рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНО-БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Работа сделанна в 2003 году

ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНО-БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ - Дипломная Работа, раздел Культура, - 2003 год - Разрушение института семьи - разрушение национальной культуры Проблемы Семейно-Брачных Отношений В Современных Условиях. Парные Отношения М...

ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНО-БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ. Парные отношения мужчины и женщины в современном мире. Современная семья, по оценкам исследователей, принимает новую форму, где на первый план выходят межличностные отношения супругов, отсюда и название, данное этому типу семьи - супружеская. Семейный союз - прежде всего союз мужчины и женщины, именно от этих двух начал рождается новая семья, и именно в их руках содержится счастье друг друга и их детей, поэтому роль взаимоотношений мужчины и женщины неоднократно возросла.

Меняется общество, меняются и представления традиционно связанные с ролью и значением того и другого пола. Современный мужчина требуя от женщины самостоятельности, независимости, инициативности, силы, одновременно ожидает от нее покорности, слабости, и признания его мужчины главой. То есть традиционные патриархальные модели вступают в конфликт с современными условиями, в которых женщины и мужчина становятся на один уровень.

Для примера можно привести достаточно типичное брачное объявление, опубликованное в иркутской газете Светловолосый мужчина спортивного телосложения 35-180-80, в о, предприниматель для создания семьи познакомится с доброй, хозяйственной девушкой 23-30 лет, желательно яркой, эффектной брюнеткой В этом объявлении видно смешение идеалов современной женщины яркая и эффектная и патриархального представления о ее роли в семье добрая, хозяйственная. Равноправие мужчин и женщин приводит к тому, что теряются исходные смыслы существования двух противоположных начал.

Отношения между мужчиной и женщиной представляют, очевидно, весьма сложную проблему, иначе у многих людей не было бы трудностей при ее разрешении - пишет американский психолог-гуманист XX века Эрих Фромм. 38 113 В чем же эти трудности? Возможно, они обусловлены половыми различиями. В современной науке все большее место занимают гендерные исследования.

В определенном смысле внимание к проблемам пола порождено распространяющимся во всем мире феминистскими идеями. Однажды добившись признания своих прав, женщины перевернули все общество. В рамках этих исследований ставятся вопросы о том кто должен нянчить детей. а кто строить карьеру? Сколько должна зарабатывать женщина? Как следует разделить домашние обязанности? и т. п. Решением этих вопросов и многих других занимаются социологи, социальные психологи. Они же и разделяют понятия пол и гендер. Пол - это биологическая характеристика, определяющая физиологическое различие между мужчиной и женщиной.

Гендер - формы поведения, действий считающиеся общепринятыми для мужчин и женщин в контексте данного общества или культуры. Эти формы могут быть как связаны, так и не связаны с биологическим полом и половыми ролями, хотя, как правило, такая связь существует. 21 188 Социолог Синицына Л. Н. определяет гендер как своеобразное измерение социальных отношений, укорененное в данной культуре.

Субъект не только усваивает и воспроизводит гендерные правила и отношения, но и создает их. Это система межличностного взаимодействия, в процессе которого утверждаются и воспроизводятся представлении о мужском и женском как базовых категориях социума . 34 65 Исходя из этого понятия, мы можем говорить о существовании гендерных стереотипов, которые есть поведенческие характеристики, приписываемые мужчинам и женщинам. Быть мужчиной и женщиной и проявлять это в практике социального общения, успешно реализовывать стереотипы мужского и женского в данной культуре - это является гарантом сохранения социального порядка, считает Л. Н. Синицына.

В каждой культуре существуют свои гендерные стереотипы. В то же время Шон Берн в работе Гендерная психология приводит результаты исследования западных ученых Уильямса и Бест, в ходе которого был проведен опрос представителей 30-ти стран. Ученые выяснили, что существует достаточно высокая общность во взглядах на мужские и женские характеристики.

В большинстве культур мужчине приписывается агрессивность, активность, решительность, властность, рационалистичность и т.д. Женщину же охарактеризовали как болтливую, восприимчивую, добрую, изменчивую, мягкую, покорную, слабую, чуткую, эмоциональную. Интересно, что в разных культурах одна и та же черта может носить как положительный, так и отрицательный характер. Например, в Австралии, Бразилии, Перу и Италии мужские стереотипы были довольно отрицательны, в то время как в Японии, Нигерии они скорее имели положительный оттенок.

По отношению к женщине более благосклонны в Италии, Перу, Шотландии, а в Южной Африке, Японии, Нигерии, Малайзии наоборот. Такие различия в оценке стереотипов, по результатам анализа Вильямса и Бест, объясняются разными религиями, исповедуемыми в этих странах. Женщины оценивались положительно в тех странах, чьи традиции включают поклонения божествам женского пола и где женщинам позволено участвовать в религиозных церемониях.

Например, в католических странах, где существует культ Девы Марии и монашество для женщин. В Пакистане, женские стереотипы более негативны, чем в Индии. В исламской теологии Пакистана все значимые религиозные фигуры - мужчины и религиозные обряды совершаются только мужчинами. Напротив, индийцы - последователи индуизма, следуют религиозной традиции, которая включает поклонение божествам женского пола. И женщины и мужчины служат в индуистских храмах и несут ответственность за выполнение религиозных обрядов. Насколько мужчина и женщина противоположны настолько они и равноценны.

Ведь в определенных ситуациях необходимо и определенное поведение. Как пишет Шон Берн Большинство социальных ролей исполняется главным образом либо одним, либо другим полом. Женские роли, как правило, требуют иных моделей поведения и навыков, нежели мужские роли. В результате создается впечатление, что оба гендера очень сильно различаются между собой . 1 295 Как уже говорилось, супружеская семья это союз двух равноправных личностей.

Но гендерные стереотипы не дают полноценно развиваться таким отношениям в современных условиях. Веками мужчина был главой семьи, патриархом своего мини-государства. Женщина находилась в подчиненном положении и материально зависела от мужчины. В наши дни женщина вышла на новый уровень. Теперь она часто не зависит от мужчины, она сама зарабатывает себе на жизнь и на жизнь своих детей. Мужчина потерял свой авторитет кормильца семьи, а это была его основная задача на протяжении столетий.

До сих пор в некоторых традиционных обществах мы можем наблюдать этот тип иерархии в семье, например, в мусульманском мире. Следовательно, раз женщина может обходиться без мужчины в своей социальной жизни, то и семья теряет свое значение и даже может вовсе исчезнуть за ненадобностью. Но существование двух полов и их соединение в паре, в семье, содержит в себе нечто большее, нежели простое материальное обеспечение.

На основе анализа разных исследований и подходов мы рискнули сделать вывод, что парные отношения имеют следующие значения - метафизическое - психологическое - социальное - биологическое. Именно на этих четырех уровнях взаимоотношения между мужчиной и женщиной обретают смысл, который необходимо осознать современному человечеству. Как известно, современность вновь стала обращаться к учениям и знаниям древности. И именно древние четко знали, зачем и почему мужчина и женщина живут на земле.

Что и было отражено в различных мифологических и религиозных представлениях древних людей. Автор книги Метафизика пола Юлиус Эвола основным признаком традиционного мира называет осознание изначальной противоположности полов. Половое деление прежде своего физического существования было и есть трансцендентным принципом, присутствующем в области священного, космического, духовного. Среди множества мифологических фигур богов и богинь четко прослеживается природа вечно мужского и вечно женского, порождение чего и есть деление людей на два пола 45 186 Другими словами все божественные диады и дихотомии не есть плод фантазии человека порожденной его собственным сексуальным опытом.

Наоборот, он есть метафизическая экзистенция и согласно учениям тантрических и сахаических школ деление на мужчин и женщин имеет строго онтологические начала, выраженные как Шива и Парвати или, в мифологии, как Кришна и Радха. Основной традиционный принцип всегда заключается в том что творение или проявление результат двойственности главных основ, составляющих высшее единство.

Согласно греческой философии мужское - это форма, женское - материя. Чтобы нечто появилось материя, как среда и средство любого развития, должна быть возбуждена и пробуждена к становлению. Форма же имеет в себе силу определять, осуществлять принципы движения, развития, становления. Природа у греков отождествляется с женским началом, с мужским - Логос, оплодотворяющий, движущий, изменяющий. Другие символы вечно мужского и вечно женского - Небо и Земля. В восточной традиции небо отождествляется с активным совершенством, а земля - с пассивным совершенством. Мужчина соответствует творящему, женское - воспринимающему - так говорит Великий Трактат. 45 192 В восточной традиции, отмечает автор, метафизическая диада наиболее полно выражена в форме пары инь-ян. Ян есть небесное, деятельное, позитивное, мужское, а инь - земное, пассивное, отрицательное, женское.

В динамическом аспекте инь-ян противоположны и одновременно взаимодополняющи.

В традиционном китайском мировоззрении инь и Ян - основные силы. Все во вселенной является следствием противоборства и взаимодействия этих двух видов энергии. Как говорится в Книге перемен Инь не может дать рождение вещам само по себе, так же как и ян не может расти . 20 41 Так и женщина не может зачать сама по себе кроме разве что Девы Марии, не говоря уже о мужчинах. Именно непрерывное взаимодействие инь и ян создало огромную вселенную, полную самых разнообразных вещей.

Необходимо уточнить, что чисты формы инь и ян это исключения. Все сущее состоит из объединения этих начал, качество явлений определяется преобладающей энергией. В индийской традиции мы встречаем все те же черты все того же символизма. В индуизме творение мира происходит благодаря соединению мужского начала - Шивы и женского - Шакти. Через их любовное объятие рождается мир. В данном случае Шакти - это сила, творческая энергия, которая представляет собой одно из воплощений жены Шивы Парвати.

В индуистских учениях женское начало рассматривается как активный принцип, благодаря чему супруг манифестирует свои потенциальные возможности. 22 416 В индуистском представлении Шива присутствует в неподвижном, сознательном, духовном, однородном, а Шакти - в изменчивом, бессознательно-жизненном, природном. Именно Шакти становится причиной всякого изменения Так, говорится, что Шива без Шакти не способен ни к какому движению, неактивен, и, напротив, Шакти без Шивы бессознательна, так сказать, лишена светового начала . 45 197 В буддийской традиции Махаяне распространено изображение бодхисаттвы в союзе то есть мужской аспект с женским. Что выражает единство творческой активности.

Заключенной в женском образе, и метода, заключенного в мужском образе. Рассматривая христианство, религию, которая вобрала в себя мотивы разных традиций, Эвола приписывает черты женского начала Святому Духу. Он основывается на словах Христа Мать моя, Дух Святый. И также он проводит аналогию со средиземноморскими богинями - критской Потнией, Иштар, Цирцеей, Милиттой, самой Афродитой.

В тех случаях, когда они выступают как некое веяние и свом символом имеют голубя, как и Святой Дух. Соединение этих двух божественных единиц, двух начал, первооснов находит свое земное воплощение в браке мужчины и женщины. В традиционном мире брак приобретает сакральный смысл. 45 263 Теперь мы рассмотрим биологический смысл парной связи. Биологический подход связывает существование двух полов с потребностями самого процесса размножения.

Но как считает Л. Л. Куприянчик это никак не может быть первопричиной возникновения полов. Доказательство свое она строит на примерах способов размножения примитивных организмов, которые превосходно размножаются без разделения по полу, а некоторые раздельнополые существа сохраняют способность размножаться бесполым путем . 18 175 Перечислим эти способы - деление амеба, инфузория - почкование дрожжи, гидры - спорообразование - партогенез - размножение развитием неоплодотворенных яиц женского пола некоторые виды рачков, ящериц Интересным представляется факт, приводимый исследовательницей, что женские половые клетки также способны к партогенетическому развитию.

Правда, чтобы такое развитие закончилось развитием ребенка необходимо невероятное стечение счастливых обстоятельств . 18 177 Далее она высказывает предположение, что возможно при длительном однополом размножении вследствие нарушения генетического кода должно произойти вырождений организмов, как в случае браков между близкими родственниками.

Но тут же опровергает это предположение, обращаясь к проведенному биологами опыту, когда в течение 22 лет ученые наблюдали размножение одной единственной инфузории - вырождения не произошло. Таким образом, не задачи размножения вызвали появление двух полов. Л. Л. Куприянчик выделяет две дополнительные цели природы, которым служит это разделение. Одна из этих целей - сохранение породы, удержание вида на определенном уровне, то есть, то, что обычно называю эволюцией За качество потомства отвечают самцы, только самые сильные и наиболее приспособленные к жизни могут дать полноценное потомство.

Значит основная причина двуполости невозможность иным путем обеспечить необходимое количество высококачественного потомства . 18 179 Вторая причина двуполости состоит в том, что она позволила эволюции идти более быстрыми темпами. Когда ребенок рождается от двух родителей, он наследует как качества одного, так и качества другого.

Приобретаемые таким образом разнообразные ценные качества помогают виду развиваться и расширяться. 18 183 Кроме самого процесса размножения парная связь обусловлена тем, что человеческий детеныш изначально совершенно не приспособлен к самостоятельной жизни на протяжении долгого периода времени. Даже в животном мире мы можем наблюдать то, что продолжительность существования парной связи зависит от того, через какое время детеныши начинают самостоятельно заботиться о своем пропитании и выживании.

Кроме того, в человеческом обществе этот период затягивается на более долгий период, так как к биологическим предпосылкам присоединяются и социальные окончание школы, института. Известно, что как только дети покидают семью, супруги переживают кризис в совместной жизни. По убеждению Д. Мориса, механизмом, способствующим созданию парной связи, становится любовь, которая здесь имеет важную биологическую функция, формирование устойчивой парной связи. 47 Современная семья во многом отличается от семей прошлого, в частности это возможность молодых людей свободно выбирать себе будущего супруга или супругу.

Различные социологические и психологические исследования современной молодежи показывают, что основным мотивом для вступления брак стала любовь. Мы любим друг друга и хотим быть вместе вот что можно услышать сейчас от молодоженов, если спросить их, почему они поженились. Любовь, утверждают исследователи, есть чисто человеческое явление. Движущей же силой и внутренней сущностью любви является половое влечение мужчины и женщины, инстинкт продолжения рода. Современный американский биолог Десмонд Морис проводил исследования в области человеческих взаимоотношений.

Сравнивая поведение человека с поведением животных, он отмечает, что в животном мире нет или почти нет такого процесса как ухаживание, это излишне. Инстинкт продолжения рода никак не связан у животных с какими-либо любовными чувствами, это просто предпочтение самкой более сильного и физически полноценного самца.

Хотя человек также прикладывает множество усилий, пользуется различными приемами, часто неосознанно, чтобы привлечь к себе внимание противоположного пола и вызвать ответные чувства. Но, что важно, такое поведение не всегда, преследует своею конечной целью продолжение рода и рождение здорового потомства. Это скорее становится подсознательным критерием при выборе партнера, так как большим успехом все-таки пользуются мужчины и женщины с более выраженными внешними половыми особенностями узкая талия, гладкая кожа, округлые очертания - у женщин мускулистый торс, широкие плечи, узкий таз, толстая шея, низкий голос - у мужчин. В данном случае, утверждает ученый, действуют глубинные природные инстинкты. 47кассета Но в человеческом обществе, биологические характеристики не играют главной роли, в расчет принимаются также социальные и психологические критерии положение в обществе, материальные возможности, нравственный уровень и т.п. Следовательно, создание пары мужчины и женщины имеет смысл не только биологический, но и психологический.

Доказано, что мы лучше чувствуем себя, меньше подвергаемся стрессу, внутри одной парной связи.

И сегодня 99 людей живут в парной связи и это фундаментальное состояние человеческого вида. 47 Следует добавить, что воспитываемые в паре дети в процессе социализации усваивают культурные образцы гендерного поведения. Известно, что половая идентичность формируется у детей в возрасте 5 - 7 лет, затем, начиная с 17 лет, формируется мировоззрение личности ее представления о собственном предназначении и смысле жизни.

Глядя на мать и отца, молодой человек составляет себе идеальную модель мужественности и женственности, которой он будет следовать. Следовательно, на родителей как на мужчину и женщину накладывается ответственность за то, какой будет эта модель. Социальное значение в некоторой степени объединяет все остальные. Именно семья несет в себе все эти смыслы и значения. Семья - это и единство двух противоположных начал, то место где потомство обеспечивается заботой, защитой и любовью, это сфера близких отношений, где человек может быть самим собой и получить признание, уважение и удовлетворения многих своих потребностей включая и высшую потребность в самореализации.

Хотелось бы закончить словами Л. Н. Синицыной Сегодняшнее время характерно тем, что происходит качественное изменение сознания. Мы как бы переходим от одного способа интерпретации реальности к другому. Наше восприятие, которое было частью полярного сознания, в котором очень слабо сочетались такие стороны как рациональное - иррациональное, научное - художественное, мужское - женское, должно подняться до уровня понимания и существования единого сознания.

Мы должны осознать реальность нашего тела, мужского или женского, в котором устанавливается особая связь между умом и сердцем . 34 67 Каждый представитель одного пола содержит в себе признаки противоположного пола. Подтверждение этому мы можем найти в древней философии - принцип инь-ян. Карл Густав Юнг дает нам понятия Анимы и Анимуса - архетипов, означающих женское начало в мужчине Анима и мужское начало в женщине Анимус, которые должны гармонично сосуществовать, не нарушая общего баланса. 42 И даже сама природа человека подтверждает этот принцип, ведь, как известно все человеческие эмбрионы на начальной стадии развития имеют один пол - женский, и лишь позднее происходит разделение на мальчиков и девочек.

Таким образом, каждый мужчина имеет в себе женскую ипостась, а каждая женщина - мужскую.

Об этом необходимо помнить современным мужчинам и женщинам и всему человечеству. Существует мужская сторона реальности - рациональная. Одолевающая, целенаправленная, агрессивная. Она необходима для развития цивилизации. Но существует и женская, не менее сильная духовная, мудрая, гармонизирующая, что правомерно берется за основу в восточных культурах. Она необходима для внутреннего развития человечества.

И нам в современном мире всеобщей нестабильности необходимо не бороться и противостоять друг другу, а на основе осознанного восприятия самих себя как мужчин и женщин научиться жить в гармонии. 3. 2 Культура семейных отношений. В народном сознании древнерусского человека род семья, родственники, племя, народ, Родина связаны не просто одним морфологическим корнем, а отражали специфику миропонимания, идею развития общества. Не случайно в славяно-русской мифологии одним из главных божеств был Род - родоначальник жизни, дух предков, покровитель семьи.

Русское православие усиливает духовное содержание рода и семьи. Высший смысл в свете христианской концепции жизни воспринимается как служение Богу, следование евангельским заповедям. Семья выступает не только социальным сообществом супругов, родителей и детей, но и духовной ячейкой, малой церковью. Уже сам процесс создания семьи соединял в себе духовную и социальную стороны. По русской традиции обряды, предшествовавшие созданию семьи, сопровождавшие заключение брака, органично сочетали в себе светские и церковные ритуалы.

Рождение новой семьи церковь скрепляла венчанием. Оно означало, что создается не просто гражданская ячейка, но возникает духовный союз, несущий в себе высокие обязанности не только в отношении друг к другу, но и к Богу. Через венчание молодожены принимали в свою семью самого Христа в соответствии с евангельской заповедью Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них. Мф.18 20 . Религиозно-нравственное значение венчания состояло в том, что именем Христа утверждалась богоучрежденность брака, его нерасторжимость, ибо что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Мф.19 6 . Конечно, венчание само по себе еще не является гарантией прочного и счастливого семейного союза.

Сегодня во многих храмах молодые люди вынуждены записываться в очередь на венчание. Оно становится таким же традиционным ритуалом, как посещение свадебным поездом вечного огня и других памятных мест. При этом таким же обыденным явлением продолжают оставаться массовые разводы, взаимоотчуждение супругов.

Дело в том, что обычаи и традиции, утратившие внутреннее содержание, перестают играть регулятивную роль, точно так же, как и венчание для тех молодоженов, которые не приняли в душу священное таинство брака, остается не более как экзотическим ритуалом. И только в том случае, когда обычаи и традиции составляют суть национального самосознания, включают в себя родовой опыт народа, они становятся духовно-нравственными ориентирами. 36 Желанием жить по вере молодая семья вносит определенную упорядоченность в свои внутренние отношения, обретает высший духовный смысл своего союза, а он в православной традиции состоит в любви.

Назначением православной семьи является дальнейшее развитие любви, возвышение ее, преображение с ее помощью души, ибо Бог есть любовь. А чтобы приблизиться к нему, вести достойный его образ жизни, необходимо уподобиться ему в любви. Апостол Павел в послании к колоссянам писал Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства Кол. 3 14 . Только высшая евангельская любовь может внести непреходящую гармонию в семейные отношения.

Муж в Писании называется главой семьи. Но это главенство не есть владычество над подчиненными. Оно предполагает, во-первых, высокую супружескую ответственность за материальное, физическое и духовно-нравственное состояние всех домочадцев и позволяет выстроить всю систему семейной иерархии по принципу больше власти - больше ответственности, и наоборот, то есть речь идет о разграничении сфер ответственности между супругами в общем доме. Во-вторых, главенство мужа не исключает, а предполагает нежное отношение к жене, любовь и заботу о ней. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела любящий свою жену любит самого себя - говорил апостол Павел в послании к ефесянам Еф. 5 28 . Вульгарная трактовка вырванных из контекста фраз жена да убоится мужа, жена должна повиноваться мужу как отношений господства и подчинения ничего общего с христианской традицией не имеет.

Убоится точнее интерпретируется как устыдится, страх будет иметь перед мужем поступать, говорить и делать что-то плохое, недостойное, роняющее авторитет семьи, главой которой выступает супруг и фамилию которого она носит.

Именно в духовном плане, а не в физическом смысле употребляется в Писании слово убоится. Эти же принципы христианская церковь распространяет и на отношения между родителями и детьми взаимное уважение и любовь.

Конечно, определенность властного центра в семье может иметь и негативную сторону. Не каждый способен достойно выдержать испытание хоть самой малой властью, тем более, когда она выпадает на долю человека эгоцентричного, бездуховного. И в прежние времена встречались ситуации своеобразной диктатуры главы патриархальной семьи, формального или фактического. Это явление нашло достаточное отражение в русской классической литературе. И все же такие ситуации составляли скорее исключение, чем правило.

Жизненная практика подтверждает, что крепкой может быть семья, основанная на уважении и любви, а не на принуждении и страхе. Именно на такие отношения супругов благословляет православная церковь. Особо следует обратить внимание на такую норму духовно-психологического общения в русской дореволюционной семье, как институт крестных отцов и матерей. В семьях русского Севера крестную мать называли божатка мать, данная от Бога при крещении. Крестные родители принимали на себя ответственность за нравственное становление крестных детей, помогая им в трудных жизненных коллизиях.

В крестные чаще выбирали сородичей, тем самым еще более укрепляя родовые связи. Но крестными становились и ближайшие друзья, уважаемые соседи, тем самым, расширяя границы рода. Таким образом, вся система родственных отношений убедительно свидетельствует, что сущность продления рода эволюционно направлена на создание условий для раскрытия тех лучших качеств и свойств человека, которые от рождения заложены в его природу, на развитие творчества ума и души. Насыщенность разнообразными формами сотрудничества между родственниками в семье и в роду создавали невидимые, на подсознательном уровне взаимосвязи, объединявшие всех представителей рода. Давно замечено, что мужья и жены, долго живущие вместе, становятся даже физически в чем-то похожими друг на друга.

Тем более в духовно-психологическом плане постоянно связанные родственники пропитывались общей верой и надеждами, заботой и планами, горе одного становилось общим, так же как и радость.

Все это определяло какие-то общие повороты судьбы, не бросающиеся в глаза, но вполне ощутимые, особенности и детали в поступках, поведении сородичей. Выросшая на таком духовном единении семья, оказавшись оторванной от рода, мучительно переживала этот разрыв. Как дерево, пересаженное в иную почву, долго и трудно приживается в ней, так и семья, утратившая органическую связь с родом, может, в конце концов, приспособиться к новым условиям, обрести материальное благополучие, круг новых друзей и приятелей.

Но разрыв нематериальных, духовных связей с родом сказывается на психологическом состоянии, а иногда и на физическом здоровье если не первого поколения, то последующих. Не случайно ряд болезней ныне в том числе болезни сердца, печени, детородных органов, легких, головного мозга некоторыми исследователями объясняется причинами духовно-нравственного порядка забитостью тонкого тела человека души грубой отрицательной энергией, нераскаянностью в нарушении главного принципа развития человеческой личности - любви к человеку как высшему произведению Творца.

Таким образом, семейные и родовые отношения в русской традиции вытекали из принципа соборности - одного из главных признаков жизни православных христиан. Церковь как бы проецировала родственные отношения на всех единоверцев. Все дети единого Бога - братья и сестры во Христе. Православная семья и род, таким образом, давали идеал соединения людей в своем наивысшем духовном проявлении.

Эта реалия не расходится с мыслью, все более утверждающейся в общественном сознании, что одной из основных тенденций общественного прогресса является развитие человеческого социума как единого целого, без вражды, без конфликтов. Современность ставит нас в другие условия. Православная церковь, столь жестоко искоренявшаяся в советский период, перестала быть авторитетом для множества людей. Советские идеалы, пришедшие на смену православным, также разрушены, а новые не созданы до сих пор. Культура семейных отношений строится на западных примерах берущихся по большому счету из художественных кинофильмов.

Но это идеал, красивая картинка, как же достичь этого идеала не учит практически никто. 3. 3

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Разрушение института семьи - разрушение национальной культуры

С начала прошлого века начались крупные социальные изменения, затронувшие все сферы жизнедеятельности человека, в том числе и культуру. Современная культурная ситуация вызывает немалую тревогу у культурологов. Произошла резкая переориентация российского культурного сознания на Запад, что вызвано прежде всего экономическими…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНО-БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Концепции происхождения семейно-брачных отношений
Концепции происхождения семейно-брачных отношений. Вступление в брак и создание семьи ныне настолько привычное явление, что кажется, так было всегда. Европейский тип брачности возник более 3

Семья и брак в процессе исторического развития - эволюция семейно-брачных отношений
Семья и брак в процессе исторического развития - эволюция семейно-брачных отношений. В ходе культурно-исторического развития изменялась не только форма семейно-брачных отношений, но и само с

Социокультурные проблемы современной семьи
Социокультурные проблемы современной семьи. Во все времена человек мыслил семью как свое маленькое земное счастье. Во все века, независимо от социально-экономических условий и государственных режим

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги