Реферат Курсовая Конспект
Тема 14. Теория и методы познания (гносеология). - раздел Культура, Тема 1. Философия в мире культуры. Круг проблем 1. Понятие Познания. Агностицизма И Скептицизм. 2..формы И...
|
1. Понятие познания. Агностицизма и скептицизм.
2..Формы и уровни познания
3. Практика и ее значение.
4. Проблема истины в философии и науке.
5. Методы и формы познания
1. Гносеология (эпистемология, теория познания) - важнейшая, а во многих философских системах - ключевая составляющая (раздел) философского знания. Последнее, помимо гносеологии, обычно включает в себя онтологию - учение о сущности (причинах и закономерностях бытия), логику - науку о мышлении и некоторые другие разделы. Заметим, что среди трех перечисленных частей - трех «китов», на которых стоит философское знание, - гносеология занимает особое, «срединное» положение. Если онтология изучает объективную реальность, а логика - мышление, то есть некую субъективную реальность, то гносеология как бы увязывает воедино две эти части философии. Она раскрывает закономерности познания человеком, субъектом объективного мира; исследует вопрос о самой возможности и пределах познания окружающей действительности, в значительной мере не зависящей от человека и чуждой ему; стремится объяснить цель и смысл человеческого познания, условия его успешности (адекватности, истинности, корректности) и т. п.
Основные положения гносеологии реализуются с помощью таких категорий (фундаментальных понятий), как познание, знание, реальность, или действительность, мышление, сознание, объект (объективное), субъект (субъективное), истина и др. Указанные категории определяются по-разному - в зависимости от области знания, в котором формулируется определение, а также от философского направления или школы, к которым принадлежит тот или иной мыслитель. Поэтому краткие пояснения некоторых категорий, которые мы сейчас приведем, безусловно, не являются всесторонними и полными. Но они могут приняты в качестве первоначальных, «рабочих».
Итак, познание - процесс постижения человеком (обществом) новых, ранее не известных ему фактов и явлений, признаков и свойств, связей и закономерностей действительности.
Знание - это результаты процесса познания, зафиксированные в памяти человека и в соответствующих материальных носителях (книги, магнитные ленты, дискеты и т. п.). Некоторые философы ограничивают понятие «знание», определяют его уже и строже, относя к нему только «истинное знание», то есть, доказанное, проверенное и т. п.
Действительность (реальность) – это, прежде всего, окружающий человека мир, в том числе - социальный мир, общество как часть действительности. Но сюда же, к реальности относится и сам человек, ибо он тоже часть действительности. Более того, чувства, переживания, мысли, фантазии, мечты, весь духовный мир человека - тоже действительность, правда, несколько иного плана, по сравнению с материальными предметами. И такого рода различие между «видами» реальности, несомненно, нужно учитывать в процессе познания и рассуждения.
Познаваем ли мир? Доступна ли сущность вещей для человеческого разума? Скептицизм и агностицизм. Как уже говорилось, гносеология изучает процесс познания человеком (обществом) окружающей реальности. Она стремится раскрыть закономерности этого процесса. Но прежде всего перед ней встает вопрос о самой возможности познания субъектом объективной реальности. Или, в более мягкой форме - об ограничениях, пределах человеческого познания. Как ни странно для «человека с улицы», для нефилософского ума выглядит это сомнение в человеческих возможностях, для философов проблема познаваемости мира была весьма актуальной на протяжении многих веков. Вообще, «сомнение» — важнейшая категория и существеннейшая характеристика собственно философского мышления, в отличие, например, от религиозного, для которого подобное значение имеет категория «вера». Вспомним в связи с этим известное высказывание Сократа: «Я только знаю, что ничего не знаю...»
В самом деле, вопрос о возможности познания мира, адекватного отражения в голове субъекта объективной реальности, далеко не прост. И сомнение здесь имеет серьезнейшие основания. В конце концов, субъект (человек, общество) с его удивительной психикой, мышлением, сознанием, Богатейшей духовной организацией — это одно, а объективный мир с его разнообразием, бесконечностью, необъятностью, неисчерпаемостью — это, безусловно, другое. Где гарантия, что для человеческого мышления посильно познание, подлинное постижение такого «немыслимо сложного» мира? Напротив, казалось бы, такой мир познать невозможно. И сам многовековой опыт человеческого познания как будто свидетельствует о том же: он постоянно показывает самонадеянному человеку (и человечеству), что то, что в течение длительного времени представлялось ему совершенно ясным, очевидным, надежным, достоверным, истинным, в какой-то момент обнаруживало свою иллюзорность, сомнительность, неточность, ошибочность, ложность. Представления о плоской форме Земли, ее неподвижности, о теплороде, абсолютности пространства и времени — только отдельные примеры из огромного множества неверных, ошибочных воззрений, которые пришлось отбросить, несмотря на их кажущуюся очевидность и глубокую укорененность в сознании многих поколений прошлого.
Не случайно такие крупнейшие мыслители, как Юм и Кант выдвинули гносеологические концепции, в которых достаточно критично оцениваются возможности человеческого познания. В первом случае это так называемыйскептицизм Юма, который высказывает сомнение в отношении того, что человеческий разум способен постигать причины вещей и явлений. С точки зрения Юма, то, что людям представляется причинной зависимостью, на самом деле только многократно повторявшаяся в прошлом опыте временная связь. Она становится привычной для человека в силу длительного повторения, и он начинает воспринимать ее как внутреннюю, глубинную, абсолютно устойчивую связь между явлениями действительности, которая будет непременно сохраняться в будущем и на которую, следовательно, можно уверенно полагаться. Однако это — глубокое заблуждение: связь между явлениями, имевшая место в прошлом, — сколь бы длительно она ни проявлялась — отнюдь не гарантируется в будущем. Объективным мир устроен сложнее, не так, как это привык считать человек.
От юмовского скептицизма несколько отличаетсяагностицизм Канта («гносис» — знание, «а» — отрицательная частица). Юм был уверен, что наше познание имеет дело с опытом и привычкой, а не с истиной и законом, и мы не можем судить, как соотносится наш опыт с реальностью, потому что не в силах выйти за его пределы. Суть юмовской позиции - сомнение в возможности познать причины и сущности вещей. Суть кантовской позиции - утверждение невозможности постичь сущность вещей: Окружающий объективный мир отделен от человека (субъекта) непроходимой пропастью; вырваться из своей субъективности и совершить прыжок (трансцензус) в объективный мир, как он есть сам по себе, человеку принципиально не дано, нам, людям, доступны лишь «вещи-для-нас», но не «вещи-в-себе», лишь явления (феномены), но не сущности вещей (ноумены).
Агностицизм отражает определенную позицию в философии и науке, отрицающую возможности истинного познания окружающего мира. И хоть сам термин агностицизм был введен в конце девятнадцатого века английским естествоиспытателем Т. Гексли, агностики заявляли о себе еще со времен античности. В произведении виднейшего софиста Протагора «Истина» провозглашается: «Человек есть мера всех вещей». Тем самым знание, законы и истина ставятся в зависимость от человека - индивида, их относительность абсолютизируется. Софисты - платные учителя мудрости, должны были научить каждого, обратившегося к ним, убедительно доказать или опровергнуть любую точку зрения, любое положение. В основе подобной деятельности коренилось убеждение об отсутствии истинности и закономерности.
Громадное большинство философов утвердительно решает вопрос о том, в состоянии ли наше мышление познавать действительный мир, можем ли мы в наших представлениях и понятиях о мире получать верное отражение действительности. Но существует ряд других философов, которые оспаривают возможность познания мира, или, по крайней мере исчерпывающего познания.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Тема Философия эпохи Возрождения и Нового Времени Философия эпохи первых буржуазных... Тема Философия эпохи Возрождения и... Тема Немецкая классическая философия Марксизм...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Тема 14. Теория и методы познания (гносеология).
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов