Владислав Лебедько

Владислав Лебедько

Драматургия и режиссура жизненного Пути (Очерк)

Хорхе Луис Борхес «Everithing and Nothing» «Трудно писать о своем пути в тридцатишестилетнем возрасте, когда жизнь далеко не окончена и многие душевные силы…

Лирическое вступление.

Итак: около года тому назад в сознании моем начала кристаллизоваться тема, которая соединяет в себе большую часть знаний, навыков, мотивов и… Дальнейшее изложение имеет целью наметить контуры зарождающегося исследования…  

Донормативное, нормативное и сверхнормативное развитие.

Допустим, что вы – консультант или ведущий группы, студии и т.п., к которому обращаются люди, желающие решить какие-то проблемы, развиваться,… Не хочется мне вступать в и без того шумную дискуссию на тему нормы и… Итак выделим три уровня задач, с которыми сталкивается человек в своем развитии.

Куда автор может завести...

«Гляжу с тоскою я на ваше поколенье,

Все ждут метафизической халявы...»

(Из песни Тимура Шаова)

 

Мой опыт общения с большим числом людей, желающих духовно развиваться и практикующих в русле самых разных Школ и направлений, показывает, что большинство из них находится в плену достаточно опасной иллюзии. Когда иллюзия эта не подтверждается (а если человек действительно приступает к серьезной работе над собой, эта иллюзия и не может подтвердиться) в лучшем случае гаснет энтузиазм, а в худшем могут возникнуть серьезные и опасные физиологические, нервные и психические срывы.

Сама эта иллюзия заключается в том, что развитие, духовное искательство ведет, якобы, к некому блаженству и личному счастью (как любят выражаться носители таких иллюзий – «к состояниям»). Возникает ожидание, что после некоторых долгих или недолгих усилий (а то и вообще без таковых) вдруг наступит некая халява, - нечто, похожее на вечно длящийся героиновый «приход без ломок». Увы... Это «вдруг» действительно может наступить, но не как халява, а как очень большая и трудная работа.

 

В начале статьи я заявился, как консультант. Я консультирую людей в широком диапазоне задач, веду группу и семинары под условным названием «Драматургия и режиссура жизненного Пути». Возникает вопрос – к чему эта самая драматургия и режиссура поможет прийти человеку, который по какой-либо причине мне доверился (или заинтриговался заявленной мною темой). Можно, конечно, в ответ на этот вопрос написать лозунги с громкими словами, как это нынче принято. Но, мне кажется, что для того, чтобы определиться с тем, куда я могу помочь дойти, необходимо обозначить место, где я сам сейчас нахожусь и тот образ жизни, который веду. Естественно, если пытаться определить это самому, можно (даже имея самые искренние намерения) изрядно наврать, поэтому, прежде, чем писать дальнейшее, я обсудил этот вопрос с несколькими компетентными коллегами.

Итак, то, чему я могу способствовать, используя методологию и техники Драматургии и режиссуры жизненного Пути:

- значительное усложнение жизни, когда внимание начинает вмещать все больший масштаб внешних и внутренних обстоятельств, которые, будучи замечены, приходится учитывать;

- углубление переживаний (любых, не только «позитивных»), значительное учащение так называемых «пиковых» переживаний. С другой стороны – утончение чувств и увеличение чувствительности;

- появление возможности удерживать «равновесие на пределе возможного»[2]. Значительное учащение ситуаций, когда возникает необходимость удерживать такое равновесие;

- вследствие предыдущего пункта – почтинепрерывная работа души[3], когда (опять же – почти) не удается «заснуть» (в смысле - существовать исключительно автоматически);

- картина мира претерпевает изменения все чаще (ориентировочно – раз в неделю происходит существенное, зачастую драматическое изменение в картине мира);

- сознание начинает вмещать все больший масштаб ответственности. Душа перерабатывает противоречия все усложняющихся обстоятельств жизни в переживание/действие любви;

- по критерию Таковости переживаний и внешним подтверждениям происходит качественный скачок от того, что сначала все чаще переживается пересечение со своим Предназначением, к тому, что все реже начинаешь «вываливаться» из своего Предназначения;

- появление Учителя внутри и все более точно различимая связь с ним;

- желание помогать окружающим «от избытка» и от любви...

Драматизация.

В основе дальнейших идей лежит феномен драматизма самой жизни. Наше восприятие мира дуально. С самого рождения мы сталкиваемся с огромным числом… Не имея сил и навыка принять противоречия и осознавать их, как одновременно… - на донормативном уровне через неадекватность поведения и разнообразную невротическую симптоматику;

Индивидуализация. Уникальность. Накал жизни.

Среди различных направлений духовного развития можно выделить две полярные тенденции. Пока трудно сказать, ведут ли они к одному... Первая тенденция – это стирание индивидуальных различий. Вторая тенденция предполагает наоборот обострение индивидуальных особенностей, уникальность прохождения каждого сюжета…

Работа души.

Душа обычного человека, в силу преобладания механизмов вытеснения и защит, делающих, как было проиллюстрировано в третьей главе, большинство… Работа души в нашем случае является и средством и целью Практики. Научить свою… Конфликт, безнадежность и безысходность, первоначально обрушивающиеся на человека, вследствие проникновения глубинных…

Жизненный путь, как совокупность нелинейных сюжетов.

В течении всей жизни человек проживает достаточно большой ряд сюжетов, связанных с разными контекстами и обстоятельствами. В разных сферах жизни… Таким образом, сюжет представляет из себя совокупность событий, в результате… Итак, сюжет определяется ведущим обстоятельством. Оно является тем главным условием, по которому начинается развитие…

Культурно-информационная матрица личности.

Те обстоятельства и предпосылки для формирования сценарных сюжетов и сюжетных линий, которые складывались в процессе рождения, воспитания и… КИМЛ можно описывать разными языками и с различных точек зрения. В любом… Лично мне удобны три модели, которые дают описание КИМЛ с разных сторон. Первая – это модель механизмов защиты…

Динамика развития и режиссура сюжета.

Для понимания того, что необходимо для режиссуры жизненных сюжетов, воспользуемся еще несколькими понятиями Драманализа, контексты применения… 1) Фабула – сухая канва событий (Родился, пошел в школу, закончил ВУЗ,… 2) Сюжет – трактовка данных событий в зависимости от замысла, это связи, противоречия, симпатии, антипатии и исходящее…

Раскрытие механизмов судьбы через Магический Театр. Таинство.

Несколько слов о моем любимом методе работы, претерпевшим только за последний год множество трансформаций... Магический Театр появился десять лет… Гарри Галлер – главный герой «Степного волка» дошел до предельного накала,… «Зеркало» стало основным элементом Магического Театра, - тем, что делает его действительно магическим, тем, что…

Культуральный слой сознания. Классические сюжеты.

 

Повторю достаточно важный для дальнейшего понимания тезис: Культурно-информационная матрица личности вписана в культурно-информационную матрицу семьи, рода, этноса, человечества, то есть в те обстоятельства и предпосылки, по которым развиваются общечеловеческие сюжеты данной эпохи. Таким образом, личный сюжет каждого человека это одна из проекций общечеловеческого сюжета, и опирается личный сюжет, прежде всего, на базис той культуры, в которой данный человек живет.

Вариации общечеловеческих сюжетов запечатлены в произведениях культуры. Более древние из них составляют основу мифов и сказок. Но, идет время и с каждым новым поколением общечеловеческие сюжеты усложняются и обогащаются. В кристаллизованном виде они представлены в тех произведениях культуры, которые признаны классическими (они потому и признаны классическими, что в них угадывается некая общечеловеческая проблематика). Понятно, что, с одной стороны, такой культуральный пласт в сознании является как бы дополнительной (и все возрастающей с течением времени) преградой на пути движения осознания к своим глубинам (архетипам и чистому «я») – как бы мы не хотели сделать вид, что его нет (чем, кстати грешат многие эзотерики, пытающиеся сразу, минуя этот пласт, добраться до «сути вещей» и используя для этого те же способы, что и, например, древние йоги или адепты иных древних Традиций, - забывая о том, что у древнего йога культуральный пласт сознания был неизмеримо «тоньше» и ему не требовалось специальных усилий для прохода через этот пласт), он будет тянуться хвостом. С другой стороны, именно наличие этого пласта дает возможность каждому человеку пройти все более уникальную и неповторимую траекторию развития, так как вариаций и развилок все больше и больше с течением времени. И каждый человек, проходящий действительно уникальным путем (читай - Путем индивидуализации), тем самым вносит свой вклад в общечеловеческую копилку, создавая еще больший спектр возможностей для последующих поколений. Иными словами, жить становится все сложней, но интересней. Так что, являясь дополнительной нагрузкой, культуральный пласт сознания увеличивает негэнтропию, что собственно и дает необходимые условия для развития. (Существуют, конечно, и методы стирания и индивидуальных и культуральных различий, но это путь увеличения энтропии, упрощения и, в конечном итоге, деградации. Таким путем можно, наверное, добраться до Целого, раствориться в нем и уснуть навеки[24]).

Среди возможных методов прохода через культуральный пласт уникальным путем, я предлагаю еще один. Фундамент для этого метода существовал с древних времен – это постижение Культуры, чувственное (а не только интеллектуально-энциклопедическое) погружение в ее произведения. Я считаю, что современному духовному искателю не обойтись без такого опыта и опыт этот, слава Богу, открыт всем желающим. Что же касается метода, который я предлагаю, - он представляет скромную добавку (возможно, необходимую достаточно большому числу людей, которые оказались по тем или иным причинам неспособны или не обучены чувственному постижению Культуры). Метод этот заключается в сценической постановке этюдов, взятых из произведений классической драматургии. Этот процесс является одним из методов консультирования и потому существенно отличается от того, как происходят, например, театральные репетиции и постановки. Если для артиста важно донести своей игрой до зрителя замысел драматурга, то в случае консультирования[25] мы ставим иную задачу. В нашем случае важно, чтобы человек, сыгравший классический этюд, осознал бы посредством этого определенные сюжеты своей жизни, свои мотивы и ценности, прожил бы отторгаемые или неосознанные части своей личности, побуждения и принял их. Здесь же присутствует и основная наша задача – выйти на осознание предельных противоречий путем драматизации и начать работу души... Разные задачи, а значит и подбор сюжетов и их режиссура для этих задач принципиально отличается от театра.

 

Проживание персонажа, как субличности.

Рассмотрим несколько примеров, когда классический сюжет дает возможность пережить, путем постановки этюда, какой-то внутренний конфликт,… Первый – случай навязчивой ревности. Интересно и характерно то, что обычно в…  

Особенности Чеховских сюжетов.

Мы уже говорили о культуральном слое сознания, как платформе для сознания индивидуального. С этой точки зрения очень важным мне представляется сюжет… Что же это за сюжет? Давайте рассмотрим ведущие обстоятельства. Их по меньшей… Оба этих обстоятельства привели к появлению трещины в массовом религиозном мировосприятии. И этот раскол растет,…

Древние трагедии и мифы.

Древние трагедии и мифы отражают фундамент общечеловеческих сюжетов и дают ключ к осознанию динамики развития человечества и каждого человека. Боги…    

Практика. Индивидуальная, групповая, микрогрупповая.

О почти бесконечных возможностях комбинаторики техник, технологий и отдельных приемов можно было бы написать отдельную книгу. Здесь же я приведу… Но, в процессе консультирования, работает не только и не столько техника, -… В общении с таким консультантом (будь оно построено, как некий специальный процесс, типа Магического Театра,…

Путь и Искатель.

Путь начинается с того момента, когда человек, который, оставшись без защиты коллективно-религиозного сознания, столкнулся в обнаженном виде с…    

Послесловие.

Прочитал еще раз весь очерк. Материал сырой. Местами неубедительно и расплывчато. Местами аппроксимации и догадки там, где должны быть факты. Где-то…    

Октябрь 2001 г.

[1] Понятие «стратегии» в данном случае относится к стратегиям, разработанным в Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). [2] Равновесие здесь относится к различным сферам внешних и внутренних… [3] О понятии «работа души» см. ниже.