симеон Новый Богослов. Слова, вып. 10, изд. 2. М., 1892, слово 15, §2). Поэтому, как ни много дано обетований христианской молитве, но каждую молитву надо заканчивать в чувстве смиренной преданности воле Божией: не моя, но Твоя святая воля да будет во всем и “имиже веси (знаешь) судьбами спаси мя.” Отсюда — умиротворение духа и отрада сердца, даже при самом безотрадном положении. Отсутствие же такой смиренной покорности воле Божией лишает молитву силы. Надо всегда содержать в уме и в сердце, чтобы всецело подчинять и объединять свою волю с волей Божией, отнюдь не желая волю Божию преклонять на свою, так как наша воля, будучи срастворена с самолюбием, очень часто погрешает и не знает того, чего следует желать. Воля же Господня всегда благая, премудрая, всеправедная и благотворная.

И если бывает, что Бог долго не исполняет нашего прошение, то это не значит, что Он не слышит, но делает это по Своей премудрости и благости для нашей пользы. А именно, Бог долго или вовсе не исполняет нашей молитвы тогда, когда просим недоброго или неполезного для себя или когда просим без веры, с сомнением, или же сами бываем недостойны просимого, потому что Бог грешников не слушает (Ин. 9:31). Не получаем просимого иногда и потому, что Бог хочет, чтобы мы часто просили, больше пребывали в молитве, и иногда посылает по молитве другое лучшее благо.

Св. Исаак Сирин говорит: “Если просишь чего у Бога, и Он медлит услышать тебя вскоре, не печалься, потому что ты не мудрее Бога. Бывает же сие с тобою или потому, что не достоин ты получить просимое; или потому, что пути твоего сердца не соответственны, но противны твоим прошениям; или потому, что не пришел ты еще в меру, чтобы принять дарование, которого просишь. Ибо не должно нам прежде времени касаться великих мер, чтобы дарование Божие, от скорости принятия его, не сделалось бесполезным; потому что легко полученное скоро и утрачивается, все же приобретенною с сердечною болезнью и хранится с осторожностью” (преп. Исаак Сирин. Цитир. соч. Слово 5, стр. 28).

Преп. Нил Синайский пишет: не скорби, не получая тотчас от Бога того, о чем просишь. Он хочет доставить тебе большее благодеяние тем самым, что заставляет тебя с терпением долее предстоять Ему в молитве. Ибо что может быть выше, как не простирать беседу к Богу и духом соединяться (общаться) с Ним в молитве. Потому не молись, чтобы все было по твоим желаниям, ибо они не во всем бывают согласны с волей Божией. Но лучше во всяком деле проси: “да будет на мне воля Твоя” (Мф. 6:10; преп. Нил Синайский. Слово о молитве, §§34, 31 — Добротолюбие в русск. пер., т. II, стр. 210, 211. Сравн. преп. Иоанн Лествичник, слово 28, §29; преп. Макарий Вел. Наставления. — см. Добротолюбие в русск. пер., т. 1, §§121, 122, стр. 199). В молитве нашей, чтобы ее совершать должным образом, надлежит совершать четыре действия, о которых пишет св. Василий Великий: сначала восславословь Бога, потом возблагодари Его за благодеяния, тебе явленные, далее исповедуй Ему свои грехи и преступления Его заповедей и, наконец, испрашивай у Него потребного тебе, наипаче потребного в деле твоего спасения” (“Невидимая брань,” ч. 1, гл. 46, О молитве, стр. 188; сравн. стр. 188-193. Сравн. преп. Иоанн Лествичник — Сб. “О молитве и трезвении,” изд. 2, стр. 154, §7).

Благоуспешности нашей молитвы действеннейшую помощь оказывают ходатайства за нас пред Богом св. угодников, ангелов и особенно Пресв. Богородицы.

Господь по Своей совершеннейшей премудрости благоволил содействовать и нашему освящению и спасению чрез святых, которые есть орудия и храмы Его благодати и Его Божественного Духа.

Сам Бог прямо изъявил волю Свою некоторым людям, не имевшим к Нему близости, людям по преимуществу грешным, чтобы они просили о себе помолиться людей Божиих (Авраам об Авимелехе; Иов о своих друзьях, пророки Моисей, Самуил, Илия и др. о народе своем) и Сам Господь по Своему человеческому естеству молился Отцу Небесному о Петре и всех учениках. Святые заслуживают быть ходатаями о нас Богу по своим добродетелям как угодники Божии. Они — скорые помощники и молитвенники о душах наших, молятся о нас и слышат нас — в Духе Святом, полные любви к нам, своим собратиям на земле. И если мы святых будем призывать с верой и любовью, то они тотчас услышат нас: соединяющее начало с нашей стороны есть вера, а с их, вместе с нашей, стороны — любовь, ибо и они в Боге и мы в Боге, Который есть любовь (1 Ин. 4:16)” (прот. И. Сергиев. Моя жизнь во Христе, стр. 135, 516, 754). Поэтому несомненно надо молиться св. Божиим человекам, прося их ходатайства за себя пред Богом (как святые видят наши нужды и слышат наши молитвы, — См. “Моя жизнь во Христе” прот. И. Сергиева, стр. 6, 65-66, 190, 289, 650).

Также необходимо как можно чаще помнить и призывать на помощь Ангела Хранителя, который всегда находится при нас, видит не только наши дела, но и мысли, желания, намерения и особенно заботится о нашем спасении.

Особенно же всегда близка к нам Пресвятая Богородица как Матерь Божия, как Матерь по благодати всех истинных христиан. Владычица Богородица по единению с Богом и по Своей близости к Сыну Своему и Спасителю нашему имеет большое дерзновение к Богу, и скорая бывает Заступница и Ходатаица для всех просящих с верой и любовью Ее заступления. Она всемилостивая Матерь всемилостивого Бога-Слова точно есть “бездна благостыни и щедрот,” как говорится о Ней в каноне Одигитрии (п. 5, 1). Все св. подвижники благочестия во все времена особенно почитали, призывали на помощь и молились Пресвятой Деве Богородице как особой покровительнице нравственной чистоты и христианского подвига.

Внутренним свидетельством (извещением), что Господь, Пречистая Его Матерь и св. угодники слышат нашу молитву и благоволят к ней, есть благодатный внутренний мир, умиротворение помыслов, некая легкость, спокойствие и умиление на сердце, соединенные с чувством смирения и с тихой, молчаливой радостью, чуждой мечтательности, самомнения, разгоряченных порывов и движений (“Извещение о том, что прошение наше услышано Богом, получаем мы во время молитвы, — говорит преп. Иоанн Лествичник, — “Извещение есть устранение сомнения” (Слово 28, §43). “Одни отходят от молитвы как исходящие из разжженной печи, ощущая облегчение от некоторой скверны и вещества, а другие, — как просвещенные светом и облеченные в сугубую одежду смирения и радования. Те же, которые исходят от молитвы без какого-нибудь из этих двух действий, молились телесно, чтобы не сказать по-иудейски, а не духовно” (Слово 28, §51). Плодом истинной молитвы является любовь к близким, ходатайствующая о всех пред Богом (достойных и недостойных, добрых и злых) как о себе.

Из такой любви к ближним воссиявает чистейшая любовь к Богу (еп. Игнатий Брянчанинов. Соч., т. II, стр. 166, 168; т. 1, стр. 140, 141. Прот. И. Сергиев. Моя жизнь во Христе, стр. 173, 91. Проф. М. Олесницкий. Нравственное Богословие. §47. Еп. Петр. Указание пути ко спасению, §64).

“Усердная, слезная молитва, — пишет прот. Иоанн Сергиев, — не только грехи очищает, но и телесные немощи и болезни исцеляет и все существо человека обновляет и, так сказать, перерождает (говорю с опыта, — добавляет о. Иоанн). О, какой неоцененный дар — молитва! Слава Тебе, Отче щедрот и Боже всякия утехи! Слава Тебе, Сыне Божий, Единородный, исходатайствовавший нам бесконочное прощение грехов наших! Слава Тебе, Душе Всесвятый, “ходатайствуяй о нас воздыхании неизглаголанными” (Рим. 8:26), дающий пламенную с воздыханиями и слезами молитву, согревающую хладную душу, дающий умиление и скорбь о грехах, очищающий, освящающий, умиротворяющий, укрепляющий и обновляющий нас! Слава Тебе, Троице Святая, безначальная, живоначальная, благословляемая от всех созданий умных!” (прот. И. Сергиев. Моя жизнь во Христе, стр. 224).

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Конспект По Нравственному Богословию

Конспект По Нравственному Богословию Введение... Введение... Христианство есть домостроительство созидание нашего спасения в Господе Иисусе Христе Так как человеку нельзя...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Что нужно для благоуспешности молитвы?

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

По Нравственному Богословию
      Введение. Предмет Христианского Нравоучения. Цель Нравственного Богословия. Что Такое Христианская Нравственность? Значение Науки Нравственн

Предмет Христианского Нравоучения.
Последнее составляет предмет христианского нравоучения. Человек, ищущий спасения, просвещаясь верой, должен иметь основательное знание о том, чего требует от него христианская вера, как следует ему

Значение Науки Нравственного Богословия.
Чтобы уяснить себе Значение Науки Нравственного Богословия необходимо уяснить Ценность Нравственности. Сначала укажем ценность нравственности в жизни и де

Вера или Религия и Нравственность.
Из понятия о христианской нравственности со всей очевидностью следует, что нравственность: в основе своей имеет веру в Бога или религию и находится в самом тесном союзе с ней. Поэтому Апостол говор

Отношение Нравственного Богословия к Догматике.
Нравственное богословие находится в самом близком отношении к Богословию Догматическому. Между этими науками существует такое же соотношение, какое существует между верой и нравственностью. Поэтому

Отношение Нравственного Богословия к Философии.
Нравственность есть факт общечеловеческий, т.е. составляет принадлежность всего человечества: поэтому учение о ней имеет место не только у христиан и богословов, но и у язычников и философов. Таким

Источники Нравственного Богословия.
Главные источники Нравственного богословия — одни и те же с источниками вероучения: в основе нравоучения и главным источником является Священное Писание, затем, — согласное учение св. отцов Церкви.

Библейское воззрение на природу человека
Согласно ясному библейскому учению человек есть двухсоставное существо; он есть единство, соединение души и тела, — двуединое, духовно-телесное, личное существо. По телу человек имеет общее с други

Самосознание
Будучи существенными качествами или свойствами души человека, самосознание, свобода и нравственное чувство являются и необходимыми условиями нравственной деятельности. Где нет этих условий,

О христианском самосознании
Человек-христианин своим христианским званием обязывается иметь особое нравственное самосознание — самосознание христианское. Что оно должно быть в нем особое, видно из того, что в возрожден

Формальная свобода
Формальная свобода есть свобода выбора, т.е. способность человека добровольно направлять себя к деятельности в том или ином направлении: в направлении добра или зла, дел

О реальной и истинно-нравственной свободе
Такое состояние (формальной) свободы присуще было первым людям до грехопадения. В невинном состоянии человек был формально свободен, т.е. одинаково способен как к добру, так и ко злу. Для того, что

Воспитание нравственной свободы и нравственного характера
Конечно, только идеально-добрую свободу можно назвать истинной или нравственной свободой. Эта свобода есть задача нашей жизни. Отличительная черта этой свободы состоит в неуклонном

Понятие о нравственном чувстве
В общем определении нравственности мы видели, что ее можно понимать как прочное, устойчивое внутреннее настроение человека, возбуждающее в нем приятные чувствования и выражающееся в известных дейст

Понятие о нравственном законе
Кроме свободы и самосознания, третьим условием нравственной деятельности является нравственный закон. Что же такое нравственный закон? Когда нравственное чувство осознано и многок

Нравственный закон и закон физический. Их сходство и отличие
Законы могут быть двоякого рода — физические и нравственные. Первые определяют деятельность сил и существ физического мира, не имеющих сознания и свободы, вторые же определяют деятельность нравстве

Происхождение нравственного закона
Откуда же произошел и как образовался у человека нравственный закон? Натуралисты и вообще моралисты эмпирического направления выводят нравственный закон из опыта, из опытного познания природы. Идея

Естественный нравственный закон. Совесть
Воля Божия становится известной человеку двояким способом: во-первых, посредством его собственного внутреннего существа и, во-вторых, посредством Откровения или положительных заповедей, сообщенных

Различные состояния совести
(см. еп. Феофан. Начертание христианского нравоучения, изд. 2. М., 1896, стр. 266-275. Проф. прот. Н. Стеллецкий. Опыт нравственного православного Богословия, т. I, ч. I. Харьков, 1914, стр. 151

Недостаточность естественного нравственного закона; Восполнение его откровенным. Виды откровенного закона
Естественный нравственный закон выражается в совести. Совесть есть у всех людей: ее деятельность состоит в том, чтобы направлять человека на путь добра. Но мы выше выяснили, что совесть ил

Ветхозаветный нравственный закон
Под именем ветхозаветного или Моисеева закона разумеются данные чрез Моисея богоизбранному еврейскому народу заповеди и повеления, повторявшиеся и объяснявшиеся потом через пророков и других богоду

Новозаветный или евангельский нравственный закон
Под именем евангельского нравственного закона разумеются те истины и правила, которые возвестил людям Сам Господь Иисус Христос и проповедали всему миру Его святые апостолы. Сущнос

Евангельские заповеди блаженства
В восполнение 10-ти заповедей Ветхого Завета Спаситель предложил учение с блаженствах. В 9-ти заповедях блаженства Господь начертал образец жизни, свойственный Его последователям. Не отменяя того,

Евангельские советы
В христианском нравоучении часто различают так называемые советы в отличие от положительных евангельских заповедей и говорят, будто исполнение этих советов, не будучи обязательно для всех, составля

Главное начало христианской нравственности.
Нравственная жизнь человека сложна и разнообразна. Предвидеть заранее все случаи нравственного действования человека, заранее определить, как тот или иной человек должен будет поступить в том или и

Побуждения к исполнению нравственного закона
До сих пор у нас речь шла о требованиях христианского нравственного закона, согласно с которым христианин должен жить. Опыт показывает, что в христианской жизни недостаточно бывает одного

О исполнении заповедей. Деление обязанностей (по степени важности). Какие бывают при этом ошибки?
Нравственный закон как общее требование (правило) отнюдь не определяет способа исполнения, не определяет того, каким образом он должен быть исполнен. Каждый христианин в отдельности опреде

Коллизии обязанностей
Христианину надо приобретать навык к оценке истинной важности обязанностей и правильно располагать свои дела, чтобы, по возможности, избегать столкновения обязанностей, или так называемых коллизий

Понятие о добродетели
Если свободные наши действия согласны с нравственным законом Божиим и совершаются по истинно-нравственным побуждениям любви к Богу и ближним, то называется нравственно-добрыми, добродетельными или,

Свойства христианской добродетели и ее три вида проявления
Добродетель сама по себе одна и нераздельна. Как одна только воля Божия, один нравственный закон, дух и существо которого заключается в великой заповеди о любви и самоотвержении, так и одно

Возрасты добродетельной христианской жизни
Указанные три стороны добродетели, как видно из их свойств, находятся в непрерывной связи и взаимодействии. Неточным началом всего является ревность по христианской жизни, утверждаемая благодатью в

Грех как (грешное) дело
  а) Что такое грех? Грех есть преступление (нарушение) заповеди Божией или по выражению апостола: “грех есть беззаконие” (1 Ин. 3:4), т.е. неисполнение воли Божией. Св. Иоан

О грехе как расположении (греховной) наклонности или страсти
Исполняющий греховное дело всего себя исполняет грехом, все силы и все существо наклоняет и направляет к греху. Поэтому уже в первом совершении дела греха полагается основание привычке, ибо

О греховном настроении
Греховное настроение или греховное состояние духа легко определить по противоположности с настроением духа доброделающего, как оно изображено прежде. В духе человека, в котором преобладает

Виды порочного состояния
(см. проф. прот. Н. Стеллецкий. Опыт нравственного православного богословия, т. I, ч. I) Все отдельные единичные грехи происходят на почве владеющих человеком страстей. Владеющие че

Нравственные средства воспитания и укрепления духовной жизни.
Как начинается христианская жизнь (после крещения), в таинстве покаяния или о покаянии и обращении грешника к Богу Начало благодатной христианской жизни полагается в крещении. Но редко кто

Состояние грешника
Грешника, до его обращения и обновления в покаянии, слово Божие большей частью изображает погруженным в глубокий сон. Это общая черта греховного состояния человека. Обращающихся к

Благодать Божия и ее значение в возрождении человека
Хотя человеку для нравственной жизни дан евангельский нравственный закон, ясно указывающий ему путь ко спасению и представлен живой нравственный идеал в Лице Самого Господа Спасителя, побуждающий е

Моменты обращения грешника к Богу
Начертать подробную и точную картину обращения человека-грешника к Богу, представить отдельные моменты в процессе обращения так ясно и отчетливо, чтобы можно было вполне точно сказать, что именно в

Упражнения, образующие ум, с возгреванием к духовной жизни
Ум есть познавательная сила души. Высшая его способность познания — разум: это — способность ума, обращенная на познание Бога, мира невидимого и вещей духовных. Способность же ума, обращенная на по

Образование сердца
Уже во времена древних римлян и греков слово “сердце” означало не только сердце в прямом смысле, как физиологический орган, но также душу, настроение, взгляд, мысль, ум, убеждение. Даже в повседнев

Упражнения телесных сил. Держание тела по духу новой жизни
По Божественному творческому замыслу человек создан существом духовно-телесным. Тело находится в теснейшем (органичном) единстве с душой, составляя с ней двуединое личное человеческое существо.

Необходимость, важность и значение молитвы
Для преуспеяния в нравственном совершенствовании необходимо постоянно внимать своему нравственному состоянию, бодрствовать на страхе спасения и вместе с бодрствованием по заповеди Спасителя надо со

Учение Священного Писания и подвижников Церкви о молитве
В молитве сосредоточиваются и соединяются все подвиги христианина, посредством ее он теснейшим образом соединяется во един “дух с Господом” (1 Кор. 6:11). Поэтому в христианском подвижничестве нет

Об общественной молитве
Кроме частной или домашней молитвы, которая по учению Христа “совершается в клети с затворенною дверью” (Мф. 6:6) и может совершаться христианином также и на всяком месте, христианину необходимо уч

О необходимости и важности богословских добродетелей
В результате борьбы с грехом и деятельного упражнения телесных и душевных сил в добре, побуждаемый ревностью к богоугождению христианин приобретает навык к добру, добрые расположения души, или добр

О христианской вере
Мы не можем вступать в какие бы то ни было отношения к Богу, мы не можем надеяться на Него, любить Его, молиться Ему и т.д., если не будем прежде всего веровать в Него. Вера служит началом всего. П

О надежде и уповании на Бога
С христианской верой самым тесным образом связана христианская надежда. Если вера есть уверенность в “невидимом,” т.е. в том, что существует Творец и Промыслитель мира и что искупление человеческог

О любви к Богу
Апостол говорит: “теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше” (1 Кор. 13:13), т.е. в настоящей жизни для спасения необходимы три главные добродетели: вера, надежда и л

Любовь к ближним, ее связь с любовью к Богу и с остальными добродетелями
Любовь к Богу и ближним является главным руководственным началом христианской нравственности и надежным руководителем во всех частных случаях жизни. В заповеди о любви и самоотвержении сокращенно в

Свойства или проявления любви к ближним
Свойства или качества христианской любви как самого высшего благодатного дара христианской веры, — любви, к которой надо постепенно восходить каждому христианину, ап. Павел кратко и вместе полно из

Милосердие, благотворительность и самоотвержение в отношении к ближним
Милосердие или благость — одно из главных проявлений любви. Милосердие — это постоянное настроение души, владеющее сердцем чувство любви, выражающееся в сострадании и жалости, жалении ближних, добр

Сострадание и сорадование, долготерпение и прощение обид
Рассмотрим еще некоторые важные стороны проявления милосердия. “Любовь, — говорит апостол, — не радуется неправде, а сорадуется истине.” Такое качество христианской любви, по которому мы ч

Благожелательность
Истинная любовь к людям должна выражаться в доброжелательстве (благожелательности) в такой же мере, как и себе мы всегда желаем блага. “Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали, так поступайте и

Справедливость и уважение
Основанием правильных нравственных отношений православных христиан к ближним служит истинная справедливая любовь. — “Возлюбиши искреннего твоего, яко сам себе,” — учит Господь Иисус Христос. Справе

Средства к приобретению и сохранению любви
Мы рассмотрим признаки любви, ее качества, свойства, плеяды любви. Любовь не имеет определенных границ и ограничений в своем росте, развитии в христианине. Мы должны достигать такой же люб

Любовь — основной закон и созидатель человеческой жизни
Божественная любовь — основная причина, по которой Господь Бог создал мир и спасает мир, ибо Сам Он есть Любовь (1 Ин. 4:16). Эту пламенеющую и ревнующую любовь Христос Спаситель, принеся на землю,

Семейство. Его нравственное значение
Семейство или семью обыкновенно составляют родители и дети, иногда с другими родственниками и живущими о ними людьми. Семейство есть самое первое человеческое общество. Оно является осново

Христианский брак как основа христианской семьи
Семейство основывается на браке. Христианский брак есть добровольный и основанный на взаимной любви пожизненный союз двух лиц различных полов с целью совершенного взаимного восполнения (составления

Взаимные обязанности супругов
Назначение вступивших в брак состоит в том, чтобы свято соблюдать пред очами Божиими заключенный союз, взаимно содействовать нравственному и духовному преуспеянию и делить тягости жизни и, затем, в

Понятие о государстве. Нравственность в общественной жизни
Множество семейств, соединенных одним общим происхождением, составляет народ. А когда народ организуется и введет у себя юридический порядок, то происходит государство. Следовательно, государство е

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги