рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Шаманство казахов и ногайцев-карагашей Нижнего Поволжья

Работа сделанна в 2005 году

Шаманство казахов и ногайцев-карагашей Нижнего Поволжья - раздел Культура, - 2005 год - Шаманство Шаманство Казахов И Ногайцев-Карагашей Нижнего Поволжья. В Xix - Начале Xx Вв...

Шаманство казахов и ногайцев-карагашей Нижнего Поволжья. В XIX - начале XX вв. в Астраханской губернии шаманская практика сохранялась у казахов Букеевской Внутренней Орды и ногайцев-карагашей Красноярского уезда хотя есть все основания полагать, что ранее шаманство бытовало у всех тюркоязычных народов Нижнего Поволжья. Шаманов именовали термином баксы, или бахса.

Баксы были в основном мужчины.

По сведениям В.А. Мошкова, у карагашей встречались и женщины-баксы, но это было скорее исключение, чем правило. О женщине-баксы упоминает также В. Пятницкий, побывавший у карагашей в конце 1920-х гг. Как и у народов Средней Азии, Казахстана и Северного Кавказа, у нижневолжских казахов и карагашей шаманы не сохранили специальной обрядовой одежды и своей внешностью, как правило, не выделялись среди окружающих. В шаманстве казахов и карагашей Нижнего Поволжья важную роль играл музыкальный инструмент - домбра, являвшийся одним из главных ритуальных атрибутов шаманов.

Под звуки музыки шаман пел, призывал своих духов-помощников и постепенно впадал в экстаз. Так, В.А. Мошков сообщает, что ногайские бахса обычно исполняли на свадьбах и других торжественных собраниях народные песни, аккомпанируя себе на домбре. В. Пятницкий рассказывает о неком старике-баксы, вынужденном играть на домбре по желанию духа. Отстать от домбры старик сам не прочь, так как в его-де годы это занятие не подходящее, но боится раздражать духа. Для казахского и карагашского шаманства было также характерно обрядовое употребление сабли и ножа. Среди важнейших функций шаманов выделялись следующие распознавание причин заболеваний и способов их излечения с помощью разнообразных ритуалов излечивание больных умение предсказывать будущее, узнавать судьбу. В. Пятницкий сообщает, что в специализацию старика-баксы, игравшего на домбре, входят также вещие сны. Кроме того, по материалам В.А. Мошкова, шаманов, если они находились где-то поблизости, обязательно приглашали на каждую свадьбу и на всякое домашнее торжество, чтобы защитить себя от порчи. Тот же В.А. Мошков пишет, что бахса в большинстве случаев является также лучшим знатоком и хранителем народных преданий. Но всё же главная функция шаманов сводилась к лечебной практике. Хотя отдельные шаманы и обращались к рациональным приёмам народной медицины, для лечебной традиции казахско-карагашского шаманства как и для шаманства в целом были характерны не эти приёмы, а обряды, основанные на вере в духов.

Шаманский диагноз объяснял причину заболевания вредоносной деятельностью духов.

Медик А. Ягмин пишет Многие болезни Бахши приписывают присутствию и игре злого духа в больном теле. Духов надо из тела изгнать, и с этой целью проводился обряд. При этом, как считалось, шаману помогали его духи-помощники.

Как сообщает В.А. Мошков, силу бахсы ногайцы приписывают его знакомству и общению с нечистой силой, с шайтаном. Лечебные обряды, практикуемые шаманами, были самые разнообразные.

Так, по материалам А. Евреинова, казахский баксы над больным употребляет самые нелепые средства сечёт его внутренностями животных, даёт ему каких-то настоев. Интересно описание сеанса шаманского лечения приводит В.А. Мошков, и, хотя он рассказывает о казахе-бахсы, лечившем ногайца, подразумевается, что так же лечили и ногайцы-бахсы. Вот что рассказал В.А. Мошкову один красноярский ногаец-карагаш У нас в семействе был тяжкий больной, которого мы долго лечили разными домашними средствами, но совершенно безуспешно.

Вдруг однажды, неизвестно откуда, к нам является совершенно незнакомый бахса-киргиз и прямо говорит у вас есть больной такой-то я пришёл его излечить. Осмотрев больного, он велел отыскать в степи сухую лошадиную кость из лопатки. Когда кость была найдена и принесена, бахса развёл огонь, положил на него кость и кусок железа.

Пока обжигалась кость, и нагревалось железо, он, сидя на земле, качался всем корпусом и пел непонятные песни до тех пор, пока изо рта у него не пошла белая пена. Когда железо накалилось до красна, бахса приложил его к своему языку, так что язык его даже зашипел. Потом он ножом разрезал себе кончик языка и кровью своей капнул на раскалённое железо. Затем взял обожжённую кость, долго глядел на неё, истолок в порошок, насыпал в чашку с водой, прибавил туда соли и всё это размешал.

Потом велел вывести больного на двор, сначала давал ему нюхать жжёную шерсть, а в заключение всего взял свою смесь из чашки в рот, и, прыская этой жидкостью на раскалённое железо, дул паром на больного. В конце концов, он бросил чашку с водой в одну сторону, а железо в другую, и объявил, что лечение окончено, но, что, если оно не поможет, он придёт в другой раз. Мы наградили бахсу деньгами и одеждой, рассказывал ногаец, сколько могли, и через три дня наш больной действительно выздоровел, а бахсы мы с тех пор больше не видели. Ещё об одних способах лечения, практикуемых ногайскими шаманками-баксы в конце 1920-х гг рассказывает В. Пятницкий Есть и женщина-баксы - старуха в пос. Зайково Применяемый ей способ лечения учуклук - окуривание пациента, и кагынды - нахлёстывание по больному месту соответствующей частью, взятой от животного.

Выбор животного зависит от аппетита духа чаще всего идёт баран или бычок. Многие авторы подчёркивают, что лечение нередко приводило к выздоровлению больных. Очевидно, вера больных в действенность обрядов способствовала борьбе организма с недугом.

Кроме того, нельзя отрицать, что умелые шаманы владели и врачебным опытом. А. Ягмин, например, проявивший профессиональный интерес к этой стороне деятельности шаманов, пришёл к убеждению, что казахи имеют некоторую эмпирическую терапию и хирургию. Бахши берёт больного за руку, щупает пульс и, без расспроса, возвышенным голосом рассказывает сам признаки болезни и всю будущность больного Лекарства здесь чаще приготовляются из растений. Для шаманских обрядов характерен экстаз.

Согласно древним верованиям, приход духов вызывал у шаманов экстатическое состояние. Считалось, что во время экстаза баксы находятся во власти явившихся к ним духов. Экстаз не достигался интоксикацией. Чтобы привести себя в это состояние, баксы, как и шаманы народов Средней Азии и Казахстана, не употребляли наркотиков, алкоголя и даже табака. Находясь в состоянии экстаза, шаманы совершали различные действия, целью которых было показать окружающим, что баксы не подвержен телесным повреждениям и обладает особой силой, когда при нём его духи-помощники он колол и резал себя или больного, дотрагивался до раскалённых предметов и т.п. Одна из главных особенностей шаманства у казахов и ногайцев-карагашей Нижнего Поволжья в XIX - первой половине XX вв его слияние с исламом. К XIX в. из шаманского культа уже исчезли черты, явно противоречившие нормам ислама.

Исламизировалось само мировоззрение тюркского шаманства.

Мусульманское духовенство, видимо, ещё неприязненно относилось к деятельности баксы. Однако исламизация шаманства не давало муллам серьёзных оснований для его критики. Некоторые муллы прибирали к своим рукам функции шаманов, и сами брались лечить больных шаманскими методами. Так, В. Пятницкий пишет по этому поводу Два раза позволено шамана и представителя официальной религии объединять в одном лице. Получился молла-баксы. К чести карагачских мулл, у них никто в такой двойственной роли не выступает.

Молла-баксы - киргиз, и приход у него из своих же соплеменников, карагачи обращаются к нему с разными недугами. Лечит вычитыванием по какой-то книге. Феномен молла-баксы находит параллели в самых разных уголках мусульманского мира. Так, у ногайцев Северного Кавказа со второй половины XIX в. и по сей день известны муллы, общающиеся, по представлениям ногайцев, с духами-йин и пользующиеся их помощью при лечении больных и гадании. Их называют йинли-молла, т.е. мулла, связанный с духами. Считается, что йинли-молла водят дружбу с духами, знают их мир, имена, благодаря чему и обладают феноменальными способностями.

Власть над духами йинли-молла давала особая книга, которую ногайцы называли просто Китап от араб. китаб - книга. В Дагестане связь с миром духов жиндри, чинерар и т.д. поддерживали улама - муллы, известные своей учёностью. В Средней Центральной Азии, по материалам В.Н. Басилова, многие суфийские ишаны таджиков и узбеков приняли на себя функции шаманов и знахарей дуохон, изгоняя из тел больных злых духов.

По сообщению исследователя XIX в. А. Левшина, у казахов Центральной Азии иногда вместо Баксов лечат Муллы. Сии последние, для изгнания болезней и нечистых духов, употребляют только чтение Алкорана и некоторые молитвы, во время которых дуют и плюют в глаза больному. Тот же автор отмечает своего рода сотрудничество мусульманских духовных лиц с шаманами. В некоторых случаях пишет он киргизы призывают себе на помощь в одно время и Муллов, и Баксов, и разных других обманщиков.

Первые не мешают вторым последние живут в согласии с теми и другими. Все получают плату за труды, а потому всякий отправляет своё ремесло без раздоров. Следует также отметить, что у тюрков Нижнего Поволжья шаманы не делились на белых и чёрных, подобно тому, как это имело место, в частности, у киргизов. В настоящее время исламизированное шаманство в Нижнем Поволжье представлено только у казахов у карагашей же оно полностью исчезло.

Интересно, что традиции шаманства у казахов сегодня активно возрождаются. 3.3 Якутский шаманизм В понятиях якутского шаманизма Вселенная и Человек неразделимы. Человек является частью Вселенной и находит свое место в Серединном мире. Трехмерное представление Вселенной воедино соединяет в себе понятие о неразрывной связи философских понятий Светлого и Злого начал. Человек находится между ними и находится в полной зависимости от них. Злые сил Нижнего мира влияют на них так же, как Высшие Светлые силы Верхнего мира. Такое положение заставляет человека постоянно бороться за свое существование и за целостность своей психики.

Только постоянное обращение к Светлым силам спасает его от влияния Темных сил. Обращение к Высшим Светлым силам для человека является очень большим трудом и требует от него нравственной чистоты, трудолюбия и верности. Человеческой натуре трудно устоять от искушений влияние Темных сил, и ему постоянно нужна помощь Всевышнего Бога. По философии якутского шаманизма, Верховный Бог - Ур - заселил людьми Серединный мир, ибо беззаботная и вечная жизнь людей в Верхнем мире стала бездеятельной и потребительской.

Ур наделил людей скотом и всем необходимым для жизни в Серединном мире. Он наделил человека космическим огоньком - светлым развивающимся умом, трехмерной душой - тремя кутами Ийэ-Кут, Буор-Кут, Салгын-Кут. Дословно это можно перевести так Ийэ-Кут - основной Материнский кут Ийэ-Кут на современном языке обозначает, в переводе с древнерусского, Материнское место, например, Усть-кут - это место город или земля в устье реки. Отсюда Ийэкутия Якутия - это Материнская Земля, Земля Предков.

По философии якутов, этот кут бессмертен и состоит из особого космического вещества. Ийэ-Кут человеку дается Богиней Любви через отца матери. Буор-Кут - основной Телесный, материальный кут. Данный кут человек получает от родителей и от Природы-Матушки. Буор-Кут является телом и статью человека. Третий кут - это Воздушный, или Космический Кут. Кут, который устанавливает связь с внешним миром.

Кут - слово непереводимое, древнее. Кут нельзя перевести как душа. Все три кута соединяются особой Космической Силой, Космическим Огнем - Сур. Вот все четыре элемента, составляющие суть самого человека, его разум, духовность, талант, добрые качества и его физическую силу и здоровье. По понятиям якутского шаманизма, бубен является конем, а колотушка - кнутом для шамана. Бубен для шамана - Крылатый конь, на котором он ездит по трехмерному миру. Он является и советником шамана.

Крылатый конь рассказывает шаману обо всем, что он видит, слышит, предостерегает его от бед, от напастей других шаманов и помогает в его камлании и лечебной работе. Звук бубна у шамана разный. Сведущий человек по звуку бубна сразу узнает, чем занимается шаман, и какое камлание он ведет. Звуки бубна меняются с путешествием шамана в Нижний, Серединный и Верхний миры. По звукам бубна можно сразу определить и уровень шамана. Если при путешествии шамана в Верхний мир бубен звучит, как при путешествии в Серединный или Нижний мир, то сразу становится понятно, каков этот шаман.

Хороший профессиональный шаман начинает камлание тихо и спокойно, с вызова космических сил - духов шамана. Он театрально дико не кричит и не скачет, как бешеный. Бубен, колотушка и костюм шамана - это отражение целого мира. В них и заключена тайна этого древнерусского искусства, особая магическая сила Космоса и космологические понятия шаманизма.

Все они заговорены свыше и в них - тайное учение наших предков. Поэтому нельзя надевать костюм чужого шамана и брать в руки чужой бубен. Шаманские самострелы В прошлом каждый шаман имел свой невидимый астральный самострел, настораживаемый на других шаманов. Слабые шаманы имели один самострел, а сильные - до трех. Некоторые вставляли самострелы, которые были насторожены на более сильных шаманов, и веками ждали свою жертву. То, что шаманы оставляют после себя такие самострелы, говорит об их соперничестве.

Эти шаманы хотели, чтобы на их территории не родился шаман, превосходящий его своим назначением и способностями. Добрые шаманы шаманы-целители, шаманы-проповедники белых обрядов после себя самострелов не оставляют. Такие самострелы вставляли кровожадные шаманы. Редко их вставляли шаманы оскорбленные, униженные - для отмщения обидчику. Иногда такие самострелы оставляли после себя обрядовые и кровожадные шаманы с целью уничтожения будущих поколений своих личных врагов.

Тогда самострелы становятся настоящей карающей силой для данного рода. За вину какого-то предка наказывается весь род. При этом обиженный шаман перечислял все зло, которое ему причинил обидчик, и получал особое разрешение Космических Сил. Такие самострелы бывают очень опасны. Вот почему были истреблены целые роды силой астральных самострелов. Самострелы и способы их вставления у шаманов бывают разные. Некоторые шаманы снаряжают самострелы в таком виде вместо лука - молодой здоровый человек вместо тетивы - другой такой человек стрела - молодой парень курок самострела - женщина сторожельный шнур - человека кол, к которому привязывается сторожельный волосяной шнур - человек.

Значит, самострел состоит из шести человек. Если самострел промажет, эти люди могут умереть. Иногда шаман вместо посторонних людей снаряжает самострел своими людьми женой, детьми и родственниками. Такие самострелы очень опасны для этих близких ему людей. Шаманские самострелы очень древние, своими корнями уходят в глубокую первобытную древность, когда охотники убивали изображения зверей, на которых они охотились.

Таким образом, древнерусская первобытная примитивная магия превратилась в более высокую астральную магию шамана, где невидимый самострел настораживается на невидимую Мать-Зверя другого шамана, а иногда на будущее поколение и родственников обидчика шамана. Если шаман по росту и по назначению гораздо выше владельца самострела, то он может перешагнуть, не задевая сторожельного волосяного шнура самострела, и остаться невредимым.

Иногда маленький шаман проходит через настороженный самострел ниже сторожельного шнура, не задевая его. Тогда он тоже может остаться в живых. Для снаряжения самострела шаманы выбирают удобное место, обычно гористую местность. Настороженный самострел, тем более древний, другой шаман трогать, разрядить не может. Это неписаный закон, установленный предками, и поэтому самострелы иногда так и остаются навсегда. Зло самострела своими заклинаниями-алгысами может ослабить только Айыы-шаман Айыы-шаманы - это Небесные шаманы, высшие из всех шаманов, которые гимнами и молитвами обращаются только к Богу Уру. В наше время мало осталось стариков, знающих местонахождение данных самострелов.

Но такие места можно установить. У всех шаманов имеются определенные территории - ареал их шаманской деятельности. Некоторые из них астрально огораживают свою территорию и настораживают самострел. Так, в основном, поступают кровожадные шаманы. Шаманские самострелы - одна из тайн шаманизма.

Они в некотором отношении идентичны с понятием Кармы. Очень интересы те явления в шаманизме всех народов, которые во многом сходятся и совпадают. Это говорит о единстве человеческих понятий по объяснению таинственных явлений природы, космологии и тайн человеческой психики. Но шаманизм якутов имеет и конкретные отличия от других. Он имеет совершенно обособленные и своеобразные формы обрядов и магических действий. Притом все магические обряды совершаются при помощи применения силы слова. Якутский шаманизм имеет особые тайные заклинания с набором определенного количества слов. 3.4

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Шаманство

Шаманство - одна из древнейших религиозных систем. Оно было распространено повсеместно на различных территориях Севера и Юга и сохранилось до… Однако методы шаманов похожи, даже у народов с совершенно разными культурами,… Т.е. можно предположить, что в процессе совершенствования своих методов шаманы приходили к одинаковым результатам.…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Шаманство казахов и ногайцев-карагашей Нижнего Поволжья

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Шаманство как форма религии
Шаманство как форма религии. Шаманство - одна из наиболее ранних форм религии, возникшая по всей вероятности еще в каменном веке. Но само по себе шаманство не является какой-либо отдельной религией

История шаманского бубна
История шаманского бубна. Великая Октябрьская социалистическая революция открыла перед народами Сибири светлый путь к построению новой жизни. Прекратился вековой гнет, прекратилась эксплуата

Шаманство эвенков
Шаманство эвенков. Наиболее ранние историко-этнографические источники, сообщающие нам различные сведения о шаманстве, могут стать источником уникальных сведений. Примером тому могут стать ма

Шаманство ненцев
Шаманство ненцев. У ненцев, для того чтобы стать настоящим шаманом тадибе, необходимо было пройти путь познаний и испытаний в течение двадцати лет. Первые признаки особого призвания нередко обнаруж

Шаманство в современном мире
Шаманство в современном мире. За последние 20 лет шаманизм перестал быть лишь важной темой антропологических исследований и постепенно перешёл в сферу практических интересов широкого круга людей, з

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги