рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Бхагавадита и ее роль в возникновении эпосов Махабхарата и Рамаяна

Бхагавадита и ее роль в возникновении эпосов Махабхарата и Рамаяна - раздел Культура, Древнеиндийская литература Бхагавадита И Ее Роль В Возникновении Эпосов Махабхарата И Рамаяна. Бхагавадг...

Бхагавадита и ее роль в возникновении эпосов Махабхарата и Рамаяна. Бхагавадгита " ("Песнь о Бхагавате" ) - поистине уникальное явление в истории индийской культуры. Эта поэма привлекла особое внимание мыслителей и религиозных деятелей. По существу, все видные авторитеты индуизма считали своим долгом составить комментарий комментарий к ней или высказаться по принципиальным вопросам изложенного здесь учения.

В Европе первый ее перевод (1785 г.) вызвал огромный интерес писателей, поэтов, философов - Гете, Гегеля, Шопенгауэра. Вопрос о времени создания основной версии поэмы послужил предметом научных споров. В исследованиях была сделана попытка вычленить в Гите два разных произведения - ранний религиозный трактат, прославлявший верховное божество, а также значительно более позднее сочинение, излагающее пантеистическое учение веданты.

Гита представляла собой не сборник разновременных отрывков, но целостное произведение, скрепленное единой концептуальной мыслью. Проблема создания Бхагавадгиты неотделима от вопроса о судьбе Махабхараты, однако Гита появилась раньше большинства книг эпоса. Вероятная датировка самого древнего ее пласта- IV - III вв. до н.э хотя сам текст был, очевидно, оформлен значительно позднее. Примечателен факт включения религиозно-философского трактата в народную эпическую поэму, ведь сюжетная связь его с главной темой Махабхараты весьма условна. В повествовании о вражде Кауравов и Пандавов, завершающейся грандиозной битвой на Курукшетре, имеется следующий эпизод: Арджуна, один из братьев Пандавов, увидев на поле брани сородичей, готовых вступить в братоубийственную войну, отказывается сражаться и обращается за советом к своему наставнику в военном искусстве - Кришне.

Последний указывает ему на долг кшатрия, запрещающего уклоняться от сражения. В Гите события, связанные с сюжетной канвой Махабхараты, упоминаются лишь в первых главах поэмы.

Ее основное содержание - диалог о назначении человека, существе морали, соотношении мирского и божественного. Кришна, один из многочисленных героев эпоса, превращается здесь в земное воплощение всемогущего божества Бхагавата. Его советы - не просто ответ на вопрос о правой или неправой битве, а идейно насыщенное наставление, целая религиозно-философская доктрина.

Поэма завершается прозрением Арджуны: он сознает себя уже не только воином, кшатрием, противником Кауравов, но ревностным адептом новой веры, в которую обратил его сам Бхагават, принявший образ Кришны. В Гите отражен весьма сложный комплекс идей и представлений. Грандиозная популярность ее в немалой степени определяется тем, что поэма стала частью эпоса. Вместе с остальными его книгами она непосредственно вошла в жизнь народа индии, ее исполняли странствующие певцы и сказители.

Составленное из двустиший, это непростое, местами чрезвычайно трудное для понимания произведение тем не менее легко запоминалось. Одни воспринимали его лишь как эпизод из чрезвычайно насыщкенной событиями Махабхараты, другие - как новое учение, дающие ответы на вопросы, касающиеся бытия мира и призвания человека. Изложение философской доктрины в форме диалога между учителем и учеником, богом и человеком, царем и мудрецом - довольно распространенный в индийской литературе прием. И Упанишады, и памятник буддийской мысли - "Вопросы царя Милинды" ставили серьезные мировоззренческие проблемы, используя фому диалога, но их известность не идет ни в какое сравнение с популярностью Гиты. Формирование учения, зафиксированного в поэме, происходило в эпоху, когда сосуществовали такие разнородные религиозно-философские течения, как брахманизм упанишад, буддизм, джайнизм, школы йога. Согласуясь с названными течениями, Гита в то же время выступила с вполне самостоятельной и оригинальной системой взглядов.

Это была попытка реформы брахманистских идей в рамках ортодоксальной традиции для укрепления ее в условиях значительных перемен в социальной и духовной жизни.

Также как и в брахмансой литературе в Гите утверждается реальность всеобъемлющего космического начала, порождающего все вещи. Собственно существует лишь Абсолют, предметы же внешнего мира - результат действия его магической, творящей силы - майи. Знание возвращает мудрого к этому подлинному первоистоку. также трактуется и "освобождение " - цель пути, ведущего от обычного состояния, в котором вещи кажутся реальными, к "просветлению", когда единственным существующим представляется Брахман (абсолют). Одна из упанишад гласит: "Когда нет тьмы, то нет ни дня, ни ночи, ни сущего, ни не-сущего - есть лишь один, приносящий счастье (Брахман)". Соответственно в Гите: "Безначален высший Брахман, он не определяется ни как сущее, ни как не-сущее". Вселенское начало неуловимо именно потому, что оно одновременно пребывает во всех вещах.

Оно являет собой некую тонкую сущность мира, не распознаваемую обычным зрением: "Вне и внутри всех существ, подвижный и неподвижный он пребывает в сердце каждого" (Бхагавадгита) В учение Гиты вошли многие ведийские представления, например, о рае и аде. Провозглашалось, что дурные поступки влекут за собой падение в бездну мрака и страдания.

Рай (именуемый как и в самых ранних текстах сваргой) изображается обителью радости, где пребывают боги. Добрые дела приводят верующего в небесный мир, но, израсходовав свои добродетели, он возвращается в земное лоно. Очень сложным представляется вопрос, к представителям какой оющественной среды обращались авторы Гиты. Если упанишады адресовались узкой группе образованных брахманов и кшатриев, а сочинения буддистов или джайнов предназначались широким кругам населения, то Гита занимает в этом плане среднюю позицию.

Создатели поэмы не только допускали возможность распространения учения, но и предписывали своим последователям активно действовать во имя этого.

Афористичность и высокая художественность произведения необыкновенно способствовали его популярности. Упанишады так и остались достоянием ограниченного круга образованных людей, Гита же обрела широкое признание. Принцип слияния личного божества с всеобъемлющим абсолютом - Брахманом позволял связывать сложные философские положения с народными верованиями и культами. Идеал "религиозной любви"(бхакти) оказался объединяющим началом для разнородных культов.

Литераторы Индии и в средние века и в новое время постоянно обращались к этой теме. О значении Гиты в развитии индийской духовной культуры свидетельствует и то, что виднейшие индуистские мыслители средневековья - Шанкара и Рамануджа сформулировали многие свои концептуальные положения в комментариях к поэме. Популярность Гиты выразилась также в возникновении особого жанра индийской литературы, который можно назвать "жанром Гиты", Речь идет о многочисленных письменных памятниках, так или иначе подражавших ей и включавших в заглавие слово гита". В одной только Махабхарате насчитывается 16 таких произведений; четыре "Гиты" существуют в виде самостоятельных позднесредневековых трактатов, Содержание их исключительно разнообразно - от краткого перессказа "Песни о Бхагавате" до изложения совершенно самостоятельных идей. Возникнув как часть ортодоксальной религиозно-философской традиции, Гита воспринималась выражением доктрины реформированного брахманизма, принятой затем и индуизмом и вишнуизмом.

В дальнейшем в поэме видели высший авторитет, своего рода Ригведу новой эпохи.

Заключение. Итак, выше мы коротко рассмотрели выдающиеся памятники Древнеиндийской литературы, значительно повлиявшие на её дальнейшее развитие. Переведенные и ставшие доступными в Европе сравнительно недавно - в конце 17 - начале 18 вв эти древние религиозно-философские произведения вызвали огромный интерес и стали предметом споров европейских ученых, философов, писателей и деятелей культуры.

Некоторые исследователи пытались найти в древнеиндийских религиозных текстах параллели с христианством - сюжеты, образы святых и т.д. Все это богатое духовное наследие часто рассматривалось лишь с точки зрения религиозных систем, некоей “мистической одухотворенности” (Гегель). Конечно, религия и философия развивались здесь в сложном взаимодействии, испытывая противоречивые взаимовлияния. Но несомненно одно - индийскую культуру, по сравнению с европейской, всегда отличала духовная сила, постоянный упор на внутреннее сознание, на повелительную необходимость слияния с вселенной и духовным принципом, воплощенным в ней.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Древнеиндийская литература

В данном реферате речь пойдет о такой многогранной и увлекательной теме, как Древнеиндийская литература. Самая архаичная её часть дошла до нас в форме устных сказаний, передаваемых… Для меня настоящая тема представляется интересной по нескольким причинам: во-первых, сама древнеиндийская цивилизация…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Бхагавадита и ее роль в возникновении эпосов Махабхарата и Рамаяна

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Хронология создания Вед и эпоха Ригведы
Хронология создания Вед и эпоха Ригведы. Ригведа”, первый литературный памятник индийской литературы, сложилась в среде арийских племен, появившихся в Северо-Западной Индии в середине или в конце 2

Деление Вед
Деление Вед. Собрание Вед открывает “Ригведа”. “Ригведа”, именуемая самхитой (собранием гимнов) распадается на десять книг (или кругов- мандал), содержащих в целом 1028 гимнов. Философским г

Яджурведа и Самаведа
Яджурведа и Самаведа. Яджурведа - книга жертвенных изречений. Самаведа- книга песнопений- не имеет самостоятельной литературной ценности; почти все стихи её составляющие взяты из Ригведы. Го

Создание Упанишад и переход к попытке нового философского осмысления мироздания и человеческого бытия
Создание Упанишад и переход к попытке нового философского осмысления мироздания и человеческого бытия. Слово упанишад означает “сокровенное учение”. Содержание Упанишад ещё весьма близко Бра

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги