рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Шаманство ненцев

Работа сделанна в 2005 году

Шаманство ненцев - раздел Культура, - 2005 год - Шаманство Шаманство Ненцев. У Ненцев, Для Того Чтобы Стать Настоящим Шаманом Тадибе, Не...

Шаманство ненцев. У ненцев, для того чтобы стать настоящим шаманом тадибе, необходимо было пройти путь познаний и испытаний в течение двадцати лет. Первые признаки особого призвания нередко обнаруживались уже при рождении на темени младенца была видна пленка, символизировавшая кожу бубна подобным знаком могло быть родимое пятно, которое духи давали шаману в детстве вместо бубна. Взрослея, избранник начинал замечать вещи, недоступные другим.

С наступлением подросткового возраста он впадал в так называемую шаманскую болезнь - то начинал петь, то спал целыми сутками, то ходил, никого не замечая.

Избавиться от психических страданий и пройти посвящение в шаманы избранник мог только при наставничестве взрослого шамана. Ученичество продолжалось несколько лет. Вначале молодой шаман использовал при камлании только пояс и подвязки от кисов. Через семь лет ему изготовлялся бубен без металлических подвесок.

Спустя несколько лет он получал от учителя дозволение изготовить подвески. И если ему не изменял дар, то только через десять лет после этого он обретал звание полного шамана. Ненецкие шаманы различаются по направлению их священных путей 1 шаман, чьи духи живут на небе 2 шаман, чьи духи живут под землей 3 шаман, провожающий души умерших по ледяной дороге в страну мертвых. Первый выдутана лечил больных, предсказывал будущее. Именно он был способен совершать чудеса - душить себя веревками, протыкать себя хореем, ловить пули, оставаясь в итоге невредимым.

Он камлал в священной части чума, обращаясь к верхним богам - хэхэ. Второй общался с духом Нижнего мира - Нга, а также с хозяином вод ИдЕрв. Он лечил больных, отыскивал потерявшихся оленей, помогал при родах. Камлал он только ночью при тусклом свете огня. Для священнодействия он применял также топор, через притяжение которого передавалась воля духов. Самбана - третий - тоже общался с нижними духами, использовал топор и камлал у тусклого огня в полумраке, сидя в чуме у порога прямо на земле.

При священнодействии он должен был, глядя на кусок земли, лежащий на лезвии топора, перечислить всех земных, небесных и водных тварей. Он не лечил и не предугадывал. Установив магическую связь с землей и подземельем, он провожал души покойных в сторону заката и затворял их там особым приговором. Разделение тадибе на светлых и темных, небесных и подземных вовсе не означает, что одни приносили пользу, а другие вред. Все шаманы стремились только к одному - обеспечить благополучие своих сородичей.

В этом отношении темному шаману выпадала даже более трудная задача - оберегать людей от злых духов, сталкиваясь со злыми духами лицом к лицу. Лишь в одном случае шаман превращался в вершителя зла - когда ему приходилось бороться с врагами своего рода народа. Именно тогда он превращался во вредоносного колдуна, насылающего на людей-недругов порчу.

Тогда тадибе и становился военным вождем. Не случайно многие ненецкие мятежи возглавлялись шаманами. И поэтому в XX веке они подвергались яростным гонениям со стороны большевистской власти. И не только ненецкие, но и шаманы всех народов Севера. Ненцы и другие Средний мир представляли в виде плоского диска, плавающего в океане. По мифологическим представлениям, сначала была одна вода, и жили два брата младший, добрый - вверху, а старший, злой - внизу. Помощницей младшего была гагара по другим источникам - выдра, она нырнула, достала со дна ил и выплюнула его на воду. Из ила стала расти земля, так появилась земля. Младший брат стал духом-хозяином Верхнего мира, старший - духом-хозяином Нижнего мира. Горы, реки и озера произошли от борьбы мамонта и огромного змея. А людей и животных сотворили братья, вылепив их из глины.

Средний мир, мир людей, населен, по представлению северных народов, различными духами. Считалось, что духи-хозяева Среднего мира, доброжелательно относятся к людям. Но кроме них на земле живут и злые духи - это души людей, умерших неестественной смертью, не попавшие в мир мертвых.

Они могут украсть одну из жизненных сил человека - тогда человек может умереть. Спасти его в таких случаях мог только шаман, который обманом, силой или по-хорошему договаривался через духов-помощников и покровителей со злыми духами. В Верхний мир шаман совершал свои полеты, если болел ребенок, если жителей стойбища постигло несчастье или духи-хозяева Среднего мира были бессильны помочь людям в удачном промысле.

Вход в Верхний мир находился под Полярной звездой. Многие народы Севера считали, что попасть туда можно и пешком, если идти по направлению к рассвету, по радуге и даже по солнечному лучу. Шаманы хантов могли проникнуть туда и через дым очага. Попасть в Нижний мир можно было и через расщелины и пещеры в горах либо через водоворот. На его ярусах жили духи-хозяева Нижнего мира и злые божества, создавшие мир и провалившиеся вниз, а также духи болезней и смерти.

Нижний подземный мир чаще всего был миром предков - сюда уходили люди после жизни на земле. Шаманы хорошо знали дорогу в Нижний мир, указывали путь душам умерших. Ненецкие шаманы добирались туда на оленьей упряжке. По древним поверьям, души людей, попавшие в мир мертвых, жили там несколько поколений и затем через вселенское дерево либо через мировую реку уходили в Верхний мир. 4. ШАМАНСКИЕ МОГИЛЫ В древности русы хоронили своих шаманов в наземных сооружениях - аранасах.

Труп шамана обычно клали в выдолбленную из толстой лиственницы колоду и прикрепляли клином на специально сделанных столбах. Такое сооружение называется аранасом. Когда он разваливался, родственники или потомки шамана хоронили его вторично. При этом строго соблюдался древний обычай. Камлал шамана совершал все основные обряды. Аранас сооружали парни-девственники. Для жертвы закалывали жеребца черной масти с белой мордой. Когда аранас второй раз сгнивал и разваливался, совершали обряд третьего поднятия останков шамана.

В третий раз останки шамана обязательно предавали земле. При этом тоже обязательно камлал шаман и совершал обряд с жертвенной скотиной. С Введением христианства наземные захоронения были запрещены и останки шаманов стали сразу предавать земле. Люди всегда суеверно боялись шаманских могил, у них всегда был панический, мистический ужас и перед умершим шаманом. Все старались держаться подальше от таких могил. Рождались различные легенды, которые имели свои основания, но некоторые из них гиперболизировались при передаче из уст в уста. Иногда шамана хоронили со всеми его атрибутами. Тогда они и после смерти очень долго действовали.

Сильное биополе и духи-помощники шамана после его смерти не давали в обиду своих сородичей и не давали разрушать свой наземный памятник. Даже огонь лесного пожара не приближался к шаманской могиле. Такие явления я не один раз видел своими глазами. В Вилюйском улусе страшные пожары 1948 года уничтожили целые деревни. Но даже они оставили шаманские могилы нетронутыми.

Это можно считать защитой чисто космического плана. Только высшие Космические Силы могли спасти те могилы от такого сильного, неуправляемого стихийного бедствия. Значит, после смерти шамана его связь с Космосом остается и даже усиливается. Древнерусская философия шаманизма даже сосчитала, сколько лет шаманы защищали свои останки, используя Космические Силы. По их счету получалось, что слабый шаман данную космическую связь держал до 44 лет и уходил в Небытие.

Средний шаман - на 250 лет, а сильный и великий - до 400 лет. Некоторые шаманы и после смерти становились покровителями своих потомков. К могиле такого шамана обращались за помощью его потомки и соплеменники при какой-нибудь беде, при болезни и когда кто-нибудь их обижал. Стуча по могильному лабазу шамана, они с причитанием говорили о том, какая нужда привела их к могиле предка. Но не все шаманы становились покровителями своих потомков. Таковыми становились шаманы более светлого назначения.

Защищают могилу шамана и его потомков Космические Силы. А дух умершего шамана становится посредником для вызова таких сил. Духи древних шаманов иногда наяву обращаются к своим потомкам. Вот рассказ человека, ставшего впоследствии настоящим сильным шаманом Тогда я учился в четвертом классе. Как-то весной я проходил мимо могилы великого шамана. Вдруг, как по радио, четко услышал слова Я превращусь в тебя. Пришло время мне возвратиться к людям. Потом говоривший сказал мне свое имя и попросил, чтобы я его не боялся.

А ночью, во сне, а может, наяву, он вошел с бубном в мою комнату Так он являлся каждую ночь и учил меня искусству шаманить и лечить людей . 5.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Шаманство

Шаманство - одна из древнейших религиозных систем. Оно было распространено повсеместно на различных территориях Севера и Юга и сохранилось до… Однако методы шаманов похожи, даже у народов с совершенно разными культурами,… Т.е. можно предположить, что в процессе совершенствования своих методов шаманы приходили к одинаковым результатам.…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Шаманство ненцев

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Шаманство как форма религии
Шаманство как форма религии. Шаманство - одна из наиболее ранних форм религии, возникшая по всей вероятности еще в каменном веке. Но само по себе шаманство не является какой-либо отдельной религией

История шаманского бубна
История шаманского бубна. Великая Октябрьская социалистическая революция открыла перед народами Сибири светлый путь к построению новой жизни. Прекратился вековой гнет, прекратилась эксплуата

Шаманство эвенков
Шаманство эвенков. Наиболее ранние историко-этнографические источники, сообщающие нам различные сведения о шаманстве, могут стать источником уникальных сведений. Примером тому могут стать ма

Шаманство казахов и ногайцев-карагашей Нижнего Поволжья
Шаманство казахов и ногайцев-карагашей Нижнего Поволжья. В XIX - начале XX вв. в Астраханской губернии шаманская практика сохранялась у казахов Букеевской Внутренней Орды и ногайцев-карагашей Красн

Шаманство в современном мире
Шаманство в современном мире. За последние 20 лет шаманизм перестал быть лишь важной темой антропологических исследований и постепенно перешёл в сферу практических интересов широкого круга людей, з

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги