рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Тема 16. Философия общества. Культура и цивилизация

Тема 16. Философия общества. Культура и цивилизация - раздел Культура, Тема 1. Философия в мире культуры. Круг проблем 1. Понятие И Функции Общества. 2. Развитие Знаний Об Общес...

1. Понятие и функции общества.

2. Развитие знаний об обществе и его основные этапы и направления

3. Типы и функции общества

4. Общество и природа

5. Общество как саморазвивающаяся система.

6. Формации и цивилизации.

7. Культура и цивилизация

1. Философия по отношению к обществу выполняет методологическую роль (в решении глобальных проблем, исходных принципов развития истории). Философия формирует цельное представление об обществе и историческом процессе, изучает историю не отдельных государств, а в целом универсальную историю всего человечества. Одни изучают историю по горизонтали (линейный метод), т. е. в рамках философии истории. В этих рамках изучают в тесной связи с природой. Другие - по вертикали, т.е. изучают её с точки зрения структуры и связывают с социальной деятельностью сущности человека. Третьи считают, что именно уровень развития личности, её образование, мировоззрение, мораль влияют на развитие общества. Некоторые философы считали, что научно-технический прогресс идёт сам по себе, ведёт к появлению индустриального общества будущего. В обществе действует либо воля личности, либо иная необходимость.

На первый взгляд, кажется, что ответить на вопрос о том, что такое общество, не сложно. Действительно, понятие «общество» давно и прочно вошло в наш научный и повседневный лексикон. Но как только мы предпринимаем попытку дать ему определение, то сразу убеждаемся, что таких определений может быть множество. Давайте попытаемся вспомнить знакомые нам устойчивые словосочетания, в которые входило бы данное слово. К примеру, общество книголюбов, дворянское общество, педагогическое общество. В данном случае под обществом мы понимаем определенную группу людей, объединившихся для общения, совместной деятельности, взаимопомощи и поддержки друг друга.

Но вот другой ряд связанных понятий: первобытное общество, феодальное общество, французское общество. Здесь уже, употребляя понятие «общество», мы имеем в виду определенный этап исторического развития человечества или конкретную страну. Если и дальше двигаться в соответствии с этой логикой рассуждения (от частного к общему), то обществом называют и человечество в целом – в его историческом и перспективном развитии. Это все население Земли, совокупность всех народов. Иными словами, это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

Последнее определение включает понятие общества в широком смысле. Попробуем разобраться в этом определении более обстоятельно.

Итак, что такое общество? У этого понятия много различных значений. Общество – весьма тонкая материя, которую трудно подержать в руках или рассмотреть под микроскопом. Следовательно, необходимо найти особую единицу измерения, с помощью которой можно попытаться определить общество. Эта единица должна быть органическим элементом социальной системы.

Чаще всего под обществом понимают совокупность индивидов, занятых совместным трудом (население земли, совокупность всех народов). К оценке и пониманию общества можно подойти с двух позиций:

1. Общество есть способ существования человека, людей. Вне общества и без общества нет человека.

2. Общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся по отношению друг к другу.

Значит, чтобы понять общество, его функционирование как способ существования людей, нужно знать их общественные отношения и связи, в которых осуществляется и через которые обеспечивается жизнедеятельность этих людей.

Человек входит в общество через коллектив. В то же время он является членом нескольких коллективов (трудовой, учебный, спортивный, танцевальный и т.д.). Общество представляется как коллектив коллективов.

Человек входит и в более крупные общности людей; Он принадлежит к определенной социальной группе, классу, нации и т.д. Каждый человек взаимодействует с различными коллективами, с обществом, государством, с членами своей семьи. И вся эта деятельность людей, очень разных по характеру, одаренности, личным склонностям протекает в рамках, характерных для данного социума общественных отношений; моральных, правовых, политических и т.д. Поэтому, существуя как форма деятельности людей, общественные отношения имеют надличностный, надындивидуальный характер. Не индивид с его задатками и склонностями определяет определенные общественные отношения, а наоборот: человек, рождаясь, застает уже сложившиеся, функционирующие общественные отношения. Как член определенного общества, класса, социальной группы, нации, коллектива и т.д. он включается в разнообразные формы деятельности и вступает на этой основе в определенные отношения с другими людьми. Деятельность. и общественные отношения формируют человека как существо общественное, социальное.

Люди живут и участвуют в производстве материальных и духовных благ, обменивают, распределяют и потребляют продукты, рожают и воспитывают детей, складывается закономерная цепь событий, независимая от их воли и их сознания.

В формах общественных отношений осуществляется вся деятельность больших общественных групп; экономическая, политическая, социальная, правовая, духовная. Многогранные связи и деятельности групп, слоев, классов, наций и т.д. и складывающиеся на этой основе экономические, политические, социальные, духовные отношения называются общественными. Эти отношения порождены деятельностью реальных людей и существуют лишь как формы этой деятельности. Чтобы понять общество, его функционирование как способ существования людей, нужно знать эти отношения и связи, в которых осуществляется и через посредство которых обеспечивается жизнедеятельность этих людей. Они являются основой структуры общества. Но возникнув, они обладают большой активностью, устойчивостью, придают обществу качественную определенность. Поэтому изменение, преобразование общества связано с ликвидацией сложившегося типа общественных отношений и заменой их новыми. Примером являются осуществляемые в Республике Казахстан политические, экономические, социальные и правовые преобразования.

Общественные отношения характеризуются следующими особенностями;

1) это необходимое для общества отношение;

2) субъект имеет групповой характер;

3) оно имеет объективный характер, т.е. существует независимо от того, хотят ли люди вступать в эти отношения или не хотят; 4) в процессе общественной жизни, общественных отношений осуществляется функционирование общества, обеспечивается тот или иной способ существования человека.

Эти отношения складываются в сфере материального производства и в сфере духовной жизни общества.

Материальное производство обеспечивает обществу материальные возможности его существования и развития, а духовная сфера является результатом и условиями взаимодействия людей в процессе создания и распространения духовно-культурных ценностей, Вместе с тем материальные и духовные отношения находятся во взаимосвязи и обеспечивают развитие общества.

Общество – целостный организм, в центре которого находится человек – существо, обладающее сознанием и волей.

2. Передовых мыслителей разных эпох волновали вопросы возникновения, развития и перспективы общества. Вокрут этих проблем формировались различные школы и направления.

На ранней стадии общественного развития основным способом понимания мира является мифология. Древние сказания о фантастических существах, о Богах и героях объясняли социальную действительность. С помощью мифа прошлое связывалось с настоящим и будущим, обеспечивалась духовная связь поколений. Мифы существуют у всех народов. В древнем казахском обществе происхождение мира связывалось с созданием четырех начал: песок, вода, огонь и ветер (погода). Основы существования бытия связывались со светом и темнотой: свет – признак теплоты, дня, жизни, радости, зелени, а темнота – холода, ночи, смерти, несчастья, Считались они противостоящими силами.

В древности в сознании казахского народа бытовало верование, что все, что есть в мире и жизни, создано от несуществующего, не было ничего, но появилось от маленького, превращаясь в большое, рождаясь одно от другого. В казахской общине существовало сказание о земле и небесах: в те времена, когда были созданы земля и небеса, весь мир находился в черном тумане, затем появилась земля и луна, размежевались темнота и свет, появилась жизнь людей и животных.

В результате развития общества у казахского народа появились передовые представители социально-политический мысли. Это были в основном поэты-импровизаторы. Одним из них был Коркыт – известный жырау, талантливый композитор и философ. В "Книге Коркыт-Ата" и "Песни Коркыта" содержится много афоризмов. Идея книги "Песни Коркыта" – где есть жизнь, там есть смерть, бессмертия нет, все изменяется, забудется, останутся в веках лишь дела человека.

Асан Кайгы – поэт, философ. Асан постоянно думал о жизни народа, переживал за него, поэтому народ его назвал Кайгы – переживающий.

Асан Кайгы участвовал в общественной жизни, принимая близко к сердцу бесправие, междоусобицы, тяжелое положение своего народа, искал пути улучшения жизни народа, избавления от невежества и мечтал о "Жеруйык", где вода должна быть молоком, песок – маслом, камень – золотом, население защищено от врагов, нет споров между людьми и родами, все жители равны и счастливы. Чтобы найти ее, он странствовал по земле, но, так и не найдя свою мечту, скончался. Скаэание Асана Кайгы о стране "Жеруйык" является утопической идеей наподобие идеи английского мыслителя Т.Мора, автора книги Утопия", Т. Кампанеллы (Золотой город).

Ответы на вопросы о возникновении и развитии общества наряду с мифологией дают религия и философия.

Античные философы Платон и Аристотель исходной точкой представления об идеальном обществе взяли идею о "золотом веке"; люди первоначально жили, не зная неравенства, войн и раздоров. По Платону, люди нуждаются в совместном поселении для удовлетворения потребностей в пище, жилье и одежде, Такое совместное поселение называется государством. Аристотель, развивая идеи Платона, различает уже наряду с государством семью и селение как особые типы общения, но государство стоит над всем. При этом у Платона и Аристотеля речь идет о государстве свободных, рабы же не считаются гражданами государства,

Буддизм утверждает, что после "золотого века" человечества наступил период неравенства людей, обмана и несправедливости, поэтому люди избрали царя. Правитель должен уничтожить вражду между людьми,

Ислам утверждает, что все существующее создано Богом. Аллах одинаков для всех, он един, вечный и всемогущий Бог. Он храбрее всех, мир принадлежит ему, кроме него нет других сил, он непобедим и т, д.

В период Нового времени в Западной Европе появилась идея, объяснявшая возникновение общества как результат договора человека с Богом. Ряд новых и плодотворных идей, раскрывающих природу человека, характер общественных отношений, был выдвинут в трудах английского экономиста и философа Смита. По мнению Смита, общественные связи между людьми устанавливаются на основе общественного разделения труда с последующим обменом плодами своего труда.

Французские философы Сен-Симон и Фурье, английский философ Оуэн мечтали о справедливом обществе, которое находится не в прошлом, а в будущем. Они создали идеал социалистического общества, продолжая дело великих утопистов Мора, Кампанеллы и др.

Ряд важных и глубоких идей об обществе, его возникновении и путях развития был выдвинут в трудах выдающегося немецкого философа конца Гегеля. Он разработал понятие "гражданское общество", определив его как "систему всесторонней зависимости", где "пропитание и благо единичного лица и правовое существование переплетены с пропитанием, благом и правом всех.

Французский философ Конт ввел понятие "социология" как научное изучение явлений общественной жизни. Он полагал, что с помощью науки можно познать скрытые законы, управляющие всеми обществами. Такой подход Конт назвал сначала социальной философией, а затем социологией, что значит "наука об обществе".

К. Маркс создал концепцию материалистического понимания развития общества. Главная идея - диалектики производительных сил и производственных отношений. Человечество постоянно занимается развитием производительных сил. Развиваясь, производительные силы, вступают в противоречие со старыми производственными отношениями. Способ производства формирует общественно-экономическую формацию. Марксом отмечалась последовательность развития общества, что позволило выделить законы развития общества, понять направление исторического движения, отметить преемственность этих формаций. Общественно-экономическая формация - социальный организм со своими законами, способами производства, базисом и надстройкой. Базис - совокупность производственных отношений, вся экономическая структура общества. Надстройка включает идеи, идеологические организации, все формы общественного сознания. Базис носит исторический характер, который измеряется уровнем развития производительных сил. Надстройка может действовать и против базиса, разрабатывать новые модели базиса, государства, системы.

Исторический опыт не подтвердил ряд положений марксистского учения: о ликвидации рыночных отношений при социализме, о росте обнищания рабочего класса в условиях капитализма. Сегодня очевидно и то, что Маркс недооценивал возможности саморазвития капитализма, который смог воспринять достижения научно-технической революции и на этой основе создать достаточно высокий уровень благосостояния большинства населения.

На Западе вводились новые понятия общества: постиндустриальное, посткапиталистическое, постбуржуазное, постцивилизационное, технократическое, многомерное, традиционное, переходное, стадия подъёма, стадия потребления и т. д.

Ясперс утверждал, что человечество имеет единое происхождение и единый путь развития. Он обращается к линейной схеме истории, где кульминационным пунктом исторического процесса является пришествие Иисуса Христа. Для Ясперса вера является основным смыслом истории. Он убеждён, что человечество обречено на общность судьбы и единую веру, рассматривает человека со стороны, История получается как механическое проявление общественной жизни. Историю невозможно понять без анализа социальной деятельности.

Таким образом, в понимании общества условно выделяются четыре подхода:

1. Общество как определённое единство человеческих отношений.

2. Как этап человеческой истории.

3. Как индивидуально-национальная форма определённого этапа.

4. Как определённое сообщество (некая неформальная организация людей).

3. Любое общество имеет свои типы, выполняет определенную функцию, без чего невозможно его функционирование и развитие. Существует множество способов классификации общества. Согласно марксистской традиции, тип общества определяется способом производства, т.е. тем, как складываются и контролируются экономические ресурсы, которыми оно владеет. Совокупность общественных отношений образует общественно-экономическую формацию. Общественно- экономическая формация – это конкретно-исторический тип общества, взятый в его целостности, функционирующий и развивающийся в соответствии с присущими ему объективными законами.

Каждая формация – целостная система. Ее качественное своеобразие зависит от совокупности материальных отношений, именно они придают формации характер определенного конкретно-исторического общественного типа: первобытно-общинного, рабовладельческого, феодального, капиталистического и коммунистического. В формацию входят также производительные силы, которые вместе с производственными отношениями составляют ее материальную основу.

Формация – не хронологическое, не географическое, а именно социальное понятие. Нельзя сказать: какая-то формация принадлежит Европе, другая – Азии, а третья – Африке. Нельзя отождествлять формацию с какой-либо страной, потому что это понятие фиксирует в теоретической форме тип общества.

Например, общество советской страны развивалось в условиях коммунистической формации, заявляя, что это развитое социалистическое общество. Затем, отказавшись от социализма, стали строить общество, в котором за основу взяты рыночные отношения.

Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев писал: "Куда, по какому пути мы идем, какой общественный строй создаем?... Генеральной тенденцией развития мирового сообщества являются не капитализм или социализм, а демократия и смешанная, социально ориентированная экономика. Казахстан как суверенное государство не может оставаться в стороне от магистрального пути человеческой цивилизации".

Некоторые исследователи Англии и США классифицировали общество в соответствии с основными, характерными для него способами получения средств к существованию, в то же время выявив и другие важные их черты:

Общество охотников и собирателей плодов. Внем жили небольшими группами (родами), численность в которых достигала 30 – 40 человек. Люди существовали за счет охоты или сбора дикорастущих плодов.

Аграрное общество.Члены общества занимались выращиванием домашних животных и возделыванием земли. Они производили больше продуктов, чем требовалось для обеспечения сельского населения, что создало возможность для торговли, возникновения городов, развития ремесла. На основе аграрного общества возникло государство (которое сформировало ограниченный бюрократический аппарат и армию), была изобретена письменность, появились первые денежные системы и расширилась торговля.

Неиндустриальные цивилизации или традиционное общество.Этот тип общества базируется на развитии городов, с резко выраженным классовым неравенством, характеризуется использованием письменности и расцветом науки и искусства, поэтому его называют цивилизацией. В нем имеется развитая система управления. Именно такое общество является традиционным.

Основные черты традиционного общества: 1) простое деление труда в соответствии с полом человека; 2) классовое деление общества: аристократия – правящий класс, занимающий высшее социальное положение в обществе, и остальная часть населения; 3) формирование профессиональной армии с жесткой дисциплиной и хорошей физической подготовкой. Период существования такого государства от б тыс. лет до н.э. до 19 в. Сегодня этот тип общества практически исчез.

Общество современного мира (индустриальные и постиндустриальные общества).Оно возникло лишь в современную эпоху, в конце 18в., под влиянием индустриализации Великобритании. Самые передовые современные промышленные общества сложились в Северной Америке, Европе (включая Восточную Европу), в Восточной Азии (Япония, Тайвань, Гонконг и Южная Корея). Во многих других странах, например, в Индии, Мексике, Бразилии и некоторых других странах Африки также произошла значительная индустриализация.

Основными чертами индустриального общества являются следующие: 1) большая часть трудоспособного населения страны занята в сфере промышленности и в управлении; 2) оно является урбанизированным (в ряде стран 90 процентов населения живет в крупных и средних городах); 3) характерной чертой такого общества является более совершенная политическая система; 4) наличие национального государства; 5) развитие промышленности, новых технологий.

Каждое общество, независимо от своего исторического этапа и национально-территориальной специфики, выполняет пять функций:

1) производство материальных благ, необходимых для жизни человека;,

2) обмен и распределение продуктов труда;

3) социально-компенсаторская;

4) регламентация социального взаимодействия;

5) духовное регулирование социального взаимодействия. Эти, функции осуществляют определенные общественные группы, вступающие при этом в соответствующие отношения.

В процессе выполнения функции производства материальных благ складываются производственно-технические отношения и социальные группы – отраслевые, профессиональные. Объектом деятельности этих групп является природа, средства производства.

В процессе выполнения функции обмена и распределения продуктов труда складываются экономические отношения и соответствующие группы обмена: торговые, кредитно-финансовые. Социально-компенсаторская функция обеспечивает воспроизводство и сохранение людей, их подготовку к жизни и социальному взаимодействию. Сюда относятся социальная сфера, а также то, что называют "гражданским" обществом; семья, быт, здравоохранение, образование, досуг или сфера потребления. Основными группами здесь являются семья, профессиональные группы сферы обслуживания, образования и т.д.

Функция регламентации целостного общественного взаимодействияпредполагает организацию властного выполнения предписанных правил и норм активности. В процессе выполнения этой функции складываются два вида отношений: политические и правовые.

Функция регулирования социального взаимодействия– это вербально-символическое воздействие на людей для организации социального поведения, не идущего во вред социальному взаимодействию. В ходе выполнения этой функции формируются религиозные, мировоззренческие, художественные отношения.

Таковы основные виды отношений, в процессе которых формируются функциональные группы, т.е. такие социальные группы, в основе которых лежит выполнение людьми социальных функций.

4.Как уже говорилось, общество – это обособившаяся от природы (в данном случае под природой понимается совокупность естественных условий существования человека) часть мира. В чем же состоит это обособление? В отличие от стихийных природных сил в центре общественного развития стоит человек, обладающий сознанием и волей. Природа же существует и развивается по своим собственным, независимым от человека и общества законам. Есть и еще одно обстоятельство: человеческое общество выступает в качестве творца, преобразователя, создателя культуры. Само слово «культура» в наиболее широком смысле означает все созданное человеком: это сотворенная человеком «вторая природа», которая как бы надстроена над природой естественной. Все это порождает представление о том, что человек и общество в своей деятельности противопоставляются природе. Отношение к природе как к чему-то неоформленному, более низкому, чем культура, ставит человека в позицию завоевателя, покорителя природы. Вспомним известные слова тургеневского героя Базарова: «Природа – не храм, а мастерская, и человек в ней работник». К чему уже привела эта установка сегодня, хорошо известно. Опасное для жизни человека загрязнение среды его обитания, постепенное исчерпание природных ресурсов вызвало экологический кризис, создано угрозу самому существованию человечества.

Сегодня важнее сознавать неразрывную связь природы и общества, которая носит взаимный характер. С одной стороны, природная среда, географические и климатические особенности оказывают значительное воздействие на общественное развитие, ускоряя или замедляя темп развития стран и народов, влияя на общественное разделение труда. Например, у Ключевского читаем о влиянии рек на хозяйственную и общественную жизнь славян: «Служа готовыми первобытными дорогами, речные бассейны своими разносторонними направлениями рассеивали население по своим ветвям. По этим бассейнам рано обозначились различные местные группы населения, племена, на которые древняя летопись делит славянство 9-10 в в..... Но это центробежное действие речной сети сдерживалось другой ее особенностью. Взаимная близость главных речных бассейнов равнины... не позволяла размещавшимся по ним частям населения обособляться друг от друга, за- мыкаться в изолированные гидрографические клетки, поддерживала общение между ними, подготовляла народное единство и содействовала государственному объединению страны».

С другой стороны, общество влияет на естественную среду обитания человека. История человечества свидетельствует как о благотворном влиянии деятельности – людей на естественную среду обитания, так и о пагубных ее последствиях. Так, в свое время были осушены болотистые топи вокруг Флоренции, ставшие затем цветущими землями. Сады и виноградники на склонах Кавказских гор так же, как прекрасные рощи на островах Тихого океана,– дело рук человека. Вместе с тем известны случаи, когда стада домашних животных вытаптывали почву. Так, об античной Греции говорили, что ее могущество «съели» расплодившиеся козы.

Итак, возвращаясь к тому определению понятия общества, с которого мы начинали свои рассуждения, уточним: говоря об обособлении общества от природы, мы имеем в виду его качественную специфику, но не оторванность от природы и процессов ее естественного развития.

5. Во второй части нашего определения понятия «общество» подчеркнута идея взаимосвязи людей и взаимодействия различных сфер общественной жизни. В философской литературе общество определяется как динамическая, саморазвивающаяся система. Слово «система» греческого происхождения, означает целое, составленное из частей, совокупность. Каждая система включает взаимодействующие части: подсистемы и элементы. Главное значение приобретают связи и отношения между частями. Динамические системы допускают различные изменения, развитие, возникновение новых и отмирание старых частей и связей между ними.

Общество состоит из огромного количества составляющих его элементов и подсистем, которые обновляются и находятся в изменяющихся связях и взаимодействиях. Попытаемся выделить некоторые из этих частей и проследить связи между ними,

К числу подсистем можно отнести в первую очередь сферы общественной жизни. Их выделяют несколько: экономическая (отношения в процессе материального производства), социальная (взаимодействие классов, социальных слоев и групп)" политическая (деятельность государственных организаций, политических партий), духовная (мораль, религия, искусство, философия, деятельность научных, религиозных, образовательных организаций и учреждений),

Каждая сфера общественной жизни тоже представляет сложное образование: составляющие ее элементы дают представление и об обществе в целом. Не случайно одни исследователи рассматривают общество на уровне действующих в нем организаций (государства, церкви, системы образования и др.), другие – сквозь призму взаимодействия социальных общностей. Многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности, называются общественными отношениями. Принято различать отношения, которые складываются в сфере материального производства, и те, которые пронизывают духовную жизнь общества. Если первые обеспечивают обществу материальные возможности существования и развития, то вторые (идеологические, политические, юридические, нравственные и др.) есть результат и условие взаимодействия людей в процессе создания и распространения духовно-культурных ценностей. Вместе с тем материальные и духовные общественные отношения находятся во взаимосвязи и обеспечивают развитие общества.

Проиллюстрировать связи между подсистемами и элементами общества можно различными примерами. Так, изучение далекого прошлого человечества позволило ученым сделать вы- вод о том, что нравственные отношения людей в условиях первобытности строились на коллективистских началах, т. е., говоря современным языком, приоритет всегда отдавался коллективу, а не отдельному индивиду.

Хорошо прослеживается связь правовых норм и социально- экономических отношений. Обратимся к известным историческим фактам. В своде законов Казахского ханства «Жеты-Жаргы», предусмотрены различные наказания за убийство. При этом мера наказания определялась, в первую очередь, местом человека в системе иерархических отношений, его полу, принадлежностью к тому или иному социальному слою или группе. Так, кун за убийство султана или ходжи был огромен: он равнялся стоимости стада в 700 баранов. Жизнь простого кочевника ценилась в 7 раз дешевле. За убийство женщины, виновный был обязан платить 500 баранов.

Общественная жизнь находится в постоянном изменении. Темпы и масштабы этих изменений могут быть различными: в истории человечества были периоды, когда сложившийся порядок жизни не менялся в своих основах столетиями; со временем темпы изменений стали нарастать.

6.Формации и цивилизации.Определяющей сферой общества признается материальная (сфера производства и оказания услуг).

Политические и правовые отношения, т.е. отношения в обществе по поводу распределения власти. Политические и правовые отношения - это объективная структура общества, не сводимая к личным качествам людей у власти. Политическая власть в любом обществе, в конечном счете, оказывается принадлежащей тому, у кого в руках экономическое могущество. Обратное воздействие состоит в том, что организация и состав органов управления, уровень принимаемых законов создает реальное условие экономической жизни общества, развития производства.

Духовная сфера жизни общества включает науку, религию, философию, художественно-эстетическое творчество (все формы искусства, литературы), мораль, систему образования и воспитания. В современном обществе – это социальные институты, т.е. особые формы общественной организации.

На основе понимания взаимосвязи основных сфер общественной жизни было введено понятие общественно-экономической формации, характеристику которой мы уже давали. Отметим только, что общественно-экономические формации Маркс рассматривает, как сменяющие друг друга этапы жизни общества: первобытнообщинная формация; рабовладельческая формация; феодальная формация; капиталистическая формация; коммунистическая формация.

Влияние личности на ход исторического процесса зависит от периода исторического развития и может оказаться существенным в переломный момент (или использую термин синергетики – в точке бифуркации). Роль личности рассматривалась, как принципиально ограниченная историческими рамками. «Влиятельные люди, благодаря особенностям своего ума и характера, могут изменять индивидуальную физиологию событий и некоторые частные их последствия, но они не могут изменять общие направления, которые определяются другими силами».

В современных трактовках понимание роли личности и ее влияния на исторические события существенно расширились в связи с осознанием альтернативности конкретного хода истории, особенно в переломные моменты.

1. Формации, как этапы развития, определены только для европейской истории. За пределами Европы аналогичные стадии в развитии общества не обнаруживаются.

2. Соотношение элементов общественно-экономической формации и их развитие в ходе истории не является простым переходом от одной целостности к другой. Некоторые элементы сохраняются, а другие появляются раньше, за пределами собственной формации.

Макс Вебер (1864-1920) критиковал формационную теорию. По Веберу, в ХХ в. господствующими изменениями социальной жизни будут рационализация и бюрократизация (разум, а не эмоции или мораль).

Формационная концепция рационализировала историю, обращая внимание на единую направленность ее развития и основных этапов. Альтернативой ее в ХХ в. становится цивилизационный подход, основанный на идеях качественного своеобразия региональных, локальных культур.

Освальд Шпенглер в «Закате Европы» отмечал, что история человечества не является линейной, и универсальная периодизация ее невозможна. История человечества – это «спектакль мощных культур, имеющих каждая собственную идею, собственную жизнь, волнения, чувствования и собственную смерть». Историческое развитие складывается из периодов поочередного выдвижения на первый план локальных культур, реализации их потенциалов. Всего существует восемь локальных культур: Индийская, Китайская, Вавилонская, Египетская, Греко-Римская, Арабская, Майя, Западно-Европейская. У каждой культуры свой особый стиль: Греко-Римская – аполлоновская, Арабская – магическая, Западно-Европейская – фаустовская. Эти культуры не сменяют друг друга на каждой стадии развития, а развиваются, каждая на собственной основе, независимо. Любые заимствования носят внешний и второстепенный характер. Жизненный цикл культуры составляет примерно 1000 лет. Он включает рождение, рост, расцвет, упадок. Упадок – не обязательно физическая гибель культуры. Это может быть ее остановка на достигнутом, воспроизводство стереотипов, закостенение.

А. Тойнби писал, что история – это жизнь обществ, локализованных в пространстве и во времени. Всего имеется 21 локальная цивилизация, живые и неживые. Живые: Западная, Православно-Христианская, Индуистская, Дальневосточная. В основе формирования локальных культур лежит диалог человечества и божественного закона – логоса. Импульс к росту цивилизации – это вызов, т.е. специфические условия или изменение ситуации. Чтобы справиться с ними, общество должно измениться. Таким образом, цивилизация дает ответ, т.е. вырабатывает соответствующий образ жизни, формы социальной организации, технологии, систему ценностей. В формировании ответа выделяется творческое меньшинство, которое становится правящей элитой. Рано или поздно на очередной вызов элита не сможет дать ответ, с этого момента ее власть опирается уже не на авторитет, а на силу. Происходит надлом, за которым следует гибель.

Н.Я. Данилевский ввел понятие культурно-исторический тип, аналогичное понятию локальной культуры. Культурно-исторический тип подобен живому организму, он растет, дряхлеет, борется с другими культурно-историческими типами. Культурно-исторический тип может быть обоснован на специфике религии, духовной культуры, политической организации, экономической организации или на сочетании этих фактов. Славянский культурно-исторический тип специфичен по всем четырем аспектам. Концепция Данилевского связана с традиционной для русской социальной философии XIX-XX вв. полемикой западников и славянофилов. Западники утверждали, что механизмы социальной жизни в России, такие же, как в Европе. Славянофилы подчеркивали идею исторического своеобразия России, ее самобытности, принципиально особого пути развития и предназначения. В ХХ веке эти идеи поддерживает евразийство.

В настоящее время социальная философия считает необходимым, рассмотрение истории в соединении формационного и цивилизационного подходов. При попытках синтезов этих подходов:

1. вводится обобщенное понятие цивилизации, как стадии в развитии культуры. Цивилизация здесь противопоставлена варварству и объединяет несколько формаций.

2. вводится понятие традиционной и техногенной цивилизации, как двух наиболее общих типов социальной организации. Традиционные общества (Индийское, Китайское, Египетское, Средневековое Мусульманское государство, страны третьего мира в ХХ веке) характеризует медленный темп социальных изменений, приоритет традиций, высокая роль общественных норм. Техногенная цивилизация ориентирована на быстрые изменения. В ней приоритетны инновации, ключевая роль принадлежит автономной личности. Становление техногенной цивилизации связано с формированием классического естествознания и техники. Эта цивилизация впервые сформировалась в Европе в XV-XVII вв. Затем началась ее экспансия, в ходе которой поглощались и преобразовывались бывшие традиционные общества. Сейчас в стадии цивилизационного разлома находятся Россия и Арабский мир.

Понятие цивилизации трактуется в философии неоднозначно. Цивилизация (лат. civilis - государственный, гражданский) - обозначает:

1) одно из разнокачественных состояний общества в его изменении в реальном историческом времени;

2) этап в эволюции человеческого общества, пришедший на смену "первобытному варварству" (Морган);

3) совокупность организационных средств (программ деятельности), посредством которых люди стремятся достичь тех общественных целей, которые заданы существующими универсалиями культуры и фундаментальными символами последней.

Стадии развития традиционной цивилизации почти не определяются. Стадии в развитии техногенной цивилизации связаны с основными стадиями развития техники:

1. Индустриальная техника.

2. Машинная техника (с изобретением парового двигателя и его промышленного применения). Это первая промышленная революция, 30-е гг. XIX в.

3. Стадия автоматической техники, вторая промышленная революция, 50-е гг. ХХ в.

В этих этапах человек передает технике функции: функцию непосредственного воздействия на объект, функцию источника энергии, функцию организации и контроля.

7. В универсальной культурно-философской концепции Гердера понятие «культура» характеризуется как применимое к роду человеческому, всему человечеству. Называя становление культуры вторым рождением человека, Гердер писал: «Мы можем, как угодно назвать этот генезис человека во втором смысле, мы можем назвать его культурой, то есть возделыванием почвы, а можем вспомнить образ света и назвать просвещением, тогда цепь культуры и просвещения протянется до самых краев земли». Идеи, исторически сформулированные в период от Цицерона до Гердера, образовали теоретическое ядро того гуманистического понимания культуры, которое послужило предпосылкой и исходным пунктом для формирования современного понимания культуры.

В настоящее время, данное понятие трактуется следующим образом: исторически определённый уровень развития общества, сил и способностей человека, выраженных в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в созданных ими материальных и духовных ценностях. Культура есть социальное порождение, главным её носителем является человек.

На развитие культуры в современных условиях оказывает свое воздействие развертывающаяся и углубляющаяся НТР. Это воздействие многогранно и противоречиво. С одной стороны, НТР неизмеримо расширила возможности приобщения самых широких масс к духовным ценностям, в частности, через средства массовой информации, предъявила возросшие требования к образованности, к повышению интеллектуального потенциала общества. Одновременно благодаря развитию транспорта, средств связи НТР усилила подвижность населения, привела к интенсификации процессов культурного обмена, к усилению интернационализации общественной жизни и культуры.

Культура представляет собой неоднородное явление. Наряду с общими чертами, ей присущи и черты характерные для различных социальных слоев и групп. Системы специфических культурных особенностей, характерных для некоторых социальных групп, называются субкультурами. Так, своеобразие культурных запросов молодежи дает основание говорить о существовании особой молодежной субкультуры.

Национальные культуры также являются специфическими культурными системами, обладающими относительной автономностью и автохтонностью (коренным происхождением). Различные культуры многочисленных народов и национальностей, имеют в своей основе единое общечеловеческое творческое начало. Они отличаются друг от друга по форме, которая определяется особенностями истории конкретных народов, различными условиями, в которых происходило формирование этих культур. Необходимо учитывать и то обстоятельство, что подавляющее большинство народов не существует в изоляции, а активно взаимодействует с другими народами. Поэтому многие национальные культуры, представляют собой результат взаимодействия нескольких проживающих (или проживавших ранее) рядом друг с другом народов. Развитие национальных культур - важное условие и предпосылка их взаимообогащения, но это не должно вести к их отделению друг от друга, а тем более к провозглашению их исключительности. Не умаляя ценности и уникальности существования и развития национальных культур, следует отметить, что каждая нация вносит свой исторический вклад в мировую культуру и в то же время черпает из кладовой мировой культуры. Магистральный путь развития мировой культуры пролегает отнюдь не через сведение всего ее богатства к некоторому единому образцу, а через аккумулирование всего лучшего сохранение многообразия культур не только в памяти, но и в культурной практике человечества.

Региональные особенности культуры проявляются не только в специфических чертах культуры отдельных народов. Имеются определенные существенные различия между городской культурой и культурой села, культуры крупного города и культуры мелких и средних городов. Есть основания говорить об особенностях культуры в больших регионах мира. Так Европа сделала упор на разум, рациональное освоение действительности и использование его успехов. Восток же до недавнего времени больший упор делал на чувственное восприятие окружающего мира, интуицию, самовнушение. Понятно, что все это больше относится к традиции. Сегодня граница между культурами Запада и Востока уже основательно размыты, обмен принципами, идеями и духовными ценностями идет со все большей интенсивностью. Подводя итог можно сказать, что мировая культура - явление достаточно сложное и многогранное, куда входят формационные, региональные, национальные типы культур и огромное число субкультур, существующих в качестве подсистем в этих культурных типах.

Во внутренней организации культуры существуют также структурные уровни, которые подразделяют ее на массовую и элитарную культуры. Массовая культура сформировалась одновременно с обществом массового потребления. Массовой или популярной культуре противопоставляют элитарную культуру, которая более сложна по содержанию и трудна для восприятия ее неподготовленными людьми.

Наиболее устойчивой стороной культуры являются культурные традиции. Под ними понимаются элементы социального и культурного наследия, которые не просто передаются от поколения к поколению, но и сохраняются в течение длительного времени, на протяжении жизни многих поколений. Однако, культура - это не только традиции, процесс накопления и сохранения духовных ценностей предыдущих поколений. Формирование культуры предполагает и ее развитие, т. е. не только сохранение лучших образцов прошлого, но и создание нового культурного Богатства в процессе творчества. Данное направление в культуре называется новаторством. Таким образом, традиции и творчество в развитии культуры органично взаимосвязаны.

Культура и цивилизация. Как уже упоминалось, понятие цивилизации происходит от латинского слова "civis" "гражданин". По мнению большинства современных исследователей, цивилизация обозначает следующую за варварством ступень культуры, которая постепенно приучает человека к целенаправленным, упорядоченным совместным действиям с себе подобными, что создает важнейшую предпосылку культуры. Так, "цивилизованный" и "культурный" воспринимаются как понятия однопорядковые, но цивилизация и культура не синонимы (система современной цивилизации, характерная для развитых стран Западной Европы, США и Японии, одна и та же, хотя культуры во всех странах различные). В других случаях этот термин используется для обозначения известного уровня развития общества, его материальной и духовной культуры. В качестве основы для выделения формы цивилизации берутся признаки региона или континента (цивилизация античного Средиземноморья, европейская цивилизация, восточная цивилизация и т.д.). В них в той или иной мере отображаются реальные характеристики, выражающие общность культурно-политических судеб, исторических условий и т. д. но следует отметить, что географический подход не всегда может передать наличие в этом регионе различных исторических типов, уровней развития социально-культурных общностей. Существуют и другие подходы к пониманию цивилизации, о которых речь шла выше.

Цивилизация включает в себя преобразованную человеком окультуренную природу и средства этого преобразования, человека, усвоившего их и способного жить в окультуренной среде своего обитания, а также совокупность общественных отношений как форм социальной организации культуры, обеспечивающих ее существование и преобразование. Это некоторая общность людей, характеризуемая определенным набором ценностей (технологиями, навыками, традициями), системой общих запретов, похожестью (но не тождественностью) духовных миров и т. д. Но любому эволюционному процессу в том числе и развитие цивилизации, сопутствует и рост разнообразия форм организации жизни, - цивилизация никогда не была и не будет единой, несмотря на объединяющую человечество технологическую общность. Обычно феномен цивилизации отождествляется с появлением государственности, хотя государство и право - сами продукт высокоразвитых цивилизаций. Они возникают на базе сложных, социально значимых технологий. Такие технологии охватывают не только сферы материального производства, но и власть, военную организацию, промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь и интеллектуальную деятельность. Цивилизация возникает благодаря особой функции технологии, которая создает, порождает и конструирует адекватную ей нормативно-регулятивную среду обитания, в которой она живет и развивается.

Теперь обратимся к соотношению культуры и цивилизации. Цивилизация выражает нечто общее, рациональное, стабильное. Она представляет собой систему отношений, закрепленных в праве, в традициях, способах делового и бытового поведения. Они образуют механизм, гарантирующий функциональную стабильность общества. Цивилизация определяет общее в сообществах, возникающих на базе однотипных технологий.

Культура - есть выражение индивидуального начала каждого социума. Исторические этносоциальные культуры есть отражение и выражение в нормах поведения, в правилах жизни и деятельности, в традициях и привычках не общего у разных народов, стоящих на одной цивилизационной ступени, а того, что специфично для их этносоциальной индивидуальности, их исторической судьбы, индивидуальных и неповторимых обстоятельств их прошлого и сегодняшнего бытия, их языка, религии, их географического местоположения, их контактов с другими народами и т. д. Если функция цивилизации - обеспечение общезначимого, стабильного нормативного взаимодействия, то культура отражает, передает и хранит индивидуальное начало в рамках каждой данной общности.

Таким образом, цивилизация - это социокультурное образование. Если культура характеризует меру развития человека, то цивилизация характеризует общественные условия этого развития, социальное бытие культуры.

Именно сегодня проблемы и перспективы современной цивилизации приобретают особый смысл, вследствие противоречий и проблем глобального порядка, приобретающих все более острый характер. Речь идет о сохранении современной цивилизации, безусловном приоритете общечеловеческих интересов, Предотвращение термоядерной войны, объединение усилий в противостоянии экологическому кризису, в решении энергетической, продовольственной и сырьевой проблемы - все это необходимые предпосылки сохранения и развития современной цивилизации.

Основная литература 2; 3; 6; 13; 16-17; 20; 22-23; 25-26; 29-30; 32-33; 40; 47; 50-51.

Дополнительная литература: 55; 56; 57; 61; 62; 63; 67; 68; 71; 72; 74; 75; 76; 77; 78; 79; 80.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Тема 1. Философия в мире культуры. Круг проблем

Тема Философия эпохи Возрождения и Нового Времени Философия эпохи первых буржуазных... Тема Философия эпохи Возрождения и... Тема Немецкая классическая философия Марксизм...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Тема 16. Философия общества. Культура и цивилизация

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Тема 1. Философия в мире культуры. Круг проблем
философии 1. Культурно-исторические предпосылки философии 4. Понятие, сущность и исторические типы мировоззрение. 2. Понятие философ

Философия как мировоззрение
  Философия         научно-теоретический тип мировоззрения

Основные этапы эволюции философии как мировоззрения
        Космоцентризм     В основе:принцип упорядо

Тема 2 Философия древности
1.Классические и неклассические школы древней Индии. 2. Основные школы древнего Китая (учение Конфуция, даосизм) 1. Философы по-разному определяли п

Тема 3. Античная философия
1. Этапы развития античной философии. 2. Характерные черты первых философских (досократических) школ. а) Милетская школа: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен;

Философские школы.
1. Философия натуралистической ориентации - Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит) - Пифагорейская школа (Пифагор, Ксенофил и

Тема 4. Европейская средневековая философия
1. Характерные черты средневековой философии. 2. Этапы развития 3. Номинализм и реализм 4. Философия Аврелия Августина и Фомы Аквинского

Философия
1. Основные проблемы средневековой арабской философии. 2. Философские школы в арабо-мусульманском мире 1. Философия исламского мира в средние века в

Времени
1. Характеристика основных направлений философии Нового времени. 2. Философия эпохи первых буржуазных революций 3. Эпоха Просвещения в философии.

Основные направления
  Деистическое (деизм)           религиозно-филосо

Времени
1. Характеристика основных направлений философии Нового времени. 2. Философия эпохи первых буржуазных революций 3. Эпоха Просвещения в философии.

Основные направления
  Деистическое (деизм)           религиозно-филосо

Тема 8. Из истории русской философии.
1 Особенности и основные направления развития русской философии 2. Западники и славянофилы 3. Русская религиозная философия 4. Философские взгляды

Три направления русского космизма
Культурно-философское Философское Сциентическое Космические идеи в русской философии XVIII - первой поло­вины XIX в. отраже­ны в уто

Тема 9. Из истории отечественной философии
1. Исторические предпосылки и закономерности возникновения казахского просвещения 2. Казахские просветители ХIХ века: Шокан Валиханов, Ибрай Алтынсарин, Абай Кунанбаев.

Тема 10. Основные направления западной философии ХIХ – ХХ веков
1. Общая характеристика неклассической западноевропейской философии к. ХIХ – ХХ вв. Волюнтаризм А. Шопенгауэра. 2.. «Философия жизни»: Ф. Ницше. 3. Современная позитивистская фило

Тема 11. Бытие мира и духа.
1. Бытие как смысл существующего. 2. Формирование философского понятия материи. 3. Понятие движения и развития. 4. Пространство и время.

Тема 12. Сознание и самосознание
1.Отражение как всеобщее свойство материи. 2. Основные элементы и уровни структуры сознания. 3. Сознание и самосознание

Тема 14. Теория и методы познания (гносеология).
1. Понятие познания. Агностицизма и скептицизм. 2..Формы и уровни познания 3. Практика и ее значение. 4. Проблема истины в философии и науке.

Тема 17. Философия техники
1. Основные понятия философии техники 2. Общество в период информационно-компьютерной революции 3. Глобальные проблемы человечества 1

Тема 18. Будущее человека и человечества
1. Новые перспективы биологического существования человека 2. Человечество как субъект истории в XXI веке. 3. Горизонты будущего: человек и мир.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги