рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Развитие письменности

Развитие письменности - раздел Науковедение, Традиционная наука Китая Изобретение Письменности Китайская Традиция Приписывает Цан Цзе, Министру Лег...

Изобретение письменности китайская традиция приписывает Цан Цзе, министру легендарного Хуан-ди, а в других версиях - также легендарных Фу-си или Шэнь-Нуна. В преданиях Цан Цзе часто предстает в образе четырехглазого мифического существа, что символизировало его исключительную прозорливость, позволившую на основе изучения следов птиц и зверей разработать иероглифическое письмо.

Самые ранние протописьменные знаки на территории Китая были обнаружены археологами на неолитической крашенной керамике, которая датируется радиоуглеродным методом 5-4 тысячелетиями до н.э. Таким образом, реальная история развития письменности в Китае оказалась приблизительно на 2 тысячелетия древнее традиционной версии. По своему типу эти знаки, еще достаточно примитивные, имеют некоторое сходство с более развитой письменностью эпохи Шан-Инь, обнаруженной на гадательных панцирях черепах и лопаточных костях крупного рогатого скота.

Иньская письменность (“древние письмена” - гу вэнь) была выработана для обслуживания сакральных обрядов и состояла из особых знаков - иероглифов-пиктограмм, представляющих собой схематизированные изображения предметов. Эти знаки можно подразделить на три группы: элементарные пиктограммы - простые знаки, изображающие реальные предметы; комплексные пиктограммы - знаки, состоящие их нескольких простых знаков; идеограммы - составные знаки, обозначающие абстрактные понятия или выдуманные предметы (например, мифическое животное).

Мантическая кость эпохи Шан-Инь.

В раннечжоуское время появляется новый вид письма (“чжоуские письмена” - чжоу вэнь), зафиксированный главным образом в эпиграфике на бронзовых сосудах и камне. Использование нового материала для письма повлекло за собой трансформацию начертания иероглифов - произошел переход от округлых форм к прямоугольным. Названия данного типа письма - цзиньшивэнь (“письмена на металле и камне”) и чжундинвэнь (“письмена на жертвенных треножниках”).

Таблица пиктограмм и иероглифов.

В 8 в. до н.э. при императоре Сюань-ване была проведена первая реформа письменности, при которой придворным историографом Ши Чжоу были разработаны стандартные иероглифы и исключены разнописания. Новая графика письменных знаков относится к стилю дачжуань (“большие знаки”). Древнейшими образцами такого письма являются надписи на каменных барабанах и каменных плитах, относящихся к эпохе Чжоу.

В эпоху Цинь было проведено две реформы. В начале своего правления император Цинь Ши Хуан-ди учредил графику дачжуань (“большие знаки”), а в 221 г. до н.э. - сяочжуань (“малые знаки”). Для распространения последнего стиля был обнародован официальный список 3300 иероглифов. Тем самым была введена в употребление унифицированная государственная система письма, в которой каждый знак имел неизменную форму начертания.

Наряду с официальным письмом чжуань в это время в частной переписке начинает употребляться письмо лишу (“деловое письмо”). Как говорит предание, создателем этого письма был уездный чиновник Чэн Мао, разработавший его во время многолетнего заточения в тюрьме. В лишу, в отличие от чжуань, появляются типовые упрощения тех отдельных частей иероглифов, которые можно выделить как повторяющиеся компоненты различных иероглифов. Тем самым была выяснена структурно-смысловая членимость иероглифов.

Во время династии Хань произошло окончательное оформление китайской иероглифической письменности. Завершение становления структуры китайской письменности произошло в 1-2 вв. н.э. К этому времени были выработаны три основные стиля письма: “уставное письмо” (кайшу или чжэншу), в котором не допускались какие-либо отклонения от нормативов; “полууставное письмо” (синшу), в котором допускались отдельные вариации и сокращения написаний иероглифов; “скоропись” (цаошу, букв. “травяное письмо”), в которой было крайне мало ограничений в правилах написания иероглифов.

В древние времена иероглифы гравировали стилом, который делался из бамбука или металла и которым было можно рисовать линии всех форм и одинаковой толщины. Как утверждает традиция, при династии Цинь полководцем Мэн Тянем (?-210) была изобретена кисть для письма. Это привело к тому, что к началу 1 в. н.э. китайцы преимущественно стали писать кисточками, окуная их в тушь, и иероглифы приняли их современный вид. Они стали иметь в своем очертании плавные линии переменной толщины, прямые или изящно изогнутые.

Образец китайских иероглифов. 10 в.

В китайских словарях число иероглифов доходит порою до 70 тысяч. Однако большая часть включенных в них иероглифов не имеет в настоящее время хождение или представляет собой различные разночтения. В эти словари входят также иероглифы, придуманные каким-либо знаменитым начетчиком древности, но не получившие распространения. Подсчитано, что словарный состав классических сочинений периода “Воюющих государств” не превышает 2500 иероглифов, а для чтения современной китайской периодики достаточно знания 3 тыс. иероглифов. Количественная ограниченность иероглифики с лихвой искупается ее выразительностью, позволяющей в зависимости от контекста осмыслять каждый иероглиф многим способами, заданными его достаточно широким семантическим полем.

Металлические часы-курительницы, в которых ленты легковоспламеняющегося порошка выложены в виде стилизованных иероглифов.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Традиционная наука Китая

Http wushu tlt ru CS htm система... Оглавление htm... cience rsuh ru eremeev tri cdi htm science rsuh ru eremeev china htm...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Развитие письменности

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Основные положения
Благодаря синологическим исследованиям последних десятилетий стало очевидно, что традиционная китайская наука в том виде, как она сложилась уже к концу чжоуского периода, обладала оригинальным обще

Циклические знаки
К шанской эпохе восходят археологические свидетельства использования двух числовых комплексов - из 10 и 12 так называемых в китаеведении “циклических знаков”. С эпохи ранней Хань эти знаки стали на

Символы гуа и ритуальные коммуникации
Легко заметить, что символы “Книги перемен” отражают некоторые закономерности двоичного счисления, т.е. способа выражения чисел с помощью цифр “0” и “1”, открытого Г. Лейбницем в конце 17 в. Действ

Стихии и триграммы
Наряду с символическим аппаратом “Книги перемен” достаточно важное место в традиционной китайской арифмосемитике занимало учение о пяти стихиях - “вода” (шуй), “огонь” (хо), “дерево”

Построение порядков триграмм и стихий
Если отмеченные четыре порядка стихий рассматривать в их корреляциях с триграммами, то становится очевидным, что правила их построения определяются взаимоотношениями между триграммами. Как указывал

Иероглифология
Изучение языка началось в Китае более 2000 лет назад. Оно развивалось совершенно самостоятельно, если не считать некоторого влияния древнеиндийского языкознания, транслированного в Китай вместе с б

Фонетика
Важным направлением языкознания в Китае являлась фонетика. Китайский язык является слоговым. Поэтому содержанием китайской фонетики является не описание звуков, а классификация слогов. Китайцы дели

Грамматика
Еще одним направлением китайского языкознания была грамматика. Первые грамматические исследования проводились в эпоху Хань. Их необходимость возникла в связи с задачей восстановления уничтоженных п

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги