рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Основные этапы эволюции философии как мировоззрения

Основные этапы эволюции философии как мировоззрения - раздел Культура, Тема 1. Философия в мире культуры. Круг проблем       ...

     
  Космоцентризм    
В основе:принцип упорядочения целостности Вселенной и человека. В древнегреческом миропонимании макрокосм определяет уровни связи человека и Вселенной логической цепочкой: Судьба -> Боги -► Космос -* полис -> человек, способом постижения которой выступает Логос. Место человека (микрокосма) в его отношении к Вселенной (макрокос­му) определяется природой человека (Древняя Индия, Древний Китай, Древняя Греция)

 

    Теоцентризм  
         
    В основе:объяснение сути мироздания посредством существования Бога. Божественный порядок отличает иерархичность взаимоотношений двух целостностей: Бога и Его творения — человека (средневековая Европа)

 

    Антропоцентризм  
         
    В основе:проблема природы и сущности человека, его места и роли во Вселенной (Европа эпохи Возрождения, Нового и Новейшего времени, современные философские школы)

 

Мировоззрение и философия не тождественные понятия. Общее между ними то, что пытаются найти ответы на вопросы:

· Что представляет собою природа, окружающий мир?

· Каково место человека в этом мире?

· Может ли человек познать мир, и каким образом достигается познание?

· Как человек должен вести себя по отношению к другим людям?

· Что такое истина, добро, красота?

Вместе с тем, мировоззрение появляется задолго до того, как возникает философия. Оно шире по объему, чем понятие «философия»

Философия не является достоянием широких народных масс. Она реализует мировоззренческую функцию на основе теоретического отношения к действительности, т. е. она есть приведенная система мировоззрения

Развернутая система философского знания включает:

· Учение о мире в целом, о движущих им глобальных силах, о всеобщих законах его организации – это онтология (ontos - бытие).

· Учение о человеке, его природе и организации его деятельности – это антропология(antropos - человек).

· Учение о познании, его основаниях, возможностях и границах – это гносеология.

· Учение об обществе и истории человечества, которое рассматривает человечество в целом – это социальная философия.

· Ценностная теория (аксиология)— раздел философии, исследующий сущ­ность и природу ценностей, структуру ценностного мира, т.е. связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами, со структурой личности.

Эстетика- учение о прекрасном;

Этика - учение о морали;

История философии - наука о развитии философских знаний.

Прикладные аспекты философского знания:

□ Философия науки- раздел философии, включающий исследования струк­туры научного знания, средств и методов научного познания, способов обоснования и развития знания.

Философия техники- раздел философии, связанный с интерпретацией феномена техники в современном мире.

Философия истории- раздел философии, связанный с. интерпретацией исторического процесса и исторического познания.

Философия политики- раздел философии, исследующий общие вопросы политической сферы общественного устройства.

□ Философия права- раздел философии, включающий общие вопросы правоведения и государствоведения.

□ Философия культуры- раздел философии, исследующий сущность и значе­ние культуры.

□ Философия религии- это философия в ее отношениях с религией; в узком смысле слова - автономное философское рассуждение о Боге и религии.

Как правило, в творчестве конкретных философов не все разделы представлены одинаково полно. Кроме того, в отдельные периоды истории культуры разные разделы поочередно выходят на первый план.

Функции философии:

1. Мировоззренческая (философское мировоззрение вырабатывает обобщённую систему взглядов на мир и место в нём человека).

Философское мировоззрение - система жизненных установок, отношение человека к другим людям; система идеалов, нравственных ценностей; духовный каркас личност общества («Разум засоряет чистоту инстинктов»)

2. Гносеологическая (раскрывает законы развития познавательной дея­тельности, исследует формы движения мышления к истине, иссле­дует пути и средства проверки полученных знаний.)

3. Интегративная. (синтетическая функция в науке и обществе, здесь осуществляется постановка новых проблем на стыке разных сфер человеческой культуры.)

4. Критическая. (аналитическая исследовательская функция, она связана с анализом путей познания и действия людей.)

5. Ценностно-регулятивная (аксиологическая функция, состоящая в соотнесении целей и путей познания и действия и социально-этической оценки.)

6. Методологическая (она вырабатывает общий метод познания, требования к мыслящему субъекту, ориентации этого субъекта на преобразования действительности; два метода - диалектика и метафизика.)

Итак, философские вопросы - это вопросы о судьбе, предназначении человека и человечества. Не философы придумывают эти вопросы. Их создаёт жизнь. Они предстают как фундаментальные противоречия живой человеческой истории, имеющие открытый, независимый характер. Проходя через всю человеческую историю, выступая в определённом смысле как вечные проблемы, они приобретают в различные эпохи, в различных культурах и свой конкретный неповторимый облик. Философы - в меру своих сил и способностей - решают эти вечные, смысложизненные вопросы. Сам характер философских проблем таков, что простой, однозначный, окончательный результат их разрешения невозможен, их теоретическое решение мыслится не как окончательное, снимающее проблему, а как решения призванные:

- резюмировать прошлое

- определить конкретный облик проблемы в современных условиях

- прагматически осмыслить будущее

Философия, постигая историческую эпоху, опережающе отражает направления и пути развития человечества, предупреждает о скрытых опасностях.

Универсальной проблемой философии является проблема взаимоотношения "мир - человек". У неё много обличий: "субъект - объект", "материальное - духовное", "объективное - субъективное" и т.д.

4. Издавна философы страшились выделить в этой универсальной проблеме главную, так называемый основной вопрос философии.

В марксистской философии этот вопрос был сформулирован Ф. Энгельсом: "Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей философии, есть вопрос об отношении мышления к бытию".

Такой подход к формулировке основного вопроса философии базируется на фундаментальных фактах человеческой жизни:

- существуют материальные явления и духовные (сознание, во­ля, мышление);

- каждый человек выделяет себя из всего того, что его окру­жает и отличает себя от всего другого;

- он соотносит свои цели с действительностью, оценивает действительность.

«Двойственный» характер человеческой жизни, "удвоение" человеком себя и своего мира в сознании является базисом выделения в качестве основного вопроса об отношении материального и духовно­го.

Основной вопрос философии имеет две стороны:Первая: что первично - дух или материя? В зависимости от ответа на этот вопрос философы делятся на два главных направления.

Представители первого - материалисты - за основу берут материю, а сознание рассматривают как нечто вторичное, зависимое от материи.

Разновидности: метафизический материализм, вульгарный матери­ализм, диалектический материализм.

Представители второго - идеалисты - первичным считают дух, сознание, а материальный мир, вторичным.

Идеализм существует в двух основных разновидностях: - субъективный идеализм - представители которого считают первичным сознание человека, субъекта;

- объективный идеализм, сторонники которого считают первичным дух, существующий независимо от человека.

Материализм и идеализм - это монистические направления в философии (греч. монос - один), так как то и другое направление за основу берут какое-то одно начало.

Наряду с философским монизмом существует течение дуализм (лат. дио - два), сторонники которого рассматривают материю и сознание как два параллельных начала.

Вторая сторона основного вопроса философии: Познаваем ли мир? Большинство философов утвердительно отвечает на этот вопрос. Однако часть философов отрицает возможность познания мира полностью или частично. Это были представители агностицизма (греч. а - нет, гносис - знание). Часть философов признавая познаваемость мира, выражала сомнение в достоверности знаний, их называли скептиками, а направление - скептицизм (греч. скептикоз - критикующий).

Рассматривая основной вопрос философии, необходимо отметить, что далеко не все философы с ним согласны. Более того, большинство философов, в прошлом и сейчас, даже и не считают своим важнейшим делом решение именно этого вопроса.

На первый план в различных философских учениях выносятся проблемы путей достижения истины, проблемы нравственного долга, свободы, практики и др.:

- Французкий философ А.Камю "Вопрос о смысле жизни я считаю самым неотложным из всех вопросов";

- Русский философ Н.А.Бердяев - основная проблема - проблема свободы человека: его сущности, природы, предназначения;

- Немецкий философ П. Рикерт - проблема зла и насилия.

- Фрэнсис Бекон - вопрос об усилении власти человека над природой.

- Руссо - вопрос о социальном неравенстве и путях его преодоления.

- Гельвеций – вопрос о сущности человеческого счастья.

Но, тем не менее, любой философ, рассматривая ту или иную проблему, так или иначе рассматривает соотношение «мир – человек», а значит хочет он того или не хочет, обращается к основному вопросу философии.

Основная литература[1][1]: 3; 16; 17; 20;22; 23; 33; 47; 50.

Дополнительная литература:53; 56;57; 62; 63; 67; 80;

 


 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Тема 1. Философия в мире культуры. Круг проблем

Тема Философия эпохи Возрождения и Нового Времени Философия эпохи первых буржуазных... Тема Философия эпохи Возрождения и... Тема Немецкая классическая философия Марксизм...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Основные этапы эволюции философии как мировоззрения

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Тема 1. Философия в мире культуры. Круг проблем
философии 1. Культурно-исторические предпосылки философии 4. Понятие, сущность и исторические типы мировоззрение. 2. Понятие философ

Философия как мировоззрение
  Философия         научно-теоретический тип мировоззрения

Тема 2 Философия древности
1.Классические и неклассические школы древней Индии. 2. Основные школы древнего Китая (учение Конфуция, даосизм) 1. Философы по-разному определяли п

Тема 3. Античная философия
1. Этапы развития античной философии. 2. Характерные черты первых философских (досократических) школ. а) Милетская школа: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен;

Философские школы.
1. Философия натуралистической ориентации - Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит) - Пифагорейская школа (Пифагор, Ксенофил и

Тема 4. Европейская средневековая философия
1. Характерные черты средневековой философии. 2. Этапы развития 3. Номинализм и реализм 4. Философия Аврелия Августина и Фомы Аквинского

Философия
1. Основные проблемы средневековой арабской философии. 2. Философские школы в арабо-мусульманском мире 1. Философия исламского мира в средние века в

Времени
1. Характеристика основных направлений философии Нового времени. 2. Философия эпохи первых буржуазных революций 3. Эпоха Просвещения в философии.

Основные направления
  Деистическое (деизм)           религиозно-филосо

Времени
1. Характеристика основных направлений философии Нового времени. 2. Философия эпохи первых буржуазных революций 3. Эпоха Просвещения в философии.

Основные направления
  Деистическое (деизм)           религиозно-филосо

Тема 8. Из истории русской философии.
1 Особенности и основные направления развития русской философии 2. Западники и славянофилы 3. Русская религиозная философия 4. Философские взгляды

Три направления русского космизма
Культурно-философское Философское Сциентическое Космические идеи в русской философии XVIII - первой поло­вины XIX в. отраже­ны в уто

Тема 9. Из истории отечественной философии
1. Исторические предпосылки и закономерности возникновения казахского просвещения 2. Казахские просветители ХIХ века: Шокан Валиханов, Ибрай Алтынсарин, Абай Кунанбаев.

Тема 10. Основные направления западной философии ХIХ – ХХ веков
1. Общая характеристика неклассической западноевропейской философии к. ХIХ – ХХ вв. Волюнтаризм А. Шопенгауэра. 2.. «Философия жизни»: Ф. Ницше. 3. Современная позитивистская фило

Тема 11. Бытие мира и духа.
1. Бытие как смысл существующего. 2. Формирование философского понятия материи. 3. Понятие движения и развития. 4. Пространство и время.

Тема 12. Сознание и самосознание
1.Отражение как всеобщее свойство материи. 2. Основные элементы и уровни структуры сознания. 3. Сознание и самосознание

Тема 14. Теория и методы познания (гносеология).
1. Понятие познания. Агностицизма и скептицизм. 2..Формы и уровни познания 3. Практика и ее значение. 4. Проблема истины в философии и науке.

Тема 16. Философия общества. Культура и цивилизация
1. Понятие и функции общества. 2. Развитие знаний об обществе и его основные этапы и направления 3. Типы и функции общества 4. Общество и природ

Тема 17. Философия техники
1. Основные понятия философии техники 2. Общество в период информационно-компьютерной революции 3. Глобальные проблемы человечества 1

Тема 18. Будущее человека и человечества
1. Новые перспективы биологического существования человека 2. Человечество как субъект истории в XXI веке. 3. Горизонты будущего: человек и мир.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги