рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

История шаманского бубна

Работа сделанна в 2005 году

История шаманского бубна - раздел Культура, - 2005 год - Шаманство История Шаманского Бубна. Великая Октябрьская Социалистическая Революция Откр...

История шаманского бубна. Великая Октябрьская социалистическая революция открыла перед народами Сибири светлый путь к построению новой жизни.

Прекратился вековой гнет, прекратилась эксплуатация местного населения купцами, кулаками и шаманами. Реорганизация хозяйства на основе коллективизации, внедрение новой техники значительно повысили уровень материального благосостояния этих народов. Квалифицированное медицинское обслуживание, всеобщее обучение, общий рост культуры уничтожили веру в силу шаманов, лам и других посредников, добивавшихся выполнением различных обрядов милостей от духов и богов.

Шаманство исчезает, а с ним и все его атрибуты. Бубен кое-где сохранился как народный музыкальный инструмент. Например, у народов Северо-востока Сибири бытуют ансамбли бубнов, под аккомпанемент которых выполняются массовые народные пляски. Исследование бубнов имеет значение для понимания исторических связей между народами Сибири, а также для изучения развития религиозных представлений этих народов. Бубен, как и все шаманские атрибуты, являлся священным предметом, развитие его отличалось от развития объектов материальной культуры.

Последние изменялись, совершенствовались в повседневной трудовой практике людей. Этот процесс вызывался жизненной необходимостью общества. Бубнами владели и пользовались немногочисленные избранники-шаманы, которые были заинтересованы в сохранении древних форм атрибутов культа. Шаманы сознательно консервировали, строго передавали из поколения в поколение традиции устройства и оформления своих бубнов. Бубен делали шаману такой же, какой имел его дед и прадед.

Изменение устройства бубна шло очень медленно. Однако в ходе исторического развития народов Сибири, в процессе слияния различных этнических групп и культур бубны все же менялись. Таким образом, бубен является своеобразным историческим памятником, изучение которого может пролить свет на прошлое народов Сибири. Бубен являлся не только музыкальным и культовым инструментом, он в то же время, по представлениям сибирских народов, был и сложным символом, вещественным выражением шаманской идеологии.

Помимо этого, бубен в известной степени отражал художественную культуру того народа, у которого он бытовал. Художественное выполнение бубна было обусловлено искусством не только самого шамана, но и мастерством его сородичей, на которых возлагалась обязанность устройства бубна. Почти у всех народов Сибири не сам шаман делал для себя культовые атрибуты, а их изготовляли, выдавали ему сородичи. При этом часть работы выполняли женщины они выделывали шкуру, натягивали и пришивали ее на деревянный обруч, украшали бисером, если этого требовала традиция.

Мужчины заготовляли деревянные части бубна, вытесывали и выгибали обруч, выковывали железные подвески, рисовали установленные традицией рисунки на бубне. Определение формы бубна может быть лишь приближенным. Особенно трудно определение некруглых форм бубнов, потому что в течение срока своей службы бубен значительно деформировался. При выполнении шаманского обряда камлания бубен для лучшей звучности неоднократно грели над открытым огнем костра, очага.

Опытные, старые люди умели это делать без особого вреда для бубна. Они тщательно следили за тем, чтобы деревянный обруч и натянутая на нем кожа нагревались равномерно. Но все же частое нагревание деформировало бубен. Это положение нельзя рассматривать так, что у народов Сибири не было устойчивых форм бубнов. Наоборот, наблюдается постоянное повторение определенной формы бубна у каждого конкретного народа. В данном разделе Атласа мы употребляем широко известные в этнографической литературе термины для обозначения отдельных частей бубна.

Бубен состоит из деревянного обруча круглой или овальной формы, называемого обечайкой. Ширина обечайки варьирует у разных народов от 2. 5 до 20 см. Материалом для обечайки служили разные породы деревьев. Пластину, назначенную для обечайки, выгибали либо над открытым огнем, либо с помощью особого приспособления. Затем концы ее сшивали при помощи тонких корней кедра или черемухового лыка. На внешней стороне - ряды столбиков, выточенных из березового дерева, кости, березовой губы, на которые натягивали по длине всей окружности обечайки жильные нити, тонкие ремешки, шнурки и т. д. На некоторых бубнах по краям обечайки прикрепляли узкие сагровые полосы черемуховое лыко. При таком устройстве кожа, натягивающаяся на бубен, не прилегала плотно к обечайке, между обечайкой и кожей образовывались полости-резонаторы.

Иногда в обечайке делали прорези-щели, посредством которых указанные полости сообщались с внутренней полостью бубна.

Однако бубны большинства народов таких прорезей не имели. Резонаторные столбики были различной формы. Встречались бубны, имевшие столбики четырех различных форм у якутов. Иногда выступы на внешней стороне обечайки, образованные столбиками, прикрывались железными круглыми шапочками, предохранявшими кожу бубна от разрывов кеты. На внутренней стороне обечайки прикрепляли рукоять, за которую держали бубен, и скобки с подвесками исключение составляли чукчи и эскимосы, у которых рукоять прикреплялась к внешней стороне бубна, снизу. Материалом для изготовления рукояти служило дерево почти всегда береза, олений рог, моржовый клык, железо и иногда ремни.

По форме рукояти представляли собой либо вертикальную пластину, либо крестовину. На обечайку натягивали кожу животного. Чаще всего это была шкура дикого реже домашнего оленя, лося, марала и т. д. По-видимому, установившаяся традиция в выборе шкуры того или иного животного соответствовала древнему хозяйственному укладу каждого конкретного народа. Некоторые народы употребляли для обтяжки женских и мужских бубнов разный материал.

Обычно на мужской бубен брали шкуру самца, на женский - самки животного. На обтяжку использовали верхнюю часть шкуры, так как эта часть считалась чистой. Выделывали шкуры с разной степенью тщательности. Одни народы брали невыделанную сырую шкуру, лишь состригая с нее шерсть другие - выделывали ее до тонкой светлой кожи некоторые народы продымливали шкуру, коптили ее над костром.

Способы прикрепления кожи к обечайке были неодинаковы у разных народов. Так, чукчи и эскимосы кожу олененка или кожу желудка моржа привязывали к обечайке, а иногда приклеивали ее амурские народы нивхи, айны, а также буряты и маньчжуры только приклеивали ханты, манси, ненцы продергивали в край обтяжки жильную нить и в нескольких местах прикрепляли кожу к обечайке деревянными гвоздями или пришивали ее алтайцы, якуты, эвенки, кеты, селькупы и другие народы пришивали кожу к краю обечайки, оставляя при этом довольно широкий ее край свободным, собирая его на жильную нить. На многих бубнах красками наносились рисунки на внутреннюю и, особенно на внешнюю сторону обтяжки бубна у долганов, алтайцев, а иногда и на обе ее стороны у алтайцев, энцев. Встречались бубны, у которых рисунки наносились на обе или одну стороны обечайки.

Обычно для нанесения рисунков применялась красная краска, реже - белая и черная, а у некоторых групп эвенков - зеленая и желтая.

По указаниям шамана мужчины наносили рисунки, передававшиеся по традиции от предков шамана рисунки были строго определенны для каждого народа. Они были разной сложности от простых кругов, повторявших форму бубна, до сложнейших композиций алтайские и хакасские бубны с большим количеством антропоморфных и зооморфных изображений, рисунков деревьев, небесных светил и т. д. Эти рисунки вскрывают одно из важнейших значений бубна как символа вселенной. Мы видим среди них изображение плоской земли, окаймленной горами и морями, опрокинутого над ней куполообразного неба, опирающегося в края земли, и другие изображения, отражающие представления о вселенной, о которых рассказывают устные мифы сибирских народов алтайцы, кеты, селькупы. Многие рисунки отражают значение бубна как символа ездового животного обычно на обтяжке изображалось в этом случае животное олень или только его голова. При бубне имелась колотушка.

Колотушки менее разнообразны по форме, чем бубны.

Обычно они представляли собой деревянную или костяную лопаточку разной ширины, иногда употребляли естественную развилку ветки шорцы. Лопаточку обтягивали камусами самца оленя, косули, медведя или шкурой со лба оленя, медведя, а иногда кусочками шкуры с любой части тела животного. Помимо служебной роли при бубне, колотушка у всех народов Сибири являлась самостоятельным шаманским атрибутом, употреблявшимся при гадании и лечении. Приемы гадания и лечения колотушкой почти у всех шаманов были одинаковы. 3.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Шаманство

Шаманство - одна из древнейших религиозных систем. Оно было распространено повсеместно на различных территориях Севера и Юга и сохранилось до… Однако методы шаманов похожи, даже у народов с совершенно разными культурами,… Т.е. можно предположить, что в процессе совершенствования своих методов шаманы приходили к одинаковым результатам.…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: История шаманского бубна

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Шаманство как форма религии
Шаманство как форма религии. Шаманство - одна из наиболее ранних форм религии, возникшая по всей вероятности еще в каменном веке. Но само по себе шаманство не является какой-либо отдельной религией

Шаманство эвенков
Шаманство эвенков. Наиболее ранние историко-этнографические источники, сообщающие нам различные сведения о шаманстве, могут стать источником уникальных сведений. Примером тому могут стать ма

Шаманство казахов и ногайцев-карагашей Нижнего Поволжья
Шаманство казахов и ногайцев-карагашей Нижнего Поволжья. В XIX - начале XX вв. в Астраханской губернии шаманская практика сохранялась у казахов Букеевской Внутренней Орды и ногайцев-карагашей Красн

Шаманство ненцев
Шаманство ненцев. У ненцев, для того чтобы стать настоящим шаманом тадибе, необходимо было пройти путь познаний и испытаний в течение двадцати лет. Первые признаки особого призвания нередко обнаруж

Шаманство в современном мире
Шаманство в современном мире. За последние 20 лет шаманизм перестал быть лишь важной темой антропологических исследований и постепенно перешёл в сферу практических интересов широкого круга людей, з

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги