рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Яджурведа и Самаведа

Яджурведа и Самаведа - раздел Культура, Древнеиндийская литература Яджурведа И Самаведа. Яджурведа - Книга Жертвенных Изречений. Самаведа...

Яджурведа и Самаведа. Яджурведа - книга жертвенных изречений.

Самаведа- книга песнопений- не имеет самостоятельной литературной ценности; почти все стихи её составляющие взяты из Ригведы. Гораздо большее значение как литературный памятник имеет Яджурведа, собрание яджусов, магических изречений и молитв, произносимых жрецами во время жертвоприношений. Содержание Яджурведы и Самаведы ограничесно ритуальной тематикой.

И если Самаведа касается только ритуала сомы (божественного напитка), в Яджурведе вся чудовищно сложная система обрядов древнего брахманизма, разработанная до мельчайших деталей. И кажой детали придаются величайшая важность и символическое значение. Малейшее отклонение от освященного порядка ритуальных действий делает недействительным весь длительный и необычайно трудоемкий обряд. При такой системе ритуал становится тайной для всякого, не принадлежащего к жреческой касте. как полагают, могущество жрецов как характерная черта для стадии прехода от родо-племенного строя к ранней государственности коренится ещё в индоиранской жреческой идеологии, но только в арийской Индии ритуальная система получила такое особое развитие, и Яджурведа отражает эпоху, когда роль и влияние брахманского сословия необычайно возрастают.

Эта сложная ритуальная система ориентируется на календарь созданный жрецами, но основывающйся на определении сроков посева и жатвы, выработанном эмпирически многими поколениями земледельцев.

В ритуальном календаре эти знания обращены были в таинства доступные лишь посвященным. В первых нескольких главах Книги подробно описываются заклинания, сопровождающие обряды жертвоприношений в ново- и полнолуния, которые открывают весь цикл регулярных брахманистских обрядов. Столь же подробно описываются затем жертвоприношения предками другие ритуалы, в которых каждая деталь должна быть неукоснительно соблюдена ради магической действенности.

В дальнейших главах рассматривается ритуал сомы и связанные с ним жертвоприношения животных. Эти обряды, особенно торжественные и дорогостоящие, были доступны не каждому домохозяину. Животные приносились в жертву различным богам (чаще всего Индре). Далее идут главы, посвященные однодневному воинскому обряду с состязаниями в гонках на колесницах и питье хмельного напитка суры, в другое время запрещенного. Детально описывается обряд церемонии сооружения жертвенного алтаря Агни. Это один из самых торжественных и самых сложных обрядов, который длится не менее года. На первом его этапе со множеством символических действий и соблюдением множества условностей замешивается глина для строительного материала, затем столь же замысловато обставляется изготовление из этой глины главной части алтаря - сосуда, в котором будет поддерживаться огонь.

Церемония сопровождается жертвоприношением животных - головы пяти определенных животных замуровываются в основание алтаря, а тела бросаются в ту самую воду, откуда была взята глина для алтаря, который строится в форме птицы с распростертыми крыльями из 10 800 кирпичей, причем каждый кирпич получает свое наименование и символическое значение и закладывается с определенными манипуляциями и магическими изречениями.

В дальнейших главах описываются обрялы, посыященные Индре, Ашвинам и Сарасвати, а также приводятся молитвы для торжественного жертвоприношения коня, знаменующего высшую степень царского могущества в Древней Индии. Этот обряд, которому придавалось чрезвычайное значение и который многократно упоминается в литературе, также длится в течение годаи отличается сложной символикой, отражающей во многих деталях черты очень древнего мировоззрения.

В начале его производится довольно сложная церемония с принесением в жертву собаки, затем освященный этой церемонией жертвенный конь отпускается на волю и целый год бродит всюду где ему вздумается, сопровождаемый отрядом вооруженных юношей. предполагается, что земля, на которую ступит его нога, переходит под власть царя, устроителя обряда, и в случае надобности воины, следующие за конем, отстаивают эти земельные приобретения силой.

По прошествии года коня возвращают и чрезвычайно торжественно приносят в жертву вместе с многими другими животными. Весь обряд служит возвышению царя над соседними государями и укреплению его власти и могущества. Особый интерес представляет глава тридцать, посвященная так называемому человеческому жертвоприношению. В ней перечисляются люди, которых следует принести в жертву при этом обряде - всего 184 человека! Текст этой главы гласит: "Жреческому достоинству приносят в жертву брахмана, царскому достоинству - кшатрия, подвижничеству - шудру, тьме - вора, аду - убийцу, злу -евнуха, страсти - гетеру, шуму - певца, танцу - сказителя, пению - скомороха, смерти - охотника, костям - игрока, сну - слепого, беззаконию - глухого, сиянию - поджигателя, земле - хромого, небу - лысого". Совершенно очевидно, что речь здесь идет не о действительном человеческом жертвоприношении, но скорее о некоем символическом обряде Молитвы Яджурведы, как и гимны Ригведы, большей частью обращены к богам, в основном к тем же, которые составляют пантеон старшей из Вед. Но ко времени Яджурведы в пантеоне происходят и важные изменения, начало которым было положено ещё в поздних частях Ригведы.

На первый план выдвигается Праджапати, бог-творец, оттесняющий Индру с главенствующих позиций.

Сильно возрастает значение Рудры, сменившего свое постоянное имя на Шива, и особенно Вишну, который в этот период все более отчетливо отождествляется с жертвоприношением.

Боги во главе с Индрой борются с демонами за бесмертие. Появляется культ змей. Но как особенно характерную черту отраженного в Яджурведе мировоззрения следует отметить изменившееся по сравнению с Ригведой отношение между божеством и жертвоприношением. В Яджурведе центром всех стремлений и помышлений становится жертвоприношение, и правильное исполнение его во всех деталях дает жрецу магическую власть, которой он может достичь исполнения любых желаний. В Яджурведе вообще стирается представление о Боге как о высшем существе, свойственное развитым религиозным системам, следовательно об этой книге можно говорить как о памятнике эпохи высшего развития одной из древнейших форм религии - магии.

Возвышение жреческого сословия находит свое предельное выражение в знаменитом изречении Яджурведы, приравнивающем брахманов к самим богам. Содержание Яджурведы не ограничивается, однако, магическими формулами и описанием обрядов. Здесь содержатся также повествовательные тексты- легенды и притчи, приводимые для толкования отдельных деталей ритуала, космогонические мифы. Естественно, что в бльшинстве своем они проникнуты представлениями о магической силе обряда, о власти, дарумой знанием ритуальных тайн. Яджурведа сложилась в узком кругу жреческого сословилия, однако в ней можно найти и некоторые элементы народного творчества, например в ритуальных загадках, характер которых иногда близок к фолькору. Становится ясно, что содержание легенд уже свидетельствует о конце древнего мифотворчества, так как боги и демоны в этих легендах действуют совершенно как люди. 4. Пантеизм, мифология и космогония Вед Основное содержание древнейших самхит - мифология.

Тенденция к пантеизму (приписыванию силам природы магических и божественных свойств), сказывается в отсутствии сколько-нибудь ясных характеристик физического облика божеств. Нигде не упоминаются атрибуты Сурьи (Солнца), Ваю (Ветра) или других ведийских божеств.

Древние индийцы не знали монотеизма, и культ множества богов сосуществовал вместе с верой в единый безличный принцип, пронизывающий все сущее.

Трем сферам вселенной - небу, земле и воздушному пространству - соответствовали три группы богов. К первой принадлежали Сурья (Солнце), Ушас (Заря) и Варуна (божество вод и миропорядка), ко второй - жертвенный огонь - Агни, Сома - дарующий бессмертие священный напиток и др к третьей - боги ветра Ваю, грозы - Рудра, молнии, грома и разрушительных стихий - Индра. Индра - центральная в ведийском пантеоне фигура, он постоянно именуется царем богов и признается воплощением физической силы, мужества и бесстрашия.

Древние индийцы не остановились на идее тройственности мира (небо, воздух, земля). Тенденция к упорядочению мирового процесса характеризует космологию эпохи Ригведы. Принцип упорядоченности - Рита - раскрывается в Ведах как первооснова мира и действующих в нем законов (в противоположность Анрите (хаосу, тьме). Рита регулирует как перемещение светил, так и события человеческой жизни - рождение и смерть, счастье и несчастье.

Вскоре Рита стала отождествляться с сатьей - принципами нравственности - честностью, трудолюбием, верностью долгу. Божества создают стихии, элементы и вещи. Из соединения мужского и женского начал рождается мир. Затем складывается представление о некоем абстрактном божестве, творящем все сущее. Но тайна творения остается неразгаданной - “может, само создало себя, может, нет” (РВ, мандала 10, гимн 129) Таким образом, уже ранневедийской мысли был свойствен весьма глубокий подход к трактовке вопросов человеческого бытия и мироздания, 5. Брахманы Четыре веды, содержание которых мы кратко рассмотрели выше, составляют древнейший слой дошедшей до нас ведийской литературы.

К каждой Веде относятся свои брахманы. Слово брахмана означает “священная тайна”, но она имеет также специфическое значение: “комментарий”, “толкование ученого жреца (брахмана, специалиста в науке о жертвоприношении, относительно определенной детали ритуала)”. Под Брахманами подразумевается определенный цикл ритуальных комментариев к четырем Ведам, которые представляют собой самостоятельные литературные памятники, относящиеся к другой, более поздней эпохе.

Время создания основного свода Брахман - приблизительно 8-7 в.в д.н.э. Содержание Брахман разделяется на “правила ”(видхи) и “толкования ”(артхавада). Сначала даются правила совершения отдельных обрядов, затем - толкования и объяснения смысла обрядовых действий и формул.

В Брахманах содержатся стихотворные тексты (гатха), более архаические по языку, чем проза. В целом, стиль Брахман отличается значительной тяжеловесностью. Более развит и в то же время более прост и ясен литературный стиль позднейшей “Шатапатха-брахманы”; язык её уже приближается во многом к классическому санскриту. Эта эпоха в истории древнеиндийской литературы - эпоха Веданты, конца Вед. В это время создаются произведения, завершающие ведийский цикл. В них нашли отражение изменения в общественной жизни и идеологии, последовавшие за длительным периодом жреческого господства, запечатленного в Яджурведе и Брахманах. 6. Значение Вед как источника индийской культуры и влияние Вед на развитие философской литературы Индии Священное знание Вед объединило в себе все. Знаменитое индийское языкознание, вершина которого представлена грамматикой Панини (Vв. до н.э.), сложилось на базе фонетических трактатов, целью которых было сохранение правильного произношения ведийского текста.

Точные науки берут свое начало из расчетов построения алтаря, ориентированного в соотношении со сторонами света.

Астрономия начинается с изучения положения светил на небе, определявших время жертвоприношений. Современные индуизм и буддизм корнями уходят в ведийскую религию. С “Ригведы” начинается индийская литература. В этом удивительном собрании, передававшемся устно, заложены начала тех жанров, которые в дальнейшем стали разрабатываться в эпической и классической литературе: героическое повествование, лирическая поэзия, философская лирика, драматургия.

Здесь впервые представлен ряд сюжетов, которые в дальнейшем встречаются в санскритской литературе. История любви смертного царя Пурураваса и небесной нимфы Урваши легла в основу пьесы Калидасы, история Триты, брошенного в колодец и спасшегося благодаря жертве богам, принесенной в уме, подробно воспроизводится в Махабхарате, сюжет Шунашхепы, освободившегося из оков, отражен в Махабхарте и Рамаяне. 7.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Древнеиндийская литература

В данном реферате речь пойдет о такой многогранной и увлекательной теме, как Древнеиндийская литература. Самая архаичная её часть дошла до нас в форме устных сказаний, передаваемых… Для меня настоящая тема представляется интересной по нескольким причинам: во-первых, сама древнеиндийская цивилизация…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Яджурведа и Самаведа

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Хронология создания Вед и эпоха Ригведы
Хронология создания Вед и эпоха Ригведы. Ригведа”, первый литературный памятник индийской литературы, сложилась в среде арийских племен, появившихся в Северо-Западной Индии в середине или в конце 2

Деление Вед
Деление Вед. Собрание Вед открывает “Ригведа”. “Ригведа”, именуемая самхитой (собранием гимнов) распадается на десять книг (или кругов- мандал), содержащих в целом 1028 гимнов. Философским г

Создание Упанишад и переход к попытке нового философского осмысления мироздания и человеческого бытия
Создание Упанишад и переход к попытке нового философского осмысления мироздания и человеческого бытия. Слово упанишад означает “сокровенное учение”. Содержание Упанишад ещё весьма близко Бра

Бхагавадита и ее роль в возникновении эпосов Махабхарата и Рамаяна
Бхагавадита и ее роль в возникновении эпосов Махабхарата и Рамаяна. Бхагавадгита " ("Песнь о Бхагавате" ) - поистине уникальное явление в истории индийской культуры. Эта поэма привлекла особое вним

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги