Cпецифика соотношения религии и науки в рамках христианства, буддизма, ислама

Содержание Введение 1.Человек в религиозном и нерелигиозном мировоззрениях. 2.Религия и наука в естественно-научных знаниях. 3.Отражение в религиях и науке знаний об обществе. 4.Нравственные проблемы религии и науки. 5.Эстетические проблемы религии и науки. 29 Заключение 30 Список литературы 31 Введение. Сегодня отношения между наукой и религией находятся в процессе своего формирования, научные знания развиваются в рамках мифологии и религии, в магических учениях.

Переплетение магических и простонаучных представлений обнаруживало начала иного подхода к природе, чем религия. Вопрос является актуальным для многих, вызывая живой интерес и споры среди философов и ученых, и теологов. Соловьев, Рассел, Кант, Юм, Спиноза, Бердяев, Гегель, Ницше - все они задумывались над этим. В этом комплексе представлений отсутствует собственно религиозное переживание - благоговейный страх перед неизвестным и удивительным святым.

Постепенно научные знания обособляются в независимую форму постижения природы. Естествознание вырабатывает свои методы и критерии, свою модель рациональности и картину мира. Вопрос о взаимоотношении науки и религии становится проблемой согласования и разграничения религиозных и научных представлений о мире. Фома Аквинский разработал концепцию естественной теологии, в которой обосновал возможность последовательного перехода от научных к философским и религиозным истинам.

В отчетливой форме противоречия между научными и религиозными представлениями о мире проявились в XVII-XVIII вв когда возникает механическая картина мира, которая на основе законов механики в принципе постичь все, исходя из самой природы. Для этого, по выражению П.С. Лапласа 1749-1827 , нужно знать только координаты и скорости всех молекул. Законы сохранения энергии и движения, закон сохранения вещества, открытие клеточного строения живой природы, теория эволюции легли в основу научной картины мира и лишали религиозные представления оснований в природе.

Католический теолог Ж. Маритен имел все основания утверждать, что наука и теология достигли линии водораздела. Начиная с 20-х гг. ХХв. В науке совершаются открытия и возникают теории, которые не вписываются в механическую модель мира, требуя ее серьезного пересмотра. К ним относятся - теория относительности, изменившая представления о связи пространства и времени, законы физики микромира и др. На основе этих новых открытий и теоретических построений пока не выработана современная научная картина мира столь же целостная, как и созданная на основе механики, надежды на которую ученые связывают с разработкой общей теории поля. Наука и религия, научное и религиозное мировоззрения - две несовместимые вещи? И все таки рассмотрим в общим чертах и то и другое, чтобы предоставить общую картину.

Религиозное мировоззрение - это широкое обобщающее понятие для значительного числа различных систем миропонимания и мироотношения, исторически существовавших в рамках многочисленных религий.

С появлением религиозного мировоззрения совпадает и появление особой группы людей, выступавших в роли систематизаторов, хранителей религиозных идей и традиций. Религиозное мировоззрение демонстрирует чрезвычайно эффективное взаимодействие двух мировоззренческих уровней - обыденного н теоретического. Условием прочности, распространенности того или иного мировоззрения является то, насколько оно укоренилось на уровне обыденного сознания, насколько оно отвечает образу повседневной жизни людей, их культуре, уровню знании, их потребностям. Религиозное решение мировоззренческих проблем, благодаря своей образно-наглядной форме, аналогичной художественно-поэтической, оказывается вполне доступным для усвоения на этом уровне сознания.

Главным способом усвоения религиозного мировоззрения выступает вера, воспринимаемая от предшествующих поколений во всем исторически -культурном контексте и опирающаяся на личный опыт человека.

А практика культовых действий располагает механизмами подкрепления и формирования этой веры применительно к особенностям обыденного сознания. На уровне теоретического сознания, теологии совершается процесс систематизации и обновления мировоззрения в соответствии с происходящими изменениями как в самой жизни, так и в области знаний и развития культуры в целом. В содержании различных религиозных мировоззрений имеется ряд повторяющихся фундаментальных идей творения мира Богом креационизм, предопределение Богом происходящих в мире событий провиденциализм, целесообразности мирового устройства телеология, души кок особой сущности в человеке, связи человека и Бога, воскресения и посмертного существования и др. Философское мировоззрение, в отличие от мифологического и религиозного, развивается на уровне теоретического сознания.

Как и религиозное, философское мировоззрение выступало и выступает в многочисленных разновидностях.

Оно связано с естественными и общественными науками подобно наукам, представляет теоретический уровень сознания в своем специфическом понятийном выражении оно не может быть просто перенесено на обыденный уровень. А вот у немецкого философа Гегеля 1770-1831 свое мнение на этот счет. Гегель утверждал, что содержание религии и философии тождественно, они различаются лишь по форме в религии - представление, в философии - понятие. Религию Гегель рассматривает в качестве специфической формы знания. Религия, по Гегелю, снимается более высокой формой знания - философией, которая имеет задачу разработать логические категории и является наукой наук. Как свидетельствуют социологические исследования, в мире становится все больше сторонников нерелигиозного мировоззрения, что обусловлено социальными процессами и связанными с ними изменениями в культуре.

При этом образно-наглядные формы религиозного сознания, имеющие для него огромное значение, освобождаются от религиозных и мифологических функций, становясь самостоятельной, самобытной сферой общественного сознания - искусством.

Человек в религиозном и нерелигиозном мировоззрениях

2 6 . 1 26-27 1 Кор. п нарушается гармония сил плоть восстает против души, против духа, чув... Еще в XIX в. Смерть -суровая реальность, и серьезное отношение к ней не позволяет и...

Религия и наука в естественно-научных знаниях

Отрытые в XVII в. Рассказывают, что, получив в подарок экземпляр книги ученого Изложение... П. Хаббал, 1889-1953 и др неравновесная термодинамика И. Фера, О.

Отражение в религиях и науке знаний об обществе

С именем такого предка связывалось установление обычаев и традиций, пр... д. Онтология власти исходит от Бога. Поскольку общество мыслится встроенным в космический миропорядок, пони... Полное счастье и добрых ожидает не в этой, а в другой жизни.

Нравственные проблемы религии и науки

В условиях господства религиозного способа мышления многие эти сферы, ... Религиозная мораль не надсоциальна, социально-корпоративное содержание... Разумеется, проблему нельзя свести лишь к сопоставлению цитат. Библия ... Но, с другой стороны, эти же стороны религиозной морали в состоянии пр... Иногда это происходит очень неприметно, продолжают сторонники отмеченн...

Эстетические проблемы религии и науки

Аналогичные процессы протекали и протекают в художественном творчестве... д. Хайдеггера 1889-1976 , Л. Дали, Л. Тендрякова, В.

Заключение

Заключение. Диалог различных видов мировоззрения не означает отказа каждой из сторон от своих принципов, он нацелен на поиск тех вопросов, в решении которых имеет место совпадение или близость позиций.

Этот принцип применим и для отношений религиозного и нерелигиозного мировоззрений. Итак, какие же условия необходимы для того, чтобы совершился переход к диалогу мировоззрений? В последней четверти нашего века все более нарастало осознание того, что над всеми жителями Земли, независимо от мировоззренческих различий, нависла общая угроза гибели от возможной термоядерной войны, от экологической катастрофы, и отвести эти угрозы, найти выход возможно только совместными усилиями всех. Путь насильственного решения споров, в том числе мировоззренческих, в условиях современного развития становится недопустимым.

Общей основой для диалога религиозных и нерелигиозных мировоззрений могут служить принцип гуманизма, интересы человека. Признание того, что высшей ценностью для человека является человек, может и должно служить основой диалога сторонников любых мировоззрений. Диалог не предполагает нивелирования или отказа от различий.

Наоборот, понимание этих различий, в том числе и принципиальных, их глубокое знание, неискаженное видение есть одно из условий корректного диалога. Например, онтологические вопросы в религиозных и нерелигиозных мировоззрениях решаются по-разному. В определенных случаях это различие носит принципиальный характер. Но в реальной жизни более важными оказываются конкретные трактовки, практические следствия применительно к жизненным ситуациям и конкретно-историческое применение этих принципов.

И здесь наблюдается интересная тенденция в аксиологическом аспекте, в частности применительно к улучшению условий жизни людей, позиции сближаются. Аналогично обстоит дело и с отношением к закономерностям, законам, действующим в мире. Если наука исходит из того, что закономерности внутренне присущи миру и познаваемы, а сторонники религиозного мировоззрения считают их божественными принципами, мыслями, вложенными в мир, то различие сводится к пониманию природы законов. Общим же оказывается признание их независимого от человека существования.

Различия религиозного и нерелигиозного мировоззрений лежат также в плоскости понимания соотношения веры и разума. Вопрос о соотношении веры и разума занимал значительное место как в религиозном, так и в философском мировоззрениях. Философский рационализм, сосредотачивая внимание на доказательствах разума перед верой, зачастую фактически выносил изучение социально-психологического феномена веры за пределы научного исследования.

В настоящее время обозначается тенденция к нахождению взаимодействия, а не противопоставления веры и разума в рамках и религиозного, и нерелигиозного мировоззрений. Не отказываясь от исходных принципов, теологи отдают должное достижениям человеческого разума в тех областях науки, которые способствуют улучшению жизни людей. С другой стороны, представители философского мировоззрения все активнее осмысливают значение веры как социально-психологического феномена, признают, что принципиальные теоретические положения мировоззрения на уровне обыденного сознания становятся в первую очередь предметом веры или неверия, а не рационального объяснения.

Таким образом, возможность и пределы диалога определяются тем, как религиозные и нерелигиозные мировоззрения отражают один и тот же реально существующий мир, в какой степени ориентированны на интересы и благополучие человека, на утверждение гуманизма, справедливости, мира, на создание общества, достойного человека.

Список литературы

Список литературы Л.В. Блинников Великие Философы Логос, М 2000 Рассел Б. Почему я не христианин М 1987. Швырев В. Научное познание как деятельность М, 84 Моррис Г. Сотворение мира научный подход.

Калифорния, 1990 Бердяев Н. Философия неравенства М, 90 Бучило М.Ф. Восприятие искусства М, 90 Угринович Д.М. Искусство и религия М,82 Яковлев Е.Г, Искусство и мировые религии М,85 Яблоков И.Н. Религиоведение, Высшая школа, М, 2001. Фролов И.Т. Введение в философию, Политизд, М, 90.