рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Среднеднепровская культура

Среднеднепровская культура - раздел Культура, Заселение человеком территории Белоруссии В Конце Iii — Начале Ii Тысячелетия До Н. Э. На Тер­риторию Верхнего Поднепро...

В конце III — начале II тысячелетия до н. э. на тер­риторию Верхнего Поднепровья проникают и рассе­ляются скотоводческо-земледельческие племена эпохи бронзы. Местное население некоторое время сосущест­вует с пришлыми племенами, но затем постепенно ас­симилируется ими.

Как показали исследования И. И. Артеменко [5], первоначальной областью обитания среднеднепровских племен было правобережье среднего Поднепровья в пре­делах Киевской и Черкасской областей. Там находят­ся наиболее ранние памятники этой культуры, пред­ставленные курганами с трупоположениями. Инвентарь курганов представлен керамикой и каменными сверле­ными топорами. Наиболее характерной формой сосудов являются горшки с шаровидным туловом, невысокой прямой, отогнутой наружу шейкой и круглым или


уплощенным дном. Орнамент представлен отпечатка­ми шнура и нарезными линиями, образующими гори­зонтальные ряды, елочные композиции и опущенные вниз вершиной заштрихованные треугольники. Даль­нейшее развитие описанного типа сосуда идет по линии удлинения шейки и усложнения орнамента.

Каменные топоры относятся в основном к трем различным ви­дам — клиновидным, ромбическим и обуш­ковым. Все они имеют просверленное отвер­стие для насаживания на деревянную руко­ятку.

На территории Бе­лоруссии памятников раннего этапа нет. Все известные памятни­ки среднеднепровской 'культуры здесь отно­сятся к позднему эта­пу. Они несколько от­личаются от южных

памятников этой поры. Сосуд среднеднбпровской культуры. поэтому их выделяют

в особый днепро-деснинский вариант позднего этапа среднеднепровской культуры.

Поселения этой культуры расположены в поймах рек на песчаных дюнах или останцах, по краю боровой террасы, на высоких мысах, часто на площади пред­шествовавших им поздненеолитических поселений. Это были небольшие поселки, застроенные наземными, по-видимому, деревянными жилищами, внутри которых обнаруживаются выложенные из камней открытые

очаги.

На поселениях найдена керамика, кремневые скреб­ки, ножи, скребла, наконечники стрел, клиновидные топоры, каменные зернотерки, растиральники, сверле­ные топоры. Раскопкам были подвергнуты поселения в урочищах Завалье, Иванское, Борок Семиновский у с. Лучин Рогачевского района, в урочище Ксендзова


Гора, возле Быхова Могилевской области и в некото­рых других местах. Культурный слой там составляет в среднем 0,30—0,35 м.

Погребения днепро-деснинского варианта позднего этапа среднеднепровской культуры представлены кур­ганными и грунтовыми могильниками с обрядом трупо-положения и трупосожжения.

Курганные могильники с трупоположением распо­лагаются на плато, в пой­ме реки или по краю над­пойменной террасы.

Насыпи курганов в плане имеют круглую форму диаметром от 12 до 30 м. Высота их от 0,45 до 3 м. Захоронения встречаются либо в насы­пи кургана, либо на гори­зонте, либо в яме под курганом. Последний об­ряд встречается чаще других. В курганах бы­вает от одного до четырех захоронений. Могильные

Сосуд среднеднепровской куль­туры.

ямы имеют глубину от 0,5 до 2 м. Сверху они перекры­вались деревянным накатником, поверх которого насы­палась зола. В некоторых курганах были прослежены остатки каких-то деревянных сооружений над могиль­ными ямами. Иногда, прежде чем вырыть погребаль­ную яму, раскладывался костер и обжигалась земля. Огню, очевидно, приписывалась очистительная сила. В сохранившихся остатках кострищ встречались кости домашних и диких животных, а также обожженные речные раковины, которые следует рассматривать как остатки тризны. На дне могил прослежены остатки де­рева, подстилки из камыша или бересты, подсыпки зо­лой, а в некоторых курганах — красная минеральная краска охра.

Наиболее распространенными являются курганные захоронения с положением костяка на левом или на правом боку с согнутыми ногами. Для области Верх­него Поднепровья характерна ориентировка погребен­ного головой либо на север, либо на юг. Южнее рас-


пространена ориентировка на запад. В этом, возможно, следует усматривать существование двух локальных вариантов памятников позднего этапа среднеднепров­ской культуры [5].

Обычно погребения сопровождались разнообразным инвентарем: глиняной посудой, каменными и медны­ми орудиями труда, оружием и украшени­ями. В одном из курга­нов были найдены сле­дующие вещи: глиня­ный сосуд, медный то­пор, наконечник копья и две очковидные под­вески, четыре кремне­вых ножа, клиновид­ный топор, 27 наконеч­ников стрел, сверле­ный боевой топор, обломок топора, поли­ровальная плита,53

отщепа кремня, янтар- Медная диадема из погребения. ная подвеска, костяная (Стрелица. Раскопки И. И. Арте-проколка [2]. Но наря- менко.) ду с такими встреча­ются погребения, содержащие мало вещей или вообще без них. Это свидетельствует о существовании имуще­ственной дифференциации у племен среднеднепровской культуры. Курганы с трупосожжением изучены хуже.

На позднем этапе среднеднепровской культуры рас­пространился обряд погребений в грунтовых могилах. Судя по составу находок, одновременно существовали обряды трупоположения и трупосожжения. Никаких локальных особенностей не замечено. Инвентарь погре­бений однообразен и состоит из посуды, каменных и медных орудий труда, оружия и украшений. Грунтовые погребения с трупоположением известны на территории Белоруссии у совхоза «Вейна» около Могилева, у с. Ве-лятичи Борисовского района Минской области, у с. Го-рожа и с. Ставище Осиповичского района, у с. Большая Зимница Славгородского района Могилевской области. Однако эти могильники были обнаружены при случай­ных земляных работах и раскопкам не подвергались.


[товые погребения с трупосожжениями раско-I месте неолитических стоянок Мыс Очкинский, ;а, Оосонка и у оз. Хоршово. Могильные ямы 'лубину до одного метра, длину —1,8 м, шири-3 м. Ямы ориентированы с юга на север или с гока на северо-запад.


 




 


План погребения среднеднепровской культуры.

иотрим вещевой материал, обнаруженный рас-[ поселений и могильников позднего этапа сред-овской культуры.

'жным определяющим признаком среднеднеп-культуры является своеобразная керамика. позднего этапа значительно отличаются по ормам и орнаментации от сосудов раннего эта-гы различия прослеживаются и между южным


киевским и северным днепро-деснинским вариантами позднего этапа среднеднепровской культуры, выделяю­щимися также различной ориентировкой погребенных.

В керамическом материале можно выделить пять групп. К первой относятся сосуды, встреченные пока только на поселениях. Они толстостенные и плоскодон­ные, имеют округлое тулово и прямую отогнутую шейку. Тесто песчанистое с большим содержанием кварцита. Обжиг неравномерный. Цвет сосудов красно-. вато- и серовато-коричневый. Орнамент имеется обычно только в верхней части и состоит из отпечатков вере­вочки, линейного и зубчатого штампа, палочки, обмо­танной тонкой веревочкой, и нарезных линий, образую­щих заштрихованные треугольники, елочные компози­ции, горизонтальные и диагональные ряды.

Вторая группа представлена тонкостенными круг-лодонными и плоскодонными сосудами, насчитываю­щими не менее пяти различных форм. Поверхность сосудов желтого и серого цвета, как правило, всегда хо­рошо заглажена. Для орнамента, выполненного отпе­чатками веревочки и нарезными линиями, характерны мотивы заштрихованных треугольников с соприкасаю­щимися сторонами. Сосуды второй группы встречают­ся как на поселениях, так и в погребениях. Однако бо­лее характерны они для погребений. Наиболее распро­страненной формой этой группы керамики является горшок с шаровидным туловом, круглым или уплощен-ным дном и высокой отогнутой наружу шейкой. Дру­гая форма представлена сосудами с удлиненно-округ­лым туловом, короткой хорошо выраженной шейкой. Затем имеются сосуды колоколовидной формы с низки­ми угловатыми плечиками, широкой шейкой, с круг­лым или небольшим плоским дном. Новую форму со­ставляют сосуды с шаровидным туловом и короткой, слегка отогнутой шейкой. Наконец, имеются открытые плоскодонные сосуды с короткой прямой, отогнутой

наружу шейкой и округлыми плечиками.

К третьей группе керамики, одинаково представлен­ной в материалах поселений и могильников, относят­ся плоскодонные сосуды баночной формы с расширяю­щимися кверху прямыми стенками.

Четвертую группу составляют круглодонные сосуды

с прямыми стенками без шейки.


Инвентарь одного погребения среднеднепровской культуры.


(Д. Ходосовичи, уроч. Мошка. Раскопки И. И. Артеменко.)


В пятую группу входят плоскодонные сосуды ци­линдрической (бокаловидной) формы. Однако они, по-видимому, характерны для киевского варианта сред-неднепровской культуры.

Изделия из металла немногочисленны. Сделаны они, как показал спектральный анализ, из кавказской бронзы и меди юго-западного (прикарпатского) проис­хождения [2, 5]. Найдены шилья, медный нож, близкий по типу к катакомбным и северокавказским ножам, медные топоры. Один топор имел кавказскую висло-обушную форму, другой — ладьевидную.

Оружие представлено также медным наконечником копья с листовидным пером и круглой литой втулкой, на которой имеются два отверстия для закрепления наконечника на древке. Из украшений известны очко-видные привески, височные кольца и браслеты с су­живающимися и заходящими друг за друга концами.

Большую группу находок составляют изделия из камня, который по-прежнему был основным материа­лом. Тремя типами представлены сверленые топоры;

обушковым, лопастным и ладьевидным. Более всего распространены обушковые, менее всего — ладьевид­ные. Последние, по-видимому, вообще не характерны для среднеднепровской культуры. Найдены также но­жи, наконечники стрел и копий, скребки, большие пес­чаниковые плитки, на которых производилась полиров­ка каменных и костяных изделий.

Среди изделий из кости — пронизи из трубчатых костей, украшенные винтовой нарезкой, подвески-аму­леты из зубов животных, молоточкообразные костяные булавки, известные в памятниках катакомбной культуры. Следует отметить также подвески из прибал­тийского янтаря, имеющие близкие аналогии в памят­никах культуры шаровидных амфор.

Анализ всей совокупности материалов свидетельст­вует о том, что основу хозяйства племен среднеднепров­ской культуры составляло домашнее скотоводство (най­дены кости мелкого и крупного рогатого скота, лошади и свиньи) и земледелие.

О занятиях земледелием свидетельствуют найден­ные обломки зернотерок, каменная мотыга, а также от­печатки выгоревших зерен пшеницы, обнаруженные на некоторых сосудах. Можно предполагать, что зем-


леделие существовало в форме подсечно-огневой систе­мы.

Конечно, определенную роль в хозяйственной жиз­ни среднеднепровских племен по-прежнему играли охота и рыболовство, дополняемые собирательством. Судя по остаткам костей, охотились на оленя, кабана и бобра.

Археологические материалы указывают на широкие связи среднеднепровских племен с прибалтийскими племенами культуры шаровидных амфор, с волынски-ми племенами мегалитической культуры, племенами катакомбной культуры, а через них — с Северным Кав­казом [5]. Видимо, тесные связи осуществлялись и с племенами фатьяновской культуры.

В общественном строе, несомненно, господствовали патриархально-родовые отношения с уже достаточно заметной имущественной дифференциацией. Для идео­логии характерны господство культа солнца и огня, ве­ра в загробную жизнь.

Вопрос о происхождении среднеднепровской куль­туры пока еще является объектом дискуссии. Посколь­ку среднеднепровская культура входит в область распространения среднеевропейских «культур шнуро­вой керамики» или «культур боевых топоров», которые большинством лингвистов, археологов и антропологов рассматриваются в качестве культур одной из групп древних индоевропейцев — предков славян, балтов и германцев,— вопрос о ее происхождении теснейшим образом связан с общей проблемой происхождения ин­доевропейских народов.

Теперь представляется бесспорным, что на террито­рии Белоруссии племена среднеднепровской культуры были пришлыми. Это отнюдь не означает, что новая культура не впитала в себя некоторые элементы мест­ных культур. Сопоставление с украинскими материала­ми раннего этапа убедительно показывает хронологи­ческое различие между киевским и днепро-деснинским вариантами. Но в отношении истоков формирования среднеднепровской культуры высказано несколько раз­личных мнений. В. А. Городцов в свое время рассмат­ривал среднеднепровскую культуру в качестве «коло­нии» одной из среднеевропейских культур. В свете новых данных эта точка зрения не может быть принята

4 Э. М. ЗагорульскиЯ49


хотя бы потому, что среднеднепровская культура сло­жилась раньше, чем европейские культуры «боевых топоров». По мнению Т. С. Пассек [II], среднеднепров­ская культура сложилась на базе древней культуры скотоводческо-земледельческих племен позднего три-полья в процессе сложных культурно-исторических скрещений. А. Я. Брюсов [6] происхождение всех «культур боевых топоров» связывает с катакомбной культурой юга Европейской части СССР. Иное толкова­ние проблеме дает Артеменко. По его мнению, источ­ники формирования среднеднепровской культуры сле­дует искать в северных районах Среднего Поднепровья, где распространены наиболее ранние памятники этой культуры. Известно, что здесь им предшествовали па­мятники ямной культуры. Артеменко обращает внима­ние на сходство погребального обряда, некоторых форм керамики и орнаментации культур ямной и средне­днепровской. Это дает ему основания говорить о фор­мировании среднеднепровской культуры на основе ям­ной культуры. Дальнейшее ее развитие проходило во взаимодействии с катакомбной и Волынской мегали­тическими культурами, а также с киевософийской группой памятников позднего триполья [5].

Среднеднепровская культура просуществовала при­близительно до середины II тысячелетия до н. э. В се­редине II тысячелетия до н. э. на ее основе сложилась сосницкая культура.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Заселение человеком территории Белоруссии

Заселение человеком территории Белоруссии относится ко временам каменного века отделенным от наших дней десятками а может быть и сотнями тысяч... Однако и в изучении более близкого к нам време ни от которого имеется... во вторых характер древних письменных источников как правило не позволяет представить важнейшие сто роны...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Среднеднепровская культура

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Палеолит
В палеолите выделяют две стадии: раннюю и позд­нюю. Начальные этапы раннего палеолита, представ­ленные археологическими культурами дошелльской, шелльской и ашельской, относятся ко временам, когда л

Мезолит
С окончанием ледникового периода климат посте­пенно приближается к современному. Растительный и животный мир тоже постепенно принимает современ­ный облик. Покрываются лесами области, имевшие ранее

Сосницкая культура
Памятники сосницкой культуры распространены почти на той же территории, что и среднеднепровские. Сейчас они выявлены на Верхнем Днепре, Соже, Десне, Сейме, Суле и Нижней Припяти. Свое назв

Полесская группа культуры шнуровой керамики
В начале II тысячелетия до н. э. в юго-западной Белоруссии в Полесье распространяются памятники особого варианта культуры шнуровой керамики, соче­тающие в себе элементы вислонеманской и днепровских

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ РАННЕГО ЖЕЛЕЗНОГО ВЕКА БЕЛОРУССИИ
Около середины I тысячелетия до н. э. племена, населявшие территорию Белоруссии, вступили в эпоху железного века. Наиболее ранние свидетельства появления здесь железа относятся к VII—VI вв. до н. э

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЛОРУССИИ В РАННЕМ ЖЕЛЕЗНОМ ВЕКЕ
В раннем железном веке на тер­ритории Белоруссии отчетливо выделяются три основ­ные культурно-исторические области: одна — на юге в поречье Припяти и южнобелорусском течении Днеп­ра, вторая — в цен

Лужицкая и поморская культуры
Лужицкая культура была распространена на широ­ких пространствах Польши, северо-восточной Чехии, в Моравии и Силезии и принадлежала еще со времен бронзового века к земледельческо-скотоводческим (по

Милоградская культура
Милоградская культура сложилась и распространи­лась на значительной части юго-восточной Белоруссии. Ее западная граница лежит в устье Горыни, север­ная — южнее городов Слуцка, Жлобина и Чечерска, в

Культура штрихованной керамики
Большая часть средней Белоруссии в раннем желез­ном веке была занята культурой штрихованной кера­мики, впервые выделенной в 20—30-е годы А. Н. Ляв-данским. Наиболее характерной чертой куль

Памятники послезарубвнецкого временя я южной Белоруссии
В конце I или, возможно, во II в. н. э. поселения и могильники зарубинецкой культуры на территории Белоруссии прекращают свое существование. Их место вскоре занимают памятники иного культурного обл

Днепро-двинская культура
Верховья Сожа и Десны, смоленское поречье Днеп­ра и верхнее течение Западной Двины до водораздела Днепра и рек волжского бассейна с I тысячелетия до н. э. до третьей четверти I тысячелетия н. э. вх

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ БЕЛОРУССИИ СЕРЕДИНЫ И ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ I ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ Н. Э.
Период разложения первобытно­общинных отношений и складывания феодальных, за­вершившийся образованием Древнерусского государ­ства, принадлежит к числу слабо разработанных. В особой степени это отно

Памятники пражского типа. Хотомель
Время, предшествующее образованию Киевской Руси, на юге Белоруссии представлено памятниками пражского типа (VI—VIII вв.), привлекающими к себе в последнее время все большее внимание славистов. Памя

Колочин. Банцеровщина. Замковая гора
Иной облик носит другая, пока еще небольшая и изолированная группа памятников середины I тысяче­летия н. э., представленная сильно укрепленными го­родищами и селищами. К их числу относится городи­щ

ППШ Раскопанные уюсткч
План городища Колочин. случай осады. В некоторых из них сохранились остатки обгоревшего проса и чечевицы. По краям городища располагались хозяйственные ямы-кладовки, не свя­занные с постро

Восточнославянские племена. Кривичи. Дреговичи. Древляне. Радимичи
К середине и второй половине I тысячелетия н. э. относится формирование мощных славянских союзов племен, зарегистрированных «Повестью временных лет». Несколько таких союзов сложилось и на терри­тор

Ятвяжские и литовские древности
На большей части Понеманья и в Среднем Побужье были распространены курганы или целиком сложенные из камней, или такие, в которых камень составлял су­щественный компонент. Отдельные могильники, сост

НОВЫЕ ЧЕРТЫ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ПАМЯТНИКОВ ДРЕВНЕРУССКОЙ ПОРЫ
В результате длительного внут­реннего социально-экономического развития к IX в. у восточных славян сложились новые феодальные отно­шения, продуктом которых стало могущественное го­сударство Киевска

ДРЕВНОСТИ БЕЛОРУССКИХ ГОРОДОВ
Одна из самых ярких страниц истории Руси может быть написана на материалах рас­копок древнерусских городов. Города были не только политическими и религиозными столицами отдельных областей, но и мощ

Витебск
В Витебске была найдена единственная пока на территории Белоруссии берестяная грамота [13]. Обна­ружена она случайно при земляных работах на пло­щади Свободы в 1959 г. на глубине около 3—4 м. Гра­м

Г Гродно
На пограничье Руси и Польши в землях, некогда заселенных воинственным племенем ятвягов, в XII в. возник город Гродно. Русские летописи двенадцать раз вскользь упоминают о нем. Но их сведения настол

Волковыск
Недалеко от Гродно находится небольшой городок Волковыск, впервые упомянутый в русских летописях в середине XIII в. В древности он располагался на вы­сокой моренной гряде в 0,5 км к юго-востоку от

Новогрудок
Важным форпостом Руси на границе с Литвой был Новогрудок. О его существовании и связанных с ним политических событиях становится известно из пись­менных источников только с 30-х годов XIII в. Архео

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги