рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Нравственные проблемы религии и науки

Нравственные проблемы религии и науки - раздел Культура, Cпецифика соотношения религии и науки в рамках христианства, буддизма, ислама Нравственные Проблемы Религии И Науки. С Традиционной Религиозной Точк...

Нравственные проблемы религии и науки.

С традиционной религиозной точки зрения мораль дарована человеку свыше, ее основные нормы и понятия сформулированы непосредственно божеством, зафиксированы в священных книгах, и люди должны неукоснительно следовать им. Так, согласно Ветхому Завету, пророк Моисей получает на горе Синай от Бога готовый кодекс нравственного поведения - скрижали каменные плиты с заповедями Декалог. В Новом Завете Богочеловек Иисус Христос лично обращается к народу с нравственными поучениями Нагорная проповедь. В исламе пророк Мухаммед получает этические наставления через ангела Джебраила от самого Аллаха и передает их правоверным и т. п. Для верующих людей мораль предстает как свод вечных и неизменных повелений или же таких императивов, изменения в которые может вносить только высшая божественная сила, т. е. как религиозная мораль.

При таком понимании без и вне религии мораль появиться не может, и подлинная нравственность без религии не существует. Отсюда выводится и жесткая зависимость много религии - много морали либо, напротив, мало религии - мало морали. Нравственные отношения коренятся в обществе, имеют собственный источник возникновения, развития и совершенствования, произрастают из гущи человеческих отношений, складываются между людьми в их социальной и личной жизни и отражают реальную практику человеческого общежития.

Hа заре человечества постепенно формирующаяся в обществе методом проб и ошибок, в условиях постоянной борьбы за выживание система запретов, предписаний и обычаев стала реальной основой возникновения собственно нравственных норм морали.

Окончательная дифференциация сфер духовной жизни нравственной, художественной, преднаучной, религиозной и пр. произошла уже в классовом обществе. В условиях господства религиозного способа мышления многие эти сферы, в том числе и мораль, выступали в соответствующей форме. Особенности религиозной морали. Содержание религиозной морали задается соответствующим религиозном сознанием, она имеет сложное строение, включает ряд аспектов.

Существенная особенность религиозной морали - удвоение нравственных обязанностей. Основные установки религиозной морали ориентируют человека на два объекта, на две группы ценностей земные и небесные, человеческие и сверхчеловеческие. При этом земные реалии человеческого существования, нравственные обязанности людей друг перед другом и обществом оказываются подчинены задачам религиозного служения. Библейское десятисловие десять заповедей, открытых Моисею на горе Синай, например, состоит как бы из двух частей.

Первые четыре заповеди касаются отношении человека с Богом. В них отстаиваются принципы единобожия, запрещается поклонение другим богам, не делай себе кумира, не поклоняйся им и напрасное всуе произнесение имени Бога, указывается на необходимость соблюдения такого ритуально-культового предписания, как почитание дня субботы, чтобы святить его Ис. 20 4, 5, 8 . Все эти обязанности поставлены в Десятисловии на первое место, и лишь затем идут шесть остальных заповедей, нормирующих отношения между людьми.

В религиозных системах морали нравственные обязанности перед Богом считаются ведущими, основными. Отсюда вытекает еще одно отличие религиозной морали, связанное со своеобразием критерия нравственного поведения. С религиозной точки зрения фундаментальным требованием истинно нравственного поведения является его принципиальное соответствие религиозным императивам и догматам. Важное место в системе религиозной морали занимают социально-корпоративные сословные и пр. идеи и предел явления, отражающие и выражающие позиции различных общественных слоев и групп. Религиозная мораль не надсоциальна, социально-корпоративное содержание и наполнение религиозно-нравственных требований в различные исторические эпохи оказываются совершенно неоднородными.

Одни и те же императивы религиозной морали способны выражать самые различные общественные позиции. В религиозно-этических учениях обнаруживаются материалы, фрагменты, высказывания, представляющие трудно соединяемые, трудно сочетаемые, на первый взгляд позиций. Сравним, например, императив библейского текста перековать мечи свои на орала, и копья свои - на серпы Ис. 2 4 с другим библейским требованием - перекуйте орала ваши на мечи и серпы ваши на копья Иоил. 3 10 . Разумеется, проблему нельзя свести лишь к сопоставлению цитат.

Библия соединила, собрала в себе многочисленные идеи, отражающие взгляды самых различных слоев населения, проявившиеся в разные периоды истории.

Необходимо учитывать конкретно-исторические условия формирования тех или иных религиозно-нравственных положении, принимая во внимание, что в них своеобразным, специфическим способом получили освящение некоторые реальные стороны бытия людей. Известный евангельский призыв не заботьтесь о завтрашнем дне, наблюдая птиц небесных они ни сеют, ни жнут и полевые лилии, как они растут ни трудятся, ни прядут Мф. 6 26, 28, 34 выражал, с одной стороны, неприятие угнетенными в первую очередь рабами своего незавидного состояния и необходимости работать на угнетателей.

С другой - в этом лозунге проявилось и презрительное, пренебрежительное отношение к труду как таковому, бытовавшее среди римского плебса той эпохи требовавшего хлеба и зрелищ. В другом, не менее известном новозаветном изречении - кто не работает, пусть не ест - нашло выражение критическое отношение к праздному образу существования высших слоев рабовладельческого государства. Библия соединила и как бы уравняла эти разнородные по своему содержанию и духу фрагменты, отражающие различные социально-этические настроения и ориентации.

В иных уже исторических условиях старые религиозные формы способны наполниться новым социалъно-нравственным смыслом и быть выдвинуты на передний план, оказываясь центральными и значимыми в глазах приверженцев тех или иных социальных движений. Так, в контркультурных молодежных поисках 60-х - начала 70-х годов XX в. активно воспроизводились раннехристианские положения о птицах небесных и лилиях полевых. В этом, в частности, проявлялось неприятие контркультурой прагматической морали отцов, нацеливавших на успех в предпринимательской деятельности.

В самой же протестантской версии христианства с начала ее появления освящение приобретала именно капиталистическая практика накопления богатства. Подобное осмысление труда как первого закона Бога совмещалось в протестантской этике особенно в пуританстве с негативным отношением к нищим. Они объявлялись бездельниками и недостойными в этическом плане людьми.

В религиозной морали имеется ряд простейших и важнейших норм нравственности, выработанные поколениями людей этические ценности, принципы социального общежития, размышления и наблюдения над вечными моральными проблемами, правила отношений с природным окружением и т. д а главное - решение таких вопросов, как зачем человек живет на свете в чем смысл жизни что есть добро и зло В религиозных формах человечество тысячелетиями накапливало и развивало понятия о милосердии, утешении, сострадании, воздаянии, долге и других существеннейших нравственных императивах и принципах человеческой жизни.

Эти императивы, нормы, ценности, наблюдения в системе религиозной морали получают специфическую интерпретацию, приобретают значение богоданных. К сильным сторонам религиозной морали и этики можно отнести внешнюю простоту ответов на самые сложные нравственные проблемы, твердое обеспечение критериев нравственных ценностей, идеалов и требований, их своеобразную целостность и упорядоченность.

Готовые, уже имеющиеся в системе религиозной морали ответы на основные вопросы нравственной жизни способны вызвать определенную эмоционально-психологическую умиротворенность этического сознания людей. Сильной стороной религиозной морали выглядит и постановка проблемы нравственной ответственности человека за совершенные деяния перед всевидящим Богом прежде всего. Но, с другой стороны, эти же стороны религиозной морали в состоянии придать сознанию верующих такие ориентации, как нравственный буквализм и догматизм, пассивность, отказ от дальнейшего углубленного постижения существа поставленных этических вопросов, нетерпимость и даже фанатизм - ведь в священных писаниях, как предполагается, все моральные истины уже представлены.

Неоднозначно и решение проблемы нравственной ответственности человека. Расплачивается за свои дела он вроде бы перед Богом, однако на практике от имени Бога говорили церковь, духовенство, различного рода пророки и харизматические лидеры, прячем зачастую высказывали взаимоисключающие в моральном отношении положения.

Иными слонами, критерии и гарантии религиозных нравственных истин не вполне надежны в реальной жизни людей абсолютные истины религиозной морали интерпретируются и применяются по-разному. Религиозная мораль сберегает, сохраняет некоторые культурные, национально-бытовые и прочие традиции. Религия, освящая некоторые достигнутые на определенном этапе развития человечества нравственные нормы, ценности, запреты и повеления, придавая им ореол святости и абсолютности, оформляет этот довольно противоречивый и разнородный, многоукладный этический комплекс в виде монолитного, единого, неоспоримого, годного на все времена, вечного богоустановленного свода правил, несоблюдение которых влечет трагичные последствия для общества и отдельных его членов.

При этом подчеркивается особая моралеобразующая функция религии в генезисе и упрочении нравственности.

Возможна ли безрелигиозная нравственность? Однако вопрос остается открытым разве религия делает мораль моралью? Подобное мнение господствовало в прошлые века. Как уже было сказано, только в XVII в. высказано предположение о возможности существования общества, граждане которого были бы свободны от религиозных воззрений французским мыслителем П. Бейлем. В таком обществе, доказывал философ, люди вполне могли бы вести нравственный образ жизни, не встали бы на стезю преступлений и пороков.

П. Бейль показал, что и неверующий может быть почтенным человеком, что унижает людей не отказ от религиозной веры, а идолопоклонство, суеверие и предрассудки. Немецкий мыслитель Кант 1724-1804 рассматривал все существовавшие в истории религии как виды ложного богопочитания. Единственно истинная религия содержит в себе лишь нравственные законы, устанавливаемые практическим разумом, и ничего более. Кант довольно определенно высказывался о независимости нравственных норм от веры в Бога. Он писал Мораль, поскольку она основана на понятии о человеке как существе свободном, но именно поэтому и связывающим себя безусловными законами посредством своего разума, не нуждается ни в идее о другом существе над ним, чтобы познать свой долг, ни в других мотивах, кроме самого закона, чтобы этот долг исполнять. Говоря о возможности безрелигиозной нравственности, вспоминается немецкий философ Фридрих Ницше 1844-1900 , чья взгляды на религию были напрямую связаны с его концепцией сверхчеловека.

С детства Ницше отличался религиозностью, но в дальнейшем занял критическую позицию по отношению к христианству.

Он становится противником религии, проводя эту тему в различных произведениях и создав такую работу, как Антихрист с подзаголовком Проклятие христианству. Религия, утверждает Ницше, исчерпала себя и не способна решить кардинальные проблемы жизни. Ницше выдвинул положение Бог умер! Бог мертв! И это мы его умертвили! Вера в христианского Бога стала не заслуживающей доверия Веселая наука.

Аф. 125-11, 343-1 . В наши дни безрелигиозность - массовое явление подобная ситуация, которую в религиозных кругах часто характеризуют как вызов атеизма, серьезно беспокоит богословов различных конфессий. Они нередко называют эту ситуацию самым поразительным феноменом XX века. Более того, часть теологов утверждает, что нынешние угрожающие самому существованию человечества явления, такие, как глобальные проблемы современности, опасность мировой военной катастрофы, различные теневые стороны социального бытия, духовно-нравственный кризис общества, напрямую связаны с отходом людей от религии и церкви, с переориентацией их сознания и морали на ценности материального порядка, потребительство, приобретательство, вещизм.

Характерна в этом плане ватиканская энциклика Dominuem et vivificantem Господа животворящего , 1986 . В ней папа римский Иоанн Павел II утверждает, что современная цивилизация окрашена в мрачные тона материализма, в результате чего в ней вырисовывается общая картина смерти появляется все больше ее смерти вестников.

К ним папа относит и гонку вооружений, чреватую опасностью ядерного самоистребления человечества, и разгул международного терроризма, и нищету и голод в слаборазвитых странах. Системой же, которая ответственна за все отмеченные ужасающие явления, оказывается, по мысли папы, атеизм. Логика доказательства данного тезиса такова. Атеизм по своей природе-это идеология смерти, поскольку он не принимает концепцию загробной жизни и считает, что если отдельный человек смертен, то точно так же дело обстоит и с человечеством в целом. Материализм неизменно отдает предпочтение материальному, отводя духовным, нравственным ценностям второстепенное место либо вообще игнорируя и третируя их. Конечно, проблема вещизма и консюмеризма вполне реальна.

Представители религий справедливо критикуют эти явления. В такой этической критике верующие и неверующие, в том числе и многие атеисты и материалисты, могут занимать и занимают общие позиции.

История показывает, что материалисты - в философском значении этого понятия - в большинстве своем не отвергали и не отвергают духовные ценности которые и называют высшими, духовность и мораль, не ставили над всем этим материальные блага. Все дело в том, какое содержание, какую интерпретацию приобретают высшие духовные, моральные ценности в светских концепциях они имеют иной смысл по сравнению с богословскими. Схематично мировоззренческие различия в вопросе об источнике морали можно изобразить так. Верующие, как уже было отмечено, считают, что в основе и начале нравственности лежит религия, религиозные причины трактуемые в каждой конкретной конфессии по-своему. Эти причины, по их мнению, и вызывают к жизни-то, что принято называть общезначимыми ценностями морали, которым практически следуют и неверующие люди, ведущие нравственный образ жизни.

Точка зрения неверующих людей такова общезначимые нравственные ценности, выработанные человечеством, являются первичными по отношению к собственно религиозным моральным нормам этические ценности приобретают религиозные формы в системе того или иного вероучения.

При отмеченной разнице взглядов религиозных и нерелигиозных людей на источник моральных ценностей на практике они могут вести сходный нравственный образ жизни, разделять одни и те же нравственные взгляды и позиции, быть близкими и даже едиными в понимании того, что есть добро и зло, хорошо и плохо и т д. В любом случае глубоко несчастен а порой и опасен человек, не имеющий твердых духовно-нравственных оснований существования, объективных свободных от произвола и субъективного толкования ценностей, независимо от того, религиозные они или светские.

Безрелигиозный выбор заставляет человека глубоко и серьезно задуматься о своем месте в мире, в обществе, среди людей. Остается ли он в положении одиночества и незащищенности, отрицая реальность помощи свыше, заступничество Бога? На кого он должен рассчитывать? Только ли на себя, на свои ограниченные возможности? Действительно, многие безрелигиозные концепции предполагают наличие у человека большого мужества и интеллектуально-волевых ресурсов, зрелой духовности и нравственного здоровья для того, чтобы его существование было наполнено значением и смыслом.

Эти концепции утверждают достоинство и уникальную ценность человека, несмотря на многочисленные факты отступления людей от выполнения своего назначения, нарушения императивов порядочности и чести, подавления в себе голоса совести.

Человеческое, гуманистическое измерение всегда присутствовало в людях, звало на поступки, возвеличивающие само имя Человека. Быть честным с самим собой, оценивать себя и окружающий мир в полном выражении, реалистично - все это часто требует мучительных усилий, подчас героизма. Но без такой установки на жизнь трудно обрести себя, самореализоваться, построить свою судьбу, Иными словами, данные концепции призывают челочка не потерять, а обрести себя, наполнить свое земное существование нравственным смыслом и значением, так расширить свое бытие в отпущенный ему срок, чтобы дни и часы не прошли даром, не утекли, как вода в песок, бесполезно растраченные.

Эти концепции подчеркивают, что человек живет в обществе не один. Окружающие, близкие и далекие от него люди -вот его реальный шанс, истинная надежда. В их кругу дано человеку самоосуществиться, обрести признание, благодарность людской памяти, бессмертие. Разве ушли из нашей жизни, указывают приверженцы данных позиций, великие гении литературы, науки, борцы за свободу и счастье человечества? Но память о себе оставляют не только великие.

Все хорошее, доброе, нравственное, что сделал человек, остается с его ближними, не пропадает. Иногда это происходит очень неприметно, продолжают сторонники отмеченных концепций, но это так. Нас окружает, настаивают они, целый мир, который во многом сделан, создан руками, разумом и гением Человека. В этом мире много плохого, но много и хорошего.

Во всем проявились различные стороны человеческой сущности. По этим плодам и происходит высший моральный суд людской совести и памяти. Философы часто рассуждают о мужестве быть, о тайне существования человека, его жизни, его нравственности. И религиозные, и нерелигиозные люди по-своему отвечают на эти проклятые этические вопросы в философии их называют экзистенциальными. В этом плане верующие и неверующие могут взаимно обогащать свои моральные взгляды и убеждения, вести плодотворный гуманистический диалог о феномене Человека, его предназначении, опорах его морали.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Cпецифика соотношения религии и науки в рамках христианства, буддизма, ислама

Переплетение магических и простонаучных представлений обнаруживало начала иного подхода к природе, чем религия. Вопрос является актуальным для… Постепенно научные знания обособляются в независимую форму постижения… В отчетливой форме противоречия между научными и религиозными представлениями о мире проявились в XVII-XVIII вв когда…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Нравственные проблемы религии и науки

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Человек в религиозном и нерелигиозном мировоззрениях
Человек в религиозном и нерелигиозном мировоззрениях. Древние и новые определения человека сходятся в том, что он мыслящее существо. Человек изначально предстает сам для себя вопросом. В древности

Религия и наука в естественно-научных знаниях
Религия и наука в естественно-научных знаниях. Успехи естественных наук и опирающиеся на них достижения техники очевидны и впечатляющи. Благодаря научно-техническому прогрессу сблизились страны и к

Отражение в религиях и науке знаний об обществе
Отражение в религиях и науке знаний об обществе. Всякая система мировоззрений вырабатывает свои принципы понимания не только природы, но также общественных явлений. Современные знания об общ

Эстетические проблемы религии и науки
Эстетические проблемы религии и науки. Многовековой диалог о природе эстетического, протекающий в мировой культуре, лаконично обозначили строки поэта Н. Заболоцкого Что есть красота И почему ее обо

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги