На социализацию личности - раздел Философия, Часть I. ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ В Самом Общем Виде Социально-Психологические Факторы Социализации Личности Мо...
В самом общем виде социально-психологические факторы социализации личности могут быть объединены в две большие группы: 1) социальные, отражающие социально-культурный аспект социализации и затрагивающие проблемы ее исторической, культурной и этнической специфики; 2) индивидуально-личностные, в значительной мере определяемые этапом жизненного пути личности.
В отечественной психологии прослеживается стремление многих авторов при анализе процесса социализации учитывать не только объективные показатели (изменение социального статуса индивида, освоение им новых социальных ролей), но и субъективные, в том числе идентичность. Это понятие введено в науку Э.Эриксоном, который определяет идентичность как субъективное чувство и наблюдаемое качество личной самотождественности и непрерывности (постоянства), соединенное с определенной верой в тождественность и непрерывность некоторой картины мира, разделяемой с другими людьми.
Идентичность рассматривается Э.Эриксоном в двух аспектах:
во-первых, как состоящая из двух компонентов: органического и индивидуального, т.е. как непреложная данность физического внешнего облика, задатков, тождественности, подлинности и целостности человеческого, индивидуального бытия;
во-вторых, в социальном аспекте, вследствие чего выделяется групповая и психосоциальная идентичность. Групповая идентичность - это включенность личности в различные общности (историческую, географическую, классовые, национальные и др.), подкрепленнаясубъективным ощущением внутреннего единства и неразрывности со своим социальным окружением. Психосоциальная идентичность - ощущение человеком значимости своего бытия для общества.
Каждый из аспектов идентичности имеет два полюса: положительный (то, каким человек должен быть с точки зрения социального окружения) и отрицательный (то, каким он не должен быть). Формирование идентичности всегда сопровождается противоборством этих двух сторон. В кризисные моменты борьба обостряется, и отрицательная идентичности может взять верх. Для позитивного и поступательного развития личности необходим перевес положительной идентичности над отрицательной.
Таков в общих чертах подход Э.Эриксона к проблеме идентичности, выдвинутой им в качестве основополагающего момента развития личности.
Общечеловеческий уровень идентичности понимается как осознание себя представителем биологического вида, человечества или как видение и понимание глобальных проблем человечества, ответственность перед будущими поколениями за жизнь на Земле.
Групповой уровень идентичности выступает через осознание своей принадлежности к различным группам (на основании пола, возраста, расовой и религиозной принадлежности и т.д.). Общности среднего уровня (группы) конструируются как системы оппозиций. Они, как правило, противопоставлены друг другу и вне «своего другого» не могут быть определены. Таковы, например, отцы и дети, мужчины и женщины, «правые» и «левые» и т.д.
Индивидуальный уровень идентичности есть осознание собственной неповторимости, стремление к развитию своих способностей, понимание своего жизненного пути как неповторимого.
Среди ученых нет единого мнения о том, развитие какого уровня идентичности является наиболее важным для успешной социализации личности. Можно предположить, что актуализация, доминирование определенного уровня идентичности личности и успешности ее социализации определяются временем. При этом фактор времени понимается двояко: как общественное время - специфика исторического развития данного общества; индивидуальное время - этап жизненного цикла личности.
Следует заметить, что в изучении вопроса о влиянии исторического времени на успешность социализации личности имеется целый ряд подходов, к примеру, теория этногенеза, разработанная Л.Н.Гумилевым. Согласно этой теории существует своеобразный «жизненный цикл» любого этноса, охватывающий временной отрезок в 1200-1500 лет.
В период бурного развития этноса в обществе начинают доминировать ценности, акцентирующие значение личного успеха, риска и преуспевания в различных сферах общественной жизни, что в конечном счете стимулирует прогресс этноса. При этом наиболее успешно социализированными оказываются личности с ярковыраженной индивидуальностью, самореализация которых обусловлена общественными интересами. Такие люди «напрямую» связывают себя и человечество, подчиняя этим двум доминантамустоявшиеся групповые нормы, т.е. у них наиболее отчетливосформированными оказываются именно личностный и общечеловеческий уровень идентичности.
Иначе рассматривается проблема взаимодействия индивида и макросоциальных структур в работах Б.Ф. Поршнева [14]. По его мнению, на протяжении филогенетического промежутка междувысшими обезьянами и современным человеком максимальнойразвитостью имитации (подражание) обладали троглодиты (предки человека). Для обеспечения своей безопасности они, в частности, имитировали голоса животных, вызывая у них подражательно-тормозные реакции. Позднее антропоиды все чаще использовали этот механизм для воздействия (суггестии) на себе подобным, что выходило за рамки имитационного побуждения.
Этнос, находящийся в статическом состоянии, стремится законсервировать отношения, сложившиеся между его членами, и их отношения к природе. При создании новой этнической целостности выдвигается и новый императив поведения. Если раньше общественное положение индивида жестко задавалось традицией и во многом зависело от его возраста, то теперь формулируется иное требование: «Будь тем, кем ты должен быть!», предопределяющее различные социальные роли (короля, дружинника, слуги и пр.). На первый план выдвигаются долг, обязанности индивида перед коллективом.
Последующее развитие этноса (нередко за счет подчинения соседей) приводит к востребованию индивидуальности («Будь самим собой!»), что порождает столкновение индивидов между собой, ожесточенное соперничество, поглощающее силы, ранее направлявшиеся на решение внешних задач.
С течением времени пассивное большинство этноса, настрадавшись от междуусобиц честолюбивых соплеменников, формируетновый императив: «Мы устали от великих!» Победивший пассионарий (отвлеченный идеал) задает новые нормы поведения, согласнокоторым всем следует стремиться походить на него и подражать ему.
В дальнейшем приоритет вновь получают интересы группы над личностью, этнос адаптируется к ландшафту. В заключение этнос либо умирает, либо, объединяясь с другими, порождает новый этнос. Следует заметить, что в стабильные («тихие») фазы развитияэтноса личность в значительной мере нивелируется, подчиняется разного рода групповым (родовым, профессиональным, конфессиональным) интересам и нормативам, т. е. у человека развивается гипертрофированно групповая идентичность в ущерб индивидуальному и общечеловеческому ее «слоям».
Сказанное, безусловно, не исчерпывает богатства и сложности концепции Б.Ф. Порщнева, однако в данной реконструкции истории человечества важно выделить следующие моменты. В период кризисного, переломного этапа в эволюции человечества оказались задействованными два механизма выхода из кризиса: 1) физическое расселение, когда интересы вида и индивида совпали, и был найден на какое-то время бескровный путь; 2) противопоставление «своей» и «чужой» групп, имевшее место тогда, когда мирный путь развития исчерпывал себя. При этом происходила активизация промежуточного, группового уровня идентичности, стимулирующая внутригрупповые фаворитизм [1] и агрессию, которая ведет к насилию, жестокости, войнам и т.д.
Известный историк А. Я.Гуревич, специалист по эпохе средневековья, утверждал, что «не оригинальность, не отличие от других, но, напротив, максимально деятельное включение в группу, корпорацию, в богоустановленный порядок - такова общественная доблесть, требовавшаяся от индивида» в средние века [6]. Полностью обрести и осознать себя человек той эпохи мог лишь в рамках коллектива. Аналогичные особенности социализации в средние века на Руси отмечает и Ю. М. Лотман.
Разрушение интегрированное™ в свойственные ему социальную группу, сословие началось лишь с развитием капитализма. Тогда же стал акцентироваться и индивидуально-личностный слой его идентичности. Этот процесс подробно проанализирован Э.Фроммом [16], по мнению которого разрыв средневековых связей человека с социумом, сословием, группой не принес желанной свободы. В результате человек оказался маленьким и бессильным существом перед действием могущественных экономических сил, лишенным всяких гарантий своего завтрашнего дня.
Итак, рассмотрев влияние особенностей исторической эпохи на успешность социализации личности, можно утверждать, что в стабильные периоды общественного развития более социально адаптированными оказались люди с преобладанием группового уровня идентичности. Им более присуще социотипические формы поведения, выражающие стремление системы к сохранению [3], в то время как в переломные кризисные моменты истории могут быть востребованы различные типы личности: с одновременным преобладанием общечеловеческого и индивидуально-личностного уровня идентичности; спасающийся от общественных бурь в привычных стереотипах групповых норм, присущих стабильному этапу развития социума. В условиях общественного кризиса доминирование такого типа личностей ведет к поискам «внешних» врагов, предпочтению «своей» (национальной, профессиональной, возрастной, территориальной и т. п.) группы.
Переходя к вопросу о влиянии этапа жизненного пути личности на успешность ее социализации, проиллюстрируем особенности социализации личности и формирования структуры ее идентичности в стабильные периоды развития общества. Для этого можно обратиться к анализу морального развития детей, проведенному Л.Колбергом [12]. Согласно его данным, дети до 7 лет находятся преимущественно на доконвенциональном уровне морального развития. Их поведение определяется в основном стремлением избежать наказания или получить поощрение, т.е. у них доминирует незрелый индивидуально-личностный уровень идентичности. К 13 годам и до окончания школы у большей части детей преобладает групповой уровень идентичности, когда моральность-аморальность поступка оценивается в зависимости от точки зрения референтной группы ребенка. По-видимому, этот уровень идентичности в стабильные периоды развития общества остается доминирующим, поскольку только 10% детей старше 16 лет достигают постконвенционального уровня морального развития, который характеризуется одновременной выраженностью индивидуально-личностного и общечеловеческого уровня идентичности.
Процесс социализации на разных этапах онтогенеза в условиях общественного кризиса протекает по-иному. Социальный кризис характеризуется, как правило, нарушением «идеологической ценности» общества (Э.Эриксон), расшатыванием его прежней системы ценностей, состоянием «аномии» (Э.Дюркгейм). При этом в принципиально иной ситуации оказываются три возрастные группы: дети доподросткового возраста; юноши и молодые люди; лица среднего и пожилого возраста.
Как было отмечено, дети вплоть до подросткового возраста находятся на доконвенциональном уровне морального развития, который характеризуется избеганием наказания и стремлением к получению поощрения, т. е. в своем поведении они в значительной мере руководствуются «принципом удовольствия» (З.Фрейд). В связи с этим в случае разрушения прежней системы общественных ценностей и создания новой они достаточно естественно принимают новые социальные нормы, следуя тому же принципу.
Наиболее важным периодом формирования зрелой идентичности является юность. В ходе юношеского кризиса идентичности могут быть преодолены конфликты, не решенные на предыдущих стадиях развития личности, травмы и страхи раннего детства. В то же время структура идентичности, формирующаяся в юности, оказывает влияние на все последующие стадии развития личности.
Кроме того, по мнению Э.Эриксона, при нарушении «идеологической цельности» общества возникают и дополнительные трудности. В частности, отдельные наиболее одаренные индивиды впадают в состояние психосоциального моратория, что выражается в неприятии ими системы общественных ценностей и в формировании своей собственной. Молодые люди, находящиеся в этом состоянии, могут сформировать как позитивную, так и негативную идентичность, представляющую собой как бы два полюса континуума. В центре его лежат такие типы мировоззрения, которые не принимают существующую систему ценностей и в то же время не вступают с ней в открытый конфликт.
На негативном полюсе этого континуума находятся молодые люди, имеющие свою систему норм, традиций, взглядов, в соответствии с которой они не только не принимают общепринятые социальные нормы, но и нарушают их, создавая тем самым преступную субкультуру.
Следует отметить, что в состояние психосоциального моратория может впасть не только один человек или какая-либо группа людей, но и целое поколение, юность которого пришлась на период бурных общественных перемен. Примером такого моратория поколения (или значительной его части), как нам кажется, был всплеск молодежного неформального движения в стране в середине 80-х годов XX столетия.
Таким образом, если дети и подростки легче всего адаптируются к условиям общественного кризиса, а в юношестве это сопряжено с определенными трудностями, то, видимо, сложнее всего адаптироваться к изменившимся условиям жизни людям, чья юность уже прошла. Их социализация проходит либо через переживание глубокого личностного кризиса, либо достаточно гладко, если в стабильные периоды развития общества такой человек был среди социальных аутсайдеров (или не в полной мере реализовывал свой потенциал), но именно в кризисных условиях его зрелая идентичность оказалась востребованной социумом.
Какой же тип личности наиболее успешно социализирован в кризисных социальных условиях? По нашему мнению, возможны два варианта: во-первых, актуализация группового уровня идентичности личности в крайних экстремальных его проявлениях (предпочтение своей национальной, территориальной, партийной или иной группы), что является своеобразным «уходом в прошлое» (по аналогии с психоаналитическим «уходом в болезнь») и в масштабах общества способствует развитию авторитарных, дезинтеграционных тенденций; во-вторых, одновременное доминирование двух крайних уровней идентичности - индивидуально-личностного и общечеловеческого.
ОГЛАВЛЕНИЕ... Часть I ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ Предисловие...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
На социализацию личности
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Структура социально-психологической теории и ее значение
Социальная психология состоит из двух частей - теории и практики, в связи с чем выполняет соответствующие функции - теоретическую и практическую. Учебные курсы и учебники по социальной психологии о
Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности
В настоящее время сложился целый ряд подходов к пониманию личности: 1) биологический; 2) социологический; 3) индивидуально-психологический; 4) социально-психологический и др. В соответствии с первы
Характеристика социально-психологических теорий личности
Существуют различные социально-психологические теории личности: американские, европейские, восточные, отечественные. Из их числа можно выделить психодинамические, бихевиористские, когнитивные, гума
Бихевиористский подход к пониманию личности
Слово «бихевиоризм» происходит от английского behaviour - поведение. Бихевиоризм использует для объяснения поведения два основных понятия: стимул (5) и реакция (R), сознание и прочие субъективные п
Понимание личности с позиций гуманистической психологии
Позитивные силы, направленные на здоровье и рост, естественным образом присущи организму. Основатель гуманистической психологии К.Роджерс полагал, что в каждом из нас естьстремление стать компетент
Понимание личности с точки зрения трансакционного анализа
Немецкий психолог Эрик Берн постулирует три возможных состояния «Я» человека: Родитель, Взрослый и Ребенок. Человек в процессе взаимодействия (трансакции) с другим в каждый момент времени обнаружив
Понимание личности в рамках экзистенциальной психологии
Экзистенциализм - одно из интереснейших и глубоких направлений западной философии. Впервые термин «экзистенция» («существование», «сущность») был употреблен С.Кьеркегором, труды которого легли в ос
Восточно-психологические теории личности
Медитация (от лат. meditatio - размышления) - метод работы со своей психикой, пришедший к нам из восточных систем совершенствования человека: йоги и буддизма. Как таковая отдельно медитативная псих
Мазохизм - стремление к подчинению, моральное унижение.
Социализация в виде садизма осуществляется путем постановки других людей в зависимое от себя положение и приобретения над ними неограниченной власти, эксплуатации, запугивания других.
Дест
Асоциализация, десоциализация и ресоциализация личности
Понятие «социализация» означает сопричастность, соединение с обществом, в то время как приставка «а» в понятии «асоциализация» означает антиобщественный характер такой связи, как бы социализацию ли
Понятие и виды социальных отношений, их взаимосвязь с общением
Для обозначения системы отношений используют различные понятия: «социальные отношения», «общественные отношения», «человеческие отношения» и т.д. В одном случае они употребляются как синонимы, в др
Понятие и виды общения
Говоря об общении, обычно имеют в виду процесс передачи и приема сообщений с помощью вербальных и невербальных средств, включающий обратную связь, в результате чего осуществляются обмен информацией
Функции и трудности общения
Общение - многоплановый процесс, необходимый для организации контактов между людьми в ходе совместной деятельности. И в этом смысле относится к явлениям материальным. Но в ходе общения его участник
Характеристика профессионального общения
Специфика профессиональной деятельности специалистов в различных областях связана с умением психологически грамотно общаться.
В социально-психологической литературе обычно используется пон
Сущность и виды деформации социальных отношений
К числу главных критериев, характеризующих нормальное состояние социальных отношений, можно отнести прежде всего их соответствие мировым стандартам в области международного права. Они должны основы
Деформации общения: криминогенный аспект
Криминогенное общение имеет место не только в местах лишения свободы, однако именно здесь оно проявляется наиболее рельефно.Деформация общения осужденных - это количественно-качественная трансформа
Социально-психологический анализ общества
Общность является одним из основных социально-психологических понятий. Вместе с тем в социальной психологии достаточно широко используются и такие термины, как «община» и«общество».
Между
Понятие и виды малых неформальных групп
В обширном перечне разделов современной социально-психологической науки малые группы занимают особое место. Это не только старейшая, но и наиболее интенсивно разрабатываемаяобласть социальной психо
Возникновение и развитие малой неформальной группы
Возникновение малой группы обусловлено запросами общественно-экономического характера. Можно утверждать, что возникновение группы не зависит от входящих в это сообщество людей (в первую очередь реч
Социально-психологические проблемы семьи
Важнейшими характеристиками семьи на этапе добрачного ухаживания являются факторы, влияющие на стабильность будущего брака (так называемые «факторы риска»). Результаты отечественных и зарубежных ис
Понятие и составляющие организационной культуры
Основой любой организации является культура, которая не только отличает одну орган зацию от другой, но и существенно предопределяет успех ее функционирования и выживания. В лите-ратуре последних ле
Психология менеджмента
Менеджмент, или управление социальной организацией, может быть представлен как особый вид деятельности по координации действий участников процесса совместной работы для достижения целей.
М
Социально-психологическое понимание организованной преступности
С точки зрения социальной психологии преступность – это прежде всего социальное явление, возникающее в результате деформации социальных отношений, дисфункции социальных институтов и личности. Каждо
Признаки больших социальных групп и движений
Под социальной группой понимается любая совокупность индивидов, находящихся во взаимодействии, объединенных общими интересами и оказывающих друг другу помощь. Внешние отличительные признаки социаль
Характеристика массовых социально-психологических явлений
Психология больших социальных групп формируется и проявляется в ходе социальных отношений и массового общения. Именно в процессе взаимодействия возникают и реализуются интересы, общественное мнение
Социально-психологическая сущность толпы
Толпа - это контактная, неорганизованная общность, характеризующаяся высокой степенью конформизма составляющих ее индивидов, действующая эмоционально и относительно единодушно. Она оказывает сильно
Социально-психологическое измерение безопасности
Безопасность - одна из характеристик и критериев функционирования и развития социальных, экономических, технических, экоиогических и биологических систем. Поэтому анализ системы безопасности невозм
Общественная безопасность
Как сказано выше, общественная безопасность напрямую зависит от состояния гражданского общества. Нормальное общество может обеспечить безопасность, деформированное - нет.
Общество в целом
Формы проявления социальной напряженности
Форма проявления социальной напряженности неразрывно связана с ее последствиями. С этой точки зрения можно выделить внутренние (скрытые) и внешние (открытые) последствия, а также! масштаб их распро
Конфликты в различных общностях
Ориентированная на практическое использование классификация конфликтов в зависимости от сфер их возникновения и проявления выглядит следующим образом:
- социально-политические, в том числе
Техника снятия социальной напряженности
Социальную напряженность можно снять только с помощью комплекса мер. При этом данная деятельность должна проводиться на разных уровнях: макро-, среднем, микро- и личностном.
Урегулирование конфликтов
Урегулированиеи разрешение конфликтов - это система мер, направленная на их предотвращение, а также поиск путей выхода из конфликта. Данной проблеме не уделялось должного внимания ни теорией социал
Сущность социально-психологического воздействия
Психология воздействия - одно из самых традиционных направлений социально-психологического знания. Однако, несмотря на >то, проблематика психологического воздействия и сегодня продолжает остават
Воздействия
Многие научные разработки ориентированы на системный, «синтетический» охват психических явлений и психологического воздействия. Достаточно упомянуть работы в области экологической психологии, психо
Понятие и функции моды
Мода, являющаяся атрибутом повседневной жизни, как социально-психологический феномен представляет собой достаточно сложное образование, с трудом поддающееся какому-либо однозначному определению. Ви
Психология пропаганды
Под пропагандой в широком смысле понимается деятельность по распространению каких-либо знаний, оценочных суждений, убеждений с целью их внедрения в сознание людей. В этом плане можно говорить о про
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В первой части подведен итог состоянию социально-психологической теории, проведен анализ понятий, очерчен круг реальных проблем, относящихся к предмету социально-психологической теории. Однако буде
Структура и предмет прикладной социальной психологии
Прикладная социальная психология - составная часть социальной психологии. В свою очередь, она выступает в двух аспектах как социальная практика и как теория. Наконец, она представлен виде учебных п
Функции и задачи прикладной социальной психологии
Прикладная социальная психология выполняет разнообразные функции. Классификацию этих функций можно построить с учетом сферы приложения прикладной социальной психологии, а именно:
- в рамка
Программное обеспечение социально- психологической диагностики
Социально-психологическая диагностика, по сути, служит фундаментом прикладной социальной психологии. Без нее невозможно осуществить как эффективное консультирование заказчика (клиента), так и эффек
Использование опросов в социально-психологической диагностике
Методы опроса являются наиболее распространенными в работе практических социальных психологов.
Под опросом в целом понимается метод целенаправленного получения вербальной (устной или письм
Контент-анализ как метод социально-психологической диагностики
Контент-анализ - специальный метод анализа документальной информации (от англ. «content analysis» - анализ содержания).
С формализованным наблюдением этот метод роднит следующее. Практичес
Тестирование социально-психологических явлений
Под тестированием принято понимать кратковременное испытание, с помощью которого измеряется уровень развития или степень выраженности некоторых психических свойств личности, групп или общностей. Од
Нетрадиционные методы социально-психологической диагностики
Социально-психологическая диагностика считалась - и не без оснований - относительно благополучной отраслью отечественной прикладной социальной психологии в отличие от консультирования и социально-п
Социальных отношений и общения
Социально-психологическая диагностика социальных отношений Социальные отношения складываются из различных видов отношений, начиная от политических и кончая межличностными.
В основе пониман
Диагностика массовыхсоциально-психологических явлений
Социально-психологическая диагностика стратификации,
качества и образа жизни
Напомним, что социальная стратификация представляет собойдифференциацию общества или какой-либо совоку
Понятие, виды и организациясоциально-психологического тренинга
Деловое общение можно определить как взаимодействие, слу-жащее способом организации и оптимизации того или иного видапредметной деятельности [36]. В деловом общении предметом об-щения является дело
Социальных организаций
Социальная организация состоит из официальной и неофици-альной (неформальной) структуры.
Официальная организация - это система официальных отноше-ний, определенных предписаниями, инструкци
Формирование имиджа социальных организаций
В Большом англо-русском словаре (М., 1972) даются следующие лексические значения слова «имидж»: 1) изображение; 2) идол, кумир; 3) икона, фигура, статуя святого; 4) подобие, копия; 5) мысленный обр
Социально-психологический тренинг делового общения
Традиционно в организационном и методическом плане рассматривают 3 основных этапа проведения социально-психологического тренинга делового общения: 1) подготовительный этап, включающий в себя такие
Прикладная социальная психология и политика
Политическая психология оформилась в самостоятельную теоретико-эмпирическую дисциплину в середине XX в., на стыке таких наук, как психология и политология. Однако основы этой дисциплины закладывали
Прикладная социальная психология в сфере экономики
Прикладная социальная психология взаимодействует с экономи-кой на трех уровнях: макроэкономическом (сопровождение но-вовведений в экономической системе, изучение и формированиеобщественного мнения)
Прикладная социальная психология в образовании
Знания механизмов взаимодействия человека с обществом, за-кономерностей формирования его в различных группах являются
средством психолого-педагогического воздействия на ребенка,родителя, м
Прикладная социальная психология в здравоохранении
Роль социально-психологических аспектов в работе врачаосознавалась еще на заре развития медицины. Со времен расцветаперсидской медицины (XI-XII вв. до н.э.) сохранилось описаниеэталонных качеств ли
Экстремальная прикладная социальная психология
Многие сферы жизнедеятельности в силу внутренних и внеш-них опасностей и угроз иногда становятся экстремальными. В на-стоящее время в России практически все сферы находятся в экс-тремальном состоян
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов