рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Проживание персонажа, как субличности.

Проживание персонажа, как субличности. - раздел Культура, Владислав Лебедько   Рассмотрим Несколько Примеров, Когда Классический Сюжет Дает ...

 

Рассмотрим несколько примеров, когда классический сюжет дает возможность пережить, путем постановки этюда, какой-то внутренний конфликт, противоречие, осознать неявную или вытесненную часть личности... Я приведу случаи из практики. Случаи эти имеют частный характер, не обязательно претендуют на вывод на какие-то глобальные закономерности, тем не менее, они наглядны и удобны для рассмотрения.

Первый – случай навязчивой ревности. Интересно и характерно то, что обычно в таких ситуациях человек склонен гораздо более охотно прислушиваться к вкрадчивому голосу ревности и верить ему больше, чем, например, голосу здравого смысла и другим. Невольно вспоминается Шекспировский Отелло, которому идеи об измене Дездемоны нашептывал Яго. Несмотря на очевидную фальшь в поведении Яго, Отелло многократно умиленно повторяет, выслушивая его ложь: «Честнейший малый этот Яго!» – Вот и готовая сцена, где Яго, Отелло и другие персонажи являются действующими лицами внутреннего мира ревнивца. Человеку дается роль Яго в этюде - диалоге Яго и Отелло. При этом ставится задача сыграть действительно этакого «рубаху парня», которому нельзя не поверить. В процессе репетиций роль доводится до высокой степени эмоциональности и достоверности. Такое проживание роли Яго с определенным образом поставленной сверхзадачей (о том, как ставится сверхзадача в подобных действах в этом очерке я не намерен писать – поверхностно не хочется, а глубоко слишком долго, а я хочу лишь контурно обозначить здесь несколько примеров) позволяет сначала избавиться от патологического слияния с «честнейшим малым» в себе, осознать его, как интроект или, наоборот, проекцию, и занять по отношению к нему сознательную позицию. Следствием будет изменение реагирования и поведения человека в довольно широком контексте ситуаций. Кроме того, сверхзадача в данном случае даст возможность использовать возникновение ревности, как топливо для работы души.

 

Еще один пример: Кент из «Короля Лира». Сюжет может использоваться в очень распространенном спектре ситуаций, когда человек вытесняет из сферы своего сознания собственный голос справедливости (предварительно его оклеветав). Лир приказал Кенту, вступившемуся за невинно пострадавшую честную Корделию, немедленно покинуть страну под страхом смерти, объявив его предателем. Кент же, переодевшись до неузнаваемости, помогает Лиру в самых тяжелых испытаниях пройти путь искупления. – Великолепный сюжет для интеграции с отторгнутой ранее интуицией, тяжелыми ошибками и покаянием...

 

Или еще один сюжет, который применим к массе драматических ситуаций в жизни, наверное, многих и многих людей. Это из «Братьев Карамазовых» Достоевского. Убит Федор Карамазов и все подозрения падают на его, на самом деле невиновного сына Дмитрия. Для прокурора, ведущего дело, наступает час приближения долгожданной славы. Он человек болезненно самолюбивый, неудачливый, закомплексованный ощущением своей ущемленности и обойденности. Ему важно во что бы то не стало выиграть дело. И все факты он истолковывает, подгоняя их под однозначное обвинение. Прокурор не колеблется, не сомневается, не задумывается над противоречиями некоторых обстоятельств, которые, не будь у него однозначного намерения выиграть позицию обвинителя, помогли бы разобраться и приблизиться к истине. Но истина его не интересует. И чем точнее логика фактов, на которую опирается прокурор, тем дальше он уходит от истины. Тем трагичнее ошибка. – Настолько часто встречается подобный сюжет во внутреннем мире людей, которых консультируешь, в собственном внутреннем мире, что невольно вспоминаются слова чеховского Платонова: «Господи! Теперь я знаю наверное, достаточно один раз предать, один раз солгать тому, во что верил и что любил, как уже не выбраться из цепи предательств и лжи, уже не выбраться!»

 

И все-таки невозможно здесь составить какие-то рецепты. Подбор сюжета и сверхзадачи для меня всегда таинство, которое я не могу и не хочу объяснять. В каждом конкретном случае приходит однозначное чувство «Да! – Здесь именно эта роль в таком-то действии!»

Я не берусь объяснить, например, почему проживание сюжета объяснения Сони и Елены из «Дяди Вани» в роли Сони, некрасивой и несчастной Сони, которая остается лишь с надеждами на «небо в алмазах» в иной жизни, привело к тому, что женщина, ее игравшая, наконец-таки приняла себя, как Женщину, - впервые за тридцать с лишним лет... Чувствовалось, что это произойдет, - но почему, каким образом?

Или молодому человеку, эмоционально скованному и замкнутому, мы почему-то дали роль Карандышева – этого «маленького и тщеславного человека» в финальной сцене «Бесприданницы» Островского. За счет чего произошла в нем мощнейшая трансформация. А это ведь была не роль какого-нибудь «настоящего мужика», а роль человека маленького, посрамленного и неудавшегося...

Остается необъяснимое. То, что приходит, только как чувство, как интуитивная догадка. Остается Таинство. Как принципиальная невозможность расчленить живое и «алгеброй гармонию поверить»...

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Владислав Лебедько

На сайте allrefs.net читайте: "Владислав Лебедько"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Проживание персонажа, как субличности.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Драматургия и режиссура жизненного Пути (Очерк)
«История добавляет, что он предстал перед Господом и обратился к нему со словами: “Я, бывший всуе столькими людьми, хочу стать одним – собой”. И глас Творца ответил ему из бури: “Я тоже не я; я

Лирическое вступление.
Я настолько часто в последние годы употреблял (устно и письменно) слова «Искатель», «Путь» и подобные им, что и сам призадумался, что же эти слова значат. Думаю, что сейчас для меня эти слова несут

Донормативное, нормативное и сверхнормативное развитие.
  Допустим, что вы – консультант или ведущий группы, студии и т.п., к которому обращаются люди, желающие решить какие-то проблемы, развиваться, вступить на Путь постижения Истины... И

Драматизация.
В этой главе мы обратимся к одному из основных принципов исследуемой темы – драматизации. В основе дальнейших идей лежит феномен драматизма самой жизни. Наше восприятие мира дуально. С сам

Индивидуализация. Уникальность. Накал жизни.
  Среди различных направлений духовного развития можно выделить две полярные тенденции. Пока трудно сказать, ведут ли они к одному... Первая тенденция – это стирание индивиду

Работа души.
  Душа обычного человека, в силу преобладания механизмов вытеснения и защит, делающих, как было проиллюстрировано в третьей главе, большинство жизненных выборов автоматическими, - при

Жизненный путь, как совокупность нелинейных сюжетов.
  В течении всей жизни человек проживает достаточно большой ряд сюжетов, связанных с разными контекстами и обстоятельствами. В разных сферах жизни происходит взаимодействие с разными

Культурно-информационная матрица личности.
  Те обстоятельства и предпосылки для формирования сценарных сюжетов и сюжетных линий, которые складывались в процессе рождения, воспитания и становления личности данного человека обр

Динамика развития и режиссура сюжета.
  Для понимания того, что необходимо для режиссуры жизненных сюжетов, воспользуемся еще несколькими понятиями Драманализа, контексты применения которых затем расширим от театра к реал

Раскрытие механизмов судьбы через Магический Театр. Таинство.
  Несколько слов о моем любимом методе работы, претерпевшим только за последний год множество трансформаций... Магический Театр появился десять лет назад, после того, как я прочитал р

Особенности Чеховских сюжетов.
  Мы уже говорили о культуральном слое сознания, как платформе для сознания индивидуального. С этой точки зрения очень важным мне представляется сюжет в развитии человечества, ведущие

Древние трагедии и мифы.
  Древние трагедии и мифы отражают фундамент общечеловеческих сюжетов и дают ключ к осознанию динамики развития человечества и каждого человека. Боги дали человеку свободу воли. Это -

Практика. Индивидуальная, групповая, микрогрупповая.
  О почти бесконечных возможностях комбинаторики техник, технологий и отдельных приемов можно было бы написать отдельную книгу. Здесь же я приведу лишь несколько тезисов. Драматургия

Путь и Искатель.
  Путь начинается с того момента, когда человек, который, оставшись без защиты коллективно-религиозного сознания, столкнулся в обнаженном виде с предельным человеческим противоречием

Послесловие.
  Прочитал еще раз весь очерк. Материал сырой. Местами неубедительно и расплывчато. Местами аппроксимации и догадки там, где должны быть факты. Где-то излишний пафос. Пока переписыват

Октябрь 2001 г.
  [1] Понятие «стратегии» в данном случае относится к стратегиям, разработанным в Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). [2] Равновесие здесь относится к различны

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги