рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Милоградская культура

Милоградская культура - раздел Культура, Заселение человеком территории Белоруссии Милоградская Культура Сложилась И Распространи­лась На Значительной Части Юго...

Милоградская культура сложилась и распространи­лась на значительной части юго-восточной Белоруссии. Ее западная граница лежит в устье Горыни, север­ная — южнее городов Слуцка, Жлобина и Чечерска, восточная — по среднему течению Илути. На юге эта культура распространяется далеко за пределы Бело­руссии, доходя до Киева и верховьев южного Буга [16].

Своеобразие южнобелорусских городищ отмечал еще А. Н. Лявданский (в 20-х — начале 30-х годов), но ис­следование милоградских памятников началось по су­ществу с 1951 г.

Свое название культура получила по имени пос. Ми-лоград в Гомельской области, где в раскопанном горо­дище она была представлена в наиболее чистом виде.

На территории БССР милоградская культура охва­тывает период с середины VI в. до н. э. по I в. н. э. Наибольшее количество датирующих находок прихо­дится на IV—II вв. до н. э. Ранний этап датируется некоторыми булавками, ажурной бляхой гольштатской формы, железным орудием в виде тесла или пластин-


чатого топорика с двумя выступами. Позднюю дату дают сарматские и позднелатенские аналогии: средне-и позднелатенские фибулы, браслетообразные височные подвески, прорезные колокольчики и др.

Украинские памятники милоградской культуры в основном принадлежат к более раннему времени, от­носясь непосредственно к эпохе бронзы.

Милоградская культура известна по поселениям и могильникам. Поселения представлены городищами




 


План милоградского жилища,


 

План и профиль мило­градского грунтового по­гребения.


и селищами, но преобладают городища. Селища, как правило, встречаются вместе с городищами, хотя на Припяти известны селища без городищ.

Большая часть городищ устраивалась на мысах. С напольной стороны они укреплялись валом и рвом. Высота вала достигала 2,5—3 м. Часто городища име­ли несколько валов и рвов. Некоторые городища отно­сятся к типу «болотных».

Жилища обычно слегка углублены в материк (0,15—0,5 м), имеют квадратную, прямоугольную, круглую или овальную в плане форму, площадью в 12—16 кв. м и рассчитаны на одну семью. Для всех раскопанных жилищ характерна одна интересная деталь — выступ возле одной из стен или в углу. При раскопках прослеживаются ряды ям от столбов стен. Перекрытие поддерживалось центральным столбом. В удлиненных больших жилищах таких столбов было несколько.


Почти возле каждого дома сооружался небольшой хозяйственный погребок, возле одной из стен или в углу которого, как и в жилищах, устраивался харак­терный выступ. Внутри жилищ сооружался открытый очаг, обнаруживаемый обычно в виде скопления пе­режженных камней.

Погребения милоградской культуры открыты не­давно, а изучены в самое последнее время. Господст­вующим обрядом было сожжение покойника. Тщательно очищенные от углей пережженные ко­сточки складывались в неглубокую (в среднем 0,6 м) ямку диаметром от 0,5 до 1,5 м, преиму­щественно круглую в плане. Известны также овальные или удлинен­ные ямы, ориентирован­ные обычно с северо-во-зтока на юго-запад. Боль­шинство погребений не содержит вещей. Из 70 могил, исследованных в д. Горошков Речицкого района, только в 15 най­дены черепки разбитых

План и разрез кургана в Ду-бой.

сосудов, отдельные бронзовые и железные предметы и пряслица. В 10 погребениях имелись лишь неболь­шие скопления обломков сосудов. С погребальным об­рядом связаны находки в некоторых могилах камней, отдельных кремневых орудий, охры, зубов жертвенных животных. Рядом с погребениями находят иногда сле­ды тризны.

Могильники располагались возле поселений, иногда в пределах укрепленной части между внешним и внут­ренним валами (Горошков). В одном случае погребения обнаружены на жилой площадке городища рядом с жи­лищами (Мохов I).

Есть основания предполагать, что на раннем этапе милоградской культуры наряду с обрядом трупосожже-ния существовало и трупоположение [14]. Так, на юге


Белоруссии у д. Дубой в устье р. ГорыниЮ. В. Куха-ренко был раскопан курганный могильник VI—V вв. до н. э. с трупоположениями и трупосожжениями. В курганах найдены сосуды милоградских форм

и


Милоградский сосуд. (Ду­бой. РаскопкиЮ. В. Ку-харенко.)

Милоградский сосуд.

 


Основные формы милоградских сосудов.

форм, характерных для высоцкой культуры [9]. Кур­ганные захоронения известны также на Волыни и Ки-евщине в области распространения подгорпевских па­мятников, представляющих, по-видимому, локальный вариант милоградской культуры.




 


Глиняный конь ипряслица.

Железные орудия труда милоградской культуры. (Раскопки О. Н. Мельниковской.)


Керамика милоградской культуры весьма своеоб­разна и отличается общим архаичным обликом, в ко­тором достаточно заметны традиции эпохи бронзы. Вся она сделана от руки. Преобладают яйцевидные или ша­ровидные горшки и глубокие миски. Часть сосудов имеет невысокую шейку и прямой или отогнутый на­ружу венчик, другие — вообще без венчика с прямым

Браслеты. (Городище Горошков. Раскопки О. Н. Мельников­ской.)

или загнутым внутрь краем. Для ранних этапов мило­градской культуры более характерны удлиненные, яй­цевидные и тюльпановидные сосуды, а также сосуды с плоским и уплощенным днищем. Позже сосуды при­обретают более округлые формы.

Хронологические различия можно проследить в ор­наментации сосудов. На ранних типах орнаментация более разнообразна. Характерен так называемый жем­чужный орнамент в виде выпуклостей на внешней по­верхности, орнамент из ногтевых и пальцевых вдавле-ний, расположенных чаще всего в один ряд по шейке сосуда или под венчиком. Со временем орнамент упро­щается и на поздних сосудах часто вовсе отсутствует.

Интересную группу изделий из глины составляют милоградские грузики («пряслица»), отличающиеся не­обыкновенным своеобразием. Очень распространены грузики, имеющие форму милоградских сосудов, а так­же крестовидные. В орнаментации грузиков часто


встречаются мотивы, характерные для тшинецко-кома-ровских и более ранних сосудов эпохи бронзы.

Орудия труда, происходящие из милоградских па­мятников, достаточно разнообразны. Найдены желез­ные проушные топоры, серпы, теслообразные мотыж-ки, ножи с горбатой спинкой, долотообразные изделия, шилья, иглы. На Горошковском городище найден клад железных земледельческих орудий.

Из предметов вооружения больше всего найдено на­конечников стрел. Для местной культуры характерны железные плоские листовидной, треугольной или ром­бической формы наконечники без черешка, найдены также скифские бронзовые трехгранные стрелы.Из не-

Фибулы (1), подвеска (2), перстень (3).

типичных находок следует отметить скифский желез­ный меч и дротик латенского типа. В качестве оружия могли, конечно, использовать и обычные топоры.

Одной из отличительных черт милоградской куль­туры является крайне ничтожное количество изделий из кости, которая представлена здесь главным образом проколками и рукоятками к металлическим орудиям.

Милоградские украшения довольно разнообразны. Из железа, бронзы и серебра изготовлялись браслеты с замкнутыми, разомкнутыми и заходящими концами. Поверхность их иногда орнаментировалась зубчиками и ложной зернью.По сечению различаются браслеты круглые, овальные и многопроволочные.

Бронзовые и железные булавки представлены не ме­нее чем 6 типами. Наиболее распространена булавка с головкой в виде петли, заканчивающейся 5-видным завитком.

Найдены ранне-, средне- и позднелатенские фибулы, браслетообразные, трапециевидные и треугольные под­вески, спиральные, конические и полушаровые серьги, колокольчики, бляхи.


Как можно судить по многочисленным находкам серпов, зернотерок, двухсторонних секирок, мотыжек и других орудий труда, основу хозяйства милоградских племен составляло земледелие. На стенке одного сосу­да сохранился отпечаток зерна пшеницы [II]. Есть основания предполагать существование пашенного зем­леделия.

Анализ остеологического материала говорит о зна­чительной роли скотоводства. Наибольшее количество найденных костей домашних животных относится к крупному рогатому скоту. Обнаружены также кости ло­шади, свиньи, мелкого рогатого скота, собаки. Дикие животные представлены в значительно меньшем коли­честве.

На многих поселениях отчетливо выявляются сле­ды занятий населения железообработкой, литьем, ры­боловством, деревообработкой, прядением и ткачест­вом. О разделении труда внутри родовой общины сви­детельствует погребение с разбитыми литейными формами, раскопанное на Моховском I городище. Воз­можно, что здесь был захоронен общинник, специали­зировавшийся на изготовлении бронзовых предметов.

Некоторые материалы свидетельствуют о связях милоградских племен с другими областями. Так, среди браслетов, найденных в кладе Горошковского городи­ща, имеются экземпляры позднегалыптатских и ранне-латенских типов [13]. Вместе с тем находки литейных форм говорят о местном производстве некоторых из них.

Возможно, импортной западноевропейской вещью является железная бритва, напоминающая латенские образцы. Едва ли местной следует считать железную плетеную цепь от уздечного набора, найденную на од­ном из милоградских памятников. Несомненно с юга были завезены наиболее часто встречающиеся синие глазчатые бусы. По мнению исследователя милоград­ской культуры О. Н. Мельниковской, импортные изде­лия более тяготеют к югу и западу. Связи с севером и Балтикой прослеживаются значительно слабее [16].

Патриархально-родовой строй у племен милоград­ской культуры уже обнаруживает некоторые признаки разложения.

Источники, раскрывающие систему верований мило-


градцев, довольно ограничены. Можно отметить, что многие милоградские грузики покрыты знаками, ха­рактерными для солярных и астральных культов. Воз­можно, культовый характер присущ и глиняным фи­гуркам животных (главным образом, коня) и различ­ным амулетам: клыкам животных, просверленным астрогалам, рыбным позвонкам, гальке. Находки в ря­де погребений обломков человеческих черепов без вся­ких признаков сожжения дают основание предполагать существование культовой антропофагии [16].

В ряде своих элементов милоградская культура об­наруживает черты сходства с предшествующими ей тшинецкой и комаровской культурами бронзового века, проявляющиеся в близости форм некоторых сосудов, грузиков, их орнаментации и в деталях погребального обряда. Это может рассматриваться как свидетельство существования генетической связи между ними.

По мнению О. Н. Мельниковской, милоградская культура выросла на основе одного из вариантов тши-нецко-комаровской культурной общности [1б]. Основ­ная область формирования культуры находилась на территории Украины, где располагаются наиболее ран­ние милоградские памятники и отсутствуют памятники поздней поры. В области к северу от Припяти наблю­дается иная картина. Основной комплекс милоградских древностей приходится здесь на средний и поздний эта­пы существования этой культуры. Следовательно, мож­но сделать вывод о переселении милоградских племен из южных районов в более северные.

;" Однако нет оснований отрицать вероятность участия в формировании милоградской культуры культур позд­ней бронзы Белоруссии. Так, нельзя не обратить вни­мания на близкое совпадение ареалов милоградской и сосницкой культур и наличие у них некоторых общих культурных элементов. К тому же сосницкая культура, как уже отмечалось выше, относится к одному с тши­нецкой и комаровской кругу памятников.

Окончательное решение этого вопроса будет зави­сеть от успехов в изучении белорусских памятников | эпохи бронзы позднейшей поры.

Милоградская культура прекращает существование в I в. н. э., и дальнейшая судьба племен, создавших ее, еще не ясна. На рубеже н. э. культура эта подвергает-


ся сильному воздействию со стороны зарубинецкой культуры.

Этническая принадлежность и историческое имя милоградских племен не могут быть установлены на основании археологических материалов. Исследователь этой культуры О. Н. Мельниковская отождествляет ми­лоградские племена с неврами, описанными Геродотом (V в. до н. э.). В качестве аргумента она выдвигает факт совпадения их ареалов и времени существования. Прослеженное археологически передвижение милоград­ских племен к северу, по ее мнению, возможно, под­тверждает указание Геродота о вытеснении невров из области их первоначального обитания «змеями». Су­ществование в белорусском фольклоре волчьего куль­та сопоставляется некоторыми исследователями с заме­чанием Геродота о превращении невров один раз в году в волков.

Территориальная и типологическая связь ранних милоградских памятников с тшинецко-комаровским комплексом, сложившимся в области распространения древнейшей славянской топонимики, ставит вопрос о возможно славянской принадлежности милоградских племен [12]. Однако эта точка зрения оспаривается ря­дом исследователей, указывающих на то, что ареалы милоградской культуры вписываются в область распро­странения балтийских гидронимов [25].

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Заселение человеком территории Белоруссии

Заселение человеком территории Белоруссии относится ко временам каменного века отделенным от наших дней десятками а может быть и сотнями тысяч... Однако и в изучении более близкого к нам време ни от которого имеется... во вторых характер древних письменных источников как правило не позволяет представить важнейшие сто роны...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Милоградская культура

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Палеолит
В палеолите выделяют две стадии: раннюю и позд­нюю. Начальные этапы раннего палеолита, представ­ленные археологическими культурами дошелльской, шелльской и ашельской, относятся ко временам, когда л

Мезолит
С окончанием ледникового периода климат посте­пенно приближается к современному. Растительный и животный мир тоже постепенно принимает современ­ный облик. Покрываются лесами области, имевшие ранее

Среднеднепровская культура
В конце III — начале II тысячелетия до н. э. на тер­риторию Верхнего Поднепровья проникают и рассе­ляются скотоводческо-земледельческие племена эпохи бронзы. Местное население некоторое время сосущ

Сосницкая культура
Памятники сосницкой культуры распространены почти на той же территории, что и среднеднепровские. Сейчас они выявлены на Верхнем Днепре, Соже, Десне, Сейме, Суле и Нижней Припяти. Свое назв

Полесская группа культуры шнуровой керамики
В начале II тысячелетия до н. э. в юго-западной Белоруссии в Полесье распространяются памятники особого варианта культуры шнуровой керамики, соче­тающие в себе элементы вислонеманской и днепровских

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ РАННЕГО ЖЕЛЕЗНОГО ВЕКА БЕЛОРУССИИ
Около середины I тысячелетия до н. э. племена, населявшие территорию Белоруссии, вступили в эпоху железного века. Наиболее ранние свидетельства появления здесь железа относятся к VII—VI вв. до н. э

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЛОРУССИИ В РАННЕМ ЖЕЛЕЗНОМ ВЕКЕ
В раннем железном веке на тер­ритории Белоруссии отчетливо выделяются три основ­ные культурно-исторические области: одна — на юге в поречье Припяти и южнобелорусском течении Днеп­ра, вторая — в цен

Лужицкая и поморская культуры
Лужицкая культура была распространена на широ­ких пространствах Польши, северо-восточной Чехии, в Моравии и Силезии и принадлежала еще со времен бронзового века к земледельческо-скотоводческим (по

Культура штрихованной керамики
Большая часть средней Белоруссии в раннем желез­ном веке была занята культурой штрихованной кера­мики, впервые выделенной в 20—30-е годы А. Н. Ляв-данским. Наиболее характерной чертой куль

Памятники послезарубвнецкого временя я южной Белоруссии
В конце I или, возможно, во II в. н. э. поселения и могильники зарубинецкой культуры на территории Белоруссии прекращают свое существование. Их место вскоре занимают памятники иного культурного обл

Днепро-двинская культура
Верховья Сожа и Десны, смоленское поречье Днеп­ра и верхнее течение Западной Двины до водораздела Днепра и рек волжского бассейна с I тысячелетия до н. э. до третьей четверти I тысячелетия н. э. вх

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ БЕЛОРУССИИ СЕРЕДИНЫ И ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ I ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ Н. Э.
Период разложения первобытно­общинных отношений и складывания феодальных, за­вершившийся образованием Древнерусского государ­ства, принадлежит к числу слабо разработанных. В особой степени это отно

Памятники пражского типа. Хотомель
Время, предшествующее образованию Киевской Руси, на юге Белоруссии представлено памятниками пражского типа (VI—VIII вв.), привлекающими к себе в последнее время все большее внимание славистов. Памя

Колочин. Банцеровщина. Замковая гора
Иной облик носит другая, пока еще небольшая и изолированная группа памятников середины I тысяче­летия н. э., представленная сильно укрепленными го­родищами и селищами. К их числу относится городи­щ

ППШ Раскопанные уюсткч
План городища Колочин. случай осады. В некоторых из них сохранились остатки обгоревшего проса и чечевицы. По краям городища располагались хозяйственные ямы-кладовки, не свя­занные с постро

Восточнославянские племена. Кривичи. Дреговичи. Древляне. Радимичи
К середине и второй половине I тысячелетия н. э. относится формирование мощных славянских союзов племен, зарегистрированных «Повестью временных лет». Несколько таких союзов сложилось и на терри­тор

Ятвяжские и литовские древности
На большей части Понеманья и в Среднем Побужье были распространены курганы или целиком сложенные из камней, или такие, в которых камень составлял су­щественный компонент. Отдельные могильники, сост

НОВЫЕ ЧЕРТЫ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ПАМЯТНИКОВ ДРЕВНЕРУССКОЙ ПОРЫ
В результате длительного внут­реннего социально-экономического развития к IX в. у восточных славян сложились новые феодальные отно­шения, продуктом которых стало могущественное го­сударство Киевска

ДРЕВНОСТИ БЕЛОРУССКИХ ГОРОДОВ
Одна из самых ярких страниц истории Руси может быть написана на материалах рас­копок древнерусских городов. Города были не только политическими и религиозными столицами отдельных областей, но и мощ

Витебск
В Витебске была найдена единственная пока на территории Белоруссии берестяная грамота [13]. Обна­ружена она случайно при земляных работах на пло­щади Свободы в 1959 г. на глубине около 3—4 м. Гра­м

Г Гродно
На пограничье Руси и Польши в землях, некогда заселенных воинственным племенем ятвягов, в XII в. возник город Гродно. Русские летописи двенадцать раз вскользь упоминают о нем. Но их сведения настол

Волковыск
Недалеко от Гродно находится небольшой городок Волковыск, впервые упомянутый в русских летописях в середине XIII в. В древности он располагался на вы­сокой моренной гряде в 0,5 км к юго-востоку от

Новогрудок
Важным форпостом Руси на границе с Литвой был Новогрудок. О его существовании и связанных с ним политических событиях становится известно из пись­менных источников только с 30-х годов XIII в. Архео

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги