рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Концепции происхождения семейно-брачных отношений

Работа сделанна в 2003 году

Концепции происхождения семейно-брачных отношений - Дипломная Работа, раздел Культура, - 2003 год - Разрушение института семьи - разрушение национальной культуры Концепции Происхождения Семейно-Брачных Отношений. Вступление В Брак И Создан...

Концепции происхождения семейно-брачных отношений. Вступление в брак и создание семьи ныне настолько привычное явление, что кажется, так было всегда.

Европейский тип брачности возник более 300 лет назад, но история возникновения моногамной семьи современный тип брака насчитывает многие и многие тысячелетия. В данном параграфе мы рассмотриваются концепции появления семьи и развития форм брака в историческом контексте. Льюис Морган 1818-1881 , американский юрист и этнолог прославился изучением изнутри быта индейского союза племен ирокезов.

В своих основных трудах Древнее общество и Дома и домашняя жизнь американских туземцев, широко привлекая полевые материалы, он разработал идею прогрессивного развития человечества и его исторического пути. Утвердившись в мысли, что первобытное общество в своей основе было родовым, Морган резко противопоставил его обществу политическому или, говоря современным языком классовому. Родовые объединения, где бы географически они не были расположены, оказываются идентичными по структуре и принципам действия, вместе с тем они трансформируются от низших к высшим формам в соответствии с последовательным развитием людей.

Л. Морган определяет род как совокупность родственников, происходящих от одного общего предка, отличающихся особым тотемом и связанных узами крови. Его характеризуют коллективная собственность на землю и другие средства производства, первобытно-коммунистическая организация хозяйства, отсутствие эксплуатации и равенство всех членов племени.

Родственные узы определялись материнским происхождением, рассматриваемое сообщество включало, проще говоря, праматерь, с ее детьми, детей ее дочерей и детей ее женских потомков по женской линии до бесконечности. В то время как дети ее сыновей и дети ее мужских потомков по мужской линии принадлежат к родам своих матерей. В пределах собственного рода брак был запрещен. С развитием идеи рода отмечает американский ученый он естественно должен был принять форму пар родов, потому что дети мужчин исключались из рода, и потому что надо было в одинаковой мере необходимо организовать оба класса потомков . 23 8 Как утверждает С. И. Голод в своей работе Семья и брак, созданное Морганом учение о первобытной истории в принципе опровергало господствовавшую в этнографической науке патриархальную теорию, согласно которой основной клеточкой общества на протяжении всего его существования была моногамная, или в лучшем случае, патриархальная семья.

Этнолог различал пять последовательных форм семьи, каждой из которых соответствовал свой порядок брака.

Вот эти формы 1. Кровнородственная семья основывалась на групповом браке между братьями сестрами, родными и коллатеральными. 2. Пуналуальная семья. Она опиралась на групповой брак нескольких сестер, родных и коллатеральных, с мужьями каждой из них, причем общие мужья необязательно были в родстве друг с другом, и наоборот. Именно эта форма группового брака, по мнению ученого, и стала фундаментом рода. С. И. Голод замечает, что в то же время реальность существования такой семьи мало кем была признана. 3. Синдиасмическая, или парная, семья базируется на браке отдельных пар, но без исключительного сожительства.

Продолжительность союза зависела от доброй воли сторон. 4. Патриархальная семья зиждется на браке одного мужчины с несколькими женщинами, сопровождающемся, как правило, затворничеством жен. Характеристика патриархальной семьи - организация под властью отца известного числа свободных и несвободных людей для обработки земли и охраны стад домашних животных. 5. Моногамная семья.

Здесь в брак вступает отдельная пара раз и на всю жизнь. История моногамии на протяжении примерно трех тысячелетий обнаруживает постепенное, но неуклонное ее усовершенствование. Семье этого типа, настаивает социальный антрополог, суждено прогрессивно эволюционировать и дальше, пока не будут признаны равенство полов и равноправие брачных отношений. Представленный ряд брачных форм, по мнению Моргана, не отделен друг от друга резко очерченными границами.

Напротив, первая форма переходит во вторую, вторая - в третью, третья - в четвертую, а четвертая - в пятую, в общем-то, не заметно. Вторая концепция принадлежит Фридриху Энгельсу 1820-1895 , которая была изложена в его работе Происхождение семьи, частной собственности и государства. Она была создана как продолжение труда Моргана, который, по мнению Энгельса, подтверждали Марксово материалистическое понимание истории и представление о первобытном обществе. 7 Предваряя конкретный анализ семейных форм, Энгельс проясняет суть материалистического понимания истории Определяющим моментом в истории является, в конечном счете, производство и воспроизводство непосредственно жизни . 46 5 Это положение им далее конкретизируется следующим образом производство средств к жизни питание, одежда, жилище и необходимые для этого орудия - с одной стороны с другой - производство и воспроизводство самого человека.

Общественные порядки, при которых живут люди определенной исторической эпохи и страны, обусловливаются обоими видами производства - степенью развития труда и семьи.

Этнографические свидетельства, собранные американским антропологом, как раз и подтверждали, по убеждению автора, соответствие трех основных типов брака трем главным стадиям развития человечества. Дикости характерен групповой брак, варварству - парный, цивилизации - моногамия. Проследим за Энгельсом исторический путь семьи. Трансформация семьи в первобытную эпоху видится теоретику исторического материализма в непрерывном сужении круга лиц обоего пола, имевших право на сексуальные связи.

Первоначально существовал групповой брак, так называемый промискуитет, соответствовавший низшей ступени развития общества. Он характеризовался беспорядочными половыми связями членов племени, когда все женщины принадлежали всем мужчинам, то есть носил фактический характер. Но уже в рамках группового брака имело место создание постоянных пар на более или менее продолжительный срок. За развитием рода и увеличением групп сестер и братьев, последовало запрещение браков между кровными родственниками.

Благодаря последовательному исключению сначала прямых, затем более отдаленных родственников, а в последствии даже свойственников, всякий вид группового брака становится невозможным. Таким путем постепенно и на протяжение веков формируется парный брак. Последнему присущи похищение и покупка женщин, легкая расторжимость союза как по требованию мужчины, так и женщины, при этом за обеими сторонами сохраняется возможность вступления в повторный брак. Дети, что знаменательно, в обоих случаях остаются у матери. Инициативу перехода к парному браку автор приписывает исключительно одному полу. Он связывает это с развитием экономических условий жизни, сопровождаемым разложением древнего коммунизма и увеличением плотности населения.

Под влиянием этих условий прежние отношения между полами утрачивали свой наивный характер и казались женщинам унизительными и тягостными, что в свою очередь подталкивало их добиваться как избавления права на целомудрие, на временный или постоянный брак исключительно с одним мужчиной.

В дальнейшем, под влиянием тех же обстоятельств, уже мужчины прибегали к строгой моногамии - разумеется, только для женщин. 46 55 Для превращения парного брака в моногамию, с точки зрения аналитика, нужны были новые предпосылки. Энгельс полагает что, одомашнивание животных и разведение стад создали неслыханные до того источники богатств и породили в корне иные общественные отношения.

Кому же принадлежали стада задается он вопросом. И отвечает по меньшей мере, на пороге достоверной истории - главам семей, впрочем, так же, как и произведения искусства варварской эпохи, металлическая утварь, предметы роскоши и, конечно, людской скот - рабы. 46 57 Быстро растущее богатство, перешедшее в частное владение отдельных семей, нанесло сильный удар по обществу, основанному на парном браке и материнском роде. Но надо не забывать, что уже парный брак поставил рядом с матерью достоверного родного отца, что было новым элементом.

Согласно существующему в тот период разделению труда в семье, на долю мужа выпадало добывание пищи и необходимых для этого орудий труда, а значит, и право собственности на последние, следовательно, в случае расторжения брака он забирал их с собой. В то время как за женщиной оставалась ее домашняя утварь. К тому же мужчина был владельцем главного источника пищи - скота, но дети не могли наследовать отцу, так как наследование велось по материнской линии.

Отсюда, настаивает теоретик исторического материализма, последнее должно было быть отменено, что реально и произошло. Для этого достаточно было простого решения впредь потомство членов рода мужчин остается внутри него, тогда как потомство женщин исключается из него и переходит в род своего отца. Тем самым отменялось определение происхождения по женской и право наследования по материнской линии и, напротив, вводилось определение происхождения по мужской и право наследования по отцовской линии.

Первый результат установившегося порядка обнаруживается в формирующемся промежуточном типе семьи - патриархальном. В чем же главное отличие нового типа семьи? Моногамия отличается от парной семьи значительно большей прочностью брачных уз, они уже не могут быть расторгнутыми по желанию любой из сторон. Теперь исключительно муж может отвергнуть свою жену - развестись. Моногамия, по мысли Ф. Энгельса, первый тип семьи, в основе которого лежали не естественные, а экономические предпосылки - именно победа частной собственности над первоначальной, стихийно сложившейся общей собственностью.

Господство мужа в семье и рождение достоверно известных детей, наследующих его богатство такова была конечная цель пожизненного единобрачия. Словом моногамия зарождается отнюдь не в качестве основанного на согласии союза между мужчиной и женщиной и еще меньше - в качестве высшей формы этого союза. Больше того. Она появилась как порабощение одного пола другим, как провозглашение неведомого до тех пор во все предшествовавшие времена противоречия между полами.

Пожизненное единобрачие, как отмечает последователь К. Маркса, несет собой как прогресс, так и относительный регресс. Рядом с пожизненным единобрачием шли в ногу и проституция и адюльтер, запрещенный, строго наказуемый, однако неискоренимый. Каковы же перспективы семьи, по Энгельсу? Понимая пределы возможных предсказаний, он следует девизу К. Маркса Сомневайся во всем. Но одно ему представляется безоговорочным мы идем навстречу общественному перевороту, когда существовавшие до сих пор экономические основы моногамии столь же неминуемо исчезнут, как и основы ее дополнения - проституции . 46 81 По убеждению Энгельса, превращение вследствие социального переворота большей части частной собственности, в общественную, сведет к минимуму заботы о передачи богатства наследнику.

С изменением экономических условий пропадет необходимость для известного числа женщин отдаваться мужчинам за деньги.

Проституция исчезнет, а моногамия станет, наконец, действительной и для мужчин. И заключает автор оптимистически как только отпадут экономические соображения, вследствие которых женщины мирились с неверностью мужчин забота о своем существовании и еще более детей - так их равноправие будет в большей степени способствовать действительной моногамии мужчин, чем полиандрии женщин. Проанализированные выше работы объединяет представление о существовании группового брака на ранних этапах развития человечества.

В противовес им советский ученый Л. А. Файнберг, опираясь на многочисленные исследования, выдвигает гипотезу о наличии регулирования брачных отношений у древнейших людей задолго до появления человека разумного, тем самым, отвергая теорию о беспорядочных половых связях промискуитете, якобы практиковавшемся человеком на заре своей истории. По мнению исследователя, биологические предпосылки облегчили развитие, конечно, под воздействием социальных факторов, прежде всего трудовой и охотничьей деятельности, таких институтов и норм поведения древнейших людей как коллективизм производства и потребления, регулирование половых связей в форме локально-групповой но еще не родовой экзогамии, то есть запрещения браков внутри определенной общественной группы, ведущая роль женщины как стабильного ядра дородовой общины.

Суммируя, выделим основные положения эволюционистского подхода 1 счет родства по матери предшествует счету родства по отцовской линии 2 на первичной ступени половых отношений, наряду с временными моногамическими сношениями, господствует широкая свобода брачных сношений 3 эволюция брака состояла в постепенном ограничении этой свободы половой жизни 4 эволюция брака заключалась в переходе от группового брака к индивидуальному.

Теории Льюиса Моргана и Фридриха Энгельса являются классическими, и большинство ученых сегодня придерживаются предложенных ими точек зрения. 2. 3

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Разрушение института семьи - разрушение национальной культуры

С начала прошлого века начались крупные социальные изменения, затронувшие все сферы жизнедеятельности человека, в том числе и культуру. Современная культурная ситуация вызывает немалую тревогу у культурологов. Произошла резкая переориентация российского культурного сознания на Запад, что вызвано прежде всего экономическими…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Концепции происхождения семейно-брачных отношений

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Семья и брак в процессе исторического развития - эволюция семейно-брачных отношений
Семья и брак в процессе исторического развития - эволюция семейно-брачных отношений. В ходе культурно-исторического развития изменялась не только форма семейно-брачных отношений, но и само с

ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНО-БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНО-БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ. Парные отношения мужчины и женщины в современном мире. Современная семья, по оценкам исследователей, принимает новую форму, где на первый

Социокультурные проблемы современной семьи
Социокультурные проблемы современной семьи. Во все времена человек мыслил семью как свое маленькое земное счастье. Во все века, независимо от социально-экономических условий и государственных режим

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги