рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Шаманство эвенков

Работа сделанна в 2005 году

Шаманство эвенков - раздел Культура, - 2005 год - Шаманство Шаманство Эвенков. Наиболее Ранние Историко-Этнографические Источники, Сообща...

Шаманство эвенков. Наиболее ранние историко-этнографические источники, сообщающие нам различные сведения о шаманстве, могут стать источником уникальных сведений.

Примером тому могут стать материалы по шаманству эвенков и эвенов, собранные в 40-х годах XVIII века Я.И. Линденау на Охотском побережье, которые в 1983 году были переведены на русский язык. После внимательного изучения текстов, записанных Я. И. Линденау на языках оригиналов непосредственно при исполнении обрядов, из материалов Линденау был извлечен ряд эвенкийских ритуальных заклинаний, относящихся к нескольким обрядам, а также целый шаманский ритуал на эвенском языке.

Этот ритуал дал в распоряжение исследователей своеобразную энциклопедию шаманских духов, в которой по порядку их перечисления отразилась иерархия этих духов, а также позволил установить, к кому из сверхъестественных существ мог обращаться шаман при исполнении камлания. Так историко-этнографический источник, сообщающий сведения об эвенках, Описание Тобольского наместничества, относящийся к 1789-1790-м годам, представляет собой комплексную характеристику определенной административной единицы Сибири.

Он дает подробную характеристику природно-климатических условий территории, ее природных ресурсов и полезных ископаемых, населенных пунктах, а также об этническом составе, занятиях, быте и культуре населения данной территории. Применительно к территории, охваченной Описанием Тобольского наместничества, его предметом являются остяки ханты, самояди ненцы, тунгусы эвенки и якуты.

Это Описание содержит уникальные материалы и ценные сведения о материальной и духовной культуре эвенков. Помимо стандартных характеристик одежды, занятий, норм семьи и брака, религиозных воззрений, Описание содержит уникальные сведения о некоторых аспектах культуры эвенков. Неизвестный наблюдатель, давший описание шаманских ритуалов, не только представил характеристику шаманского костюма эвенков, цели и основные черты ритуала шаманского камлания, но и довольно глубоко разобрался во многих сущностных чертах шаманских ритуалов эвенков.

От его внимания не ускользнули такие особенности действий шамана, как своеобразная актерская игра шамана в отношении мотива совершения ритуала, имитационный характер экстатического состояния. Вот как в Описании излагаются мотивы шаманского ритуала, одежда шамана и совершение камлания Если у ково што потеряется, или шаман узнает у ково есть хорошей олень или какой зверь, то соберет людей, надевает на себе особливаго роду колчугу с побрекушками и бляхами, на коих змеиные головки, бьет в бубен, скачет около огня, крича гой, гой, и предстоящие также ему подгаласничивают, а потом вытаравши глаза падает на землю хрыпя, из роту пена, по некоем време встанет, озиратся на все стороны, позевает как бутто был в великом исступлении, потом встанет и сказывает предстоящим, что дьявол приносит просит? жертву такую-то, коя и отдается. Здесь, безусловно, значимым является развернутое описание шаманского костюма кольчуги с изобилием металлических элементов - вероятнее всего, как можно судить по этнографическим аналогиям, это была одежда с металлическими бляшками и подвесками воронковидной формы, которые встречаются на костюмах XIX-начала XX веков.

Присутствие на шаманской одежде изображения змей змеиные головки само по себе весьма любопытно, поскольку присутствие культа змеи в шаманстве эвенков далеко не очевидно.

Не менее существенным замечанием в тексте оказывается личная сугубо материальная заинтересованность шамана как мотив или повод для совершения камлания - хотя, надо полагать, она не составляла единственных причин и поводов для совершения ритуалов.

Особенно интересно то, что согласно тексту Описания, экстаз шамана в процессе камлания на взгляд наблюдателя определенно оказывается мнимым как бутто был в великом исступлении. Оригинально по сравнению с другими источниками изложение шаманского ритуала эвенков, исполнявшегося в целях помощи роженице Когда ж женщина мучается долго родами, то срубает шаман пень, колотит в него клин, штоб скорее от бремени разрешилась, и беспрестанно из находящихся с шаманом людей подслушивают у юрты и друг другу сказывают, што скоро родит или еще нет. После тово и клин либо более, либо менее колотят, родившему же младенцу шаман нарекает имя, но штоб в той семье было ново. Существенно для характеристики шаманства непременное присутствие посторонних зрителей - тех, кто выполняет при совершении камлания второстепенные функции.

В данном случае в этой роли выступают те люди, которые находятся вблизи юрты - они подсказывают шаману состояние роженицы, и тем самым не только позволяют шаману подстраивать свои магические манипуляции с пнем и клином под течение родов, но и наблюдают воочию всю сверхъестественную силу могущества шамана, проявляемую в ритуале.

Ценной является и ремарка о наречении новорожденного ребенка именем штоб в той семье было ново. У эвенов, наиболее близких эвенкам по культуре и языку, еще и в наши дни бытует запрет давать новорожденным детям имена, которые носят их старшие родственники, если те еще живы. Один из фрагментов Описания Тобольского наместничества содержит описание нескольких последовательно совершенных шаманских ритуалов, связанных с избавлением от заразной болезни.

Приведем этот фрагмент Прежде Чепогирей эвенкийский род Чапогир было человек до тысячи, но многие вымерли оспой следующим случаем.

Один из них был взят в город Енисейск аманатом на год, што в то время по частым бунтам и необходимо было. Он, заразившись оспою, бежал в свою волость, от нево и протчия заразились. В то же время был славной шаман, который предприял свою собратию от злодейства оспы избавить. На претолстом дереве вывертел дыру, штоб человеку можно было пролесть, которой из оной выползет, то шаман ту минуту дыру заткнет, штоб оспа осталась на другой стороне дерева, и так помешкивая пущая один за другим.

После тово начал шаманить и обратясь ко всем сказал, што нет способу свободится, мы все пропадем, но еще приказал зделать земленой бугор со внутренным насквозь сводом, штоб человеку пролесть, и зделал такой же обряд, как и з деревом, но и то не помогло. Бросился шаман в реку Подкаменну Тунгуску, а за ним и другие, иные на оленях, протчие вплав, как и женщины, где бедно живот свой скончали от быстрины воды, а другие не могли вытти от утесистых берегов, хотя в том месте река и не широка.

А малое число вышедших и оставшихся на берегу бежали далее и тем спаслись. Здесь нет сомнения в том, что для наблюдателя, изложившего рассказ о попытках шамана избавиться от оспы, стали очевидными мировоззренческие и семиотические представления, которыми руководствовался шаман в своей практике. В данном фрагменте последовательно описывается, как шаман, пытаясь избавить своих сородичей от заразной болезни, три раза подряд осуществлял ритуал преодоления преграды, создаваемой или избираемой с целью перейти в иную пространственную сферу, недоступную для болезни.

В первый раз это было дерево с проделанным в его стволе отверстием - своеобразное сочетание естественного предмета-преграды и артефакта-прохода в преграде, во второй раз - искусственный насыпанный бугор со сводом, или целиком искусственная преграда, в третий раз подлежащей преодолению преградой между разными частями пространства послужил целиком естественный географический объект - река. Функциональная семиотическая значимость прохождения через преграду в ритуале, совершаемом шаманом, в тексте данного источника настолько очевидна, что наблюдатель явно не мог не заметить истинного смысла действий шамана по разграничению пространства с целью избавления от болезни и символического значения преграды.

Исходя из данного текста, трудно сказать, имело ли преодоление реки чисто условное значение, или это действие было сопряжено с медицинскими или экологическими знаниями, однако можно не сомневаться в том, что те два предыдущих действия, которые шаман придумал и заставлял проделать своих сородичей, в немалой мере лишь способствовали распространению заразной болезни.

Остается неясным, являлась ли коллективная переправа через реку во время перекочевок тем средством избавления от инфекционных заболеваний, и насколько было бы правомерно отнести этот обычай к традиционным медицинским познаниям эвенков. Данный шаманский ритуал представляет значительный интерес для изучения медицинской шаманской практики ритуалов, связанных с лечением больного, поскольку он имеет аналогии в описаниях действий шаманов, относящихся как к XVIII веку, так и близких к современности.

Сходные действия шамана описал Я. И. Линденау у эвенков Охотского побережья на поминках, устраиваемых через год после смерти Я. И. Линденау описывает этот ритуал следующим образом Через год устраивают поминки - Aktilirauw. Берут кусок гнилого дерева, потому что оно мягкое и его можно резать, и делают из него болвана, которй должен изображать умершего.

Его одевают и ставят на постель, где спит вдова или вдовец. После этого приходят соседи из других жилищ и приносят с собой самые лучшие кушанья. Тут же душат оленя, отваривают мясо и его со всеми прочими кушаньями предлагают болвану. После этого приходит шаман с бубном и начинает камлать. Он берет кусок от каждого кушанья и подносит болвану ко рту, потом опять отнимает и сам это съедает, курит трубку и дует дым на болвана. После этого все начинают есть и поедают все, что припасено.

Поев, шаман опять начинает камлать, а по окончании ему приносят кишку, через которую пролезают все присутствующие. После этого шаман перерезает ее со словами, обращенными к болвану Asillahujiatept Oekelmuntschanra, nowirackel, oekelnowira Mutschanadi, hutalningira. По-русски это означает Довольно смотреть друг на друга, довольно, не возвращайся, не порти нашу охоту и не делай никакого вреда своим детям! Когда шаман это проговорит, то с болвана срывают одежду, один берет его, выносит из жилища и вешает на дерево или бросает от себя, как ничего не стоящую вещь. После этого покойнику вообще не устраивают поминального угощения. В материалах Описания имеется также характеристика действий эвенкийского шамана, связанных с предсказаниями будущего - обычным предназначением эвенкийских и эвенских шаманов, а также шаманов народов Крайнего Северо-Востока.

Рассказывая о верованиях эвенков, он отметил, что эвенки имеют шаманов, которыя почитаются у них вместо попов и им предсказывают, что почти нередко для них сбывается, которые в великой у них доверенности.

Для каковых предсказаний сбираются по нескольку в один чум, где на средине раскладен бывает огонь. Все сядут, поджав под себя ноги, и, нагнувшись, смотрят в огонь. Причем происходит у них пение, и бьют в бубен. А несколько погодя шаман встает и начинает разнообразно прыгать около огня весма высоко и между тем неоднократно бросаетца в огонь, а иныя уходят в землю. Бывают недолгое время невидимыми, а толко слышат сидящия один ево голос, и опять являются зрителям.

А потом, будучи обременен навешенными железными бляхами и болванчиками, выскакивает ис чума вон дымником кверху, и помешкав на улице, входит тем же дымником или дверми. Уставши же весма, лежа на земли, отдыхают так, как в обмороке, и, опомнившись, начинают петь и призывать умерших своих родственников, кои были прежде такия ж шаманы. И после сидячим рассказывает о том, что он видел и слышал, о чем каждый из них и вообще все загадывали. Примечательно, что при камлании, направленном на предсказание будущего, шаман может направиться в верхний мир т.е. выпрыгнуть через дымовое отверстие, или пойти в нижний мир а иныя уходят в землю. Сообщение же о том, что шаман может броситься в огонь, очевидно, также относится к тому, что шаман стремится увидеть будущее в верхнем мире здесь автор Описания, наблюдатель, похоже, оказался жертвой шаманского гипноза.

В составленном им тексте дважды отмечено то, что шаманские ритуалы эвенков совершаются в закрытом помещении-чуме при горящем посреди него огне - об этом говорится в характеристике рассматриваемого ритуала предсказания будущего, а также в том фрагменте описания, где говорится, что шаман при общении с духами-помощниками скачет около огня. Совершенно очевидно, что и то закрытое полутемное пространство жилища, где помещались зрители - непременные участники шаманского ритуала, и яркий свет огня, освещающий сцену и главного актера-шамана, являются в ритуале средством создания у наблюдающих гипнотического эффекта, сходного с тем, какой создает у зрителей освещение сцены в современном театре.

Что касается характеристики шаманского костюма, то здесь привлекает внимание наличие на нем болванчиков, то есть изображений духов-помощников шамана.

Если в первом из рассмотренных фрагментов Описания в качестве элемента костюма шамана фигурировали изображения змей, то в данном тексте духи-помощники шамана имеют антропоморфный характер.

Очевидно, духи-помощники шаманов у эвенков имели как антропоморфный, так и зооморфный характер то же самое имеет место у эвенов, однако у последних в виде изображений на шаманских костюмах и других шаманских атрибутах преобладают антропоморфные фигурки, различающиеся по сезонному характеру и этнической принадлежности своего костюма. Характерной подробностью является и призывание шаманом умерших родственников, очевидно, также выступавших в роли помощников шамана, а ремарка кои были прежде такия ж шаманы, очевидно, может быть свидетельством того, что шаман в процессе камлания призывал себе на помощь тех умерших родственников, кто обладал шаманским даром в наибольшей степени.

Что касается совершаемых во время ритуала прыжков шамана, которые позволили ему покинуть чум через дымовое отверстие, то здесь, насколько мы можем судить и как бы это ни было странно для современного исследователя, мы должны всецело верить изложению. Из этнографических и фольклорных материалов нам известно, что одним из необходимых умений воина у тунгусов эвенов и эвенков и у народов Крайнего Северо-Востока было умение выпрыгивать из жилища вверх через дымовое отверстие.

Выражение халкамчали мэлун чин - выскочил через верхнее отверстие жилища, у которого скрещиваются опорные жерди-халкамча весьма часто встречается в сказках и преданиях эвенов Охотского побережья. Таким образом, здесь в шаманском обряде эвенков, наверное, реализована вполне прозаическая деталь, относящаяся к практике физических упражнений и военному делу. Сведения о шаманстве эвенков, содержащиеся в Описании Тобольского наместничества, выделяют этот источник среди других материалов по этнографии народов Сибири XVIII века как уникальный документ, в котором наряду с фактологическим компонентом представлена и точка зрения наблюдателя.

В отличие от многих путешественников и ученых своего времени, составитель Описания Тобольского наместничества смог адекватно оценить и тот театрально-зрелищный компонент шаманских обрядов эвенков, который оставался вне поля зрения исследователей культуры народов Сибири в течение весьма продолжительного времени. 3.2

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Шаманство

Шаманство - одна из древнейших религиозных систем. Оно было распространено повсеместно на различных территориях Севера и Юга и сохранилось до… Однако методы шаманов похожи, даже у народов с совершенно разными культурами,… Т.е. можно предположить, что в процессе совершенствования своих методов шаманы приходили к одинаковым результатам.…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Шаманство эвенков

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Шаманство как форма религии
Шаманство как форма религии. Шаманство - одна из наиболее ранних форм религии, возникшая по всей вероятности еще в каменном веке. Но само по себе шаманство не является какой-либо отдельной религией

История шаманского бубна
История шаманского бубна. Великая Октябрьская социалистическая революция открыла перед народами Сибири светлый путь к построению новой жизни. Прекратился вековой гнет, прекратилась эксплуата

Шаманство казахов и ногайцев-карагашей Нижнего Поволжья
Шаманство казахов и ногайцев-карагашей Нижнего Поволжья. В XIX - начале XX вв. в Астраханской губернии шаманская практика сохранялась у казахов Букеевской Внутренней Орды и ногайцев-карагашей Красн

Шаманство ненцев
Шаманство ненцев. У ненцев, для того чтобы стать настоящим шаманом тадибе, необходимо было пройти путь познаний и испытаний в течение двадцати лет. Первые признаки особого призвания нередко обнаруж

Шаманство в современном мире
Шаманство в современном мире. За последние 20 лет шаманизм перестал быть лишь важной темой антропологических исследований и постепенно перешёл в сферу практических интересов широкого круга людей, з

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги