рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Особенности Чеховских сюжетов.

Особенности Чеховских сюжетов. - раздел Культура, Владислав Лебедько   Мы Уже Говорили О Культуральном Слое Сознания, Как Платформе ...

 

Мы уже говорили о культуральном слое сознания, как платформе для сознания индивидуального. С этой точки зрения очень важным мне представляется сюжет в развитии человечества, ведущие обстоятельства для которого сформировались в конце девятнадцатого – начале двадцатого веков, и привели к событиям, которые являются переломными для мировой истории. События эти, естественно нашли отражение в мировой культуре. В российской культуре наиболее мощное выражение этого этапа (опять же, на мой взгляд) мы можем найти в драматургии Антона Павловича Чехова.

Что же это за сюжет? Давайте рассмотрим ведущие обстоятельства. Их по меньшей мере два. Первое – социальное: фаза расцвета капитализма, обнищание дворянства и интеллигенции и предреволюционные настроения. Второе обстоятельство связано с развитием науки и несколькими революционными открытиями. Это прогресс физики и возникновение теории атома и атомного ядра, теория Дарвина и психоанализ Фрейда.

Оба этих обстоятельства привели к появлению трещины в массовом религиозном мировосприятии. И этот раскол растет, несмотря ни на какие попытки эту трещину залатать. Пути назад действительно нет. Противоречие обнажено и глаза на него не закрыть. Отдельные люди, группы людей еще могут пытаться находить защиту в религиозном мировоззрении, но общечеловеческая ситуация уже иная. На этот факт можно было бы посмотреть с пессимизмом, но по сути он как раз прогрессивен! Именно крушение массового религиозного мировоззрения дает возможность данному сюжету развиваться в сторону пути индуализации для все большего и большего количества людей. Пути от массового религиозного сознания к индивидуальному Объемному[26] сознанию, то есть, к переживанию единства с Целым, оставаясь самим собой и не теряя индивидуальность.

 

Раскол религиозного сознания проявлен в драматургии Чехова предельно ярко. Большинство его героев переживает трагизм и бесцельность своей жизни именно по причине этого глобального катаклизма. Положение чеховских героев действительно безысходно. Они чувствуют (явно или косвенно) крушение старой опоры в сознании, но не вступили еще в новую фазу, в фазу индивидуализации. В этом трагизме, в этом предельном драматизме мы как раз и можем найти отправную точку для вступления на Путь индивидуализации. Ведь для того, чтобы встать на Путь, необходимо отдать себе отчет, где ты на данный момент стоишь. Чеховские сюжеты предоставляют нам эту возможность. Проживание трагедии героев Чеховских пьес (через технику проигрывания – проживания сценических этюдов с выстроенной в каждом случае сверхзадачей) позволяет использовать глубиннейшее противоречие (которое в этих пьесах ярко проявлено) между обусловленностью и механичностью с одной стороны и томлением духа – с другой, для ключевой фазы в работе души – становлении на Путь[27]...

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Владислав Лебедько

На сайте allrefs.net читайте: "Владислав Лебедько"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Особенности Чеховских сюжетов.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Драматургия и режиссура жизненного Пути (Очерк)
«История добавляет, что он предстал перед Господом и обратился к нему со словами: “Я, бывший всуе столькими людьми, хочу стать одним – собой”. И глас Творца ответил ему из бури: “Я тоже не я; я

Лирическое вступление.
Я настолько часто в последние годы употреблял (устно и письменно) слова «Искатель», «Путь» и подобные им, что и сам призадумался, что же эти слова значат. Думаю, что сейчас для меня эти слова несут

Донормативное, нормативное и сверхнормативное развитие.
  Допустим, что вы – консультант или ведущий группы, студии и т.п., к которому обращаются люди, желающие решить какие-то проблемы, развиваться, вступить на Путь постижения Истины... И

Драматизация.
В этой главе мы обратимся к одному из основных принципов исследуемой темы – драматизации. В основе дальнейших идей лежит феномен драматизма самой жизни. Наше восприятие мира дуально. С сам

Индивидуализация. Уникальность. Накал жизни.
  Среди различных направлений духовного развития можно выделить две полярные тенденции. Пока трудно сказать, ведут ли они к одному... Первая тенденция – это стирание индивиду

Работа души.
  Душа обычного человека, в силу преобладания механизмов вытеснения и защит, делающих, как было проиллюстрировано в третьей главе, большинство жизненных выборов автоматическими, - при

Жизненный путь, как совокупность нелинейных сюжетов.
  В течении всей жизни человек проживает достаточно большой ряд сюжетов, связанных с разными контекстами и обстоятельствами. В разных сферах жизни происходит взаимодействие с разными

Культурно-информационная матрица личности.
  Те обстоятельства и предпосылки для формирования сценарных сюжетов и сюжетных линий, которые складывались в процессе рождения, воспитания и становления личности данного человека обр

Динамика развития и режиссура сюжета.
  Для понимания того, что необходимо для режиссуры жизненных сюжетов, воспользуемся еще несколькими понятиями Драманализа, контексты применения которых затем расширим от театра к реал

Раскрытие механизмов судьбы через Магический Театр. Таинство.
  Несколько слов о моем любимом методе работы, претерпевшим только за последний год множество трансформаций... Магический Театр появился десять лет назад, после того, как я прочитал р

Проживание персонажа, как субличности.
  Рассмотрим несколько примеров, когда классический сюжет дает возможность пережить, путем постановки этюда, какой-то внутренний конфликт, противоречие, осознать неявную или вытесненн

Древние трагедии и мифы.
  Древние трагедии и мифы отражают фундамент общечеловеческих сюжетов и дают ключ к осознанию динамики развития человечества и каждого человека. Боги дали человеку свободу воли. Это -

Практика. Индивидуальная, групповая, микрогрупповая.
  О почти бесконечных возможностях комбинаторики техник, технологий и отдельных приемов можно было бы написать отдельную книгу. Здесь же я приведу лишь несколько тезисов. Драматургия

Путь и Искатель.
  Путь начинается с того момента, когда человек, который, оставшись без защиты коллективно-религиозного сознания, столкнулся в обнаженном виде с предельным человеческим противоречием

Послесловие.
  Прочитал еще раз весь очерк. Материал сырой. Местами неубедительно и расплывчато. Местами аппроксимации и догадки там, где должны быть факты. Где-то излишний пафос. Пока переписыват

Октябрь 2001 г.
  [1] Понятие «стратегии» в данном случае относится к стратегиям, разработанным в Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). [2] Равновесие здесь относится к различны

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги